--PAGE_BREAK--
Рисунок 1 – Использование производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности Приморского края
В настоящее время в Приморском крае осуществляют производственную деятельность 56 предприятий пищевой промышленности различных форм собственности, в том числе 32 предприятия выпускают мясомолочную продукцию, 7 алкогольную, 6 специализированы на выпуске пива, 4 выпускают питьевую воду, 1 специализировано на производстве спирта, 2 – на производстве кондитерских изделий, 1 – чаеразвесочное, 2 – масложироперерабатывающих предприятия, 1 специализируется на производстве пищеконцентратов.
Долю государства в уставном капитале имеют 28,6 % (16) предприятий. С долей федеральной собственности — 12,5% (7 предприятий), краевой – 12,5% (7 предприятий), муниципальной – 7,2% (4 предприятия). В кооперативной собственности – 3,6% (2 предприятия), в частной – 67,9% (38 предприятий).
В структуре пищевой промышленности по объему выпуска продукции (рис.2.3): 36% занимают предприятия, выпускающие пиво; 18% -колбасные изделия; 13% — цельномолочную продукцию; 12% — алкогольную продукцию; 7% — маргариновую продукцию; 4% — полуфабрикаты, пищеконцентраты и спирт этиловый из пищевого сырья; 1% — безалкогольные напитки и кондитерские изделия.
Рисунок 1.1 – Структура пищевой промышленности по объёму выпуска продукции
По итогам работы предприятий пищевой промышленности с 2005 по 2010 годы превышение объемов производства достигнуто за счет эффективной работы пивобезалкогольной, масложировой, мясной и молочной отраслей.
Рост объемов производства по сравнению с 2005 годом наблюдается по: выпуску масла растительного на 3427 тонн, или на 99,9%; цельномолочной продукции на 19811,7 тонн, или на 77,7%; безалкогольных напитков на 936,4 тыс. дал, или на 41,2%; колбасных изделий на 1024,6 тонн, или на 7,7%. Выпуск пива увеличился на 16050,8 тыс. дал, или в 3,5 раза; полуфабрикатов на 4935,6 тонн, или в 1,8 раза.
В сравнении с 2005 годом снижены объемы производства спирта этилового из пищевого сырья на 19,4 тыс. дал, или 3,2%; майонеза на 305,4 тонн, или 9%; водки и ликероводочной продукции на 292,8 тыс. дал, или 16,2%; мороженого на 1648,6 тонн, или на 32,5%; кондитерских изделий на 1972,3 тонн, или 57,2% и маргариновой продукции на 2571 тонн, или 96,3%.
Производство пива за четыре года выросло в 4,5 раза за счет наращивания производственных мощностей и объемов производства соответственно акционерным обществом «ДВ – пиво.
В настоящее время на предприятиях пищевой промышленности работает 8100 человек, что составляет 7,8% от общего числа работающих в промышленном производстве и 1,1% от общего числа работающего населения края.
Недоимка в бюджет края по предприятиям пищевой промышленности на 01.01.2008г. составила 19,9 млн. рублей, по сравнению с недоимкой на начало прошлого года снижена на 2,6 млн. рублей, или на 13%. На 01.01.2009 недоимка составила 31,6 млн. руб., по сравнению с недоимкой на 01.01.2008 г. возросла на 11,0 млн. руб. увеличение суммы недоимки обусловлено в основном за счёт ухудшения финансового состояния предприятий спиртовой и ликёроводочной отрасли.
Сумма налогов поступающих в бюджет края на одного работающего по предприятиям пищевой промышленности в 2009 году, составила 206,6 тыс. руб., что на 44,5 тыс. руб. больше, чем за соответствующий период 2008 года.
Доля прибыльно работающих предприятий в пищевой промышленности таблица 11 на протяжении четырех лет составляет около 80%, ежегодно от семи до десяти предприятий работают с убытками. Из 53 работающих предприятий по итогам работы за 2009 год 49 предприятий, в 2010 из 61 предприятия 54 получили прибыль. Количество предприятий работающих с прибылью по сравнению с 2006 годом увеличено на 16,7%. Чистая прибыль по предприятиям пищевой промышленности в 2009 году составила 135,0 млн. рублей, в том числе по алкогольной и пивобезалкогольной отрасли 70 млн. рублей, по перерабатывающей 65 млн. рублей. В 2008 балансовая прибыль в целом по отрасли составила 175,5 млн. руб., в том числе по алкогольной и пивобезалкогольной – 113,2 млн. руб, что на 27,2 млн. руб. выше уровня 2009 года.
Для ориентирования предприятий торговли на реализацию продукции местных производителей администрацией города Владивостока организуются выездные встречи представителей предприятий и специалистов на предприятия пищевой отрасли. В ходе встреч участники знакомятся с процессом производства, лабораторным контролем, высказывают свои пожелания по ассортименту и качеству товаров, маркировке и упаковке, отрабатывают предложения по договорам поставки. В краевом центре в 2010 году проведено 8 таких встреч.
Продовольственная безопасность – важнейший критерий независимости и социально-экономического развития края. Для ее обеспечения необходимы новые подходы, более совершенные технические и технологические решения, создание надежного контроля качества и безвредности пищевой продукции. В настоящее время назрела необходимость решения неотложных управленческих задач, направленных на обеспечение продовольственной безопасности.
Проблема отечественного продовольствия должна стать приоритетной, особенно в связи с вступлением России в ВТО. Требуются четко отработанные межведомственные связи, научно-технические программы, коренная реконструкция предприятий пищевой промышленности, оснащение их современной техникой, создание принципиально новых, энергетически выгодных, экологически безопасных технологий, обеспечивающих глубокую, комплексную безотходную переработку сельскохозяйственного сырья и производство пищевых продуктов высокого качества.
1.2 Общая характеристика деятельности по управлению и развитию пищевой промышленности Приморского края
В Приморском крае органом, непосредственно осуществляющим регулирование деятельности пищевой промышленности, являетсяМинистерство пищевой промышленности и потребительского рынка Приморского края.
Министерство является правопреемником министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Приморского края.
В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Уставом Приморского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Приморского края.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от их организационно-правовых форм.
Основными задачами Министерства являются:
— Реализация государственной политики в области пищевой промышленности и потребительского рынка.
— Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и защита здоровья населения края.
— Обеспечение поступления доходов от налогов и сборов, подлежащих уплате подведомственными организациями в краевой бюджет.
— Создание благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособности в курируемых отраслях.
— Осуществление полномочий Приморского края как собственника имущества в пределах своей компетенции.
— Обеспечение готовности Министерства и подведомственных организаций к работе в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
— Разрабатывает и реализует целевые программы развития подведомственных отраслей, в том числе в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, вносит предложения о разработке и реализации совместных с Российской Федерацией программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также разрабатывает прогнозы социально-экономического развития подведомственных отраслей.
— Определяет потребность в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения региона и реализации целевых программ поставки продукции для региональных нужд. Принимает меры по обеспечению жителей края потребительскими товарами в требуемом ассортименте и количестве.
— Разрабатывает в установленном порядке предложения по совершенствованию системы государственного регулирования рынка потребительских товаров.
— Осуществляет анализ экономической ситуации в подведомственных отраслях, устанавливает тенденции их развития, выявляет диспропорции и определяет пути их устранения.
— Взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности Министерства.
— Осуществляет в пределах компетенции Министерства контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий края.
— Организует и проводит с участием органов государственного надзора и контроля мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.
— Осуществляет совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроль и надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
— Осуществляет подбор кандидатур на должности руководителей и представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, пакеты акций (долей) которых находятся в собственности Приморского края.
— Осуществляет через представителей государства в советах директоров (наблюдательных советах) и ревизионных комиссиях обществ контроль за результатами их финансово-хозяйственной деятельности.
— Подготавливает предложения и социально-экономические обоснования приватизации краевых государственных унитарных предприятий, а также находящихся в краевой государственной собственности акций открытых акционерных обществ и иного краевого имущества.
— Проводит мониторинг финансового состояния краевых государственных унитарных предприятий, обществ, пакеты акций (доли) которых находятся в собственности Приморского края, контроль за выполнением ими финансово-экономических показателей, а также распределение чистой прибыли и дивидендов в соответствии с установленным порядком.
— Осуществляет права собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий в пределах предоставленных полномочий.
— Разрабатывает и реализует меры по повышению доходности отраслей, сохранению и увеличению налогооблагаемой базы, полноте налоговых поступлений в краевой бюджет.
— Организует закупку товаров (работ, услуг) для краевых государственных нужд в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.
— Лицензирует отдельные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством.
— Осуществляет декларирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края.
— Осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных выдаваемыми лицензиями, в пределах своей компетенции.
— Разрабатывает и осуществляет мероприятия по соблюдению организациями и предпринимателями требований к оказанию услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в целях защиты прав потребителей.
— Проводит аккредитацию организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
— Представляет предложения по формированию и реализации инвестиционной политики, организует реализацию инвестиционных проектов, осуществляет контроль за эффективным использованием средств, выделяемых на эти цели.
— Разрабатывает предложения по повышению социальной защищенности работников подведомственной сферы во взаимодействии с профессиональными союзами и иными общественными организациями.
— Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении структур и организаций по их мобилизационной подготовке.
— Взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам мобилизационной подготовки, обеспечения оборонных нужд государства и повышения устойчивости работы предприятий в условиях военного времени.
— Организует при объявлении мобилизации перевод Министерства на работу в условиях военного времени и осуществляет контроль проведения мероприятий по плану нормированного снабжения населения в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края и в организациях, деятельность которых связана с Министерством или которые находятся в сфере его ведения.
— Принимает меры в случае несостоятельности (банкротства) организаций, деятельность которых связана с деятельностью Министерства или которые находятся в сфере его ведения, имеющих мобилизационные задания (заказы), по передаче заданий (заказов) другим организациям.
— Осуществляет контроль за созданием, хранением и использованием страхового фонда документации на предприятиях повышенного риска.
— Разрабатывает мобилизационный план в пределах своих полномочий.
— Осуществляет контроль за готовностью организаций к выполнению установленных мобилизационных заданий.
— Организует работу по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
— Обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на повышение эффективности контроля за качеством и своевременным выполнением поручений, распоряжений и постановлений Губернатора и Правительства края.
— Выполняет другие функции в соответствии с действующим законодательством.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами и функциями имеет право в установленном порядке: разрабатывать правовые акты и нормативно-методические документы, отнесенные к его компетенции; запрашивать в органах местного самоуправления, подведомственных организациях всех форм собственности и у индивидуальных предпринимателей статистические и бухгалтерские данные, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач и функций; привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, к разработке проектов, прогнозов, региональных программ социально-экономического развития, экономической экспертизе и консультациям научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения и другие учреждения, а также отдельных ученых и специалистов; получать от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю все статистические материалы, необходимые для разработки проектов прогнозов и предложений по отдельным производственным и экономическим вопросам.
1.3 Проблемы пищевой промышленности Приморского края
Пищевая промышленность Приморского края – одна из базовых отраслей экономики края, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми продуктами питания. Она представлена разнообразными отраслями, способными в полной мере обеспечить потребности населения качественными продуктами в широком ассортименте.
В последние годы пищевая промышленность Приморского края интенсивно развивается, вводятся новые производственные мощности, обновляется и расширяется ассортимент продукции, улучшается ее качество. В целом за последние четыре года инвестиции в пищевую промышленность составили 4052 млн. рублей. Проводилась модернизация и ввод новых мощностей в молокоперерабатывающей, спиртовой, пивоваренной, кондитерской промышленности.
Острая конкуренция на потребительском рынке заставляет предприятия постоянно работать над обновлением ассортимента и дизайна выпускаемой продукции, улучшением качества, применением современной упаковки.
Для продвижения продукции потребителю большая часть пищевых предприятий имеет фирменную торговлю. Через собственную торговую сеть реализуется более 30 % молочной продукции, колбасных изделий и полуфабрикатов.
Финансово-экономическое состояние отраслей достаточно стабильное. Вместе с тем, после проведения комплексного анализа организационной, производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий можно определить основные проблемы развития пищевой промышленности Приморского края:
1) Снижение объемов выпускаемой предприятиями края пищевой продукции, низкая загрузка существующих производственных мощностей.
Основными причинами падения объемов производства в ряде отраслей пищевой промышленности являются снижение объемов реализации произведенной продукции. На снижение объемов производства и объемов реализации влияет ряд факторов, таких как недостаток сырья и его высокая стоимость при низком качестве; снижение конкурентоспособности производимой продукции в связи с постоянным повышением цен на энергоносители и железнодорожные перевозки; неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, предприятиями пищевой промышленности и торговыми организациями; непомерная плата за пользование кредитами.
2) Высокий уровень физического и морального износа технологического оборудования.
Морально устаревшее и физически изношенное оборудование предприятий пищевой промышленности не обеспечивает должного уровня экономической эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой производителями пищевой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Современные условия требуют ускоренного обновления технологического оборудования, внедрения новых технологий по глубокой и комплексной переработке исходного сырья.
3) Низкая обеспеченность предприятий пищевой промышленности сырьем.
Сегодня остро встает вопрос восстановления отечественной сырьевой базы для пищевой промышленности. Дефицит отечественного сырья покрывается за счет дорогостоящего и не всегда качественного импортного сырья, что удорожает производство, зачастую ухудшает качество продукции и приводит к необеспеченности внутреннего продовольственного рынка продуктами собственного производства. В 2003 году Правительством Российской Федерации введено тарифное квотирование ввоза мяса, что привело к сокращению объемов его импорта. В результате из-за отсутствия квот на ввоз импортного мяса предприятия мясной промышленности Приморскогокрая работают «с колёс». Сложившееся положение в животноводстве страны приводит к сокращению выработки молока в сельскохозяйственных предприятиях и уменьшению поступления его на промышленную переработку, в результате в производстве цельномолочной продукции растет использование сухого молока, которое в настоящее время составляет в целом по отрасли 34%.
4) Снижение качества производимой в Приморскомкрае продукции.
Предприятиями пищевой промышленности Приморскогокрая уделяется огромное значение обеспечению качества производимой продукции. В настоящее время качество и безопасность являются самыми важными аспектами производства продукции пищевой промышленности в связи с возрастающей конкуренцией на потребительском рынке и более высокими требованиями к продукции со стороны потребителей.
Поиск оптимальных путей обеспечения качества производимой продукции, приемлемых для всего мирового сообщества, обусловил разработку и широкое внедрение в концепции международных стандартов ИСО серии 9000. Нынешний этап развития системы контроля качества требует не только дальнейшего проведения работ в области теоретических исследований, но и создания реальных методических, организационно-распорядительных и других документов для практического внедрения.
5) Снижение ассортимента выпускаемой продукции в крае.
Эффективное управление ассортиментом выпускаемой продукции позволяет увеличить прибыль и приток денежных средств в сжатые сроки и без значительных инвестиций. Для достижения максимального эффекта от продажи товаров необходимо манипулировать ассортиментом, т.е. выявлять, каким товарам отдать предпочтение и в какой пропорции выпускать различные виды продукции. С 2006 года предприятиями пищевой промышленности края стали проводиться исследования ассортимента производимой продукции: его оптимизация, рейтинг продаж и уделяться этому все больше внимания, так как при сохранении ассортимента производимой продукции на одном и том же уровне в подавляющем большинстве случаев предприятия обречены на ухудшение финансового состояния и потерю своих позиций на рынке.
6) Значительные затраты на производство продукции пищевой промышленности.
К высоким затратам на единицу выпускаемой продукции в ряде отраслей пищевой промышленности приводит недостаток оборотных средств, необеспеченность предприятий качественным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повышение цен на энергоносители и транспортные услуги, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, переработчиками и торговыми организациями, бюджетом и внебюджетными государственными фондами.
7) Низкий уровень развития предприятий пищевой промышленности.
Он заключается в слабой инновационной деятельности предприятий, так, механизация труда по отраслям пищевой промышленности составляет 40-60%, свыше 50% трудоемких операций выполняется вручную. Лишь 28% действующего оборудования работает в режиме автоматических линий, и соответствуют мировому уровню. Во многом вследствие низкого технического уровня отечественных производств производительность труда на них в 1,5-2 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран.
По отдельным отраслям пищевой промышленности изношенность основных средств составляет до 70%. Коэффициент обновления основных фондов в настоящее время составляет 2% при норме 8-10% в год.
8) Снижение экономической эффективности производства и налоговых сборов на предприятиях пищевой промышленности.
Проводимые ценовая, налоговая, кредитная, инвестиционная и таможенная политика в сочетании с инфляцией, постоянным ростом цен на энергоносители, транспортные перевозки и сырье привели к вымыванию оборотных средств предприятий. Снижение экономической эффективности производства обусловлено дефицитом продолжение
--PAGE_BREAK-- оборотных средств, который испытывают все предприятия пищевой промышленности.
9) Низкая конкурентоспособность продукции, производимой в Хабаровском крае.
Важное место в повышении конкурентоспособности продукции занимает товарная политика, так как именно товар, его качество, ассортиментный набор влияет на конкурентные позиции продукции и естественно успех предприятия. Предприятиями пищевой промышленности Приморского края не уделяется должного внимания товарной политике, маркетинговым исследованиям, что негативно сказывается на конкурентоспособности производимой продукции. Однако осуществление товарной политики представляет собой серию конкретно реализуемых маркетинговых мер воздействия на рынок. Эти меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых ее видов, оптимизации ассортимента и преследуют, прежде всего, цель – довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранного сегмента рынка и обеспечить эффективный сбыт.
10) Снижение объемов реализации производимой в Приморском крае продукции.
Основной причиной снижения реализации производимой в крае продукции является жесткая конкуренция с завезенной продукцией. На объем реализации сильно влияет ассортимент производимой продукции. Увеличение ассортимента производимых товаров должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к их качеству, при экономической целесообразности и с учетом существующих и перспективных возможностей предприятия по продвижению товара.
Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли и увеличения объемов реализации производимой в Хабаровском крае продукции стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий, которая еще довольно слабо развивается в Приморском крае.
11) Слабо развита реализация продукции, производимой предприятиями края за его пределы.
В связи с широким ассортиментом производимой в стране пищевой продукции, а также завозимой из-за пределов страны негативно сказывается на реализации продукции местных товаропроизводителей. Субъектами Российской Федерации проводится ряд мероприятий по защите и поддержке местного товаропроизводителя, так как зачастую под завозной продукцией проводится ввоз фальсифицированной и некачественной продукции.
Решение вышеперечисленных проблем потребует наращивания ресурсного потенциала пищевой промышленности и в первую очередь создания устойчивой, достаточной как по объемам, так и по качеству сырьевой базы, развития научно-технического потенциала отрасли, а также качественного обновления основных производственных фондов подавляющей части пищевых предприятий.
2 Направления и перспективы развития пищевой промышленности Приморского края до 2025г.
2.1 Перспективы развития пищевой промышленности Приморского края до 2025г.
Для дальнейшего развития пищевой промышленности края необходимы значительные средства, повышение эффективного участия предприятий пищевой промышленности в развитии интеграционных процессов с предприятиями агропромышленного комплекса, совершенствование инвестиционной и ценовой политики. Необходимы новые управленческие подходы, более совершенные технические и технологические решения, выработка маркетинговой стратегии.
Приоритетным направлением перспективного развития пищевой промышленности Приморского края должно быть выполнение государственной политики в области обеспечения населения Приморского края качественной, безопасной и конкурентоспособной продукцией за счет применения передовых и новейших технологий производства, модернизации и технического оснащения предприятий, а также выход на рынки Дальнего Востока и других регионов Российской Федерации.
Основными задачами по выполнению приоритетных направлений перспективного развития пищевой промышленности Приморского края должны стать:
— наращивание объемов производства во всех отраслях пищевой промышленности путем увеличения загрузки производственных мощностей, реконструкции и технического перевооружения предприятий;
— привлечение крупных инвестиций для обновления оборудования;
— оптимизация и расширение ассортимента выпускаемой продукции на основе усиления маркетинговой деятельности;
— повышение качества продукции;
- увеличение объемов реализации продукции местных производителей, как на внутреннем рынке края, так и за его пределами с расширением фирменной торговли.
Учитывая особую роль пищевой промышленности в обеспечении продовольственной безопасности для решения основных задач по перспективному развитию пищевой промышленности Приморского края необходимо выполнить следующие мероприятия:
1) Увеличить объем выпускаемой предприятиями края пищевой продукции за счет загрузки существующих производственных мощностей.
Несмотря на принципиальный подход управления и руководителей предприятий к качеству и ассортименту, удовлетворению спроса всех категорий населения и постоянное стремление заполнить новинками освободившиеся сегменты рынка, в отрасли по-прежнему имеется резерв по выпуску всех видов продукции.
Так, использование мощностей отрасли, как уже отмечалось, составляет: по водке 28,9%, по колбасным изделиям 51,2%, по цельномолочной продукции 77,3%, по безалкогольным напиткам 25,9%, по хлебобулочным изделиям 39,5%, по кондитерским изделиям 50,8%, макаронным 51,6%, муки и крупы 16,5%.
Для повышения процента использования мощностей и увеличения объемов производства всех видов выпускаемых предприятиями края продуктов питания имеются все возможности.
2) Обновить физически изношенное и морально устаревшее оборудование за счет приобретения современного оборудования на условиях лизинга и дополнительных инвестиций.
— на государственном уровне необходимо создать экономические механизмы, позволяющие обеспечивать долгосрочный и устойчивый приток инвестиций, с тем, чтобы не только восстановить утраченные темпы обновления основных производственных фондов, но и провести всеобъемлющую их модернизацию, соответствующую мировому уровню; роль государства должна состоять в координации работы между исполнительной властью и бизнесом для выполнения их взаимных обязательств по достижению конкретных поставленных целей;
— Министерству оказывать содействие в выделении бюджетных кредитов, в предоставлении гарантий Правительства края для получения кредитов банков на приобретение современного оборудования;
3) Обеспечить предприятия пищевой промышленности сырьем и вспомогательными материалами за счет централизованной поставки импортного мяса под гарантию Правительства края, поддержки и развития сельскохозяйственных комплексов, переданных в аренду молокоперерабатывающим предприятиям края:
— для решения вопроса сырьевого снабжения предприятий пищевой промышленности края необходимо на уровне Правительства края ввести централизованное бюджетное финансирование, предоставление гарантий Правительства края для получения кредитов банков, заключение межрегиональных договоров по обеспечению сырьем предприятий пищевой промышленности;
— Министерству совместно с министерством финансов и министерством экономического развития и внешних связей края необходимо проработать вопрос по централизованной закупке импортного мяса под гарантию Правительства края для переработки мясоперерабатывающими предприятиями;
— Министерству необходимо осуществлять поддержку и развитие сельскохозяйственных комплексов, переданных в аренду молокоперерабатывающим предприятиям края и обеспечить выполнение мероприятий по экономическому развитию сельскохозяйственных имущественных комплексов края для сохранения и стабилизации сырьевой базы.
4) Расширить ассортимент производимой продукции за счет внедрения новых технологий и новых видов продукции:
Постоянное обострение конкуренции на потребительском рынке Приморского края, связанное с перенасыщением его в последние 3 года продуктами питания, заставляет активизировать работу технологических служб предприятий по поиску новых решений.
Наряду с освоением новых видов продукции для общего потребления, необходимо дальше разрабатывать и осваивать виды продукции для диетического питания, лечебно-профилактического назначения, питания для здорового образа жизни и вегетарианцев.
5) Сократить затраты на производство продукции пищевой промышленности за счет приобретения сырья по низким ценам и снижения региональных тарифов по водо- и энергопотреблению, оплаты арендной недвижимости до уровня ставок эксплуатационных расходов.
6) Повысить конкурентоспособность продукции, производимой в Хабаровском крае, за счет снижения себестоимости производимой продукции, обеспечения качества, создания привлекательности продукции:
— рекомендовать предприятиям пищевой промышленности снизить себестоимость производимой продукции за счет приобретения более дешевого и качественного сырья;
— предприятиям пищевой промышленности для стабилизации обеспечения качества продуктов питания необходимо проработать вопрос внедрения системы менеджмента качества;
— предприятиям пищевой промышленности края рекомендовать ежегодно проводить оптимизацию ассортимента выпускаемой продукции и улучшение дизайна упаковки;
— Министерству совместно с предприятиями пищевой промышленности разработать совместную объединенную рекламную стратегию, направленную на создание привлекательности продукции местных производителей, и приступить к ее внедрению;
— Министерству совместно с Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Приморскому краю постоянно проводить проверки поступающей в край алкогольной продукции для обеспечения контроля за оборотом алкогольной продукции;
— Министерству совместно с министерством здравоохранения Приморского края необходимо создать систему учета поступления и реализации спирта этилового и спиртосодержащих лекарственных средств с содержанием спирта этилового более 70 процентов в целях организации контроля за его реализацией;
7) Увеличить объем реализации производимой в Приморском крае продукции за счет расширения фирменной торговой сети и контроля за наличием в розничной торговой сети края максимального ассортимента продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями:
Слабым звеном в работе предприятий отрасли остается поставка продукции в районы Приморского края. Прослеживается явная тенденция отказа краевых производителей инвестировать средства в организацию поставок продукции в отдаленные районы Приморского края.
Одним из основных факторов, сдерживающих увеличение объемов продаж выпускаемой предприятиями края продукции, является хроническая (постоянная) задолженность организаций торговли за отгруженную продукцию. Предоставляемые предприятиями отрасли отсрочки платежей, как правило, не стимулируют реализацию продукции. Вполне возможно, что отдельные организации розничной торговли сознательно накапливают задолженность за реализованную продукцию, приобретая на эти средства продукцию других производителей. На 1 июня 2009 года просроченная дебиторская задолженность предприятий оптовой и розничной торговли предприятиям пищевой промышленности составила 170 млн. рублей.
Проведенные управлением пищевой промышленности проверки структуры ассортимента продовольственных товаров в розничной торговой сети выявили факты отсутствия в продажи продукции краевых производителей.
Мероприятия представлены восьмью основными пунктами и направлены на: стабилизацию работы предприятий пищевой промышленности, повышение эффективности отраслей, развитие предприятий пищевой промышленности, повышение конкурентоспособности продукции предприятий пищевой промышленности, снижение себестоимости продукции за счет технического перевооружения предприятий, увеличение объемов производства и выполнение установленных контрольных показателей по выпуску пищевой продукции и мобилизации доходов в бюджет края.
Реализация приоритетных направлений развития пищевой промышленности Приморского края будет осуществляться путем расширения рынков сбыта продукции, освоения новых видов продукции, оптимизации ассортимента, повышения качества выпускаемой продукции.
Выполнение вышеизложенных мероприятий по совершенствованию развития пищевой промышленности Приморского края могло бы способствовать:
— увеличить объем выпускаемой продукции,обеспечить предприятия пищевой промышленности сырьем и вспомогательными материалами, повысить качество производимой в крае продукции;
-расширить ассортимент продукции;
— сократить затраты на производство продукции;
-повысить уровень развития и экономическую эффективность деятельности предприятий;
— повысить конкурентоспособность производимой продукции;
— увеличить объем реализации продукции, как на территории края, так и за его пределами.
2.2 Направления развития пищевой промышленности Приморского края до 2025г.
Анализ, проведённый в курсовой, показал, что имеющиеся возможности предприятий пищевой промышленности в увеличении вклада в развитие экономики края, укрепление продовольственной безопасности используются не в полной мере. Из-за недостаточности ресурсов отечественного сырья и отсутствия квот на ввоз импортного мяса мясоперерабатывающими предприятиями края снижено производство колбасных изделий. Из-за жесткой конкуренции по цене с завезенной продукцией сокращен выпуск водки и ликеро-водочных изделий, что повлекло снижение производства спирта в 2009 году. В связи с недопоставкой сои по заключенным договорам с 2009 года снижен объем выпуска масла растительного. В связи с этим, мощности по выпуску колбасных изделий используются на 50,6 процента, по водке и ликеро-водочным изделиям — на 28,7 процента, маслу растительному — на 11 процентов. Не уменьшается число убыточных предприятий.
В целях стабилизации работы предприятий пищевой промышленности, дальнейшего укрепления продовольственной безопасности края, повышения инвестиционной привлекательности отрасли Правительство края в 2010 году разработало основные направления развития пищевой промышленности Приморского края до 2025 года.
В соответствии с Основными направлениями развития пищевой промышленности Приморского края являются:
— увеличение вклада пищевой промышленности в укрепление экономики края;
— укрепление продовольственной безопасности;
— достижение устойчивых темпов роста производства продукции пищевой промышленности, повышение конкурентоспособности;
— удовлетворение платежеспособного спроса на продукцию, выпускаемую предприятиями пищевой промышленности;
— повышение экономической эффективности деятельности предприятий, увеличение налогооблагаемой базы;
— повышение инвестиционной привлекательности производства пищевой продукции;
— развитие инновационной активности предприятий пищевой промышленности.
Для реализации основных направлений развития пищевой промышленности Приморского края до 2025 года необходимо выполнить следующие мероприятия.
Необходимо обеспечить объемы отгруженных товаров собственного производства до 11130 млн. рублей, или 141,2% к уровню 2010года, в том числе по видам производства в натуральном выражении:
— цельномолочная продукция 58,0 тыс. тонн, или 114,0%;
— колбасные изделия 13,0 тыс. тонн, или 106,7%;
— водка и ликеро-водочные изделия 1480 тыс. дал, или 109,5%;
— пиво 29520 тыс. дал, или 119,5%.
Обеспечить до 2025 года прирост налоговых поступлений в бюджет налоговых поступлений, предусмотренных в законе о краевом бюджете на очередной финансовый год:
— увеличения налогооблагаемой базы для начисления налога на прибыль по отрасли за счет роста уровня рентабельности предприятий;
— обеспечения ежегодного прироста налога на доходы физических лиц за счет повышения заработной платы работающих на предприятиях отрасли и создания новых рабочих мест, с учетом темпов роста налога на доходы физических лиц.
За счет снижения издержек производства и наращивания объемов выпуска и реализации продукции довести средний уровень рентабельности по ликероводочным предприятиям с 7 до 11%, по молокоперерабатывающим — с 6 до 10%, по мясоперерабатывающим — с 1 до 3%.
Увеличить объемы производства водки и ликеро-водочных изделий с учетом объемов производства предприятий, прекративших производство алкогольной продукции в 2010 — 2011 годах.
Продолжить практику ежемесячного мониторинга и анализа качества продукции, выпускаемой мясомолочными предприятиями и соответствия ее стандартам.
Продолжить работу с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Приморского края по внесению изменений на федеральном уровне в нормативные документы, определяющие квоты на импорт мяса в количестве полной потребности мясоперерабатывающих предприятий края, включая предприятия, ранее не занимавшиеся внешнеэкономической деятельностью, и предоставление субъекту Российской Федерации права перераспределения невостребованных объемов квот.
Расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет освоения новых видов: фаршированных быстрозамороженных полуфабрикатов; освоить выпуск пяти видов деликатесных полуфабрикатов на новых видах оборудования; освоить производство готовых разогреваемых мясных изделий с соусами; увеличить ассортимент водок на спиртах «люкс», «альфа»; освоить производство водок класса «премиум».
Продолжить работу по расширению ассортимента продукции, выпускаемой в однопорционной упаковке.
Совместно с министерством образования края, министерством здравоохранения края, министерством социальной защиты населения края, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края разработать условия проведения конкурсов и тендеров по обеспечению продуктами питания организаций бюджетной сферы на основе муниципального заказа с учетом качества и безопасности продуктов питания, производимых в крае и за его пределами.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»:
— организовать контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и качества — совместно с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации обеспечить контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории края;
Таким образом, реализация данных мероприятий позволит укрепить продовольственную безопасность края; увеличить вклад пищевой промышленности в укрепление экономики края; укрепить продовольственную безопасность; достичь устойчивых темпов роста производства продукции пищевой промышленности, повысить конкурентоспособность; удовлетворить платежеспособный спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями пищевой промышленности; повысить экономическую эффективность деятельности предприятий, увеличить налогооблагаемую базу; повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
Заключение
Всесторонний анализ работы отраслей пищевой промышленности за годы проведения рыночных преобразований в экономике показывает, что пока не удалось в полном объеме решить все проблемы. Многие виды продукции отечественных товаропроизводителей неконкурентоспособны по сравнению с субсидируемым импортом продовольствия.
Динамика и тенденции развития отрасли во многом определяется той системой государственного регулирования, которая складывается в государстве, в связи с этим для полного анализа состояния развития пищевой промышленности была проанализирована система государственного регулирования пищевой промышленности в РФ.
Проведенный анализ показал, что в Российской Федерации уже сложилась система государственного регулирования, однако условия изменяются. В настоящее время сложилась система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей.
Анализ развития пищевой промышленности Приморского края показывает, что основную роль в обеспечении населения края продуктами питания, повышении качества и ассортимента выпускаемой продукции, выполнении заданий по выпуску продукции и мобилизации доходов в бюджет края играет Министерство пищевой промышленности, деятельность которого направлена на проведение государственной политики в области работы предприятий алкогольной, пивобезалкогольной, мясо — молочной, масложировой, консервной, кондитерской, пищеконцентратной, и пищевкусовой отраслей в целях наращивания объемов отечественной продовольственной продукции, повышения ее конкурентоспособности.
По итогам работы предприятий пищевой промышленности с 2005 по 2010 годы превышение объемов производства достигнуто за счет эффективной работы пивобезалкогольной, масложировой, мясной и молочной отраслей; снижены объемы выпуска кондитерских изделий, водки и ликероводочных изделий, спирта этилового из пищевого сырья, майонеза, мороженого, в 2006 году прекращено производство маргариновой продукции.
Необходимо отметить, что ценовая конкуренция отодвигает продукцию местных производителей на второй план после завозимой из-за пределов. продолжение
--PAGE_BREAK--