Содержание
Введение
Глава1. Промышленная политика России
Глава2. Политика поддержки конкуренции
Глава3. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложения
Введение
Промышленная политика иконкурентная политика имеют общую цель — обеспечение устойчивого экономическогороста и повышение благосостояния населения, если исходить из допущения о том,что государство стремится к максимизации общественной полезности. Различиемежду промышленной и конкурентной политикой кроется в средствах, используемыхдля ускорения темпов и повышения устойчивости экономического развития. Основнымметодом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченномучислу агентов национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут бытьиспользованы для инвестиций. С этой точки зрения комплекс мер, направленных наизъятие части рентного дохода из добывающих отраслей посредствомналогообложения и на распределение их через бюджет в другие отрасли экономикина основе того или иного критерия.
В современных условияхважным фактором, влияющим на соотношение конкурентной и промышленной политики вРоссии, становится реформа технического регулирования, в рамках которойизменится вся система установления обязательных требований к производимой продукциии процессам производства, подтверждения соответствия, а также ответственностиза нарушение обязательных требований. С одной стороны, формирование техническихрегламентов служит важнейшим условием снижения неопределенности для всехзаинтересованных лиц (особенно потребителей и производителей) и соответственнофактором экономии на трансакционных издержках. С другой стороны, появлениетехнических регламентов может оказать значительное влияние (в том числе инегативное) на условия конкуренции на соответствующих товарных рынках
Работа основана надостижениях экономической теории и практики мировой цивилизации. В нейраскрывается роль и особенности антимонопольной политики государства. Поэтомуданную тему можно считать весьма актуальной на сегодняшний день.
Цель состоит врассмотрении антимонопольной политики государства.
Цель позволиласформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1) Рассмотретьпромышленную политику политику поддержки конкуренции
2) Выявитьконфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции
Глава 1. Промышленнаяполитика
Промышленная политикаопределяется как комплекс административных и финансово-экономических мер,направленных на обеспечение нового качества экономического роста страны за счетповышения инновационной активности, эффективности и конкурентоспособностипроизводства с целью расширения доли отечественных компаний на внутреннем имировом рынках в интересах повышения благосостояния граждан.
Актуализацияпромышленной политики и острая необходимость в ее скорейшей разработке ипрактической реализации обусловлены следующими обстоятельствами:
— стремительноразрушается технологический потенциал страны;
— технологическоеотставание от передовых стран за последние годы приобретает общий характер;
— технологическоеотставание, достигшее критического предела, грозит утратой самой способности ксозданию конкурентоспособной наукоемкой продукции;
— мировому уровнюсоответствует лишь четвертая часть всех технологий, многие из которых никак непреобразуются в конкурентные преимущества на стадии промышленного производства.
Мировой опытсвидетельствует о том, что основными принципами разработки и реализациипромышленной политики, обеспечивающей повышение национальнойконкурентоспособности на основных направлениях социально-экономическогоразвития современных обществ и государств, являются:
-формированиепромышленной политики как важнейшей составной части общенациональной стратегиис активным равноправным участием в ее разработке и реализации государства, бизнеса,научных и общественных организаций;
— переход отсложившейся отраслевой промышленной политики к политике концентрациинациональных усилий и государственной поддержки конкурентоспособных компаний;
— смена приоритетов ввыборе объектов промышленной политики в соответствии с общемировой тенденцией,возрастание значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленнойстоимостью при снижении роли традиционных ресурсоемких отраслей промышленности;
— создание условийперехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства,распределения и использования знаний и информации в качестве главных факторовустойчивого экономического роста.
Современныеэкономические теории выделяют две базовые концепции государственнойпромышленной политики:
— жесткаягосударственная промышленная политика с безусловным преобладанием методовпрямого бюджетного субсидирования отраслей промышленности или отдельныхамбициозных проектов на основе волевых, административных рычагов; эта модельприменялась, как правило, на ранних стадиях индустриального развития;
— современнаянациональная промышленная политика с безусловным преобладанием методовкосвенного (финансово-экономического) стимулирования выпускаконкурентоспособных продукции и услуг.
Системообразующей цельюпромышленной политики в условиях вхождения России в мировое рыночноепространство является повышение национальной конкурентоспособности (т.е.способности производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентнойборьбы с другими странами), соблюдение международных стандартов и расширениедоли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках как основногоисточника повышения благосостояния граждан страны при непрерывном росте ихжизненного уровня.
Основной задачейгосударства в этой сфере является создание целостной системы обеспеченияразвития наукоемкого производства России. Речь идет не о поддержке отраслей илиподотраслей по канонам плановой экономики, а о поддержке отдельных производстви технологий, определяющих возможности технологических прорывов и значимых длямировой экономики.
Исходя из данныхпредпосылок основные задачи промышленной политики можно сформулироватьследующим образом:
— стимулированиенаучно-технического прогресса;
— проведениеструктурной реформы научно-промышленной сферы;
— созданиеинституциональных основ и инфраструктуры экономики знаний, обеспечивающихпрактическое освоение научных достижений;
— формирование стимуловдля инвестирования в новые знания и новые технологии;
— накопление, развитиеи эффективное использование интеллектуального (человеческого и структурного)капитала новой экономики;
— направлениеинвестиционных потоков в интеллектуальный капитал;
— приоритетное развитиесферы образования;
— перераспределениечасти доходов традиционных секторов экономики для решения задачнаучно-технического прогресса;
— информатизацияобщества и проведение на этой основе реформы управления.
Далее рассмотримосновные модели промышленной политики: экспортоориентированная модель; модельимпортозамещения; инновационная модель.
Экспортоориентированнаямодель. Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит вовсемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции.Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособныхэкспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производствоконкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Важнымипреимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство идоступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслейэкономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных,“внутренних” отраслей и являются основным поставщиком денежных средств вбюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитиепроизводства и сферы услуг национальной экономики.
Успешными примерамипроведения экспортоориентированной модели промышленной политики могут служитьтакие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, “азиатские тигры” (Малайзия,Таиланд, Сингапур), в последнее время Китай.
В то же время есть инегативные примеры – Венесуэла, Мексика.
Модель импортозамещенияпредставляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развитиянационального производства. Импортозамещение предполагает проведениепротекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты(тем самым предотвращается инфляция). Импортозамещающая модель способствуетулучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса,обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научногопотенциала.
Такая ситуация былахарактерна для экономики СССР, КНДР. Также, под воздействием различныхобъективных экономических, геополитических и институциональных факторов,проводимая после распада СССР и до сегодняшнего дня промышленная политикаРоссии носит ярко выраженный импортозамещающий характер.
Инновационнаядеятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности, таки производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность,создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е.посредническая деятельность). В основе инновационной модели лежит процессэкономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках,опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития сиспользованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.
Инновационная модельспособствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а,следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулируетразвитие образовательных институтов и обеспечивает экономикувысокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочихмест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный ивысокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует наразвитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокойдобавленной стоимостью производимой продукции.
Глава 2. Политикаподдержки конкуренции
Конкуренция – фактор,определяющий условия функционирования того или иного рынка — состязание междутоваропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынкасбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийногорегулирования пропорций общественного производства. Различают ценовуюконкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовуюконкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий еепродажи.
По степени развитияконкуренции выделяется четыре основных типа рынка:
— рынок совершеннойконкуренции,
— рынок несовершеннойконкуренции который, в свою очередь подразделяется на:
— монополистическуюконкуренцию,
— олигополию,
— монополию.
Конкуренция являетсяведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческаядеятельность предприятий. Государство проводит политику поддержкидобросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности винтересах повышения эффективности общественного производства и его социальнойнаправленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основестатьи 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданскомкодексе РФ (статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов: «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» (в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 70-ФЗ), далее — Закон о конкуренции на товарных рынках; *О защите конкуренции на рынкефинансовых услуг" (от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ), далее — Закон о конкуренциина финансовых рынках; «О рекламе» (от 18 июля 1995 г.); «Оестественных монополиях» (от 17 августа 1995 г.); «О защите правпотребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.); а также ряда нормативныхактов разной юридической силы.
Основным методомконкурентной (антимонопольной) политики является обеспечение равных условийконкуренции, что создает стимулы для инвестиций и нововведений в различныхформах (продуктовых, технологических, организационных и др.). Действительно, вкачестве рабочего можно принять следующее определение: конкурентной называетсяполитика, направленная на поддержание и/или создание ситуации конкуренции нарынках посредством установления и обеспечения соблюдения правил, запрещающих (втом числе по определению или в зависимости от соотношения выгод и издержек)отдельные способы поведения на рынке. В отличие от других видов экономическойполитики запрещение конкретных способов поведения на рынке связывается с ихотрицательным влиянием на условия конкуренции между участниками.
Основополагающим вантимонопольном законодательстве является Закон о конкуренции на товарныхрынках.
Механизм конкуренцииявляется составной частью экономического механизма управления деятельностьюпредприятий и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями,механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.
Сегодня в Россиисоздано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его напрактике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести не о защитеконкуренции, а о ее воссоздании. Тем не менее, государство не только стараетсясоздать условия для развития различных структур производства, но и поддерживаетконкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство. Изменение экономическойсистемы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельнуюпотребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционированиерынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.
Выделяемые компонентыконкурентной политики – антимонопольное регулирование и конкурентная политика вдерегулируемых отраслях естественных монополий, — тесно связаны с выводамиэкономической теории монополии и естественной монополией.
Необходимо отметить,что по мере развития представлений о конкуренции условия антимонопольногорегулирования в значительной степени осложняются. Противодействие созданиюкрупных продавцов и контроль над их поведением – гораздо более простая задача,чем содействие динамической конкуренции, обеспечение равного доступа участниковрынка к ресурсам и т.д.
Стремление ограничитьсферу естественной монополии является концептуальной основой политики отделенияестественно-монопольного компонента отрасли от потенциально конкурентного.Вместе с тем после такого разделения роль конкурентной политики в отношенииестественно-монопольного компонента резко возрастает, поскольку контролирующаяего компания обладает существенными возможностями искажать условия конкуренциив смежных секторах.
Глава 3. Конфликтымежду промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции
В последние годы вРоссии активизировалась дискуссия о роли и месте промышленной и конкурентнойполитики. Существует мнение, что промышленная политика необходима для ускорениятемпов экономического роста, в то время как антимонопольная политика выполняетв современной российской экономике деструктивную роль, создавая дополнительныеи ненужные ограничения. Есть и противоположная точка зрения: антимонопольнаяполитика нужна для выравнивания условий конкуренции и создания тем самымстимулов для инвестирования, в то время как промышленная политика, предоставляяучастникам рынка дополнительные преимущества по сравнению с их конкурентами,одновременно лишает их заинтересованности в повышении эффективностипроизводства. Эти крайности основываются на представлении о противоречивости ивзаимоисключаемости промышленной и конкурентной политики. Настоящая статьяпосвящена обсуждению проблем взаимодействия этих двух направлений экономическойполитики, в том числе возможного их одновременного применения в современнойРоссии.
Любой вид экономическойполитики, представляя собой комплекс последовательных действий, осуществляемыхсубъектом (субъектами) в отношении некоторого набора объектов с определеннойцелью, предполагает установление обязательных правил, поддерживаемыхсоответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правилдействующими лицами (хозяйствующими субъектами). С этой точки зрения любоенаправление экономической политики всегда связано с созданием и изменениеминститутов. Установленные правила позволяют определить права и соответственносоздать стимулы для экономических агентов. Стимулы непосредственным образомвлияют на решения, формируют поведение экономических агентов и в конечном счетеопределяют получаемые результаты (с позиции распределения и эффективностииспользования ресурсов).
Многоаспектностьэкономических обменов обусловливает множество направлений и форм воздействиягосударства на способы использования ресурсов, темпы экономического развития.Существование различных направлений и видов экономической политики выдвигает напервый план вопрос об их согласованности. Так называемая неоклассическаяпарадигма (во всяком случае, ее традиционная версия) рассматривает эти дванаправления экономической политики как взаимоисключающие. Однако каксовременный экономический анализ, так и мировая практика государственногорегулирования подводят к другому выводу: достижение целей устойчивогоэкономического роста, основанного на нововведениях, как правило, невозможно безиспользования обеих форм экономической политики и соответствующих иминструментов.
Промышленная политика иконкурентная политика имеют общую цель — обеспечение устойчивого экономическогороста и повышение благосостояния населения, если исходить из допущения о том,что государство стремится к максимизации общественной полезности. Различиемежду промышленной и конкурентной политикой кроется в средствах, используемыхдля ускорения темпов и повышения устойчивости экономического развития. Основнымметодом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченномучислу агентов национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могутбыть использованы для инвестиций. С этой точки зрения комплекс мер,направленных на изъятие части рентного дохода из добывающих отраслейпосредством налогообложения и на распределение их через бюджет в другие отраслиэкономики на основе того или иного критерия (например, принадлежность к«новой экономике»), может рассматриваться как пример промышленнойполитики.
Выбор в пользу подобнойпромышленной политики или отказ от нее — одна из главных проблем дляроссийского правительства. Альтернативой активной промышленной политике в формеперераспределения рентных доходов является развитие финансовой инфраструктурыэкономики и улучшение инвестиционного климата, повышающее привлекательностьобрабатывающих отраслей промышленности(Строго говоря, возможен и третийвариант, когда посредством диверсификации (в том числе конгломератной)интегрированные бизнес-группы самостоятельно перераспределяют ресурсы издобывающих отраслей в обрабатывающие. Однако необходимо учитывать, чтоследование данному пути достаточно быстро обнаружит пределы возможностей,прежде всего связанные с риском потери контроля и резкого снижения эффективностив рамках этих бизнес-групп. Оба варианта сопряжены со специфическими проблемамии рисками и характеризуются различной эффективностью в зависимости отвременного горизонта. Перераспределение ресурсов из добывающих отраслей вобрабатывающие может послужить основой для резкого ускорения экономическогороста, но одновременно связано с рисками, характерными для активнойпромышленной политики в целом (некоторые из этих рисков будут подробнееохарактеризованы ниже). Кроме того, такая стратегия может служить базойэкономического роста исключительно в краткосрочном периоде. Иными словами,волевое перераспределение ресурсов из одной в отрасли в другую не гарантируетустойчивости экономического роста, поскольку само по себе не создаетдополнительных стимулов для инвестиций. В свою очередь, акцент напоследовательном развитии финансовой инфраструктуры и совершенствованииинвестиционного климата сопряжен с меньшими рисками и характеризуется большейэффективностью в долгосрочном периоде, однако такая стратегия не можетобеспечить радикального ускорения темпов экономического роста.
Сравнив методыпромышленной и конкурентной политики, рассмотрим те механизмы, на которые ониопираются. Промышленная политика относится к активному (по определению) видуэкономической политики, конкурентная — является по преимуществу пассивной(защитной). Механизмом влияния промышленной политики на экономический ростслужит повышение конкурентоспособности национальных производителей по сравнениюс конкурентами из других стран. Механизм конкурентной политики состоит впредотвращении возникновения неоправданных конкурентных преимуществ (обычноассоциируемых со злоупотреблением доминирующим положением, ограничивающимконкуренцию соглашениями и недобросовестной конкуренцией) отдельных компаний навнутреннем рынке. Противодействовать появлению неоправданных конкурентныхпреимуществ отдельных групп специальных интересов конкурентная политика в силуспецифики используемых ею инструментов способна в меньшей степени, заисключением отдельных случаев, когда, например, группа влияния являетсяединственной компанией, занимающей в данной отрасли (на рынке) доминирующееположение.
В этой связи важноотметить, что реализация целей конкурентной политики может и способствовать, ипрепятствовать достижению целей промышленной политики. Примером положительноговлияния может служить широкомасштабная программа реструктуризации отраслейестественных монополий. Конкурентная политика, например, в телекоммуникационнойотрасли дает возможность войти на рынки информационных технологий большомучислу новых участников. Их вход сопровождается бурным развитием важнейшегокомпонента инфраструктуры экономики — систем связи и передачи информации,позволяющих значительно снизить трансакционные издержки в рамках различных формкоординации действий экономических агентов. Конкуренция сопровождается активнымвнедрением инноваций, ростом предложения новых услуг, повышением качестватрадиционных услуг связи, появлением новых видов бизнеса. Таким образом,успешная реализация конкурентной политики создает условия для ускоренияразвития отраслей «новой экономики», что выступает важнейшимориентиром промышленной политики многих стран мира, в том числе и России.
Таким образом,промышленная политика и конкурентная политика могут обусловливать одни и те жерезультаты. Различие тех механизмов, которые используют эти два вида политики,позволяет рассматривать их в качестве взаимодополняющих рычагов влияния наэкономическую ситуацию, доступных государству.
Вместе с тем подавлениеконкурентной политики на национальных рынках при помощи промышленной имеетместо исключительно в том случае, если вторая служит инструментом реализацииинтересов специальных групп. Цели и методы, используемые в промышленнойполитике, могут создавать дополнительные преимущества одним участникам рынка иподрывать стимулы к инвестированию у других. Примеры обратного — подавленияпромышленной политики со стороны конкурентной – неизвестны. Промышленнаяполитика доминирует над конкурентной в том случае, если вся система институтовв экономике подчиняется соображениям обеспечения максимально благоприятногоположения тех отраслей (реже — отдельных компаний), которые рассматриваются вкачестве «локомотивов» экономического роста.
Нетрудно заметить, чтовыбору между конкурентной и промышленной политикой на внутреннем рынкеисторически соответствовал выбор между фритредерством и протекционизмом вмеждународной торговле. На протяжении последних двухсот лет страны с высокойконкурентоспособностью выпускаемой национальными производителями продукциивыступали за свободную торговлю на мировом рынке и одновременно активнозащищали конкуренцию на внутреннем рынке. Напротив, страны с относительнонизкой конкурентоспособностью продукции сочетали приоритет промышленнойполитики и внешнеторговые инструменты защиты национальных производителен.
промышленный политика конкурентныйэкономический развитие
Заключение
Подводя итоги, отметим,что поиск баланса инструментов конкурентной и промышленной политики предъявляетдостаточно высокие требования к системе государственного управления.
Конкурентная политикатак же, как и промышленная политика, не является по определению фактором,однозначно обеспечивающим экономическое развитие и эффективное использованиересурсов или препятствующим тому и/или другому. Большое значение имеет пониманиесодержания двух видов политики, набора инструментов и процедур их применения,включая последовательность действий и темпы обусловленных ими изменений.Реформа экономической политики должна включать компромисс между рискомрептоориентированного поведения со стороны групп специальных интересов инеобходимостью учета позитивных побочных эффектов, связанных с развитием тойили иной отрасли экономики.
Адекватные процедурывыявления доступных альтернатив и принятия решений, которые в качественеотъемлемого элемента должны включать административные регламенты, возможностьзаинтересованным сторонам высказываться по вопросам, связанным спредполагаемыми мерами экономической политики, должны найти отражение взаконах. Иными словами, важно обеспечить представительство интересов черезпроцедуру публичного обсуждения мер экономической политики, включаяальтернативные формы решения вопросов (например, посредством применениямеханизмов саморегулирования). Конечно, это не означает, что интересы всехсторон в явном виде будут учтены. Соблюдение установленных принципов позволитобеспечить достижение «квазиконсенсуса».
Необходимапрофессиональная подготовка государственных служащих, которая даст имвозможность вырабатывать комплекс мер экономической политики на основе оценкиположительных и отрицательных ожидаемых результатов практики взаимодействияхозяйствующих субъектов, допускающей ограничение конкуренции (особенно послезаключения соглашений). Кроме того, государственные служащие могут по-разномуприменять свои профессиональные навыки. Вот почему принципиально важнойявляется настройка стимулов. С этой точки зрения обеспечение сбалансированностии взаимодополняемости мер промышленной и конкурентной политики в плане созданияусловий для экономического развития вряд ли возможно без последовательнойреформы госслужбы.
Фундаментальноеразличие в понимании конкуренции является важным фактором выстраивания мерэкономической политики. Вот почему одним из приоритетных направленийэкономических исследований следует считать анализ различных механизмовуправления трансакциями, которые оказывают влияние на эффективностьиспользования ресурсов, а также условия развития (в том числе посредствомвлияния на структурные характеристики рынков).
Список использованнойлитературы:
1. Журнал«Промышленная политика в Российской Федерации», В. А. 6, 2000. — С.36-47;
2. ГубановС. Промышленная политика и государство // Экономист. — 2004. — N 7. — С.3-14;
3. А.И.Татаркин.Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: экономика исоциология. 2006. № 1. С. 141-154;
4. ЖуравлёваГ.П., Общая экономическая теория, М., 1998, с. 309;
5. РозановаН. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. // ВопросыЭкономики №5, 2005. — С. 117-131.
Приложение 1
/>
Приложение 2.
Динамика отраслейпромышленности (2015 г. по отношению к 2004 г. в разах)Сценарий I III Промышленность — всего 1,52 1,81 ТЭК 1,10 1,21 Отрасли, производящие сырье и материалы 1,45 1,64 Отрасли, производящие конечную продукцию 1,84 2,3 Расчетные данные Черная металлургия 1,55 1,8 Цветная металлургия 1,59 1,87 Химия и нефтехимия 1,48 1,7 Машиностроение и металлообработка 1,59 1,87 Лесная и деревообрабатывающая 1,56 1,83 Промышленность строительных материалов 1,47 1,67 Легкая промышленность 1,52 1,75 Пищевая промышленность 1,67 2
Приложение 3.
Структура организациивзаимодействия государства и крупного бизнеса в процессе осуществленияпромышленной политики
/>
Приложение 4.
/>