--PAGE_BREAK--Таблица 1-Обзор участников валютного рынка РК
Участники
Сделки
Мотивы
Коммерческие банки
-Сделки для клиентов
-Торговля за собственный счет
-Покупка и продажа валюты
-Сделки для страхования валютных рисков
Проведение платежей
Получение прибыли или выравнивание позиций по клиентским сделкам
Предприятия (экспортеры, импортеры)
Получение и предоставление кредита в иностранной валюте
Осуществление внешнеторговых операций
Платежи в иностранной и национальной валюте
Создание надежной базы для калькуляции себестоимости
Исключение валютных рисков
Использование шансов для получения выгодных условий
Национальный банк
Покупка и продажа валюты
Валютные интервенции
Платежи, инкассация чеков, векселей и др.
Покупка-продажа валюты для поддержания валютного курса и обеспечения нормального функционирования валютного рынка
Брокеры
Посредничество при валютных и процентных сделках
Получение прибыли в виде комиссионных или процентов от сделки
Примечание- составлено автором
На основе законодательства Национальный банк Республики Казахстан осуществляет валютный контроль, определяет права валютных операций, ведет учет по активам и пассивам всех внешних и внутренних долгов страны и осуществляет их реструктуризацию, занимается укреплением дисциплины международных расчетов. Кроме того, Национальный банк управляет официальными золотовалютными резервами Республики Казахстан, определяет и официально публикует курс тенге к денежным единицам других государств.
Национальный банк Республики Казахстан выступает на валютном рынке двояким образом. Прежде всего, он имеет собственные коммерческие интересы и покупает-продает валюту для проведения платежей международным институтам. Другой задачей является обеспечение устойчивости национальной валюты не только внутри страны, но и в отношениях с другими валютами. Национальный банк осуществляет управление валютными резервами, проводит валютные интервенции, регулирует уровень процентных ставок, устанавливает валютные ограничения.
В Республике Казахстан в настоящее время применяется регулируемый («грязный») плавающий курс (Dirty Floating), при котором курсы валют являются в основном плавающими, но Национальный банк постоянно участвует в формировании валютного курса.
Полная или частичная конвертируемость предполагает рыночную систему хозяйствования и не может существовать в централизованно управляемой экономике. Валютный курс тенге быстро стал важнейшим инструментом рыночного регулирования экономики Казахстана. Коммерческие банки, предприятия и фирмы, связанные с внешнеторговыми операциями, значительная часть населения стали действовать, исходя из выгоды, создаваемой колебаниями валютного курса тенге. Рыночная экономика накопила опыт регулирования валютного курса, который, несмотря на определенные сбои, работает эффективно и сглаживает естественные противоречия интересов предприятий и государства. Для этого используются разные методы, например, повышение или понижение процентных ставок внутри страны, массовые покупки собственной валюты на иностранную или наоборот, заключение соглашений с другими странами об удержании курса валюты в определенных пределах.
В Казахстане пока не так оперативно изменяются банковские процентные ставки, у него нет достаточных валютных резервов, чтобы при необходимости скупать на них тенге, нет отлаженной системы взаимодействия Национального банка с центральными банками других стран, и практически отсутствует система хеджирования (страхования) валютных рисков и т.д. Поэтому работа Национального банка на валютном рынке сопряжена с большими трудностями, требует большого искусства в учете воздействия базовых (изменения инфляции, процентной ставки, состояния платежного баланса) и спекулятивных факторов на уровень валютного курса тенге.
По мере ослабления тенге, из-за высокой инфляции и расстройства финансового и расчетно-кредитного механизма в первые годы независимости Казахстана началось нарастающее вытеснение его долларом, т.е. усилился процесс долларизации экономики, который рассматривается в последующих параграфах.
Наиболее весомой причиной или точнее первопричиной, обусловившей стратегическое значение для экономики республики выбора обоснованного уровня валютного курса тенге, является то, что де-факто развитие экономики Казахстана следует концепции экспортно-ориентированного роста. При этом основная часть экспорта приходится на поставку нефти и нефтепродуктов, металлургической продукции, минеральных продуктов и продукции химической промышленности и зерна. О степени переориентации экономики на экспорт можно судить по следующим данным: при падении валового внутреннего продукта и промышленного производства почти на 50% по сравнению с 1991 г., объем экспорта увеличился в 2 раза в 1995году, в 2000г. – в 10 раз, в2006г. – в 20 раз
Одно из стратегических условий успешного функционирования экономики, опирающейся на опережающий рост экспортных отраслей, — заниженный уровень валютного курса национальной валюты, который должен быть существенно (на 20-30% для нашей страны) ниже ППС (паритета покупательной способности (тенге/доллар США).
Валютная политика правительства и Национального банка Казахстана заключается в том, чтобы действовать с учетом базовых факторов (ППС, состояние платежного баланса и валютных резервов, уровень процентной ставки, экспортные возможности), а не вопреки им. При этом стабилизировать курс тенге в сложившейся хозяйственной ситуации лучше на более низком уровне, при котором внутренние цены, в первую очередь экспортных отраслей, должны быть ниже мировых. Можно сказать, что заниженный валютный курс тенге — основной макроэкономический инструмент реализации экспорториентированной модели экономического роста. Через поддержание заниженного курса достигнуты экономические успехи и быстрый рост экономики таких стран как Япония, Южная Корея, Чили, Китай. Особенно интересен опыт Китая, где вместе с девальвацией национальной валюты и другими мерами по поддержанию конкурентоспособного обменного курса были обеспечены развитие и защита внутреннего рынка потребительской промышленности, который обеспечил финансовые условия для инвестиций.
Перспективы экономического развития сейчас, как никогда ранее зависят от развития макроэкономической ситуации, во многом определяемой увеличивающимся разрывом между темпами инфляции и динамикой курса доллара, как было выше представлено. Учитывая узость, неразвитость и низкую платежеспособность внутреннего товарного рынка и снижение конкурентоспособных отечественных производителей (из-за опережающего роста внутренних цен и качества) дальнейший рост курса тенге в ближайшее время усилит неконкурентоспособность экспортеров, что может нанести экономике Казахстана невосполнимый ущерб, усилить финансовую напряженность, так как поступления от экспорта — основная статья доходов бюджета и главный источник валютных поступлений.
Ныне возросла ценность достоверного прогноза курса тенге, точность измерения, которого важна не только для обоснования стратегических решений на уровне народного хозяйства и отраслей, но и для принятия оперативных решений предприятиями, торговыми, коммерческими структурами и банками. Пока не существует модели, которая позволила бы помимо традиционных факторов (изменение цен, объема и структуры производства и т.д.) учитывать и воздействие таких реалий, как глобальная неплатежеспособность производственных предприятий, инфляционные ожидания, распад хозяйственных связей. Поэтому профессионал-аналитик в этих условиях имеет больше шансов на успех, чем попытка прогноза курса тенге на специально сконструированной народнохозяйственной модели или часто публикуемые в печати прогнозы, основанные на прямой экстраполяции или переносе на нашу экономику неадекватных ее состоянию методов расчета, принятых в промышленно развитых странах с устойчивой экономикой.
Многочисленные, но всегда ошибочные прогнозы курса тенге свидетельствуют, что нельзя (или нельзя без серьезной корректировки) переносить хорошо зарекомендовавшие себя в западных странах со стабильной рыночной экономикой методы расчетов курсов валют, например, основанные на определении сравнительной покупательной способности валют, на экономику Казахстана. Ни в одной стране никогда курс национальной валюты не складывался, исходя из ее покупательной способности относительно доллара, а был существенно ниже. Спрос на иностранную валюту становится тем интенсивнее, чем быстрее идет процесс обесценения национальной валюты. При наличии известных условий твердая иностранная валюта начинает служить и орудием платежа, не признанным законом, но фактически исполняющим эту роль.
Насколько реально в сложившихся экономических условиях использовать валютно-ценовой механизм, решающим элементом которого является заниженный курс тенге, для стимулирования экспорта.
Факторный анализ свидетельствует, что в 1996-1997 гг. как минимум, экономических шансов удержать тенге от дальнейшего падения не было. Хотя темпы роста инфляции резко упали, практически все основные факторы, воздействующие на курс тенге, продолжали носить неблагоприятный характер. При этом разрушающее воздействие на валютный курс тенге усиливалось тем, что они действуют по принципу дифракции волн – одно направленно и концентрированно. Это означает, чтобы не повышать обменный курс тенге в ущерб перспективам развития экономики, темпы инфляции и темпы роста курса доллара (падение курса тенге) в 1996 г. должны быть примерно одинаковы или рост инфляции может превышать рост курса доллара в пределах 15 максимум 20%.
В 1998-1999г.г. изменение курса тенге/доллар составляло 1,20% и 0,25%, столь резкие граничные различия объясняются переходом на режим СПОК. Курс тенге по отношению к доллару США в 2000-2005г.г. характеризовался высоким уровнем стабильности и устойчивости. На волатильность курса тенге повлияли:
— внешнеэкономическая конъюнктура (сокращение притока иностранной валюты в результате снижения мировых цен на основные товары казахстанского экспорта),
— внутренние факторы (наблюдающаяся в банковском секторе свободная ликвидность способствует спекулятивным действиям профессиональных участников валютного рынка).
С начала 2003г. повышение курса тенге относительно доллара, выраженное в годовом исчислении, составило 10,51%, поднявшись со 155,6 тенге за доллар в декабре прошлого года до 146,95 тенге за доллар в июле 2003г. и до 135 тенге за доллар на июль 2004г. Из года в год рост курса тенге был не сильно впечатляющим, но все же значительным. Помимо прочего, быстрое повышение курса тенге вызвало резкое падение реальной ставки вознаграждения по казахстанским внутренним корпоративным облигациям. В результате инвестиционный доход частных пенсионных фондов, скорректированный на инфляцию, будет, вероятно, самым низким со времени запуска пенсионной системы в 1998 году.
На благо или во вред, ревальвация тенге оказала воздействие на всех в Казахстане, потому что казахстанская экономика до сих пор в большей мере долларизована и представляет собой двух-валютную систему: доллар находится в обращении наряду с тенге и, фактически, эти валюты взаимозаменяемы.
В 2003-2006 годы фундаментальное соотношение изменилось, но девальвация доллара к тенге по всем меркам до сих пор была скромной: примерно 4% за период с соответствующей даты предыдущего периода.
Главные мировые фондовые рынки и рынки облигаций очень чутко реагируют на «рыночные расстройства» обменных курсов, товарных бирж и взаимосвязанных финансовых рынков. На рынках второго уровня, таких как Казахстан, Восточная Европа и прочие страны СНГ, реакции имеют тенденцию к отставанию от событий на основных рынках. Однако, если «реакция пошла», то перемены на рынках второго уровня могут быть такими же изменчивыми и разрушительными, как те, что происходят на главных рынках – если не сказать больше.
Курс евро опустился низко относительно доллара 24 ноября 2000 года, курс тенге относительно доллара опустился ровно через два года, в декабре 2002 года. Причиной такого отставания является тот факт, что тенге был привязан к доллару, а не к евро. Но так продолжалось до декабря 2002 года, когда евро в тенге стало стоить дороже, с этого момента казахстанцы стали терять доверие к доллару.
Отмечая обратную тенденцию обмена тенге на евро можно порекомендовать казахстанцам вообще не обменивать свои тенге. Повышение курса тенге происходит как по отношению к доллару, так и по отношению к евро по простой причине, что тенге покупает нечто такое, что не может купить ни одна из «твердых» валют – высокую норму доходности.
С доходностью в два-три раза превышающей доходность, существующую в зоне евро и США, казахстанские рынки облигаций – суверенных и корпоративных – стали целью международного процентного арбитража. Инвесторы, получающие фиксированный доход, продают облигации, деноминированные в долларах и евровалюте, и покупают суверенные ноты, деноминированные в тенге, а также агентские ценные бумаги и корпоративные облигации, индексированные по курсу доллара, которые должны оплачиваться в тенге. Именно спрос ставит тенге выше доллара и евро на Казахстанской фондовой бирже.
Соответствующий спрос на суверенные и корпоративные казахстанские облигации вызывает рост цен на облигации и снижение процентных ставок. Те, кто покупает ипотеку, и предприятия, ищущие корпоративного финансирования, приветствуют низкие процентные ставки, даже если и пенсионные фонды им не рады. Международный арбитраж не только заставил снизиться процентные ставки. Он также внес свою лепту в дефицит финансовых инструментов инвестиционного класса.
Тем не менее, в долгосрочном аспекте, наиболее благоприятным результатом международного процентного арбитража на казахстанском рынке облигаций, вероятно, будет снижение уровня долларизации экономики Казахстана. Что открывают для себя казахстанцы в настоящее время, так это, что валюты сами по себе не являются средством сохранения стоимости. В пространстве с плавающим курсом валюты не могут быть чем-то большим, чем расчетными единицами и средством обращения. Средствами сохранения стоимости являются физические активы, которые покупаются с помощью валюты – акции, облигации, недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы и камни и прочее. Насколько хорошо актив сохраняет стоимость, зависит от качества актива, а не от валюты, за которую он куплен. Стоимость превосходит валюту.
Но верно также и то, что стоимость стремится отыскивать такие валюты, внутренняя стабильность которых делает будущую стоимость предсказуемой. Это валюты стран с устойчивой банковской системой, активными финансовыми рынками с продолжительными кривыми доходности, законодательством, которое поддерживает обеспечительный залог. Тот факт, что международные арбитражеры нашли средство сохранения стоимости на казахстанских рынках облигаций, подтверждает, что тенге является такой валютой. Если международные арбитражеры доверяют тенге, то может быть и казахстанцам тоже пора доверять своей валюте.
Подытоживая, что можно предложить для улучшения стабилизации валютного курса тенге и для нормального функционирования казахстанского валютного рынка. Использование искусственных методов, например, сжатия денежной массы за счет снижения финансовых возможностей производства, способно лишь создать временную иллюзию возможностей и положительных сдвигов, но в конечном итоге ухудшить экономическую ситуацию. Часто говорится о валютной интервенции как способе стабилизации курса. Но возможности валютной интервенции резко ограничены в масштабах и во времени.
Возможности стабилизации курса тенге прежде всего зависят от общеэкономической ситуации в стране: от динамики производства, масштабов сбалансированности внешней торговли, финансово-кредитной политики, политики процентной ставки и т.д.
Одновременно должен быть принят ряд мер, который обеспечит переключение повышенного спроса на валюту как форм тезаврирования денег и защиты денежных накоплений от обесценения на другие сферы приложения: расширение продажи жилья и нежилых помещений, земли, других форм недвижимости; эмиссия ценных бумаг (заем) с положительной процентной ставкой; повышение процентных ставок по депозитам, в первую очередь по срочным; развитие всех форм страхования.
Другим направлением решения проблемы курса тенге является увеличение предложения валюты. Естественно, что ныне главной предпосылкой этого является расширение источников получения валюты и прежде всего расширение экспортной базы. При этом важнейшее значение имеет недопущение вывоза или оставления валюты, получаемой экспортерами, на счетах в зарубежных банках. А каналов трансграничной «утечки» капитала достаточно много. И, наконец, необходимо максимальное сокращение затрат валюты на неэффективный импорт.
Наибольший эффект при наименьших затратах может быть обеспечен принятием особых мер в области валютного контроля путем: существенного улучшения работы государственной службы валютного и экспортного контроля; введения жестких санкций за незаконно оставленную за границей экспортную выручку или незаконно переведенную за границу иностранную валюту; постепенного смягчения ограничения по текущим валютным операциям для резидентов при одновременном усилении контроля за движением капиталов с целью предотвращения незаконного вывоза капиталов за границу; введения в законодательном порядке строгой ответственности за искажение информации по валютным операциям коммерческими банками; улучшения таможенной и валютно-финансовой отчетности; осуществления проверки использования валютных средств на счетах за рубежом, в том числе открытых по решениям Правительства; кроме того, следует сократить практику использования целевых блокированных счетов за рубежом или открывать их в казахстанских банках; создать эффективный механизм регистрации оффшорных компаний и контроля за ними; пресекать дальнейшую утечку валютных средств за границу через деятельность на территории Казахстана представителей иностранных страховых компаний; внести изменения в действующий порядок вывоза и ввоза наличной иностранной валюты уполномоченными банками, юридическими и физическими лицами; разработать механизм взаимодействия с ведомствами иностранных государств, выполняющими функции валютного и экспортного контроля, и соответствующими международными организациями; безотлагательно подписать и ратифицироватьмеждународные конвенции, определяющие рамки сотрудничества государств-участников в борьбе с финансовыми преступлениями, а также привести законодательство Республики Казахстан в соответствие с этими документами и рекомендациями специализированных международных организаций (в частности, это касается меры в правовых государствах).
2.2 Специфика проведения валютных операций в Казахстане
Сделки по покупке/продаже иностранной валюты в Казахстане осуществляются на наличном и безналичном валютном рынке. Безналичный рынок иностранной валюты состоит из биржевого и межбанковского валютного рынка.
Место и время проведения биржевых торгов по иностранным валютам устанавливается Правлением KASE, которое уведомляет участников не позднее, чем за 18 часов до начала торгов. Торги проходят по долларам США, немецким маркам, российским рублям, швейцарским франкам, евро. Расчеты по итогам биржевых торгов проходят в тот же день. Главная цель биржевых торгов выяснение рыночной цены иностранной валюты, которая затем будет служить индикатором для проведения объема сделок на межбанковском рынке.
Котировка, т.е. определение биржевого курса обращаемых иностранных валют, производится на основании заключенных в ходе биржевых сделок торгов сделок с данными иностранными валютами. Биржевой курс как обращаемый на бирже иностранной валюты определяется как средневзвешанная цена всех сделок с нею, заключенных в ходе биржевых торгов данного дня.
Биржевой Совет KASE может устанавливать размер лимита изменений биржевого курса, т.е. максимально возможное отклонение в ходе текущих торгов:
— при проведении методом фиксинга, т.е. текущего курса иностранной валюты по отношению к курсу, зафиксированному на предыдущих торгах;
— при проведении торгов иными методами, как указываемых в заявках цен продажи/покупки иностранной валюты по отношению к биржевому курсу, определенному по результатам предыдущих торгов.
После введения свободно плавающего курса тенге объем торгов на биржевом рынке увеличился, что связано с введением обязательной продажи экспортерами 50% экспортной валютной выручки на валютном рынке (объем операций во 2-ом квартале по сравнению с 1-ым увеличился в 2,5 раза до 590,5млн долл.). После отмены обязательной продажи 50% экспортной выручки в ноябре 1999 года освобожденные от обязательств экспортеры (а точнее банки, торгующие их выручкой) стали продавать валюту не на бирже, а на межбанковском рынке, потому что бирже необходимо платить комиссионное вознаграждение. Банк ТуранАлем — пока единственный на отечественном валютном рынке маркет-мейкер доллара США. В соответствии со своими прямыми маркетмейкерскими обязанностями, он ежедневно поддерживает в торговой системе КАSЕ котировки на покупку и продажу американской валюты. Взамен на это ТуранАлем получает от биржи законную льготу, — он не платит комиссионный сбор за совершенные им на КАSЕ сделки. Как маркет-мейкер он устанавливает выгодные для себя котировки в пределах допустимого спрэда и совершает сделки на самых выгодных для себя условиях. То, что маркет-мейкер не платит комиссионный сбор на бирже, позволяет ему также осуществить эффективные арбитражные операции между биржей и внебиржевым рынком,
В целях возврата основного торгового валютного оборота с внебиржевого рынка на биржу, КАSЕ пошла на уступки банкам — приняла решение не взимать комиссионный сбор с участников биржевых торгов.
Объясняется это тем, что биржа не является коммерческой организацией и не стремится к получению прибыли. Но даже если говорить о прибыли, то на всех цивилизованных рынках биржи зарабатывают деньги не за счет высоких комиссионных, а за счет большого числа участников торгов и широкого круга торгуемых финансовых инструментов. КАSЕ стремится соответствовать этим мировым традициям.
Наличный валютный рынок Казахстана представлен многочисленными лицензированными обменными пунктами, которые действуют как от банков, так и от юридических лиц, общее количество которых превышает 2 300.
Что касается срочного рынка в Республике Казахстан, то пока он недостаточно развит. Необходимость расширения срочного валютного рынка продемонстрируем на практических примерах срочных сделок в Казахстане.
В исследуемой западной научной литературе срочные сделки классифицируются на твердые и условные, такого же мнения придерживается российский ученый А.Н.Буренин. Вместе с тем анализ по данному вопросу позволяет сделать вывод, что срочные сделки следует подразделять на твердые, условные и комбинированные.
1. Твердые (фиксированные) сделки осуществляются к строго определенному сроку и обязательны для исполнения. К данному виду относятся форвардные и фьючерсные сделки. Заключая форвардную сделку, стороны договариваются о будущей поставке актива. Все условия сделки оговариваются контрагентами в момент заключения договора, и исполнение его происходит в соответствии с данными условиями в назначенные сроки.
Форвардные операции с драгметаллами, например, кроме того, предполагают покупку-продажу актива 1 против актива 2 с указанием срока валютирования со дня совершения сделки по курсу, согласованному на дату сделки. Расчеты по сделке осуществляются встречным путем па дату валютирования. При этом в основу расчета форвардной цены закладывается разница текущих процентных депозитных ставок обоих активов, выраженных в курсе и рассчитанных с учетом срока форвардного контракта.
Банками-контрагентами Национального Банка являются:
1. Международные финансовые организации (IМF, IВRD, ВIS и др,)
2.Центральные банки иностранных государств (Federal Reserve Bank(США), Bundesbank (Германия), Ваnk оf England и др.)
3. Иностранные коммерческие банки
Поскольку фьючерсная сделка должна состояться в будущем и в установленный день, то участники во время срока действия договора имеют возможность «выравнять» свои позиции – провести офсетные сделки путем покупок или пустых продаж, закрывая при этом открытую позицию. В этом случае в день исполнения (срока поставки) подсчитывается только разница цен (курсов) и, следовательно, позиция практически не зависит от наличия платежных средств.
Особым случаем твердой сделки выступает фиксированная сделка со срочным опционом. На американской бирже ее называют seller’s option или buyer’s option. При этих сделках контрагенты имеют ограничительную возможность выбора времени исполнения сделки. Продавец (покупатель) не раньше шестого и не позднее шестидесятого дня после заключения сделки обязан поставить товар и потребовать оплаты (заплатить и потребовать поставки товара). В Германии подобные сделки, которые проводятся здесь с рентными бумагами и валютой, осуществляются на внебиржевом рынке.
2. Условные сделки (опционные или сделки с премиями). Такие сделки предоставляют право одной из сторон исполнить или не исполнить данный контракт. Они существуют только там, где распространены твердые сделки. Условные сделки являются традиционным дополнением твердых сделок и выполняются в тот же день, что и твердые.
Напомним, что опционная премиальная сделка – право, но не обязательство на покупку-продажу одного актива против другого на дату в будущем по цене, зафиксированной на дату исполнения сделки. За приобретение данного права сторона сделки уплачивает партнеру премию на второй рабочий день после даты сделки. Если рыночная цена покупаемого/продаваемого актива на дату соответственно ниже/выше цены, то сторона, обладающая опционным правом, может не исполнять сделку по покупке/продаже актива. Если рыночная цена менее эффективна для обладателя опционного права по сравнению с ценой опциона, то обладатель опционного права реализует сделку по цене опциона, расчеты по которой осуществляются на второй рабочий день после даты в будущем или на дату. Очевидно, что подобные сделки имеют смысл при игре на понижение-повышение курсов.
3. Комбинированные (смешанные) срочные сделки. Данные сделки в свою очередь подразделяются на стеллажные и кратные срочные сделки.
а) Стеллажные срочные сделки внешне схожи с премиальными, но в данном случае комбинируются различные сделки, например, опцион (колл) и опцион (пут) на одни и те же акции с одинаковыми ценой исполнения и сроком истечения контрактов. Инвестор занимает только длинную или только короткую позицию. Вкладчик выбирает данную стратегию, когда ожидает значительного изменения курса акций, однако не может точно определить, в каком направлении оно произойдет.
Пример: Цена акций составляет 100 долларов США. Инвестор ожидает изменения курса акций и приобретает стеллаж с ценой исполнения 101 доллар США и сроком истечения контракта через три месяца. Премии опционов колл и пут составляет по 3 доллара каждая. К моменту истечения контрактов на рынке возможны следующие ситуации.
На нынешнем этапе развития экономики Казахстана перед государственной экономической политикой стоит задача адекватного реагирования на ряд принципиально новых проблем. Пожалуй, наиболее острая из них — проблема неустойчивости валютного курса тенге и связанное с этим регулирование валютных рисков, сопровождаемое рядом других объективных проблем.
Для преодоления этих проблем необходимо принять меры, как в общеэкономическом, так и структурно-отраслевом плане валютной политики. До недавнего времени хеджирование как способ управления рисками не имело особого значения для банков. Процентные ставки фиксировались монетарными властями, структура финансовых инструментов часто устанавливалась заранее, финансовые рынки отличались малой глубиной и степенью активности, банкам не разрешалось вести операции в иностранной валюте, планирование было очень поверхностным и относительным, так как банки обладали ограниченной автономностью, а национальные стандарты учета не требовали той степени раскрытия информации, которая позволила бы оценить прибыльность или достаточность капитала.
Сейчас на многих рынках положение меняется, в некоторых случаях довольно резко, что потребовало срочного усиления управления финансами и рисками банков, функционирующих на этих рынках.
Необходимо укрепить несколько областей: финансовую информацию нужно сделать более доступной, нужно развивать финансовую политику, финансовые навыки, в особенности в управлении активами и обязательствами, обязательствами и портфелями, необходимо создать процесс управления активами и обязательствами, улучшить организационную структуру, четко распределить обязанности по финансовому управлению и повысить эффективность контроля.
Необходимо также обособить процесс хеджирования как самостоятельный вид оптимизации уровня рисков. В частности, в банках целесообразно иметь штат аналитиков по разработке данной проблемы.
Возможно стоит создать стимулы для развития банковской специализации по хеджированию, т.е. в стране должны иметься различные специализированные организации банки, занимающиеся хеджированием.
Для запуска механизма хеджирования необходимо ознакомить отечественных производителей, экспортеров и импортеров с возможностями фьючерсной торговли и выгодами хеджирования. Ведь практически каждая сделка, купля-продажа реального товара между странами сопровождается ценовым, кредитным, валютным и другими рисками. Именно поэтому в зарубежной практике торговые компании применяют все возможные виды хеджирования, поскольку биржевые операции — неотъемлемый элемент их хозяйственной деятельности.
Основываясь на зарубежном опыте необходимо внедрить практику косвенного использования биржи производителями (экспортерами) и потребителями (импортерами).
По моему мнению, управление рисками, в том числе хеджирование, должно осуществляться в три этапа:
На первом этапе банкам следует выявлять содержание рисков, возникающих в связи с осуществлением операций и по возможности структурировать их.
На втором — банками должна проводиться оценка рисков, возникающих в связи с внешнеэкономической деятельностью. Для этого необходимо построение системы показателей и определения критических и оптимальных значений для каждого из них в отдельности и всей системы показателей в целом. Эта система может включать в себя как качественные, так и количественные показатели по каждой из статей номенклатуры рисков, определенной на первом этапе. Здесь могут использоваться различные коэффициенты, рейтинговые системы, методы относительных величин и взвешенных бальных оценок.
На третьем этапе должно осуществляться само управление исками, который включает в себя ряд мер, служащих для их инимизации, в частности развитие механизма хеджирования. А акже к таким мерам может относиться, диверсификация, контроль а степенью риска, создание специальных резервов, профессиональное управление активами и пассивами и т.д. А также необходима разработка и внедрение в практику информационной системы управления риском, которая позволит обеспечить контроль, отслеживание и оценку рисков, принимать упреждающие меры для безопасности банка.
В-четвертых, необходимо реализовывать процесс хеджирования не только на биржах и в банках, но и среди торговых компаний, т.е. отечественных субъектов внешнеэкономической деятельности.
Еще одной стороной неразвитости страхования валютных рисков является отсутствие систематизации и концентрации данной проблемы в лице специализированных органов как по разработке вопроса, так и по его осуществлению. В связи с этим возникает необходимость создания органов по страхованию финансовых рисков. Аналогичные органы есть почти во всех странах.
За рубежом хеджированием занимаются и экспортно-импортные банки, специализированные коммерческие компании, брокеры, юридические и физические лица.
Наличие таких структур является одним из факторов улучшения валютного рынка в Казахстане. Кроме того, создание соответствующей инфраструктуры может стать фактором устойчивости финансовой системы.
Нельзя сказать, что в Казахстане хеджирование отсутствует, как таковое, оно существует только косвенно, как один из непроверенных нашим рынком методов минимизации финансовых рисков. Даже те банки, которые разработали ряд этапов по предотвращению и минимизации валютных рисков, в том числе и по хеджированию держат эти методы и разработки, как закрытую информацию. Поэтому достаточно сложно проанализировать реальную ситуацию функционирования механизма хеджирования в Казахстане, который сейчас находиться в стадии разработки и осторожного внедрения.
Важно учитывать, что процесс становления практики хеджирования еще не завершен и пока еще не было создано той методики, которая удовлетворила бы всех. Задача выработки оптимальной методики неразрешима в принципе, так как каждый банк по своему уникален и ориентирован на свою нишу на рынке, возможности своих работников, годами наработанные связи, устоявшийся круг ключевых операций и т.д. Механическое копирование удачной модели управления риском, выработанной для конкретного банка, скорее всего, обернется полным фиаско для другого. Достаточно указать на то, что риски, локализованные для одной кредитной организации, могут оказаться не локализованными для другой. Аналогично с практикой хеджирования за рубежом, которую нельзя полностью копировать в условиях современного развития Казахстана.
Как известно, хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов — форвардных, фьючерсных и опционных. По характеру операций хеджирование разделяется на две группы.
I группа — хеджирование покупкой или длинное хеджирование — заключение потребителем контракта для страхования от возможного увеличения цены при покупке в будущем соответствующего контракта.
II группа — хеджирование продажей или короткое хеджирование — заключение производителем контракта для защиты от возможного снижения цены при продаже в будущем актива, обязательного к поставке в определенный срок.
Предмет спекулятивных сделок — это обычно торговля отсроченным правом на осуществление и принятие поставки по контракту с целью извлечь «ценовую разницу», спекулянт, таким образом, получает доход за счет разницы в курсах финансовых инструментов, которая может возникнуть во времени.
Спекулятивная деятельность принимает на себя риски, стремясь получить определенную прибыль. Спекулянт — необходимое лицо на срочном рынке, поскольку он увеличивает ликвидность срочных контрактов и берет на себя риск изменения цены, который перекладывают на него хеджеры. Деятельность спекулянтов связана с повышенным рисковым инвестированием на биржах, торгующих отсроченным правом. Происходит перелив капитала от хеджеров к спекулянтам.
В рыночных условиях спекуляция является неотъемлемым элементом сделок купли-продажи, поскольку независимо от воли и желания сторон одна из них в результате изменения цены получает дополнительный доход, а другая несет убытки. Спекуляция применительна к фьючерсам и опционам и подразделяется на спекуляцию:
— на повышение — скупки биржевых контрактов для последующей перепродажи. В этом случае покупатель контракта при повышении цены выигрывает, а продавец проигрывает:
— на понижение — продажа биржевых контрактов для последующего откупа. Продавец контрактов при понижении цены выигрывает, а покупатель проигрывает;
— на соотношение цен на разных срочных рынках одного и того же актива;
— на соотношение цен по различным срокам поставки базисного актива.
Особенность спекуляции на биржах США и Западной Европы состоит в том, что она носит организованный, регламентируемый правилами биржи характер и осуществляется с фьючерсными контрактами и опционными.
В последнее время на казахстанском валютном рынке, так же, как и на мировом, наблюдается значительный рост курса евро по отношению к доллару США. Динамика обменного курса доллара США и евро представлена в табл. 6
Таблица 6-Динамика обменного курса доллара США и евро
Периоды-
Официальный
Обменный курс тенге/долл.
Обменный курс тенге/долл.
Официальный обменный курс тенге/евро
Обменный курс тенге/евро
Соотношение официальных обменных курсов долл./евро
Соотношение официальных обменных курсов евро/долл.
1999г.
119,52
120,09
130,00
144,03
0,92
1,09
2000г.
142,13
142,26
134,40
135,08
1,06
0,95
2001г.
146,74
146,92
132,40
129,67
1,11
0,90
2002г.
153,28
153,49
144,68
133,03
1,06
0,94
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
149,58
141,2
135
127
149,45
140,88
137
129
168,79
178,25
180
169
169,59
183,68
184
171
0.89
0,79
0,75
0,75
1,13
1,26
1,34
1,33
Примечание – составлена по данным Статистического бюллетеня НБ РК,№1,2007
Соревнование двух ведущих мировых валют заставляет правительство и Национальный банк Казахстана предпринять определенные меры по выбору твердой валюты при проведении обменных валютных операций и формированию официальных золотовалютных активов. Если на начало 2002 г. 1 евро стоил 0,9038 доллара, то 27 января 2003г. она подорожала до 1,0870 доллара, или на 20% и продолжает дорожать до сих пор. Естественно, возникает желание перевести свои накопления в более дорогую иностранную валюту, то есть в евро. На курс доллара сегодня влияют многие факторы, в основном это геополитический фактор. Политическая неопределенность в мире подрывает доверие к американской валюте. В этих условиях инвесторы во всем мире пытаются найти более спокойную «гавань» для вложения своих средств, обращая внимание на единый европейский рынок. Это подтверждается и повышением цены главного исторического конкурента американской валюты – золота, которое многие теперь склонны рассматривать как единственную альтернативу для сохранения собственных средств, на что мы обращали внимание в предыдущих разделах дипломной работы. Усугубляет ситуацию и поведение спекулянтов, дополнительно раскачивающих рынки в ответ на те или иные заявления администрации США и реакцию мирового сообщества. Конечно, рынок формируется и под влиянием таких факторов, как отток капитала с фондового рынка США в связи с объективной корректировкой стоимости переоцененных корпоративных ценных бумаг. По заявлениям американской администрации, США заинтересованы в сильном долларе, обеспечивающем необходимый приток иностранного капитала в страну, достаточный для финансирования значительного дефицита текущего счета. Руководители центрального банка Европы также не заинтересованы в значительном укреплении евро, низкий курс которого поддерживал минимальные темпы роста экономики в условиях слабого внутреннего спроса. Таким образом, несмотря на то, что евро долгое время признавался недооцененным по сравнению с американской валютой, необходимо понимать, что сложившаяся ситуация с курсом доллара временная и может существенно измениться. Многие финансовые аналитики предсказывают, что после периода повышения стоимости единой европейской валюты в перспективе курс евро вернется на более низкий уровень, хотя возможно доллар и достигнет прежних значений.
Ситуация на внутреннем рынке наличной и безналичной иностранной валюты в Казахстане определяется поведением мирового валютного рынка и, естественно, если в Европе и США доллар дешевле евро, аналогичная ситуация будет наблюдаться и в Казахстане. В настоящее время в среднем по республике соотношение евро к доллару (если рассчитать его через курсы покупки и продажи в обменных пунктах) отклоняется от курса, определяемого мировыми валютными рынками в пределах 1 процента, с учетом разницы в часовых поясах и затрат банков на ввоз наличной иностранной валюты. То есть курс евро в Казахстане не дороже, чем в других странах. Однако если посмотреть на ситуацию с курсами евро и доллара в обменных пунктах по регионам страны, то разброс в этом случае достаточно велик. Не последнюю роль здесь играют предпочтения населения, возможный ажиотаж, объясняемый реакцией на рост стоимости евро по отношению к доллару, неодинаковая доступность евро в обменных пунктах регионов, а также возможное использование ситуации в спекулятивных целях. Учитывая непредсказуемость поведения курса евро к доллару, невозможно определиться сразу с вкладами своих сбережений в той или иной сильной и твердой валюте. Наибольший доход получает тот, кто точно предугадал поведение рынка и вовремя отреагировал на сложившуюся ситуацию, вложив свои средства в наиболее прибыльный актив. Однако такое поведение чревато и большими потерями, если ситуация будет разворачиваться противоположно ожиданиям. Грамотный инвестор, как правило, распределяет свои средства сразу между несколькими активами, чтобы максимально обезопасить себя от потерь, возможно в ущерб потенциальным сверхприбылям. Такая стратегия характерна для профессиональных участников рынка. Оптимальная стратегия состоит в размещении средств на вкладах в тенге, евро и долларах США, соотношение которых зависит от предпочтений, целей и способности каждого конкретного человека пойти на валютный риск. Тем не менее, несмотря ни на что, доллар продолжает оставаться для многих средством сбережения и мерой стоимости. Хотя в 2002г. казахстанские банки увеличивали объемы ввоза наличного евро в республику, нетто-ввоз наличных долларов в 8 раз, а чистая продажа долларов в обменных пунктах – в 13 раз превышали операции с евро. При этом доля депозитов в евро в банках республики в 2002г. не превышала 1 процента. По итогам 2003г. доля внешнеторговых операций со странами еврозоны составила в среднем 16%, сократившись на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом значительная часть товарооборота с еврозоной осуществлялась в долларах США. Для предприятия, осуществляющего внешнеторговые операции, при выборе валюты контракта определяющими факторами являются не стоимость валюты, а устойчивость ее обменного курса. При этом выбор казахстанских предприятий в пользу использования доллара при операциях с нерезидентами обусловлены рядом факторов. Первый из них: цены на сырьевые товары, поставляемые на экспорт, определяются на мировых товарных рынках и фиксируются в долларах США.
Поэтому применение хеджирования как одного из способов управления и минимизации рисков является одним из неразработанных вопросов в законодательстве республики, что является самым главным препятствием развития методов страхования валютных рисков в Казахстане.
продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Динамика курса, как результат денежной политики
Республики Казахстан
3.1 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан
на 2009 — 2010 год
В 2008 году глобальный финансовый кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия.
Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах экономического роста Казахстана. По предварительной оценке, рост экономики в 2008 году составил 3,1 %, уровень безработицы – около 7%, инфляция на конец года – 9,5%.
В 2009-2010 годах ситуация на мировых рынках, вероятнее всего, будет осложняться и последствия для отечественной экономики могут носить негативный характер. На мировых товарных рынках возможно сохранение низких цен на основные экспортные позиции Казахстана.
В этих условиях экономическая политика в 2009 году была направлена на смягчение последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране.
Главными целями политики Правительства и Национального Банка была обеспечение социальной стабильности и поддержка макроэкономической сбалансированности, а также стимулирование экономического роста и деловой активности.
В 2009 году реальный рост ВВП составило по оценке около 2%, уровень безработицы не превысил 8%. Инфляция на конец 2009 года на уровне 9%.
Одним из главных инструментов достижения указанных целей стало реализация принятого Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – АФН) Плана совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План совместных действий).
В рамках Плана совместных действий была решение задачи по стабилизации финансового сектора, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию агропромышленного комплекса, рынка недвижимости, дальнейшей диверсификации экономики, обеспечению занятости и поддержке социально-уязвимых слоев населения.
Правительство, Национальный Банк и АФН обеспечила стабильное функционирование отечественной финансовой системы и создали необходимые условия для кредитования реального сектора экономики. Правительство обеспечило дополнительную капитализацию системообразующих банков второго уровня. На уровне отдельных банков второго уровня стабилизирующие меры Правительства.
Для регулирования краткосрочной ликвидности и поддержания ее на адекватном уровне Национальный Банк предоставил займы рефинансирования банкам второго уровня, а также рассмотривалась возможность дальнейшего расширения перечня инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО, предоставления банкам второго уровня беззалоговых кредитов, размещения в банках второго уровня депозитов Национального Банка.
Национальный Банк разработала и внедрила систему гарантирования обязательств банков второго уровня перед различными типами кредиторов. Это будет способствовать перераспределению ресурсов через межбанковский рынок и расширению доступа к операциям на денежном рынке краткосрочных инструментов.
Объемы краткосрочной ликвидности и гарантий по межбанковским обязательствам, предоставляемых Национальным Банком, не будут суммарно превышать 50% от размера собственного капитала банка второго уровня.
В свою очередь, АФН усилит регулирование отечественного финансового сектора. Будут усовершенствованы текущие подходы к оценке достаточности собственного капитала финансовых организаций, ужесточен порядок формирования специальных провизий под проблемные активы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и усилены требования к риск-менеджменту в финансовых организациях.
АФН также будут проработаны новые механизмы функционирования накопительной пенсионной системы с учетом принципов повышения ответственности акционеров и обеспечения защиты интересов вкладчиков.
Национальный Банк и Правительство будут вести постоянный мониторинг состояния платежного баланса и обменного курса тенге во избежание ухудшения показателей финансовой устойчивости в условиях, когда значительная доля активов и обязательств экономики приходится на иностранную валюту и присутствует высокий кредитный риск, обусловленный несоответствием валюты активов и обязательств заемщиков.
В этой связи, действия Национального Банка будут направлены на обеспечение устойчивости национальной валюты или плавное изменение курса тенге по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах.
В целом деятельность Правительства будет ориентирована на «оздоровление» экономики и обеспечение устойчивого качественного экономического роста.
Наряду с реализацией стабилизационных мер будут закладываться основы для перспективного развития через сохранение благоприятного инвестиционного климата, развитие конкуренции и реализацию проектов в потенциально экспортоориентированных секторах экономики.
Правительство обеспечит начало реализации масштабных инфраструктурных проектов, интенсивное развитие агропромышленного комплекса и форсированную реализацию программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».
Меры по стимулированию экономической активности будут направлены на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе дальнейшее снижение административных барьеров. С целью поддержки отечественных предприятий им будет предоставлен широкий доступ к закупкам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний.
Для стабилизации рынка недвижимости Правительство в 2009 году продолжит работу по защите прав участников долевого строительства и приступит к реализации специальной программы ипотечного кредитования.
В 2009 году основным приоритетом в деятельности Правительства будет обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения.
Правительство совместно с местными исполнительными органами продолжит работу по обеспечению занятости работников, временно высвобождающихся в результате снижения объемов производства, в рамках подписанных меморандумов о сотрудничестве с крупными предприятиями и организации профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.
Будет предусмотрен широкий комплекс дополнительных мер по созданию рабочих мест, в том числе за счет общественных работ, строительства инфраструктурных и социальных объектов, ужесточения контроля за нелегальной трудовой миграцией.
Все социальные обязательства, в том числе в рамках реализации поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, предусмотренные в республиканском бюджете на 2009-2011 годы, будут финансироваться в полном объеме и своевременно.
Меры налогово-бюджетной политики будут направлены на стимулирование экономической активности посредством снижения налоговой нагрузки на экономику и проведение сбалансированной политики государственных расходов.
Реализация норм нового Налогового кодекса, в частности, снижение в 2009 году ставок корпоративного подоходного налога с 30% до 20%, налога на добавленную стоимость с 13% до 12%, а также либерализация системы вычетов налогоплательщиков, позволит смягчить для предприятий неблагоприятную конъюнктуру рынков и расширить их инвестиционные возможности.
С учетом текущей экономической ситуации будет проводиться гибкая бюджетная инвестиционная политика, направленная на первоочередное финансирование проектов, оказывающих мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня необходимой занятости населения. При этом, в случае ухудшения экономической ситуации и сокращения поступлений в бюджет, будут оптимизированы или отложены на более поздний срок расходы, не требующие безотлагательного решения.
Размеры дефицита бюджета, государственных гарантий и поручительств государства будут поддерживаться на приемлемом уровне с учетом необходимости достижения макроэкономической сбалансированности.
Правительство совместно с АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» ужесточит контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, в том числе средств, направляемых на реализацию Плана совместных действий.
Для эффективной реализации заявленных мер, в том числе Плана совместных действий, Правительство, Национальный Банк и АФН будут проводить постоянный мониторинг экономической ситуации в стране и тенденций развития мировой экономики, и принимать необходимые корректирующие меры.
3.2 Динамика валютного курса, как результат денежной политики РК в условиях кризиса
Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателям экономической и политической стабильности общества.
Казахстан вслед за другими странами СНГ решился, наконец, на решительный шаг и девальвировал национальную валюту — тенге, курс которой в 2008 году не испытывал серьезных колебаний.
«Национальный банк с 4 февраля уходит от поддержания тенге в прежнем неявном коридоре и считает объективно необходимым новый уровень обменного курса национальной валюты. Предполагается, что новый уровень будет находиться около 150 тенге за доллар плюс/минус 3%», — сообщил Нацбанк 4 февраля 2009 года..
Полагалось, что девальвация будет происходить медленно и обменный курс достигнет 146 тенге за доллар к концу 2009 года, благодаря соответствующей политике Национального банка. Однако с приходом нового главы Нацбанка Григория Марченко политика в отношении тенге изменилась, и регулятор отказался поддерживать курс тенге в прежнем диапазоне.
Причины девальвации не изменились, спрос на доллар в Казахстане высокий, отметил он.
Как сообщалось ранее, по мнению экспертов, основными факторами влияния мирового экономического кризиса на экономику Казахстана являются сильная зависимость банков страны от зарубежного финансирования и быстрое падение цен на сырье.
В частности, совокупный внешний долг банковского сектора Казахстана составляет $12 млрд, при прогнозируемой среднегодовой цене на нефть на уровне $40 за баррель. «Это означает значительное снижение экспортной долларовой выручки, что снижает предложение валюты на внутреннем рынке», — сказал Н.Рахимбаев. В результате, по его словам, в этом году Нацбанк мог бы почувствовать давление на золотовалютные резервы, если бы сохранил прежнюю политику по поддержанию курса доллара на уровне 120-121 тенге.
Национальный банк в последнее время подвергается многочисленной критике по поводу проведения резкой и «жесткой» девальвации.
Пошаговая девальвация, проведенная в России, достаточно редка в мировой практике. Она провоцировала уход от рубля и привела к существенному сокращению ЗВР на каждом этапе снижения. В результате Центральный банк России потерял значительную часть резервов. Плавная девальвация рубля способствовала увеличению оттока капитала из страны, а также ослаблению кредитования реального сектора, так как банкам было выгоднее играть против рубля, чем предоставлять кредиты.
Чаще всего центральные банки, проводящие политику регулирования курса национальной валюты, переходят на новый уровень резко, одномоментно, чтобы избежать расходования резервов, связанных с вынужденной поддержкой валюты на каждом этапе падения.
Этот способ НБ РК посчитал в тот период наиболее оптимальным. Проведение одномоментной девальвации в результате позволило сразу снизить давление на национальную валюту. Торги на валютной бирже проходят в спокойном режиме. Участие Нацбанка в торгах минимально. Все колебания курса тенге происходят в рамках объявленного коридора. Так, в первые дни марта курс тенге на бирже укрепляется без интервенций НБ РК.
Конечно, на начальном этапе после девальвации возникают определенные трудности у хозяйствующих субъектов экономики и у населения. Однако девальвация является одной из мер государственной политики, в конечном итоге направленной на повышение экономического роста страны и улучшения благосостояния населения в целом.
В настоящий момент после установления нового коридора обменного курса тенге к доллару США можно отметить, что движение курса происходит в его рамках. Однако делать выводы по текущим торгам о равновесной валютной пары USD/KZT еще рано. Участникам рынка для адаптации к новым уровням необходимо два-три месяца. Также необходимо добавить, что валютный рынок волатилен, и движение в какую либо сторону — естественный процесс. Что касается участия Нацбанка в этих процессах, то основной задачей НБ РК на внутреннем валютном рынке является сглаживание резких колебаний курса. Необходимо отметить, что объемы интервенций по сравнению с январем и первым числам февраля значительно сократились.
Главными задачами Национального банка является стабилизация финансовой системы и в рамках денежно-кредитной политики — регулирование курса национальной валюты. При выполнении этой задачи существует риск снижения уровня ЗВР. Однако необходимо отметить, что в феврале чистые международные резервы НБ РК в текущих ценах повысились на 11,7 процента (на 2,4 миллиарда долларов) до 20,7 миллиарда долларов по отношению к предыдущему месяцу. Эти пополнения были произведены за счет конвертации валюты из Национального фонда РК (порядка пяти миллиардов долларов США), экспортной выручки и налоговых поступлений.
В середине 2006 года, когда Казахстан испытывал значительный приток спекулятивного капитала, НБ РК прибегал к такой мере «с другого края», проводя интервенции по покупкам иностранной валюты и временному ослаблению курса тенге. Это привело к убыткам спекулянтов, игравших на укрепление курса тенге.
В настоящее время курс национальной валюты по отношению к доллару США движется в разрезе заданного коридора, и вмешательства Нацбанка ограничиваются интервенциями для сглаживания резких колебаний на валютном рынке.
Нацбанк в ближайшие два года планирует рассмотреть варианты привязки обменного курса национальной валюты к индексу цен на основные экспортные товары. Обменный курс тенге будет определяться в зависимости от изменений основных экспортных цен с определенным лагом. В то же время это не означает точной привязки курсов валют к изменениям на товарных рынках. На изменение курса будет оказывать влияние множество факторов, часто действующих в противоположных направлениях: скорость и степень изменения цен экспорта, объемы и доля тех или иных товаров в общем экспорте и т. д. Поэтому следить за каждым изменением цены на нефть и ожидать моментального изменения курса тенге не имеет смысла.
Изменение обменного курса национальной валюты в определенной степени зависит от результатов торговых операций с другими странами. Свыше 80 процентов казахстанского экспорта приходится на минеральные продукты и неблагородные металлы, динамика экспорта которых обуславливается конъюнктурой мировых товарных рынков. Причем более 60 процентов экспорта составляет экспорт нефти и газового конденсата. Вследствие этого основным источником собственных валютных ресурсов являются поступления от экспорта нефти — продажа предприятиями нефтяного сектора на внутреннем рынке валютной выручки от реализации сырья.
Соответственно, существует корреляция мировых цен на сырьевые товары и обменного курса. Так, при росте цен на нефть происходит увеличение его экспорта и доходов от него, которые, как правило, ведут к укреплению национальной валюты. И наоборот, снижение мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары создают предпосылки для девальвации тенге.
В то же время теоретически динамика курса национальных валют стран в случае отсутствия интервенций центральных банков определяется состоянием общего платежного баланса. В частности, в отношении Казахстана, помимо экспортных цен, значительное влияние на курсообразование могут оказывать внешние заимствования частного сектора и отток капитала, связанный с обслуживанием внешних обязательств (в особенности банков) и созданием внешних активов.
В связи с этим прямой линейной зависимости между ценами экспортных товаров (в частности нефти) и динамикой обменного курса не наблюдается, поэтому вопрос установления механизма определения курса тенге требует проведения дополнительных исследований и, соответственно, времени.
В 2009 году Национальный банк будет проводить денежно-кредитную политику, направленную, главным образом, на обеспечение финансовой стабильности экономики, чему будет способствовать поддержание обменного курса тенге на стабильном уровне. Другие показатели ДКП, в том числе по инфляции, будут являться производными от него. Тем более что мы не ожидаем резкого «всплеска» инфляции. Несмотря на формирование негативных ожиданий на потребительском рынке в результате проведенной в феврале 2009 года девальвации тенге, усиление инфляционного давления мы ожидаем только в феврале-марте. В последующем ситуация стабилизируется. В 2009 году мы ожидаем, что инфляция будет находиться в контролируемых пределах и не превысит одиннадцати процентов по итогам года.
Фактические итоги февраля 2009 года продемонстрировали, что инфляционный эффект от девальвации оказался незначительным. Инфляция ускорилась с 0,3 процента в январе 2009 года лишь до 0,8 процента по итогам февраля 2009 года. Годовой уровень инфляции по итогам февраля 2009 года составил 8,7 процента.
В связи с этим прогноз остается только прогнозом, а на динамику обменного курса влияют реальные события. При этом никто не исключает возможного улучшения ситуации на внешних рынках. В случае роста мировых цен на нефть и достижения ими справедливого и равновесного, по мнению многих аналитиков, уровня в 70—80 долларов США за баррель ситуация с курсом может измениться и привести с определенным лагом к постепенному укреплению тенге. В результате прогнозные данные по инфляции будут совершенно другими.
3.3 Динамика валютного курса РК за 2008 – 2009 год
С конца сентября 2007 года по 25 марта 2008 года курс тенге/доллар практически перестал меняться, колеблясь в узком диапазоне 120,30–120,97 тенге за доллар. В то же время тенге неуклонно падало все это время по отношению к евро и рублю. К 25 марта 2008 года официальный курс доллара составил уже 120,42 тенге, курс евро – 186,18 (прирост к сентябрю 2007 года 8,6%), курс рубля – 5,07 (+4,5%).
На 24 декабря 2008 г. Нацбанк Республики Казахстан установил следующие курсы валют по отношению к тенге
За 2008 год максимальный официальный курс доллар США составил 120.99тенге за доллар США, минимальный же был зафиксирован на отметке 119.48тенге за доллар США, евро — 192.19тенге и 149.57тенге соответственно, российский рубль — 5.2тенге и 4.26тенге соответственно.
С начала 2008 года по январь 2009 года снижение курса тенге к доллару составило 1%. В 2008 году официальный курс тенге «дрейфовал» в районе 120 тенге/$1. Казалось, бури и штормы мирового финансового кризиса его не касаются.
4февраля 2009 года, после решения Нацбанка средневзвешенный курс тенге по отношению к доллару США на торгах Казахстанской фондовой биржи (KASE) рухнул до 143,98 тенге/$1 против 122,32 тенге/$1 3 февраля 2009 года.
Резко подскочил обменный курс тенге в обменных пунктах. В частности, в Алмате курс покупки доллара в настоящее время составляет в среднем 140 тенге/$1, курс продажи — 160-165 тенге/$1, евро стоит порядка 200-210 тенге. В Астане в некоторых обменных пунктах курс покупки доллара достигает 160 тенге/$1, продажи — 170 тенге/$1, евро продается в среднем за 210 тенге.
Динамика валютного курса 2008-2009 год
Официальные курсы тенге, установленные Национальным Банком Казахстана, на 10 апреля 2009 года.
--PAGE_BREAK--В связи с увеличением ресурсной базы банков Казахстана и в связи с высокой степенью валютных рисков при проведении валютных операций на казахстанском валютном рынке необходимо установить «лимит» проведения валютных операций или так называемый норматив достаточности капитала. При этом можно использовать положительный опыт Банка Англии.
С 1 января 1996 года Банком Англии введены показатели достаточности капитала (CapitalAdequacyRequirements), которые призваны снизить степень риска банковских операций, в том числе и валютных. Этот показатель позволяет комплексно оценить степень риска и определить ту часть собственных средств банка, которую необходимо иметь (зарезервировать) для покрытия возможных убытков от проведения всех видов валютных операций. Лимит открытой валютной позиции не устанавливается путем его соотношения с общим размером капитала банка, а влияет на размер собственных средств, которые необходимо иметь для покрытия рисков по валютным сделкам. При этом при подсчете достаточности капитала для других банковских операций данная часть собственных средств исключается из капитальной базы. В лондонских банках, проводящих все виды валютных операций, размеры открытых валютных позиций обычно
составляют 5-15% от собственных средств, что позволяет обеспечивать
соблюдение нормативов достаточности капитала не только для
валютных операций, но и для других видов осуществляемых сделок.
По моему мнению, для Казахстана представляет определенный интерес не только опыт применения Банком Англии показателей достаточности капитала, но и опыт регулирования валютного рынка. Например, изданный Ассоциацией Британских Банкиров под эгидой Банка Англии «Лондонский кодекс поведения» играет, наряду с инструкциями Центрального Банка, значительную роль в регулировании валютных и других операций на валютном рынке.
Этот кодекс был составлен Банком Англии и ВВА (Ассоциация британских банкиров) с действующими на рынке дилерами, брокерами и другими участниками валютного рынка. Основные принципы, устанавливаемые Кодексом, обязаны знать все участники валютного рынка Великобритании в целях обеспечения наиболее эффективного функционирования всех сегментов рынка.
«Лондонский кодекс поведения» содержит стандартные
требования к участникам валютного рынка. В рамках этих требований
определяются:
- ответственность банковских учреждений и брокерских фирм,
- ответственность сотрудников финансовых учреждений,
— меры по предотвращению сделок по «отмыванию денег»,
- соблюдение принципа конфиденциальности,
- значение использования аудио носителей в процессе
свершения сделок,
-регламентация сделок по не текущим курсам и торговли после времени официального закрытия рынков,
- стоп-лоз и лимит открытой валютной позиции,
- правила торговли в личных целях.
«Лондонский кодекс поведения» регламентирует проведение сделок с использованием не текущих курсов. Так, Банк Англии регламентирует заключать сделки по не текущим курсам.
Специфической областью совершения таких операций служит рынок форвардных конверсионных операций на условиях своп. Некоторые дилеры при заключении сделок своп избегают фиксации курса спот, входящего в курс аутрайт, для данных операций. Такая практика осуществления валютных операций оценивается участниками лондонского валютного рынка как неэтичная деятельность, которая несовместима со стандартами работы в Лондонском Сити. Поэтому Кодекс обязывает всех фиксировать курс спот сразу же после завершения переговоров по сделкам на условиях спот.
Осуществляя валютные операции, дилеры должны тщательно следить за всеми факторами, влияющими на результат от их проведения. Для целей минимизации убытков каждый дилер должен иметь свой лимит потерь (стоп-лоз), характеризующий сумму возможных потерь и выражающийся в прекращении сделки по достижению данного уровня потери. Некоторые казахстанские банки уже используют принцип стоп-лоз на практике, обеспечивая временную защиту от возможных потерь пи открытой валютной позиции, оставленной для ее закрытия на следующий день или на любой другой момент во времени.
Таким образом, в связи с тем, что Национальный Банк Казахстана уделяет в настоящее время повышенное внимание процессу укрепления национальной банковской системы, представляется целесообразным детальное изучение применяемых в Великобритании нормативов достаточности капитала и опыта регулирования валютного рынка с помощью Кодекса поведения, который может быть взят на вооружение и Агентству РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
С другой стороны, для увеличения государственных инвестиций в экономику необходимо привязывать объемы золотовалютных резервов к одному из макроэкономических показателей и излишки инвалюты передавать из валютного резерва Национального Банка в государственный бюджет. Необходимость такой меры диктуется задачей, поставленной Главой государства о создании Инвестиционного фонда для обеспечения приоритетного использования финансовых ресурсов страны на развитие реального сектора экономики. Кроме того, требуется повысить эффективность использования средств инвалютных резервов страны. В то время, когда миллиардные ресурсы Национальный Банк размещает за рубежом под низкие проценты, субъекты экономики привлекают из других стран значительно больше средств в виде кредитов под высокие проценты.
В результате, ежегодные потери национальной экономики только oт разницы в процентах составляют сотни миллионов долларов, которые неуклонно растут и здесь надо пересмотреть налоговую политику в части завышения ставок налогообложения.
Во избежание этого инвалютные средства Национального фонда и резервов Национального Банка используются для кредитования отечественной экономики и для кредитования международных расчетов резидентов страны, исключая обратное их попадание в экономический оборот и последующее влияние на курс тенге.
Как было отмечено, стабильный рост при изменениях мировой конъюнктуры может быть обеспечен через обменный курс валюты.
Требуется разработать такой механизм, который обеспечит необходимый общий уровень отечественных цен по отношению к мировым, а также — широкое внедрение передовых технологий и оборудования для производства высокотехнологичной продукции казахстанскими товаропроизводителями.
В нашей стране не выработаны меры по рациональному использованию выручки от ожидаемого расширения экспорта нефти, которому дополнительно могут способствовать дальнейшее увеличение объемов иностранных инвестиций и сохранение благоприятной конъюнктуры мирового рынка на энергоресурсы и металлы.
В Национальный Фонд поступает часть средств госбюджета, но этого недостаточно для регулирования всего объема иностранной валюты в экономике. Поэтому широко используются инструменты денежно-кредитной политики. Валютная интервенция Национального Банка в условиях резкого увеличения объемов иностранной валюты, сопровождается изъятием значительной ее части из экономического оборота в обмен на тенге по текущему курсу.
По законодательству, изымаемая из оборота иностранная валюта оседает в резервах Национального Банка. Это нерационально, т.к. экономика всегда испытывает острую нехватку инвестиций для реализации важных проектов.
В настоящее время доходы нерезидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде процентов, дивидендов и прочих доходов, ежегодно составляют миллиарды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в соответствии с Платежным балансом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инвестиций увеличились с 258 млн до 1,4 млрд долларов.
Безусловно, в современных условиях для реализации крупных проектов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то же время целесообразно эффективно использовать и свои активы.
Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную экономику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.
Для этого нужно разработать механизм, который обеспечит поступление в госбюджет до 80-90 % прироста международного валютного резерва Национального Банка.
Данную задачу можно реализовать по-разному. Один из вариантов следующий. Объем золотовалютного резерва Национального банка законодательно привязать к макроэкономическому показателю, например, в размере 10-12 % к ВВП или внешнеторговому обороту, что позволит излишки инвалюты, которые будут возникать при этом — передавать извалютного резерва Национального банка в госбюджет (Инвестиционный фонд) для импорта производственного оборудования.
Принятие таких мер увеличит долю казахстанских средств в общем объеме инвестиций, в результате чего для государства и национальной экономики снизятся потери от предоставления иностранцам налоговых льгот и уменьшатся суммы вознаграждений за иностранные инвестиции. Объемы передаваемых средств, т.е. размеры инвестиций из госбюджета в экономику могут составить до 15-20% к ВВП.
Иностранная валюта, которая будет поступать из валютного резерва в госбюджет, может быть использована как для кредитования отечественных товаропроизводителей всех форм собственности, так и для непосредственного финансирования важных проектов через государственные предприятия и национальные компании. Появится возможность для ежегодного государственного инвестирования значительных средств (миллиардов долларов) в отечественную экономику и создания транснациональных компаний. Создание отечественных ТНК является одним из необходимых условий для реализации стратегического плана.
Однако, реализация этих мер сама по себе не даст никакого эффекта, если не будут соблюдены еще некоторые условия. Если изъятая иностранная валюта будет расходоваться стихийно, обратно попадая в экономический оборот внутри страны, то она повлияет на обменный курс национальной валюты и принимаемые меры потеряют весь смысл.
Государство должно осуществлять валютные расходы в соответствующем объеме, для импорта производственного оборудования, обучения кадров за рубежом, реализации важных международных проектов и обязательств и т.д., накапливая излишки в специальном фонде.
Предложенныймеханизм использования иностранной валюты включает следующие основные положения.
Национальный Банк нафондовом рынке страны закупает часть дополнительных объемов иностранной валюты в размере, достаточном для обеспечения требуемой конкурентоспособности национальной экономики, ограничивая усиление или ослабляя национальную валюту на заданную величину.
В международных валютных резервах остается требуемый уровень запасов и весь избыток иностранной валюты передается в бюджет как доходы государства. Далее Правительство использует эту валюту на импорт передовых производственных технологий, реализацию международных проектов и пополнение специального фонда.
Для реализации перечисленных мер необходимо законодательно обязать НБ — передавать излишки иностранной валюты в государственный бюджет при достижении ЗВР установленной величины (в процентах к ВВП или внешнеторговому обороту) внеся изменение в Закон «О Национальном Банке Республики Казахстан». Обязать Правительство — излишки иностранной валюты, которые оно будет получать от НБ, расходовать на импорт передовых технологий и реализацию важных международных проектов (через банки второго уровня, в т.ч. и Банк Развития) и международных обязательств, внесением соответствующих дополнений в Закон «О бюджетной системе».
При этом фактически всем дополнительным объемом иностранной валюты будет распоряжаться Правительство, а Национальный Банк будет осуществлять оперативное регулирование соотношений отечественных и мировых цен.
Золотовалютные резервы Национального Банка будут расти пропорционально росту ВВП, а излишки иностранной валюты будут инвестированы в отечественную экономику.
Таким образом, представляется целесообразным золотовалютный резерв привязать к ВВП с передачей излишков инвалюты в госбюджет для импорта производственного оборудования, а при изменениях мировой конъюнктуры требуемые общие соотношения отечественных и мировых цен поддерживать через курс тенге. Предполагается, что принятие перечисленных мер обеспечит не только высокий рост и стабильную занятость при ухудшениях мировой конъюнктуры, но и эффективное использование иностранной валюты, значительное увеличение доходов госбюджета, а также ускоренное развитие производства за счет увеличения государственных инвестиций в экономику.
Не менее важной перспективной проблемой валютного рынка Казахстана является определение будущего национальной валюты – казахстанского тенге — с точки зрения возможного перехода к единой наличной валюте стран Евразийского Экономического Сообщества до 2011г. Реализация данной программы означает добровольный отказ Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана от собственных национальных валют. Данное предложение строится на опыте образования Европейского Экономического и Валютного Союза («еврозоны»), так как «одной из главных функций Европейского Экономического Сообщества является задача экономического регулирования». Но не все положительно в программе введения единой европейской валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас, и было заметно в 2002 году, когда евро была введена в наличной форме. Во-первых, недовольство населения многих европейских стран, вошедших в «еврозону», когда исчезли их исконно старинные национальные валюты. Во-вторых, снижение макроэкономических показателей ведущих стран «еврозоны» — Германии, Франции за счет проведения вынужденной общей экономической и финансовой политики других 10 стран «еврозоны», во многом уступающих по своему экономическому развитию и даже сегодня не соответствующих критериям конвергенции, разработанными Маастрихстким соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург и др.). В-третьих, предпочтение лидирующих позиций в «еврозоне» той или иной стране (Германии или Франции), что вызвало определенные внутренние противоречия. В-четвертых, предложение Великобритании о продлении срока и возможно даже отказ в будущем вступления в «еврозону». Есть еще ряд других аспектов, негативно отражающих современное положение ЕЭВС. Возможно, такие же негативные последствия ждут и страны ЕврАзЭС, которые даже не имеют такой же длительный опыт разработки и создания европейской интеграции и которые шли к этим процессам порядка 40 лет (с 1959 по 1999 гг.).
Казахстану, по моему мнению, добившемуся в последние годы относительной стабильности и устойчивости своей национальной валюты, необходимо тщательно продумать данные предложения о введении единой валюты, которые чреваты теми же последствиями, что и в странах «еврозоны». Для определения возможности введения единой валюты стран ЕврАзЭС следует сначала, развивая их интеграцию, завершить создание зоны свободной торговли, таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). Потребность в единой валюте может возникнуть только в том случае, если страна переходит к свободному передвижению капиталов, чем не может похвастаться ни одно государство ЕЭП. С другой стороны, необходимо четко определить членство в ЕврАзЭС и разработать реальные критерии конвергенции, те страны, которые дали согласия на вступление в ЕЭП, по многим макроэкономическим показателям намного отстают от Казахстана и России. И, наконец, надо последовать примеру таких европейских стран, как Швеция и Дания, правительства которых провели народный референдум для решения проблемы о вступлении в «еврозону» и принятия единой европейской валюты, которые расставили все по местам.
Я не отрицаю возможности в перспективе вступления Казахстана в интеграцию с единой валютой, но 2011 год – это слишком рано.
Резюмируя все выше изложенное, я считаю, целесообразна следующая модель развития валютного рынка РК, включающая следующие основные механизмы:
1) Национальному Банку поддерживая режим плавающего валютного курса, проводить политику на стабилизацию реального курса национальной валюты. Осуществлять интервенции на валютном рынке только с целью устранения краткосрочных колебаний валютного курса и закрепления долговременных тенденций в его развитии;
2) Национальному Банку наряду с продолжением проведения политики плавающего обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке спот, начать регулярное установление срочных валютных котировок для создания срочного валютного рынка в Казахстане.
3) В этой связи в республике необходимо продолжить работу по отработке законодательной и нормативной базы в области валютного регулирования и контроля для создания срочного валютного рынка.
4) Необходимым так же явились бы шаги по дальнейшему развитию рынка драгоценных металлов в Казахстане, который мог бы стать со временем не только частью национального финансового рынка, но и стать местом совершения сделок для операторов из соседних с Казахстаном государств.
5) Формирование предложений для крупнейших коммерческих банков Казахстана стать «маркет-мейкерами» по валютным операциям с казахстанским тенге для увеличения ликвидности валютного рынка.
6) Широко применять зарубежный опыт страхования валютных рисков банками для минимизации возможных убытков. Валютный рынок необходимо развивать в направлении углубления межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок, а также валютных свопов.
7) Значительное внимание уделить совершенствованию
технической базы, применяемой для осуществления валютных
операций, в частности специализированных дилинговых систем
«Рейтер».
8) Рекомендовать интенсивное обучение банковского персонала
международному опыту валютных операций с целью формирования в
Казахстане развитого валютного рынка, обладающего характеристиками, способными удовлетворить клиентов банков.
9) Пересмотреть позиции и сроки вступления Казахстана в интеграции с единой валютой.
Все предложенные меры могли бы помочь валютному рынку Казахстана приблизиться к мировым стандартам, а экономике Казахстана в целом достичь стабилизации и роста экономики. Конечно, нельзя отождествлять рост экономики с наличием развитого валютного рынка, но можно предполагать, что он будет играть не последнюю роль при принятии решения иностранными инвесторами о прямых и портфельных инвестициях в казахстанскую экономику.
Для решения всех выше обозначенных проблем валютного рынка Казахстана Национальным банком предложены несколько программ, которые, с одной стороны, являются своевременными, но, с другой стороны, несколько противоречивы и преждевременны. Мною сделана попытка дать объективную оценку данным программам и выработать определенные рекомендации по улучшению состояния валютного рынка РК.
--PAGE_BREAK--