--PAGE_BREAK--1. Теория процессов приватизации и национализации 1.1 Сущность приватизации
Приватизация представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную» под непосредственным воздействием государственных органов. Но до сих пор нет единого определения приватизации. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Кроме него, можно встретить такие определения, как: переход прав собственности государства в пользу частных лиц или смена государственной собственности на частную [3,116]; передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок [4,302]; и т.п. Приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Сторонники платной приватизации считают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов, касающихся приватизации, это сроки её проведения: она должна быть медленной, растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. В действительности, государственную собственность вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
3. Монополизированная государственная промышленность требует реструктуризации, прежде чем производственные предприятия могут быть выставлены на продажу;
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилищного фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Основные цели приватизации должны быть следующими:
1. Экономическая — повышение эффективности функционирования хозяйства;
2. Финансовая — увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки;
3. Социальная — обеспечение стабильных социальных условий жизни граждан;
4. Перераспределение экономических основ власти.
Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
1. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
2. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
3. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения;
4. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
5. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным общественному контролю.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации, как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.
Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений [8,67].
Приватизация, как правило, разворачивается в условиях изменения политической обстановки, при переходе от командно-административной модели регулирования экономики к рыночной. Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с возможностями экономики. Сильное влияние оказывает наличие или отсутствие инфраструктуры рынка капиталов. Спад производства значительно усложняет оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Сказывается нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
Приватизационный процесс обладает рядом присущих ему черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются:
1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования.
2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный способ передачи собственности. Его организационная форма — введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Формы и методы приватизации
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в обладании предприятием капитала, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвесторам. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет следующие характерные черты:
1. Продукция и услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией и услугами других предприятий;
2. При использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
3. При использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
4. В случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями — поставщиками.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили перечисленные способы приватизации, а также такие, как выкуп арендованного имущества и банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата, надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов [13,137].
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как укрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
1.3 Характерные черты национализации
Национализация – это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.
Национализация является средством государственного регулирования сферы отношений собственности путем обращения имущества физических и частных юридических лиц в государственную собственность. На основе ее использования утверждался социально-экономический строй в бывшем СССР и других странах. В государственную собственность обращались земля, банки, фабрики и другие производственные и непроизводственные объекты. Огосударствлению подвергались контроль и учет за общественным производством, а также функции организации и планирования всей системы хозяйствования.
С помощью национализации формировался государственный сектор во многих странах, который стал экономической базой их политической независимости. Конституционная возможность национализации в форме обращения частного имущества в государственную собственность имеется, практически, во всех странах. В Конституции установлено, что имущество может переходить из частной собственности в государственную. Методом перехода названо «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд», но это по сути национализация [14,51].
Национализация является как политическим, так и экономическим средством сферы отношений собственности. Основа категории «национализация» — равенство государственной и частной собственности. Признаются и равным образом защищаются как государственная, так и частная собственность. И если средством перехода государственной собственности в частную является приватизация, то частной собственности в государственную – национализация. Поэтому приватизация и национализация – две стороны одного и того же явления – собственности. Они объективны, и национализация должна стать такой же категорией экономической науки, как и приватизация.
Национализация может быть направлена на обеспечение инновационно-индустриального развития. В определенных условиях национализация может принимать форму деприватизации, т.е. обращение в государственную собственность ранее приватизированного имущества. В частности это касается стратегических сфер экономики.
Национализация подразделяется на принудительную и добровольную. Принудительная – отчуждение государством имущества физических и юридических лиц. Добровольно национализация может совершаться по инициативе самих физических и юридических лиц, которые в силу каких-то обстоятельств предлагают свое имущество государству.
Стоимость национализируемого имущества может возмещаться или не возмещаться. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии равноценного его возмещения. Но часто принцип равноценного возмещения стоимости нарушается.
При оценке возмещения национализируемого имущества целесообразно учитывать различия. Если национализация касается частного имущества, которое было создано собственником и за счет его средств, то должен применяться принцип равноценного возмещения. Но если речь идет о приватизированном имуществе, которое было получено за бесценок, с нарушениями законодательства или при невыполнении собственником своих обязательств, то должен применяться принцип справедливости с учетом только реальных вложений собственника, в том числе уплаченной суммой с поправкой на инфляцию [4,319].
Национализация может осуществляться и без возмещения в силу особых и форс-мажорных обстоятельств. Так, в случае споров о размерах возмещения оно может устанавливаться в общем судебном порядке. Или на территории, где введено военное положение, граждане и другие лица обязаны представлять необходимое для обороны имущество, находящееся в их собственности [14,53].
В экономической науке нередко бытует мнение, что национализация – это конфискация частного имущества, что не совсем так. Механизмами национализации, кроме конфискации, могут быть: собственность в обмен на государственные инвестиции; конвертация задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом в собственность государства; выкуп государством приватизированного имущества; возврат приватизированного объекта в государственную собственность через процедуры банкротства; отмена итогов приватизации объектов; переоценка и учет государственного имущества.
Национализацию следует проводить не в массовом порядке, а в целеполагающем. Во-первых, для перегруппировки государственного капитала, повышения степени государственного участия в капитале определенных хозяйствующих субъектов. Это даст возможность государству реально участвовать и влиять на принимаемые решения по развитию хозяйствующих субъектов. Во-вторых, для сосредоточения государственной собственности в определенных отраслях экономики, включая инфраструктуру, которая создает институциональные условия и определяет условия развития в целом.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Опыт проведения приватизации и национализации в странах мира 2.1 Развитие приватизации в мировой экономике
Приватизация в 70 – 80 – е годы стала общемировым явлением. К концу 80-х годов более 80 стран разных континентов – от государств Латинской и Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии приняли программы сокращения государственного сектора.
Процесс приватизации не может быть одномоментным актом. Продажа предприятия это лишь первая стадия правового оформления смены собственника, которая должна быть дополнена по меньшей мере еще двумя: создание реальных условий для фактического осуществления юридического права собственности (механизма реализации политических, экономических, социальных и правовых норм) и, наконец, четким разделением ответственности между собственником и управляющими с передачей всей полноты коммерческого риска разным собственникам. Естественно, этот процесс носит долговременный характер. Он может быть инициирован государством, однако в дальнейшем его динамика зависит от интересов разных действующих лиц и исполнителей, а также от множества объективных факторов.
Результаты дискуссии по проблемам приватизации и практике ее проведения на Западе показали, что этот процесс никоем образом не рассматривается как поражение государства, как его демонтаж или как возможность перекладывания ответственности за решение задач общенационального характера на частный капитал. Речь идет об оценке допустимых с точки зрения эффективности масштабов прямого вмешательства государства в экономику, пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в компетенции государства. О более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами экономики и, наконец, об усилении рыночных форм госрегулирования регионов, отраслей и экономики в целом.
Складывающиеся в жизни соотношения между государственным и частным капиталом не являются окончательно установленными, они могут изменяться в поисках более эффективного сочетания, оптимума, проникая друг в друга. Поэтому в зарубежной практике приватизация в чистом виде встречается очень редко, в основном создаются смешанные предприятия, призванные снять недостатки каждой из форм собственности и реализовать их преимущества. В настоящее время на Западе предпринимаются попытки математического расчета оптимального сочетания двух форм собственности, оптимальной структуры, в которой любые отклонения – будь то отставание или забегание вперед – чреваты снижением экономической эффективности.
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость призвания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из средств (к тому же, совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации многообразны, они могут быть и долгосрочными, и краткосрочными, даже неотложными; обычно, к тому же, эти цели разноуровневые. При этом цели макроуровня могут вступать в противоречие с теми, что существуют на микроуровне. В этом многообразии чрезвычайно важно определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задачи и при этом не допустить возникновения противоречий между ними, которыми грешат наши законодательные акты и положения.
Всем мировым опытом доказано, что приватизация может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать ее обязательными принципами. Существуют определенные способы достижения согласия между отдельными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих – льготными ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, — приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи родины, — сохранением контрольного пакета акций в стране.
Политико-символическое значение крупных акций по приватизации обязывает в любом случае показать ее результативность. Обычно в данной связи ссылаются на опыт Великобритании, где приватизация стимулируется не только усиленной пропагандой, но и рядом экономических выгод: снижением цен при продаже государственных домов, благоприятным курсом акций госпредприятий и др. Именно здесь приватизация стала повседневной практикой, и она проникает в те сферы, которые ранее считались исключительно госмонополией (газоснабжение, электроэнергетика, почта, телефонная связь, авиатранспорт); наконец, осуществляется она в очень подвижных и многообразных формах.
Отмечая наиболее высокие темпы приватизации в Англии и Франции, западные исследователи вынуждены, однако, констатировать, что в настоящее время они замедлились. Разгосударствление дюжины госпредприятий в Англии длилось 10 лет. К началу 80-х годов правительство Франции осуществило лишь треть своей программы приватизации, выручив 71 млрд. фр. за полтора года. Правительству Германии понадобилось восемь лет (1983 – 1990 гг.), чтобы в благоприятных условиях приватизировать 676 государственных или полугосударственных предприятий на сумму 9,4 млрд. марок. В Италии и Испании были проданы дочерние компании, которые государство не признавало жизненно необходимыми. Приватизация затягивается даже там, где правительства были решимости полностью реализовать намеченные программы – теперь они либо урезают, либо растягивают во времени, либо в приватизируемых предприятиях сохраняется половинная доля государства. Замечено, что там, где потенциал приватизации велик (Австрия, Германия, Италия), правительства охотнее идут на либерализацию условий производства, чем на приватизацию. Стремление к последней всего сильнее там, где меньше предпринимательской свободы в сфере принятия решений [7,94].
Очевидно, в ряде стран Западной Европы достигнут к настоящему времени уровень приватизации, который соответствует новому витку научно-технического прогресса. В перспективе наступает период синтезирования различных форм собственности, нахождения их оптимального сочетания в экономике.
Подводя некоторые итоги приватизации в развитых странах Запада, можно отметить, что, во-первых, в подавляющем их большинстве под влиянием разгосударствления, составной частью которого стала приватизация, экономическое положение в 90-е годы улучшилось. В Великобритании, к примеру, отмечаются укрепление госбюджета, рост производительности труда. За 1979 – 1995гг. доля населения в собственности увеличилась с 7 до 26 %, доля семей собственников жилья – с 55 до 66 %. В этих результатах, правда, проявляются и конъюнктурные факторы, роль которых невозможно отделить от приватизационных [7,240].
Во-вторых, наиболее приспособленными к новым формам хозяйствования оказались те страны, в которых идея приватизации стала популярной, и был обеспечен определенный социальный и политический консенсус (Англия, Франция).
В-третьих, условия и механизм приватизации, ее последствия в разных странах в большой мере определяются социально-культурной средой и конкретно-исторической обстановкой.
В-четвертых, опыт прошедших лет вновь подтвердил, что принципы частной собственности, заложенные, например, в акционерных обществах, не обеспечивают социальной справедливости.
Результаты приватизации в развивающихся странах более противоречивы и неоднозначны. Они еще раз подтверждают, что успехи в этом процессе зависят не только от наличия в обществе ряда объективных предпосылок – факторов экономического, политического и национально-культурологического характера, но и от комплексности их включения в механизм приватизации. Выпадение хотя бы одного из них из общей цепи негативно сказывается на итогах и последствиях приватизации. В одних странах реализация программ либерализации экономики привела к росту эффективности и оздоровлению, в других произошло ухудшение экономического положения.
Приватизация в Сирии, к примеру, не помогла выходу страны из кризиса. Тормозится этот процесс в Бразилии, здесь, по расчетам социологов, идею приватизации поддерживало около 70% населения. Но уже первый аукцион по продаже 17 предприятий сталелитейной и нефтехимической промышленности, убыточных в своем большинстве сорван из-за сопротивления местных властей и лево консервативных кругов, пугающих население «распродажей родины». На повторных аукционах несколько проданных предприятий дали выручку всего лишь в 1,7 млрд. долл. Хотя список предприятий, подлежащих приватизации, растет и включает в себя самолетостроительные компании, морские порты, объекты электроснабжения, телекоммуникаций и железнодорожных перевозок, иностранные инвесторы «раскупать» Бразилию не торопятся.
Иные результаты демонстрируют Чили, Аргентина, Южная Корея, Тайвань. Очевидные успехи приватизации в Чили опираются на мощную поддержку иностранного капитала. В этой стране низки показатели инфляции и внешнего долга, велики темпы экономического роста. Программа приватизации в Чили была рассчитана на 15 лет и предусматривала четыре этапа. На первом из них (1974 – 1975гг.) шел поиск пути выхода из кризиса, разрабатывалась дальнейшая стратегия приватизации. Прежним собственникам было возвращено 360 компаний. В основу экономической политики легли сокращение госрасходов, либерализация цен, отказ от гарантий и покрытия долгов предприятий, новые принципы инвестиционной политики – эффективность и наличие ресурсов. На втором этапе (1975 – 1980гг.) наряду с продажей 96 компаний и 16 коммерческих банков на сумму около 1 млрд. долл., продолжалась политика врастания госпредприятий в рыночные отношения. В смешанных предприятиях уменьшалась доля государства, они переводились в акционерные общества. Третий этап (1981 – 1982гг.) совпал с мировым экономическим кризисом, который сказался на сокращении масштабов приватизации. Однако социальная база этого процесса расширилась, в том числе и за счет льготной продажи акций работникам предприятий. С 1985 г. начался завершающийся этап программы, предусматривающий приватизацию крупных монополий, по отношению к каждой из них применялся конкретный комплекс технических приемов.
При значительной общности с Чили (продажа мелких предприятий, акций государства в смешанных компаниях или отдельных подразделений госпредприятий, передача некоторых функций государства в области образования, здравоохранения муниципалитетам, затем приватизация крупных госмонополий и др.) Аргентину отличает определенная специфика в результатах приватизации. За 1976 – 1983гг. количество госпредприятий здесь сократилась вдвое при небольшой выручке за продажу: 300 млн. долл. Экономические реформы, проводимые военным режимом, хотя и дали импульс социально-экономическому развитию страны, впоследствии привели к новому кризису, усилению структурной несбалансированности. Это объясняется рядом причин. Имея весомую поддержку иностранного капитала, правительство не сумело добиться социального согласия в проведении реформ, как рабочего движения, так и военного ведомства – одного из гласных предпринимателей. К тому же реформы не имели комплексного характера и были ограничены временем правления военного режима. В конце 80-х – начале 90-х годов был дан новый старт приватизации, благодаря чему приватизировано около 80% добычи нефти; к продаже также предложены телекоммуникации, электроэнергетика, транспорт. Проводимая ныне форсированная приватизация, в значительной степени навязанная международными организациями с целью урегулирования внешней задолженности, в условиях разрушенной в прошлое десятилетие экономики имеет весьма ограниченные возможности.
В 80-е годы на путь либерализации хозяйственной деятельности, предусматривающей и приватизацию, вступили и развивающиеся страны Азии. Среди множества их особенностей – многоукладность экономики при сохранении значительного веса доиндустриального производства, размеры госпредпринимательства и характер госрегулирования, специфичные социальные структуры, давление международных организаций, увязывающих новые займы с необходимостью приватизации, недостаточно развитый внутренний рынок капиталов и др.
Темпы приватизации в азиатском регионе оказались ниже запланированных, и произошло это по трем главным причинам: неустойчивость рынка денежных капиталов, сопротивление отдельных социальных групп (профсоюзов, бюрократии и т. д.) и недостаток в компетентных специалистах по реализации программ.
Наиболее быстро и успешно приватизация проходит в тех странах и отраслях, которые теснее интегрированы в мировое хозяйство (авиатранспорт, телекоммуникации, порты, банки). Дальше других стран по пути приватизации продвинулась Южная Корея, где реализуется американская система ЭСОП, в соответствии с которой служащие получают в собственность на льготных условиях не менее 20% акций предприятия.
Дискуссия о приватизации в странах Восточной Европы выявила единодушие в оценке и признании многих преимуществ, которые несет в себе разгосударствление. Тем не менее, перед сторонниками реформ в настоящее время – множество проблем, не получающих однозначного решения. Имеются в виду масштабы приватизации, ее временные рамки, условия распродажи госпредприятий, возможность участия в ней иностранных инвесторов. За всеми теоретическими посылками и аргументами стоит центральный вопрос – как собственность, никому не принадлежащую и никакой выявленной ценности не имеющую, продать людям, которые не имеют денег.
Западные специалисты, предостерегая восточноевропейские страны от автоматического копирования чужого опыта приватизации, тем не менее не способны предложить последним ни одного безболезненного рецепта оздоровления экономики. Осторожный подход к использованию методов и приемов приватизации в Восточной Европе мотивируется, во-первых, несопоставимостью условий и масштабов этого процесса. Во-вторых, неотложностью решения этой задачи, с одной стороны, и невозможностью реализовать ее в кратчайший срок – с другой.
Некоторые специалисты склоняются к мнению, что в Восточной Европе может быть полезен опыт развивающихся стран – разумеется, при учете специфики условий и различий в стартовых позициях. В данной связи внимание обращается прежде всего на то, что развивающиеся страны интегрированы в мировой рынок, тогда как восточноевропейским еще предстоит определить свое новое место в системе мирохозяйственных связей. Еще важнее менее благоприятные в Восточной Европе юридические, институциональные и политические условия для приватизации.
Западноевропейские исследователи выдвигают ряд общих требований, важных при выработке любой концепции приватизации. Помимо главного – упорядочения юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею – они состоят в следующем: использование уже в переходный период стимулов, которые создадут возможности работать по критериям рыночного хозяйства; сведение к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации; поиск оптимального решения проблемы капиталоемкости внутреннего рынка; создание условий, обеспечивающих интерес населения к приватизации и соблюдение этого интереса в процессе ее проведения; необходимость социальной защиты населения, прежде всего его малообеспеченных слоев; запрет на использование выручки от приватизации для субвенций слабым предприятиям.
В целях реализации этих требований предлагается ряд общих с точки зрения эффективности рецептов, на которые не влияют ни национальные, ни региональные особенности различных стран. Правовые гарантии всех собственников должны носить необратимый характер. Прежде чем приватизировать предприятие, государство должно обеспечить контроль над ним и четко определить права распоряжения собственностью коллектива, которые ранее формировались на основе традиций и привычек. Нельзя не учитывать, что в условиях самоуправления проявляются факторы, противодействующие росту эффективности: краткосрочная заинтересованность в максимизации прибыли и отсутствие стимулов к умножению капитала, слабая мобильность труда, противостояние между увольняемыми и стабильно занятыми.
Для ограничения возможностей всякого рода злоупотреблений и снятия тем самым социальной напряженности вся информация об условиях приватизации госпредприятий, за исключением той, что касается цены предприятия и потенциальных инвесторов, должна быть открытой для населения.
Начинать реализацию программы целесообразно с малой приватизации, которая связана с меньшими финансовыми, техническими, институциональными или политическими трудностями.
Результаты приватизации в восточноевропейских странах, как отмечаю западные эксперты, неоднозначны. Польша, Чехия и Венгрия заметно опережают другие страны, в то время как в странах СНГ, Румынии, Болгарии процесс реформ и приватизации затягивается прежде всего из-за сложной политической и неблагоприятной экономической обстановки. В этих странах, даже тех, чьи стартовые позиции относительно более нормальны для приватизации в короткий срок и в масштабах, неизвестных ни одной западной стране, невысока готовность населения и ограничены источники финансирования. Все эксперты единодушны в том, что приватизация тормозится в связи с отсутствием покупателей и сложностями процесса разгосударствления. В Венгрии на конец 1993 года сохраняется 2300 госпредприятий, а доля госсектора в ВНП удерживается на уровне 86%; соответственно в Польше – 7500 и 82%; в Чехословакии 4800 и 97% [7,251]. Скептически оценивается способность большинства предприятий самостоятельно зарабатывать деньги на рынке. Более эффективно развитие рыночных отношений там, где функционирует иностранный капитал.
Наряду с определенными позитивными сдвигами, сказавшимися, в частности, в росте международной конкурентоспособности товаров восточноевропейских стран, в регулировании цен без вмешательства государства, отчетливо выявились и негативные социальные последствия. В Польше, Чехии, Венгрии число безработных с 90-х годов удвоилось, население других государств восточного блока оказалось на грани нищеты.
Характерной чертой процесса приватизации в Восточной Европе стал отказ от какого-либо одного универсального метода приватизации: ясно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы реализовать первые и смягчить последние, желательно наряду с принципом возмездности внедрять для определенных категорий граждан и безвозмездную передачу имущества в собственность.
Обзор хода и уже выявившихся итогов процесса приватизации в развитых, развивающихся и бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы позволяет, очевидно, сделать ряд выводов, с которыми следует считаться и при разработке курса экономических преобразований в России.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Необходимость приватизации и национализации в России
Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.
В то время рассматривалось два варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый – отрегулировать финансовые потоки, т.е. восстановление национальной валюты, борьба с инфляцией. Второй – менее очевидный тогда для многих, но более глобальный и перспективный, — собственность. В условиях кризиса государство не смогло существенно повлиять на инвестиции, технический прогресс, не смогло осуществить быструю переналадку производства в соответствии с требованиями потребителя. Только частный интерес мог помочь решить эти проблемы [6,49].
На протяжении 1993–2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами: первый этап – массовая (так называемая ваучерная) приватизация (1992–1994 гг.), второй этап – денежная приватизация (1994–1999 гг.), третий этап – совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999–2003 гг.).
Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:
1. Массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
2 Обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
3. Создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
5. Создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
6. Расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
Российская модель приватизации характеризуется тем, что массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации. Форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных заданий по приватизации. Отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано, отчасти, путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам
Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.
Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.
B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146 064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:
1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
2) участвовать в чековом аукционе;
3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
На этапе чековой приватизации практически не были решены задачи привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций и появление эффективных собственников.
Такой малый объем участия объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.
Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.
Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
1. Сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
3. Способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия.
К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.
Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:
1. Продажу акций по инвестиционному конкурсу;
2. Продажу акций по коммерческому конкурсу;
3. Продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
4. Продажу акций на специализированном аукционе;
5. Продажу предприятий на аукционах;
6. Продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;
7. Продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;
8. Выкуп арендованного имущества;
9. Продажу предприятий товариществам по особым льготам;
10. Продажу объектов незавершенного строительства
11. Продажу предприятий-должников
На современном этапе приватизации, в соответствии с принятой Концепцией управления государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации, поставлены следующие цели:
1. Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
2. Оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;
3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
4. Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики [10,39].
Таким образом, управление государственной собственностью призвано способствовать воздействию посредством государственной собственности на объекты других форм собственности для решения общегосударственных проблем создания устойчивых предпосылок экономического роста и развития экономики и на этой основе выполнения социальных программ. В настоящее время акцент делается на эффективном управлении государственной собственностью и отказе от рассмотрения процесса приватизации преимущественно как средства пополнения государственного бюджета (табл. 1).
Таблица 1
Поступление средств
от приватизации государственного и муниципального имущества
и их распределение
(в млн. руб.; до 2000 – в млрд. руб.)[1]
1993
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества
всего…………..…
В том числе находившегося в собственности:
федеральной…….
субъектов РФ…...
муниципальной
Перечислено денежных средств:
всего……………..
в федеральный бюджет…………...
в бюджеты субъектов РФ…...
в муниципальные бюджеты…………
450
163
67
220
355
71
96
130
3815
1994
354
1467
3570
1140
524
961
41609
37924
2199
1483
41216
31324
5274
1408
16756
12772
1886
2098
15405
9943
2641
2062
22857
14719
4444
3694
23139
13413
3854
3431
88673
72543
10295
5835
89007
70800
7984
5373
90143
67919
13798
8426
88832
65569
12401
7729
87462
34875
36597
15990
87268
34178
34846
14946
В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.
К основным результатам денежной приватизации следует отнести: выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте — в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.
В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п.
Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме. При этом:
1. Не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
2. Структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;
3. Привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
4. В ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
Всего с 1991 по 2005 года было приватизировано более 200 тысяч государственных предприятий (табл. 2).
Таблица 2
Число приватизированных предприятий (объектов)[2]
Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.
21 января 2003 вышел правительственный законопроект «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ». Разработанный Минимуществом законопроект вступил в силу 1 января 2004 года. Он предполагает, в основном, «точечную национализацию» и исключительно для нужд государства. Как объяснили в правительстве, под нуждами государства понимается в первую очередь выполнение оборонных заказов. То есть под национализацию подпадут предприятия, которые производят продукцию, обеспечивающую обороноспособность и безопасность страны, если у государства не будет возможности разместить заказ на такую продукцию где-либо еще или приобрести ее на открытом рынке. По Конституции такие объекты могут попадать только в собственность РФ. Национализация будет проводиться исключительно на возмездной основе. Как обещают разработчики, пока владелец не получит все до последний копейки, отчуждаемая собственность не перейдет обратно в государственные руки. Определять объекты национализации будет правительство после согласования с президентом, а средства на компенсацию пропишет в отдельной секретной статье бюджета. Этих закрытых денег должно хватить и на покупку самого предприятия, и на оплату услуг оценщика, и на проведение конкурса для определения кандидатуры этого оценщика. Если собственник сочтет назначенную цену заниженной, он может оспорить решение в Арбитражном суде [17].
Сейчас в России государство все быстрее завоевывает и в обществе, и в бизнесе. Прекратив дискуссии о поисках баланса между частными и государственными секторами в ключевых отраслях экономики, власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг интересов государства кроме нефтегазовой отрасли, электроэнергетической и атомной промышленности уже вовлечены или ждут своего времени авто- и авиапром, горно- и алмазодобывающая промышленность, металлургия. В связи с происходящими сейчас процессами активизации государства в экономике в настоящей статье хотелось бы рассмотреть проблему эффективности государственной собственности.
В последнее время происходят весьма крупные приобретения государственными предприятиями частных. В 2005 году «Рособоронэкспорт» приобрел 62% акций АвтоВАЗа. Для многих специалистов до сих пор выгода от этого приобретения остается достаточно смутной. Кроме того, государственным сектором было потрачено 7 млрд. $ на выкуп акций «Газпрома» у его собственных дочерних компаний, таким образом государство полностью оформило контроль над «Газпромом». Но на этом госмонополия не остановилась, и далее последовало поглощение «Сибнефти», а в перспективе – получение половины «Славнефти». Обанкротившийся ГУТА-банк перешел к государственному Внешторгбанку[12,22]. Совсем недавно РАО «ЕЭС» приобрело «Силовые машины, а государственная «Роснефть» — «Юганскнефтегаз». В июне 2006 года ОАО «Российские железные дороги» принимает решение о покупке блокирующего пакета «Трансмашхолдинга», на который приходится 70% российского производства локомотивов, 85% магистральных пассажирских вагонов [16,29]. Осенью 2005 года «Роспром» вопросы объединения отрасли авиационного двигателестроения на базе четырех крупных предприятий: ОАО «НПО Сатурн», ОАО «Уфимские моторы», «Пермские моторы» и ФГУП «ММПП Салют».
Похоже, что Россия движется по той же спирали, что и другие рыночные страны с развитой экономикой. Либеральная политика дает возможность развиваться бизнесу, но при этом отходят на второй план социальные нужды общества. Следующий этап, когда эти нужды дают о себе знать, часто сопровождается национализацией, и получается такой капитализм, который в свою очередь неизбежно приводит к застою. Тогда опять устраняются меры, сдерживающие свободное и гармоничное развитие бизнеса, объявляется очередная распродажа самых лакомых кусков экономики. Сейчас Россия находится на втором этапе, когда время диктует необходимость социальных преобразований, необходимость повернуться лицом к человеку.
продолжение
--PAGE_BREAK--