Реферат по предмету "Экономика"


Пять примеров планирования затрат и прибыли

Ирина Геннадьевна Kyкyкинa, кандидат экономическихнаук, профессор кафедры экономики и организации предприятия факультетаэкономики и управления Ивановского государственного энергетическогоуниверситета.
Какомупродукту уделить основное внимание? Должны ли мы продавать 100 ед. по 9 руб. закаждую, если цена значительно ниже полной себестоимости? Должны лиизготавливать комплектующую деталь для нашего продукта сами или привлечьвнешнего поставщика? Должны ли ликвидировать продуктовую линию? Эти вопросызатрагивают специфические решения, принимаемые руководителями. В отличие откаждодневных решений (сверхурочная работа, изменения графика ремонтаоборудования), они относятся скорее к перспективным задачам. Поэтому, кромевычисления самих цифр, очень важно учитывать их долговременное влияние набизнес.
Посколькупринятие решений такого рода включает выбор из нескольких направленийдеятельности, то приходится проводить сравнения. Этот процесс выполняется двумяшагами:
извлечьинформацию, полезную (релевантную) для принятия решения;
провестианализ информации в сравниваемых альтернативах.
1.Какому продукту уделять особое внимание
Решенияподобного рода оказывают большое влияние на прибыль. Если продавец предлагаетпродукт с низкой валовой маржой, то операционная прибыль фирмы уменьшается.Даже при том, что продукт будет продан. Эти решения важны из-за существующих улюбой фирмы ограничений: в персонале, пространстве, бюджете на рекламу и др.
Предположим,что изготовитель имеет два продукта под условными названиями А и Б:
Таблица1. А Б Продажная цена, тыс. руб./ед. 0, 3 0, 4 Переменные затраты, тыс.руб./ед. 0, 12 0, 32 Валовая маржа, тыс.руб./ед. 0, 18 0, 08 Коэффициент валовой маржи, % 60 20
Полагаясьна эти данные, можно сделать вывод о том, что продукт А более выгоден, чем Биз-за высокой процентной маржи. Однако от нас скрыта такая важная частьинформации, как время, которое требуется на изготовление каждого продукта.Недостающая информация называется фактором ограничения.
Факторограничения — это то, что ограничивает объем производства или объем продаж.Предприятие или люди не в состоянии произвести или выполнить большеопределенного количества операций. Предел возможностей трудовых ресурсов илитехники может выражаться в человеко-часах, машино-часах, удельных расходахматериалов, квадратных метрах площади. Факторы ограничения могут меняться упредприятий в зависимости от характера бизнеса. Очень важен фактор ограниченияв объеме продаж — он может появиться из-за жесткой конкуренции или низкойплатежеспособности.
Предположим,что в нашем примере можно изготовить один продукте или три продукта Б за одинчас. Фирма имеет производственную мощность 10 тыс. ч. Какому продукту отдатьпредпочтение?
Способдостижения максимальной прибыли будет заключаться в том, чтобы обеспечить самуювысокую валовую маржу на единицу фактора ограничения. В нашем примере такимфактором будет количество часов. Анализ включает два шага:
Определитьваловую маржу на фактор ограничения.
Умножитьэту валовую маржу на производственную мощность, выраженную в единицах фактораограничения.
Таблица2. А Б Производительность, ед./ч. 1 3 Валовая маржа, тыс.руб./ед. 0, 18 0, 08 Валовая маржа, тыс.руб./ч. 0, 18 0, 24 Производственная мощность, ч 10000 10000 Валовая маржа на производственную мощность, тыс. руб. 1800 2400
Наличиефактора ограничения заставляет менеджера обратить внимание на продукт Б, таккак он приносит большую прибыль.
2.Изготовить или купить?
Производимыепродукты часто требуют специфических комплектующих деталей и узлов. Например, фирма,изготавливающая мебель, может задаться таким вопросом: самим изготавливатьфурнитуру или покупать у внешнего поставщика? Полагая, что на качестве продуктаэто не отразится, руководитель решает, как лучше использовать имеющеесяоборудование.
Пример.Фирма производит 125 000 ед. изделий. Одну из комплектующих деталей можно самимне изготовлять, а приобрести за 18 руб. Производственная себестоимость деталифирме обходится в 20 руб. Производственные затраты, тыс. руб.:
Таблица3.Прямые материалы 800 1. Прямой труд 400 2. Переменные общепроизводственные расходы 300 3. Постоянные общепроизводственные расходы 1000 4. Производственные затраты (п.1 + п.2 + п.3) 2500 5. Производственная себестоимость детали (2500 тыс.руб./125 000 ед.) 0, 020
Напервый взгляд заманчивее купить деталь на стороне. Ключом к принятию верного решенияслужит анализ разности в затратах по двум альтернативам.
Предположим,что покупка детали на стороне поможет избежать всех переменных затрат и снизитьпостоянные общепроизводственные до 800 тыс. руб.
Полученныеданные убеждают руководителя в том, что выгоднее комплектующую детальизготовить самим (табл. 4). Однако решение поставленного вопроса имеетпродолжение. Мы еще не рассмотрели подход с наилучшим использованиемоборудования, так как высвобождающееся оборудование можно занять изготовлениемдругого прибыльного продукта.
Таблица4. Расчет разности в затратах по двум альтернативам.Показатель Изготовить Купить Разность (1) (2) (1) — (2) Прямые материалы 800 800 Прямой труд 400 400 Переменные общепроизводственные расходы 300 300 Постоянные общепроизводственные расходы 1000 800 200 Цена покупки со стороны (0, 018 тыс. руб. * 125 000 ед.) 2250 (2250) Производственные затраты 2500 3050 (550) Себестоимость производства, тыс. руб./ед. 0, 02 0, 0244 (0, 0044)
3.Как лучше использовать оборудование?
Фирма,заказывая комплектующую деталь на стороне, может занять высвобождающеесяоборудование производством другого продукта, обещающего прибыль.
Таблица5. Расчет чистых затрат по трем альтернативам, тыс. руб.Показатель
Изготовить
самим
Купить и не
использовать
оборудование
Купить и использовать
оборудование для
другого продукта Производственные затраты 2500 3050 3050 Ожидаемая операционная прибыль от другого продукта (600) Ожидаемые чистые затраты 2500 3050 2450
Такимобразом, наилучшим выбором может оказаться приобретение комплектующих деталейна стороне и использование высвобождаемого оборудования для производства новогопродукта (табл. 5). Однако следует напомнить и о неколичественных факторах, которыемогут повлиять на принятие окончательного решения. Например, руководитель решит,что лучше проконтролирует качество детали, если фирма будет изготавливать еесама. Или он сомневается в своевременности поставок со стороны. В то же время уфирмы может не оказаться в достатке рабочих или редких компонентов, входящих вдеталь, нельзя купить компоненты по выгодной цене. В этом случае решение будетв пользу покупки со стороны. Принимая то или иное решение, руководительпостарается учесть все факторы.
4.Продавать, как есть, или обрабатывать дальше?
Производственныезапасы устарели. В запасах могут находиться полуфабрикаты, готовая продукция.Должна ли фирма нести дополнительные производственные затраты по переработкезапасов или должна избавиться от них в том виде, в каком они находятся?Независимо от того, являются ли запасы просто устаревшей продукцией илиполуфабрикатом, руководитель все равно должен решить, имеет ли финансовый смыслпродолжение работы над этими запасами.
Предположим,что у фирмы в наличии 500 устаревших единиц. Производственные затраты этихзапасов составили 1 000 тыс. руб. Фирма стоит перед выбором:
обрабатыватьзапасы дальше с добавочными затратами 200 тыс. руб. и предполагаемой продажейза 320 тыс. руб.;
продатьзапасы или превратить в лом за 80 тыс. руб.
Какуюальтернативу предпочесть? Заметим, что затраты прошлого периода 1 000 тыс. руб.принято считать безвозвратными, так как они иррелевантны и не влияют напринятие будущего решения.
Наилучшимрешением оказывается дальнейшая обработка запасов (табл. 6).
Таблица6. Расчет ожидаемой прибыли по двум альтернативам, тыс. руб.Показатель Обработка запасов дальше Превращение запасов в лом Разность (1) (2) (1) — (2) Ожидаемые доходы 320 80 240 Ожидаемые затраты 200 - 200 Ожидаемая прибыль 120 80 40
5.Вмененные издержки
Вмененныеиздержки (издержки упущенных возможностей, альтернативные затраты) — затраты наиспользование какого-то ресурса, измеренные с точки зрения выгоды, «упущенной»из-за неиспользования данного ресурса наилучшим, альтернативным путем. Этомаксимальная валовая маржа, «упущенная» при использовании ограниченных ресурсовв определенных целях.
Понятиевмененных издержек относится ко всем решениям бизнеса, имеющим альтернативныйкурс действий. Мы рассматриваем не обычные затраты, показанные в финансовыхотчетах. Однако такие затраты рано или поздно приведут к потере наличности, ибухгалтер этот факт зафиксирует снижением прибыли или появлением убытков.
Типичнымпримером вмененных издержек служит заработная плата инженера, покидающего фирму,для того чтобы открыть свой бизнес. Инженер анализирует альтернативы следующимобразом (табл. 7).
Таблица7. Расчет ожидаемого чистого дохода по двум альтернативам, тыс. руб.Показатель Открыть свой бизнес Остаться на службе в фирме Ожидаемая заработная плата в фирме - 120 Ожидаемый доход от своего бизнеса 800 - Ожидаемые затраты бизнеса 600 - Ожидаемый чистый доход 200 120
Еслипродолжить службу в фирме, то вмененные издержки составят 200 тыс. руб., которыеможно заработать в собственном бизнесе. Вмененные издержки основания собственногобизнеса 120 тыс. руб., которые инженер мог бы получить в течение следующегогода, продолжая работать в фирме.
Еслиобратиться к ранее рассмотренным примерам, то можно также обнаружить вмененныеиздержки:
производствопродукта А принесет 2400 тыс. руб. валовой маржи, которая могла быть заработанапроизводством продукта Б;
превращениезапасов в лом составит 120 тыс. руб., которые можно заработать, продолжаяобрабатывать запасы дальше, и т. д.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.