Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Заочный факультет
Кафедра экономики и управления производством
Контрольная работа
Планирование и прогнозирование экономики
ТЕМА: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НТП И ИННОВАЦИОННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила
студентказаочного факультета
специальности«экономика и управление на предприятии»
группы ЭУ-32
Фамилия,имя, отчество Мещенко Ирина Анатольевна
Гомель 2011
Содержание
1. Научно-техническийпрогресс и инновационная политика Республики Беларусь на современном этапе
2. Методы прогнозирования ипланирования развития научно-технического прогресса, его приоритетныхнаправлений
3. Задача
Список использованныхисточников
1. Научно-технический прогресс и инновационная политика РеспубликиБеларусь на современном этапе
Научно-технический прогресс является необходимым средствомобеспечения экономического роста, повышения эффективности общественногопроизводства, совершенствования структуры экономики и решения социальных задач.Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс приобретения инакопления научных знаний и дальнейшее их совершенствование. С понятием НТПтесно связано понятие научно-технический потенциал. Научно-техническийпотенциал – это совокупность научно-технических кадров, материальных,информационных и других ресурсов, необходимых для создания и реализациидостижений научно-технического прогресса. Он является одним из объектовгосударственного регулирования, а значит прогнозирования и планирования. Государствовыступает как институт, который финансирует, организует и управляет егоразвитием.
Структурная перестройка экономики, которая направлена наиспользование интеллектуальных ресурсов и развития высокотехнологичныхпроизводств вопреки материало- и энергоемким производствам, предусматриваетсоздание необходимых условий для постоянного обновления продукции и технологий,роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путеминноваций (нововведений), основанных на новейших научных знаниях. В широкомсмысле инновации – это новые виды услуг, продукции, новые технологии,новые организационно-технические решения различного характера.
С понятием научно-технический потенциал связаны такие понятия какнаучный потенциал и инновационный потенциал. Научный потенциал –совокупность ресурсов и условий осуществления научных фундаментальных иориентированных на фундаментальные исследования. Инновационный потенциал -совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоениярезультатов научных исследований и разработок, которые повышают эффективностьпроизводства, способов и средств разработки новых технологий и осуществленияконкретных технологических процессов по освоению в производстве новыхматериалов и новой продукции. В Республике Беларусь основная часть (более 70%)научно-технологического потенциала сосредоточена в производственных отрасляхэкономики, в том числе в промышленности около 50%, Национальной академии наукБеларуси около 16%, в системе образования около 11% [ 3 ].
В современных условиях развитие науки и техники достигло оченьбольших масштабов. Известно, что такие страны как, Япония, Германия, США,Россия обладают огромным научным потенциалом. Но даже эти страны не могутодинаково обеспечить развитие всех направлений НТП. Нужно иметь широкие связи свнешним миром, научно-техническую специализацию, участвовать в международномразделении труда, эффективно использовать зарубежный научно-технический опыт.Зарубежный опыт говорит о том, что во время замедления экономического роста встранах не снижают затраты на науку и техническое переоснащение производства, анаоборот, увеличивают.
В настоящее время в зарубежных крупных промышленных корпорацияхсоздается большая часть технологических инноваций, они и стали основнымисточником прибылей, структурных изменений и экономического роста. Предприятия,которые имеют научно-исследовательские подразделения, обеспечивают опережающееприменение результатов исследований, изобретений и ноу-хау для решенияпроизводственных задач, повышения технического уровня и конкурентоспособностисвоих товаров на мировых рынках. Для предприятий промышленности РеспубликиБеларусь это ориентиры, которыми предстоит овладеть.
Инновационная деятельность – этодеятельность по разработке и освоению результатов исследований, которые повысятэффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в томчисле освоение производства новой продукции и технологий. Инновационная сфераохватывает конкретно сам объект инноваций. Субъектами инновационной сферы являютсяпредприниматели, а также система, которая обеспечивает продвижение инноваций достадии их реализации, а именно – инфраструктура, управление, финансовая иинвестиционная поддержка.
Для активизации инновационной деятельности разрабатываетсяинновационная политика, которая состоит из принципов и мероприятий,обеспечивающих создание благоприятной инновационной атмосферы в стране.Инновационная политика входит в состав социально-экономической политики. Ееориентир должен быть направлен на применение интеллектуальных ресурсов,развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики. Для того,чтобы инновации эффективно развивались необходим широкий выбор инновационныхидей и проектов. Источниками идей могут быть исследования и разработки,проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, которыепривлекаются путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологическогооборудования ( а именно долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений иливыдача оборудования напрокат), ноу-хау ( это технические знания, опыт,документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионныхдоговоров и иных соглашений. Преимущества в реализации идей должны получать те,кто в конкретных условиях обеспечивает наилучший результат с наименьшимизатратами.
Механизм реализации инновационных направлений предполагает такжеиспользование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научнойсфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков ипотребителей научно-технической продукции, стимулирования труда научныхработников, осуществления подготовки кадров.
Мониторинг, прогнозирование НТП, разработка государственных,отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ имеханизмов их реализации обязательны для эффективного управления инновационнымипроцессами.
Информация, как часть научно-технического потенциала, является и объектом,и предметом, и результатом интеллектуального труда. Очень важна научнаяорганизация интеллектуального труда, которая включает следующие направления:организация обратной связи между потребителями информации и, еепроизводителями; организация эффективных форм и систем мотивации труда изаработной платы; использование уникальных форм и методов подготовки,переподготовки и повышения квалификации работников интеллектуального труда.
Наращивание научно-технического потенциала является важнейшимпоказателем долгосрочной конкурентоспособности предприятия. Темпы ростапотенциала определяют экономическую эффективность исследования ресурсов,масштабы получаемых результатов, их коммерческую ценность. Но на пути крезультативности научно-технологического потенциала предприятий возникает рядфакторов, препятствующих его развитию, среди которых необходимо выделить:
- Не хватает собственных финансовых средств для разработки иосвоения инноваций;
- Большие расходы требуются на нововведения, а сроки их окупаемостидлительные;
- Государство недостаточно финансирует инновационную деятельностьпредприятий;
- Предприятия невосприимчивы к нововведениям;
- Интеллектуальная собственность плохо защищена;
- Не хватает высококвалифицированных кадров для осуществленияинновационной деятельности;
- Инновационная структура не развита;
- Слабо мотивируется труд научных кадров и инженерно-технических работников,изобретателей за достижения в инновационной деятельности.
К выше перечисленным факторам относится слабая стимулирующаяфункция действующей в стране финансово-кредитной системы, политики цен иналогообложения, низкая активность государственных органов управления вформировании научно-технической политики, неразвитость внутренней и внешнейкооперации при осуществлении крупных инновационных проектов.
Удельный вес инновационно-активных предприятий, осуществляющихразработку и (или) внедрение новых или усовершенствованных продуктов,технологических процессов и иные виды инновационной деятельности, впромышленности Беларуси в 2005 году составлял всего 14,1%. Численностьперсонала, занятого исследовательскими разработками в 2006 году, составляла30,5%, расходы государственного бюджета на фундаментальные исследования,научно-технические программы и проекты, подготовку кадров высшей научнойквалификации и прочие расходы в области науки в 2006 году составляли всего0,28% к ВВП. Отношение собственных затрат (текущих и капитальных) предприятий иорганизаций на выполнение исследований и разработок к ВВП, т.е. наукоемкостьВВП, в Беларуси в 2000 году составляло 0,72%, а в 2006 – 0,66%. Этотпоказатель намного ниже, чем в промышленно-развитых странах.
Структурно и организационно научно-техническая деятельность в РБклассифицируется по следующим видам:
- Общегосударственный уровень (Национальная академия наук Беларуси);
- Отраслевой уровень (ВУЗы, научно-исследовательские,конструкторские, проектные и проектно-изыскательные организации, имеющиеведомственную принадлежность);
- Микроэкономический уровень (научно-исследовательские иконструкторские подразделения концернов, объединений, компаний, предприятий идр.);
- Негосударственный сектор (предприятия, организации, не имеющиеведомственной подчиненности).
Задача состоит в том, чтобы данный сложный комплекс решал основныепроблемы социально-экономического развития межведомственного иобщегосударственного характера по своим направлениям деятельности, динамическиразвивался, занимал устойчивые позиции в мировом сообществе. Для этогопроводится планирование научно-технического развития. Осуществляетсягосударственная политика регулирования, которая состоит в повышенииэффективности использования интеллектуальных ресурсов общества. Инструментамиданной политики являются научно-технические прогнозы и государственные целевыепрограммы.
Важную роль играет развитие малого научно-инновационногопредпринимательства, в том числе создание бизнес-инновационных центров,инкубаторов, технопарков, институтов финансирования, кредитования, страхования,развитие организации материально-технического обеспечения, открытие торговыхдомов, ярмарок и др.
В ряде отраслей Беларусь сегодня обладает ноу-хау мирового уровня.Это разработки в области лазерно-оптической техники, теоретических основавтоматизированного управления характеристиками стальных деталей, технологииполучения новых материалов и веществ[6, с.21.]. Например, уникальную системуповышения видимости для карьерной техники разработали ученые Института физикиим.Б.И.Степанова НАН Беларуси.
Наибольший вклад в экспорт высокотехнологичной продукции вносятМинпром, концерн «Белнефтехим», Минсвязи, Минторг, Минстройархитектуры и другиеотраслевые министерства и ведомства. В 2008 году доля высокотехнологичнойпродукции в общем объеме белорусского экспорта составила около 4,0% (1430,8млн. долларов), в 2009-м – около 6,0% (1372,9 млн. долларов). Главойгосударства поставлена задача — достигнуть к 2015 году увеличения доливысокотехнологичной продукции не менее чем в три раза по сравнению с 2008 годом(до 14,0% общего объема экспорта).
Негативное воздействие мирового финансово-экономического кризисана национальную экономику и, соответственно, научно-техническую сферу остается.Затянулся процесс формирования венчурного бизнеса, страхового рынка,инвестиционных фондов. Финансирование инноваций не должно ограничиватьсябюджетом. Надо активнее привлекать средства зарубежных и отечественныхинвесторов, разработать условия страхования инновационной деятельности.
Сегодня большинство белорусских предприятий нельзя отнести кинновационно активным. Основная часть белорусского директората не только необладает знаниями в инновационной сфере, но и старается избегать связанных сней лишних проблем. Доля выпускаемой в Беларуси продукции, которую можноотнести к новой, составляет не более 5 – 7 %, а произведенной на основе Vтехнологического уклада и того меньше – 3 %. В тоже время в развитых странахассортимент ежегодно обновляется на 15 – 45 %. Многие крупнейшие предприятия,специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной,нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности используютизношенное оборудование и устаревшие технологии. Только 5% внедренныхбелорусскими предприятиями технологий относятся к высоким и принципиальноновым.
Затраты на научные разработки и исследования в странах с развитойэкономикой составляют 2,5 – 3 % ВВП. В Беларуси наукоемкость ВВП находится накритическом уровне: в 2006 году – 0,66 %; 2007 году – 0,97 %; 2008 году –0,75%. При этом в соответствии с решением III Всебелорусского народногособрания и поручениями главы государства в 2010 году этот показатель должен былсоставить 2,5 – 3 %. Очевидно, что показатель не был выполнен, а значит, непереломлена сложившаяся тенденция финансирования науки, что может привести кутрате экономической безопасности страны[5, с.70.].
Мировое развитие в ближайшей перспективе будет определятьсястановлением новых технологических укладов. Соответственно, экономическийпрофиль Беларуси, его технологическая и отраслевая структура также должнысущественно измениться. Развитие инновационной экономики предполагает значительноеповышение эффективности использования интеллектуального потенциала страны иулучшение взаимодействия основных участников инновационного процесса:образования, науки и производства. Экономика должна стать более наукоемкой,основанной на значительно возросшей доле инновационных технологий V и VI укладов за счет созданияинновационной системы. Необходим переход к быстрому обновлению основныхсредств. Ключевой задачей должно стать создание в Беларуси условий для перетокакапиталов в инновационные отрасли, формирующие экспортоориентированныевысокотехнологичные производства.
В решении задачи инновационного преобразования национальнойэкономики страны важная роль принадлежит инвестициям и инвестиционнойдеятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической итехнологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособнойпродукции, эффективное проникновение на мировые ранки товаров и услуг[ 8,с.13]. Поэтому выгодным для нашей республики является сотрудничество с такимистранами, как Германия, Индия, Венесуэла, Ирландия, Австрия и др.Зарубежныестраны не только инвестируют в наши производства, но и совместно занимаютсяновыми разработками. Так, совместное белоруско-литовское предприятие «Святовит»еще с 2008 года выпускает машины для горизонтального бурения. В это времяаналогов этой продукции на территории СНГ не производилось.
2. Методы прогнозирования и планирования развития НТП, егоприоритетных направлений
Основой принятия управленческих решений в научно-технической сферевыступают планирование и прогнозирование направлений НТП и инновационнойдеятельности. Прогнозирование развития науки и техники предполагает разработкусистемы частных прогнозов по важнейшим направлениям НТП и комплексного прогнозанаучно-технического развития. Оно дает обоснованное представление опредполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможномиспользовании этих результатов в производстве и других сферах экономики, опоследствиях НТП.
При прогнозировании развития науки и техники разрабатываетсякомплексный прогноз, а также система частных прогнозов. Комплексный анализ означает,что:
- НТП анализируется комплексно, как и мировые тенденции развитиянауки и техники, динамика структуры и использования научного и образовательногопотенциала страны;
- Разрабатываются рекомендации по формированию научно-техническихпрограмм, рекомендации по материальному и организационному обеспечению этихпрограмм;
- Разрабатываются предложения по основным направлениям структурной инаучно-технической политики и обосновываются предпосылки для ускорения НТП визбранных направлениях.
В систему частных прогнозов входят прогнозы фундаментальныхисследований, научных открытий, прикладных исследований по отраслям экономики,научно-технические прогнозы по комплексным направлениям НТП и много других.
В мировой практике в процессе разработки прогнозов развития наукитехники применяются как интуитивные, так и формализованные методы.При прогнозировании фундаментальных исследований широко применяются системныйанализ и синтез, методы экспертных оценок (сценариев, построения «дерева целей»и морфологического анализа). Из-за недостатка, а даже и отсутствияколичества исходных данных возможность применения статистических методов мала.Прогнозирование развития фундаментальных исследований проводится по всемнаучным направлениям деятельности институтов, Академии наук, ВУЗов. Объектамипрогнозирования являются направления исследований, ожидаемые результаты,возможные научные и экономические эффекты, текущие затраты и капитальныевложения. Численность научных работников, докторов и кандидатов наук,вспомогательного персонала тоже прогнозируется.
Если разрабатываются прогнозы фундаментальных исследований, тоанализируется современное состояние развития науки, выявляются актуальныепроблемы, намечаются пути решения современных научных проблем. Еслипроизводятся разного рода разработки и прогнозируются прикладные исследования,то применяютсяметоды экспертных оценок, экстраполяции, моделирования,оптимизации, а также методы, основанные на анализе патентной документации инаучно-технической информации. Результатами прикладных исследований могут бытьмакеты отдельных узлов и элементов будущих разработок.
При прогнозных расчетах производства и эксплуатации новой техникииспользуются методы экспертных оценок, экстраполяции, оптимизации, факторныеи имитационные модели, система укрупненных балансовых расчетов. При выборе методовпрогнозирования важную роль играет глубина упреждения прогноза. Еслипрогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, топрименение формализованных методов оправдано для определения скачка и оценкивремени его осуществления; если же в нем возможно появление скачков, то нужноприменять метод экспертных оценок, а на участках эволюционного процессаприменять формализованные методы.
Методы экспертных оценок основанына мнении одного или нескольких специалистов (экспертов) о перспективахразвития науки и техники.
Метод комиссий. Его суть состоит втом, что специалисты принимая решения влияют друг на друга так, чтобывозместить свои ошибки. Преимуществами метода комиссий являются:
- общее количество информации, которой располагает группа – намногобольше информации, которой располагает каждый из членов в отдельности;
- группа экспертов с большей готовностью принимает на себяответственность, чем каждый специалист по отдельности.
К недостаткам метода комиссий относятся:
- группа экспертов может оказывать сильное давление на отдельныхчленов группы;
- меньшинство с необъективными взглядами может подавить остальныхучастников группы.
Наиболее прогрессивным методом, который позволяет избавиться отвыше указанных недостатков, является метод «Дельфи». Данный методосновывается на проведении опроса группы специалистов с помощью анкет, кромеэтого в анкете имеются не только вопросы, но и информация о степенисогласованности мнений членов группы.
Метод написания сценариев(логическая модель) предполагает постановление логической последовательностисобытий с тем, чтобы показать, как, исходя из существующей или какой-либодругой заданной ситуации, может шаг за шагом разворачиваться будущее состояние.
Метод исторической аналогии –заключается в сравнении прогнозируемых трансформаций новых технологическихструктур или отдельных технологий с какой-либо сходной технологическойтрансформацией в прошлом. Прежде чем применять выявленные прогнозированиеманалогии, нужно их тщательно сопоставить и установить, что это сходство неносит случайный характер. Если не следовать этому требованию, то можнодопустить большие ошибки. В настоящее время метод исторической аналогии вкачестве вспомогательного средства для прогнозирования инноваций помогаетсовершенствовать прогностическую интуицию.
В мировой практике при прогнозировании развития науки и техникираспространение получил метод коллективной генерации идей. Применяются иего модификации, в частности метод «635».С помощью этих методов можнопроизводить прогнозы на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Методы экстраполяции тенденций(количественные методы) предполагают, что имеющийся темп технического развитиясохранится и в будущем. Методы экстраполяции не позволяют предсказать результатразвития науки и техники, если изменятся условия. Не могут быть получены данныеи о том, какие условия следовало бы изменить, чтобы добиться желаемого темпавнедрения нововведений. Самым большим недостатком является недостоверностьпрогнозных данных при большом временном интервале. В связи с этим методыэкстраполяции целесообразно применять на начальном этапе научно-техническогопрогнозирования.
Кроме рассмотренных выше методов используются нормативныеметоды. С их помощью рассматриваются все элементы прогнозируемыхтехнологических систем или процессов, их трансформаций, анализируютсявзаимосвязи между этими элементами, исследуются затраты. Самымираспространенными методами разработки нормативных прогнозов являются деревьяцелей, морфологические модели, блок-схемы последовательности выполнения задач.«Деревья целей» используются при анализе системы или процесса (систему илипроцесс можно представить в виде уровней сложности или иерархических уровней). Морфологическиемодели используются, если систему или процесс можно разделить на элементы,которые способны независимо видоизменяться. Блок-схемы последовательностивыполнения задач применяются, если систему или процесс можно представить ввиде одной или нескольких цепочек последовательных этапов.
В мировой практике, в частности в Беларуси, основным методом,используемым при планировании НТП инновационной деятельности, является программно-целевой.Он реализуется путем разработки научно-технических программ, среди которыхвыделяют 2вида:
— целевые комплексные научно-технические программы, реализациякоторых в ближайшее время может дать значительный эффект;
— программы по решению важнейших научно-технических программ.
Задание по разработке и реализации важнейших научно-техническихпрограмм входит в состав государственного заказа. Устанавливаются лимитыресурсов для его выполнения.
Разработка плановых документов на уровне страны обеспечиваетсяСоветом Министров РБ по отраслям экономики, по административно-территориальнымединицам – республиканским органом государственного управления, местнымиисполнительными и распорядительными органами.
В 2006 году впервые были сформированы программы, позволяющиесвязывать достижения из разных областей знаний, науку и практику. Этогосударственные комплексные программы научных исследований (ГКПНИ), которыевключают в себя научные и научно-технические разработки [6, с.20.].
Научно-техническая и инновационная деятельность является связующейосновой взаимодействия науки и производства. Поскольку научно-техническиепрограммы позволяют увязать по срокам, источникам финансирования, исполнителямвесь научно-производственный цикл — от формирования научной идеи до еевоплощения в инновационном проекте и выпуске наукоемкой продукции, то грамотнаяорганизация их выполнения является фундаментом успешного функционирования всехзвеньев инновационной цепочки.
Наиболее эффективной формой использования бюджетных средств припроведении исследований и разработок и последующего освоения их результатовявлялись государственные научно-технические программы. При этом ихсравнительная эффективность из года в год увеличивается. Так, в 2006 году на 1рубль вложенных затрат из республиканского бюджета осуществлен выпуск продукциина 8,3 рубля, в 2007-м — на 10,7 рубля, в 2008-м — на 23,2 рубля, а в 2009-м — на25,5 рубля.
В Республике Беларусь, как и во многих других странах мира,проводится активная политика разработки и реализации государственных целевыхпрограмм в области научно-технического развития (ГНТП «Ресурсосбережение», ГНТП«Энергосбережение» и др.).
В соответствии с Государственной программой инновационногоразвития (ГПИР) Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы предусмотреновыполнение 1149 проектов, из них:
— создание новых предприятий и важнейших производств (I уровень) –225;
— создание новых производств (с освоением новых технологий) надействующих предприятиях, имеющих стратегическое значение для развитияотрасли(II уровень) – 395;
— модернизация действующих производств на основе внедренияпередовых (новых и высоких) технологий (III уровень) – 529;
В 2009 году выполнялось 715 проектов (I уровня – 147,II уровня –260, III уровня – 308), введено в эксплуатацию 213 производств, из них 31 важнейшиеи 82 новых. Модернизировано 99 производств на действующих предприятиях. Врамках выполнения мероприятий ГПИР в 2007 – 2009 годах введено в эксплуатацию650 производств, из которых 357 уже вышли на проектную мощность, в результатесоздано или модернизировано около 10 тыс. рабочих мест.
На третьем Всебелорусском народном собрании главой государства былпровозглашен инновационный путь развития страны, что нашло свое отражение вмероприятиях основополагающих программных документов научно-инновационногокомплекса страны. Основные усилия концентрируются на реализации ГПИР РеспубликиБеларусь, Программы социально -экономического развития Республики Беларусь[6,с.16.]. Разработана и одобрена концепция ГПИР Республики Беларусь на 2011 –2015 годы. Реализация мероприятий указанных документов направлена на созданиеинновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- иэнергосберегающей, экологобезопасной, социально-ориентированной экономики.
В ноябре 2010 года прошло IV Всебелорусское народноесобрание, на котором были определены основные положения Программысоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, однимиз основных является инновационное развитие и структурная перестройкаэкономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.
Приоритетными на 2010 – 2015 годы определены те направленияинновационного развития, научно-технический потенциал которых позволяетреализовать системные проекты создания новых секторов экономики, производствV-VI технологических укладов, в т.ч. на базе макротехнологий, которыми обладаютбелорусские ученые.
Для достижения целей, заложенных в ускорении реализации стратегиитехнологической модернизации и инновационного экономического роста,разрабатывается проект закона «О государственной инновационной политике иинновационной деятельности Республики Беларусь», а также проектГосударственной программы инновационного развития Республики Беларусь на2011-2015 годы. В настоящее время Министерство экономики разрабатываетКомплексную стратегию Республики Беларусь по созданию новых высокотехнологичныхпроизводств на 2011-2015 годы.
Ожидаемыми результатами реализации стратегии будет достижение к2015 году:
научный технический прогресс инновационный
- доли инновационно активных предприятий в общем количествепредприятий промышленности не менее 40%;
- доли накопленной амортизации в стоимости активной части основныхсредств промышленных предприятий не более 53%;
- удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями,основными видами экономической деятельности которых является производствопромышленной продукции, в объеме отгруженной продукции 20-21%;
- доли затрат на приобретение машин, оборудования, транспортныхсредств, инструмента и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал — 50%;
- доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объемебелорусского экспорта — 12-14%;
- внутренних затрат на научные исследования и разработки-2,5 — 2,9 %ВВП;
- расходов республиканского бюджета на научную научно-техническую иинновационную деятельность -1,2-1,35% ВВП;
- затрат субъектов предпринимательской деятельности (коммерческогосектора) на исследования и разработки не менее 1,3-1,55 %ВВП;
- объема экспорта инновационной продукции не менее 13,8млрд.долларов США.
Таким образом, на основании информации выявленной в найденныхисточниках можно сделать вывод о нижеследующем: В последние годы в республикепроводилась целенаправленная работа по сохранению и развитиюнаучно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась системауправления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативнаяправовая база научно-инновационной деятельности, принимались меры по повышениюуровня инновационного производства, развитию инфраструктуры, малыхинновационных предприятий. По ряду направлений Беларусь удерживает позициисреди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики (сериюбыстрораспадающихся лекарственных препаратов на основе углеродного сорбентаразработали ученые НИИ физико-химических проблем БГУ), математики, новыхматериалов. Например, на территории СНГ ОАО «Брестский электроламповый завод» — единственное предприятие, которое освоило производство стеклотрубки избезсвинцового стекла. Результаты прикладных исследований и разработок последнихлет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, современныхтелевизоров, городского транспорта, медицинского оборудования и лекарственныхпрепаратов, сенсорной техники. В результате выполнения Государственнойпрограммы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годыполучены значительные результаты в процессе модернизации экономики страны.Реализация мероприятий программы была направлена на создание инновационной,конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей,экологобезопасной, социально ориентированной экономики. Однако инновационнаяактивность в Беларуси обеспечивается, в основном, за счет устойчивой группыпредприятий, где инновационная деятельность носит постоянный характер.Построение же экономики инновационного типа предполагает вовлечение винновационную деятельность более широкого круга субъектов хозяйствования сбольшим спектром инноваций. Более того, мировой финансово-экономический кризиснаглядно показал, что в глобальной экономике наступил период сменытехнологических укладов и ориентация на традиционные производственныетехнологии не в состоянии обеспечить в перспективе устойчивый экономическийрост любой страны. Поэтому для Беларуси как никогда актуальным являетсяускорение реализации стратегии технологической модернизации и инновационногоэкономического роста.
3. Задача
Мероприятие НТП предусматривает повышение качества продукции. Доего внедрения себестоимость единицы продукции составляла 25 тыс.ден.ед., цена –35 тыс.ден.ед., объем реализации – 120 тыс.шт. в год. После внедрениямероприятия себестоимость продукции выросла до 26 тыс.ден.ед., цена до 38тыс.ден.ед., объем реализации – до 130 тыс.шт. Определить годовой экономическийэффект.
Решение:
Если повышение качества продукции сопровождается увеличениемобъема продаж и повышением цен, то прирост прибыли определяется по формуле
Экономический эффект = (Ц2 — С2)VП2 – (Ц1 – С1)VП1, где
VП1, VП2- объем продаж в натуральном выражении до и послеповышения качества, при этом VП2 >VП1;
Ц1, Ц2 – цена единицы изделия до и после повышения качествапродукции;
С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после повышениякачества продукции, С2 > С1.
Так как в данном случае при повышении качества продукцииувеличился и объем продаж, и повысились цены, то имеем:
Изменение прибыли = (38-26)*130 – (35-25)*120 =1560 – 1200 = 360тыс.ден.ед., то есть
В результате внедрения мероприятия НТП годовой экономическийэффект составит 360 тыс.ден.ед.(или прибыль увеличилась на 360 тыс.ден.ед.)
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции можетбыть достигнута за счет:
— снижения брака;
— увеличения объемов продаж, в т.ч. экспорта;
— снижение текущих и единовременных затрат.
Литература
1. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие/ В.И. Борисевич,Г.А. Гандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой.– Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива,2001. – 380с.
2. Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2ч. Ч2: учеб.пособие/ А.С.Головачев. – Минск: Выш.шк.,2008. – 464с.
3. Экономика предприятия/ А.С. Головачев[и др.]; под ред. В.И. Кудашова.Минск,2007.
4. Планирование национальной экономики, отраслей и регионов,предприятий: справ.пособие/ В.И.Борисевич[и др.] под ред. В.И.Борисевича. –Минск: Современная школа,2008. – 576с.
5. Тур, А. Опираясь на инновации/А. Тур //Экономика Беларуси. – 2010.- № 3(24).
6. Войтов И. Новикова И. Анищик В. Механизм инновационногоразвития/И. Войтов, И. Новикова, В. Анищик//Экономика Беларуси. – 2010. — №3(24).
7. Войтов И. Будущее страны определяют инновации/И.Войтов// ЭкономикаБеларуси. – 2010. — № 2(23).
8. Червяков А. Богданович А. Грибоедова И. Новое качествоэкономики-новое качество жизни населения/А. Червяков, А. Богданович, И. Грибоедова//ЭкономикаБеларуси. — 2010. №4(25).