Реферат по предмету "Экономика"


Пути улучшения выкладки товаров и разработки планограмм в ООО ГенералМаркет

--PAGE_BREAK--1.1Роль выкладки товаров в деятельности торгового предприятия.
Посещая магазины, не каждый человек задумывается над тем, почему тот или иной товар расположен именно в том месте магазина, где мы его покупаем. Мы думаем, что это естественно, ведь посещая торговые точки, потребитель преследует совершенно иные цели. Когда человек находится в огромном мире торгового пространства, возможность задуматься об этом моменте полностью исключается, на пути появляется множество отвлекающих маневров, таких как рекламная продукция, наличие промоутеров и т.д. Выкладка товаров — отнюдь не исключение, это один из наиболее важных привлекающих моментов и значимых инструментов стимулирования сбыта. В результате покупатель уже не думает даже о своих собственных мыслях, переживаниях, проблемах, а находится перед выбором покупки, которая зачастую является незапланированной.

Рациональное размещение продукции способствует стимулированию покупательского потока и значительно экономит время обслуживания посетителей. Постоянные посетители быстро находят необходимый им товар, так как знают место его расположения. При этом можно облегчить труд сотрудников магазина, если в процессе пополнения товарных запасов наиболее популярных у потребителей продуктов использовать кратчайшие пути движения товаров со склада к этой зоне размещения.

Под выкладкой часто подразумевается сложный процесс, связанный с расположением и укладкой предлагаемого наименования продукта, чтобы он выигрышно был показан потребителю.(8, 36с)

Прежде всего, организация выкладки товаров в торговом зале зависит от следующих факторов:

-                  от формы обслуживания;

-                  от габаритов товаров;

-                  от физико-химических свойств товаров;

-                  от необходимости соблюдения температурного режима;

-                  от характеристики упаковки товаров;

-                  от конструктивных особенностей оборудования (тип, высота, глубина, ёмкость и т.д.);

-                  от цены товара;

-                  от характера спроса на товар.

Различают несколько видов выкладки товаров:

Вертикальная выкладка— однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Часто встречается в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую — творог, далее следуют сметана и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

Горизонтальная выкладка— тот или иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования, причем каждый товар занимает полностью 1-2 полки. Например, одна полка — томатные соусы; другая полка — прочие соусы; третья полка — майонезы. Этот способ также эффективен при продаже крупногабаритных товаров и товаров в кассетах.

Выкладка «навалом»— размещение товаров с использованием различных типов емкостей или базовых стендов (магазинных тележек, проволочных корзин, бачков, столов или комплектов ёмкостей, поставляемых производителями продуктов).

Выкладка фронтальным способом— один образец товара выставляется в полную величину, остальные (за ним) видны частично или не видны.

На практике применяется комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для групп товара, где ассортимент узок, предпочтительнее вертикальная выкладка; где он более широк, рекомендуется выкладка горизонтальная или комбинированная.

Выкладка товаров подразделяется на товарную и декоративную (демонстрационную, экспозиционную).

Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно для показа и для отпуска товаров.

Декоративная выкладка (выполненная с применением средств объемно-пространственной композиции) применяется для оформления витрин и стеллажей в магазинах или отделах. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей. Декоративная выкладка ассоциируется у потребителя с художественным произведением, и это правильно. Если, например, вы выставляете шар из консервных банок, используя различные цветовые полосы или вьющуюся ленту высотой с человека, необходимо помнить, что товар не должен быть расставлен только по видению дизайнера, в первую очередь диктуют правила законы мерчандайзинга. Вторым нюансом является и то, что слишком сложные конструкции вызывают у человека только восхищение, но сложны в доступности, покупатель боится взять продукт, отняв его от композиции, опасаясь ее разрушить как эстетически, так и механически. При составлении декоративных выкладок следует учитывать данные факторы и составлять ее с тем учетом, чтобы конструкция и идея не сильно страдала от покупки покупателем ее составляющих. Если же составить ее нелогично, то от произведения искусства ничего останется, когда часть ее будет уже разобрана. В связи с этим не стоит пренебрегать декоративной конструкцией, но использовать ее нужно, основываясь на простых формах и регулярно поддерживая в идеальном состоянии. При несоблюдении данных факторов данная выкладка из красиво сложенной и привлекательной может превратиться в совершенно противоположное творение и даже послужить антирекламой, поэтому магазины самообслуживания используют ее крайне редко, чаще в рекламных целях, для повышения интереса к продукту или бренду. Если вы используете основную или дополнительную точку продаж, то при любых видах выкладки следует помнить, что использование рекламных материалов с дополнительной к нему рекламной информацией стимулирует покупателя к приобретению и повышает известность товара.
Выкладка товаров может решать следующие основные задачи:

• способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;

• предопределять уровень обзора и привлекательность товара для посетителя;

• способствовать формированию более тесных взаимоотношений между товарами и посетителями;

• создавать условия для «перекрестного мерчандайзинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного и пассивного спроса;

• создавать предпочтительные условия для отдельных товаров и торговых марок;

• способствовать достижению конкурентных преимуществ розничного торговца.

Выкладка не только обеспечивает максимальные закупки, работает на поддержание товара на рынке сбыта, но также не позволяет конкурентам заменить ваши товары на свои при использовании полочного пространства. Обойти конкурентов можно не только выигрышным местом расположения на полках, но и выставив товар лучше всех. Кроме того, необходимо искать дополнительные возможности расширить выкладку продукции; частым решением в данной ситуации является выкладка в специальных рекламных упаковках, составление пирамид или других художественных композиций, предоставление фирменного торгового оборудования. Даже самое малое пространство торгового зала можно использовать эффективно и совсем не обязательно строить сложные композиции, занимающие большую площадь.

Классический вариант предусматривает расположение товаров одной группы в конкретном месте магазина, если же нарушить данное правило, то ваши товары несомненно выделятся и запомнятся покупателю. Для этого используется практически любое торговое оборудование: стеллажи, корзины, тележки, поддоны и т.д. Паллетная выкладка (выставление продукции на специальных помостах) значительно экономит место торгового зала, но позволяет разместить огромный объем продукции, помогает увеличивать количество импульсных покупок и является замечательным рекламным ходом… Если же дублировать популярный товар на паллетах, а также и в основном месте продаж, то в часы пик это позволит избежать неудобства и излишнего ажиотажа в основном отделе его расположения. Если паллетный ход несет в себе идею акции, например, при покупке банки кофе дарится ложка в подарок, или просто представить товар по более выгодной цене, то спрос будет еще выше.(7, с.93)

--PAGE_BREAK--1.2Основные принципы выкладки товаров на торговом оборудовании  в торговом зале
Главными идеологическими принципами основной выкладки являются:
-              обзор;

-              доступность;

-              опрятность;

-              соответствующий вид товаров «переднего ряда»;

-              заполненность полок;

-              привлекательность упаковки;

-              маркировка цены;

-              определенное место на полке;

-              постоянное восполнение запасов;

-              правило распределения приоритетных мест.

 

Обзор.Товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. Место на стеллажах распределяется так, чтобы привлечь внимание посетителей магазина, обеспечить быструю раскупаемость товара и повысить эффективность каждой полки. При уменьшении прибыли обзор товара на полке становится крайне важной характеристикой, повышающей продажи с квадратного метра.

Человеческий глаз может воспринять продукт, если рядом представлены как минимум 3-5 однотипных упаковок. Поэтому какой бы ни была длина полки, товар должен стоять относительно свободно как на рисунке 1.

Рисунок 1- На полке в ряд должно быть выставлено несколько бутылок (пачек, упаковок) одного товара
Правило «лицом к покупателю».Товар, выставленный фронтально, должен быть расположен с учетом угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть легко читаема и не закрываться ценниками или другими упаковками.

 
Рисунок 2- Вариант нарушения правила «Лицом к покупателю»
Если товар расположен неудачно, его все-таки найдут, но лишь при соблюдении следующих условий:
-                   покупателю очень нужен данный вид продукта;

-                   у покупателя уже сформировалось предпочтение относительно данной марки;

-                  он знает, как выглядит упаковка;

-                  у него достаточно времени на поиск;

-                  он может задать вопрос продавцу.

Вариантом нарушения правила «лицом к покупателю» является случай, когда ценником закрывается упаковка (вся или ее часть). Однако ценник не может заменить информацию, размещенную на упаковке товара. Он стандартизирован, а упаковка является носителем индивидуальности товара и содержит гораздо больше информации. Над ней трудились профессиональные дизайнеры и маркетологи, сделали ее носителем определенной идеи и образа. Поэтому если места для ценника не хватает, следует расположить лицом максимально возможное число упаковок, все остальные могут быть видны частично.(5, с.112)
Доступность.Легкий товар находится на верхних полках, а тяжелые — на нижних. Покупатель дважды подумает, прежде чем решится снять пятилитровый бочонок пива с верхней полки, как на рисунке 3. Повреждения и поломки также случаются реже, если на верхней полке лежат изделия с небольшим весом.



--PAGE_BREAK--2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ГенералМаркет»
В практической части данной курсовой работы мы рассмотрим ООО «ГенералМаркет». Магазин «ГенералМаркет» занимается реализацией населению продовольственных товаров.

ООО «ГенералМаркет» было создано в 2003 году. Руководителем ООО и директором магазина является П.В. Малафеев. Магазин расположен на первом этаже жилого дома по адресу пр.Независимости 92 и занимает площадь 240 м.кв.

В среднем численность работников составляет 34 человека. Но, в 2009 году работников стало 33, так как уволился один работник, принадлежащий к категории вспомогательного персонала. За последние 3 года в магазине не наблюдалось большой текучести кадров, что видно в таблице.
Таблица -Численность персонала ООО «ГенералМаркет» за 2007-2009г.

Персонал

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. от 2007г. отклонение (+;-)

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

Административно-управленческий

2

5,88

2

5,88

2

6,06



100

Торгово-оперативный

16

47,06

16

47,06

16

48,48



100

Вспомогательный

16

47,06

16

47,06

15

45,45

-1

93,75

Всего

34

100

34

100

33

100

-1

97,06



 В структуре персонала наибольший удельный вес занимает торгово-оперативный персонал. На одного работника административно-управленческой категории приходится 8 продавцов. Среднедневной товарооборот составляет 1.200.000 тыс. рублей.         
        В 2007 году работниками магазина был проведен социологический опрос, с целью изучения состава обслуживаемого населения. По результатам опроса было выявлено, что среди покупателей магазина преобладают женщины, составляю­щие более 2/3 покупателей.В подавляющем большинстве покупатели магазина проживают в близлежащих домах. Т.к. во дворе жилого дома располагаются школа и детский сад, то среди покупателей  магазина в це­лом лидируют покупатели до 30 лет (31%) ). Граждане предпенсионного и пенсионного возраста (от 51 года и старше) и от 31 года до 40 лет составляют примерно одинаковые группы — 26% и 25% соответственно.

Магазин работает семь дней в неделю с 9.00 до 21.00.

Работники магазина работают 5 дней в неделю по 8 часов, 2 выходных скользящих. Продажа товаров осуществляется как через прилавок, например колбасный, мясной отдел, так и методом самообслуживания. Для удобства покупателей в магазине организован прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже. Расчет производится как наличными деньгами, так и при помощи кредитных карточек. Так же в магазине находится пункт обмена валют.

Рассмотрим показатели производительности труда работников.
Таблица 2 — Динамика показателей производительности труда работников ООО «ГенералМаркет» за 2007-2009г.



Показатели

2007

2008

2009

Отклонение 2009 от 2007 (+;-)

Темп роста, %

Товарооборот, млн. руб.

4327,48

5028,36

5320,43

992,95

122,9

Показатели

2007

2008

2009

Отклонение 2009 от 2007 (+;-)

Темп роста, %

Общая численность работников, чел.

34

34

33

-1

97,06

Численность продавцов, чел.

12

12

12



100

Товарооборот на 1 работника, тыс.руб.

127,27

147,89

161,22

33,95

126,6

Товарооборот на 1 продавца

360,62

419,03

443,37

82,75

122,9



Мы видим увеличение значения товарооборота в каждом году. По сравнению с 2007, в 2009 году товарооборот вырос на 22,9%. Такой большой рост товарооборота обусловлен тем, что в 2008 году был закрыт продовольственный магазин, который являлся конкурентом ООО «ГенералМаркет». Общая численность работников за три года менялась, но число продавцов оставалось неизменным. В этой связи, а также, потому что значение товарооборота, как мы уже сказали, увеличивалось с каждым годом, товарооборот на одного работника вырос на 26,6%, а товарооборот на одного продавца – на 22,9%.

Немаловажным элементом в увеличении объема продаж фирмы является площадь магазина. Рассмотрим этот показатель.
Таблица 3 — Динамика показателей эффективности использования площади ООО «ГенералМаркет»за 2007-2009 г.



Показатели

2007

2008

2009

Отклонение 2009 от 2007 (+;-)

Темп роста, %

Товарооборот, млн. руб.

4327,48

5028,36

5320,43

992,95

122,9

Общая площадь, м2

240

240

240



100

Торговая площадь, м2

136

140

140

4

102,90

Показатели

2007

2008

2009

Отклонение 2009 от 2007 (+;-)

Темп роста, %

Товарооборот на 1м2 общей площади, млн. руб.

18,03

20,95

22,17

4,14

122,9

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб.

31,82

35,91

38

6,18

119,4



Товароборот на 1м2 общей площади магазина увеличивался с каждым годом, благодаря увеличению значения общего товарооборота. За указанный период произошло незначительное увеличение торговой площади на 4 м2. Показатель товарооборот на 1 м2 торговой площади в 2009 году увеличился на 19,4% благодаря увеличению общего товарооборота.



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :