Реферат по предмету "Экономика"


Прибыль как основа предпринимательской деятельности и пути ее повышения

--PAGE_BREAK--Валовая (балансовая) прибыль





     Распределение прибыли                                         Использование прибыли




 





Отчисления на благотворительные                   Фонд выплаты дивидендов

цели



Погашение целевого государ-                          Вносимые в бюджет штрафные

ственного кредита                                                                                  санкции



Прибыль остающаяся в                                    Фонды специального назначения

распоряжении предприятия




 



Фонды накопления                                           средств






Фонд накопления      Фонд накопления              Фонд потребления

образованный            использованный




   
Схема 1. Распределение и использование прибыли торгового предприятия.
3. Экономико-организационная характеристика предприятия.

Акционерное общество закрытого типа «Фирма Мебель» было организованно в мае 1993 года. Согласно со статусом АОЗТ «Фирма Мебель» зарегистрировано решением исполнительного кабинета Ворошиловского районного Совета народных депутатов г. Донецка 29 октября 1993 года, регистрационный номер 118212.

Основателями АОЗТ «Фирма Мебель» есть трудовой коллектив данного предприятия. Уставный фонд Общества, согласно с изменениями и дополнениями от 6 ноября 2000 года составляет 115785грн. и разделен на 25730 именных акций.

«Фирма Мебель» имеет свои филиалы, которые расположены в разных местах Донецкой области: Макеевке, Мариуполе, Краматорске, Артемовске. Местонахождение постоянного действующего исполнительного органа Общества: Украина, 83055, г. Донецк, ул. Щорса,18. Общество выполняет свою деятельность на основании настоящего статуса, Уставного договора, Законов Украины «Про хозяйственные общества», « Про ценные бумаги и фондовую биржу», «Про собственность». Общество имеет печать, штамп со своим наименованием и фирменным знаком, расчетный счет и другие счета в национальной валюте в банковских учреждениях. Имеет приватизированную коллективную форму собственности.

Целью деятельности «Фирмы Мебель» есть удовлетворение потребностей населения в продукции мебельной промышленности, а также получение прибыли на основании хозяйственно-финансовой деятельности и использование ее в интересах акционеров, а также обеспечение производственного и социального развития общества.

Предметом деятельности Общества есть организация и осуществление оптовой, розничной, выездной комиссионной торговли товарами мебельной промышленности и предоставление транспортных услуг.

Заданием деятельности предприятия, что обеспечивает достижение целей, есть:

-         систематическое изучение факторов внутренней и внешней среды «Фирмы Мебель», выявление сильных и слабых сторон, которые обеспечивают способности и угрозы функционирования предприятия с целью формирования его стратегии и тактики;

-         разработка рациональной организационной структуры предприятия в связи со спецификой и масштабами его деятельности;

-         обеспечение эффективного использования основных фондов;

-         формирование ассортимента товаров в связи со спросом потребителей, обеспечение равномерности и ритмичности товарооборота;

-         формирование договорной политики предприятия с целью обеспечения ритмичности поступления товаров и ускорение их оборота;

-         увеличение продуктивности и эффективности работы работников;

-         оптимизация поточных затрат предприятия;

-         нахождение явных источников увеличения ВД;

-         формирование рациональной ценовой политики;

-         обеспечение рентабельности предприятия;

-         планирование хозяйственной деятельности.

Общество представляет собой самостоятельный хозяйственный субъект. Оно владеет и пользуется обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

Прибыль, полученная Обществом в результате хозяйственной деятельности, а также поступившая из иных не запрещенных Украинским законодательством источников, после исчисления материальных затрат, расчетов с бюджетом и обеспечения выплат по другим обязательным платежам, является собственностью Общества.

Высшим органом управления Обществом является Общее собрание Акционеров, созываемое не реже одного раза в год.

Исполнительным органом Общества является Правление, которое осуществляет руководство его текущей деятельностью.

Работой Правления руководит Председатель Правления, который избирается Общим собранием сроком на 10 лет и может переизбираться неограниченное количество раз.

Для сохранения принципа единоначалия и эффективности управления Обществом, как хозяйственным субъектом, Генеральным директором является Председатель Правления.

Ревизия деятельности Общества осуществляется ревизионной комиссией, которая избирается из числа Акционеров Общества в количестве 3-х человек, сроком на 2 года.

В хозяйственный портфель предприятия входит розничный товарооборот, валовой доход, потери и расходы. Эти показатели хозяйственной деятельности за 2000 год в АОЗТ «Фирма Мебель» составили:

-                     розничный товарооборот- 13563,0 тыс. грн.

-                     валовой доход- 3510,0 тыс. грн.

-                     валовой доход в % к товарообороту- 25,9 %

Общество самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из опроса на производимую продукцию и необходимостью обеспечения производственного и социального развития Общества.

Задачами предприятия являются:

-                     изучение рынка;

-                     изыскание партнеров, в том числе и иностранных, в долгосрочном сотрудничестве и в поставке;

-                     закупка и последующая реализация продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции.

 

Общее собрание акционеров


    продолжение
--PAGE_BREAK--Ревизионная комиссия

                                     Генеральный директор


Юридический отдел                                                             Главный бухгалтер



Помощник директора по кадрам               Бухгалтер



Отдел кадров

                                       

                                                                                     Начальник П.Э. отдела

Зам. генерального директора

По коммерческой работе                                            
                                                                                          Планово-экономический
                                                                                                 отдел

Коммерческий отдел                                                                                                       




Зам. директора по строительству



Отдел по строительству



Помощник директора

По организации



Организационный отдел
Блок-схема организационной структуры управления АОЗТ «Фирма Мебель»
                                                                                                               Таблица №
Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия

(экономический  паспорт)



Показатели

Ед. изм.

Прошлый год

Отчетный год

Изменение, +,-

Темп роста,%

1. Товарооборот











В текущих ценах

Тыс.грн

13409,5

13563,0

+153,5

101,1

В сопоставимых ценах

Тыс.грн.

13409,5

11000,0

-2409,5

82

2. Доход от реализации без НДС







В сумме

Тыс.грн.

2485,0

3510,0

+1025

141,2

В % к товарообороте

%

18,5

25,9

+7,4

140

3. Издержки обращения







В сумме

Тыс.грн.

2630,1

2870,0

+239,9

109,1

В % к товарообороту

%

19,6

21,2

+1,6

108,2

4. Прибыль (убыток) от реализации







В сумме

Тыс.грн.

-145,1

640,0

+785,1

541

В %к товарообороту

%

-1,08

4,7

+3,62

535

5. Прочие операционные доходы

Тыс.грн.

-

-

-

-

6. Прибыль (убыток) от операционной деятельности 







Всумме

Тыс.грн.

-145,1

640,0

+785,1

541

В %к товарообороту

%

-1,08

4,7

+3,62

535

7.Результаты от участия в капитале

Тыс.грн.

-

-

-

-

8.Результаты от финансовой деятельности

Тыс.грн.

230,9

-415,0

-645,9

-44

9.Прочие доходы

Тыс.грн.

-

-

-

-

10. Прочие расходы

Тыс.грн.

-

-

-

-

11.Прибыль от обычной деятельности до налогообложения







В сумме

Тыс.грн.

85,8

225,0

+139,2

262,2

 В % к товарообороту

%

0,6

1,7

+1,1

283,3

12.Налог на прибыль

Тыс.грн.

5,6

6,0

10,4

107,1

13.Чистая прибыль от обычной деятельности







В сумме

Тыс.грн.

80,2

219

+138,1

273,1

В % к товарообороту

%

0,6

1,6

+1

266,7

14.Среднеучетная численность работников

Чел.

385

375

-10

97,4

15.Производительность труда







В фактических ценах

Тыс.грн.\чел.

34,8

36,2

+1,4

104

В сопоставимых

Тыс.грн.\чел.

34,8

29,4

-5,4

84,5

16. Фонд заработной платы







В сумме

Тыс.грн.

525,3

624,0

+98,7

118,8

В% к товарообороту

%

3,9

4,6

+0,7

117,9

17. Среднемесячная заработная плата на 1-го работника

Тыс.грн.

1,36

1,66

+0,3

122,1

18. Среднегодовая стоимость основных средств по первоначальной стоимости

Тыс.грн.

11592,9

11744

+151,1

101,3

19. Фондоотдача

Коэф.

1,15

1,15



100

20. Среднегодовая стоимость оборотных активов

Тыс.грн.

4131,5

4784

+652,5

115,8

21.Оборачиваемость оборотных активов

Дни

77

89

+12

115,6

22.Капитал (имущество)

Тыс.грн.

11882,05

12340,0

+457,95

103,9

23. Рентабельность капитала (по налогооблагаемой прибыли)

%

0,7

1,92

+1,22

274,3

24.Собственный капитал

Тыс.грн.

7818,4

7745,5

-72,9

99

25.Рентабельность собственного капитала (по налогооблагаемой прибыли)

%

7,7

4,7

-3

61

26.Уставный капитал

Тыс.грн.

115,8

115,8



100

27.Торговая площадь

Кв.м.

28976,1

27255,7

-1720,4

94,1

 28.Товарооборот в текущих ценах на 1 кв.м. торговой площади

Тыс.грн.\кв.м.

0,46

0,5

+0,04

108,7

29.Количество магазинов в сети розничной торговли

Ед.

40

40



100
    продолжение
--PAGE_BREAK--

4.              
Анализ прибыли АОЗТ «Фирма Мебель».

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятия. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и т.д.

В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий и среднего уровня издержек обращения. Для измерения влияния изменений товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров процентах к товарообороту (по плану или фактически за прошлый год и разделить на 100).Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, вне реализационных доходов и потерь. Их влияние определяют прямым счетом.

АОЗТ «Фирма Мебель имеет следующие данные:

Анализируя финансовые результаты хозяйственной деятельности АОЗТ «Фирма Мебель» можно сделать вывод, что валовой доход в 2000 году составил 13563,0тыс. грн., что по сравнению с прошлым годом возрос на 153,5тыс. грн… Балансовая прибыль в 2000 году составила 225тыс. грн., а в 1999 году она снизилась на 139,2тыс. грн. Доходы от внереализационных операций снизились на 645,9 тыс. грн. и в 2000году составили – 415 тыс. грн.

Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль от реализации товаров. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли.

Влияние ценностного фактора на прибыль измеряют приемом разницы, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.

Следует отметить, что такой расчет влияния ценностного фактора на прибыль неточен, так как допускает, что все издержки обращения  находятся в прямой зависимости от изменения розничных цен на товары.

В действительности, только уровень определенной части торговых расходов зависит от изменения розничных цен.

Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные  доходы, расходы и потери. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам. Многие из них (в том числе и внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Основным источником анализа внереализационных доходов, расходов и потерь является форма №2 «Отчет о финансовых результатах». Особое внимание при анализе уделяют изучению причин образования вне реализационных расходов, потерь и разработке мер по их предупреждению.  
Таблица №

Анализ финансовых результатов
                                               Показатели
Единица измерения

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,- )

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

1.Выручка от реализации











В сумме

Тыс.грн.

13404,5

13563,0

+153,5

101,1

2.НДС

Тыс.грн.

2255,3

2260,0

+4,7

100,2

3.Акцизный сбор

Тыс.грн.

-

-

-

-

4.Чистая выручка

Тыс.грн.

11154,2

11303,0

+148,8

101,3

5.Себестоимость производства

Тыс.грн.

8669,2

7793,0

-876,2

89,9

6.Издержки обращения











В сумме

Тыс.грн.

2630,1

2870,0

+239,9

104,1

В % к выручке

%

19,6

21,2

+1,6

107,2

7.Результат от реализации











В сумме

Тыс.грн.

-145,1

640,0

+785,1

541

В % к выручке

%

-1,08

4,7

+3,62

535

8.Результат от прочей деятельности

Тыс.грн.

230,9

-415,0

-645,9

-44

9.Прибыль общая до налогообложения











В сумме

Тыс.грн.

85,8

225,0

+139,2

262,2

В % к выручке

%

0,6

1,7

+1,1

283,3

10.Налог на прибыль

Тыс.грн.

5,6

6,0

+0,4

107,1

11.Чистая прибыль











В сумме

Тыс.грн.

80,2

219

+138,8

273,1

В % к выручке

%

0,6

1,6

+1

266,7



 4.1 Показатели рентабельности.

При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

 Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным отношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала. Существует великое множество показателей рентабельности, главный из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:

Р =  П: Т х100, где:

Р – общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П – сумма прибыли (валовой или чистой);

Т – объем товарооборота

Рассчитаем общую экономическую рентабельность торгового предприятия АОЗТ «Фирма Мебель» за 1999 и 2000 год.

Р = — 145,1: 13409,5 х100 = — 1,08%

Р = 640: 13563,0 х 100 = 4,72 %

Рассчитав показатели, мы можем сказать, что АОЗТ «Фирма Мебель» рентабельно.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного человека.

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1м2 площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли.

Существуют еще такие показатели рентабельности как:

-                     рентабельность производственных фондов торгового предприятия, которая рассчитывается по формуле:

                         Р = П: ( ОФ + МС)Х 100, где :

П – сумма прибыли;

ОФ – средняя стоимость материальных основных средств;

МС – средняя стоимость материальных оборотных средств. 

-                     показатель рентабельности собственного капитала:

                          Ркс = П.: Кс х100, где:

Кс – собственный капитал.

-                     показатель рентабельности материальных оборотных средств:

                     Рмс = П.: МСХ100, где:

МС – средняя стоимость материальных оборотных средств.

— рентабельность продукции. Этот показатель можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывают и как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Во – втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю и себестоимости по данному ее виду;

-                     рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к средне годовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитывать по чистой прибыли;

-                     рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия не может обойтись без анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчет и анализ этих показателей приведет в будущем к стабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.   
         
4.2. Анализ прибыльности хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования.

Основным видом прибыли торгового предприятия, характеризующим совокупный эффект всей хозяйственной деятельности, является балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибыли торгового предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и включает в себя следующие результаты этой деятельности:

-                     прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказание услуг;

-                     прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

-                     финансовые результаты от вне реализационных операций.              

Балансовая прибыль, которая характеризует величину прибыли предприятия, как конечного финансового результата от всех видов деятельности можно рассчитать по формуле:

БП = П. от реализации + результаты от др. операций + П. от владения корпоративными правами + полученные % прибыли + результаты от др. внереализованных операций.

Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли представляет собой чистую прибыль. Она остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

ЧП = БП – сумма обязательных платежей и налогов.

В составе балансовой прибыли торгового предприятия основными элементами ее формирования является прибыль, полученная от торговой деятельности.

Поэтому основное содержание работ по управлению прибылью на предприятиях торговли связанно с управлением именно этим видом прибыли. Система формирования балансовой прибыли торгового предприятия от торговой деятельности (реализация товаров отражена в схеме представленной в приложении А)

В процессе управления прибылью основное внимание уделяется:

1). Повышению общей суммы прибыли в процессе ее формирования

2). Эффективное распределение полученной прибыли по отдельным направлениям ее использования.

Среди этих задач приоритетной является первая, т.к. от ее решения во многом зависят формы, и пропорции распределения прибыли на предприятии.

Механизм управления формированием суммы балансовой прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения торгового предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (cost-volume-profit relarionships или cvp), позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров и обеспечить эффективное управление этим процессом.

В процессе управления формированием прибыли от реализации товаров с использованием системы  cvp торговое предприятие решает задачу:

Определение объема реализации товаров, обеспечивающего безубыточную торговую деятельность. Графически «точка безубыточности» или «порог рентабельности» деятельности торгового предприятия представлена на рис. 1

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.