Реферат по предмету "Экономика"


Предприятие основное звено экономики

Содержание
Тема 1. Предприятие – основное звено экономики

Тема 2. Предприятие и рынок

Тема 3. Кадры предприятия

Тема 4. Оплата труда работников предприятия

Тема 5. Планирование деятельности предприятия

Тема 6. Основные фонды предприятия

Тема 7. Оборотные средства предприятия

Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства

Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции

Тема 11. Управление предприятием

Тема 12. Финансы предприятия

Тема 13. Банкротство и санация предприятия

Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Тема 1. Предприятие – основное звено экономики
1. Каждое из этих определения можно считать правильным, но с определенных позиций. Наиболее точное и подробное определение предприятия — предприятие – это обособленное специализированное основное звено экономики, включающее профессиональный коллектив, использующий материальные ресурсы для изготовления и/или реализации продукции и получения прибыли. Однако в более узком смысле предприятие может обозначать производственное учреждение (завод, фабрика, мастерская, магазин).

Важнейшим признаком, отличающим предприятия от других хозяйственных звеньев, является его экономическая обособленность, которая проявляется в следующем:

в самостоятельном обороте стоимости средств производства, т. е. они должны приобретаться предприятием, использоваться и полностью возмещаться;

в собственной цели производства, т. е. – в получении прибыли;

в присвоении результатов производства.

2. На процесс деятельности предприятия определенное влияние оказывает внешняя среда. При наиболее полном анализе, с учетом зарубежного опыта, внешнюю среду принято делить на две части:

1) среда прямого воздействия, включающая:

центральные и местные органы власти – создают правовую базу для деятельности предприятия, осуществляют контроль;

потребители продукции – другие юридические и физические лица, определяющие количество, качество и вид производимой или реализуемой продукции (товаров), влияющие на ценообразование и обеспечивающие доход;

поставщики материальных ресурсов — другие юридические и физические лица, обеспечивающие деятельность предприятия по производству и реализации продукции путем поставок необходимых производственных материалов, энергии различных видов, оборудования и запасных частей, оказывающие услуги производственного характера – перевозки, погрузку, охрану и т.д.;

трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, обладающая необходимой квалификацией для работы на предприятии, основная часть производственных ресурсов предприятия;

конкуренты — другие юридические и физические лица, производящие или реализующие аналогичную или замещающую продукцию по отношению к продукции данного предприятия;

профсоюзы — общественные организации, выражающие интересы трудящихся и взаимодействуют с владельцами и администрацией предприятия в области оплаты и режима труда, осуществляющие контроль деятельности предприятия;

2) среда косвенного воздействия, включающая следующее:

общее состояние экономики определяет финансовую, инвестиционную, кадровую и маркетинговую политику предприятия;

политические факторы (например, выборы) влияют на характер отношений предприятия с государственными органами власти и местного самоуправления, вызывают изменения нормативной и законодательной базы деятельности предприятия;

научно-технический прогресс постоянно регулирует уровень технологии, технического оснащения, качество и ассортимент производимой продукции;

социальные, культурные и экологические факторы формируют социальную, кадровую, природоохранную политику предприятия;

международные отношения косвенно влияют как на производство, так и на коммерческую и инвестиционную деятельность предприятия, так как международные отношения включают и международную торговлю, международное движение капиталов и т.д.

3. По организационно-правовым формам выделяются:

а) унитарные предприятия (государственные и муниципальные);

б) хозяйственные товарищества и хозяйственные общества;

в) производственные кооперативы.

На основе организационно-экономического признака выделяются различные объединения предприятий. Исторически первые объединения предприятий – это были монопольные объединения в конце XIX и в начале XX века, когда в мировой экономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала. Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – это такое объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, которые входят в объединение, заключают соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены на товары, рынки сбыта и т. д.

Картели наибольшее распространение получили в Германии, где к началу Второй Мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. После Второй Мировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятия разных стран.

Синдикат – это такое объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т. к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между этими участниками в области сбыта и закупок сырья.

Синдикаты получили наибольшее распространение в начале XX века, и чаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и др. странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые контролировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.

Трест – это такое объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли там в последней трети XIX века. Самый известный трест был создан Дж. Д. Рокфеллером в 1879 году под названием «Стандарт ойл», который контролировал подавляющую часть нефтяной промышленности США.

Концерн – это такое объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале XX века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности. После Второй Мировой войны типичным для концерна стало создание по принципу диверсификации, когда в концерн объединялись предприятия, занятые в различных отраслях экономики (промышленность, транспорт, банки, торговые компании и т. д.).

В настоящее время под термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу -–это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний.

Самые типичные и современные концерны следующие:

в США: «Дженерал Моторс» (ядро – автомобильная промышленность), «Дюпон» (ядро – химическая промышленность);

в Европе: немецкий концерн «Фольксваген»; шведский концерн «Вольво»;

в России: в феврале 1998 года завершилось создание открытого акционерного общества «Кондитерский концерн «Бабаевский»», в состав которого вошли пять фабрик по производству конфет и шоколада («Рот-Фронт», челябинская фабрика «Южуралкондитер», Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирская шоколадная фабрика). Головное предприятие этого концерна – предприятие «Бабаевское».

Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.

Особенность конгломератов заключается в том, что входящие в это объединение предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так, в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число служащих часто составляет несколько сотен человек.

Другим отличием конгломератов от концернов является то, что у конгломератов нет четко выраженного отраслевого производственного ядра, т. к. объединяются разнородные предприятия.

Объединение предприятий в конгломерат происходит чаще всего с участием крупного банка, а предприятия, входящие в конгломерат скрепляют свое взаимодействие не технической связью, а – финансовой и административной.

Основным условием создания конгломератов является процесс диверсификации. Чаще всего конгломераты возникают в отраслях, связанных с научно-техническим прогрессом. На процесс слияния разных предприятий оказывает влияние и стремление увеличить общий капитал.

Конгломераты показали меньшую финансовую устойчивость, чем концерны. Это обусловлено тем, что слияние происходит чаще всего посредством скупки акций поглощаемых компаний и при этом приходится платить за их акции более высокую цену, чем рыночная цена. Поэтому часть акций остается необеспеченной реальными ценностями.

Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а финансовая компания (держательская компания), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.

Различают два типа холдингов:

чистый холдинг, который владеет и проводит операции с акциями;

смешанный холдинг занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой. транспортной и т. п.).

Консорциум – это крупная финансовая организация, которая создается в результате временного соглашения между несколькими банками и промышленными предприятиями для совместного проведения, например, следующих крупных финансовых операций:

размещения государственных займов или ценных бумаг;

осуществления крупных промышленных или строительных проектов.

Хозяйственная ассоциация – это договорное объединение предприятий, создаваемое в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Для ассоциации характерны более свободные, чем в концерне, экономические связи.

Все объединения образуются как с целью снижения конкурентной борьбы и монополизации рынка, так и с целью снижения управленческих и коммерческих затрат.
4. На основе учета степени концентрации производства и капитала предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. В нашей стране главным критерием является численность занятых на предприятии, в связи с чем выделяют малые, средние и крупные предприятия. При этом учитывается отраслевая принадлежность предприятий. Так, в России в промышленности, строительстве, транспорте предприятия с числом занятых до 100 человек относятся к малым, в сельском хозяйстве — до 60 человек, оптовой торговле — до 50, в розничной торговле — до 30 человек.

Малые предприятия – самая многочисленная форма предприятий и эти предприятия в большинстве стран представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.

Особенности малых предприятий заключаются в следующем:

1) малые предприятия обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;

2) малые предприятия имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;

3) быстрее могут обновить выпуск продукции;

4) малые фирмы способствуют созданию конкуренции на рынке;

5) у малых фирм обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;

6) малые фирмы часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:

1) численность персонала обычно от 100 до 500 человек;

2) узкая специализация, т. е. выпуск от одного до 3-х товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что, прежде всего, обусловлено низкими издержками производства при специализации.

Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие, менее подвержен различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются мини-монополиями и если возникает потребность в их товаре, то изготовить могут только они.

Возможные варианты развития и роста среднего предприятия:

1) постепенный рост в рамках рыночной ниши (по специализированному товару);

2) превращение в крупную монополию в данной нишевой специализации;

3) превращение в массового производителя с выходом за пределы ниши.

Основные характерные черты крупного предприятия (корпорации):

1) численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников (например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);

2) обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);

3) массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;

4) выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;

5) наличие значительных финансовых ресурсов позволяет проводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;

6) широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не в создании новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а в выпуске разных модификаций товара и в осуществлении его технической доводки.
Тема 2. Предприятие и рынок
1. Среди российских предпринимателей существует мнение, что импорт товаров не позволяет развиваться отечественным предприятиям и отраслям, так как транснациональные компании давно и успешно используют дешевое сырье и дешевую рабочую силу из развивающихся стран, что позволяет им снижать себестоимость и выходить на высокий уровень рентабельности, тогда как российские предприятия с трудом выходят на мировые рынки ресурсов из-за существующих барьеров, а высокая себестоимость не позволяет конкурировать по цене с продукцией ТНК. Российские предприниматели считают, что государство должно принимать протекционистские меры и поддерживать отечественного предпринимателя административными и экономическими методами.

Экономисты же считают, что проблемы российских предприятий – в низкой эффективности производства и управления, в отсталых и ресурсоемких технологиях, в неумении работать в рыночных условиях. Однако ими признается и фактор противодействия участников мирового рынка выходу российских предприятий на мировые рынки со своей продукцией, и единственный способ преодолеть это противодействие – стать равноправным участником мирового хозяйства путем вступления в ВТО. Они также считают, что излишнее вмешательство государства в экономику не позволит российским предприятиям стать конкурентоспособными на мировом рынке, так как нарушаются законы конкуренции и порождается иждивенчество и пассивность.

Я считаю, что истина, как обычно, где-то в середине – и поддержка государства отечественного производителя в переходный период должна быть более ощутимой, чем в развитой рыночной экономике, и российские предприниматели должны всячески совершенствовать производство и управление предприятий, чтобы повысить эффективность производства.

Это объясняется тем, что, во-первых, разрушение СССР и многолетнее планово-централизованное управление создало в России особые условия, работать в которых российским предприятиям гораздо сложнее, чем в странах с давними рыночными традициями. Это и разрушение производственных и экономических связей с предприятиями других бывших союзных республик, и
2. С точки зрения маркетологов, российские предприятия и экономика вообще испытывают трудности вследствие низкого уровня управления маркетинговой деятельностью, что российские предприниматели пренебрегают рыночными законами. Я не считаю, что это абсолютно верно, так как маркетинг как система управления производством в настоящем виде разработана в расчете на свободный, развитый рынок, какого пока нет в России. Поэтому полностью следовать правилам и принципам маркетинга в нашей стране невозможно. Российские предприниматели работают в сложнейших условиях формирования рыночной экономики, и поэтому действуют сообразно существующим условиям, а не в соответствии с правилами. Не зря ведь говорят, что если опытный и образованный западный маркетолог начнет работать на российском рынке, то он потерпит полную неудачу.
3. Основные виды потребителей на рынке – организации и домашние хозяйства. Домашние хозяйства – конечные потребители продукции предприятий.

На поведение конечных потребителей оказывает влияние ряд факторов.

Культурные и социальные факторы включают следующее: уровень и вид образования; традиции; воспитание; окружающую потребительскую среду (условия жизни, группы и коллективы); семью; место жительства (городская или сельская местность); социальное положение, т. е. к какому общественному классу относятся потребители.

Личностные факторы:

а) возраст и жизненный этап (детство, юность, холостая жизнь, молодожены без детей; семья и один ребенок до 6-ти лет; семья и один ребенок больше 6-ти лет; пожилые супруги с детьми; одни пожилые супруги; вдовствующее лицо);

б) род занятий;

в) экономическое положение (уровень доходов);

г) образ жизни;

д) тип личности и т. п.

Научно-технические факторы: научно-технический прогресс и создание новых товаров (например, компьютеров, видеомагнитофонов, сотовых телефонов и т. п.), появление новых технологий.

Природные факторы:

а) природно-климатические условия (север, средняя полоса, юг);

б) наличие природных ресурсов;

в) экологические условия (почва, вода, воздух).

Политические факторы: политическая стабильность; уровень законодательства; государственное регулирование экономики; общественный контроль качества товаров.

Предприятие может и должно учитывать эти факторы при формировании своей производственной программы, маркетинговой политики, для этого необходимо проводить регулярный мониторинг рынка, изучать спрос и гибко реагировать на его колебания.
4. «Реклама – неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования»1. В современных условиях реклама — необходимый элемент производственно-сбытовой деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средство борьбы за рынок. Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли.

Выделяют следующие виды рекламы: информативная, побудительная (может становиться сравнительной) и реклама-напоминание.

Информативная реклама используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью создания первоначального спроса.

Побудительная реклама используется для создании у выбранного сегмента потребителей спроса на какой-то продукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим в рамках имеющихся у них средств.

Сравнительная реклама осуществляет прямое или косвенное сравнение определенной марки продукта с другими марками. Например, в рекламе подчеркиваются достоинства данного вида зубной пасты.

Реклама — напоминание напоминает потребителям о существующих продуктах.

Каждый из видов эффективен для конкретного продукта. Самое сложное – рекламировать новый товар, так как покупатель обычно с недоверием относится к новшествам. Сама реклама должна выглядеть также традиционно, должна быть доступна широкому кругу людей и давать простую информацию.

В России, на мой взгляд, слишком много рекламного продукта, произведенного в других странах, рассчитанных на другую культуру и другой менталитет потребителя. Реклама, созданная специально для российского потребителя, на мой взгляд, более отвечает вкусам россиян, она менее нудная и навязчивая. Несмотря на серьезные ограничения на рекламу пива, она остается интересной, например, реклама пива «Три медведя», «Толстяк». Интересна сама по себе реклама торговой сети «Эльдорадо», которая вполне отвечает требованиям западной рекламы, но при этом обращается к покупателю как к нормальному, достаточно умному человеку.
5. Жизненный цикл товара зависит от вида товара и скорости научно-технического прогресса в области производства данного товара. Например, в сфере производство компьютеров изменения происходят с такой быстротой, что продукт устаревает еще на стадии внедрения в массовое производство. Всего за 20-30 лет появляются принципиально новые продукты на этом рынке – от ноутбуков до КПК, при этом традиционные компьютеры изменяются как по дизайну, так и по своим рабочим параметрам. Быстрее компьютеров изменяются только программные продукты для компьютеров. Все это наверняка вызывает сложности для фирм-производителей, так как приходится изменять производство постоянно. Это также влияет и на цену товара – изменение технологии требует затрат.

Другой же вид товара, например, холодильники, отличаются более длительным жизненным циклом, так как принципиальных изменений в производстве таких товаров не наблюдается уже в течение длительного времени, изменяются лишь дизайн и добавляются некоторые функции.

При этом, как мы видим, жизненный цикл товара не зависит от срока службы этого товара – например, автомобили и телевизоры – товары длительного пользования, но их жизненный цикл как товаров короче, чем, например, у аспирина или хлеба.

Для предприятий, имеющих широкий ассортимент продукции, проблемы возникают при внедрении множества новых товаров одновременно, с другой стороны – колебания в производстве сглаживаются за счет различной длительности жизненного цикла различных продуктов.
Тема 3. Кадры предприятия
1. В приведенном примере Дж. Пол Гетти противоречит сам себе – он не развирался в самолетостроении, но расширил производство. Это значит, что он в первую очередь использовал знания и умения специалистов, которые и обеспечили руководство предприятием. Он в значительной степени присвоил себе их заслуги. То есть и в этом случае на первом месте стояли люди, то есть профессионалы, команда, квалифицированные кадры в руководстве.

Примеры из российской практики – автомобилестроение. Фирма «КамАЗ» за время перестройки на потеряла ни своей доли рынка, в том числе и за рубежом, ни имиджа, в то время как легковые автомобили уступили рынок иномаркам. Рынок ко всем своим акторам предъявляет достаточно жесткие требования, и остаться на рынке может то предприятие, у которого есть высокий кадровый потенциал.
2. При расчете по годовой проектной мощности с учетом выработки одного рабочего последовательность действий следующая:

1) определяется проектная мощность в месяц путем деления годовой мощности на число месяцев в году;

2) определяется дневная проектная мощность и количество рабочих дней в месяц;

3) рассчитывается число рабочих на основе выработки одного рабочего в день.

Показатель

Варианты

а

б

в

Годовая проектная мощность (шт.)

12000

18000

24000

Выработка одного рабочего в день (шт.)

10

5

8

Количество рабочих дней в месяц

20

25

25

Численность рабочих

60

144

120

3. Расчет по формуле:

Чр = (Nи  В) / t,

где Чр – численность рабочих;

Nи – норма на изделие;

В – количество изделий по производственной программе (в год);

t – фонд полезного времени одного рабочего в год, ч.

Показатель

Варианты

а

б

в

Норма на одно изделие (час/шт.)

0,5

0,6

0,4

Количество изделий по годовой производственной программе

246720

170833

360500

Фонд полезного времени в год на одного оабочего (час.)

2056

2050

2060

Численность производственных рабочих

60

50

70

Тема 4. Оплата труда работников предприятия
1. Повременная заработная плата – это такая оплата труда, которая зависит от фактически отработанного на производстве времени с учетом квалификации работника.

По повременной форме оплачивается деятельность части рабочих и большинства служащих, в том числе: руководителей и специалистов. Рабочие по повременной форме оплачиваются те, которые заняты на трудно нормируемых и ненормируемых работах (например, контроль и управление технологическим процессом).

Повременная заработная плата разделяется на две системы: простая повременная и повременно-премиальная. При простой повременной учитывается квалификация и отработанное рабочее время. При повременно-премиальной системе, кроме этого, работнику выплачивается премия за достижение определенных количественных и качественных показателей.

Повременная заработная плата для рабочих рассчитывается по тарифной ставке и по величине отработанного времени.

В зависимости от отработанного времени повременная заработная плата может быть почасовая, подневная (за день работы), понедельная и помесячная. Чаще всего бывает почасовая зарплата, которая может быть рассчитана по следующей формуле:

Зч = Тч  Ч,

где Тч – часовая тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб.;

Ч – число часов отработанного времени.

Применение повременной заработной платы наиболее полезно в следующих обстоятельствах:

функции рабочего сводятся к наблюдению и контролю за ходом технологического процесса;

первоочередное значение приобретает качество продукции и срок исполнения;

на предприятии функционируют поточные и конвейерные линии со строго заданным режимом;

трудно или невозможно определить количественный результат;

работа неоднородна по своему содержанию и переменна по времени.

Сдельная заработная плата – это такая форма оплаты труда, которая зависит от объема выработанной продукции соответствующего качества. Сдельная заработная плата направлена в основном на поощрение роста количества продукции.

Применение сдельной заработной платы наиболее полезно в следующих обстоятельствах:

а) имеется необходимость в увеличении количества продукции;

б) результат производственной деятельности зависит от индивидуальных усилий рабочего;

в) имеется возможность точного учета объемов выполняемых работ;

г) необходимо в данном производственном подразделении (участке или цехе) увеличить выпуск продукции, чтобы не сдерживать процесс производства в других, взаимосвязанных подразделениях.

При применении сдельной формы оплаты надо учитывать, что увеличение выпуска продукции может привести к следующему: ухудшению качества продукции и ухудшению обслуживания оборудования, нерациональному использованию ресурсов, нарушению техники безопасности и т. п.
2.

Разряд

Коэф-фици-ент

Часо-вая тариф-ная ставка

Продолж-ительность рабочего дня

Месяц

Количество рабочих дней в месяце

Тарифная общая заработная плата за месяц

1

1

450

8




 

 

2

1,3

585

8

январь

16

74880

3

1,69

585

8

февраль

19

88920

4

1,91

585

8

март

21

98280

5

2,16

585

8

апрель

22

102960

6

2,44

585

8

май

19

88920

7

2,76

585

8

июнь

21

98280

8

3,12

585

8

июль

23

107640

9

3,53

585

8

август

21

98280

10

3,99

585

8

сентябрь

22

102960

11

4,51

585

8

октябрь

22

102960

3.

Показатель

Ед. изм.

Значение

Норма выработки продукции

шт./час

10

Продолжительность рабочего дня

час.

8

Число рабочих дней в месяце (апрель)

дней

22

Тарифный разряд

 

5

Часовая тарифная ставка

руб./час

972

Норма выработки продукции

шт./мес.

1760

Объем продукции за месяц

шт.

5000

Выполнение нормы выработки

 

2,84

Сумма прямой заработной платы за месяц по норме

руб.

171072

Сумма прямой заработной платы за месяц фактически

руб.

486000

4. Бестарифная система оплаты труда характеризуется следующими основными признаками:

1) система учитывает через индивидуальный коэффициент вклад каждого работника;

2) величина коэффициента учитывает квалификацию и качество выполненной работы;

3) индивидуальная оплата зависит от общего итога деятельности через фонд заработной платы (ФЗП) предприятия.

На разных предприятиях даже в одной отрасли применяются разные методики расчета квалификационного уровня работника (индивидуального коэффициента работника). Чаще всего квалификационный уровень определяется следующими двумя способами:

1) как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период к сложившемуся на предприятии минимальному уровню оплаты труда;

2) второй метод основан на сравнении уровня квалификации, значимости работы и фактической деятельности. Коэффициент, определяемый при этом, может иметь пределы (верхнее и нижнее значение).

При бестарифной системе оплаты труда рассчитать заработную плату работников довольно сложно. Ведь нет ни окладов, ни установленных размеров премий. Определяется только общий фонд оплаты труда для всех сотрудников отдела или даже организации в целом (если бестарифная система принята для отдела или целой организации соответственно). Затем для каждого из сотрудников устанавливается коэффициент трудового участия. Далее фонд оплаты труда надо разделить на сумму коэффициентов трудового участия и умножить на коэффициент трудового участия работника, зарплата которого рассчитывается.

Бестарифная система оплаты труда может быть принята для коллектива, где все работники осуществляют сходные функции и коэффициент участия каждого можно установить.

Расчет:

Сумма коэффициентов:

1+2+3=6

Индивидуальная заработная плата работников:

ЗП1 = 1200*1/6=200 руб.

ЗП2 = 1200*2/6=400 руб.

ЗП3 = 1200*3/6=600 руб.
Аналогично:

Сумма коэффициентов:

1+3+5=9

Индивидуальная заработная плата работников:

ЗП1 = 1800*1/9=200 руб.

ЗП2 = 1800*3/9=600 руб.

ЗП3 = 1800*5/9=1000 руб.

Тема 5. Планирование деятельности предприятия
1. Главная цель бизнес-плана – убедить инвестора или кредитора вложить средства в проект. Так как кредитор обычно не является специалистом в производстве, то главное требование к бизнес-плану – обосновать рентабельность проекта. Для этого необходимо указать, какую прибыль получит инвестор и в какие сроки. Если инвестор – государство, то необходимо обосновать социальную, экологическую или другую государственную или общественную важность проекта. Эти данные обычно содержатся в финансовом разделе и кратко – в резюме.

В разделе "Финансовый план" рекомендуется

а) учесть внутренние финансовые возможности предприятия и возможные внешние финансовые источники; налоговые условия; изменение курса валют;

б) спрогнозировать и подготовить три финансовых документа: отчет о прибылях и убытках, план-баланс и отчет о движении денежных средств;

в) выполнить анализ эффективности инвестиционного проекта;

г) спланировать прибыль предприятия;

д) выполнить анализ безубыточной деятельности и построить график безубыточности, определяя тот объем продукции, когда начинается прибыльное производство.
2. Типичные внутренние возможности предприятия, учитываемые при стратегическом планировании, можно изыскать в четырех сферах:

люди;

производство;

финансы;

маркетинг.

Следовательно, внутренние возможности заключаются соответственно в улучшении кадровой политики, усовершенствовании технологий и качества производства, повышении эффективности финансовой (кредитной, инвестиционной) политики предприятия, разработка маркетинговых стратегий.
3. Стратегические альтернативы – возможные пути развития предприятия в зависимости от его возможностей и рыночной конъюнктуры.

Чаще всего перед предприятием (организацией) по мировому хозяйственному опыту имеются четыре типичные альтернативы: ограниченный рост, динамичный рост, сокращение и сочетание.

Ограниченный рост. Такой стратегии, как показывает хозяйственный опыт, придерживаются большинство предприятий. Для этого подхода характерно установление целей от достигнутого.

Стратегия ограниченного роста обычно применяется в отраслях промышленности со статичной технологией. Предприятия части выбирают эту альтернативу потому, что это наиболее удобный и наименее рискованный способ действия, который не допускает существенных перемен.

Динамичный рост. Такая стратегия характерна тем, что предприятие планирует ежегодное значительное повышение показателей в будущем над показателями предыдущими. По частоте выбора – это вторая стратегия после стратегии ограниченного роста.

Динамичная стратегия обычно в развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.

Сокращение. Этот вариант реже всего выбирают руководители, и они называют этот вариант «стратегией последнего средства». Цель такой стратегии – оздоровление предприятия, удаление неэффективных подразделений, рационализация.

Варианты сокращения могут быть следующие:

Отсечение лишнего. Предприятия сокращают подразделения, продают филиалы.

Ликвидация. Это является наиболее радикальным вариантом сокращения. При этом обычно происходит полная распродажа материальных запасов и активов предприятия (часто это вызывается необходимостью заплатить кредиторам).

Последний вариант стратегической альтернативы – это сочетание. Такой стратегии обычно придерживаются крупные предприятия, которые способны успешно действовать в нескольких отраслях. Поэтому эти крупные фирмы могут в одних отраслях сокращать свою деятельность, продавая предприятия, а в другой отрасли приобретать предприятия.

В России за последние годы множество предприятий прекратили свое существование вследствие применения стратегии сокращения в виде ликвидации. В угольной отрасли по такому пути прошли сотни нерентабельных и опасных предприятий. Для этого процесса была разработана государственная программа по реструктуризации угольной отрасли. Сегодня ежегодно создаются новые угледобывающие предприятия, работающие по новым технологиям, рентабельные и менее опасные.
4. При выборе стратегии применяются различные методы, схемы и таблицы.

Наиболее известной и простой является схема, которая была разработана Бостонской консультативной группой и чаще всего она называется матрица Бостонской группы (или «матрица БКГ»).

Цель применения этой матрицы – помочь выполнить анализ вариантов и обеспечить выбор управленческих решений.

При составлении матрицы используются два основных и типичных показателя: доля на рынке данного предприятия и темпы роста хозяйственной деятельности (см. рис. 1).
Доля рынка

Высокая Низкая

/>/>[+ +] [- +]


Высокие

«1» «4»

Темпы/>

роста [+ -] [- -]


Низкие

«2» «3»
Рис. 1. Матрица Бостонской консультационной группы (матрица БКГ)
В Бостонской матрице выделяются четыре области в зависимости от соотношения уровней доли рынка и темпов роста.

Выполним анализ ситуации по этим областям.

Первая область характерна высокой долей рынка (+) и высокими темпами роста (+), т. е. в этой области два плюса (см. рис. 1). Стратегия предприятия: поддержать и долю рынка, и темпы роста. Если доля рынка снизится, то положение предприятия будет характеризоваться областью “4”, где доля рынка низкая.

А если темпы роста уменьшаются, то будет — область “2”.

Вторая область характерна высокой долей рынка и низкими темпами роста, что типично для товаров на стадии зрелости.

Стратегия предприятия в этой области: увеличить темпы роста. Если такая ситуация имеется у филиалов крупной компании или у определенных товаров, то вследствие низких темпов роста образуются свободные средства, которые можно направить на другие товары, или в другие подразделения.

Третья область характерна низкой долей рынка и низкими темпами роста (два минуса). Находящиеся в такой ситуации товары предприятия сходят с рынка (стадия жизненного цикла товара — “спад”). Для поддержания положения требуются средства. Поэтому чаще всего предприятия в этой области осуществляют стратегию: сокращение.

Четвертая область. Характерна низкой долей рынка и высокими темпами роста (плюс — минус). Такая ситуация складывается у товаров быстрорастущей отрасли. Стратегия: увеличить долю рынка.

Однако это оптимистический вариант, т. к. в быстрорастущую отрасль будут устремляться другие предприятия, усилится конкуренция; потребуется для удержания на рынке активная маркетинговая политика. Поэтому за ситуацией на рынке с таким товаром надо очень внимательно наблюдать руководству предприятия: если имеются средства для перехода в первую область (где высокая доля рынка), то надо действовать в этом направлении, а если средств становится недостаточно, то экономичнее отказаться от такого товара.

При анализе Бостонской матрицы можно установить, что эта модель предусматривает все основные стадии жизненного цикла товара: выход на рынок, рост, зрелость, спад (подробнее см. график в теме 2 раздел «Анализ рынка»). Поэтому ассортиментный портфель предприятия должен сочетать разные товары в определенной стадии, т. е. должны быть товары на стадиях “роста”, “зрелости” (стабилизации) и “спада”.
Тема 6. Основные фонды предприятия
1. Фондоотдача рассчитывается по формуле:

Фо = Впрод./ Фосн

где Фо – фондоемкость;

Фосн – стоимость основных производственных фондов, руб.;

Впрод – объем продукции, руб.
Фондоотдача оборудования:

Действующего:

Фод=4000/80= 50 шт./тыс. руб.

Нового:

Фон=16000/480=33,3 шт./тыс. руб.

Новое оборудование обладает меньшей фондоотдачей, значит, стоит закупать новое оборудование при его цене не выше:

Фосн=16000/50=320 тыс. руб.
2. Фондоемкость рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объему выпускаемой продукции по следующей формуле:

Фе = Фосн / Впрод.

где Фе – фондоемкость;

Фосн – стоимость основных производственных фондов, руб.;

Впрод – объем продукции, руб.

Фондоемкость продукции в текущем году:

Фе=32/160=0,2 руб./руб.

Стоимость ОФ в плановом году должна составлять:

Соф=0,2*200=40 тыс. руб.
3. Наибольшее значение среди частных показателей экстенсивного использования имеет коэффициент сменности работы оборудования, который определяется как отношение числа отработанных за сутки оборудованием машино-смен к общему количеству установленного оборудования по формуле:

КСМ = МС / кол. оборуд.

где КСМ – коэффициент сменности использования оборудования;

МС – сумма фактически отработанных машино-смен за сутки;

кол. оборуд. – общее количество установленного оборудования.

Коэффициент сменности:

Ксм.=(400*0,9*2+300*0,9*1+200*0,9*1)/( 400*0,9+300*0,9+200*0,9)=1,44
4. Первоначальная стоимость ОФ 900 тыс. руб.

Нормативный срок использования 6 лет

Сумма амортизации в год 900/6=150 тыс. руб.

Фактический срок использования ОФ 4 года

Самортизированная стоимость ОФ 150*4=600 тыс. руб.

Остаточная стоимость ОФ:

900-600=300 тыс. руб.
5. Годовая сумма амортизационных отчислений:

Агод.=160/5=32 тыс. руб.
6. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.
Сумма числе срока лет службы:

1+2+3+4+5+6=21

а) для первого года:

норма амортизации определяется как отношение числа лет (остающихся до конца срока службы объекта равных 6 лет) к сумме чисел лет срока службы объекта (21 лет) и получим: (6/21)  100% = 28,6%;

годовая сумма амортизационных отчислений для первого года определяется как в линейном способе и составит: (210  28,6%) / 100% = 60,0 тыс. руб.;

б) для второго года:

норма амортизации будет (5/21)  100% = 23,8%;

годовая сумма амортизационных отчислений составит:
(210  23,8%) / 100% = 50,0 тыс. руб..

Тема 7. Оборотные средства предприятия
1. Устойчивый пассив по заработной плате:

УЗ.П. = (ЗК  ДР) / 90,

где УЗ.П. – устойчивый пассив по заработной плате, руб.;

ЗК – квартальный фонд заработной платы i-го квартала планируемого года, принимаемый за основу при расчете норматива собственных оборотных средств, руб.;

ДР – величина разрыва от момента начисления до дня очередной выплаты заработной платы, дней.

УЗ.П. = (90  6) / 90 = 6 тыс. руб.
2.

Показатель

Ед. изм.

Величина показателя

Абсолютное изменение

Относительное изменение, %

Масса двигателя

кг

720

650

-70,00

-9,72

Мощность двигателя

л.с.

90

100

10,00

11,11

Материалоемкость

кг/л.с.

8

6,5

-1,5

-18,75
--PAGE_BREAK--
3.

Показатель

Ед. изм.

Величина показателя

Абсолютное изменение

Относительное изменение

Масса двигателя

кг

720

650

-70,00

-9,72

Мощность двигателя

л.с.

90

100

10,00

11,11

Материалоемкость

кг/л.с.

8

6,5

-1,5

-18,75

3. Производственные фонды включают основные фонды и оборотные средства.

Оборотные средства включают оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Фонды основные рассчитываются по фондоемкости:

Фосн = ФЕ  Q

Остальные показатели рассчитываются по пропорциям.

Показатель

Значение

Текущий год

Планируемый год

Объем продукции, млн. руб.

40

50

Фондоемкость

0,7

0,7

Производственные фонды

35

35

Оборотные средства, млн. руб.

7

8,75

в том числе оборотные производственные фонды, млн. руб.

4

5

фонды обращения, млн. руб.

3

3,75

Основные фонды

28

35

4.

Показатель

Значение

Текущий год

Планируемый год

Объем продукции, млн. руб.

40

60

Фондоемкость

0,5

0,5

Основные фонды, млн. руб.

20

30

Оборотные средства, млн. руб.

12

8

в том числе оборотные фонды, млн. руб.

8

5,33

Производственные фонды, млн. руб.

32

38

5. Основная проблема почти всех российских предприятий – нехватка оборотных фондов. Основные причины:

— большая дебиторская задолженность, наличие просроченной и безнадежной дебиторской задолженности (неплатежи);

— большие оборотные средства – излишние запасы, готовая продукция на складе.

Обе причины объясняются как состоянием рынка (финансовый кризис, низкая платежная дисциплина), так и неэффективным управлением оборотными средствами на самом предприятии.
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства
1. Идея функционального подхода МТО для российских предприятий более приемлемая, так как неустановившиеся связи с поставщиками и состояние рынка не обеспечивают условия для применения логистических методов, основанных на точном соблюдении сроков и объемов поставок. Однако стремление каждого подразделения обезопасить себя и неумение эффективно планировать производственные запасы и оборотные фонды приводит к сбоям в МТО. Для применения этого подхода, как и логистики, требуется как высокий профессионализм работников, так и стабильное положение предприятий-поставщиков. Оба этих условия на сегодняшний день не выполняются.

В сегодняшних сложных условиях традиционная функциональная система позволяет предприятию меньше зависеть от внешней среды, тем самым создавая условия для более ритмичной работы.
2. Процесс планирования МТО в условиях рынка можно условно разделить на следующие основные этапы:

прогнозирование спроса, что является первым звеном в планировании МТО. На этом этапе производится анализ рынка, определяются возможности предприятия;

планирование сбыта. На этом этапе уточняются объемы товарной продукции с учетом заключенных договоров;

планирование производства. На основании запланированного сбыта планируются объемы производства, потребности в производственных ресурсах;

планирование снабжения. На основании плана производства составляются планы материально-технического снабжения по сырью, энергии, запасным частям, полуфабрикатам и т.д.;

оценка результатов функционирования системы МТО. Система МТО нуждается в постоянном текущем контроле с оценкой результатов на каждом этапе производства и реализации и корректированием планов.

3. Управленческая деятельность МТО на базе логистики предусматривает следующее:

а) управленческая обработка заказов потребителей;

б) контроль за предоставлением услуг;

в) контроль за рейсами с отгруженным товаром;

г) учет и инвентаризация запасов готовой продукции;

д) учет и распределение заказов производственным подразделениям;

е) учет полуфабрикатов;

ж) учет запасов сырья и комплектующих;

з) управленческая обработка заказов поставщиками.

Достоинства такой системы – минимальное «замораживание» оборотных средств в запасах, ритмичность работы предприятия, отсутствие излишних складских помещений, гибкое снабжение на основе потребности производства по заказам.

Недостатки – наличие узких мест – при малейшем сбое нарушается производственный процесс, причем часто сбой происходит по независящим от данного предприятия причинам, что исключает возможность управлять процессом. Для работы по логистическому принципу требуется перестройка всей системы управления предприятием, высококвалифицированный персонал, вычислительная техника с соответствующим программным обеспечением – то есть большие первоначальные расходы.
4. Последовательность взаимодействия информационного и материального потоков можно представить в виде схемы (рис. 1).
Информационный поток

Р/>ынок ресурсов


С/>клад


Ц/>ех № 1


Ц/>ех №…


С/>борка


С/>клад


С/>быт


Рынок потребителей

Материальный поток
Рис. 1. Схема потоков в логистической системе
Отделение потоков товаров от потоков информации создает возможность передачи субподрядчикам части материальных и управленческих операций при условии, что предприятие сохраняет контроль за процессом и уровнем материально-технического обеспечения в целом.
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
1. Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность:

ориентация на рынок и учет запросов потребителей;

конкуренция на рынке;

использование знаний сотрудников о новых товарах и о новых технологиях (эти знания могут появиться на данном предприятии за счет научных исследований или получены со стороны: патенты, сотрудники других фирм и т. п.);

жизненный цикл товара (фаза цикла – снижение сбыта), т. к. надо постоянно обновлять продукцию для получения прибыли;

подражание другим фирмам.

Очевидно, что все приведенные мнения и факторы играют роль в инновационном процессе. В зависимости от характера товара на первое место выходят одни факторы, однако остальные продолжают воздействовать на инновационную деятельность предприятия.

Например, в легкой промышленности (производство одежды) главным фактором для разработки новых товаров является учет запросов рынка, однако давно известно, что именно в моде производители диктуют населению новые направления, формируя потребительский спрос.

Конкуренция как главный фактор актуальна для фирм, работающих на рынках с множеством производителей, однако и для этих предприятий свойственно использование достижений науки и техники и введение инноваций до возникновения потребительского спроса, тем более до того, как жизненный цикл уже выпускаемого товара перейдет в фазу спада. Это делается и для развития предприятия, и для получения конкурентных преимуществ, а также налицо подражание другим фирмам.

В общем, все эти факторы объясняются одним – действием законов рынка, где спрос определяет предложение, а предложение формирует спрос.
2. Инновационная деятельность предприятия – это не единовременный этап, а процесс, имеющий циклический характер. При инновационной деятельности (даже при создании продукции разного типа и назначения) имеются общие и повторяющиеся стадии инновационного процесса.

Основные и типичные этапы инновационного процесса:

фундаментальные исследования (ФИ),

прикладные исследования (ПИ),

разработка (Р),

освоение (ОС),

маркетинг (М),

промышленное производство (ПП),

сбыт продукции (СБ).

Функциональные исследования (ФИ) связаны с понятием научная работа, которая представляет собой исследовательскую деятельность с целью получения новых знаний. Прикладные исследования (ПИ) представляют собой овеществленные знания с учетом их применения в нововведениях. В процессе ПИ выполняются различные теоретические расчеты и анализы. Разработка (Р) представляет собой сложный комплексный процесс, включающий следующие типичные этапы: конструкторская и технологическая разработка, в т. ч. расчеты, схемы и т. п. Освоение (ОС) обычно включает испытание, доработку и корректировку.

С/>учетом временного параметра инновационный процесс можно изобразить в виде цикла, где по оси времени (обычно горизонталь): на начальных этапах [фундаментальные исследования, прикладные, разработка] откладываются вниз (минус) затраты, а когда начинается внедрение, то изображается рост объема продаж и по истечении определенного времени возникает прибыль, которая сначала увеличивается, но при наступлении спада в жизненном цикле товара — уменьшается.
З/>атраты


/>/>/>/>/>/>/>Этапы

ФИ ПИ Р ОС М ПП СБ


3. Экономика России во второй половине ХХ века характеризуется как «застойная», что означает отсутствие инноваций в большинстве отраслей и более того – сворачивание производства тех товаров, которые были действительно инновационными. Исключение составляет, пожалуй, только военно-космическая промышленность. За эти годы именно в этой отрасли были внедрены инновации, действительно опережающие западные, это производство вооружения, военной техники. Были попытки внедрения инноваций в самолетостроении, но общий упадок экономики в конце века в России и распад СССР остановил этот процесс.

После перехода к рыночной экономике предприятия предпочитали сотрудничество с зарубежными производителями, и на потребительском рынке появилось множество товаров, которые раньше не производились в стране – бытовая техника, видео- и аудиотехника, компьютеры и т.д. В пищевой промышленности также начали производство новых товаров – в основном по лицензиям зарубежных фирм или на совместных предприятиях. Самым известным новым товаром в России за время перехода к рынку стали подгузники, микроволновые печи, компьютеры и прикладные программы, упаковка тетрапак, «жидкий дым» для производства поддельных копченостей и др.
4. Инвестиции – это долгосрочные вложения средств с целью получения прибыли. Процесс инвестирования обычно включает следующие этапы: выбор объекта инвестирования, вложение средств, контроль за использованием.

Характерной чертой инвестиций является наличие двух встречных процессов:

вложение средств в момент инвестиций (выплаты);

постепенный возврат средств (поступления).

Этот процесс можно изобразить графически, если по горизонтали отложить временные интервалы (например, годы), а по вертикали в начальный момент стрелкой показать величину выплат (например, 1000 тыс. руб.), а по окончании каждого года величину поступлений до завершения срока инвестиций.

Расчет эффективности представляет собой оценку ожидаемых экономических результатов от запланированных вложений средств. Применяются разные методы, расчеты, среди которых самый простой основан на расчете срока окупаемости инвестиций и сравнении по разным вариантам.




1

2

3

4

5

Сумма

1. Денежные потоки по годам

11,4

15

24,4

30

41

121,8

2. Инвестиции

-22

-12

-12







-46

3.Чистый денежный поток

-10,6

3

12,4

30

41

75,8

4. Коэффициент дисконтирования

1

0,797

0,712

0,636

0,567




5. Коэффициент инфляции

1,000

0,877

0,769

0,675

0,592




6. Приведенные инвестиции

-22,000

-10,526

-9,234

0,000

0,000

-41,760

7. Приведенные инвестиции

нарастающим итогом

-22,000

-32,526

-41,760

-41,760

-41,760




8. Приведенные денежные потоки

11,400

11,958

17,367

19,066

23,265




9. Приведенные денежные потоки нарастающим итогом

11,400

23,358

40,725

59,791

83,055




10.Индекс рентабельности

0,518

0,718

0,975

1,432

1,989




11. Чистый приведенный

денежный поток с учетом инфляции

-10,600

1,432

8,134

19,066

23,265

41,295

12. Чистый приведенный

интегральный денежный

поток (NPV) с учетом инфляции

-10,6

-9,168

-1,035

18,031

41,295




/>
5. Для расчета срока окупаемости следует величину инвестиций (выплат) разделить на величину ежегодных поступлений.

Сроки окупаемости проектов:

А: Т=48/6=8 лет.

Б: Т=48/8=6 лет.

Наиболее предпочтителен вариант Б, так как срок окупаемости меньше, значит, проект раньше начнет приносить прибыль.
Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции
1. Денежное выражение затрат производственных факторов, обеспечивающих создание продукции и ее сбыт, называется издержки производства.

Издержки производства в зависимости от отношения к объему производства делят на постоянные и переменные.

Постоянные издержки не изменяют свою величину в данный период времени от изменения объема продукции. К ним относятся: часть ежегодной амортизации зданий и оборудования, зарплата высшего управленческого персонала и ведущих специалистов, рентные платежи и т. д.

Переменные издержки производства меняют свою величину в зависимости от объема производства. К ним относятся: зарплата рабочих; расходы на сырье, материалы, топливо, энергию и т. п.

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые (общие) издержки производства.

В условиях рынка большое значение имеют средние издержки производства, то есть издержки производства в расчете на единицу продукции. При этом выделяются средние, постоянные, переменные и валовые. Средние издержки обычно используются для сравнения с ценой, которая указывается в расчете на единицу продукции; при этом можно рассчитать прибыль на единицу продукции.

Средние издержки – наиболее информативный показатель. Он позволяет сравнивать себестоимость производства и реализации на различных предприятиях отрасли и в денежном выражении – позволяют определить рентабельность того или иного вида продукции, оценить работу предприятия и его отдельных подразделений.

Кроме средних, в хозяйственной практике применяются еще и предельные издержки производства, которые представляют собой дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Рассчитываются как отношение изменения валовых издержек к изменению количества продукции.

Предельные издержки имеют стратегическое значение, т. к. они представляют собой те издержки, которые предприятию придется нести в случае производства последней единицы продукции или решать вопрос производить ли еще несколько единиц продукции или нет.
2. Если цена продукции предприятия в течение длительного времени равна средним издержкам на его изготовление, то предприятие не получает прибыль, а из прибыли обычно формируются средства на развитие предприятия, на социальные цели, выплату дивидендов (если это акционерное общество), и на формирование различных фондов. При отсутствии выплат по дивидендам снижается рыночная стоимость акция акционерного общества, а это приводит к уменьшению рыночной стоимости предприятия. Если предприятие работает без прибыли, но у него не будет средств на расширенное воспроизводство, на инновации, такое предприятие потеряет конкурентоспособность на рынке и это может привести к дальнейшему снижению продаж, выручки и снижению платежеспособности, финансовой устойчивости и банкротству.
3. На рынке цену всегда устанавливает покупатель – рыночная цена – это та цена, которую согласен платить покупатель за данный товар. Поэтому, прежде чем начать выпуск нового товара, который должен быть конкурентоспособным на рынке, необходимо изучить рынок и определить, при каких издержках производство нового товара будет рентабельным. Необходимо собрать информацию о конкурентах, поставщиках, существующих каналах сбыта, выработать маркетинговую стратегию, и, по результатам проведенного исследования решать, принесет ли прибыль производство проектируемого товара.
4. Определить величину прибыли:

Валовые издержки при Q=0 – это постоянные издержки,

Средние постоянные издержки:

1200/30=40 руб.

Средние переменные издержки:

900/30=30 руб.

Полные издержки на единицу продукции:

40+30=70 руб.

Цена единицы продукции:

2400/30=80 руб.

Прибыль на единицу изделия:

80-70=10 руб.

5. Смета, по общепринятому определению, — это финансовая и/или количественная ведомость, свод доходов и расходов, подготовленный и принятый на определенный период, содержащий сведения о политике, проводимой в течение этого периода для достижения конкретной цели. Смета затрат составляется по экономическим элементам в денежном выражении. Смета может включать доходы, расходы и вложения капитала.

Смета имеет двойное назначение. Во-первых, это план действий, выраженный в денежных или количественных показателях, направленный на сокращение используемых ресурсов. Во-вторых, это инструмент для руководства и контроля за специализированными видами деятельности, выработки операционных стандартов для оценки и анализа фактического исполнения, определения ответственности за действия, определения приоритетов, обнаружения отклонений от стандартов в целях принятия немедленных мер по их устранению.

Составление сметы имеет три первичные цели:

планирование и прогнозирование, включая формулирование политики;

координация деятельности внутри компании;

контроль за выполнением и оценка исполнения.

Необходимо отметить, что сметы затрат разрабатываются как для всего предприятия в целом, так и для отдельных подразделений предприятия и служат одним из инструментов контроля за затратами. На основе смет затрат определяется производственная и полная себестоимости всей производимой на предприятии продукции (валовой, товарной, реализованной).

Смета затрат на производство — наиболее общий документ, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1. Материальные затраты, за вычетом стоимости возвратных отходов.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Амортизация ОПФ.

5. Прочие затраты

Материальные затраты включают стоимость:

— приобретенных со стороны сырья и материалов, используемых в производственном процессе; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

— работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;

— приобретенного со стороны топлива всех видов и покупной энергии всех видов;

— стоимость природного сырья или отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.д.

А также стоимость потерь материальных ресурсов в пределах нормы.

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов и т.п., образовавшиеся в процессе производства, утратившие полностью или частично свои потребительские качества исходного ресурс и не используемые по прямому назначению.

В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим, стимулирующие и компенсационные выплаты, оплату очередных и дополнительных отпусков, выплаты за выслугу лет. Кроме того, в себестоимость включается оплата районных коэффициентов; выплаты, высвобождаемым с предприятия (по сокращению); стоимость бесплатно предоставляемых работнику коммунальных услуг, питания; стоимость предоставляемой спецодежды и т.п.

Отчисления на социальные нужды – это обязательные отчисления по законодательно установленным нормам на государственное социальное страхование от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. Отчисления определяются исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и норм амортизации.

К элементу «Прочие затраты» относятся: налоги и сборы; платежи по обязательному страхованию имущества предприятия; плата по процентам за краткосрочные кредиты банков; оплата работ по сертификации продукции; командировочные и представительские расходы по установленным нормам; плата за пожарную, сторожевую охрану, оплата услуг связи; вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Тема 11. Управление предприятием
1. Период плановой экономики в СССР характеризовался, в том числе и тем, что каждое государственное предприятие стремилось получить как можно больше ресурсов для производства, при этом ресурсы расходовались неэффективно. При переходе к рыночной экономике главными принципами работы коммерческих предприятий стали принцип самостоятельности, самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления. Однако многие руководители предприятий и их администрации не сразу смогли понять, что на рынке смогут остаться только предприятия, изменившие принципы управления предприятием на рыночные, поэтому привели свои предприятия к банкротству. Другие предприятия, работающие в той же отрасли, в тех же условиях, смогли сохранить свои предприятия.

Угольная отрасль первой стала частной, полностью перешла в частные руки, доказала свою рентабельность. Если с начала 1994 года в отрасли действовала 251 шахта и 80 разрезов суммарной мощностью 371 млн. тонн, а добыча угля в 1994 году составила всего 260 млн. тонн, то в настоящее время в России ведут добычу угля 99 шахт и 137 разрезов производственной мощностью 340 млн. тонн. Эти показатели стали возможными после изменения принципов управления угольной отраслью. Теперь предприятия не ждали распоряжений из Москвы, а собственники требовали эффективной работы, что вызвало необходимость сокращения занятых, в том числе в сфере управления предприятием, реорганизации системы управления и сокращения этапов и времени принятия решений. Созданные в отрасли промышленные холдинги сосредоточили в своих руках управление финансами, оставив предприятиям производственную деятельность. Это привело к сокращению конкуренции внутри отрасли и позволило организовать договорную работу.
2. Основные критерии успеха фирмы:

— достижение цели деятельности предприятия – максимизации прибыли;

— эффективность управления;

— уровень конкурентоспособности предприятия;

— качество жизни работников предприятия и других жителей региона;

Так как целью деятельности предприятия является получение прибыли, то и успех в достижении этой цели можно оценить по уровню рентабельности.

Эффективное управление подразумевает такую работу аппарата управления, которая обеспечивает оптимальное состояние всех элементов и подсистем предприятия, высокий уровень адаптации к условиям работы и способность быстро реагировать на изменения.

В рыночных условиях погоня за прибылью может обернуться потерей положения на рынке – потерей покупателей своей продукции из-за высоких цен, низкого качества и устаревания продукции, поэтому высокая рентабельность должна сочетаться с инновационной деятельностью, обновлением производства, расширением ассортимента продукции и улучшения ее качества.

Прибыль предприятия обеспечивают работающие на нем люди, поэтому нельзя в погоне за высокой рентабельностью не заботиться о положении работающих на предприятии людей и их семьях, о будущих работниках предприятия – жителях региона, поэтому для того, чтобы считаться успешным и обеспечить будущее, предприятие должно обеспечить достойный уровень жизни своим сегодняшним и будущим работникам. Это может быть достигнуто как за счет рациональной системы оплаты труда, социальных гарантий, так и за счет вложений средств в социальную сферу, экологию.
Тема 12. Финансы предприятия
1. Задача предприятия в области финансов – обеспечить прибыль для возможности дальнейшего социально-экономического развития и обеспечить финансирование текущей деятельности предприятия. То есть прибыль не является самоцелью предприятия, цель получения прибыли – обеспечение непрерывности деятельности и развития предприятия. Для этого необходимо, в первую очередь, обеспечить свое положение на рынке, то есть быть конкурентоспособным, инвестиционно-привлекательным. Ради таких стратегических целей иногда стоит выбрать тактику отступления и пожертвовать максимизацией прибыли, если это приведет к успеху всей стратегии.
2. На формирование прибыли, как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, в официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок:

формирования затрат на производство продукции (работ, услуг);

учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

определения внереализационных доходов и затрат;

определения балансовой (валовой) прибыли.

Таким образом, на формирование абсолютной суммы прибыли предприятия оказывают влияние результаты производства и реализации, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.

При формировании прибыли сталкиваются интересы предприятия и государства, так как прибыль предприятия облагается налогом. Поэтому государство регулирует отнесение затрат на себестоимость и амортизационные отчисления.

Я думаю, что формирование прибыли должно не так строго регулироваться государством, особенно в отношении акционерных обществ, где предприятие заинтересовано в показе высокой прибыли для привлечения инвесторов и повышения цены на свои акции, тем самым для увеличения своей рыночной стоимости.
3. Дивидендная политика ОА формируется решением акционеров, доля прибыли, направляемая на дивиденды, должна быть достаточно высокой, чтобы акционеры получили доход на свои акции. Однако из прибыли финансируется также и развитие предприятия – расширение и усовершенствование производства, что также производится в интересах коллективного собственника – акционеров, так как гарантирует их будущие доходы.

Из прибыли также формируется резервный фонд – он тоже должен обеспечивать непрерывность деятельности предприятия в форс-мажорных обстоятельства. Поэтому при определении суммы на выплату дивидендов необходимо учесть и эти средства.

Социальные выплаты из прибыли направлены на улучшение положения работников предприятия, что в конечном итоге также обеспечивает стабильную работу предприятия и хорошие финансовые показатели. Ведь даже при наличии безработицы предприятие заинтересовано привлекать именно высококвалифицированных работников, преданных предприятию. Создание оптимальной корпоративной культуры служит основной цели АО – максимизации прибыли акционеров.
4.

Прибыль

Затраты

Цена билета

на столы

на питание на 1 человека

на оформление билетов

1000

220

40

120

1380

Тема 13. Банкротство и санация предприятия
1. Несостоятельность признается арбитражным судом или объявляется самим должником как неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или обеспечить уплату обязательных платежей.

Причины банкротства предприятий подразделяются на внутренние и внешние.

К основным внутренним причинам относятся:

неэффективное управление, недостаточный кадровый потенциал предприятия;

ограниченные технические возможности предприятия;

неэффективное управление финансами и ресурсами;

производство неэффективной продукции;

низкий уровень производительности труда;

высокие издержки производства и т. п.

К основным внешним причинам относятся:

динамика потребностей;

изменение доходов;

экономическое положение в стране (спад деловой активности или подъем);

уровень инфляции;

политическая нестабильность;

воздействие НТП;

внутренняя и внешняя конкуренция и т. п.

2. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002г. к процедурам банкротства относятся: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, финансовое оздоровление.

По отношению к неплатежеспособному предприятию по иску кредиторов может начаться процедура банкротства. Для предоставления предприятию возможности самостоятельно исправить свое финансовое положение арбитражным судом может быть введена процедура финансового оздоровления.

Санация – система мер, направленных на предотвращение банкротства. Для этого предприятию оказывается целевая финансовая помощь, предоставляются льготные кредиты и обеспечивается льготное налогообложение и т. п.

При этом государственная финансовая поддержка предоставляется тем предприятиям, которые при наличии соответствующих возможностей способны в короткое время эффективно использовать полученные финансовые средства. Для этого предприятия формируются по четырем группам в зависимости от величины износа основных производственных фондов и уровня спроса на продукцию предприятия.

наблюдение – это процедура банкротства, которая имеет целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию;

внешнее управление – это процедура банкротства, осуществляемая с целью реализации возможности не ликвидировать предприятие, а восстановить его платежеспособность путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия (в том числе путем продажи части имущества предприятия);

конкурсное производство – это судебная процедура ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами;

мировое соглашение – это процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации, а путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

В процедурах банкротства участвуют следующие стороны:

арбитражный суд;

арбитражные управляющие;

конкурсные управляющие;

собственник (учредитель);

кредиторы и инвесторы;

наемные работники;

поставщики;

потребители.

Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия подразумевает не только экспорт или импорт продукции, но и другие направления деятельности:

внешняя торговля технологией;

торговля валютой (например, продажа своей валюты и покупка зарубежной для приобретения оборудования);

экспорт – импорт капитала, т. е. создание совместных зарубежных предприятий или привлечение иностранных инвестиций для внутренних совместных предприятий.

Поэтому для предприятия внешнеэкономическая деятельность не только открывает новые рынки, но и новые возможности для развития: реализация собственных ноу-хау с помощью зарубежных партнеров и приобретение новейших разработок, предприятие получает доступ к международным кредитам, находит зарубежных инвесторов, поставщиков и т.д. Для этого, безусловно, необходимо, чтобы предприятие обладало каким-либо конкурентным преимуществом – низкая себестоимость, высокое качество, инновации в выпуске продукции, высокий уровень организации производства и маркетинга, поддержка государства или местного самоуправления и т.д.

В период начала своей внешнеэкономической деятельности предприятие столкнется с определенными трудностями – неумение персонала вести дела с иностранными партнерами, незнание международных торговых обычаев, правил международной торговли и др. Но эти проблемы вполне решаемы. Преимущества же можно получить гораздо большие: новые рынки товаров и ссудного капитала, новые технологии, которые можно использовать в том числе и для производства продукции на внутренний рынок.
2. Участие во внешнеэкономической деятельности может помочь предприятию найти новые рынки сбыта своей продукции или услуг, например, индустрия отдыха и туризм. Зарубежные фирмы в Европе часто бывают заинтересованы в создании новых мест для экстремального туризма – в России таких мест достаточно, и внутри страны они не пользуются спросом, так как для местных жителей эти экстремальные условия являются обыденностью. Сейчас зарубежные туристические фирмы осваивают отдаленные районы России – Восточную Сибирь, Западную Сибирь, Байкал и др.

При определенных условиях возможно найти сбыт экологически чистой сельскохозяйственной продукции, дикоросов. Пример – папоротник, который растет в Сибири и с успехом продается в Японию, оленина, которая пользуется спросом за рубежом, но нерентабельна из-за высоких накладных расходов по транспортировке на российском рынке.

Определенно пользуется спросом за рубежом и продукция народных промыслов – поделки из различных природных материалов.

Мне кажется, могли бы пользоваться спросом и продукция переработки леса – строительные материалы и изделия из древесины, которые в России не пользуются спросом в силу повального увлечения пластиком и синтетическими строительными материалами.
3. Типичные просчеты представителей российских предприятий в ВЭД:

— традиционное для российских предприятий пренебрежение интересами партнеров, попытки использовать их в собственных интересах;

— незнание деловых обычаев, правил ведения международных операций;

— низкий уровень общей культуры, культуры ведения переговоров, культуры поведения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.