Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы инфляции

/>/>Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и причины инфляции
2. Классификационныепризнаки инфляции
3. Методы измерения инфляции, анализ современной ситуации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

/>/>Введение
Инфляция как экономическая категория представляет собой повышение общегоуровня цен товаров, работ или услуг. Однако данное явление имеет в своем основаниицелый ряд самых разнообразных факторов, влияние которых на различных этапахраспределено неравномерно. Кроме того, значение данных факторов в формированииинфляционных процессов носит фундаментальный характер, как для выбраннойэкономической модели, так и для всего государства в целом. Основной проблемой вданном случае является вопрос управления инфляцией как основноймакроэкономической задачей на уровне центральных правительств.
Необходимость исследования проблемы инфляции заключается в выявлении основныхпричин её возникновения с целью дальнейшего нивелирования возможных негативныхсоциально-экономических последствий и эффектов. Также стоит отметить, чтоданная проблема находится в плоскости системы государственного регулированияэкономики.
инфляцияэкономика уровень

/>/>1. Сущность и причины инфляции
Ранее было отмечено, что факт повышения цен на товары, работы и услуги вэкономической науке называется инфляцией. Однако это далеко не самое полноеопределение данной категории, вследствие чего приведем максимальновсеобъемлющее её толкование: инфляция – переполнение сферы обращения избыточнойденежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы, чтовызывает обесценивание денежной единицы. Инфляция проявляется в форме роста ценна товары и услуги, не обусловленного повышением их качества[1].Также можно сказать, что инфляция выражается в совокупном падении покупательнойспособности денег в экономике – показателе обратно пропорциональном количествувалюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины изтоваров и услуг. Так как покупательная способность денег в зависимости от различныхрынков обращения зачастую существенно различается между собой, длясопоставления между собой используется пересчет на паритет покупательнойспособности. Однако понятие покупательной способности может применяться нетолько к валютам, но и платежеспособности населения. Покупательная способностьнаселения коррелирует с доходами и может стимулировать уровень потребления.
Представленная система показателей необходима для дальнейшего анализапричин и способов регулирования инфляционных процессов.
Далее рассмотрим общепринятые причины инфляции, к которым в экономическойнауке относят следующие:
— рост государственных расходов, для финансирования которых государствоприбегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностейтоварного обращения (ярким примером можно считать гиперинфляцию в послевоеннойГермании 1923 г., в результате чего произошел переход к натуральному обмену);
— сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования(совокупность кредитно-депозитных операций во всей банковской сфере, общаясумма депозитов и выданных кредитов может многократно превышать первоначальнуюсумму денег в экономике, что равноценно дополнительной денежной эмиссии);
— монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержекпроизводства, особенно в сырьевых отраслях;
— монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночногомеханизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;
— сокращение реального объема национального производства, которое пристабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объемутоваров и услуг соответствует прежнее количество денег.
Необходимо учитывать, что все вышеперечисленные причины инфляции тесносвязаны с фундаментальными проблемами макроэкономики – экономическими циклами,безработицей, денежным обращением, государственным бюджетом, а также торговымбалансом. В результате чего можно сделать вывод о том, что устранение илисглаживание причин инфляции является комплексной задачей в процессе управлениянациональной экономикой.
/>/>2. Классификационные признаки инфляции
Наиболее часто встречающееся деление инфляции по темпам роста выражено вследующей схеме:
/>
Рис. 2.1. Инфляция по темпам роста

Для ползучей инфляции характерен рост цен не более 10 % в год, что насамом деле считается нормальным элементом развития экономики, так каксоответствующий рост денежной массы при прочих благоприятных условиях можетстимулировать развитие производства, вследствие ускорения платежного оборота,падения реальной стоимости кредитов.
Галопирующей инфляции соответствует 10 – 50 % рост уровня цен. Последствиямиподобного вида инфляции являются инфляционные ожидания; стремлениеконвертировать деньги в товары и недвижимость с целью сбережения средств отобесценивания и отказ от предоставления ссуд с фиксированным процентом. Такжехарактерной особенностью галопирующей инфляции по сравнению с умереннойявляется то, что при ней возрастают риски, связанные с заключением контрактов вноминальных ценах.
При гиперинфляции цены растут астрономическими темпами, достигаянескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год. Возникает за счёт того,что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточноеколичество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при нейпроисходит переход к бартерному обмену.
Существует иная классификация видов инфляции, к которой относятся:
— инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнениюс реальным объемом производства:
/>/>/>PAD2AS
/>/>AD1
/>/>/>/>/>/>P2
/>/>P1
/>

/>Y1Y2Y
Рис. 2.2.Инфляция спроса

— инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производствав условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек наединицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции присуществующем уровне цен:
/>/>/>PADAS2
/>/>P2AS1/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> P1/> /> /> /> /> /> /> />

/>Y
Y2Y1
Рис. 2.3.Инфляция предложения
— сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменнымидруг относительно друга;
— несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются поотношению друг к другу в различных пропорциях;
— прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданияхи поведении экономических субъектов;
— непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью,так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый;
— адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительскойпсихологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущейпотенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателямподнимать цены на товар.
Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен приактивном вмешательстве государства. Административный запрет повышать ценыобычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должныбыли бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначальногоповышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственноесубсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращаетпредложение, но дополнительно стимулирует спрос.
3. Методы измерения инфляции, анализсовременной ситуации
Самым распространенным на сегодняшний день методом количественногооценивания уровня инфляции является индекс потребительских цен, который можновыразить в качестве формулы:
/>,                                 (3.1.)
где: Q0 – выпуск в базовом году, Pt – цена текущего года, P0 – цена базисного года[2].
В России также как и во множестве прочих стран, расчет и публикациюданных об инфляции осуществляют органы государственной статистики (Федеральнаяслужба государственной статистики в РФ). Кроме того, данный индекс используетсякак поправочный коэффициент, например, при расчёте размера компенсаций, ущербаи тому подобное, что в свою очередь создает дополнительную ценность подобнойинформации. Однако при использовании такого метода существуют и некоторыепроблемы, которые выражаются в неоднозначности правильности выбора тех или иныхэлементов структуры потребительской корзины. Решение подобной задачи возможнопри динамичном подходе к составлению потребительской корзины на основедостоверных данных о реальном уровне доходов населения.
Однако указанный выше метод не единственный при определении уровняинфляции, используются и другие способы, такие как: индекс цен производителей,индекс расходов на проживание, индекс цены активов, дефлятор ВВП, индекс Пааше.
Далее обратимся к данным статистики и проанализируем развитие российскойэкономики, используя показатели инфляции за 2008 – 2011 гг.
/>
Рис. 3.1. Динамику уровня цен РФ в 2008 – 2011 гг.[3]
Как видно из представленного графика на протяжении трех летнего периоданаблюдения – с 01.12.2008 г. по 01.12.2010 г. отмечается снижение показателяинфляции с 13, 2 % до 8, 8 % годовых соответственно. Также стоит отметить, чтов течение всего рассматриваемого периода не наблюдается частичного падения цен(дефляции). Самый равномерный рост уровня цен, без резких скачков можнозаметить в 2010 г., когда инфляция не превышала 0, 75 % в месяц. В целом,необходимо указать жесткие меры, проводимые органами денежно-кредитногорегулирования – Банком России и Министерством финансов РФ, прежде всего,выразившиеся в удержании курса национальной валюты и усилении валютногоконтроля. Кроме того, сама инфляция в нашей стране как макроэкономическийпоказатель является одним из обязательных целевых ориентиров при разработкепроекта федерального бюджета, что также в свою очередь отражается и напроводимой бюджетной и налоговой политике. Однако достижение низкого уровняинфляции как некоторой самоцели не должно в конечном итоге ставится во главувсего государственного регулирования экономики, так как результатом любойэкономической политики должен становится рост реальных доходов значительнойчасти населения, а значит и благосостояния абсолютного большинства граждан.Достижение подобных результатов не может базироваться лишь на строгом сдерживанииинфляционных процессов и ожиданий, но также необходимо проведение целогокомплекса мер, направленных на повышение эффективности действующих в народномхозяйстве экономических агентов по средствам либерализации экономики иустранения существующих административных барьеров и коррупционной составляющей.

/>/>Список использованной литературы
1. Инфляция иеё последствия / под ред. Е.Михайловской. — М.: Центр “Панорама”, 2006. — 146с.
2. Прончатов,Е.А. Банк России как кредитор последней инстанции: монография / Е.А.Прончатов:Изд-во Нижегород. ун-та, 2009. – 60 с.
3. Семёнов,В.П. Инфляция: метрика причин и следствий / В.П.Семёнов. — М.: Российскаяэкономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2005. — 383 с.
4. Шаповалов,А. Инфляция движется как по маслу / А.Шаповалов // Коммерсантъ — 2008. — № 91.– С. 57
5. Юрьева,Т.В., Макроэкономика, уч.-метод. компл. / Т.В.Юрьев, Е.А.Мартынова. – М.: ЕАОИ,2008. – 286 с.
6.Интернет-словарь: [электронный ресурс] // Экономика / abc.informbureau.com
7. Росстат.Цены: [электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики –база данных / www.gks.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.