Причины возникновенияпроблем
Возрождениепредпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей ипротиворечий.
Во – первых, медленно изачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства.Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихии непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной частиконечного результата деятельности.
Во – вторых, свободехозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольнаяорганизация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, посколькуэкономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В – третьих, товарно –денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитныхотношений, а так же высокими темпами инфляции.
Кризис в России, как айсбергдля корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного задругим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитиеэкономики страны. Основными признаками этого явились политический кризисгосударственной системы в предперестроечный период длительное подавлениеинициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всехотношениях.
Предпринимательский духдолжен пронизать, прежде всего, всю организационно – экономическую системурегионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководителирегиональных администраций должны обучиться предпринимательству.
Ошибки предпринимателя всвоей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени егосамого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.
В нашей стране рольбизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решитьтакие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
-значительно и безсущественных капитальных вложений расширить производство многих потребительскихтоваров и услуг с использованием местных источников сырья;
-создать условия длятрудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
-ускоритьнаучно-технический прогресс;
-составить позитивнуюальтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельностималый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозятего развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малоепредпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властныеструктуры не могут не поддержать предпринимателей.
В реформированиироссийской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли насебя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующийсегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполнезакономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частныхсубъектов малого предпринимательства в общем количестве частных,государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия,располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числазанятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Этоговорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностяхразвития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильноросла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомый факт, особенно на фонепродолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. Поофициальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (посреднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости — 13,8 млн. человек.В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а врегиональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве.
В развитии малогопредпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции,выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числамалых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП былхарактерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых присреднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.
Проблемыпредпринимательства
1.Общие проблемы;
2.Проблемы организациималого предприятия;
Общие проблемы предпринимательства.
Это проблемымакро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. Кним относятся:
1) Несовершенствозаконодательства:
•нестабильностьзаконодательной базы — происходит постоянное изменение правил деятельностипредприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживатьвсе изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времениредакции законов;
•существенныезаконодательные пробелы:
-дефицит правовыхгарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
-неотработанность процессакупли-продажи;
-отсутствие должногозаконодательства о земле;
-внутренняяпротиворечивость законов.
•невыполнение ужеимеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научныморганизациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие вустановленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций иаттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенствоналоговой системы.
Несовершенство налоговойсистемы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставокналогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МПограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральныйбюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов иобязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательскихструктур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждаетпредпринимателей искать способы уклонения от налогов — ведение двойнойбухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.
При этом весьма серьезныпроблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малогопредпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций наинформацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции иразъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. Вситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов иинструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать всенеясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.
3) Несовершенствофинансово-кредитной системы.
В соответствии сПоложением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должнынаправляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования икредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.
Однако, проведенныепроверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондомдля развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффектаиз-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели местослучаи не целевого использования государственных средств.
4) Безопасностьдеятельности предприятия.
Развитие рынка в Россиихарактеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям иотсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
невыполнениепотребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
невыполнение своихобязательств поставщиками;
произвол чиновников,вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов,вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
прямое давлениепреступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по«охране»;
передача конфиденциальнойинформации о предпринимателях криминальным элементам;
утечка информации изкоммерческих банков;
Необходимо заметить, чтоотмечается процесс «интеллектуализации» преступной деятельности,использование в ее рамках все более сложной финансово — технической информациии технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.
5)отсутствие системгосударственной и общественной поддержки малого бизнеса.
С большим запозданиемсоздан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитиюмалого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства приГоскомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному изроссийских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют окрайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращаетна себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данногокомитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка нетолько малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опираетсяне на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.
Такая задача не по плечуникакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политикаправительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные властиотнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий вместные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственногорайона с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемкихпроизводств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотнейрегистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Проблемы, возникающие настадии организации малого предприятия.
Стадия организации малогопредприятия – первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателяожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представленыниже:
Поискперспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будетспрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);
Поиск партнеров;
Недостаточностьстартового капитала;
Сложность,отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформлениебольшого количества документов, требующих частых визитов в соответствующиеорганизации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу(например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера научетной карточке для банка). Кроме того, периодически возникают требования оподтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет вналоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати иштампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляютразличного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работупредприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.
Несовершенствосистемы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получитьзаключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельностии безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться вОбластное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев.Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.
Несовершенствопроцедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуетсяналичие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания,парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники, деятельностьпредприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центрстандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимаетдовольно долгое время – 2,5 – 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.
Вообще, главным условиемдля развития предпринимательства должна быть доступность организациисобственного бизнеса.
Пути решения проблемпредпринимательства
Очевидно, чтовсесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самойважной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в мерусвоих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику вотношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению иразвитию на территории города и области.
К видам и формамподдержки предприятий-производителей относят:
А) организационную помощьв скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемыхпредприятиями-производителями во властных структурах, создание равных исправедливых условий их конкуренции за пользование государственными(муниципальными) ресурсами.
Б) Экономическуюподдержку предприятий-производителей, которая включает в себя:
Поддержку существующихпроизводств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:
Налоговые освобождения(также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки,которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будетнаправлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ),признанных таковыми властью.
Налоговые льготы. Приэтом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль,налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидкадолжна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основечеткого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов насистему социальной поддержки безработных.
Налоговый кредит долженпредоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и«среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования,расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налоговогокредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемомурасширению налогооблагаемой базы.
Поддержку новыхпроизводств.
Вновь создаваемыепроизводственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (наприбыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существоватьсистема ограничений:
Если предприятиесоздается на производственной базе и с участием старого производственногопредприятия в качестве соучредителя, то
-старое предприятие неможет полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),
-переданные новомупредприятию производственные мощности не могут превышать трети производственныхмощностей старого предприятия;
-на базе одного старогопредприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихсяпредоставленным освобождением.
Новое производственноепредприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должнолибо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагаетсястроить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (вчастности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.
В) Информационнуюподдержку предприятий-производителей.
1.Сведения опроизводственных предприятиях города:
-основные данные опредприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес,состав руководства, телефоны служб),
-данные о номенклатуре икодификации изготавливаемой продукции,
-данные об основныхфондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания исооружения, социальная сфера и т.д.),
-сведения о временнонезадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы,переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),
-сведения о промышленномоборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.
2.сведения огосударственных или муниципальных ресурсах:
-сведения о муниципальноми областном заказах,
-сведения об объемах ивидах выпущенных ценных бумаг,
-утвержденный на текущийгод бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,
-утвержденный на годобъем зачетов.
Механизм реализацииданных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономическогоанализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):
1.Группировка предприятийпо категориям (по роду деятельности, по перспективности);
2.Нормативно-правовоеобеспечение:
-разработать положение овидах поддержки МП в зависимости от их категорий;
3.формированиепроизводственной инфраструктуры:
-имущественная поддержкамалых предприятий: аренда на льготных условиях производственных площадей иоборудования предприятий-должников в областной бюджет;
4.Информационно-консультационноеобеспечение:
-развитие единой системыинформационного обеспечения на территории области;
-обеспечение МПвысококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектампредпринимательской деятельности;
-проведениеаналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.
Итак, развитиепредпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс,имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.