Российский Государственный
Торгово-Экономический Университет.
Курсовая работа по дисциплине:
«Экономика предприятия»
На тему: «Пути экономии материальных ресурсов
на предприятии питания и гостиниц».
Проверила: Журко Т.В.
Выполнила: Савицкая Екатерина
Факультет: РГБ и У
Курс:3
Группа:32
Москва 2011 год.
Содержание.
Стр.
Введение 3
1. Материальные ресурсы ресторанно-гостиничного бизнеса:
понятие и сущность 5
1.2. Материальные ресурсы гостиниц и предприятий питания 7
1.3. Пути экономии материальных ресурсов на предприятиях
питания и в гостиницах 15
2. Основы нормирования и планирования материальных ресурсов
в ресторанно-гостиничном бизнесе в современных условиях 17
2.1.Финансовые механизмы в ресторанном бизнесе и на предприятиях питания 25
2.2. Финансовая оценка открытия нового ресторана. 28
Заключение 34
Список литературы 35
Введение.
Основным звеном экономики в рыночных условиях хозяйствования являются предприятия, которые выступают в роли хозяйствующих субъектов. Они для осуществления хозяйственной деятельности, получения продукции, доходов и накоплений используют определенные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, а также денежные средства.
Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
В первом разделе курсового проекта освещены теоретические вопросы по финансовым ресурсам предприятия, относительно их эффективного использования и управления в условиях рыночных отношений.
Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи товарной продукции. Существенным фактором, влияющим на величину прибыли от продажи товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Вопреки прямо пропорциональной связи влияния объема реализации товарной продукции на уровень прибыли, связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продаваемой продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и продажу, тем выше прибыль, и наоборот. Во втором разделе приведён пример расчёта себестоимости производимой продукции, а также предложен проект, направленный на улучшение товарного вида продукции и снижение её себестоимости. Т. е. предложен путь повышения рентабельности и прибыльности производства на предприятии.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по финансовым ресурсам, а именно формирование, состав и характеристика финансовых ресурсов предприятий общественного питания, их мобилизацию и использование, изучить, что из себя представляют оборотные активы предприятия и финансирование воспроизводства основных фондов, выяснить роль и экономическое содержание прибыли. Также одной из целей курсового проекта является приобретение навыков в расчёте себестоимости продукции, рентабельности.
Материальные ресурсы ресторанно-гостиничного бизнеса:
понятие и сущность.
Финансовые ресурсы- это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет целого ряда источников. На основе права собственности различают две крупные группы источников: собственные и заемные денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.
/>
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (акционерный или складочный капитал). Уставный капитал — это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей. Действующим законодательством установлены минимальные размеры уставного капитала:
— для предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ открытого типа, государственных и муниципальных предприятий — 1000-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц;
— для предприятий других организационно-правовых форм, в том числе акционерных обществ закрытого типа, — 100-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц.
Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности), а также выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относятся уставный, резервный и другие капиталы; долгосрочные займы; постоянно находящаяся в обороте предприятия кредиторская задолженность (по зарплате из-за разницы в сроках начисления и выплаты, по отчислениям во внебюджетные фонды, в бюджет, по расчетам с покупателями и поставщиками и др.).
Значительные финансовые ресурсы, особенно во вновь создаваемых и реконструируемых предприятиях, могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием; дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, доходов от финансовых операций, кредитов.
Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят; от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления в виде бюджетных субсидий; от страховых организаций.
В составе этой группы финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль играют выплаты страховых возмещении, и все меньшую — бюджетные и отраслевые финансовые источники, которые предназначены на строго ограниченный перечень затрат.
/>
1.2. Материальные ресурсы гостиниц и предприятий питания.
Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:
— текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
— инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;
— инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
— платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;
— образование различных денежных фондов и резервов (на развитие; поощрительного и социального характера);
— благотворительные цели, спонсорство и т. п.
/>
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемых товаров, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия имеют также затраты по реализации (сбыту) продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие, расходы (на транспортировку, упаковку, хранение товаров, рекламу и др.). Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую, себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо: для маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами; определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг); ценообразования; правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.
/>
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
Материальные затраты — наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат составляет 60--90% (лишь в добывающих отраслях промышленности его доля невелика). Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации, учитывая, что отходы одного производства могут служить полноценным сырьем для другого). В стоимость сырья и материалов включаются комиссионные вознаграждения, оплата брокерских и иных посреднических услуг. Стоимость потребленного в процессе производства сырья и материалов включается в себестоимость продукции без налога на добавленную стоимость (НДС). Но существуют и исключения из этого правила. Так, если продукция предприятия освобождена от НДС, то оно не имеет возможности вычесть сумму уплаченного НДС из суммы налога, полученного при реализации своей продукции. В подобных случаях предприятию разрешается отнести уплаченный НДС на себестоимость продукции (т.е. в конечном счете НДС оплачивает не изготовитель продукции, а ее покупатель).
К материальным затратам также относятся:
— топливо и энергия, расходуемые на технологические цели и хозяйственные нужды;
— покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу, сборке или дополнительной обработке на данном предприятии;
— затраты на приобретение тары и упаковки, тарных материалов (если стоимость тары не включена в стоимость материалов, поставляемых в этой таре), за исключением стоимости тары по цене ее возможного использования;
— запасные части для ремонта машин и оборудования;
— производственные услуги сторонних предприятий и организаций, а также своих (состоящих на балансе предприятия) хозяйств, не относящихся к основной деятельности предприятия;
— износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов труда со сроком службы менее года или стоимостью менее 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу, инструментов, инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и др.;
— отчисления, налоги и сборы, связанные с использованием природного сырья:
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за недра, за воду, забираемую из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов, отчисления на рекультивацию земель или оплата работ по рекультивации земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, и др.;
— потери от брака и простоев по внутрипроизводственным причинам; потери от недостач в пределах норм естественной убыли и при отсутствии виновных лиц.
Затраты на оплату труда — это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
В затраты на оплату труда включаются:
— выплаты заработной платы за фактически выполненную работу в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами и др.;
— стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;
— премии, надбавки к окладам за производственные результаты;
— стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с законодательством коммунальных услуг, питания, форменной одежды, жилья и др.;
— оплата очередных (ежегодных) и учебных отпусков;
— выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с реорганизацией, сокращением штатов и др.
В себестоимость продукции не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь и подарки работникам, ссуды на улучшение жилищных условий, оплата отдыха (если она производится не из средств фонда соцстраха) и т.п.
Следующий крупный элемент затрат — износ основных производственных фондов, равный сумме амортизационных отчислений. Сюда же относят ускоренную амортизацию основных фондов и ее индексацию.
Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) — это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы загрязняющих веществ), обязательное страхование имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции (работ, услуг), вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки по установленным законодательством нормам, подъемные, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, затраты на организованный набор работников, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду основных производственных фондов, износ по нематериальным активам и др.
К затратам на производство относятся все виды расходов по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии — на капитальный, средний и текущий ремонт, уход, содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др. В случае неравномерности затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов предприятия могут (но не обязаны) формировать за счет себестоимости продукции резервный фонд затрат на ремонт. Это особенно касается предприятий, на которых принято один раз в несколько лет приостанавливать на период ремонта функционирование преобладающей части оборудования и предоставлять очередной отпуск всему персоналу, кроме ремонтников и лиц, поддерживающих условия жизнеобеспечения предприятия (энергетики и др.). В таких случаях резкое возрастание затрат на ремонт вызывает определенные трудности, которых можно избежать усреднением затрат, включаемых в себестоимость продукции, в частности путем формирования с начала года резервного фонда.
Затраты в иностранной валюте отражаются в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операций. Структура затрат предприятия приведена на рис. 24.2.5. При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на различные виды изделий.
В качестве типовой группировки применяется следующая номенклатура статей калькуляции.
1. Сырье и материалы.
2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, услуги кооперированных предприятий.
3. Возвратные отходы (вычитаются).
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Основная заработная плата производственных рабочих.
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
7. Отчисления на социальное страхование.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения.
10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
11. Цеховые расходы.
12. Общезаводские расходы.
13. Потери от брака.
14. Прочие производственные расходы.
15. Внепроизводственные расходы.
1.3.Пути экономии материальных ресурсов на предприятиях
питания и в гостиницах.
Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия- снижение себестоимости продукции (работ, услуг).
/>
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся применение новейших технологий, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев, улучшение использования основных производственных фондов, сокращение расходов по сбыту продукции, упорядочение затрат на аппарат управления, изменения структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов и др. Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.
Во избежание возникновения серьезных перерасходов средств предприятия могут использовать различные нормы и нормативы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов — отраслевые (стандарты) или самостоятельно разработанные предприятиями.
Управление текущими затратами подразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на. производство — внутреннего документа, позволяющего не только контролировать общий уровень затрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям.
При разработке смет затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство и реализацию продукции за счет внедрения новых технологий, рационализации товародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объемов реализации продукции и размеров возможной прибыли.
В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов. Увеличивается сумма амортизационных отчислений основных фондов, в том числе из-за их переоценок и введения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат в условиях либерализации цен и социальной напряженности. Одновременно повышаются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в фонд занятости населения, различные компенсационные выплаты. Все это впоследствии обусловливает очередной виток инфляции.
При определении принципов деятельности предприятия в экономическом пространстве необходимо определить, что обеспечивает существование предприятия или фирмы в рыночном пространстве вообще.
2. Основы нормирования и планирования материальных ресурсов
в ресторанно-гостиничном бизнесе в современных условиях.
Понятие «нормирование материальных ресурсов» следует рассматривать в более широком аспекте, чем просто нормы использования материалов в производственном процессе. Сюда входят нормы на инструмент, оборудование, производственные помещения.
Здесь важно правильно выбрать объект нормирования. В случае нормирования собственно материалов объектом является продукция (процесс производства). Если речь идет об инструментах, оборудовании и производственных площадях, то объектом нормирования может выступать рабочее место, квалификационная группа работника, профессия.
Между объектами нормирования материальных ресурсов прослеживаются взаимосвязи. Данные взаимосвязи чаще всего оформлены в виде технологической карты процесса, описывающей его по операциям, к каждой из которых можно привязать расход материалов, трудоемкость, необходимый инструмент (оборудование). Технологическая карта — основа для анализа эффективности процесса и разработки мероприятий по повышению производительности.
Технологии нормирования материальных ресурсов различаются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия и вида деятельности. Система нормирования должна давать четкое представление об отраслевых подходах к нормам расхода ресурсов.
При нормировании расхода материалов важно знать количественные и качественные результаты (измерители процесса). Перечень таких измерителей устанавливается при разработке системы. Например, если качественный показатель процесса задается в виде физико-химических свойств продукта, то норматив расходования ресурсов не может быть получен простым сложением объемов, количества ресурсов. Если же он определяется функциональностью изделия или степенью соответствия конструкторской документации, то применим способ композиции — декомпозиции по составляющим узлам и материалам.
Формирование системы нормирования материальных ресурсов начинается с создания базовых документов. В первую очередь разрабатывается поузловая спецификация материальных ресурсов, используемых при производстве продукции с декомпозицией до вида входящих ресурсов. Отличие от спецификаций, входящих в конструкторскую документацию, состоит в детализации, составе и пользователях документа. Для нужд системы нормирования разрабатывается и утверждается типовая структура такого документа. Этот документ содержит регламент его разработки и актуализации. Затем по созданным шаблонам ведется подготовка рабочих документов (здесь чаще всего задействованы конструкторские и производственные подразделения, служба закупок и складское хозяйство).
В качестве технологий нормирования применяются методы расчета (с использованием справочников) и измерений (с использованием производства опытных образцов и процессов).
Результаты разработки системы нормирования могут быть автоматизированы и использованы не только для обоснования потребности в материальных ресурсах, но и для планирования поставок материальных ресурсов подразделениями снабжения, в анализе «что — если» при финансовых расчетах.
Организация работы по нормированию материальных ресурсов на уровне предприятия является важным условием рационального использования ресурсов, а так же орудием эффективного воздействия на экономию материальных ресурсов. Основным принципом научного нормирования материальных ресурсов является прогрессивность норм, которые выступают важным условием непрерывного снижения общественно необходимых затрат на производство продукции.
Базой для разработки прогрессивных норм служат:
— передовая техника;
— малоотходная технология;
— совершенная организация производства и труда.
Прогрессивные нормы расхода материальных ресурсов влияют на совершенствование материально-технических условий производства. Это достигается заменой устаревшей техники, внедрением новых технологических процессов, совершенствованием организации производства и материально-технического снабжения. Результатом внедрения данных норм в производство должен выражаться в конкретной экономии материальных ресурсов, в приросте выпуска продукции и снижении ее себестоимости.
Таким образом:
1. Эффективное использование материальных ресурсов, снижение норм их расхода обеспечивает возможность дополнительного выпуска продукции. То есть, уменьшение расхода сырья и материалов на единицу продукции (или на единицу выполняемой работы) позволяет при неизменном количестве средств производства выпустить большее количество конечной продукции (это особенно заметно в условиях серийного и массового производств).
2. Уменьшение расхода основных и вспомогательных материалов на единицу выпускаемой продукции позволяет так же снизить расход электроэнергии, инструмента и вспомогательных материалов (используемых при обслуживании и эксплуатации оборудования) на единицу выпускаемой продукции. То есть, в совокупности общее снижение расхода материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции (выполняемой работы) оказывает воздействие на величину себестоимости продукции.
3. Через себестоимость продукции снижение норм расхода материальных ресурсов, положительно влияет на показатели производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий (прибыль от реализации продукции, рентабельность производства).
Основные функции нормирования на предприятии:
— разработка специфицированных и сводных норм расхода материальных ресурсов на новую продукцию;
— внесение изменений и пересмотр действующих норм расхода по корректировкам конструкторской и технологической документации;
— доведение до отделов и цехов предприятия действующих норм расхода и контроль их выполнения;
— анализ фактического расхода материальных ресурсов за отчетный период и подготовка статистической отчетности о выполнении норм расхода;
— разработка плана организационно-технических мероприятий по экономии материальных ресурсов, организация его реализации и контроля за выполнением.
Организация нормирования на предприятии возлагается на бюро (группу, сектор, отдел) материальных нормативов. В зависимости от размера предприятия, типа производства и уровня автоматизации используются различные схемы организации нормирования. То есть на предприятиях с мелкосерийным или серийным производством и незначительной номенклатурой потребляемого сырья и материалов, функции нормирования сможет выполнять централизованное бюро материальных нормативов во взаимодействии со службами управления.
При крупносерийном производстве с широкой номенклатурой используемого сырья и материалов, целесообразнее применять децентрализованную схему организации нормирования, таким образом в этом случае не потребуется увеличения числа работников, специализирующихся исключительно на функциях нормирования.
Пути совершенствования организации работы по нормированию и рациональному использованию материальных ресурсов можно определить по следующим факторам.
Фактор совершенствования методологии расчета норм материальных ресурсов включает:
1. Совершенствование методов расчета норм расхода материальных ресурсов.
2. Разработка типовых методик расчета норм расхода.
3. Установление рациональных характерных измерителей норм расхода.
4. Максимальный охват объектов нормирования (предприятий) нормами.
5. Совершенствование методов прогнозирования норм расхода.
6. Установление оптимальных сроков обновления норм расхода материальных ресурсов.
Фактор улучшения организации процесса нормирования материальных ресурсов включает:
1. Совершенствование структуры общегосударственной системы материальных норм и нормативов.
2. Совершенствование структуры служб нормирования на предприятиях.
3. Упорядочение процесса формирования норм на различных уровнях управления производством.
4. Совершенствование организационных принципов разработки норм расхода.
5. Выбор оптимальных вариантов степени централизации процесса нормирования на предприятии.
6. Совершенствование контроля за нормами расхода.
7. Ликвидация дублирования при расчете норм.
8. Регламентация процесса утверждения норм материальных ресурсов.
Осуществление эффективного руководства промышленным предприятием должно базироваться на применении нормативных методов управления. Недопустимо ориентироваться на сопоставлении полученных результатов только с фактическими затратами в отчетном периоде или базироваться на оценке возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем отчетном периоде.
Необходимо, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов: с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции, нормами выработки, нормативами численности, нормами и нормативами использования производственных мощностей и т.д. Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны.
Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость такого нормирования. Основой для действенного анализа, оценки и контроля за полученными результатами может являться только нормативная база по всем элементам, созданная и действующая на предприятии.
В процессе перехода и становления рыночной экономики в РФ возникло столько трудных проблем и задач, требующих первостепенного решения, что вопросы нормирования на промышленных предприятиях как-то естественно отошли на задний план и совершенно потеряли свою актуальность. Интерес к нормам заметно ослаб и усилилась ошибочная тенденция, что жить можно вообще без норм. В связи с этим были расформированы подразделения и разогнаны специалисты, занимающиеся этим вопросом.
Формирование необходимой нормативной базы для управления производством, материальными и финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности. Но создание на основе разработанных методических документов нормативной базы по всем элементам путем расчетов, выполняемых вручную, достаточно трудоемкая и дорогостоящая задача. В значительной степени затраты могут быть сокращены при разработке системы норм с помощью применения автоматизированных программных комплексов, которые дают возможность формировать и периодически обновлять нормативную базу. Кроме того, она позволит в автоматизированном режиме осуществлять контроль за эффективностью производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия. Все затраты на формирование нормативной базы с лихвой окупятся в перспективе.
Органически в эту систему вписываются нормы запасов материальных ресурсов и нормы оборотных средств, вложенных в эти запасы. Владельцу и руководству предприятия небезразлично, при каком уровне производственных и сбытовых запасов обеспечивается у него бесперебойность процесса производства, снабжения и сбыта, и сколько для этого отвлекается из оборота собственных финансовых ресурсов, т.е. как успешно функционируют службы снабжения и сбыта на предприятии. В условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными вопросы рациональной и эффективной организации процессов управления и контроля за движением материальных и финансовых потоков в АО с целью повышения эффективности материально-технического снабжения самого предприятия и сбыта производимой им готовой продукции. Это необходимо для оптимизации уровня запасов и эффективного их использования, уменьшения их уровня на предприятии, а также минимизации оборотных средств, вложенных в эти запасы.
Недостаток производственных запасов у предприятия приводит к нарушению ритмичности его производства, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции. Недостаток сбытовых запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции, соответственно это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер получаемой прибыли и потерю потенциальной клиентуры потребителей продукции, выпускаемой предприятием. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы и снижает темпы воспроизводства и ведет к большим издержкам по содержанию самих запасов. Функционирование промышленного предприятия при относительно высоком уровне у него запасов будет совершенно не эффективным. В данном случае предприятие имеет у себя по отдельным группам товарно-материальных ценностей запасы больше действительно необходимых их значений — излишние запасы.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка — необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
2.1.Финансовые механизмы в ресторанном бизнесе.
Основные фонды ресторана, могут быть сформированы путем приобретения уже существующего заведения общественного питания (с последующей переделкой помещений и дизайнерскими изменениями интерьера) или путем строительства нового заведения.
Для непрофессиональных инвесторов, желающих открыть собственный ресторан, покупка уже работающего заведения — оптимальный путь вхождения в бизнес. Это объясняется следующими моментами.
— проблема выбора концепции, направленности, создания меню, ценообразования — одна из сложнейших при открытии заведения общепита, и в данном случае она уже решена.
— не возникает также проблемы с поиском и ремонтом помещения, создания интерьера, нет вопросов в отношении коммуникаций, закупки необходимого оборудования и его наладки.
— так как при заключении сделки в отношении смены собственника действующего бизнеса в 95% продажа осуществляется путем смены учредителей ООО или акционеров АО, то и вся правоустанавливающая, разрешительная и иная документация, а так же договоры с контрагентами, переходят вместе с компанией к новому владельцу. Например, при открытии ресторана «с нуля», только одна лицензия на розничную реализацию алкогольной продукции требует огромного количества документов, несколько месяцев ожидания и значительных денежных затрат.
— проблема дефицита квалифицированного персонала, актуальная для всей сферы общепита, в значительной степени касается непрофессионального инвестора. При покупке действующего заведения он, как правило, получает и подобранную, слаженную, обученную команду. Конечно, покупателю потребуется еще «сработаться» с коллективом, но в 80% случаев (из практики КГ «Магазин готового бизнеса») персонал больше опасается ухудшения условий труда, чем инвестор увольнения сотрудников. Если новый владелец найдет общий язык с коллективом и, как минимум, не осложнит им жизнь, проблема персонала сводится к нулю.
— вместе с работающим рестораном при его продаже передаются и все налаженные связи: будь-то местная управа, СЭС, пожарные, ИМНС, ОБЭП, милиция, поставщики продукции (дисконт, спонсорство), коммунальные службы и даже соседи по помещению, если таковые имеются.
— но важнее всего то, что приобретается предприятие, уже генерирующее прибыль, и потенциальный инвестор, проанализировав работу бизнеса и убедившись в стабильности заведения, может прогнозировать доходы, которые ему принесет эта покупка.
Крупнейшие ресторанные сети по примеру российских и западных коллег взяли курс на открытие крупноформатных заведений — площадью 0,6-1 тыс. квадратных метров.
По мнению игроков рынка, тенденция к увеличению количества посадочных мест связана с низким уровнем рентабельности маленьких ресторанов ввиду чрезмерно высоких арендных ставок.
Во Франции, в Германии ресторан с 250 посадочными местами считается нормальным явлением. Затраты на содержание ресторана настолько велики, что маленькие рестораны просто физически не могут справляться с нынешними арендными ставками. Поэтому нужно увеличивать оборот». В Киеве был открыт первый ресторан сети подобного формата «Шинок» площадью 600 кв. м. Инвестиции в открытие составили $2 млн. В следующем году в помещении гостиницы «Хрещатик» «Мировая карта» намерена открыть первый лицензионный «Будда-бар» (1,5 тыс. кв. м), с количеством посадочных мест от 400. Инвестиции в этот проект составят $4 млн. К примеру, в США расходы на аренду помещения, как правило, не превышают 6% товарооборота. В Украине арендная плата забирает у маленьких ресторанов половину оборота. Такой ресторан зарабатывает 0,3-0,5 млн. руб. в месяц. Рестораны на 150-200 мест обеспечивают месячный оборот на уровне около 1 млн. руб. Чистая прибыль от ресторана в размере $10-20 тыс. (20% оборота), по словам Ольги Насоновой, генерального директора компании «Ресторанный консалтинг», считается очень хорошей. По мнению игроков рынка, наиболее перспективным местом для открытия ресторанов остается центр города.
2.2.Финансовая оценка открытия нового ресторана.
Оценка прибыльности создания нового ресторана
Для открытия нового ресторана требуется инвестиции. Рассмотрим ниже в виде примера вариант создания ресторанного бизнеса с нуля (строительство). Для этого приведем расчет основных финансовых показателей вложений по создаваемому ресторану.
Данный инвестиционный объект планируется как ресторан быстрого питания с очень демократичными ценами, с привлекательным космическим дизайном интерьеров и дополнительными услугами развлекательного характера (зал караоке, зал просмотра с мощной аудио и видеосистемой и т.д.). В силу масштабности проекта (большие финансовые затраты на строительство и дизайн ресторана) использован вариант совместного российско-китайского предприятия. Выбор такого партнерства носит стратегический характер (Китай выделяет средства на строительство и дизайн помещения ресторана, а российская сторона обеспечивает проект трудовыми ресурсами, инфраструктуру объекта и рекламу).
Предприятие планируется создать на основании совместного проекта предпринимателей (СП).
Финансирование проекта.
При создании СП российские и иностранные участники делают вклады в общий уставный фонд, размеры которого определяются исходя из необходимости финансирования материально-технической базы СП и образования оборотных средств. Соотношение долей участников в уставном фонде СП определяется по договоренности. В данном проекте вклад зарубежного партера (ЗП) 24500 тыс. руб. или 70% от величины общего финансирования, вклад отечественного партера 10500 тыс. руб. или 30%. Отечественный партнер будет также привлекать банковский долгосрочный кредит в размере 50% от своего вклада.
В Иркутске действует около 67 различных ресторанов. Но многие из них не по карману рядовым гражданам — цена бизнез-ланча в таком ресторане колеблется от 300 до 500 рублей, что при сегодняшней экономической ситуации для граждан является дорогой услугой, поэтому открытие ресторана быстрого питания с учетом лучшего национального опыта очень актуально. Ресторан быстрого и вкусного питания, будет носить название «Глоабал». В залах с использованием технологий клиенты будут платить за посадочное место в час дополнительные деньги и проходимость такого зала планируется более низкой (от часа до полутора часов на одного клиента)
Планируется обеспечение наиболее высокого уровня комфортности с использованием электронной и живой музыки, видеопрограмм и развлекательных шоу. Меню ресторана будет характеризоваться расширенным ассортиментом порционных и фирменных блюд. Для обслуживания потребителей будет привлечен квалифицированный персонал. Поэтому для изделий ресторана будет применен самый высокий уровень наценки на кулинарные изделия — от 150 до 300% (для возмещения производственных затрат и затрат по обслуживанию потребителей на продукцию предприятий общественного питания производится наценка к розничной цене).
В меню ресторана будет европейская и национальная кухня. По годам прибыльность по группам потребителей с расчетом на три года может выглядеть следующим образом при самом пессимистичном варианте, когда в день имеет место только пятикратный оборот посадочных мест (таблица 2.3.). На самом деле оборот в таком заведении может иметь восьми и десятикратный оборот посетителей в день (от планируемых в таблице 2.1.).
Таблица 2.1 Прогнозирование структуры и динамики потребления услуг по основным группам потребителей за три года
Группы потребителей
Годы
2010
2011
2012
Кол-во
Руб.
У.е.
Кол-во
Руб.
У.е.
Кол-во
Руб.
У.е.
Семьи с детьми
25
15,0
3,0
55
20,0
4,0
35
20,0
4,0
Подростки
65
20,0
4,0
85
25,0
5,0
95
25,0
5,0
Молодежь
235
50,0
20,0
350
60,0
12,0
380
60,0
12,0
Деловые люди
124
25,0
5,0
150
25,0
5,0
160
25,0
5,0
Туристы
51
25,0
5,0
60
30,0
6,0
70
30,0
6,0
Спецобслуживание
50
50,0
20,0
50
60,0
12,0
110
60,0
12,0
Суточное обслуживание
550
20300
6910
750
32775
6555
850
38575
7715
Годовой объем обслуживания (пессимистичный вариант)
198000
7308000
2487600
270000
11799000
2359800
306000
13887000
2777400
Годовой объем обслуживания (оптимистичный вариант)
396000
14616000
4975200
540000
23598000
4719600
612000
27774000
5554800
Совместное предприятие в виде СП «Глобал». СП решено создать в виде общества с ограниченной ответственностью. Каждый инвестор заинтересован в получении прибыли. В таблице 2.2 рассмотрим основные финансовые положения создания СП (инвестиционные затраты проекта).
Таблица 2.2 Варианты создания и деятельности СП «Глобал»
№п/п
Параметры СП
Сумма средств (активов предприятия)
1
Объем обслуживания в год, чел. (среднегодовое значение)
290 000
2
Потребные капвложения, тыс. руб., в том числе
35 000
— вклад отечественного партера ОП тыс. руб.,
10500 (30%)
-вклад зарубежного партера (ЗП) тыс. руб.,
24500 (70%)
3
Размер долгосрочного кредита, тыс. руб.
5250 (50% вклада отечественного партнера)
4
Порядок оплаты аренды земельного участка тыс. руб.,
Ежегодный платеж 120,000
5
Отчисления в резервный фонд, тыс. руб. (10%)
7132,903
6
Отчисления в фонд развития СП, тыс. руб. (5%)
3566,452
В таблице 2.3. представим программу финансирования СП.
Таблица 2.3 Финансирование затрат на создание СП, тыс. руб.
№
Элементы затрат
Всего затрат
Уставный фонд
Кредит отечественного партнера
Отечественный партнер
Зарубежный партнер
1
Основные средства
8000
2000
6000
2
Нематериальные активы
275
170
500
3
Проектирование СП
495
195
350
4
Аренда земельного участка
-
-
-
-
5
Строительство) здания
4530
205
650
6
Основное оборудование
10000
2000
5000
7
Вспомогательное оборудование
2000
600
500
8
Производственная структура
1750
600
500
9
Социальная структура
366
67,4
120,6
10
Оборотные средства, в т. числе:
5000
1557,6
3634,4
5250
11
Запасы
2584
1548,9
3614,1
5250
12
Денежные средства
44
8,7
20,3
Итого, тыс. руб.
35000
7395,0
17255
5250
Сведения о размерах и условиях возможного кредита. Основной объем кредитования бизнеса и домашних хозяйств, физических лиц осуществляется коммерческими банками. Кредитование — это предоставление в долг на определенный срок денежных средств (с условием возврата) или товара и услуг (с возвратом или отсрочкой оплаты) с уплатой процентов. Кредит будет погашаться с начислением процентов в конце каждого года, на протяжении пяти лет сумма кредита с процентами составит 7830 тыс. руб.
Таблица 2.4 Условия кредитования и погашения кредита
Годы
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Всего
Полученный кредит, тыс. руб.
4350
-
-
-
-
4350
Выплата основного долга, тыс. грн
-
-
1450
1450
1450
4350
Выплата процентов, тыс. руб. (20% годовых)
870,0
870,0
870,0
580,0
290,0
3480
Итого выплата за кредит, тыс. руб.
870,0
870,0
2320
2030
1740
7830
Определение себестоимости или величину годовых операционных затрат проекта на создание и открытие ресторана представим в таблице 2.5.
Таблица 2.5 Расчет операционных расходов, тыс. руб.
№ п/п
Статьи операционных расходов
Сумма, расходов
1
Стоимость С/х продукции
9000
2
Сервировка и дизайн
715
3
Оплата аренды земельного участка
120
4
Основная зарплата персонала
2250
5
Дополнительная зарплата персонала
225
6
Отчисления на социальные мероприятия по персоналу
792
8
Общепроизводственные расходы
480
9
Административные расходы
360
10
Расходы на сбыт
435
11
Прочие операционные расходы
125
Итого операционные расходы
14500
Расчет прибыли СП и ее распределение между вкладчиками СП представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Расчет чистой прибыли, остающейся в распоряжении СП
№ п/п
Показатели
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
2
2
2
2
2
1
Выручка от реализации, тыс. руб.
18400
45323,560
47059,330
48838,600
50159,980
2
НДС, тыс. руб.
3680
9064,712
9411,866
9767,720
10031,996
3
Чистый доход (ВР), тыс. руб.
14720
36258,848
37647,464
39070,880
40127,984
4
Операционные расходы, тыс. руб.
14500
14500,000
14500,000
14500,000
14500,000
5
Прибыль от обычной деятельности (до налогообложения, тыс. руб.
200
21758,848
23147,464
24570,880
25627,984
6
Налог на прибыль (20%), тыс. руб.
50
5439,712
5786,866
6142,720
6406,996
7
Чистая прибыль, тыс. руб.
150
16319,136
17360,598
18428,160
19220,988
8
Отчисления в резервный фонд, тыс. руб.
15
1631,914
1736,060
1842,816
1922,099
9
Отчисления в фонд развития СП, тыс. руб.
7,5
8159,56,8
8680,29,9
9214,08
9610,49,4
10
Выплаты по кредиту, тыс. руб.
870
870
2320
2030
740
11
Остающаяся в распоряжении СП, тыс. руб., в том числе
-742,5
13870,396
14754,188
15661,906
16337,100
12
-ЗП, тыс. руб.
-
9709,277
10327,932
10963,334
11435,970
13
-ОП, тыс. руб.
-
4161,119
4426,256
4698,572
4901,130
Расчет интегрального экономического эффекта представим в таблице 2.7.
Таблица 2.7 Расчет интегрального экономического эффекта
№ п/п
Показатели
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
1
Капитальные вложения, тыс. руб.
29000
-
-
-
-
2
Годовая прибыль, тыс. руб.
-
16319,136
17360,598
18428,160
19220,988
3
Коэффициент дисконтирования, % (ставка банка 20%)
1
0,5758
0,4822
0,4018
0,3348
4
Чистый денежный поток
29000
9396,559
8371,280
7404,435
6435,187
5
Чистая текущая стоимость
-29000
9396,559
8371,280
7404,435
6435,187
6
ЧТС нарастающим итогом, (Эи)
-29000
-19603,441
-11232,161
-3827,726
2607,460
Так как чистая текущая стоимость проекта положительна (2607,460 тыс. руб., то согласно практике финансового планирования инвестиций означает, что вариант СП «Глобал» можно принять.
Заключение.
По мере выполнения мной данной курсовой работы все яснее понимаешь, что именно грамотное использование материальных ресурсов предприятия и управления ими поднимет производство на высокий уровень. От того, как распорядиться прибылью, куда направить, во что инвестировать будет зависеть существование предприятия.
Успех ресторана — это результат упорного труда многих специалистов. Сегодня люди готовы вне дома обедать и ужинать, обсуждать дела с партнерами за пределами офиса, водить детей в кафе и рестораны, расположенные в удобных местах. Во многом благодаря отрадным тенденциям ресторанный рынок растет стремительными темпами 20-30% ежегодного прироста — стабильная цифра на протяжении последних трех лет. Сегмент демократичных заведений быстрого обслуживания (средний чек — $20-25) очень популярен и активно развивается, особенно в регионах. За год крупнейшие сети растут более чем на 40%. Сейчас наметилась тенденция ориентации рестораторов на спальные районы, где пока есть свободные ниши. Огромное количество вновь открытых торгово-развлекательных центров (ТРЦ) обусловило еще большее развитие сетевых ресторанных концепций. Поэтому исследование финансовых механизмов организации и планирования предприятий ресторанного бизнеса является актуальным.
Список литературы.
1. Абрютина Н. С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие — М: Дело и Сервис, — 2007.
2. Агапцов С. А. Предпринимательская система хозяйствования. — Москва: Перемена, — 2006.
3. Агеева О. А. и др. Туризм и гостиничное хозяйство: Учеб.- М.: ЭКМОС, 2009.
4. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспектива, сертификация. — К.: ВИРА-Р, 2006.
5. Байлик С.И. Проектирование и эксплуатация гостиниц. — К.: ВИРА-Р, 2007.
6. Борисов К. Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, — 2007.
Бородина В. В. Ресторанно-гостиничный бизнес. М.: Книжный мир. — 2008.
7. Квартальнов В. А. Менеджмент и экономика туризма. М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2006.
8. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: ЮНИТИ, — 2007.
9. Керимов В.Э. Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях: Учебное пособие.-М.: Изд-во Эксмо, 2008.
10. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: (отели и рестораны). — М.: Экономика, 2006.
11. Рогачев А.Ф. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005.
12. Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. М.: Финансы и статистика, — 2008.
13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ДИС, — 2009.
14. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.
Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
15. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Хрипача. — Минск: Эконом-пресс, 2007.