--PAGE_BREAK--
1.3.
Факторы, влияющие на величину прибыли
Социально-экономическое развитие государства в условиях рыночных отношений сопровождается качественными и структурными сдвигами в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.
К важнейшим факторам роста прибыли относятся:
· рост объема производства и реализации продукции;
· внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда;
· снижение себестоимости;
· улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При радикальном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Увеличение объема продаж также не может происходить бесконечно. Жесткая конкурентная борьба, невысокий уровень платежеспособного покупательского спроса накладывают ограничения на рост объема продаж. На очередь приходит метод снижения затрат.
В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, например управленческому учету. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.
Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования.На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
К числу факторов роста прибыли относится обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
В рыночной экономике прибыль — движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукций. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Это же положение относится и к технологиям, видам и сферам деятельности. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы, и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается.
При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая жизненный цикл продукции (работ, услуг), предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной конъюнктуре, повысить его.
Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться, или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на нее и прибыли.
По отношению к технологиям, видам и сферам деятельности обновление приводит к диверсификации производства, снижению производственных издержек, внедрению новых ресурсосберегающих технологий на более высоком научно-техническом уровне.
1.4.
Рентабельность как показатель эффективности использования ресурсов предприятия: сущность, виды, методы расчета
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей
Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Рентабельность— доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
Рентабельность продукции- показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
· Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
· Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
· Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
· Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Рентабельность вложений предприятия— это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется. Рассчитывается по формуле:
, где
R– общая рентабельность
Пб – балансовая прибыль (убыток);
Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
Рентабельность реализованной продукциидетализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается по формуле:
, где:
R– рентабельность реализованной продукции;
Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
Z– затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).
Рентабельность активов.Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы, и рассчитывается по формуле:
Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.
Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:
— продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;
— снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;
— уменьшения дебиторской задолженности.
Рентабельность активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в бизнес. Для проведения подобного анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов.
Рентабельность собственного капиталапоказывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже и рассчитывается по формуле:
Рентабельность продаж (оборота)показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции, рассчитывается по формуле:
На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами ее снижения являются:
— рост затрат на производство и реализацию продукции;
— падение объемов реализации.
Рентабельность инвестиций– способ оценки «мастерства» управления инвестициями, рассчитывается по формуле:
Любые расчеты нормы прибыли несут в себе те или иные допущения и условности. В идеале следует анализировать все доступные показатели нормы прибыли. Большинство их имеет сходную направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли – наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности.
Общая рентабельность.
Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимостиОсновных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.
Уровень общей рентабельности — это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:
Число ОБ. Капитала = Валовая Вырука / Активы
Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.
В итоге следует, что
Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала
Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в рис. 2.
Рисунок.2
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.
Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние — это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно — хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
Задача экономического анализа по рентабельности — выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.
Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей — факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.
1.5.
Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства итруда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:
— показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);
— показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);
Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:
— установление динамики важнейших показателей себестоимости;
— определение затрат на рубль товарной продукции;
— выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.
Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.
Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.
Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.
К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:
1. Рост объема производства продукции;
2. Снижение ее себестоимости;
3. Сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств;
4. Рост массы прибыли;
5. Лучшее использование фондов;
6. Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;
7. Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.
Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).
Рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.
Рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Практическая часть
На основе исходных данных, приведенных в таблице №1, выполним сквозной расчет основных абсолютных и качественных показателей работы предприятия за год.
Таблица №1
1
Вариант №
19
2
Количество произведенной продукции, q ед.
24960
3
Коэффициент использования производственной мощности
0,68
4
Цена единицы продукции, руб.
975
5
Полная первоначальная стоимость ОПФ на 01.01, тыс.руб.
4980
6
Поступило ОПФ в текущем году, тыс.руб.
700
(01.05)
7
Выбыло ОПФ в текущем году, тыс.руб.
540
01.06)
8
Коэффициент закрепления оборотных средств КЗ
0,21
9
Число дней, отработанных одним работником в среднем за год
212
10
Средняя фактическая продолжительность рабочего дня, час
7,9
11
ССЧ работающих, чел.
290
12
Сальдовнереализационных доходов и расходов (ПНВ), тыс.руб.
-75,0
Расчет товарной (ТП) и реализованной (РП) продукции предприятия
Расчет товарной продукции:
,где
q
i
– объем производства iвида продукции;
p
i
— оптовая цена;
n— количество видов продукции, n
=1
ТП=24960*975=24 336 000
Расчет реализованной продукции:
РП = ТП + (ГПН + Он) — (ГПК + Ок),
где РП — реализованная продукция;
ГПН и ГПК — остатки готовой продукции на складе предприятия на начало и конецгода, руб.
Он и Ок — товары отгруженные, но не оплаченные покупателям на начало и конец года, руб.
Для расчёта реализованной продукции принять (руб.):
ГПН = 0,003 ТП = 0,003*24 336 000= 73008;
ГПК =0,01 ТП = 0,01 *24 336 000=243360;
Он = 0,005 ТП = 0,005 *24 336 000=121680;
Ок = 0,07 ТП = 0,07 * 24 336 000= 1703520.
РП=24 336 000 +(73008+121680)-(243360+1703520)= 22 583 808 руб.
Вывод: объем произведенной продукции больше, чем реализованной. Это обусловлено ростом остатков готовой продукции и товаров отгруженных, но не оплаченных на конец года. Такая ситуация может быть вызвана плохой платежной дисциплиной покупателей или снижением качества производимой продукции. Чтобы не допустить затоваривания и неплатежей нужно активизировать работу с должниками и совершенствовать маркетинговую политику.
Основные производственные фонды предприятия
Таблица №2
Наличие ОПФ предприятия на начало года
Расчет показателей состояния, движения и использования ОПФ
Таблица №3
Вспомогательная таблица для расчёта среднегодовой стоимости ОПФ
Среднегодовую восстановительную стоимость ОПФ рассчитаем по формуле средней хронологической:
Среднегодовая стоимость ОПФ
=(12526,192/2+12526,192*3+13226,192+12686,192*7+12686,192/2)/13-1=12684,53 тыс.руб.
Далее вычислим полную восстановительную и остаточную восстановительную стоимость на конец года.
ПВСк=ПВСн+ПВСвведенных ОПФ-ПВСвыбывших ОПФ;
ПВСконец года=12526,192+700-540=12686,192 тыс. рублей,
ОВСконец года = ОВСначало года — Амортизация;
Амортизация ОПФ = 8% * среднегодовой стоимости=0,08*12684,53=
=1014,76 тыс.рублей,
ОВСконец года = 5645,062-1014,76=4630,302 тыс. рублей
Таблица №4
Показатели состояния движения ОПФ.
Таблица №5
Показатели использования ОПФ.
Оборотные средства предприятия (ОС)
Таблица №6
Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств
Т=360 дней – календарные дни года для расчета показателей оборачиваемости
Вывод: оборотные средства за год совершают 4,76 оборота, длительность каждого 76 дней. На каждый рубль реализованной продукции приходится 0,21 руб. оборотных средств. продолжение
--PAGE_BREAK--
Труд и заработная плата
Расчет заработной платы 1 рабочего и других категорий персонала
Расчеты производятся отдельно для основных рабочих - сдельщиков (средний разряд — 5) и вспомогательных рабочих – повременщиков (средний разряд – 4).
Количество отработанных часов за месяц одним рабочим 168.
ЗПшт-800руб.;
К1 для сдельщиков 1,3; для повременщиков -1,1;
К2 — тарифный коэффициент соответствующего разряда.
Согласно тарифной сетке тарифные коэффициенты ( К2) для:
— 4 разряда – 1,35;
- 5 разряда – 1,56.
Таблица №7
Тарифные коэффициенты
Таблица №8
Расчет часовой заработной платы одного рабочего
Показатель
Методика расчёта
Сумма заработной платы в рублях
сдельщика
повременщика
1. Часовая тарифная ставка (ЧТС), руб.
ЧТС=ЗПтш*К1*К2/168
800*1,3*1,56/168=9,66
800*1,1*1,35/168=7,07
2. Премии (П) — 40% ЧТС, руб.
П=ЧТС * 0.4
9,66*0,4=3,86
7,07*0,4=2,83
3. Доплаты за особые условия работы (Д) -10% ЧТС, руб.
Д=ЧТС*0.1
9,66*0,1=0,97
7,07*0,1=0,71
Итого часовая заработная ((((((((ЗРП99999(
(плата (ЗПчас)
ЗПчас=ЧТС+П+Д
9,66+3,86+0,97=14,49
7,07+2,83+0,71=10,61
На основании данных задания, используя формулы расчета различных уровней заработной платы, рассчитаем среднюю дневную и среднюю годовую заработную плату одного рабочего.
Таблица №9
Расчет уровней заработной платы одного рабочего
№
Показатель
значение
1
Средняя часовая заработная плата, руб.(f
ч)
— основного рабочего
— вспомогательного рабочего (таблица №8)
14,49
10,61
2
Средняя фактическая продолжительность рабочего дня, час(t
ч) (таблица данных №1)
7,9
3
Средняя дневная заработная плата за часы фактической работы, руб.:
— основного рабочего
— вспомогательного рабочего
14,49*7,9=114,47
10,61*7,9=83,82
4
Коэффициент отношения дневного и часового фонда заработной платы (k
1) (таблица данных №1)
1,08
5
Средняя дневная заработная плата общая, руб. (f
д):
— основного рабочего
— вспомогательного рабочего
114,47*1,08=123,63
83,82*1,08=90,53
6
Средняя продолжительность рабочего периода, дни (t
д)(таблица данных №1)
212
7
Среднегодовой заработок за дни фактической работы, руб.:
— основного рабочего
— вспомогательного рабочего
123,63*212=26209,56
90,53*212=19192,36
8
Коэффициент соотношения полного и дневного фондов заработной платы (k
2) (таблица данных)
1,12
9
Среднегодовой заработок общий, руб. (f
р):
— основного рабочего
— вспомогательного рабочего
26209,56*1,12=29354,71
19792,36*1,12=21495,44
Заработную плату других категорий работающих рассчитаем в зависимости от полной(годовой) заработной платы одного рабочего (основного):
руководителей — 200% з/п основных рабочих; специалистов — 150% з/п основных рабочих; служащих — 80% з/п основных рабочих.
Таблица №10
Расчет средней годовой заработной платы руководителей, специалистов, служащих
№
Показатель
Сумма, руб.
1
Среднегодовой заработок одного основного рабочего
29354,71
2
Среднегодовой заработок одного руководителя
29354,71*2=58709,42
3
Среднегодовой заработок одного специалиста
29354,71*1,5=44032,065
4
Среднегодовой заработок одного служащего
29354,71*0,8=23483,77
Расчет фондов заработной платы и показателей выработки
Фонды заработной платы различных уровней определяют путем умножения средней заработной платы на численность персонала (по категориям).
Среднюю списочную численность по категориям персонала рассчитаем, используя данные о структуре и общей численности работающих. Результаты расчетов представлены в таблице №11.
Таблица №11
Расчет численности работающих на предприятии
Зная численность персонала и среднюю годовую заработную плату по категориям персонала, рассчитаем полный фонд заработной платы по промышленно – производственному персоналу. Расчеты представим в таблице №12.
Таблица №12
Сводная таблица расчета фонда заработной платы по промышленно – производственному персоналу
Категории рабочих
Число человек
Годовая заработная плата 1 человека
Фонд заработной платы
Основные рабочие
189
29354,71
29354,71*189=5548040,19
Вспомогательные рабочие
9
21495,44
21495,44*9=193458,96
Руководители
6
58709,42
58709,42*6=352256,52
Специалисты
17
44032,07
44032,07*17=748545,19
Служащие
12
23483,77
234833,77*12=281805,24
Итого
233
7124106,1
Таблица №13
Расчет показателей выработки одного рабочего и работающего
Показатель
Фактически за год
1
Объем товарной продукции, тыс. руб.
24 336,0
2
Средняя списочная численность ППП, чел.
в том числе рабочих
233
198
3
Отработано в среднем за год одним рабочим дней
212
4
Отработано всеми рабочими человеко-дней (п.2*п.3)
198*212=41976
5
Средняя фактическая продолжительность рабочего дня, час.
7,9
6
Отработано всеми рабочими человеко-часов(п.4*п.5)
41976*7,9=331610,4
7
Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. (п.1/п.2)
24336,0/233=104,45
8
Среднедневная выработка 1 рабочего, руб.(п.1/п.4)
24336,0/41976*1000=579,76
9
Среднечасовая выработка 1 рабочего, руб.(п.1/п.6)
24336,0/331610,4*1000=73,39
Себестоимость, прибыль и рентабельность
Таблица №14
Расчет затрат на производство продукции
Элементы затрат
Норматив
Сумма, руб.
Материалы
0,4 ТП
0,4*24336000=9734400
Общий фонд ЗП всехкатегорий работающих
Табл.12.
7124106,015
Единый социальный налог
26%+1,2% на травматизм
7124106,015*0,272 =1937757
Амортизация ОПФ
8% среднегодовой
стоимости ОПФ
0,08*12684530=1014762,4
Прочие затраты
2% ТП
0,02*24336000=486720
Итого затрат
-
20 297 745
Затраты на рубль Затраты на производство
продукции 20297745
товарной = ------------------------------------=----------=0,83 или 83 коп.
продукции Объем товарной 24336000
продукции
Вывод: производство продукции предприятия является материалоемким, но прибыльным, т.к. затраты на рубль товарной продукции меньше рубля. На каждый рубль произведенной продукции приходится 83,0 коп. затрат.
Таблица №15
Расчет показателей прибыли
Показатели
Методика расчёта
Значение
показателя
1
2
3
1. Товарная продукция (ТП), тыс. руб.
из расчёта
24336,0
2. Реализованная продукция (РП), тыс. руб.
из расчёта
22583,8
3. Полная себестоимость товарной продукции (Стп), тыс. руб.
таблица №14
20297,7
4. Полная себестоимость реализованной продукции (Срп), тыс. руб.
Срп=0,93Стп
0,93*20297,7=18876,9
5. Прибыль от выпуска (Пвып), тыс. руб.
ТП — Стп
24336,0-20297,7 = 4038,3
4406902
6. Прибыль от реализованной продукции (Пр), тыс. руб.
РП — Срп
22583,8-18876,9 =3706,9
7. Балансовая прибыль (Пбал), тыс. руб.
Пбал=Пр±Ппр±Пвн
3706,9+225,838-75,0=3857,738
П пр- прибыль от прочей реализации – 0,01 РП; П вн – таблица данных.
Таблица №16
Расчёт показателей рентабельности
Название показателя
Формула расчета
Значение показателя
1
Рентабельность
производства, %
(П бал /(+))*100
(3858/(12684,53+4742,6))*100=22,14%
2
Рентабельность продукции, %
(Пвып/Стп)* 100
4038,3/20297,7*100=19,9%
3
Рентабельность продаж, %
(Пр / РП)*100
3706,9/22583,8*100=16,4%
Расчет критического объёма производства .
где Qкр – критический объём производства;
И – постоянные издержки на весь объём выпуска продукции (Таблица №14 –сумма амортизационных отчислений и прочих расходов);
Ц – оптовая цена предприятия – таблица данных;
V– переменные издержки на 1 изделие (таблица №4– материальные затраты,расходы на оплату труда и единый социальный налог).
продолжение
--PAGE_BREAK--