Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Социальный факультет
Кафедра «Социальной работы»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Территориальная организация населения»
Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РоссийскойФедерации
Преподаватель Л.В. Афанасьева
2010
Содержание
1. Создание СЭЗ в России
2. Типы СЭЗ
3. Основные проблемы СЭЗ в России
4. Перспективы функционированияроссийских СЭЗ
Список использованных источников
1. Создание СЭЗ в России
Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале90-х гг. Тогда прокатилась настоящая волна создания всевозможных Свободных экономическихзон. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризоваласьзначительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс созданияСЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментомборьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзныхреспублик и крупных регионов. В результате только с июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включаяПриморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область,г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскуюавтономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2(7% территории), население — 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказалисьмногократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.[4, стр.179]
Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об иностранных инвестицияхв РСФСР», в котором была глава о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования.В соответствии с Законом СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала,передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала.В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранногокапитала и предприятий с иностранными инвестициями.
В 1992 г. отношение к созданию СЭЗ в России значительно изменилосьв связи с либерализацией хозяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующиевнешнеэкономическую деятельность, не предусматривали особый режим хозяйственнойдеятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никтоне отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу.
Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗвызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывавшуюся ситуациюкак отход российского Правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территорииРФ», в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций дляиностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизацииобстановки.
Тем не менее, в Правительстве РФ возобладала линия на закрытиеогромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий.Взамен предлагалась концепция создания микрозон, главным образом свободных таможенныхзон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этихвидов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения иминимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.
В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосферанеопределенности, а точнее, перспектива сократиться до небольших экспортных территорий.Да и эта перспектива была туманной, так как решение создавать свободные таможенныезоны и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.
Для поддержания государственной линии на формирование преимущественнодвух видов локальных зон российское Правительство в 1994 — 1995 гг. предпринялоряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий,действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложенииприбыли предприятий с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленнуюстоимость и специального налога на импортированное технологическое оборудование;отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплатутруда и др.
Принятые меры способствовали тому, что с середины 90-х гг. созданиев России свободных экономических зон несколько активизировалось. Ряд регионов, недожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализациипроектов создания локальных функциональных зон. Первой по такому пути пошла АдминистрацияСЭЗ «Находка». Опираясь на правительственные документы о возможностяхсоздания на своей территории таможенных зон, а также предоставленный на эти целибюджетный кредит, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995 г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки действовали ПравительствоМосковской области, Мэрия Санкт-Петербурга, Администрация Ульяновска, создавшиесвободные таможенные зоны.
В Санкт-Петербурге в феврале 1999 г. принято решение о формировании 20 зон экономического развития с особым режимом, на территориикоторых предприятия получили льготы с целью активизации инвестиционных проектови повышения экономической эффективности и конкурентоспособности международного транспортно-грузовогокомплекса города.
Другие территории активизировали свои усилия, направленные либона воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций. Так,Администрация Калининградской области добилась принятия в ноябре 1995 г. Государственной Думой Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградскойобласти», возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. В 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии, в 1997 г. — СЭЗ «Алтай» на территории Алтайского края, в которой участники зоны освобождалисьна пять лет от налоговых платежей и сборов, а также получали ряд других льгот.
В настоящее время Федеральное агентство по управлению особымиэкономическими зонами выделяет следующие города: Москва («Технополис Зеленоград»,«Шереметьево», «Московский Франко-Порт» и «Франко-ПортТерминал»), Дубна, Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона «Нойдорф»),Томск, Елабуга («Алабуга»), Липецк («Липецк»); в РеспубликахАлтай («Алтайская долина») и Бурятии («Байкальская Гавань»);а также Алтайском («Бирюзовая Катунь»), Краснодарском («Новая Анапа»)и Ставропольском («Гранд Спа Юца») краях; Иркутской («Ворота Байкала»)и Калининградской областях («Куршская коса»). Также существуют три действующихпроекта создания портовых СЭЗ: в Красноярском, Хабаровском краях и в Ульяновскойобласти. [15]
Необходимо было и принятие федерального закона «Об особыхэкономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005г., который бы четкоопределил полномочия федеральных властей и властей субъектов РФ в отношении контролянад деятельностью свободных экономических зон (в целях укрепления вертикали власти).Так как до этого российские СЭЗ создавались и действовали не на основе федеральногозакона, а на основе указов и постановлений исполнительной власти, применяемых котдельным СЭЗ. Отсутствие базового федерального закона о СЭЗ приводило к тому, чтореализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентскиеуказы или даже парламентские акты) неизбежно упирается в приоритетность более общихнорм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделамифедерального законодательства РФ (налоговым, таможенным, валютным, банковским ит.д.).
Таким образом, специфика политики зонирования в нашей странезаключается в том, что на протяжении 90-х гг. она не имела четкой стратегическойнаправленности, носила стихийный характер. Сейчас же создание у нас СЭЗ может стать,как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранныхинвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страныв целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
2. Типы СЭЗ
Операционно-функциональная структура свободных экономическихзон в мире достаточно многообразна, и в последние десятилетия «семейство»СЭЗ пополнилось. [14]
В соответствии с хозяйственной специализацией СЭЗ в России подразделяютсяна следующие основные типы:
промышленно-производственные;
технико-внедренческие;
туристско-рекреационные;
портовые.
Рассмотрим механизм и основные направления их деятельности.
Промышленно-производственные СЭЗ.
Характеристика СЭЗ промышленно-производственного типа:
Размещение объектов промышленного назначения;
Площадь не более 20 кв.км.;
Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальныхобразований;
Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориальногообразования. (часть третья в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
Срок существования не более 20 лет;
Капитальные вложения не менее 10 млн. €, в первый год — не менее1 млн. €.
Характеризуются тем, что в них создаются предприятия, в которыхпроизводятся товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующихизделий и других компонентов, либо на тех же основах выпускается так называемаяимпортозамещающая продукция для внутреннего рынка.
На предприятиях промышленно-производственной зоны осуществляетсясборка готовой продукции, реализуемая на близлежащих территориях и в первую очередьв ближайшей стране-импортере капитала. Первоначально, как правило, обязательно сэкспортом готовой продукции, затем используются местное сырье и полуфабрикаты иимпортной техники и технологии, затем поставка на внутренний рынок.
Эти СЭЗ имеют специальный таможенный режим, где действуют определенныефинансовые и налоговые льготы.
Деятельность таких СЭЗ направлена на возрождение национальнойэкономики.
Технико-внедренческие СЭЗ.
Характеристика СЭЗ технико-внедренческого типа:
Ведение технико-внедренческой деятельности;
Создаются не более чем на двух участках территории, общая площадькоторых составляет не более чем три квадратных километра (часть вторая в ред. Федеральногозакона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальныхобразований;
Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориальногообразования. (часть третья в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
Срок существования не более 20 лет.
Технико-разрабатывающие или технико-внедренческие зоны — этотерриториальные образования — анклавы, использующие национальные научные кадры изарубежных специалистов, связанных в общую структуру целей и задач НТП и пользующиесяединой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.
Эти образования пользуются широкой всесторонней поддержкой государства,включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры,налоговые льготы и налоговые кредиты. Главная цель их создания и функционирования:стимулировать инновационную деятельность всех типов (от разработки до внедрениявключительно) и повышать эффективность НТП в целом, а не только отдельных направленийнауки и техники.
Среди технико-внедренческих зон, действующих в России, наиболеешироко представлены технологические (технопарки). Наиболее успешно функционируют«Зеленоград» и «Дубна».
В первой половине 90-х гг. большинство их этих технопарков былисозданы по решениям местных органов власти. В последние годы этому вопросу сталоуделяться внимание и со стороны федеральных властей. Так, в 1997 г. Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство образования РФ совместно с государственнымифондами технологического развития и содействия развитию малых предприятий в научно-техническойсфере приняли программу «Активизация инновационной деятельности в России».
Одним их важных направлений деятельности программы стали созданиеи поддержка инновационных технологических центров, способных выполнять функции опорныхточек роста инновационной инфраструктуры. В 1997 г. в соответствии с этой программой было создано семь инновационных технологических центров в Москве,Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Однако, несмотря на расширяющеесячисло создаваемых технопарков в России, они не выполняют поставленные перед нимизадачи. Эффективное функционирование технопарков в России сдерживается отсутствиемфинансовой поддержки со стороны государства; федерального закона о технопарках;долгосрочной технологической политики, призванной разработать основные направленияразвития отечественной науки и технологии, а также определить место технологическихпарков как инструмента интеграции науки и производства в российской экономике.
Туристско-рекреационные СЭЗ.
Характеристика СЭЗ туристско-рекреационного типа:
Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемыхПравительством Российской Федерации. (часть вторая.1 введена Федеральным закономот 03.06.2006 N 76-ФЗ);
Могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
Туристско-рекреационных СЭЗ могут включать в себя полностью территориюкакого-либо административно-территориального образования;
В туристско-рекреационных СЭЗ допускается размещение объектовжилищного фонда;
Оказание туристических и оздоровительных услуг.
Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:
1. деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству,реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенныхдля санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
2. туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральныхвод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию,в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний,медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральныхвод.
Новым явлением в российской практике создания функциональныхзон стали туристско-рекреационные и эколого-экономические зоны. Этизоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которыене разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм,рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит,связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранения и др.
В России первой эколого-экономической зоной могла стать зона«Горный Алтай», созданная в 1991 г. в целях формирования экспериментальной модели устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охранеокружающей среды. В эколого-экономической зоне «Горный Алтай» вводиласьсистема ограничения режимов природопользования и хозяйствования, устанавливалисьэкологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям. Однако практиказоны «Горный Алтай» показала, что в деятельности зоны были допущены крупныеналоговые нарушения. В итоге, просуществовав около трех лет, эта зона была ликвидирована.
Крупной эколого-экономической зоной могут стать Кавказские минеральныеводы в Ставропольском крае, которые специализируются на развитии туризма, рекреационнойсферы и создании экологически чистой курортной зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято решение о создании туристско-рекреационных зон, которые будут включатьтуристические комплексы г. Пушкин, Петродворца и Курортного района. Эти зоны получатразличные льготы, которые могут привести к расширению туризма в регионе, увеличениювалютных поступлений в местный бюджет.
Портовые СЭЗ.
Целью создания портовых особых экономических зон на территорииРоссийской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитиепортовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Портовые особые экономические зоны создаются на территориях существующихморских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранныхсудов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющихмеждународные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленномпорядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речногопорта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественныекомплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов идля иного обслуживания пассажиров.
На момент создания портовой особой экономической зоны земельныеучастки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные дляразмещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационнойи иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) пользованииграждан или юридических лиц.
В связи с длительным периодом окупаемости портового хозяйства,высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимостьюнеизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантииусловий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятиянорм, ухудшающих условия ведения бизнеса.
Портовые СЭЗ создаются на 49 лет.
Две Особые экономические зоны: в Магаданской и Калининградскойобластях.
Магаданская область находится на крайнем Северо-востоке Россиии омывается водами Тихого океана и Охотского моря. Создание и функционирование Особойэкономической зоны в Магаданской области закреплено Федеральным законом от 31.05.99г.№ 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», закономМагаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданскойобласти» и законом Магаданской области от 05.07.99г. № 80-ОЗ «Об измененииадминистративно-территориального устройства Магаданской области».
свободная экономическая зона российская
Особенность статуса этой зоны заключается в действующих на еётерритории льготах по налоговым и таможенным платежам для участника Особой экономическойзоны. Для того чтобы воспользоваться этими льготами, необходимо иметь регистрационноесвидетельство выданное Администрацией Особой экономической зоны.
В период с 2006 года до конца 2014 года участники Особой экономическойзоны в Магаданской области будут освобождаться от уплаты налога на прибыль, причем,только в отношении прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферына территории Магаданской области. Для того чтобы использование налоговых льготбыло правомерным, участники ОЭЗ должны вести отдельный учёт операций, осуществляемыхв пределах ОЭЗ и Магаданской области.
Не менее существенными являются таможенные льготы. В соответствиисо ст.6 Федерального закона на территории Магаданской области устанавливается режимсвободной таможенной зоны. Это, в частности, означает, что иностранные товары размещаютсяи используются в границах ОЭЗ без взимания таможенных пошлин и налогов.
Уплата регистрационных сборов при регистрации внешнеторговыхопераций производится в размере:
20% — на продовольственные товары;
50% — транспортные средства представленные в товарных позициях8702-8703 ТН ВЭД;
40% — на остальные товары;
от суммы таможенных освобождений при осуществлении таможенногооформления импортируемого (экспортируемого) товаров.
Особая экономическая зона в Калининградской области — территорияКалининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществленияхозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенныйрежим свободной таможенной зоны — таможенный режим, при котором иностранные товарыввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территориибез уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономическогохарактера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерациио государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей,установленных Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономическойзоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательныеакты Российской Федерации».
Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан — представителейрезидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничествав Особой экономической зоне, Правительством Российской Федерации устанавливаетсяупрощенный порядок оформления виз. Он предусматривает возможность их оформленияуказанным категориям иностранных граждан непосредственно в пункте пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область.
На территории свободной экономической зоны не допускается:
размещение объектов жилищного фонда. (часть четвертая в ред.Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключениемразработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебныхресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийскимклассификатором видов экономической деятельности; (п.1 в ред. Федерального законаот 03.06.2006 N 76-ФЗ);
переработка полезных ископаемых, за исключением промышленногорозлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработкалома цветных и черных металлов; (п.2 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N76-ФЗ);
производство и переработка подакцизных товаров (за исключениемлегковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные видыдеятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне(часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).
Таким образом, на территории России действуют четыре технико-внедренческиезоны, две промышленно-производственные и семь туристско-рекреационных ОЭЗ. Проведентакже конкурс по отбору трех портовых зон, однако решения правительства по их созданиюдо сих пор не приняты.
3. Основные проблемы СЭЗ в России
Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можноподвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельностьбольшинства СЭЗ в России, если придерживаться международных стандартов, не эффективна.
Экспертная оценка практики функционирования свободных экономическихзон в России, проведенная международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, чтопредполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. При отсутствии надежной правовойбазы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных объединений не способствуетрешению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики,регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.
Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в странуиностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидированияотдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов,впоследствии утекающих за рубеж.
Слишком большие размеры территории СЭЗ. Площадь первыходиннадцати зон в России превышала территории таких европейских государств, какФранция и Испания, вместе взятых. В России целые области и края получили статусСЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках.Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим.На что, скажем, могла рассчитывать «Даурия», включив в СЭЗ всю территориюобласти — свыше 400 тыс. км2 или «Ева» (Еврейская автономнаяобласть) — 360 тыс. км2. [3, стр. 195] Другие зоны также стремились взятьпод свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее,тем ниже эффективность функционирования зоны. Исходя из мировой практики для нормальногообустройства 1 км2 зоны экспортного производства требуются вложения порядка45-50 млн. долл., свободной таможенной зоны — 15-20 млн. долл. [13, стр.112] Гигантоманияв этом деле не могла приводить к реальному успеху: одни затраты на обустройствоспециального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.
Нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны.Успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географическогоположения, важной составляющей которого является близость к основным транспортныммагистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаен, обеспечиваетсяза счет приграничного расположения.
Отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона. Яркимпримером такого рода является ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерамбыло предоставлено право неограниченного ввоза па территорию области товаров иностранногопроизводства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшиена территории СЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий,неспособных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией.В результате, поданным Госкомстата РФ, падение физического объема производства промышленнойпродукции в Калининградской области в 1991 — 1998 гг. составило 71,2%. Это одиниз самых худших показателей в Российской Федерации: в среднем но стране падениепроизводства за данный период было равно 49,7%. [13, стр.111] Затем постановлениямиправительства было введено квотирование импорта па территории области, однако этоне способствовало улучшению ситуации, так как в состав квотируемой попала продукция,не производимая в области и необходимая промышленным предприятиям (например, бензин).А также отсутствие четкого контроля со стороны государства дают возможность злоупотребленийна территории СЭЗ.
Слабое звено в деятельности российских СЭЗ — отсутствие эффективнойсистемы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны,эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечениииностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемыхими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны,предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительствозаинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов.Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системыуправления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однакодо настоящего времени подобная система управления зонами не создана.
Недостаточное и неэффективное использование возможностей,предоставляемых режимом экономического благоприятствовании. Зоны экспортного производства,созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкойпродукции из импортных компонентов. Изначально создававшиеся как экспортные промышленно-производственныеСЭЗ в Калининградской области и Находке использовались прежде всего для вывоза изРФ различных видов сырья, а также продукции, собранной из импортных компонентов.В конце 2008 года Генпрокуратура проводила проверку деятельности РосОЭЗ. По ее итогамона направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось, что в пятииз семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одногоинвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.
Результатом подобной политики зонирования в России, несмотряна определенные коррективы, вносимые на местах, служат слабая эффективность этихзон и иррациональность.
4. Перспективы функционирования российских СЭЗ
В современных условиях требуется пересмотр политики зонированияна основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и болееконструктивного использования мирового опыта.
Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохранитсяв новых, более жестких условиях рыночных отношений. Чтобы привлечь инвесторов, какиностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфностии более четко определить модель развития СЭЗ.
Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нетбудущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировкисвоей политики и функциональной направленности. Перспективными представляются СЭЗСанкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе нескольконебольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободногопредпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13субзон. Хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» — российского варианта СЭЗ«Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активноведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту «Шереметьево»территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры,складских помещений и экспортоориентированных производств в сочетании с продуманнымтехнико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Созданиеи успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образованиеаналогичных зон в районе аэропортов «Домодедово» и «Внуково».
Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительнойстепени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране.Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей,в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимойпроблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизмапредприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижениянаучно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована.Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированнойпредпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научнойидеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукойи производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различнойведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированныхспециалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.
Создание технопарков могло бы не только привести к организацииотдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и диверсификациироссийского экспорта. Технопарки с участием иностранного капитала могли бы датьзначительный народнохозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютныхсредств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитиюотечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижениянауки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков,приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить«утечку умов». Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытыхгородков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей ипроблему занятости.
Другое стратегически оправданное направление — реализация транспортно-географическогоположения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкойсети свободных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировуюэкономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныненаправляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанскогорегиона.
Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особоговыигрышного положения зоны (Кемеровская область, Алтайский и Забайкальский край)могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное вниманиездесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранныхинвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработкуминеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притокуиностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.
Кроме того, в настоящее время вопрос о функционировании, поддержаниии контроле СЭЗ рассматривается как один из регуляторов экономики. Так 6 октября 2009 г. президент Дмитрий Медведев своим указом ликвидировал Федеральное агентствопо управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ»). Все функции иполномочия, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений,ранее принадлежавшие «РосОЭЗ», перешли к Министерству экономического развития.
Изложенное дает основания считать, что в подходе к СЭЗ в нашейстране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Деятельностьсвободных экономических зон в Российской Федерации трудно оценивать однозначно.С одной стороны, российский опыт создания СЭЗ можно назвать неудачным. В погонеза получением льгот по привлечению инвестиций местные власти не принимали во вниманиевозможную эффективность функционирования зоны и ее влияние па экономику регионав долгосрочной перспективе. Неудивительно, что подавляющее большинство созданныхСЭЗ de facto прекратили свое существование. Но, с другой стороны, вряд ли стоитполностью отказываться от практики создания СЭЗ в будущем. При грамотной политикеи учете специфики пашен страны деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-техническогопрогресса, росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать СЭЗкак панацею для оздоровления экономики страны в целом, в подавляющем большинствеслучаев подобные образования помогают успешно решать локальные и региональные экономическиеи социальные задачи. Однако для этого в государстве должна быть разработана четкаяправовая основа, так как неконтролируемый процесс создания разнообразных зон экономическогоблагоприятствования может нарушить баланс между регионами страны, что особенно опаснодля такого крупного федеративного государства, как Россия.
Список использованных источников
1. Авдокушин Е. Международные экономические отношении; Учеб. пособие. — М.:ИВЦ «Маркетинг», 1999. — 196с.
2. Горячев В. «Свободной зоне — свободное общение» // Международнаяжизнь. — 1993. — №11. — с.53.
3. Зименков Р. Россия: интеграция в мировую экономику: Учеб. пособие. — М.:Финансы и статистика, 2002. — 432с.
4. Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. Региональная экономика и управление:Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Питер, 2008. — 288с.
5. Кожокин Е., «Свободные экономические зоны и региональная политика»// Международная жизнь. — 1991. — №10. — с.48.
6. Корнейчук Н. «Специальные экономические зоны: опыт и перспективы»// Вопросы экономики. — 1991. — №10. — с.107.
7. Приходько С., Трошин Н. «Варианты развития взаимосвязей СЭЗ и национальнойэкономики» // Вопросы экономики. — 1991. — №10. — с.87.
8. Раненко В. «Свободная зона в экономической перспективе» // Международнаяжизнь. — 1993. — №11. — с.33.
9. Семенов Г. «Развитие свободных экономических и оффшорных зон»// Российский экономический журнал. — 1995. — №1. — с.38.
10. Смородинская Н. «Какой быть СЭЗ „Находка“?» // Международнаяжизнь. — 1993. — №11. — с.70.
11. Смородинская Н., Капустин А. «Свободные экономические зоны: мировойопыт и российские перспективы» // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — с.128.
12. Чубайс А. «Ленинградская зона свободного предпринимательства: состояниеи перспективы» // Вопросы экономики. — 1991. — №10. — с.80.
13. Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. «Свободные экономические зоны:мировой опыт и перспективы в России» // Вопросы экономики. — 2000. — №10.- с.104.
14. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об Особых экономических зонахв Российской Федерации».
15. http:///www.rosoez/ru/ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическимизонами — РосОЭЗ).
16. http://www.vremya.ru/2009/183/4/238954.html.