Реферат по предмету "Экономика"


Предприятие - основное звено экономики

Предприятие – основное звено экономики

Содержание
1. Понятие, признаки и задачипредприятия в рыночной экономике2.Типы предприятий3.Структура предприятия4.Организация производственного процесса на предприятии5.Внешняя и внутренняя среда предприятия

1. Понятие, признаки и задачипредприятия в рыночной экономике
Любая экономическая системасуществует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий,государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являютсяпредприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своейсобственности большую часть общественного капитала, определяют деловуюактивность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджетстраны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующийсубъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей дляпроизводства продукции, выполнения работ и оказания услуг с цельюудовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Характеристика предприятия предполагаетопределение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектомрыночных отношений:
— организационное единствоподразумевает наличие на предприятии определенным образом организованногоколлектива со своей внутренней структурой и порядком управления;
— производственно-техническоеединство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсыдля производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средствпроизводства, капитал, технологию;
— наличие обособленного имущества,которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;
— имущественная ответственность:предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам,возникающим в процессе его деятельности;
— оперативно-хозяйственная иэкономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие самоосуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несетубытки.
В соответствии с Гражданским кодексомРФ главной целью коммерческого предприятия является достижение большего объемаприбыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами.Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основнойцелью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которыеопределяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данногопредприятия.
Функционирование предприятий врыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можноотнести следующие:
— бесперебойный и ритмичный выпусквысококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственнымивозможностями;
— удовлетворение общественныхпотребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формированиеэффективной маркетинговой политики;
— эффективное использованиепроизводственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых итрудовых ресурсов), повышение эффективности производства;
— разработка стратегии и тактикиповедения предприятия на рынке;
— обеспечение конкурентоспособностипредприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;
— совершенствование организациипроизводства, труда и управления; использование новейших достижений НТП впроизводстве;
— обеспечение социальнойэффективности производства (рост квалификации и большей содержательности трудаработников, повышение их уровня жизни, создании благоприятногоморально-психологического климата в трудовом коллективе).
Задачи предприятия определяютсяинтересами его собственников, потенциалом и другими факторами внешней ивнутренней среды. В современных условиях перед многими отечественнымипредприятиями нередко стоят совершенно иные цели и задачи. Так, основной цельюможет являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работыпредприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции илисвоевременная выплата достойной заработной платы работникам.2. Типы предприятий
Одним из методов познания процессов иявлений служит классификация, т. е. разделение совокупности на группы поразличным признакам. В экономической теории и практике существуют различныеклассификации, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на типы.Основными признаками классификации предприятий являются:
— отраслевая принадлежность;
— структура производства;
— используемые ресурсы;
— назначение готовой продукции;
— размеры;
— форма собственности;
— организационно-правовая форма;
— технологическая и техническаяобщность;
— время работы в течение года.
Важнейшей характеристикой предприятиявыступает его отраслевая принадлежность, по которой все предприятиягруппируются в соответствии с принятой в Общероссийском классификаторе отраслейнародного хозяйства (ОКОНХ) классификацией отраслей (промышленные,сельскохозяйственные предприятия, предприятия строительной индустрии и т. д.).Однако на практике не всегда можно точно определить отраслевую принадлежностьпредприятия, так как большинство их них имеет межотраслевую структурупроизводства. Поэтому по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные(изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийногопроизводства), многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента иназначения) и комбинированные (имеющие целью комплексное использование сырья:один вид сырья на одном и том же предприятии превращается параллельно илипоследовательно в другой, а затем – в третий вид; чаще всего встречаются вхимической, текстильной и металлургической промышленности).
В зависимости от используемыхресурсов предприятия делятся на:
— предприятия, использующие в основномтрудовые ресурсы (трудоемкие);
— предприятия, интенсивноиспользующие средства производства (фондоемкие);
— предприятия, интенсивноиспользующие материалы (материалоемкие).
По назначению готовой продукциипредприятия классифицируются на предприятия, производящие средства производства(машины, оборудование, транспорт), и предприятия, производящие предметыпотребления (продукты питания, одежду и т. д.).
В зависимости от мощностипроизводственного потенциала (размеров) предприятия делятся на крупные, средниеи малые. В настоящее время в России существует два критерия отнесенияпредприятий к малому бизнесу: отраслевая принадлежность и максимальнодопустимая численность работников (в промышленности, строительстве и натранспорте – 100 человек, в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле –50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в другихотраслях – 50 человек).
По форме собственности различаютчастные, государственные, муниципальные предприятия.
По организационно-правовой форме всоответствии с Гражданским кодексом РФ предприятия подразделяются нахозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере),хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество сдополнительной ответственностью, акционерное общество), государственные имуниципальные унитарные предприятия и производственные кооперативы.
По характеру потребляемого сырья всепредприятия группируются на предприятия добывающей промышленности (нефте-,угледобывающие предприятия) и предприятия обрабатывающей промышленности(машиностроение, металлообработка).
По признаку технической итехнологической общности выделяют четыре типа предприятий:
— с непрерывным процессомпроизводства (предприятие работает 24 часа в сутки, например хлебокомбинат);
— с дискретным (прерывным) процессомпроизводства;
— с преобладанием механическихпроцессов производства (предприятия мебельной, легкой промышленности);
— с преобладанием химическихпроцессов производства (фармацевтическая, химическая отрасли промышленности).
В зависимости от времени работы втечение года выделяют предприятия сезонного действия и предприятиякруглогодичного действия.3. Структура предприятия
Важнейшим фактором, определяющимконечные результаты деятельности предприятия и его эффективность, является егоструктура. Структура предприятия – это состав и соотношение его внутреннихзвеньев (цехов, участков, отделов, служб) и формы их взаимосвязи в процесседеятельности предприятия. Различают общую, производственную и организационнуюструктуру управления предприятием.
Под общей структурой предприятияпонимается комплекс производственных и непроизводственных подразделений, ихсвязи и соотношения по численности работников, площади, пропускной способности.
При этом к производственнымподразделениям относят цеха и участки, в которых изготавливается основнаяпродукция, материалы, полуфабрикаты, запчасти, вырабатываются различные видыэнергии, осуществляются различные виды ремонта. К непроизводственнымподразделениям относятся подразделения, обслуживающие работников предприятия:столовые, буфеты, медпункты, профилактории, клубы, жилищно-коммунальные отделыи т. п.
В отличие от общей структуры производственнаяструктура предприятия представляет собой форму организации производственногопроцесса, под которой понимается состав производственных цехов, участков ислужб и формы их взаимодействия в процессе производства продукции. Такимобразом, производственная структура характеризует разделение труда междуподразделениями предприятия и их кооперацию. Производственная структураформируется под воздействием многих факторов. К главным из них относятсяноменклатура производимой продукции, ее конструктивные особенности и технологияизготовления; трудоемкость и масштаб производства продукции; организацияобслуживания производства; уровень специализации и кооперирования напредприятии.
Основной структурной единицейкрупного предприятия принято считать цех – обособленное в административномотношении подразделение, где выполняются основные, вспомогательные или обслуживающиепроизводственные процессы. Основными являются цеха, в которых непосредственновыполняются какие-либо стадии технологического процесса по превращению исходныхсырья и материалов в готовую продукцию, на которой специализируется данноепредприятие. К вспомогательным относятся цеха, обеспечивающие нормальноефункционирование процесса производства (инструментальный, ремонтный, модельный,энергетический, паросиловой и др.). Обслуживающие цеха заняты оказаниемразличных услуг производству (транспортное, складское хозяйство,санитарно-технические устройства, телефонная связь, центральные заводскиелаборатории). Побочные цеха занимаются переработкой отходов и побочныхпродуктов основного производства, а в подсобных цехах осуществляетсядеятельность, не связанная с производственным профилем предприятия(производство тары, кирпича, сельскохозяйственной продукции).
Крупные цеха состоят изпроизводственных участков. Участок – это наименьшееадминистративно-производственное подразделение, где коллектив рабочих выполняетоднотипные технологические операции или различные операции по изготовлениюоднотипной продукции. В зависимости от характера участия в производственномпроцессе участки делятся на основные и вспомогательные. Основные участки могутбыть организованы по технологическому или предметному принципу. Каждыйпроизводственный участок представляет собой совокупность рабочих мест. Рабочееместо – это зона приложения труда одного или нескольких работников,определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащеннаянеобходимыми средствами.
В практике деятельности предприятийвыделяется также понятие инфраструктуры предприятия, под которой понимаетсяматериально-вещественный комплекс, создающий условия для эффективнойдеятельности предприятия. Инфраструктура предприятия включает две составныечасти:
— производственную, которая состоит из обслуживающих ивспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесссырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, а также поддерживающихоборудование в работоспособном состоянии;
— непроизводственную, т. е. объекты социальной сферы,находящиеся на балансе предприятия, функционирующие для обслуживания работниковпредприятия или оказания услуг на сторону.
Производственная структура предприятияне является постоянной. Она должна совершенствоваться вместе с изменениемноменклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, объема производства, НТП идругих факторов. Основными путями совершенствования производственной структурыслужат:
— дальнейшее совершенствованиеразделения и кооперации труда (углубление специализации производственныхединиц, совершенствование межцеховых связей, рациональное комбинированиепроизводства);
— централизация вспомогательных службкрупных предприятий;
— передача вспомогательных функцийспециализированным организациям на малых предприятиях;
— концентрация основного производствав крупных цехах с последующим переходом к высшей ступени автоматизациипроизводства – гибким производственным системам.
Типы и виды производственнойструктуры.
Основные цеха предприятия могутформироваться по двум принципам: на основе общности технологических процессов(технологическая форма специализации) или на основе общности обрабатываемыхпредметов труда (предметная форма специализации). В соответствии с нимивыделяют три типа производственной структуры: технологический, предметный исмешанный.
Технологический тип производственной структуры характеризуется тем, что вотдельных производственных подразделениях (цех, участок) сконцентрировано оборудование,предназначенное для выполнения однородных операций. На одном участке можетизготавливаться продукция с любым технологическим маршрутом без изменениярасположения оборудования.
Основными преимуществамитехнологической структуры являются возможность применять прогрессивныетехнологические процессы; возможность наиболее полно использовать оборудованиеи материалы; упрощение технического руководства, особенно при освоении новых ирасширении номенклатуры выпускаемых изделий.
Основной недостаток технологическоготипа – усложнение межцеховых кооперированных связей, вследствие чего возрастаетпотребность в межоперационном контроле, увеличивается длительностьпроизводственного цикла, возрастают транспортные расходы.
Предметный тип производственной структуры характеризуетсяспециализацией цехов на изготовлении ограниченной номенклатуры изделий, апроизводственных участков – на выполнении определенных групп операций.Предметный тип производственной структуры по сравнению с технологическим имеетследующие преимущества: сокращает и упрощает межцеховые кооперированные связи;повышает ответственность подразделений за качество и сроки выпуска закрепленнойза ними номенклатуры; сокращает длительность производственного цикла; упрощаетпланирование. Недостатком предметного типа является то, что в предметноспециализированных производственных подразделениях тормозятся прогрессивныепроцессы развития техники и технологии из-за невозможности выпускать слишкомбольшую номенклатуру изделий.
Как предметная, так и технологическаяструктуры в чистом виде встречаются редко.
На большинстве предприятийпреобладает смешанная (предметно-технологическая) структура. Это когдазаготовительные цеха и участки строятся по технологическому принципу, аобрабатывающие и сборочные – по предметному.
Виды производственной структуры. В зависимости от формадминистративно-хозяйственного обособления подразделений предприятияпроизводственная структура может быть различных видов.
Наиболее распространена цеховаяструктура.
Помимо цеховой в промышленностиформируются и другие виды производственной структуры: безцеховая, корпусная(блочная), комбинатская.
Безцеховая производственная структураформируется на малых и некоторых средних предприятиях, где вместо цеховсоздаются мастерские или производственные участки, как правилопредметно-замкнутые. Безцеховая структура позволяет упростить аппаратуправления предприятием (производственной единицей), приблизить руководство крабочему месту, повысить роль мастера.
При корпусной (блочной)структуре группы цехов, как основных, так и вспомогательных, объединены вблоки. Каждый блок цехов размещен в отдельном здании.
При корпусной структуре уменьшаетсяпотребность в территории и снижаются расходы по ее благоустройству, сокращаютсятранспортные маршруты и длина всех коммуникаций. Особенно эффективно объединятьцеха, родственные по технологическому процессу или имеющие тесные и устойчивыепроизводственные связи.
Комбинатская структура применяется в тех отрасляхпромышленности, где осуществляется многократная, или комплексная, переработкаминерального или органического сырья в крупных масштабах, т. е. там, гдепреобладающим типом производственного предприятия является комбинат (химическаяи нефтехимическая промышленность, металлургия, лесопереработка, легкая ипищевая промышленность).
При этом производственныеподразделения организуются на основе жестких технологических связей,представляющих собой непрерывные технологические потоки. Все структурныеподразделения расположены на одной площадке и представляют собой единыйпроизводственно-технологический и территориальный комплекс специализированныхпроизводств, строго соразмерных между собой по мощности (пропускнойспособности).
Организационная структура управления предприятием – это упорядоченнаясовокупность управляющих служб, характеризующаяся определенными взаимосвязями исоподчинением.
Группа руководителей и специалистов,на которую возложена ответственность за выработку и реализацию управленческихрешений, составляет аппарат управления предприятием.4. Организация производственного процесса на предприятии
Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанныхприемов и методов рационального сочетания живого труда со средствамипроизводства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементамипроизводственного процесса являются труд, средства труда и предметы труда.
Совокупный производственный процессизготовления продукции состоит из разнородных частичных производственныхпроцессов, каждый из которых охватывает обособленную в технологическом отношениичасть – стадию или фазу. Все частичные процессы делятся на две группы: основныеи вспомогательные. Основными являются процессы, в ходе которых изготавливаетсяпродукция, предназначенная к реализации. Вспомогательные процессы –изготовление продукции или оказание услуг – не реализуются, а употребляютсявнутри предприятия для удовлетворения собственных нужд.
Любой производственный процесссостоит из операций и предполагает наличие рабочих мест. Операция – это частьпроизводственного процесса по обработке предмета труда на одном рабочем местебез переналадки оборудования одним рабочим (или бригадой рабочих) при помощиодних и тех же орудий труда. В соответствии с группировкой производственныхпроцессов операции также подразделяются на основные и вспомогательные. Привыполнении основных операций предмет обработки меняет свои внешние и внутренниесвойства (форму, цвет, химический состав). При выполнении вспомогательныхопераций предмет обработки не меняется ни внешне, ни внутренне (операции поперемещению предметов труда, укладка продукции, контроль качества).
Основные и вспомогательные операции взависимости от степени участия рабочего в производственном процессе делятся на:
— ручные (кладка кирпича),
— машинно-ручные (обточка детали настанке), механизированные (выполняются при помощи машины, рабочий выполняетограниченные функции, например установку детали на станок),
— автоматизированные (без участиярабочего – обработка деталей на станках-автоматах)
— аппаратурные (совершаются вспециальных аппаратах, в которых на предмет труда воздействует электрическаяили другая энергия – термические, гальванические процессы).
Условием оптимальной организациипроизводственного процесса является его рациональное распределение по рабочимместам и во времени. Основным здесь выступает понятие производственного цикла,характеризующего календарный период времени, в течение которого предмет трудапроходит все операции по превращению в готовую продукцию. Он измеряется вминутах, часах, днях. Состав и соотношение по времени отдельных элементовпроизводственного цикла между собой представляют его структуру. При этом разнаяпродукция имеет различную структуру производственного цикла. Так, в условияхнепрерывного производства в составе производственного цикла отсутствуютперерывы. В большинстве отраслей с прерывным характером производства(машиностроение, приборостроение) отсутствуют естественные процессы.
Основными путями сокращениядлительности производственного цикла принято считать: повышение уровнякомплексной механизации и автоматизации производственных процессов; сокращениевремени вспомогательных операций; рациональное использование внутрисменныхперерывов (совмещение операций); централизованное обеспечение рабочих местматериалами, инструментом и технологической оснасткой.
Тип производства служит организационно-технической иэкономической характеристикой производства с точки зрения уровня егоспециализации, состава и номенклатуры продукции, масштаба и повторяемостиизделий в производстве.
Тип производства предопределяет производственнуюструктуру предприятия и его цехов, характер загрузки рабочих мест и движениепредметов труда в процессе производства. Каждому типу производства свойственныопределенные особенности организации производства, труда, состав оборудования,применяемые технологические процессы, состав и квалификация кадров.
Различают следующие типыпроизводства: массовое, серийное, единичное. В свою очередь серийноепроизводство делится на мелко-, средне– и крупносерийное. Тип производстваобычно характеризуется коэффициентом специализации рабочих мест, или коэффициентомсерийности (Кс), который определяется количеством деталеопераций, выполняющихсяв среднем на одном рабочем месте:
Кс = r · n: p,
предприятие рыночныйэкономика производственный
где: р – число рабочих мест;
r – среднее количество операций, которые выполняются приизготовлении каждой детали;
n – количество наименований деталей, которые обрабатываютсяданной группой рабочих мест.
Коэффициент серийности массовогопроизводства – 1– 3, крупносерийного – 4-40, среднесерийного – 11–20, мелкосерийного – более 20.
Единичный тип производства характеризуется изменчивостьюноменклатуры и небольшим объемом выпуска продукции. При этом велик удельный весоригинальных неунифицированных деталей.
Особенности:
— преобладание технологическойспециализации цехов, участков, рабочих мест и отсутствие постоянногозакрепления за ними определенных изделий;
— использование универсальногооборудования и оснастки, его размещение по однотипным группам;
— относительно большой удельный весручных операций и большая продолжительность производственного цикла;
— наличие рабочих-универсалов высокойквалификации.
Недостаток – ограничение возможностейиспользования стандартизированных конструкторско-технологических решений.
К продукции единичного типапроизводства относятся уникальные станки, турбины, прокатные станы, атомныереакторы, а также большинство строительных объектов (кроме стандартногодомостроения).
Серийное производство характеризуется тем, что к рабочемуместу предметы труда поступают не по одной — две штуки, как в единичномпроизводстве, а периодическими конструктивно одинаковыми партиями (сериями).
Особенности:
— относительно большая номенклатураизделий, однако значительно меньшая, чем при единичном типе;
— в зависимости от масштабасерийности применяется специальное и универсальное оборудование, а также быстропереналаживающиесястанки и автоматы;
— изготовление значительной частипродукции периодически повторяется в течение года или ряда лет, что даетвозможность организовать производство на технологически специализированныхучастках.
Массовое производство характеризуется узкой специализациейрабочих мест, ориентированных на выполнение одной — две постоянно повторяющихсядеталеопераций (в большинстве случаев Кс = 1).
Особенности:
— изготовление большого объемаоднородной продукции в течение относительно длительного периода;
— ограниченная номенклатуравыпускаемой продукции (одно-два наименования);
— детальная разработкатехнологических процессов;
— применение специальноговысокопроизводительного оборудования и автоматики;
— высокий удельный вес рабочихвысокой квалификации (наладчиков автоматов).
Достоинства:
— значительный масштаб и постоянствономенклатуры дают возможность применения дорогостоящего производительногооборудования;
— создаются благоприятные условия дляуглубления специализации, роста производительности труда и снижения издержекпроизводства;
— высокий уровень загрузкиоборудования (без переналадки), установление четкого ритма работы, болеекороткий производственный цикл и меньшие перерывы в процессе производства.
Несмотря на очевидные достоинствамассового и крупносерийного производств, для них характерны и существенныенедостатки: ориентация не на конкретного потребителя с его индивидуальнымизапросами, а на усредненные стандарты, а также жесткость технологии,обусловливающая трудности перестройки производства из-за наличия значительногоколичества специального оборудования и оснастки.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Любое предприятие находится ифункционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в томслучае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянногообмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, таккак внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых дляформирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней средыявляются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влияниемсобытий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителямприходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее подизменившиеся условия.
Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которыевозникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенноевоздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторыпрямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия(макроокружение).
К факторам прямого воздействияотносят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельностьпредприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы,государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционернымобществом).
В условиях переходной экономики Россииименно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельностипредприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этомрынке.
Основные функции государства:
— создание правовой основыжизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организациявыполнения хозяйственного законодательства;
— обеспечение правопорядка в стране иее национальной безопасности;
— стабилизация экономики (в первуюочередь снижение уровня безработицы и инфляции);
— обеспечение социальной защиты исоциальных гарантий;
— защита конкуренции.
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия надеятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильнойстратегии.
К наиболее значимым факторамкосвенного воздействия относятся:
— политические факторы – основныенаправления государственной политики и методы ее реализации, возможныеизменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемыеправительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;
— экономические факторы – темпы инфляции или дефляции,уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентныеи налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта,производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различныепредприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляетсяэкономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например,стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для еепроизводителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий –как выгода;
— социальные факторы внешней среды – отношение населенияк работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции;разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;
— технологические факторы, анализ которых позволяет предвидетьвозможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроитьсяна производство и реализацию технологически перспективного продукта,спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Анализ внешней среды предприятиязатрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются еенеопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность еефакторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью,что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды ивыработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы всевозможности и угрозы внешней среды.
Внутренняя среда предприятия определяет технические иорганизационные условия работы предприятия и является результатомуправленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служитвыявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобывоспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенныйвнутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могутусугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций включаетследующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управлениеперсоналом, организационную структуру.
Значение анализа внутренней среды объясняется следующимиобстоятельствами:
— информация о внутренней среденеобходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, накоторый предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достиженияпоставленных целей;
— анализ внутренней среды позволяетлучше уяснить цели и задачи организации.
Основными элементами внутренней средыпредприятия являются:
— производство (в зарубежной экономическойлитературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства;номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов,скорость их использования; наличный парк оборудования и степень егоиспользования, резервные мощности; экология производства; контроль качества;патенты, торговые марки и т. д.;
— персонал: структура, квалификация,количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров,стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
— организация управления:организационная структура, методы управления, уровень менеджмента,квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имиджпредприятия;
— маркетинг, охватывающий всепроцессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в томчисле: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции,маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы,стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
— финансы – своего рода зеркало, вкотором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия.Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественноми количественном уровне;
— культура и имидж предприятия –слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имиджпредприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулироватьпотребителей к покупке товаров и т. п.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :