--PAGE_BREAK--Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.
§ Демонстрационный эффект.В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
§ «Эффект домино».После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА.
Цели интеграции
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи. [3]
1. Использование преимуществ экономики масштаба.
Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
2. Создание благоприятной внешнеполитической среды.
Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.
3. Решение задач торговой политики.
РегиональнаяРРРРРРинтеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
4. Содействие структурной перестройке экономики.Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.
5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.
Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности сельского хозяйства.
Формирование интеграционных объединений
Наибольшее развитие интеграционные объединения различного типа получили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости.
Этапы интеграции
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения.Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС)— согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня — общего рынка (ОР)— интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже непросто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.
Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. [3]
Основные черты различных уровней интеграционного процесса сведены в таблице 1 в приложении.
Принципы оценки интеграции
В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО существует только одно исключение из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) — статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной торговли. В соответствии с правилами перед созданием интеграционных группировок возможно существование на протяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей», которые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами, по крайней мере, не увеличены.
Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:
1) региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
2) переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
3) либерализация торговли на условиях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;
4) общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
5) правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;
6) правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки;
7) необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
8) после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения.
Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ранних стадиях становления.
Виды интеграций
3.1. Глобализация
Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.
Глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами. Новым для современных процессов глобализации является распространение социальных связей на такие сферы деятельности, как технологическая, организационная, административная, правовая и другие, а также постоянная интенсификация тенденций к установлению взаимосвязей через многочисленные сети современных коммуникаций и новой информационной технологии.
Необходимо отличать форму глобализации в рамках империй (таких, например, как Британская), которые простирались на огромные пространства и объединяли их в единую политическую и экономическую систему, от современных форм глобальных потоков, характеризующихся, во-первых, громадными инвестициями промышленно развитых стран в экономики друг друга через многонациональные корпорации, а во-вторых, высоким уровнем движения капиталов.
3.2.1. Всемирная Торговая организация (ВТО)
Одним из наиболее известных и значимых глобальных интеграционных объединений является Всемирная Торговая организация.
Место расположения:Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 146 стран (по состоянию на январь 2004 года.)
Бюджет: 134 млн. швейцарских франков (примерно 90 млн. долл. США)
Глава: генеральный директор
Цели и принципы. Всемирная Торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль выполнения соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом [9]:
§ создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
§ доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
§ возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
3.2. Регионализм
Вместе с тем нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой экономике идет процесс ее регионализации. Все континенты «усеяны» экономическими блоками, региональными торговыми структурами: «Общий рынок» — в Европе, АСЕАН — в Азии, «Мекосур» — и «Карибское сообщество» — в Латинской Америке и т.д.
В мире все более ощущается тенденция к созданию региональных экономических организаций, что является доминирующей характеристикой нынешней мировой экономической системы. Европейский союз начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.
Новым важным элементом мировой экономики стало Соглашение в Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Другие региональные группы прилагают усилия с целью укрепления экономических союзов. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона к началу XXIнамерены были в рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоны, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
И, наконец, совсем недавно, буквально в последние годы, начался процесс создания весьма широких схем международного и торгового сотрудничества. В западном полушарии дан импульс процессу, который завершится в 2005 году образованием зоны свободной торговли для всей Америки. Недавно создан Форум экономической кооперации в Азии с целью использовать огромный потенциал торговли, инвестиций и рынка в интересах стран этого региона мира.
С 1994 г. страны Африки начали осуществление первой фазы «Договора Абуха» о создании Африканского экономического сообщества, направленного на содействие экономической интеграции и развитие.
Глобализации мировой экономики предшествует регионализм. Последний означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, но не дальше региональных рамок, образуемых большей или меньшей группой государств, входящих в межгосударственные экономические блоки, которые могут быть открытыми и закрытыми.
Открытый регионализм, связанный на основе региональной экономической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле тенденции экономической глобализации. Такой регион — всего лишь предпосылка, определенный этап, предшествующий глобальным процессам. Иллюстрацией к этому может служить Европейский Союз, Северо-Американская зона свободной торговли и многие другие.
Закрытый регионализм нацелен на защиту исключительно данного региона от негативных последствий глобализации, представляет собой расширенную до региональных пределов политику «опоры на собственные силы». Он противостоит глобализации и в то же время является его составной частью.
Региональные торгово-экономические блоки стали появляться в период подъема международной экономики, сильно пострадавшей в годы второй мировой войны. Европейскому, например, дал дорогу Римский договор, подписанный в 1957 году. Европейцы с помощью «Общего рынка» рассчитывали вернуть себе инициативу, перехваченную у них в послевоенное время США, а также противостоять интеграционным процессам в других регионах и успешно конкурировать на мировом рынке. Такая региональная интеграция не могла проводиться изолированно. Ей до сих пор подражают страны различных континентов. В результате появились «общие рынки» в Африке, Азии и Латинской Америке. Последняя стремится обрести более сильные позиции в экономическом диалоге с индустриально развитыми центрами и прежде всего с северным соседом.
Региональная интеграция — объективный процесс. Он предполагает возможность и перспективу устойчивого экономического развития, на пути которого — растущая ограниченность природных ресурсов, демографические и экологические проблемы. Такие глобальные проблемы в одиночку решать невозможно. И чем сильнее торгово-экономический блок, тем успешнее преодолеваются имеющиеся глобальные и национальные хозяйственные трудности.
Экономический регионализм не считается негативным фактором для развития международной экономики, только если группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики.
Таким образом, на уровне мировой экономики идут два параллельных процесса — регионализм и глобализация, которые, дополняя друг друга, делают нашу планету единым экономическим пространством.
Возникающие региональные и межрегиональные международные экономические структуры создают ту канву, на которой осуществляется процесс глобализации мирового рынка. Этим и отличается современный мировой рынок от довоенного, когда экономические связи осуществлялись между государствами преимущественно на двусторонней основе.
3.2.1. Европейская интеграция (Европейский союз)
Наиболее развитая в мире интеграционная группировка – Европейский союз, — расширив свое членство с 6 до 25 стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трёх интеграционных сообществ — Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50—е гг.
3.2.1.1. Этапы формирования интеграции
Цели западноевропейской интеграции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы [3]:
§ продолжение
--PAGE_BREAK--Этап зоны свободной торговли (l958—1969 гг.). В этот период интеграция находилась на уровне зоны свободной торговли: в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлен общий таможенный тариф и введена общая таможенная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализовалась двусторонняя торговля, между странами-членами интеграции возникали частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. С 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 году три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.
§ Этап таможенного союза (1968—1976 гг.) — этап активного развития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран—основателей, а позже — в рамках постоянно расширяющегося ЕС за счет вступления Дании, Ирландии и Великобритании в 1973 году и Греции, Португалии и Испании в начале 80-х годов. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе соглашения 1971 года между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в то время членами Европейской ассоциации свободной торговли (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). На основе последовательно первой (1975 г.), второй (1979 г.) и третьей (1984 г.) Ломейских конвенций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран—членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.
§ Этап общего рынка (1987—1992 гг.). На основе Единого европейского акта (SingleEuropeanAct), а также подписанного в 1985 году документа WhitePaperпо программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. В частности, было выдвинуто более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и определены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе — физические барьеры (пограничные таможенные посты и паспортный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках) и фискальные барьеры (различия в налогообложении). В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях — энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. Четвертая Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69.
§ Этап экономического союза (с 1993 года — по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прошлых достижениях согласованной валютной политики, так и на новых инициативах. На первом этапе (1990-1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994—1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; на третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создается единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном).
3.2.1.2. Единый внутренний рынок ЕС
Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года единого внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционального передвижения товаров и услуг не только дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьезными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов.
Программа внутреннего рынка ЕС (ЕС InternalMarketProgram) — действовавшая в период с 1985 по 1992 год программа создания общего рынка товаров и услуг.
В результате осуществления программы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и принцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.
3.2.2. Интеграционные процессы в других регионах мира
Интеграционные процессы развиваются не только в Европе, но и в других регионах мира. В декабре 1992 г. подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой (вступило в силу 1 января 1994г.) о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). На ее долю приходится около 20 % всего объема мировой торговли. В Ассоциации происходит постепенная ликвидация торговых барьеров, снимаются другие ограничения. Создаются условия для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Предпринимаются меры по защите североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику. Здесь полагают, что через 10-15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли. О масштабах интеграционных связей внутри группировки говорит то обстоятельство, что в середине 90-х гг. в США реализовывалось примерно 80% канадского и 70% мексиканского экспорта, 65% мексиканского импорта приходилось на США. Ряд южноамериканских стран стремятся присоединиться к НАФТА. Рассматривается возможность создания на основе Ассоциации панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной земли. Вместе с тем в рамках названной группировки еще не созданы наднациональные институты, как это имеет место в ЕС, заметно также преобладание политического аспекта над экономическим.
В Южной Америке интеграционные процессы реализуются через созданный в начале 90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР (IОжноамериканский общий рынок), куда вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Уже сегодня 95 % торговли между странами- членами Пакта свободны от таможенных пошлин и тарифов. Остальные тарифы должны были быть отменены до конца 1999г. В отношении импорта из третьих стран вводятся общие таможенные правила. МЕРКОСУР на практике доказал свою эффективность. Подтверждением тому служит желание Боливии и Венесуэлы присоединиться к этой организации и стремление Чили установить с ней более тесные отношения. По имеющимся прогнозам, в перспективе вполне реальна интеграция НАФТА и МЕРКОСУР.
Набирает силу Тихоокеанское сообщество, включающее в себя США, Японию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и большую группу стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Китай и Океанию. Как интеграционная группировка Тихоокеанское сообщество еще только складывается, объединительные процессы здесь осуществляются больше на микроуровне. В нем ведутся активные поиски наиболее приемлемых форм экономического и политического сотрудничества. Степень зрелости интеграционных отношений в Сообществе еще невелика, заметно стремление США, Японии, Китая, в определенной мере и Австралии, создать свои зоны активного влияния. Тем не менее, здесь полагают, что к 2020 г. Сообщество будет представлять собой крупнейшую в мире зону свободной торговли, превосходящую по совокупному объему ВНП как Западную Европу, так и Северную Америку.
Внутри Тихоокеанского сообщества существуют свои региональные группировки. Наиболее значимая из них — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Ассоциацию входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянма и Лаос. Цели создания — содействие экономическому и социальному развитию стран-членов, взаимопомощь в проведении научно-исследовательских работ, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве. В 1990г. заключено Соглашение о сотрудничестве АСЕАН с ЕС сроком на пять лет с последующим продлением. Для большинства стран группировки характерны необычайно высокие темпы экономического развития. К 2003г. планируется создание развитой зоны свободной торговли.
Пытаются сформировать интеграционные отношения и страны Африки. В конце 80-х гг. Алжир, Ливня, Мавритания, Марокко и Тунис образовали Союз Арабского Магри6а с целью экономического сотрудничества. Однако автаркия, хозяйственная замкнутость африканских государств, пестрая политическая палитра континента осложняют реализацию межгосударственной экономической интеграции.
Из других интеграционных группировок развивающихся стран можно назвать Андоррскую группу (образована в 1969г. в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора); Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), в который входят Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика; Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), образованную в 1985г. в составе государств Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Мальдивская Республика, Пакистан, Шри-Ланка.
Что же касается интеграционных процессов в рамках СНГ, то следует признать их значительную противоречивость и непоследовательность. Сам процесс создания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств — бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс «развода» сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обострением межнациональных конфликтов.
За шесть лет, прошедших со дня принятия «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (8.12.91 г.), было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международного экономического комитета (МЭК); завершается подготовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.
Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. Товарооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значительное уменьшение его имело место впервом полугодии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте — изделий машиностроения,- перерабатывающих отраслей.
К середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые моменты: в апреле 1996г. были сформированы два новых интеграционных объединения — «союз четырех» (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».
Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к национальному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и направленности проводимых реформ.
Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь формируются совместные межгосударственные и негосударственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведется работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая взаимодополнение экономик обеих стран.
В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда становится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединительные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.
ГЛАВА 4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ
Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и рынка услуг в частности особого внимания заслуживают процессы интеграции, а точнее процессы глобализации в области туризма. Транснациональные корпорации (ТНК), которые получили значительное развитие во второй половине XX в., от однонациональности капиталов и сепаратности действий перешли к политике сотрудничества, реализации совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.
Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран, которые постепенно завоевывают все больше «ниш» на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это — цепи отелей, принадлежащие Сянгану (Гонконгу), «Шангри-Ла», «Регал Хоутелз», «Мандарин Ориентл».
Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем с помощью сотрудничества. Они совместно используют достижения каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.
Заключение глобальных союзов практикуется в разных секторах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером действенности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Благодаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы — от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.
Одной из самых крупных и известных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с СЕЙБР, «Амадеус» и «Уорлдспэн», является «Галилео Интернешнл». Ее визитными карточками стали мощная информационная база, широкие возможности резервирования и гибкость. В современном виде «Галилео Интернешнл» существует с 1993г. в результате слияния двух электронных систем бронирования «Галилео» и «Ковья-Аполло». Учредителями объединенной сети выступили североамериканские и европейские авиаперевозчики. При равном долевом участии они сформировали уставный фонд новой компании в размере 1,5 млрд. ам. долл. В 1997г. она имела 120 тыс. терминалов, охватывала 500 авиакомпаний, 31 тыс. отелей, 44 фирмы по прокату автомобилей. Число ее абонентов достигло 42 тыс.
Несмотря на слияние, создание единой базы данных и штаб-квартиры в г. Денвер (США, штат Колорадо), «Галилео Интернешнл» намерена сохранять, поддерживать и развивать «Ковья-Аполло» и «Галилео» как две самостоятельные системы. Если первая продолжает обслуживать США, Мексику и в меньшей степени Японию, то вторая работает на все остальные страны, за исключением Канады, где действует сеть «Джемини».
В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имущественных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не затрагивают отношения собственности, поэтому они получили более широкое распространение.
Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консорциумов, совместных предприятий стратегического характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний-участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.
В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации услуг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинговой деятельности, осуществления крупных финансовых вложений. Основной мотив такого объединения состоит в продвижении торговых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре.
Примером стратегического альянса служит заключенное в конце 1996 г. партнерское соглашение между группой «Карлсон Хоспитэлити Уорлдуайд» (США) и корпорацией «Фор Сизнз» из Торонто. Его цель — расширить принадлежащую последней международную цепь отелей «Риджент,».
Доказав свою эффективность, альянсы станут главной стратегией роста гостиничных компаний в ХХI в. К такому выводу пришли специалисты Нью-Йоркского университета, проводившие обследование в индустрии гостеприимства.
Наиболее четко процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте. Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают создавать стратегические альянсы со своими конкурентами, нежели покупать акции менее крупных перевозчиков. Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрутную сеть, увеличить свою рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат — увеличение объема воздушных перевозок, а соответственно и прибыли.
Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер деятельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование (совместные закупки топлива, самолетов, пользование мастерскими технического обслуживания и ремонта и т.д.), а также открытие объединенных коммерческих представительств. Например, авиакомпании «Джапан Эйрлайнз», «Люфтганза» и «Эр Франс» заключили соглашение о совместном строительстве терминала в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.
Сегодня международные стратегические альянсы на воздушном транспорте переживают новый этап развития. Стремясь установить контроль над рынком авиаперевозок, члены альянса перешли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Такого рода практика привела к глубоким переменам на рынке авиауслуг.
Специальные программы закрепляют клиентов за определенными авиакомпаниями и препятствуют перетоку пассажиров к другим перевозчикам. В последнее время они превратились в мощный маркетинговый инструмент, эффективность применения которого возрастает многократно в случае его интеграции в глобальные стратегические альянсы. Недавно авиакомпании «Юнайтед Эйрлайнз», «Люфтганза», «Эйр Канада» и САС выработали совместную стратегию в отношении постоянных пассажиров.
Объединяя поощрительные программы, члены альянсов расширяют свою клиентскую базу и занимают доминирующее положение на рынке. Эта стратегия ведет к монополизации авиаперевозок в условиях всеобщей либерализации воздушного транспорта. Она создает барьеры для выхода на рынок новых игроков и ограничивает конкуренцию.
Мелкие и вновь образованные авиакомпании обвиняют альянсы, имеющие многочисленный контингент постоянных пассажиров, в нарушении антимонопольного законодательства. Специальные органы по контролю над действиями монополий и защите конкурентной среды внимательно наблюдают за формированием и стратегией развития альянсов. Но пока они не усматривают в их деловой практике фактов нарушения установленных правовых норм.
Кроме объединения поощрительных программ для часто летающих пассажиров, сотрудничество между членами альянса укрепляется по линии обмена идентификационными кодами. По правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) авиакомпания имеет право предоставить в пользование свои идентификационные коды другой авиакомпании или несколько перевозчиков могут использовать одни и те же коды. Это означает, что пассажиры летят самолетом не той авиакомпании, которая указана в билете. Для защиты прав потребителей предлагается ввести регулирование обмена кодами. Вопрос находится в процессе обсуждения, а пока авиакомпании должны по крайней мере информировать пассажиров о подобной практике.
Каковы бы ни были аргументы «за» и «против» обмена идентификационными кодами, число соглашений растет. В 1997г. авиакомпании испанская «Иберия», щвейцарская «Свиссэйр» и австрийская «Остриан Эйрлайнз» договорились об обмене кодами с «Дельта Эйрлайнз», «Бритиш Мидлэнд» с «Галф Эйр», а «Джапан Эйрлайнз» с австралийской «Куантас Эйрлайнз». В том же году «Дельта Эйрлайнз» и «Континентл Эйрлайнз» подписали многоплановое соглашение с «Эр Франс», включающее обмен кодами. Заключаемые соглашения об обмене идентификационными кодами часто перерастают в международные стратегические альянсы.
В 1997 г. в мире насчитывалось 363 альянса авиакомпаний. Их число увеличивается. Большинство новых альянсов отличает гибкая организация с упором на совместный маркетинг и техническое развитие.
Набирающая силу политика налаживания партнерских отношений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двусторонние соглашения об «открытом небе». Эти соглашения делают возможным доступ американских перевозчиков к авиарынкам Европы и Азии. Некоторые страны (Швейцария, Япония и др.) пытаются противостоять давлению американской стороны.
На старом континенте создание альянсов осложняется из-за позиции Европейской комиссии по вопросу о двусторонних соглашениях. Рассматривая ЕС как единое территориальное образование, она намерена отказаться от практики заключения договоров каждой страной в отдельности и перейти к жесткой централизации переговорных процессов.
Несмотря на возникающие препятствия, авиакомпании продолжают объединяться. Нередко один и тот же перевозчик входит одновременно в несколько альянсов с разными целями. Авиакомпания может иметь базовое соглашение с одной компанией и при этом быть полноправным членом маркетингового и коммерческого альянсов с другими перевозчиками. Например, «Люфтганза», кроме глобального стратегического альянса с «Юнайтед Эйрлайнз», образовала маркетинговый альянс с «Финнэйр», альянс фрахта с «Джапан Эйрлайнз» и «Кореан Эйрлайнз», а также подписала соглашения об обмене идентификационными кодами с авиакомпаниями «Адриа Эйрвейз», «Вариг Бразилиан Эйрлайнз», «Люксэйр» и «Остриан Эйрлайнз». Перспективы достигнутых ранее договоренностей становятся весьма неопределенными с созданием мировых альянсов перевозчиков.
Крупнейшими объединениями на воздушном транспорте являются альянс «Уануорлд» и «Стар Альянс». Каждый из них обслуживает свыше 180 млн пассажиров в год. Динамику развития мировых альянсов авиакомпаний можно проследить по таблице 5 в приложении.
В 1998г. пять ведущих авиакомпаний мира «Америкэн Эйрлайнз», «Бритиш Эйрвейз», «Канадиан Эйрлайнз», «Катай Пасифик Эйрвейз» и «Куантас Эйрлайнз» объявили о создании нового глобального альянса «Уануорлд». С 1999г. его члены приступили к реализации широкой совместной программы действий стоимостью в десятки миллионов фунтов стерлингов. В рамках альянса существует всемирная тарифная сеть «Уануорлд», производится обмен идентификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система бронирования билетов. Необходимое условие членства в альянсе предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании финская «Финнэйр» и испанская «Иберия», решившие вступить в «Уануорлд», должны были провести работы по наладке систем слаженных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса. С присоединением двух новых членов маршрутная сеть «Уануорлд» охватила свыше 800 пунктов назначения.
Другое международное объединение авиаперевозчиков «Стар Альянс» было образовано в 1997г. по инициативе «Люфтганза». Сегодня в него входят авиакомпании Германии, США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и других стран. Ряды членов «Стар Альянс» продолжают расширяться. В 2000г. в них вступили вторая по значимости британская авиакомпания «Бритиш Мидлэнд» и старейший мексиканский перевозчик «Мексикана Эйрлайнз». С присоединением к альянсу «Бритиш Мидлэнд», базирующейся в лондонском аэропорту «Хитроу», он стал единственным в мире узловым хабом для двух конкурирующих глобальных авиационных альянсов. Общая маршрутная сеть «Стар Альянс» связывает 815 пунктов назначения, расположенных более чем в 130 странах мира. Самолеты авиакомпаний альянса взлетают в среднем через каждые 9с. и выполняют в общей сложности около 9600 рейсов ежедневно.
Кроме «Уануорлд» и «Стар Альянс», существуют и другие подобные объединения перевозчиков «Кволифлайер Груп» и «Вайндс». Недавно в Нью-Йорке было объявлено о создании нового альянса «СкайТим». Его ядром выступили «Дельта Эйрлайнз» и «Эр Франс», сотрудничающие уже несколько лет. По словам создателей, альянс должен в большей степени быть ориентированным на интересы пассажиров, чем все ранее оформленные объединения. Развернутая в средствах массовой информации США, стран Европы, Латинской Америки и Азии рекламная кампания альянса проходит под девизом «Мы заботимся о вас».
В 2003 г. к «СкайТим» планировала присоединиться и «Аэрофлот — «Российские Авиалинии». У российского перевозчика есть шансы стать полноправным членом альянса при условии стабильной работы. Пока же ведутся переговоры о создании альянсов авиакомпаний России и СНГ.
продолжение
--PAGE_BREAK--