Введение
90-е годы XX века в России были ознаменованыжесточайшим экономическим кризисом сельского хозяйства. Толчком к этомупослужил переход государства к рыночной экономике, вследствие чего произошласмена форм собственности, последовал распад колхозов и совхозов, на сменукоторым пришли акционерные общества и другие формы хозяйствования.
Если рассматриватьперемены, происшедшие в указанный период в политическом и экономическом строенашей страны в целом, нельзя не оценить их как явно положительные. ПринятиеКонституции 1993 года, направленной на создание демократического правовогогосударства; признание прав и свобод человека и гражданина в соответствии снормами международного права; установление права частной собственности. Все этифакторы должны служить формированию благополучного общества, а соответственно –процветающего государства. Но, к сожалению, данные перемены не пошли во благосельскому хозяйству России, до той поры успешно развивавшемуся и процветавшему,что подчеркивает важность рассматриваемой темы работы: «Проблемыгосударственного регулирования агропромышленного комплекса в России».
В результате реформ напротяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственныхтоваропроизводителей различных форм собственности ухудшается с каждым годом.Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторскаязадолженность, происходит существенный износ материально-технической базы. В связи с этим в настоящее времясельское хозяйство требует к себе повышенного внимания со стороны государства.И суть проблемы уже вышла за рамки её экономической стороны. Особый акцентследует сделать на человеческом факторе: низкий уровень жизни на селе, падениедоходов работающих граждан ниже допустимого уровня повлекли за собой оттокграждан, и прежде всего отток молодежи, в связи с чем появился дефицитквалифицированных кадров. Данная проблема тем острее, что её невозможноустранить исключительно законодательным путем. В последние годы сформировалось ложное представление отом, что любую проблему можно решить путем принятия соответствующегофедерального закона. Практика это опровергает. Закон лишь нормативно закрепляетсложившиеся или назревшие в обществе отношения, придает правовую определенностьтому, что составляет общественный или групповой интерес. Абстрактно написанныйзакон не будет воспринят обществом.
Целью курсовой работыпоставлено исследование действующей нормативной базы, направленной нарегулирование агропромышленного комплекса в России, выявление возможныхнедоработок в законодательстве и предложения по их устранению.
Способом достиженияпоставленной цели работы послужит решение следующих задач:
1. Раскрытие понятияагропромышленного комплекса через определение его целей.
2. Исследованиевозможных перспектив дальнейшего состояния агропромышленного комплекса.
3. Характеристикасовременного состояния уровня государственного регулирования АПК.
Для решения поставленныхзадач будет проведен анализ действующего законодательства, направленного нарегулирование правоотношений в сфере сельского хозяйства. При проведениианализа будем опираться на теоретические исследования специалистов по заданнойпроблеме. В частности, углубленно изучали проблему государственногорегулирования АПК в России Р.Х. Адуков, Е.А. Галиновская, С.А. Боголюбов, С.А.Чаркин и др.
Работа будет строиться потрадиционной схеме, и состоять из введения, трех глав, заключения и перечняисточников.
1. Основные понятия,связанные с агропромышленным комплексом. Цели развития агропромышленногокомплекса в России
Для наиболее полного иточного достижения целей работы представляется необходимым изучить содержаниепонятия агропромышленного комплекса, его целей и задач, а также роли вэкономическом строе России (рис.1).
Рисунок 1 />
Сегодня развитиесельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного изприоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, ваграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своегорешения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой — что идет поискновых подходов к формированию аграрной политики государства и определениюнаправлений его воздействия на экономические процессы.
Традиционно сельскоехозяйство понимается как деятельность непосредственно по производству продукциирастениеводства и животноводства. Наряду с этим применяется более широкийтермин — «агропромышленный комплекс» (АПК). Данный термин вошел в оборот в серединесемидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое.Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-техническойреволюцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связейсельского хозяйства с промышленностью.
Конкретного определенияпонятие «агропромышленного комплекса» не имеет, авторами онорассматривается как совокупность отраслей сельского хозяйства. Так, Е.Л. Минина отмечает, что в данное понятие«включаются также отрасли, непосредственно связанные с сельским хозяйством,- как правило, закупка сельскохозяйственной продукции, ее промышленнаяпереработка, агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, снабжениесельскохозяйственной техникой, иногда также торговля сельскохозяйственнойпродукцией и производство сельскохозяйственной техники»[1].
Таким образом, начиная с указанногопериода, агропромышленный комплекс используется в законодательстве каксамостоятельный объект правового регулирования, включающий сельское хозяйство исвязанные с ним отрасли, хотя, как отмечалось, единого понимания или тем болеечеткого перечня таких «примыкающих» к сельскому хозяйству отраслей несуществует.
В течение ряда лет однимиз центральных актов аграрного законодательства являлся Федеральный закон от 14июля 1997 г. N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленногопроизводства»[2]. Данный нормативный акттакже не давал прямого определения агропромышленного комплекса, однако в ст. 1было зафиксировано, что государственным регулированием агропромышленногопроизводства признается экономическое воздействие государства на производство,переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья ипродовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также напроизводственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечениеагропромышленного производства.
До сих пор действуетЗакон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1490-1 «О приоритетном обеспеченииагропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»[3](с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ.Этим законом установлено, что его действие распространяется на:
— колхозы, совхозы,межхозяйственные предприятия, арендные коллективы, кооперативы, крестьянские(фермерские), подсобные хозяйства и садово-огородные товарищества, предприятияпотребительской кооперации, научные, учебные, проектно-конструкторские(экспериментальные) учреждения, перерабатывающие, машиностроительные,ремонтно-технические, строительные и другие предприятия и организацииагропромышленного комплекса;
— предприятия-изготовители продукции, поставляемой в агропромышленный комплекс,находящиеся на территории РСФСР, а также транспортные организации,обеспечивающие перевозки этой продукции;
— предприятия иорганизации системы материально-технического обеспечения агропромышленногокомплекса.
Очевидно, что здесь вкачестве агропромышленного комплекса рассматривается более широкий круготраслей, чем в Федеральном законе «О государственном регулированииагропромышленного производства».
Основнымисоциально-экономическими целями развития АПК являются:
Ø достижениеустойчивого роста сельскохозяйственного производства;
Ø решениепродовольственной проблемы страны прежде всего с точки зрения качествапотребляемых продуктов;
Ø удовлетворениеспроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;
Ø улучшениеиспользования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективностипроизводства;
Конечная цель АПК короткоможет быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностейнаселения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых изсельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средствпроизводства.
Также нельзя не отметить,что в последнее время, в том числе в законодательстве, все чаще употребляютсяпонятия «агропродовольственный комплекс», «агропродовольственнаяполитика», «агропродовольственный рынок». При этом в некоторыхзаконопроектах агропродовольственный комплекс рассматривается как термин,тождественный агропромышленному комплексу, то есть термин, обозначающийсовокупность отраслей, тесно связанных с сельскохозяйственным производством[4].Однако, в силу того, что сельское хозяйство направлено на производство какпищевых продуктов, так и сырья (лён, хлопок и др.), представляется, что болееправильно и точно было бы рассматривать агропродовольственный комплекс какотрасли, связанные непосредственно с производством продуктов питания.
Соответственно, если аграрнаяполитика — это осуществляемые государством меры по увеличениюсельскохозяйственного производства, созданию условий для эффективнойдеятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, социальному развитиюсела, то когда же речь идет об агропродовольственной политике, делается акцентименно на вопросах производства продовольствия и обеспечения им населения, втом числе учитывается и аспект обеспечения продовольственной безопасности.Усиление социальной направленности политики нашего государства неизбежно должнопривлечь внимание к законодательному обеспечению именно агропродовольственнойполитики. При этом основными целями государственного регулирования в этомнаправлении должны быть:
— продовольственнаянезависимость страны, то есть возможность удовлетворения потребности населенияв продуктах питания в основном за счет внутренних ресурсов;
— доступность длянаселения продуктов питания, что, с одной стороны, означает бесперебойное ихпоступление в места потребления в объемах, достаточных для удовлетворенияпотребностей населения, а с другой стороны,
— возможностьприобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическиминормами при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов,социальных пособий и льгот;
— качество и безопасностьпищевых продуктов.
Хотелось бы отметить, чтонаше государство обладает огромным потенциалом как природных, так и трудовыхресурсов, необходимых для совершенствования агропромышленного комплекса идостижения указанных целей.
2. Перспективыразвития агропромышленного комплекса в Российской Федерации
Исследования показывают,что процесс развития или отставания экономики, в том числе аграрного сектора,не случаен, а определяется, качеством системы государственного управления. Помнению доктора экономических наук Р.Х. Адукова, «неудовлетворительноесостояние экономики отрасли является следствием того, что данная система не влияетна ситуацию, строится на административных, административно-репрессивных илирепрессивно-экономических методах управления. Нынешняя реформа базируется на репрессивно-экономическихметодах»[5].
Цель государственногоуправления в области экономики — создание условий для эффективногофункционирования предприятий национального хозяйства. В частности, состояниеаграрного сектора зависит от того, насколько обоснованными будут отношениямежду государством и хозяйственными формированиями отрасли.
Опросы руководителей и специалистоваграрного сектора в России показывают, что большинство из них государственныемеры по развитию отрасли сводят к оказанию финансовой помощисельскохозяйственным товаропроизводителям. Между тем, успехи развитых стран в областисельского хозяйства связаны с комплексным характером поддержки, оказываемойгосударством своим сельхозтоваропроизводителям.
Адуков, исследуя проблемыразвития сельского хозяйства в России, заключает, что основную роль врегулировании АПК должно взять на себя государство, не предоставляя тех широкихполномочий на самостоятельные действия регионам, которыми последние наделенысегодня. Изучая передовойопыт в области аграрной политики, Адуков делает следующие выводы: в современныхусловиях обеспечение конкурентоспособности аграрного сектора возможно лишь приусловии, если государство берет на себя значительную часть функций по развитиюданной отрасли; по мере усиления конкуренции на рынке сельхозпродукции и продовольствиярегулирующая роль государства повышается; система государственного управленияаграрным сектором должна быть спроектирована с учетом её главноё цели —содействие развитию отрасли[6].
В целом, сложившаясяситуация свидетельствует о необходимости коренной перестройки аграрной политикиРоссии. Практика показала, что меры косметического характера, вытекающие из курсаминимизации роли государства в экономике, на которые в период реформ делаласьставка, не способны обеспечить выход из кризиса, а также высокую эффективностьи конкурентоспособность отрасли. Об этом убедительно свидетельствуетобщемировая тенденция усиления роли государства в развитии аграрного сектора.
Для поиска путейформирования аграрного сектора России, отвечающего современным требованиям,решающее значение имеет правильное определение причин, препятствующих егоподъему. Выводы исследователей проблемы развития АПК свидетельствуют, чторазвитие данной отрасли, главным образом, сдерживают 2 фактора: отсутствиеприемлемых условий хозяйствования; отсутствие на селе института местногосамоуправления. Эти базовые факторы тесно взаимосвязаны: подъем аграрногосектора способствует развитию социальной сферы села; развитие местногосамоуправления содействует развитию социальной инфраструктуры и сельскогохозяйства.
Особенность этих факторовв том, что они формируются системой государственного управления. В связи с этимсостояние экономики аграрного сектора определяется тем, насколько сама системагосударственного управления отраслью адаптирована к рыночным условиям.
Одной из проблем АПК,требующих наиболее пристального внимания со стороны государства — этообеспечение отрасли высокопроизводительной и качественной техникой и оборудованием.Иначе говоря, человек, вооруженный современными знаниями и техническимисредствами является главным фактором повышения производительности и сниженияудельных затрат в сельском хозяйстве[7].
Кроме того, дляблагополучного развития агропромышленного комплекса необходимо принять ряд мердля преодоления кризисной ситуации в состоянии кадрового потенциала сельскогохозяйства. Как справедливо отмечает Зотов В.Б.,«важно формирование новогообраза жизни российского села в рамках принципиально новых представлений,понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечениеустойчивого социально-экономического развития и эффективного функционированияагропромышленного производства, активизация человеческого потенциала»[8].
Острый дефицитвысококвалифицированных руководителей, специалистов и рабочих сдерживаетширокое использование в отрасли современных технологий. Поэтому главнымприоритетом при распределении финансовых ресурсов должно стать укреплениекадровой базы аграрного сектора. В обратном случае все усилия, предпринятыегосударством на обеспеченность села современной техникой и оборудованием неприведут к ожидаемому результату.
Конечно, нельзя неотметить, что как государством, так и регионами предусматривается ряд мер,направленных на устранение кадровой проблемы в сельской местности. В частности,следует отметить положения федеральной целевой программы «Социальноеразвитие села до 2012 года». Мероприятия Программы направлены на решение следующихосновных задач:
Ø улучшениежилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечениедоступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
Ø стимулированиепривлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторахсельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональныхзаведений, молодых специалистов;
Ø улучшениесостояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качествапредоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культуройи спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокойработоспособности;
Ø повышение ролифизкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоленияраспространения наркомании и алкоголизма;
Ø повышениеобразовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образованияв соответствие с современными требованиями, обеспечивающимиконкурентоспособность кадров на рынке труда;
Ø активизациякультурной деятельности на селе;
Ø развитие ирасширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельскогонаселения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства,развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
Ø повышение уровняи качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечениеразвития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;
Ø расширение сетисельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;
Ø повышение уровнязанятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест[9].
В целом же в России, каки во всем мире, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающейсферой народнохозяйственного комплекса. Его состояние и экономическаяэффективность функционирования оказывают решающее влияние на уровеньпродовольственного обеспечения и благосостояния народа. Прогресс в аграрномсекторе неразрывно связан с развитием перспективных наукоемких отраслей. Всвязи с этим Минсельхозом России разработана Концепция развития аграрной наукии научного обеспечения агропромышленного комплекса РФ на период до 2025 года.
Целью данной Концепцииявляется дальнейшее развитие аграрной науки путем совершенствования системыуправления и сети научно-исследовательских учреждений, углубления фундаментальныхи приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособнойнаучно-технической продукции, усиления инновационного процесса участия науки восвоении научных разработок в производстве, обеспечивающих эффективное развитиеагропромышленного комплекса Российской Федерации[10].
3. Механизмгосударственного регулирования АПК на современном этапе
Сегодня развитиесельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного изприоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, ваграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своегорешения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой — что идет поискновых подходов к формированию аграрной политики государства и определениюнаправлений его воздействия на экономические процессы.[11]
Исследуя проблемуправового регулирования агропромышленного комплекса, еще в 70-х годах многиеюристы стали выделять сельскохозяйственное, или как оно позже стало называться,аграрное право, в качестве комплексной отрасли.[12]Это все дало основания некоторым юристам выделять в качестве комплекснойотрасли права сельскохозяйственное, или, как оно стало позже называться,аграрное право. Соответственно, предлагалось разработать нормативный правовойакт, который «стоял бы во главе» данной отрасли — например, Аграрныйкодекс. Исследователи, поддерживающие эту идею, рассматривают такой нормативныйправовой акт в качестве «единого федерального сводного закона,регулирующего весь комплекс аграрных отношений, складывающихся в сферепредпринимательской деятельности сельскохозяйственныхтоваропроизводителей»[13].
Действующий в настоящеевремя Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», изначально рассматривался многими учеными и практическимиработниками как центральный нормативный акт аграрного законодательства. Проектэтого закона разрабатывался и перерабатывался (причем несколько разкардинально) в течение нескольких лет.
Разработчиками данногозаконопроекта в различных выступлениях указывалось, что необходимость принятиязакона о развитии сельского хозяйства обусловлена тем, что в России до сих порнет единого комплексного закона, определяющего политику государства в аграрнойсфере.
В упомянутом новом Законе«О развитии сельского хозяйства» предусматривается установлениеправовых основ реализации государственной социально-экономической политики всфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности попроизводству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечениянаселения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственнымсырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий[14].
Легализациягосударственной аграрной политики получила отражение и продолжение в Законе ввиде формулирования основных ее целей, принципов, направлений, мер реализации,перечень которых, в частности, включает восемь пунктов и завершается«другими мерами, предусмотренными законодательством РоссийскойФедерации»[15].
Так, в соответствии суказанным законом, основными целями государственной аграрной политики, вчастности, являются:
Ø повышениеконкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российскихсельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российскихпродовольственных товаров;
Ø обеспечениеустойчивого развития сельских территорий;
Ø сохранение ивоспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производстваприродных ресурсов;
Ø созданиеблагоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сферусельского хозяйства.
Согласно ст. 5 Закона «Оразвитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика являетсясоставной частью государственной социально-экономической политики, направленнойна устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
Доступность и адресностьгосударственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейопределяется законом «О развитии сельского хозяйства» как принципы,на которых основывается государственная аграрная политика, а собственногосударственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей названаодним из основных направлений государственной аграрной политики.
Огромное значение ролиаграрной политики в нашей стране и вопросам её государственного регулированияотводится в Концепции развития законодательства РФ на 2008-2011гг, в которойотмечено, что «с учетом необходимости обеспечения устойчивого развитиястраны должны быть сформулированы цели и задачи агропродовольственной политикиРоссийской Федерации на стратегическую перспективу[16]».
В соответствии с даннойКонцепцией, аграрная политика должна быть направлена на формирование развитыхагропродовольственных рынков, поддержку надежного продовольственногообеспечения страны, повышение уровня доходов сельского населения и сохранениеприродных ресурсов для аграрного производства, формирование эффективногоустойчивого производства агропродовольственной продукции, обеспечивающегопотребности населения в продовольственных продуктах и предприятий пищевойпромышленности в сельскохозяйственном сырье.
Чрезвычайно важныммоментом, обозначившим свершившийся перелом в отношении государственной властик проблемам агропромышленного комплекса, представляется принятие приоритетногонационального проекта «Развитие АПК». Признание развитияагропромышленного комплекса важнейшим приоритетом государственной политикиимеет не только экономическое, но и важнейшее социально-политическое значение[17].
Рассматривая понятиенационального проекта с теоретической точки зрения, можно его обозначить какинструмент стратегического планирования, предназначенный для реализациинациональных интересов (удовлетворения жизненно важных потребностей страны),обеспечивающей устойчивое развитие личности, общества и государства.
Таким образом,национальный проект должен обладать следующими признаками:
— определение генеральнойв отношении перспектив развития предмета планирования цели и её обоснование ввиде иерархически построенной системы, представленной в виде стратегическихцелей и подцелей;
— определение технико-технологических,организационных и иных направлений действий и соответствующих мероприятий,направленных на достижение целей планирования;
— обозначение периода,необходимого для достижения генеральной цели вкупе с реализацией всех еёсоставляющих (задач и подцелей);
— обеспечение проектафинансированием.
Р. Гумеров, проводяисследования реализации национального проекта АПК, подчеркивает егонесоответствие перечисленным выше критериям, которыми должен обладатьнац.проект. Изначально, подчеркивает Гумеров, «проект был сформирован ипредставлен обществу не как целостный документ, отражающий концепцию истратегию долгосрочного развития одного из базовых секторов национальнойэкономики, а как некий механический свод направлений действий и мероприятий поразвитию агропромышленного производства и обустройству села, не имеющих ниобщей „концептуальной оболочки“, ни внятных временных границосуществления».[18]
В рамках реализациирассматриваемого проекта изначально были выделены три направления: «Ускоренноеразвитие животноводства», «Стимулирование развития малых формхозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистовна селе».
Советом при Президенте РФпо реализации приоритетных национальных проектов и демографической политикебыли обозначены следующие мероприятия по данным направлениям на 2006-2007 гг.:
1. По направлению«Ускоренное развитие животноводства»:
— создание условий дляпривлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства ипромышленного рыболовства за счет выделения дополнительных бюджетных средств насубсидировании е части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет,направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов ипредприятий промышленного рыболовства, а также по кредитам на срок до 5 лет наприобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудованиядля животноводческих комплексов (ферм) и предприятий промышленного рыболовства.
— развитие лизингаплеменного скота, оборудования для животноводства и промышленного рыболовства;
— повышение эффективноститаможенно-тарифной политики;
— субсидирование расходовна поддержку племенного животноводства.
2. По направлению«Стимулирование развития малых форм хозяйствования»
— создание условий дляпривлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшенияих материально-технической базы за счет субсидирования части затрат на уплатупроцентов по кредитам и займам.
— развитие сетисельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: кредитных,перерабатывающих, заготовительных и снабженческо-сбытовых.
— развитие (создание)системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитов под залог земельныхучастков.
3. По направлению«Обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей) на селе»
— строительство(приобретение) жилья для молодых специалистов на селе.[19]
На фоне попытокреализации данного национального проекта, в конце 2006 года, после длительныхдискуссий, был таки принят уже упомянутый нами выше Закон о развитии сельскогохозяйства.
В соответствии с принятымзаконом, развитие сельского хозяйства, регулирование рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период,их финансовое обеспечение и механизмы реализации должны предусматриваться вособого рода документе — Государственной Программе, утверждаемой ПравительствомРФ на пятилетний период[20].
Целями Программы на5-летний период являются:
Ø устойчивоеразвитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельскогонаселения;
Ø повышениеконкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основефинансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основеускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
Ø сохранение ивоспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных идругих природных ресурсов[21].
Для достижения этих целейПрограмма определяет основные задачи, которые необходимо решить в рамках соответствующихподпрограмм (направлений). В частности, поставлены такие задачи, как:
создание предпосылок дляустойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 годужилищных условий в сельской местности;
улучшение общих условийфункционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенногоплодородия;
обеспечение ускоренногоразвития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всегоживотноводства;
повышение финансовойустойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступасельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготныхусловиях;
совершенствованиемеханизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продуктыего переработки.
Таким образом, даннаяПрограмма направлена в первую очередь на развитие направлений, определенныхприоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленногокомплекса».
На сегодняшний деньцентральным документом, направленным на регулирование и развитиеагропромышленного комплекса, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями по состоянию на 24 июля 2009 г.); и в рамках реализации данного закона была разработана и утверждена Правительством РФГосударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы(см.Приложение).
В соответствии сположениями Программы, её осуществление возлагается на Министерство сельскогохозяйства Российской Федерации и органы, уполномоченные на такую деятельностьвысшими исполнительными органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Субъектам РоссийскойФедерации рекомендуется на основе Программы разработать и утвердитьрегиональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынкасельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[22].
Целевые программы субъектовРФ могут детализировать вышеуказанные федеральные программы, либо носитьсамостоятельный характер[23].
Например, региональныепрограммы в области сохранения и восстановления плодородия почв действуют вКемеровской, Оренбургской и Волгоградской областях; программы в областисоциального развития села приняты в Пермском крае, Пензенской, Оренбургской,Кемеровской, Ленинградской областях и многих других субъектах РФ. В светенеобходимости реализации положений комментируемого Закона принят ЗаконКемеровской области от 12 декабря 2006 г. N 168-ОЗ «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы „Государственная поддержкаагропромышленного комплекса“ на 2007-2010 годы»; Закон Волгоградскойобласти от 9 декабря 2008 года N 1809-ОД «Об областной целевой программе»Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области" на2008-2012 годы"; аналогичные программы о развитии и государственнойподдержке АПК приняты в большинстве других субъектов РФ.
Кроме того, субъекты РФмогут принимать и собственные целевые программы, не предусмотренные нафедеральном уровне. В их числе:
1) постановлениеВолгоградской областной Думы от 28 октября 2004 г. N 13/393 «Об областнойцелевой программе „Учебное поле“ на 2005-2008 годы». Цельпрограммы — обеспечение качества подготовки в сельских образовательных учрежденияхквалифицированных специалистов начального звена для предприятийагропромышленного комплекса Волгоградской области; создание механизмов иусловий устойчивого развития и сохранения сельских образовательных учрежденийВолгоградской области; привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счетпроизводственной деятельности учебно-опытных хозяйств; развитие и укреплениематериально-технической базы и инфраструктуры сельских образовательныхучреждений.
2) постановлениеВолгоградской областной Думы от 28 августа 2003 г. N 11/364 N 11/364 «Обобластной целевой программе „Разработка технологии выращивания риса спериодическими поливами на орошаемых землях Волгоградской области“ на2004-2008 годы». Цель программы — улучшение продовольственного обеспечениярисом населения Волгоградской области и других регионов Российской Федерации всоответствии с медицинским нормами потребления; создание дополнительных рабочихмест в АПК Волгоградской области; экономия водных ресурсов; увеличениеналоговых поступлений в областной бюджет.
В других субъектах РФприняты региональные целевые программы по развитию личных подсобных хозяйств(Пензенская, Кемеровская области); развитию сельскохозяйственнойпотребительской и сельской кредитной кооперации, селекционно-племенной работе ивоспроизводству стада молочно-мясного скотоводства и коневодства (Ульяновскаяобласть); кадровому обеспечению агропромышленного комплекса, развитиюльнопроизводства (Омская область); обеспечению доступным жильем молодых семей имолодых специалистов в сельской местности (Красноярский край) и т.д.
Более детально в даннойработе будет рассмотрено регулирование агропромышленного комплекса нарегиональном уровне на примере Ярославской области. Так, в соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 «О Государственнойпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»,письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2007 NАГ-17/4571 «О реализации государственной программы» и постановлениемГубернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегиисоциально-экономического развития Ярославской области до 2030 года» быларазработана и утверждена ЗакономЯрославской области от 3 июля 2008 г. N 35-з областная целевая программа«Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленностиЯрославской области» на 2008-2012 годы.
Создание условий дляустойчивого развития агропромышленного комплекса, сохранение и ускорение темповроста объемов сельскохозяйственного производства является важной цельюагропромышленного комплекса Ярославской области, что подчеркивается следующимифактами:
— В агропромышленномкомплексе Ярославской области отмечается сокращение сельскохозяйственногопроизводства в течение длительного периода. За последние 8 лет, с 2000 по 2007год, посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 24 процента, втом числе площадь зерновых культур — на 48 процентов, кормовых культур — на 19процентов, картофеля — на 8 процентов, поголовье крупного рогатого скота — на35 процентов, коров — на 39 процентов, овец — на 29 процентов. В результатесокращены объемы производства сельскохозяйственной продукции: зерна — на 41процент, картофеля — на 17 процентов, кормов собственного производства — на 23процента, крупного рогатого скота — на 19 процентов, молока — на 13,5 процента.
— Быстрыми темпамиснижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегоднов среднем 6 процентов за последние 5 лет). В 2007 году на сельскохозяйственныхпредприятиях Ярославской области число работающих составило 21,4 тысячичеловек, что на 39 процентов меньше, чем в 2000 году[24].
Целью Программы на период2008-2012 годы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса наоснове повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализациисельскохозяйственной продукции.
Для достижения этой целив агропромышленном комплексе необходимо решение следующих основных задач:
— создание общих условийфункционирования агропромышленного комплекса;
— развитие животноводстваи птицеводства;
— развитиерастениеводства;
— развитие и поддержкамалых форм хозяйствования в сельской местности;
— достижение финансовойустойчивости агропромышленного комплекса;
— снижение рисков вагропромышленном комплексе;
— развитие пищевой иперерабатывающей промышленности: комбикормовой, молокоперерабатывающей,мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей,льноперерабатывающей (первичной переработки льна), консервной, кондитерской;
— использованиеконсалтинговых услуг.
Для обеспеченияустойчивого социально-экономического развития сельских территорий иэффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилитьгосударственную поддержку социального и инженерного обустройства населенныхпунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственныхвидов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развитияпроцессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизациючеловеческого потенциала.
Без значительнойгосударственной поддержки в современных условиях муниципальные образования,расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать всоциальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностейпроживающего на их территории населения.
Таким образом, с учетомсоциально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением, быларазработана долгосрочная федеральная целевая программа «Социальноеразвитие села до 2012 года»[25]. (Цели и задачиПрограммы, а также ожидаемые результаты см. в Приложении 1 к работе).
В рамках осуществленияданной программы в Ярославской области в 2005 году была начата реализацияобластной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года»,утвержденной Законом Ярославской области от 6 мая 2005 г. N 23-з (утратил силу).[26]
В реализации Программы«Социальное развитие села до 2010 года» приняли участие 17муниципальных образований Ярославской области. Исходя из поставленных вПрограмме «Социальное развитие села до 2010 года» задач на областномуровне была сформирована необходимая нормативная правовая база.
В соответствии сфинансовыми возможностями основными приоритетными мероприятиями Программы«Социальное развитие села до 2010 года» были определены — жилищноестроительство, газификация, строительство и реконструкция сетей водоснабжения всельской местности, развитие сети общеобразовательных учреждений в сельскойместности, учреждений медико-санитарной помощи, развитие физической культуры испорта, развитие и расширение информационно-консультационного обслуживаниясельского населения, подготовка и переподготовка кадров, повышение ихквалификации и закрепление на производстве молодых специалистов в сельскойместности. Реализация остальных направлений не осуществлялась в связи сотсутствием финансирования или осуществлялась в рамках областных целевыхпрограмм соответствующих департаментов.
В июле 2009 г. вЯрославской области стартовал 2-й этап федеральной программы, сроки реализацииПрограммы — 2009-2012 годы. Правовой базой данному этапу служит Постановление ПравительстваЯрославской области от 22 апреля 2009 г. N 353-п «Об областной целевойпрограмме „Социальное развитие села до 2012 года“.
Предполагается реализацияследующих мероприятий Программы: строительство (приобретение) жилья дляграждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодыхспециалистов, развитие инженерного обустройства села, поддержка комплекснойкомпактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотныхпроектов, развитие информационно-консультационного обслуживания в сельскойместности, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации изакрепление на производстве молодых специалистов в сельской местностиЯрославской области[27].
Возвращаясь к проблемереализации приоритетного национального проекта, применимо к Ярославской областихотелось бы отметить наличие еще одной целевой программы, направленное на развитие и поддержку малых формхозяйствования в агропромышленном комплексе нашего региона. В 2006 году ЗакономЯрославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з была утверждена комплекснаяцелевая программа „Развитие и поддержка малых форм хозяйствования вагропромышленном комплексе Ярославской области“ на 2007 — 2011 годы».
Принятие данной программыобусловлено тем фактом, что на протяжении последних лет экономическое положениесельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждымгодом ухудшается. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота,растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношенаматериально-техническая база[28]. Такое положение вомногом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы:горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другиематериалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукциисельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовыхсредств как для проведения необходимого технологического цикла, так и дляобеспечения выплаты достойной заработной платы своим работникам.
Эти тенденции сохраняютсяне только по Ярославской области, но и в целом по стране. Все эти негативныефакторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современныйтехнологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повыситьпроизводительность труда.
На основании Постановление ПравительстваЯрославской области от 27 августа 2008 г. N 449-п «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ» (с изменениями от 12ноября 2008 г.) была разработана и введена в действие новая целевая программа,направленная на развитие и поддержку малых форм хозяйствования[29].
В данной программе, прираскрытии исследуемой проблемы, отмечается, что «Угроза для малых формхозяйствования состоит также в том, что из-за тяжелого физического труда, накотором основана эта форма хозяйствования, и недостаточной государственнойподдержки, сельское население перестанет заниматься сельскохозяйственнойдеятельностью. Такое положение, как минимум, приведет к усилениюсоциально-экономической напряженности в обществе[30]».
Ведение личного хозяйстваявляется крайней мерой, к которому население вынуждено прибегать, не имеядругих возможностей для обеспечения материального благополучия. Заработнаяплата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, на протяжениидлительного периода остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслямиэкономики Ярославской области и ниже среднеобластного показателя в среднем в 2раза.
Способность малых формхозяйствования решать проблему материального благополучия населения позволяетнадеяться, что эта категория товаропроизводителей будет существоватьпродолжительное время, в течение которого государство найдет пути созданияэффективного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственнойбезопасности.
Учитывая сложностиорганизации крупного эффективного сельскохозяйственного производства,производство в малых формах хозяйствования играет существенную роль вобеспечении населения продовольствием, поддержании его материальногоблагополучия и решении вопроса занятости, что является наиболее значимой сторонойданной проблемы.
агропромышленный комплекс государственноерегулирование
Заключение
Термин«агропромышленный комплекс» (АПК) вошел в оборот в середине семидесятых годов и являетсясовокупностью отраслей сельского хозяйства, а также отраслей, непосредственно сним связанных – таких, как закупка сельскохозяйственной продукции, ее промышленная переработка,агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, снабжение сельскохозяйственнойтехникой, иногда также торговля сельскохозяйственной продукцией и производствосельскохозяйственной техники".
Таким образом, начиная суказанного периода, агропромышленный комплекс используется в законодательствекак самостоятельный объект правового регулирования, включающий сельскоехозяйство и связанные с ним отрасли.
На современном этапесостояние агропромышленного комплекса в нашей стране оставляет желать лучшего,и требует к себе повышенного внимания, о чем говорит тот факт, что сегодня развитие сельского хозяйстварассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов.
Основной причинойнынешнего состояния АПК, на мой взгляд, следует обозначить проводимые в странес начала 1990-х годов аграрные преобразования без предварительной научнойпроработки.
С 2000 годаагропромышленное производство демонстрирует положительную динамику развития.Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с ученымиРоссельхозакадемии предпринимает достаточно эффективные усилия для преодолениякризисных явлений и вывода агропромышленного комплекса на устойчивое развитие.Последовательно проводится политика субсидирования процентных ставок покредитам, компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственныхкультур, приобретения средств химизации, поддержки племенного животноводства иэлитного семеноводства, лизинга техники и племенного скота.
В 2006 году принятФедеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельскогохозяйства».
В рамках реализацииданного закона была разработана и утверждена Государственная программа развития сельского хозяйстваи регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияна 2008 — 2012 годы.
Также следует подчеркнутьактивное участие субъектов Российской Федерации в регулированииагропромышленного комплекса.
Однако темпы ростапроизводства в отрасли являются недостаточными для ее ускоренного развития исильно отстают от общего уровня роста экономики страны.
Для обеспеченияустойчивого социально-экономического развития сельских территорий иэффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилитьгосударственную поддержку социального и инженерного обустройства населенныхпунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственныхвидов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развитияпроцессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизациючеловеческого потенциала.
Важнейшими проблемамиагропромышленного комплекса, требующими к себе наиболее пристального вниманиясо стороны государства, являются острый дефицит высококвалифицированныхруководителей, специалистов и рабочих, что сдерживает широкое использование в отраслисовременных технологий; а также обеспечение отрасли качественной техникой иоборудованием.
Одной из проблем АПК,требующих наиболее пристального внимания со стороны государства — этообеспечение отрасли высокопроизводительной и качественной техникой и оборудованием.
Кроме того, дляблагополучного развития агропромышленного комплекса необходимо принять ряд мердля преодоления кризисной ситуации в состоянии кадрового потенциала сельскогохозяйства.
В заключение хочетсяотметить, что, проводя анализ теоретических изысканий авторов по вопросугосударственного регулирования АПК, наблюдается достаточно низкий интерес кданной проблеме со стороны исследователей. Данное открытие вызывает недоумениес учетом того неоспоримого факта, что Россия обладает огромными природнымиресурсами, необходимыми для процветания сельского хозяйства.
Исходя из этогонапрашивается вывод, что несмотря на обозначение развития АПК как приоритетногонационального проекта, и ощутимые усилия государства и субъектов РФ назаконодательное обеспечение реализации данного проекта, преимущественногосударственное регулирование сельского хозяйства остается только на бумаге.
На мой взгляд, выходу изсложившейся ситуации в первую очередь может способствовать решение кадровоговопроса. С учетом того уровня заработной платы в сельской местности, которыесуществует на сегодняшний день, привлечение грамотных, квалифицированныхспециалистов маловероятно. Более того, возможность привлеченияквалифицированных кадров в сельскую местность с каждым годом снижается с учетомтого, что сегодня в качестве будущей специальности предпочитаютсяюриспруденция, информационные технологии, менеджмент.
Список нормативныхисточников
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//СПС ГАРАНТ
2. Федеральный законот 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (сизм. от 24.07.2009г.)// СПС ГАРАНТ
3. Федеральный законот 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ «О государственном регулированииагропромышленного производства».//Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.// СПС ГАРАНТ
4. Закон РСФСР от 26июня 1991 г. N 1490-I «О приоритетном обеспечении агропромышленногокомплекса материально-техническими ресурсами» (с изм. от 02.02.2006г.)//СПС ГАРАНТ
5. ПостановлениеПравительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 «О Государственной программеразвития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы»// СПС ГАРАНТ
6. ПостановлениеПравительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 «О федеральной целевойпрограмме „Социальное развитие села до 2012 года“ (с изм. от31.01.2009г)// СПС ГАРАНТ
7. ПриказМинсельхоза РФ от 25 июня 2007 г. N 342 „О концепции развития аграрнойнауки и научного обеспечения АПК России до 2025 года“. Текст приказаофициально опубликован не был.// СПС ГАРАНТ
8. Концепцияразвития законодательства Российской Федерации на период 2008 — 2011 гг. (утв.Торгово-промышленной палатой РФ)// СПС ГАРАНТ
9. Решение Советапри Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов//Первоочередные меры по развитию АПК// www.rost.ru//agriculture//
10. Закон Ярославской области от 3 июля2008 г. N 35-з „Об утверждении областной целевой программы “Развитиесельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославскойобласти» на 2008-2012 годы"// СПС ГАРАНТ
11. Постановление ПравительстваЯрославской области от 23 сентября 2009 г. N 945-п «Об областной целевойпрограмме „Развитие и поддержка малых форм хозяйствования вагропромышленном комплексе Ярославской области“ на 2007-2011 годы ипризнании утратившим силу постановления Администрации области от 26.06.2006 N163»//СПС ГАРАНТ
12. Постановление ПравительстваЯрославской области от 27 августа 2008 г. N 449-п «О Порядке разработки,принятия и реализации областных целевых программ» (с изменениями от 12ноября 2008 г.)// СПС ГАРАНТ
13. Закон Ярославской области от 6 мая2005 г. N 23-з «Об утверждении областной целевой программы»Социальное развитие села до 2010 года" (утратил силу)// СПС ГАРАНТ
14. Закон Ярославской области от 22ноября 2006 г. N 79-з «Об утверждении комплексной целевой программы»Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленномкомплексе Ярославской области" на 2007 — 2011 годы" (ЗакономЯрославской области от 2 ноября 2009 г. N 61-з признан утратившим силу)//СПСГАРАНТ
Список литературы
15. Адуков Р.Х. Совершенствованиегосударственного управления агропромышленным комплексом страны «Менеджмент и бизнес-администрирование»,№ 1 за 2007 год//http://www.adukov.ru
16. Анисимов А.П., Бакирова Р.Т.,Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». — Система ГАРАНТ, 2009.
17. Боголюбов С.А. Законодательноеобеспечение развития сельского хозяйства// «Журнал российскогоправа», 2007, N 9// СПС ГАРАНТ
18. Быстров Г.Е. Развитиесельскохозяйственной кооперации и аграрного законодательства России всовременных условиях // Актуальные проблемы аграрного права России: теория ипрактика. М.: Издательский дом «Государство и право», 2004.
19. Гумеров Р. Что делать с«Приоритетным национальным проектом» развития АПК/ Становление новойэкономической системы// Издательский дом «Экономический журнал»,2008, с. 5
20. Денисов А.А. Сельскохозяйственноеправо, наука и практика // Советское государство и право. 1974. N 1
21. Зотов В.Б. Система муниципальногоуправления — «Питер», 2007 г.//СПС ГАРАНТ
22. Козырь М.И. Советскоесельскохозяйственное право: тенденции становления и развития // Советскоегосударство и право. 1973. N 6
23. Кичатова О.А. Сельскохозяйственноеправо как комплексная отрасль права // Советское государство и право. 1973. N 9
24. Минина Е.Л. Законодательноеобеспечение аграрной политики в России \\«Журнал российского права»,N 5, май 2006 г.// СПС ГАРАНТ