Реферат по предмету "Экономика"


Преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования

Содержание
 
Введение
Глава 1. Рыночный механизм и его функционирование
1.1 Понятие рынка,условия и причины его возникновения
1.2 Сущность,функции и виды рынка
1.3 Преимущества инедостатки рынка
Глава 2. Спрос и предложение: законы,особенности
2.1 Оценка спроса и предложения
2.2 Анализ закона спроса и предложения.Равновесная цена
2.3 Особенности равновесия спроса ипредложения в современной России
Глава 3. Новое в развитии рыночногомеханизма на рубеже 20 — 21 вв.
3.1 Тенденции современного рынка
3.2 Проблема перехода к развитому рынку
Заключение
Список использованной литературы
рынок спроспредложение цена

Введение
 
Тема курсовой работыявляется актуальной на данный момент времени, потому что выявление и изучениеопределенных черт и свойств рынка, дает возможность увидеть проблемы рыночнойэкономики России.
Известно, чтозарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинногостроя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата историярынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачисостоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсыстоль громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нетисторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требованиявремени рыночный механизм современного западного общества.
Необходимо подчеркнуть,что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Ицентрализованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежнопредставляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственныпреимущества и недостатки.
Основное экономическоепреимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулированииэффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители,путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует икорректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованныхрешений, а не централизованных решений правительства.
Против рыночной системывыдвигается несколько критических аргументов:
а) ее контрольныймеханизм и конкуренция с течением времени ослабевают;
б) свойственныерыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективныепотребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такогонабора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу;
в) конкурентнаярыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Любое общество дляудовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечнойфундаментальной проблемой — проблемой адекватного, рационального использованияограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор:что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, чтопроизводить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и вкаком объеме. Важно так же оценить применение, каких технологий, методоворганизации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов дастмаксимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, следует учитывать,как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будетраспределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том численетрудоспособные, малоимущие, безработные.
Невмешательствогосударства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получениязаконных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречиямежду ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразныхтоварах.
В условиях рыночнойэкономики производители и потребители для осуществления своей экономическойдеятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являютсяспрос, предложение, равновесная цена.
Особенность рыночногомеханизма в экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образомсвязан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос ипредложение.
Цель курсовой работы — изучение рыночного механизма, его сущности, функций.
Задачи курсовой работысостоят в изучении рыночного механизма, выявлении преимуществ и недостатковрыночного механизма, а также анализ экономических отношений, связанных с рынкомспроса и предложения, рассмотрении проблем развития рынка в России.
Предметом курсовойработы выступает совокупность экономических отношений, возникающих междупроизводителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействияспроса и предложения.
Объектом работы выбранасфера государственного регулирования экономики и вся связанная с ней рыночнаяинфраструктура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктуры спроса ипредложения.
Теоретической основоймоей курсовой работы послужили различные публикации отечественных специалистовв области экономики.
Основные методы,использованные для исследований: исторический, нормативный, метод индукции идедукции, а также описания.

Глава 1.Рыночныймеханизм и его функционирование
 
1.1 Понятие рынка,условия и причины его возникновения
 
В ходе развитиятоварного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь,продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаровдо современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весьисторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночныймеханизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиемогня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличиеот других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективногочеловеческого гения.
В современнойэкономической литературе можно встретить самые различные определения рынка,т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж.Б. Сей, У.Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.
Английский экономистXIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношенияи заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американскийэкономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих ипотенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей.Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов,посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результатеконтактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо,либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист,лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточноеустройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использоватьинформацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами иотношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
· рынок– это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен всвоих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого илипродаваемого товара;
· рынок– это система отношений между спросом и предложением;
· рынок– это совокупность отношений товарного обмена;
· рынок– это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей ипотребителей товаров.
Итак, обобщая,имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующемуопределению:
Рынок – это системаэкономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется наменовых отношениях и платности всех благ и услуг[1].
Современный рынок – эторынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающихих конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов,а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуютлюбые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокуюпроизводительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукциюудобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающиерентабельность производства. Для современного рынка характерно стираниенациональных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии,информации, рабочей силы, капиталов и валют.
В современнойэкономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупностии взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:
· потребностилюдей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало ипобуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
· ограниченностьвсех ресурсов производства – труда, земли и других материальных средств производства;
· общественноеразделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленномсообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полногосамо обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическимиблагами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства исоздает материальную основу для товарного обмена;
· экономическаяобособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначальнообщинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление кэквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своеготовара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основеэкономической ограниченности, обособленности интересов;
· самостоятельностьтоваропроизводителя, его свобода как предпринимателя.
Часто говорят, чторынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однакоследует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результатдостижение разума, а следствие очень длительного исторического развития.
1.2 Сущность, функции ивиды рынка
 
Углубленное пониманиекатегории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической)деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:
1. Производство.
2. Распределение.
3. Обмен.
4. Потребление.
Хотя конечная,естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферойэкономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка,именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы– ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно дляформирования рыночных отношений там, где их еще нет.
Если начинать среформации обращения и не добиваться сначала крупных производственныхрезультатов, то никакого рынка не возникнет. Однако между производством ипотреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение,то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результатыпроизводства, кто станет собственником произведенной продукции.
Распределение играетогромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определенииматериального положения различных слоев общества. Но распределение – это нетолько следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, вомногом зависит эффективность производственного процесса.
Хотя обмен занимаеттретье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказываетсильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным прирассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную рольво всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка каксовокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческуюзначимость.
Утвердившиеся вобществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороныхозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Функции бывают:
1. Информационная.Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок даетучастникам производства объективную информацию об общественно необходимомколичестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляютсяна рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантскийкомпьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечнойинформации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственномупространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятиюпостоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
2. Посредническая.Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественногоразделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своейдеятельности. Без рынка практически невозможно определить, наскольковзаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь междуконкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночнойэкономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможностьвыбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены,сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то жевремя продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящегопокупателя.
3. Ценообразующая.Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержатнеодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишьобщественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитатькоторую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижнаясвязь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве,потребностях, конъюнктуре.
4. Регулирующая – самаяважная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всегона производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренциястимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет ростпроизводительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции.Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасльформирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболееперспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна изважнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночнойсистемой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса ипредложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал красширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийныедействия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономическихпропорций.
5. Санирующая. Рыночныймеханизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ейприсуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощьюконкуренции рынок очищает общественное производство от экономическинеустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленыйсвет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышаетсясредний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Система рынков –совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями ипризнаками.
Рынки функционируют наразных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионахстраны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрениясоответствия законодательству выделяют типы рынков:
— легальный(официальный);
— нелегальный(теневой),
Различают два типарынка: совершенной и несовершенной конкуренции. Несмотря на специфичностькаждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают другдруга. Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитыватьна то количество средств производства, капиталов и работников, которое могутпредоставить ему соответствующие рынки.
На каждом из них, в своюочередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседнихрынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:
— микроэкономическом,который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;
— макроэкономическом,характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабевсего народного хозяйства (национальной экономики).
Рыночная системафункционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободыповедения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своейдеятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей,оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощьюсоответствующих экономических рычагов. На внутренний рынок в условияхинтеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей,которые определили содержание гипермакроэкономики.
Структура рынкавключает виды рынков в зависимости от ряда критериев.
Но все рынкивзаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:
1. По объектам рыночныхотношений:
— товаров и услуг;
— средств производства;
— рабочей силы;
— ссудного капитала;
— финансов;
— ценных бумаг.
2. По географическомуположению:
— местный;
— региональный;
— национальный;
— мировой.
3. По проявлениюконкуренции:
— свободный;
— монополистическойконкуренции;
— олигополический;
— монопольный(монопсонный).
4. По объему продаж:
— розничный;
— оптовый.
5. По механизмурегулирования:
— совершеннойконкуренции;
— несовершеннойконкуренции;
— регулируемый (подконтролем государства).
Таким образом, рыноккак развитая система отношений товарного обмена представляет собой системуотдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего,рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на болееузкие и т.д.
1.3 Преимущества инедостатки рынка
 
Преимущества рынка.
В условиях развитыхрыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль ибоязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсовориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.
Рыночная системахозяйствования через свой механизм обеспечивает:
1. Применение наиболеепроизводительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
2. Информированиепоставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самымосуществляется коррекция в распределении ресурсов.
3. Сочетание личных иобщественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимойрукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобыстимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченныхресурсов.
Основное достоинствоконкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективностипроизводства.
Приведенные вышеположения позволяют сделать следующие выводы:
1. Рыночная экономикапредставляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, прикоторой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основныхпроблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается черезвоздействие рынка и его механизмов.
2. Отличительнойособенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться иприспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
3. Рыночная системалучше других приспособлена для использования достижений научно-техническогопрогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полногоудовлетворения потребностей общества.
Основой этой системыявляется рынок, который за длительный период убедительно доказал своипреимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективнойхозяйственной деятельности.
Недостатки рынка.
Позитивные функциирынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает,однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всемобеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономическихагентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежноведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих всеважнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства естьсвои врожденные недостатки (несовершенства).
Во-первых,функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономическихрегуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающиедиспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляетсяпорой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, прибесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированныеструктуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивнымифункциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектоврынка.
В-третьих, стихийнодействующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многихобщественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов,идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно сбизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии,стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства,культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок необеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированныйтрудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте вобществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатыхи бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создаютблагоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающихспекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественныеявления.
Все эти негативныесвойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.
Вместе с тем эти чертырыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумнойэкономической политики. Здесь особенно важны меры государственногорегулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сферобщественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночнымиисточниками, а также меры социальной политики.
В связи с наличиемпроблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникаетнеобходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения имэкономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.
Государственноевмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силунесостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательстваневозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство беретна себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.
Государственноерегулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного иконтролирующего характера стабилизации и приспособления экономики кизменяющимся условиям.
Государство вовлекаетсяв рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности,макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов вразвитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечениеправовой основы и социального климата, содействующих эффективномуфункционированию рыночной экономики.
Свои регулирующиефункции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формывоздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономическихзадач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Глава 2.Спрос ипредложение: законы, особенности
 
2.1 Оценка спроса ипредложения
Рынок представляетсобой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояниерыночной экономики, уровень и механизм ее развития описываются при помощи такихбазовых понятий, как спрос и предложение. Экономический анализ рыночнойконъюнктуры через изучение модели спроса и предложения является универсальныминструментом исследования самых разнообразных задач как на микро-, так и намакроуровне.
Рыночный спрос накакой-либо товар или услугу является косвенным отражением потребности людей вданном товаре или услуге. Потребность в некотором благе отражает желание егоиметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность егоприобретения по существующим на рынке ценам. Механизм рынка позволяетудовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены в формеспроса.
Таким образом, спрос –это платежеспособная потребность в каком-либо товареили услуге[2].
Различают индивидуальныйи рыночный спрос на товары или услуги.
Если индивидуальныйспрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночныйспрос является суммированным, или агрегированным, отражением спроса накакой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.
Для количественнойоценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса.
Величина спроса –количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данноевремя, в данном месте, при данных ценах.
Максимальная цена,которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товараили услуги в данное время и в данном месте, называется ценой спроса.
Величина рыночногоспроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например,назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет наповышение цен в государственных магазинах) может вызвать существенный роствеличины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результатенезаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.
В зависимости от того,какие факторы побуждают человека к покупке, выделяют две специфическиеразновидности рыночного спроса:
· функциональныйспрос, обусловленныйисключительно присущими данному благу потребительскими качествами;
· нефункциональныйспрос, возникающийу потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влияниемкаких-либо других факторов.
Нефункциональный спросв свою очередь делится на спрос, обусловленный внешними (экзогенными)воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют:
1)эффект массовогопотребления (или эффект вагона);
2)эффект сноба;
3)эффект показательногопотребления;
4)спекулятивный спрос;
5)нерациональный спрос.
Наиболее значительнаячасть нефункционального спроса обусловлена экзогенными воздействиями наполезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличиваетсяили уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либовследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другимитоварами.
Под эффектом массовогопотребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спросна товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другимисловами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар[3].Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствоватьтому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться.
Эффект снобахарактеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствиетого, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличениярыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности,стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Редкие образцыпроизведений искусства, специально спроектированные спортивные автомобили,модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерамиснобистских товаров. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чемвыше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба исоответственно тем ниже его индивидуальный спрос.
Эффект показательногопотребления отражает такое на первый взгляд парадоксальноеявление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеютболее высокие цены по сравнению со своими аналогами. Данное явление быловпервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения ТорстеномВебленом (1857–1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса».
Эффект показательногопотребления наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышеннуюцену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, котораявызывает дополнительный спрос[4].
Спекулятивный спрос возникаетв условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иноготовара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказываетсянедостаточным.
И, наконец, нерациональныйспрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходятпод воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти.
На величину спросавлияет огромное количество факторов, среди которых наиболее значимыми являются:
· вкусыи предпочтения потребителей;
· доходыпотребителей;
· числопотребителей;
· ценына другие товары. Условно различают товары:
— нейтральные,т.е.оказывающие крайне низкое влияние на рынок;
— заменители,являющиесяконкурентами для основного товара;
— дополняющие,чьепотребление обусловлено потреблением основного товара.
Экономические ожиданияпредставляют собой прогнозы экономических субъектов относительно возможныхизменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.
Общее изменение кривойспроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием всехценовых и неценовых факторов.
Количественнаязависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называютфункцией спроса:
Qd=F(Xi),(2.1.)
где: Qd– величина спроса на рассматриваемый товар;
Xi–i-тый фактор, влияющий на величинуспроса.
Вместе с тем длякаждого уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда людиперестают реагировать на изменение объемов спроса остальными потребителями(внешние, или экзогенные эффекты равны нулю). Анализ рыночного механизма будетодносторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическуюситуацию на рынке уже не со стороны покупателя как спрос, а со стороныпродавца.
Предложение можноопределить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный моментна рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующихценах.
Величина предложенияиликоличество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, вданном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства иобъемом продаж, имеющим место на рынке.
Цена предложенияпоказывает минимальную цену за данное количество товара, накоторую продавец готов согласиться в данное время и данном месте. Помимо ценына продукт на величину предложения влияют и другие факторы. К наиболее значимымнеценовым факторам предложения относятся[5]:
· издержкипроизводства;
· уровеньналогообложения;
· технологияпроизводства;
· экономическиеожидания производителей;
· количествопроизводителей;
· ценынасопряженных рынках.
Количественнаязависимость между величиной предложения и определяющими его факторами называютфункцией предложения:

Qs=F(Xi),(2.2.)
где: Qs– величина предложения на рассматриваемый товар;
Xi–i-тый фактор, влияющий на величинупредложения.
Для понимания функциипредложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший,краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. Вкратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочномнекоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном– все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм вотрасли и т. д.).
2.2 Анализ законаспроса и предложения. Равновесная цена
Закон спроса – этообратная зависимость между ценой и величиной спроса. Законспроса звучит следующим образом: если цена на какой-либо товар сокращается ипри этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина спроса наданный товар возрастает. Эта зависимость количества проданных благ от уровняцен может быть изображена графически. Кривая спроса – кривая, показывающая,какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разнымценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладыватьнезависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – погоризонтальной оси, так как это показано на рисунке 1. Действие закона спросаможет быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов – эффектадохода и эффекта замещения. Очевидно, что сокращение цены на рассматриваемыйтовар оказывает двойственное воздействие на поведение покупателя.

/>
          1         2   3   4                Q
Рис. 1 Кривая спроса.
С одной стороны,сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальныйдоход, потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек можеткупить то же количество товара за меньшие деньги, и, таким образом, у негоостается больше средств на дополнительные покупки (эффект дохода). С другойстороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров болеедешевым аналогом, что опять-таки ведет к росту величины спроса на товар (эффектзамещения).
Теоретически приопределенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которойзакон спроса не действует. Данный парадокс впервые был описан в монографии английскогоэкономиста Роберта Гиффена (1837–1910)[6].
Закон предложения – этопрямая зависимость между ценой и величиной предложения. Закон предложениязвучит так: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочиепараметры остаются неизменными, то величина предложения данного товараувеличивается.
Кривая предложения –кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продатьпроизводители по разным ценам в данный момент времени. Кривая предложенияпредставлена на рисунке 2[7].
/>
    0          2          4           6               Q
Рис. 2 Зависимостьвеличины предложения от цены.
Тенденция к увеличениюпроизводства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышениецены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, приросте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможностьнанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство. Вместес тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличениюпредложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однакоесли рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства.
Рассмотренные кривые,взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, еслицена изменяется. Очевидно, что для исследования рыночного механизма в целомнеобходим комплексный подход. Рассмотрю взаимодействие спроса и предложения,совместив на одном графике кривую спроса (D)и кривую предложения (S).
Если наложить друг надруга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного итого же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса ипредложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся,так как это показано на рисунке 3. В точке встречи Е спрос количественно равенпредложению Qd=Qsицена Р1, выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.
Равновесная цена – цена,уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образованиеравновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. Вусловиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление ценспроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результатеустановления равновесия выигрывают и потребители, и производители.
/>Q
Q
Рис. 3 Определениеравновесной цены[8].
 
При более высокой цене Р2возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этотизбыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены.При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение(отрезок CF) ивозникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренцияпокупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке Eдостигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться вкраткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо параметры, определяющиеспрос и предложение.
Воздействие неценовыхфакторов спроса и/или предложения вызывает сдвиг соответствующих функций иизменение первоначальных параметров равновесия до нового уровня. Рыночныймеханизм обеспечивает изменение цен на свободном рынке до тех пор, пока неустановится равновесие, т.е. пока на рынке не сравняются предлагаемое итребуемое количество товаров. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избыткатоварной массы и, следовательно, нет давления на цену, которое могло бы ееизменить. Спрос и предложение не всегда являются уравновешенными на реальномрынке, однако можно говорить о существовании тенденции к равновесию.
Важно подчеркнуть, чтопри цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такоеравенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции,в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будетсоответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжатьпоставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция кповышению или понижению цены.
Именно поэтому всостоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект – будь то отдельныйпроизводитель, фирма или покупатель – не имеет стимулов к изменению своегоэкономического поведения.
Рыночное равновесиесчитается стабильным, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способенвновь вернуться к нему под влиянием лишь своих эндогенных (внутренних)факторов. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка.
Достоверный анализстабильности того или иного рынка имеет серьезное практическое значение,поскольку позволяет определить границы целесообразности государственноговмешательства в рыночный механизм. Если рынок стабилен, то государству неследует вмешиваться в его функционирование, и наоборот, если рыночноеравновесие нестабильно, то государственное регулирование становится не простожелательным, но и необходимым.
Рынок стихийно,автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смитназвал механизмом «невидимой руки»). Превышение цены спроса над ценойпредложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высокимплатежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительнойредкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворениюобщественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышаетиздержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то онаспособствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим,повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.
Конечно, равенствоспроса и предложения – это теоретическая абстракция, ибо в реальнойхозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно этаабстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционированиярыночного механизма.
Анализ закономерностейизменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия даетвозможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшееусловие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общегоравновесия.

2.3 Особенностиравновесия спроса и предложения в современной России
Рыночный механизмдействует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой егоавтоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственнолибо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий,заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» –установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Ценапотолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолкамогут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке.Например, государство при осуществлении социальной политики может установитьмаксимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), вышекоторых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены поламожет служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С ценами потолка,регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. В России в качестве ценпотолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожныетарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся сцелью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.
Цены потолка заниженыпо сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены доуровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политикигосударства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их наопределенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствоватьснижению жизненного уровня.
Например, рассмотримрынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство регулирует цены навыходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итогецена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такаяситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государствопытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельскоехозяйство.
Так или иначе, нофирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся наоснове взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путемустановления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределовколебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенноотклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частьюрынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли воснову калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведетза собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служитьповышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряддействий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен набензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новыхместорождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввозимпортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании«ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокиецены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены сначала этого года 30 — 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ»в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР — всреднем на 66 процентов, «Роснефть» — почти на 60 процентов, «Газпромнефть» — на62 процента[9].
Таким образом, ФАСпредъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российскойнефтепереработки.
ФАС уже несколькомесяцев ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкогоснижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватноеснижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Помимо установленияминимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачильготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, чтоправительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будутпредоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размерсубсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ[10].
Следующей особенностьюрынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмынесовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рыноклегких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковыхавтомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющихпроизводство на территории России.
Олигополистическаяситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компаниидиктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношенииноменклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например,повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза),предприятие может управлять ценой, завышая и занижая ее, в то время какиностранные конкуренты вынуждены поднимать цены.
Равновесие спроса нарынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики –это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики втом, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.
С 2000г. виден ростноминальной, а впоследствии и реальной заработной платы. Рост покупательнойспособности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие.Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растетбезработица.
Следующей особенностьюформирования рыночного равновесия является то, что в России большую долю нарынке товаров занимают импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшнийдень неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР,российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, тосейчас это касается в первую очередь рынков наукоемкой продукции (оборудование,электроника). В отсутствии собственного производителя, государство вынужденоснижать таможенные пошлин для ввоза иностранной высокотехнологичной продукции.По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 года импорт наукоемкойпродукции превышает 50%. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товарыиностранных фирм ведут к тому, что цены на наши товары также начинают снижатьсяи многие предприятия в силу высокой себестоимости несут убытки.
Хотя модель равновесияспроса и предложения довольно абстрактна, но она позволяет вывить и понятьосновные тенденции на рынке, вывить факторы, которые влияют на эти тенденции,дает возможность прогнозировать развитие рынка в будущем.

Глава 3. Новое вразвитии рыночного механизма на рубеже 20 – 21 вв.
3.1 Тенденциисовременного рынка
В ХХ в., особенно вовторой его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении орынке эти изменения долгое время не получали адекватного отражения. Сторонникиновоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму(бездоказательное положение, принимаемое за непререкаемую истину) о совершеннойконкуренции. Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит измножества мелких фирм. Из – за своих небольших размеров предприятия не могутвлиять на рыночную цену. Они производят одинаковою продукцию. Покупатели имеют“совершенное знание” о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершеннаяконкуренция является чистой – не зависит от вмешательства государства имонополий.
В начале 30-х годов вэкономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых учённых,революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительнойкритикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила профессорКембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе“Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933) она заявила:“Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинатьрассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию каксоответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрениеммонополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай”.
Существенный вклад впонимание несовершенной конкуренции внёс американский экономист ЭдуардЧемберлен. В книге “Теория монополистической конкуренции” (1933) он разъяснил,что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистоймонополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждомотдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.
Что же это за новыймир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственныразвитию рыночному механизма во второй половине ХХ в.
Первая тенденция рынка– к усилению монополизации рынка. Научно – техническая революция вызвалапереход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединениюпредприятий в различные комплексы). Централизация производства привела кобразованию мощных монополий, охватывающих национальное экономическоепространство.
Вторая тенденция рынка– обострению конкуренции. Научно – техническая революция необыкновенно ускориласовершенствование технической базы производства. В связи с этим резкоускорилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достиженийтехники и технологии.
3.2 Проблема перехода кразвитому рынку
Чтобы перейти ксовременной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Онисвязаны, прежде всего, с тем, что между стартом – абсолютной монополией – ифинишем – развитым рынком, дистанция огромного размера.
После второй мировойвойны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и другихстранах. Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что для перехода кразвитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учётом, разумеется,национальных особенностей каждой страны.
Одна из таких проблем –формирование многомиллионного отряда предпринимателей, умеющих эффективнохозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такуюзакономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезныхблаг, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет растипотребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливаетсяконкуренция между ними, в результате чего снижаются цены, и уменьшается прибыльфирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобыповышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
Другой проблемойявляется создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальныеэкономические связи между субъектами рынка. Для этого организуется, вчастности, сеть бирж и страховых компаний, в определённой степени ограждающихпредпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально –технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи –свободные рынки ценных бумаг (акции и облигации). Наконец, государственныеорганы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроится наработу.
Чтобы наладитьнормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования,требуется решить сложную проблему – установить рыночное равновесие междуплатёжеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе.Такая задача решается путём необходимого развития отечественного товарногопроизводства и упорядочение ценообразования. Когда будет создан развитый рынок,освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться куровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям.Вместе с тем на государство возлагается задача – регулировать инфляционныепроцессы.
За последний периоднаша страна продвинулась к развитому рынку незначительно. Выявились иотрицательные тенденции – тоже результат поучительный. Сейчас более чётко, чемвначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.
Одна из первостепенныхзадач – проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных формконкуренции.
Движение от полностьюмонополизированного рынка началось, и до сих пор продолжается без каких – либосущественных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняютсязаконодательно провозглашенные меры по ограничению монополистическойдеятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация ценпроводилась руками монополий и в их интересах.
Важно решить и другуюзадачу – полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашейстране начались с полного разрушения системы государственного материально –технического снабжения. Однако взамен её не был создан аналогичный рынокпроизводственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальнойэкономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынкаценных бумаг. Ещё предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитойрыночной системы.
При реформированиироссийской экономики требуется выполнить следующую целевую установку –правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.
Ещё до рыночной реформыу её инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущалипредостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США)в интервью газете “Известия” 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: “Те,кто говорит… о возвращении к свободному рынку времён Смита, не правы настолько,что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клиническогохарактера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бытерпеть и которое не смогло бы выжить”.
Как это нипарадоксально, наша страна всё – таки совершила переход к свободному рынку ужев январе 1992 г. Правда речь идёт о возникновении с самого начала множества примитивныхпродовольственных и вещевых рынков, где ведётся индивидуальная перепродажаотечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставленоправо торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдалсянадлежащий санитарно – эпидемиологический, экологический и иной контроль.
Жизнь доказала:необходимо создавать рынок как социальный институт. Самодвижение кцивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм изаконов, регулирующих рыночную экономику.

Заключение
 
Подводя итогинеобходимо отметить, что возникновение и становление рынка – это следствиеочень длительного исторического развития.
Рыночный механизм – этосложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую исамо развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителейсамостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, всепроизводители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколькопроизводить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственнымиинтересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективноудовлетворяют потребности всего общества.
Любой рынок независимоот его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:
· Цена;
· Спроси предложение;
· Конкуренция.
В состав рынка входятдомашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могутпоочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в ролипродавца.
Рыночный механизмпризван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для когопроизводить?
Для решения этихвопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказываетгромадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.
Для нормальногофункционирования рынка формируется его инфраструктура – система институтов,призванных содействовать рыночным отношениям.
Практика хозяйствованияво всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системыхозяйствования, перед административной системой, однако не стоит идеализироватьрынок, поскольку ему присущи и недостатки или пороки рыночного механизма, дляустранения которых необходимо активное вмешательство государства.
Мировой опыт показал,что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активнойрегулирующей роли государства.
Таким образом,эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетаниерыночных и государственных регуляторов.
Рассмотрев законыспроса и предложения как фундаментальных законов экономики свободного рынка,подчеркну, что эти законы не устанавливают строгие количественные соотношения,а носят качественный характер. Оба закона выражают устойчивые тенденцииценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей,проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.
Спрос отражает, с однойстороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желаниеприобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны,возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного»диапазона.
Спрос зависит не толькоот цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числапокупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и накомплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.
Товары, на которыепотребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупностьтоваров, выносимых им на рынок, и образует предложение.
Объем предложениякаждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если ценаокажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе.Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же ценасущественно возрастет и окажется очень высокой, производители постараютсяувеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовыефакторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов идотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменениечисла поставщиков.
Совокупный спрос исовокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующимсостояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммойиндивидуальных спросов и предложений.
Государствовоздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно устанавливаетна продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или дажефиксированных цен на некоторые товары и в первую очередь на предметы первойнеобходимости.

Список использованнойлитературы
 
1. БазиковА.А. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288 с. – (Высшееобразование).
2. БродскаяТ.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. –М.: РИОР. – 2008. – 208 с.
3. КозыревВ.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2002.-432 с.: ил.
4. Курсэкономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 672 с. – (Высшее образование).
5. Курсэкономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-еизд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.
6. НуреевР.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательство «НОРМА». –2002. – 572 с.
7. СтанковскаяИ.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.
8. Экономическаятеория: пособие под редакцией Е.В.Васильевой, Т.В.Макеевой– М.: Юрайт-Издат. –2006.
9. Экономическаятеория: Учебник/Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен».– 2005. – 592 с.
10. ЕгоршеваН. Нефтяные компании ответят за высокие цены // Российская газета. –Федеральный выпуск №4851 от 18 февраля 2009 г.
11. СтоляровГ., Сункина В. С колес на землю // Ведомости от12.02.2009. – №25 (2295).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.