Реферат по предмету "Экономика"


Проблема формирования интеграционных объединений развивающихся стран

--PAGE_BREAK--Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политичес­кого сотрудничества и т.д.Экономи­ческая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующими­ся странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что тре­бует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государ­ствами, обсуждающими проблемы сво­боды межгосударственного движения капитала.

§        Демонстрационный эффект.В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят поло­жительные экономические сдвиги (ус­корение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное пси­хологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демон­страционный эффект проявился, напри­мер, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

§        «Эффект домино».После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционно­го объединения, остальные страны, ос­тавшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, свя­занные с переориентацией экономичес­ких связей стран, входящих в группи­ровку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами инте­грации. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного инте­реса в интеграции, высказывают заин­тересованность в подключении к инте­грационным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамерикан­скими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Севе­роамериканскую зону свободной тор­говли — НАФТА.
Цели интеграции

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развива­ющиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в прин­ципе схожие задачи. [3]

1.     Использование преимуществ эко­номики масштаба.
Обеспечить расши­рение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлече­ния других преимуществ на основе тео­рии экономики масштаба. Это, в свою очередь позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятель­ные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения регио­нальных масштабов особенно четко вы­ражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2.     Создание благоприятной внеш­неполитической среды.
Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаи­мопонимания и сотрудничества участ­вующих стран в политической, воен­ной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проб­лемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, под­крепленных взаимными экономичес­кими обязательствами, является важ­нейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближ­него Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.

3.     Решение задач торговой полити­ки.
РегиональнаяРРРРРРинтеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торго­вых переговоров. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в об­ласти торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую сре­ду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, инте­ресы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Аме­рике и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные уси­лия в рамках многосторонних торговых переговоров.

4.     Содействие структурной пере­стройке экономики.Подключение стран, создающих рыночную экономи­ку или осуществляющих глубокие эко­номические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на ры­нок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

5.     Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.Даже ес­ли интеграционное объединение не пре­дусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рас­сматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские наст­роения превалировали в странах Латин­ской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.

Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механиз­мов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее пред­посылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвую­щих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные рефор­мы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграци­онные группировки создаются в целях использования преимуществ объединен­ного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, об­мена опытом рыночных реформ и под­держки национальной промышленности сельского хозяйства.


Формирование интеграционных объединений

Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.
Этапы интеграции

   На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения.Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

   На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств.

   Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС)— согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

   Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня — общего рынка (ОР)— интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

   Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз (ЭС), который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже непросто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции ­политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. [3]

Основные черты различных уров­ней интеграционного процесса сведены в таблице 1 в приложении.
Принципы оценки интеграции

   В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она ша­гом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограниче­нием на пути торговых потоков. В соот­ветствии с правилами ГАТТ/ВТО суще­ствует только одно исключение из режи­ма наибольшего благоприятствования (РНБ) — статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной тор­говли. В соответствии с правилами пе­ред созданием интеграционных группи­ровок возможно существование на про­тяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей», кото­рые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами, по край­ней мере, не увеличены.

   Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд незави­симых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:

1)     региональные торговые соглаше­ния должны покрывать все отрасли эко­номики без исключения;

2)     переходный период не должен пре­вышать 10 лет и включать четкий гра­фик либерализации торговли в отдель­ных отраслях;

3)     либерализация торговли на усло­виях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются вы­сокими;

4)     общий таможенный тариф, вводи­мый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий та­риф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;

5)     правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны быть весьма либеральны и не препят­ствовать их расширению;

6)     правила определения страны про­исхождения товара должны быть про­зрачными и не быть орудием протекци­онизма внутри группировки;

7)     необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интегра­ции, которые являются предпочтитель­ными перед менее развитыми, посколь­ку обеспечивают более рациональное распределение и использование факто­ров производства;

8)     после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отно­шениях между ее членами, а в отноше­ниях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их приме­нения.

   Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ран­них стадиях становления.


Виды интеграций
3.1. Глобализация
Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.   

Глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами.          Новым для современных процессов глобализации является распространение  социальных связей на такие сферы деятельности, как технологическая, организационная, административная, правовая и другие,  а также постоянная интенсификация тенденций к установлению взаимосвязей через многочисленные сети современных коммуникаций и новой информационной технологии.

Необходимо отличать форму глобализации в рамках империй (таких, например, как Британская), которые простирались на огромные пространства и объединяли их в единую политическую и экономическую систему, от современных форм глобальных потоков, характеризующихся, во-первых, громадными инвестициями промышленно развитых стран в экономики друг друга через многонациональные корпорации, а во-вторых, высоким уровнем движения капиталов.
3.2.1. Всемирная Торговая организация (ВТО)
         Одним из наиболее известных и значимых глобальных интеграционных объединений является Всемирная Торговая организация.

            Место расположения:Женева, Швейцария
         Основана: 1 января 1995г.
         Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
         Членство: 146 стран (по состоянию на январь 2004 года.)
         Бюджет: 134 млн. швейцарских франков (примерно 90 млн. долл. США)
         Глава: генеральный директор

         Цели и принципы. Всемирная Торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

         Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

         С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

         Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

         Важнейшими функциями ВТО являются: контроль выполнения соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

         Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом [9]:

§        создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

§        доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

§        возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

         Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
3.2. Регионализм
            Вместе с тем нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой экономике идет процесс ее регионализации. Все континенты «усеяны» экономическими блоками, региональными торговыми структурами: «Общий рынок» — в Европе, АСЕАН — в Азии, «Мекосур» — и «Карибское сообщество» — в Латинской Америке и т.д.

         В мире все более ощущается тенденция к созданию региональных экономических организаций, что является доминирующей характеристикой нынешней мировой экономической системы. Европейский союз начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.

         Новым важным элементом мировой экономики стало Соглашение в Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Другие региональные группы прилагают усилия с целью укрепления экономических союзов. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона к началу XXIнамерены были в рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоны, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

         И, наконец, совсем недавно, буквально в последние годы, начался процесс создания весьма широких схем международного и торгового сотрудничества. В западном полушарии дан импульс процессу, который завершится в 2005 году образованием зоны свободной торговли для всей Америки. Недавно создан Форум экономической кооперации в Азии с целью использовать огромный потенциал торговли, инвестиций и рынка в интересах стран этого региона мира.

         С 1994 г. страны Африки начали осуществление первой фазы «Договора Абуха» о создании Африканского экономического сообщества, направленного на содействие экономической интеграции и развитие.

         Глобализации мировой экономики предшествует регионализм. Последний означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, но не дальше региональных рамок, образуемых большей или меньшей группой государств, входящих в межгосударственные экономические блоки, которые могут быть открытыми и закрытыми.

         Открытый регионализм, связанный на основе региональной экономической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле тенденции экономической глобализации. Такой регион — всего лишь предпосылка, определенный этап, предшествующий глобальным процессам. Иллюстрацией к этому может служить Европейский Союз, Северо-Американская зона свободной торговли и многие другие.

         Закрытый регионализм нацелен на защиту исключительно данного региона от негативных последствий глобализации, представляет собой расширенную до региональных пределов политику «опоры на собственные силы». Он противостоит глобализации и в то же время является его составной частью.

         Региональные торгово-экономические блоки стали появляться в период подъема международной экономики, сильно пострадавшей в годы второй мировой войны. Европейскому, например, дал дорогу Римский договор, подписанный в 1957 году. Европейцы с помощью «Общего рынка» рассчитывали вернуть себе инициативу, перехваченную у них в послевоенное время США, а также противостоять интеграционным процессам в других регионах и успешно конкурировать на мировом рынке. Такая региональная интеграция не могла проводиться изолированно. Ей до сих пор подражают страны различных континентов. В результате появились «общие рынки» в Африке, Азии и Латинской Америке. Последняя стремится обрести более сильные позиции в экономическом диалоге с индустриально развитыми центрами и прежде всего с северным соседом.

         Региональная интеграция — объективный процесс. Он предполагает возможность и перспективу устойчивого экономического развития, на пути которого — растущая ограниченность природных ресурсов, демографические и экологические проблемы. Такие глобальные проблемы в одиночку решать невозможно. И чем сильнее торгово-экономический блок, тем успешнее преодолеваются имеющиеся глобальные и национальные хозяйственные трудности.

         Экономический регио­нализм не считается негативным фак­тором для развития международной экономики, только если группа инте­грирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанав­ливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торгов­ли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен при­водить к их усложнению со всеми ос­тальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухуд­шает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положи­тельным фактором развития междуна­родной экономики.

         Таким образом, на уровне мировой экономики идут два параллельных процесса — регионализм и глобализация, которые, дополняя друг друга, делают нашу планету единым экономическим пространством.

         Возникающие региональные и межрегиональные международные экономические структуры создают ту канву, на которой осуществляется процесс глобализации мирового рынка. Этим и отличается современный мировой рынок от довоенного, когда экономические связи осуществлялись между государствами преимущественно на двусторонней основе.
3.2.1. Европейская интеграция (Европейский союз)
         Наиболее развитая в мире интеграци­онная группировка – Европейский союз, — расширив свое членство с 6 до 25 стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трёх интеграционных сообществ — Европейского объ­единения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Ев­ропейского экономического сообщест­ва, созданных в 50—е гг.
3.2.1.1. Этапы формирования интеграции
         Цели западноевропейской интегра­ции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы [3]:

§                продолжение
--PAGE_BREAK--Этап зоны свободной торговли (l958—1969 гг.). В этот период интегра­ция находилась на уровне зоны сво­бодной торговли: в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаим­ную торговлю, установлен общий тамо­женный тариф и введена общая тамо­женная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализова­лась двусторонняя торговля, между стра­нами-членами интеграции возникали частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в от­ношении третьих стран. С 1962 года была введена в действие единая сельско­хозяйственная политика. С подписани­ем в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 году три европейских сообщест­ва приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

§            Этап таможенного союза (1968—1976 гг.) — этап активного раз­вития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран—основателей, а поз­же — в рамках постоянно расширяю­щегося ЕС за счет вступления Дании, Ирландии и Великобритании в 1973 го­ду и Греции, Португалии и Испании ­в начале 80-х годов. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой по­литикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и тех­нологического развития. На основе со­глашения 1971 года между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в то время чле­нами Европейской ассоциации свобод­ной торговли (Австрия, Дания, Норве­гия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). На основе последова­тельно первой (1975 г.), второй (1979 г.) и третьей (1984 г.) Ломейских конвен­ций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансо­вой сфере: в 1972 году было введено со­вместное плавание валют некоторых стран—членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979 го­да начала функционировать европей­ская валютная система.

§            Этап общего рынка (1987—­1992 гг.). На основе Единого европей­ского акта (SingleEuropeanAct), а так­же подписанного в 1985 году документа WhitePaperпо программе создания внут­реннего рынка страны ЕС ликвиди­ровали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов про­изводства. В частности, было выдвину­то более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, ус­луг, капитала и рабочей силы, и опре­делены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе — физические барьеры (погра­ничные таможенные посты и паспорт­ный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, при­оритет национальным производителям при государственных закупках) и фис­кальные барьеры (различия в налогооб­ложении). В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не прос­то согласованной, а единой политики в отдельных отраслях — энергетике, транспорте, вопросах социального и ре­гионального развития. Четвертая Ло­мейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69.

§            Этап экономического        союза (с 1993 года — по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Мааст­рихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прош­лых достижениях согласованной валют­ной политики, так и на новых инициа­тивах. На первом этапе (1990-1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европей­ской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994—1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается коор­динация макроэкономической полити­ки; на третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создает­ся единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норве­гией и Лихтенштейном).
3.2.1.2. Единый внутренний рынок ЕС
         Наиболее крупным достижением ин­теграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года еди­ного внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционального передвижения товаров и услуг не толь­ко дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьез­ными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов.

         Программа внутреннего рынка ЕС (ЕС InternalMarketProgram) — дей­ствовавшая в период с 1985 по 1992 год программа создания общего рынка то­варов и услуг.

         В результате осуществления програм­мы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и не­тарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение ка­питала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и при­нцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены мини­мальные технические требования к стандартам, взаимное признание резуль­татов испытаний и сертификации; от­крыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.



3.2.2. Интеграционные процессы в других регионах мира
Интеграционные процессы развиваются не только в Европе, но и в других регионах мира. В декабре 1992 г. подписано Соглашение между США, Канадой и Мек­сикой (вступило в силу 1 января 1994г.) о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). На ее долю приходится около 20 % всего объема мировой торговли. В Ассоциации происходит постепенная ликвидация торговых барьеров, снимают­ся другие ограничения. Создаются условия для сво­бодного передвижения товаров, услуг, капиталов и ра­бочей силы. Предпринимаются меры по защите северо­американского рынка от экспансии азиатских и евро­пейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику. Здесь полагают, что через 10-15 лет произойдет слияние трех нацио­нальных рынков и сформируется зона свободной тор­говли. О масштабах интеграционных связей внутри группировки говорит то обстоятельство, что в середи­не 90-х гг. в США реализовывалось примерно 80% канадского и 70% мексиканского экспорта, 65% мек­сиканского импорта приходилось на США. Ряд южно­американских стран стремятся присоединиться к НА­ФТА. Рассматривается возможность создания на осно­ве Ассоциации панамериканского торгового блока про­тяженностью от Аляски до Огненной земли. Вместе с тем в рамках названной группировки еще не созданы наднациональные институты, как это имеет место в ЕС, заметно также преобладание политического аспекта над экономическим.

В Южной Америке интеграционные процессы реа­лизуются через созданный в начале 90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР (IОжноамериканский общий ры­нок), куда вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Уже сегодня 95 % торговли между странами- членами Пакта свободны от таможенных пошлин и тарифов. Остальные тарифы должны были быть отменены до конца 1999г. В отношении импорта из третьих стран вводят­ся общие таможенные правила. МЕРКОСУР на прак­тике доказал свою эффективность. Подтверждением тому служит желание Боливии и Венесуэлы присое­диниться к этой организации и стремление Чили ус­тановить с ней более тесные отношения. По имеющимся прогнозам, в перспективе вполне реальна интегра­ция НАФТА и МЕРКОСУР.

Набирает силу Тихоокеанское сообщество, включа­ющее в себя США, Японию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и большую группу стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Китай и Океанию. Как интег­рационная группировка Тихоокеанское сообщество еще только складывается, объединительные процессы здесь осуществляются больше на микроуровне. В нем ведут­ся активные поиски наиболее приемлемых форм эко­номического и политического сотрудничества. Степень зрелости интеграционных отношений в Сообществе еще невелика, заметно стремление США, Японии, Китая, в определенной мере и Австралии, создать свои зоны активного влияния. Тем не менее, здесь полагают, что к 2020 г. Сообщество будет представлять собой крупнейшую в мире зону свободной торговли, превосходящую по совокупному объему ВНП как Западную Европу, так и Северную Америку.

Внутри Тихоокеанского сообщества существуют свои региональные группировки. Наиболее значимая из них — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Ассоциацию входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянма и Лаос. Цели создания — содействие экономическому и социальному развитию стран-членов, взаимопомощь в проведении научно-исследовательских работ, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве. В 1990г. заключено Соглашение о сотруд­ничестве АСЕАН с ЕС сроком на пять лет с последую­щим продлением. Для большинства стран группиров­ки характерны необычайно высокие темпы экономического развития. К 2003г. планируется создание раз­витой зоны свободной торговли.

Пытаются  сформировать  интеграционные отношения и страны Африки. В конце 80-х гг. Алжир, Ливня, Мавритания, Марокко и Тунис образовали Союз Араб­ского Магри6а с целью экономического сотрудничества. Однако автаркия, хозяйственная замкнутость африкан­ских государств, пестрая политическая палитра конти­нента осложняют реализацию межгосударственной экономической интеграции.

Из других интеграционных группировок развива­ющихся стран можно назвать Андоррскую группу (об­разована в 1969г. в составе Боливии, Венесуэлы, Ко­лумбии, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора); Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), в который входят Габон, Камерун, Конго, Цент­рально-Африканская Республика; Ассоциацию регио­нального сотрудничества Южной Азии (СААРК), образованную в 1985г. в составе государств Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Мальдивская Республика, Пакис­тан, Шри-Ланка.

Что же касается интеграционных процессов в рам­ках СНГ, то следует признать их значительную проти­воречивость и непоследовательность. Сам процесс со­здания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств — бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс «разво­да» сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обо­стрением межнациональных конфликтов.

За шесть лет, прошедших со дня принятия «Согла­шения о создании Содружества Независимых Госу­дарств» (8.12.91 г.), было подписано более 800 совме­стных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического разви­тия; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международ­ного экономического комитета (МЭК); завершается под­готовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.

Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. То­варооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значи­тельное уменьшение его имело место впервом полуго­дии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте — изделий машиностро­ения,- перерабатывающих отраслей.

К середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые моменты: в апре­ле 1996г. были сформированы два новых интеграци­онных объединения — «союз четырех» (Россия, Бела­русь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыр­гызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».

Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к на­циональному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и на­правленности проводимых реформ.

Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь фор­мируются совместные межгосударственные и не­государственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведет­ся работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая вза­имодополнение экономик обеих стран.

В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда ста­новится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединитель­ные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.


ГЛАВА 4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ  ПРОЦЕССЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ
Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и рынка услуг в частности особого внимания заслуживают процес­сы интеграции, а точнее процессы глобализации в области туризма. Транснациональные корпорации (ТНК), которые получили значительное развитие во второй половине XX в.,  от однонациональности капиталов и сепа­ратности действий перешли к политике сотрудничества, реализа­ции совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.

Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обостре­ние конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран, кото­рые постепенно завоевывают все больше «ниш» на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это — цепи отелей, принадлежащие Сянга­ну (Гонконгу), «Шангри-Ла», «Регал Хоутелз», «Мандарин Ориентл».

Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем ­с помощью сотрудничества. Они совместно используют достиже­ния каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.

Заключение глобальных союзов практикуется в разных секто­рах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером дей­ственности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Бла­годаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы — от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.

Одной из самых крупных и известных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с СЕЙБР, «Амаде­ус» и «Уорлдспэн», является «Галилео Интернешнл». Ее визитны­ми карточками стали мощная информационная база, широкие воз­можности резервирования и гибкость. В современном виде «Гали­лео Интернешнл» существует с 1993г. в результате слияния двух электронных систем бронирования «Галилео» и «Ковья-Аполло». Учредителями объединенной сети выступили североамериканские и европейские авиаперевозчики. При равном долевом участии они сформировали уставный фонд новой компании в размере 1,5 млрд. ам. долл. В 1997г. она имела 120 тыс. терминалов, охватывала 500 авиа­компаний, 31 тыс. отелей, 44 фирмы по прокату автомобилей. Чис­ло ее абонентов достигло 42 тыс.

Несмотря на слияние, создание единой базы данных и штаб-квартиры в г. Денвер (США, штат Колорадо), «Галилео Интер­нешнл» намерена сохранять, поддерживать и развивать «Ковья­-Аполло» и «Галилео» как две самостоятельные системы. Если пер­вая продолжает обслуживать США, Мексику и в меньшей степени Японию, то вторая работает на все остальные страны, за исключе­нием Канады, где действует сеть «Джемини».

В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имуществен­ных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не за­трагивают отношения собственности, поэтому они получили бо­лее широкое распространение.

Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консор­циумов, совместных предприятий стратегического характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они на­целены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний-участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.

В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации ус­луг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинго­вой деятельности, осуществления крупных финансовых вложений. Основной мотив такого объединения состоит в продвижении тор­говых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Примером стратегического альянса служит заключенное в конце 1996 г. партнерское соглашение между группой «Карлсон Хоспитэлити Уорлд­уайд» (США) и корпорацией «Фор Сизнз» из Торонто. Его цель — расши­рить принадлежащую последней международную цепь отелей «Риджент,».

Доказав свою эффективность, альянсы станут главной страте­гией роста гостиничных компаний в ХХI в. К такому выводу при­шли специалисты Нью-Йоркского университета, проводившие обследование в индустрии гостеприимства.

Наиболее четко процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте. Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают созда­вать стратегические альянсы со своими конкурентами, нежели покупать акции менее крупных перевозчиков. Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрут­ную сеть, увеличить свою рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат — увеличение объема воздуш­ных перевозок, а соответственно и прибыли.

Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер дея­тельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование (совместные закупки топлива, самолетов, пользование мастерскими технического обслуживания и ремонта и т.д.), а также открытие объединенных коммерческих представи­тельств. Например, авиакомпании «Джапан Эйрлайнз», «Люфтган­за» и «Эр Франс» заключили соглашение о совместном строитель­стве терминала в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.

Сегодня международные стратегические альянсы на воздуш­ном транспорте переживают новый этап развития. Стремясь уста­новить контроль над рынком авиаперевозок, члены альянса пере­шли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Такого рода практика привела к глубоким переменам на рынке авиауслуг.

Специальные программы закрепляют клиентов за определенными авиакомпаниями и препятствуют пе­ретоку пассажиров к другим перевозчикам. В последнее время они превратились в мощный маркетинговый инструмент, эффектив­ность применения которого возрастает многократно в случае его интеграции в глобальные стратегические альянсы. Недавно авиа­компании «Юнайтед Эйрлайнз», «Люфтганза», «Эйр Канада» и САС выработали совместную стратегию в отношении постоянных пассажиров.

Объединяя поощрительные программы, члены альянсов рас­ширяют свою клиентскую базу и занимают доминирующее поло­жение на рынке. Эта стратегия ведет к монополизации авиапере­возок в условиях всеобщей либерализации воздушного транспорта. Она создает барьеры для выхода на рынок новых игроков и огра­ничивает конкуренцию.

Мелкие и вновь образованные авиакомпании обвиняют альян­сы, имеющие многочисленный контингент постоянных пассажи­ров, в нарушении антимонопольного законодательства. Специаль­ные органы по контролю над действиями монополий и защите кон­курентной среды внимательно наблюдают за формированием и стратегией развития альянсов. Но пока они не усматривают в их деловой практике фактов нарушения установленных правовых норм.

Кроме объединения поощрительных программ для часто лета­ющих пассажиров, сотрудничество между членами альянса укреп­ляется по линии обмена идентификационными кодами. По прави­лам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) авиакомпания имеет право предоставить в пользование свои иден­тификационные коды другой авиакомпании или несколько пере­возчиков могут использовать одни и те же коды. Это означает, что пассажиры летят самолетом не той авиакомпании, которая указа­на в билете. Для защиты прав потребителей предлагается ввести регулирование обмена кодами. Вопрос находится в процессе об­суждения, а пока авиакомпании должны по крайней мере инфор­мировать пассажиров о подобной практике.

Каковы бы ни были аргументы «за» и «против» обмена иденти­фикационными кодами, число соглашений растет. В 1997г. авиа­компании испанская «Иберия», щвейцарская «Свиссэйр» и авст­рийская «Остриан Эйрлайнз» договорились об обмене кодами с «Дельта Эйрлайнз», «Бритиш Мидлэнд» с «Галф Эйр», а «Джапан Эйрлайнз» с австралийской «Куантас Эйрлайнз». В том же году «Дельта Эйрлайнз» и «Континентл Эйрлайнз» подписали много­плановое соглашение с «Эр Франс», включающее обмен кодами. Заключаемые соглашения об обмене идентификационными кода­ми часто перерастают в международные стратегические альянсы.

В 1997 г. в мире насчитывалось 363 альянса авиакомпаний. Их число увеличивается. Большинство новых альянсов отли­чает гибкая организация с упором на совместный маркетинг и техническое развитие.

Набирающая силу политика налаживания партнерских отно­шений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двусторонние соглашения об «открытом небе». Эти соглашения делают возможным доступ американских пере­возчиков к авиарынкам Европы и Азии. Некоторые страны (Швей­цария, Япония и др.) пытаются противостоять давлению амери­канской стороны.

На старом континенте создание альянсов осложняется из-за позиции Европейской комиссии по вопросу о двусторонних со­глашениях. Рассматривая ЕС как единое территориальное образо­вание, она намерена отказаться от практики заключения догово­ров каждой страной в отдельности и перейти к жесткой централи­зации переговорных процессов.

Несмотря на возникающие препятствия, авиакомпании про­должают объединяться. Нередко один и тот же перевозчик входит одновременно в несколько альянсов с разными целями. Авиаком­пания может иметь базовое соглашение с одной компанией и при этом быть полноправным членом маркетингового и коммерческо­го альянсов с другими перевозчиками. Например, «Люфтганза», кроме глобального стратегического альянса с «Юнайтед Эйрлайнз», образовала маркетинговый альянс с «Финнэйр», альянс фрахта с «Джапан Эйрлайнз» и «Кореан Эйрлайнз», а также подписала со­глашения об обмене идентификационными кодами с авиакомпа­ниями «Адриа Эйрвейз», «Вариг Бразилиан Эйрлайнз», «Люксэйр» и «Остриан Эйрлайнз». Перспективы достигнутых ранее догово­ренностей становятся весьма неопределенными с созданием ми­ровых альянсов перевозчиков.

Крупнейшими объединениями на воздушном транспорте яв­ляются альянс «Уануорлд» и «Стар Альянс». Каждый из них обслу­живает свыше 180 млн пассажиров в год. Динамику развития мировых альянсов авиакомпаний можно проследить по таблице 5 в приложении.

В 1998г. пять ведущих авиакомпаний мира «Америкэн Эйрлайнз», «Бритиш Эйрвейз», «Канадиан Эйрлайнз», «Катай Пасифик Эйр­вейз» и «Куантас Эйрлайнз» объявили о создании нового глобаль­ного альянса «Уануорлд». С 1999г. его члены приступили к реализа­ции широкой совместной программы действий стоимостью в де­сятки миллионов фунтов стерлингов. В рамках альянса существует всемирная тарифная сеть «Уануорлд», производится обмен иден­тификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система брони­рования билетов. Необходимое условие членства в альянсе ­предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании фин­ская «Финнэйр» и испанская «Иберия», решившие вступить в «Уануорлд», должны были провести работы по наладке систем сла­женных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса. С присоединением двух но­вых членов маршрутная сеть «Уануорлд» охватила свыше 800 пун­ктов назначения.

Другое международное объединение авиаперевозчиков «Стар Альянс» было образовано в 1997г. по инициативе «Люфтганза». Сегодня в него входят авиакомпании Германии, США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и других стран. Ряды членов «Стар Альянс» продолжают расширяться. В 2000г. в них вступили вторая по значимости британская авиакомпания «Бри­тиш Мидлэнд» и старейший мексиканский перевозчик «Мексика­на Эйрлайнз». С присоединением к альянсу «Бритиш Мидлэнд», базирующейся в лондонском аэропорту «Хитроу», он стал един­ственным в мире узловым хабом для двух конкурирующих гло­бальных авиационных альянсов. Общая маршрутная сеть «Стар Альянс» связывает 815 пунктов назначения, расположенных более чем в 130 странах мира. Самолеты авиакомпаний альянса взлетают в среднем через каждые 9с. и выполняют в общей сложности око­ло 9600 рейсов ежедневно.

Кроме «Уануорлд» и «Стар Альянс», существуют и другие по­добные объединения перевозчиков «Кволифлайер Груп» и «Вайндс». Недавно в Нью-Йорке было объявлено о создании нового альянса «СкайТим». Его ядром выступили «Дельта Эйрлайнз» и «Эр Франс», сотрудничающие уже несколько лет. По словам создателей, альянс должен в большей степени быть ориентированным на интересы пассажиров, чем все ранее оформленные объединения. Разверну­тая в средствах массовой информации США, стран Европы, Ла­тинской Америки и Азии рекламная кампания альянса проходит под девизом «Мы заботимся о вас».

В 2003 г. к «СкайТим» планировала присоединиться и «Аэрофлот — «Российские Авиалинии». У российского перевозчика есть шансы стать полноправным членом альянса при условии стабильной ра­боты. Пока же ведутся переговоры о создании альянсов авиаком­паний России и СНГ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.