--PAGE_BREAK--Субъекты приватизации:
1. Правительство и местные органы власти;
2. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом;
3. Покупатели приватизируемого государственного имущества;
4. Покупателями государственного имущества могут быть физические и юридические лица, кроме тех, что указаны в пункте 6;
5. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации;
6. Покупателями государственного имущества Республики Беларусь не могут быть:
· государства и юридические лица, контрольный пакет акций в которых принадлежит иностранным государствам;
· террористические и экстремистские организации или лица, которые являются их членами;
· религиозные секты;
· лица, состоящие на учете в психиатрическом учете.
Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также материальные и нематериальные активы предприятия. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия — сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. Решение об определении стоимости акции предприятия при преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество принимает Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом на основании балансовой стоимости и заключения независимого оценщика. Стоимость земельных участков предприятия определяется на основе данных двух независимых оценочных организаций, которые имеют опыт работы на рынке недвижимости, а также с учетом реально существующего спроса на данный вид активов в данное время и в данном конкретном месте.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы путем их присоединения к другим государственным юридическим лицам или их слиянием. Порядок присоединения или слияния, равно как и решение об этом принимает Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом по собственной инициативе с целью оптимизации процесса приватизации и управления государственным имуществом. Национальное Агентство может рассмотреть предложения о реорганизации, поступающие от конкретных юридических лиц. Порядок работы унитарного предприятия по выработке предложений по его реорганизации в открытое акционерное общество каждое предприятия определяет самостоятельно. Заинтересованные органы государственного управления осуществляют свою оценку предложений предприятия о реорганизации и передают Национальному Агентству свои рекомендации.
Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом управляет процессом создания открытого акционерного общества. Руководство самого унитарного предприятия, министерства, концерны, облисполкомы и Минский горисполком предоставляют в Национальное Агентство свои рекомендации и необходимую для принятия решения информацию.
Учредителем открытых акционерных обществ от имени государства выступает Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом. На этапе преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество ввод частных участников в состав акционеров не допускается.
Безвозмездная передача части государственного имущества на этапе преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество
После определения Национальным Агентством по приватизации и управлению государственным имуществом номинальной стоимости одной акции Национальное Агентство принимает решение о безвозмездной передаче 10% акций вновь образуемого открытого акционерного общества рабочему коллективу предприятия. Из них 5% акций предоставляется руководству предприятия (20 человек по штатному расписанию), остальные поровну распределяются среди остальных его работников. Списки акционеров предприятия, которые получили свои акции безвозмездно, передаются руководством предприятия в Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом в течение месяца после определения номинальной стоимости одной акции.
Номинальная цена акции открытого акционерного общества определяется Национальным Агентством по приватизации и управлению государственным имуществом на основании следующих данных:
· передаточного акта;
· баланса предприятия;
· оценки предприятия, выполненной двумя независимыми друг от друга и от предприятия оценочными компаниями;
· справочной информации о стоимости аналогичных активов на рынке, если таковы имеются;
· справочной информации о стоимости аналогичных активов на рынках соседних стран.
продолжение
--PAGE_BREAK--Способы приватизации государственного имущества
Используются следующие способы приватизации государственного имущества:
1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2. продажа акций открытых акционерных обществ на аукционе;
3. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Приватизация государственного имущества открытых акционерных обществ проводится на аукционах вне зависимости от номинальной стоимости продаваемого пакета акций. Продажа государственного имущества и имущественных комплексов унитарных предприятий и открытых акционерных обществ с числом работающих до 100 человек, осуществляется исключительно юридическим и физическим лицам Республики Беларусь.
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
· находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
· занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем шестьдесят девять лет.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством. Собственники объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
Особенности приватизации объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее — охранное обязательство). Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных, дворцовых и парковых комплексов, распространяются на все их составные части. Условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия республиканского значения определяются соответствующим законом Республики Беларусь. Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь одновременно с заключением сделки приватизации. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования. В случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия. Требования к подготовке охранных обязательств, их содержанию и выполнению, меры по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению собственником объекта культурного наследия выполнения этих обязательств утверждаются в порядке, определенном правительством Республики Беларусь.
Особенности приватизации объектов социально — культурного, бытового и коммунального назначения
Объекты социально — культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта), бытового и коммунального назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
· объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, — госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
· объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
· объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Изменение назначения указанных объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Объекты социально — культурного, бытового и коммунального назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче на баланс местному органу власти до начала проведения аукциона по продаже данного государственного имущества. Объекты социально — культурного, бытового и коммунального назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с законом. Обязательным условием приватизации объектов социально — культурного, бытового и коммунального назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем два года с момента приватизации. В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально — культурного, бытового и коммунального назначения в течение указанного срока Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом по рекомендации местных органов власти вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта.
Обременения приватизируемого государственного имущества
При отчуждении государственного имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными законом.
Ограничениями могут являться:
1. обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально — культурного, бытового и коммунального назначения;
2. обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, — обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально — культурного, бытового и коммунального назначения, имущество мобилизационного назначения;
3. собственнику приватизируемого объекта может быть вменена обязанность допускать ограниченное использование приватизированного государственного имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно:
· обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;
· обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков;
· обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.
4. решение об установлении обременения, в том числе публичный обязательств, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного имущества. Обременение, в том числе публичные обязательства, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичные обязательства, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного имущества;
5. переход прав на государственное имущество, обремененное публичным сервитутом, не влечет за собой прекращение публичных обязательств;
6. в случае нарушения собственником имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного имущества, установленного обременения, в том числе условий публичного обязательства, на основании решения суда:
· указанное лицо может быть обязано исполнить в натуре условия обременения;
· с указанного лица могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением условий обременения, в доход местного органа власти или республиканский бюджет.
7. обременение может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае:
· отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении;
· невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.
8. Прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их условий допускается на основании решения Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РБ
После распада СССР Беларусь имела практически одинаковые со многими постсоциалистическими странами стартовые условия, в том числе тотальную государственную экономику.
19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Но полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
В 1997 году процесс был заторможен – отсутствовала соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет о приватизации, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.
Тем самым процесс получил возможность стать непрерывным. Несмотря на полное законодательное оформление, реформа крупных предприятий фактически была остановлена. Не дожидаясь, пока появится соответствующий закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись, и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.
Среди них была гродненская обувная фабрика «Неман». В 1990г. ее работники встали в очередь за акциями. В то время руководство предприятия не сомневалось, что со временем рабочие купят всю фабрику. Кроме этого на приобретение акций направлялась прибыль самого предприятия. В то время белорусское правительство по примеру соседей говорило о недопустимости государственной монополии, поставив перед собой грандиозную задачу: за пятилетку довести долю частного сектора в экономике до 75%. До конца 1990г. планировалось приватизировать 334 предприятия, в том числе 33 предприятия союзного подчинения [10].
В тот период белорусской приватизации никто не вынуждал соблюдать принцип добровольности. Порядок был такой: в Госимущество направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового коллектива, после ее рассмотрения создавалась комиссия по приватизации, которая разрабатывала соответствующий план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла на рассмотрение Госимуществу. Эксперты министерства помогали выбрать наиболее приемлемую форму приватизации: для технологически несложных производств лучшей формой признавалась аренда с выкупом, для крупных предприятий – акционирование. Малоэффективным способом приватизации в Госимуществе считалось преобразование предприятий в народные предприятия.
При первоначальном размещении акций 30 % оставалось за государством, 40% выкупал трудовой коллектив, остальное должно было направляться в свободную продажу. Фондовой биржи еще не существовало (ее планировалось открыть к концу 1991г.), но любой гражданин или юридическое лицо могли купить акции – для этого нужно было обратиться в акционерное общество.
Главной проблемой, по мнению большинства экспертов того времени, было то, что приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам, что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.
Данный период в истории белорусской приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.
28 мая 1991г. Верховный Совет принимает Постановление «Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР и о проекте Закона «О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности (о приватизации)». Правовой основой для реформирования стал Временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности, а также программа приватизации на 1991-1992гг.
В канун принятия конкретных решений приватизация натолкнулась на активное сопротивление со стороны исполнительных государственных структур под лозунгом борьбы с неоправданным разворовыванием государственной собственности. В ноябре 1992г. Верховный Совет своим решением полностью остановил процесс приватизации. Депутаты объяснили такой шаг необходимостью обуздать дикую «приватизацию».
В феврале 1993г. был принят Закон о разгосударствлении и приватизации. Концепция блока приватизационных законов, предложенная депутатами впервые вводила единое понятие госсобственности, а также единые правовые нормы для участия населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Законодательством было закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.
Цель безвозмездной приватизации – обеспечение социального равенства. Каждый гражданин получает 2 вида квот: чеки «Жилье» и чеки «Государственное имущество». 50% оценочной стоимости объекта оплачивается приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Таким образом, была создана законодательная база приватизационных процессов.
16 июня 1993г. Верховный Совет утвердил соответствующую госпрограмму. Согласно этому документу, намечалось направить на приватизацию 2/3 стоимости основных фондов государственных предприятий и организаций, в том числе в 1993г. – около 20 % (объемы на последующие годы определены не были). Кроме этого 6 июля Парламент принял закон об именных приватизационных чеках. Был также утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации.
В сентябре 1993г. Беларусь открывает себя для зарубежных консалтинговых фирм. Был определен победитель первого тендера в области реализации программы приватизации – им стала британская сеть фирм Coopers&LybrandInternational.
29 сентября 1993г. состоялся первый массовый открытый аукцион в рамках программы массовой приватизации в г. Бресте, в разработке и реализации программы, в которой впервые участвовали эксперты Международной финансовой корпорации. Итоги аукциона превзошли ожидания и экспертов и городской власти.
1 февраля 1994г. Совет Министров Республики Беларусь своим постановлением утвердил Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих именные приватизационные именные чеки «Имущество». Инициаторы этого проекта надеялись, что белорусский ваучер заложит основу рынка ценных бумаг в Республики Беларусь. 1 июля 1994г. в Республики Беларусь началась массовая приватизация.
В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача — провести разгосударствление 20 % собственности. Но итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.
В этот период контрольная палата начинает проверку предприятий приватизированных в 1991-1992гг., исходя из правил 1994г., что носило предвзятый характер. Изменились приоритеты правительства в сторону снижения темпов приватизации и повышения ее качественных показателей.
В сентябре 1994г. около половины предприятий, включенных в программу приватизаций отказались акционироваться.
В итоге республиканская программа приватизации в 1994 оказалась провалена. Из запланированных 426 субъектов хозяйствования статус сменили только 180. От государственной опеки было освобождено только 5 % стоимости основных фондов вместо намеченных 20%. Такой результат – логический итог прихода к власти новых сил.
23 мая 1995 была утверждена Программа разгосударствления и приватизации на 1995г. Впервые для директората предусматривалась льготная продажа 10 % акций.
Накануне 17 мая 1995г. был подписан Указ № 191 «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», согласно которому требовалось все сделки с государственной собственностью свыше 10 тыс. МЗП согласовывать с Президентом.
По состоянию на 1 июня 2003 года в республике в процессе разгосударствления и приватизации реформировано 3670 государственных предприятий, в том числе 26% объектов республиканской собственности. В процессе реформирования предприятий государственной собственности создано 1580 открытых акционерных обществ, а на аукционах, в том числе по конкурсу, продано 1370 объектов. В промышленности реформировано 32 % предприятий, подлежащих реформированию по отрасли, в строительстве — 25 %. Более динамично реформирование осуществлялось в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, где приватизировано почти 70 % предприятий; в сфере переработки сельхозпродукции реформировано свыше 50 % объектов.
В начале 2003 года в открытое акционерное общество преобразовано Республиканское унитарное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз» с численностью работающих около пяти тысяч человек. Прорабатываются условия и порядок привлечения инвестиций для реконструкции и развития данного предприятия.
Приватизация способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики.
В 2005 году реформирование государственной собственности проводилось с целью повышения экономической эффективности работы предприятий, рационализации структуры государственной собственности, пополнения республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц. При этом изменение организационно-правовой формы объектов государственной собственности осуществлялось на основе принципа «точечного» подхода к приватизации, предполагающего учет финансового состояния реформируемого предприятия, перспектив его развития, развития отраслей и регионов. В течение года реформировано 27 организаций республиканской собственности с общей численностью работающих более 5300 человек, в результате чего создано 24 открытых акционерных общества.
18 республиканских организаций преобразованы в открытые акционерные общества в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2004 г. № 368; открытое акционерное общество «Василишки» создано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2004 г. № 557; восемь предприятий были реформированы по инициативе трудовых коллективов.
В отраслевом разрезе реформировано 8 объектов торговли, 7 промышленных предприятий, 3 строительных организации, 2 агропромышленных предприятия, 7 объектов – в других отраслях.
В региональном разрезе реформирование объектов республиканской собственности осуществлено следующим образом: г. Минск – 9 объектов, Брестская область – 7, Витебская – 5, Гомельская – 1, Гродненская – 3, Могилевская – 2.
В числе преобразованных организаций производственное республиканское унитарное предприятие «Березастройматериалы» с численностью работающих 1125 человек, решение, по преобразованию которого принято Министерством экономики.
В 2005 году реформировано 19 объектов коммунальной собственности, в том числе 9 объектов торговли, 5 агропромышленных предприятий, 3 объекта общественного питания и бытового обслуживания населения, 2 промышленных предприятия. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила 1794 человек.
В разрезе областей реформировано: в Гродненской области – 7 объектов, в Минской – 4, в Витебской – 3, Гомельской — 2, в Брестской области реформировано 2 объекта, Могилевской — 1 объект [10].
Из общего количества реформированных коммунальных предприятий 14 (73,7 процента) – преобразованы в открытые акционерные общества. Акционировались в основном небольшие предприятия с численностью работающих до 100 человек (11 из 14).
Коммунальное производственное унитарное предприятие «Красненский консервный завод» с численностью работающих 109 человек преобразовано в открытое акционерное общество с участием двух инвесторов (ООО «SABUR», Республика Узбекистан и ЧТУП «Викторияплюс», Республика Беларусь), доля которых в уставном фонде созданного открытого акционерного общества составила 49 процентов.
По конкурсу и на аукционах новому собственнику продано пять объектов: Слонимское торговое производственное коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Щара», г. Слоним; коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Беларусь», г. Гомель; коммунальное торговое унитарное предприятие «Любич», г.Светлогорск; Гродненское городское торговое унитарное предприятие «Павлинка – 23», г.Гродно; Жодинское городское торговое унитарное предприятие «Стройсервис», г.Жодино. Общая стоимость проданных объектов составила 2464,5 млн. рублей.
Некоторое снижение темпов приватизации в 2005 году по сравнению с предыдущими годами связано с повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, созданию новых рабочих мест, улучшению социальных условий работающих.
За время проведения реформ в республике приватизировано 4100 объектов государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3012 – коммунальной собственности, что составляет соответственно 35 и 48 процентов от количества объектов, подлежащих приватизации. При этом в промышленности реформировано 543 предприятия, или 40 процентов от общего количества предприятий государственной собственности данной отрасли, в агропромышленном комплексе – 750 (47 %), в строительстве – 292 (32,3 %), в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения – 1980 (72,4 %).
Из общего числа реформированных государственных предприятий происходили преобразования [Табл. 1].
Таблица 1 – Преобразования реформированных государственных предприятий [10]
в открытые акционерные общества
выкуплены коллективами работников
продано по конкурсу
продано на аукционах
1978(48,2%)
724 (17,7 %)
421(10,3 %)
977(23,8 %)
продолжение
--PAGE_BREAK--