Содержание:
Введение…………………………………………………………….....…………..……….…3
1. Экономические ресурсы
и факторы производства ……………………………………………………........…4
1.1.Основные понятия и определения.……………………………………………....4
1.2. Значениеформирования цен на ресурсы ………................................................7
1.3. Сложности в образовании цен на ресурсы………..............................................8
1.3.1.Особенности формирования цен на факторы производства
в условияхсовременной России ……………………………….………….………..8
2. Спрос на ресурсы в соответствии с теориейпредельной производительности
2.1. Спрос на ресурсы как производный спрос………….……………………..…...11
2.2. Предельныйпродукт в денежной форме (MRP)…..……………………….......11
2.3. Правилоиспользования ресурсов: МRP = MRC……….………...……….....…13
2.4. МRP — это графикспроса…………………………………………………..…..13
2.5. Cпрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….……………….15
2.6. Рыночныйспрос на ресурс………………………………………………………17
3. Изменения в спросе на ресурс …………………………………………………………...17
3.1. Изменения вспросе на продукт…………………………..……………………..18
3.2. Изменениепроизводительности………………………………….……………..18
3.3. Цены надругие ресурсы………………………………………………..………..19
4. Эластичность спроса на ресурс……………………………………………………...…..21
4.1. Коэффициент снижения МР…………………………………………………….22
4.2. Легкость ресурсозамещения…………………………………………………….22
4.3.Эластичность спроса на продукт……………………….……………………….23
4.4. Соотношениеиздержек на труд и общих издержек……………………………23
5. Оптимальное соотношение ресурсов……………………………………………….…..24
5.1. Правило наименьших издержек…………………………………………….…..24
5.2.Правило максимизации прибыли………………………………………………25
Заключение:…………………………………………………………………………………..28
Списоклитературы…………………………………………..………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Производство — это деятельность человека, посредствомкоторой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человекунеобходимые ему блага. Их надо производить. Вот почемупроизводствоесть объективная необходимость.
Потребности человека принято делить на «материальные»и «духовные». Разумеется, это очень приблизительное деление, однакооно верно отражает «естественные» и «социальные» началажизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностейменее хлопотно, чем материальных, — они также обеспечиваются всейиндустриальной мощью современного общества.
Потребности человека безграничны и постоянно растут. Вэкономической теории эту тенденцию представляет "законвозвышенияпотребностей". Рост потребностей постоянно подстегиваетпроизводство.
Итак, назначение производства — удовлетворение потребностей человека и общества. Достигается это в ходевзаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной(«субъектом») в таком взаимодействии выступает человек, то мы можемсделать еще одно важное уточнение:
производство — это процесспреобразования природы человеком, — животные приспосабливаются к природе, человек жеподчиняет ее себе.
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА
1.1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ресурсы призводства — это совокупность техприродных, а социальных и духовных сил, которые могут быть использованы впроцессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теорииресурсы принято делить на
четыре группы:
1) природные — потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы ивещества, среда которых различают «неисчерпаемые» и«исчерпаемые» (а в последних — «возобновляемые» и«невозобновляемые»);
2)материальные - все созданныечеловеком («рукотворные») средства производства, которые самиявляются результатом производства;
3)трудовые — население в трудоспособном возрасте которое к«ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам:социально-демографическому, профессионально — квалификационному и культурно — образовательному;
4)финансовые — денежные средства, которые общество в состояниивыделить на организацию производства.
Значимость отдельных видов ресурсовизменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее — кпостиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритетпринадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном — материальным, в постиндустриальном- интеллектуальным и информационным ресурсам.
Природные, материальные и трудовыересурсы присущи любому производству поэтому они получили название «базовых»;возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».
Нарядус понятием «ресурсы производства» экоиомическая теория оперируеттакже понятием «факторы производства». В чем же их отличие?
Когдамы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это — те природные и социальныесилы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот,«факторыпроизводства» — экономическая категория, обозначающая уже реальнововлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, «ресурсыпроизводства» — понятие более широкое, чем «факторыпроизводства». Иными словами, факторы производства — это производягцнересурсы.
Вотличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамкахвзаимодействия; поэтомупроизводство всегда есть взаимодействующее единствоего факторов.
Вэкономической теории выделяюттри основных фактора производства:
1)«земля» — как фактор производства имеет троякое значение:
— в широком смысле она означает все используемые в производственном процессеестественные ресурсы;
— в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) «земля» есть объектхозяйствования, когда она одновременно выступает и «предметомтруда», и «средством труда»;
— в пределах всей экономики «земля» может выступить как объектсобственности(в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производстваможет не принимать, — он участвует опосредованно, предоставлением«своей» земли);
2)«капитал» — так называют материальные и финансовые ресурсы всистеме факторов производства;
3)«труд» — та часть общества, которая непосредственно занята впроцессе производства (иногда используют и такой термин, как«экономически-активное население», который охватывает толькотрудоспособных, занятых в производстве).
Фактор «труд» включает и предпринимательство-уважаемую во всем мире деятельность, требующую способности к организациипроизводства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашияриска. В западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что егодеятельность рассматривают как самостоятельныйфакторпроизводства.
Главной социальной функцией предпринимателя следует признатьорганизацию доходного производства:более заинтересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можноотыскать.
Теперь вернемся ко всем тремфакторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шладискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара:«классическая» политэкономия признавала приоритет за трудом, тогдакак марксистская традиция трактовала стоимость как результат только труда (вего абстрактном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практикеэкономисты исходят из концепции, получившей название "теориятрехфакторов". Ее содержание сводится к следующим положениям.
Каждый фактор производстваспособен принести своему владельцу доход: «капитал» приносит«процент», «труд» -«зарплату», а«земля» -«ренту»:
/>/>РЕСУРСЫ ФАКТОРЫ ДОХОД Ы/>
«природные» /> «земля» /> «рента»
«материальные» /> «капитал» />«процент»
«финансовые»
«трудовые» /> «труд» />«зарплата»
Доходность всех факторовозначает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами.Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости,ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащегоему фактора в создание совокупного дохода.
Производство есть взаимодействиетрех его факторов — это технологическая характеристика производства. Нопоскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство приобретаетобщественный характер, становится социальным процессом. Производствопревращается в результат производственных отношений между собственникамифакторов производства. А так как в роли собственников могут выступать ииндивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представленовзаимоотношением различных экономических субъектов (или — разных формсобственности — индивидуальной, коллективной, государственной).
Не всякий собственник факторапроизводства непременно должен принимать непосредственное участие впроизводстве. Однако это — привилегия собственников лишь отчуждаемых факторовпроизводства — «земли» и «капитала». Способность же к трудупередать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор«труд», должен всегда принимать непосредственное участие впроизводстве. Следовательно, его статус как «наемного работника»объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторыпроизводства (к примеру приобрести акции, недвижимость и т.п.).
Мера доходности каждого факторав конкретных экономических условиях — одна из центральных проблем экономическойтеории.Фактически ей посвящены все последующие лекции, ибо экономическая наука естьнаука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересуетне доходность, а процесс производства как система взаимодействия«труда», «земли» и «капитала».
1.2.ЗНАЧЕНИЕФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающихнеобходимость изучения формирования цен на ресурсы:
1. Денежные доходы. Самым важным в ценах наресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий наденежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при приобретении экономическихресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты,процента, прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжениилюдские и имущественные ресурсы.
2. Распределение ресурсов. Другим важным аспектомв формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены напродукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услугпокупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсовсреди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздействия цен наресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичнойэкономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызываетбеспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.
3. Минимизация издержек. Для фирмы цены наресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли,фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболееэффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровнетехнологии именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда,капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать впроизводственном процессе .
4. Вопросыэкономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов,влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество этическихаспектов и проблем экономической политики. В частности, безнравственный подходк установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распределенииличных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долейдохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределениенационального дохода между «доходами капиталистов» (прибылью, ссуднымпроцентом, рентой) и «трудовым доходом» (заработной платой)? Следуетли вводить специальный налог на «избыток» прибыли? Необходимо лигосударству устанавливать низший предел заработной платы в видезаконодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставокпроцента? Являются ли обоснованными текущие государственные субсидии фермерам?
1.3.СЛОЖНОСТИВ ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Точки зрения экономистов на основные принципыобразования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительныеразногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основныхпринципов следует применять к конкретным ресурсам и определенным рынкам. Еслиэкономисты едины в том, что ценообразование и использование экономическихресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и предложения, тоони также признают, что на отдельных рынкахпредложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от обычных.
Ситуация, кроме того,усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздействовать(или даже их вытеснять) политика и практические меры государства, фирм ипрофсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.
1.3.1. ОСОБЕННОСТИФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В развитой экономике со сложившейсяинфраструктурой производители имеют адаптивную реакцию на меняющиеся рыночныесигналы. Движение товарных цен на продукцию фирмы (предприятия) заставляет ееменять структуру производства, его профиль и масштабы, что обусловливает сменустратегии управления. Новая стратегия предполагает ориентирование уже на новыевиды ресурсов. Но проблема заключается не только в том, чтобы определить, какиересурсы необходимы. Важно знать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшиеиздержки и наибольший доход. Поэтому фирма начнет поиск возможных вариантовсочетания ресурсов для выбора наилучшего из них. Итак, фирма должна выбирать.Но для этого рынки ресурсов должны представить для продажи богатый ассортименти характеризоваться достаточной товарной насыщенностью. Проблема выбораальтернативных вариантов сочетания ресурсов по-настоящему встает в условияхконкурентного предложения ресурсов, когда проблема заключается не в том, чтобынайти нужный ресурс, а в том, чтобы профинансировать его покупку. (Дефицитомстановятся не ресурсы, а деньги.) Пока еще рано говорить о формировании такойситуации в России.
В нашей экономике с распадомСоветского Союза разорвались хозяйственные связи, и предприятия лишилисьтрадиционных партнеров. Произошел резкий обвал производства. В этих условияхпредприятиям не до выбора наилучшего времени. Они покупают то, что удаетсяприобрести на имеющиеся средства. На международный же рынок, где выбор весьмаширок, у большинства предприятий выхода нет из-за отсутствия валютных средств'.Поэтому процесс минимизации издержек для российской экономики протекает весьмавяло, заторможенно. Закон замещения факторов производства, связанный свытеснением дорогого фактора более дешевым, предполагает опять-таки наличие нарынке ресурсов — носителей альтернативных технологий. У нас же такой рынок находитсяв стадии становления. Поэтому он весьма далек от необходимого насыщения.Дефицитность оборачивается недоступностью новых направлений, развития, чтоведет к окостенелости производственного аппарата, его недостаточнойнаправленности на маневрирование ресурсами в пользу наиболее дешевого варианта.
Положение усугубляетсянедостатком накоплений, характерным для спада производства, вылившимся в кризиснеплатежей, что затрудняет хозяйственный маневр. Все это говорит о том, что вРоссии пока не сложились условия для равновесия на рынке факторов производства,когда от затрат на 1 долл. любого фактора производства получается равныйпредельный продукт.
Тем не менее требование получитьравный доход на единицу затрат, ресурсов уже во многом определяет поведениенаших бизнесменов, когда они меняют вид деятельности. Так называемые «челноки»обычно меняют ассортимент закупок, если доходность их начинает падать.
Следует особо отметитьхарактерные особенности формирования рынка земли. Земля в условияхгосударственного социализма была национальным достоянием. Теперь она сталапереходить в частную собственность граждан. Это касается дачных участков,участков садоводческих товариществ и приусадебного хозяйства сельских жителей.
Присложившемся неблагоприятном для рубля соотношении национальной валюты с ключевымивалютами мира предприятиям еще долго придется испытывать валютный голод.
Пока не решен вопрос особственности на землю предприятий. Но каковы бы ни были перспективы претворенияего в жизнь, ясно одно-плата за землю, за пользование природными ресурсами,так называемые «рентные платежи» должны найти свое законное место вхозяйственной жизни.
Что же касается особенностейроссийского труда, связанных с формированием цены труда, отметим наиболее ярковыраженные из них.
1. Более низкий уровень оплатытруда по сравнению со странами развитой рыночной экономики. Это обусловленонизкой эффективностью производства, когда единица труда у нас приносит посравнению с развитыми странами меньший прирост предельного продукта. Крометого, на уровень заработной платы давит весьма сильный пресс затрат насодержание армии и ВПК, что обескровливает отрасли народного потребления.Сложившиеся макропропорции не позволяют обеспечить неинфляционный ростзаработной платы.
2. Низкий уровень заработнойплаты приводит к занижению требований к техническому прогрессу. Обычновыгодность внедрения новой техники обусловлена критерием экономии фонда оплатытруда. А он как раз весьма невысок. Все это объясняет, почему рынок средствпроизводства в России поглощает не только лучшие западные образцы, но и тутехнику, которая не реализуется в своих странах в условиях конкурентного рынка.
3. Определенная часть фондазаработной платы страны по существу имеет совсем иное содержание. Онапредставляет не оплату цены труда, а является пособием по безработице. Этокасается материального содержания лиц, находящееся в вынужденных отпускахиз-за простоев предприятий. Растворение в фонде оплаты труда, пособий побезработице занижает его реальный уровень и накладывает на предприятиянепомерный груз материальной зашиты неработающего населения.
4. В условиях России реальнаяцена труда находится под давлением инфляционного налога. Кризисное состояниеэкономики проявляется и в кризисе неплатежей предприятий друг другу. Поэтомупредприятия не имеют денежных фондов, чтобы регулярно выплачивать заработнуюплату. Запоздалые выплаты в условиях инфляции означают потерю доходаработников. Это равнозначно введению нового налога на доходы, что,естественно, ведет к снижению цены труда.
Бремя инфляционного налогаособенно велико в отраслях с длительным производственным циклом, в том числе внаукоемком производстве. Поэтому отсюда возможен отток рабочей силы в направленииотраслей с более коротким циклом.
5. Сложившееся резкое различие воплате труда бюджетных организаций и коммерческих структур неизбежно ведет коттоку рабочей силы на более высокооплачиваемые рабочие места. Это влечет засобой необходимость подтягивания заработков работников бюджетных организаций.Такой процесс неизбежен, ибо рынок как великий уравнитель выдвигает требованиеравной оплаты за равный труд.
Наша главная цель:
выявить основные факторы,которые предопределяют спрос на экономические ресурсы. В своем анализе мыограничиваемся рассмотрением только такого фактора производства, как труд,поскольку разработанные принципы в целом применимы также к земле, капиталу ипредпринимательским способностям.
2.СПРОС НА РЕСУРСЫ
ВСООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ
ПРЕДЕЛЬНОЙПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Наименее сложный методопределения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирмаприобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и в своюочередь продает свою продукцию на конкурентном рынке. Простота данной ситуациисостоит в том, что в условиях конкуренции фирма продает столько своейпродукции, сколько она считает необходимым при существующей рыночной цене.Фирма реализует такую незначительную долю общего объема продукции, что это не оказываетникакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция означает,что фирма покупает такую небольшую долю общего предложения ресурса, чтоприобретаемое фирмой количество ресурса не оказывает воздействия на его цену.
2.1.СПРОС НА РЕСУРСЫ КАКПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
Определив эти упрощающиедопущения, можно выделить наиболее важный момент: спрос на ресурсы являетсяпроизводным спросом, то есть производным от готовых товаров и услуг, которыепроизводятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребностипотребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.Домохозяйства желают потреблять различные продукты питания или продукты,изготовленные с помощью ресурсов, а не сами ресурсы.
2.2.ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
ВДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (МRР)
Производный характер спроса наресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от 1)производительности ресурса при создании товара и 2) рыночной стоимости, илицены, товара, произведенного с помощью данного ресурса. Другими словами,ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, высокооцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны,спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можнолишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом удомохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который являетсяфеноменально эффективным в производстве того, что никто не хочет покупать!
Роль производительности и ценыпродукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощитаблицы 1.
Таблица1: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистойконкуренции (гипотетические данные)Единицы ресурса Всего продукта Предельный продукт(МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) 2 1 7 7 2 14 14 2 13 6 2 26 12 3 18 5 2 36 10 4 22 4 2 44 8 5 25 3 2 50 6 6 27 2 2 54 4 7 28 1 2 56 2
Предполагается, что фирмаприобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные вколонках 1—3 напоминают нам о возможности применения в данной ситуации законаубывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт труда (МР)падает ниже определенной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшениепредельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.
Уже подчеркивалось, чтопроизводный спрос на ресурс зависит не только от производительности данногоресурса, но также и от цены на производимый с помощью данного ресурса продукт.В колонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта являетсяпостоянной, в данном случае равна 2 дол., ибо мы предполагаем существованиеконкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4,получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислитьпредельный продукт в денежном выражении (МRР) — прирост общего дохода в результатеприменения каждой дополнительной единицы переменного вводимого факторапроизводства (в данном случае — труда). Он указан в колонке 6.
2.3.ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯРЕСУРСОВ:
МRР = МRС
Цифровые данные МRР — колонки Iи 6 — показывают значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяснить, почему этотак, вначале нужно выяснить правило, которым руководствуется фирма для извлеченияприбыли при применении любою ресурса. Чтобы максимизировать прибыль, фирмадолжна использовать дополнительные единицы любого данного вида ресурса до техпор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а необщих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения,как прироста общих издержек, так и прироста общего дохода в результатеприменения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса.Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков приростобщего дохода в результате использования каждого последующего нанятогорабочего. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса даетприрост издержек (издержек на ресурсы), называется предельными издержками наресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использованияресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительныеединицы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Есличисло рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRРпоследнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получитприбыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемыхтаково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает рабочих,которые «не оплачивают сами себя», и поэтому она может увеличитьсвою прибыль, лишь уволив какое-то число рабочих. Читатель согласится, чтоданное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило максимизации прибыли — МR=МС,- использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснованиеобоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, ане на выпуск продукции.
2.4. МRР — ЭТО ГРАФИК СПРОСА
Поскольку цена на продукт ипредельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и ценана ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма используетресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставказаработной платы устанавливается совокупным, или рыночным, предложением трудаили рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставкузаработной платы, потому что она нанимает весьма небольшую долю совокупногообъема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсывозрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждогонанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Изэтого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставказаработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих вусловиях конкуренции.
Соответственно, используя данныеколонки 6 таблицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочийобеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. —прирост совокупных издержек. Для каждого последующего рабочею, однако, МRСпревышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этихрабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту жеаргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второгорабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 дол., то наймуттрех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пятерых. И так далее.Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этомграфике (кривой) показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждойвозможной ставке заработной платы. Графически это дано на рисунке 1.
Рисунок 1. Спрос производителяна ресурс в условиях чистой конкуренции.
/>
Цена ресурса
(ставказ/платы)
Количество требуемого ресурса
Кривая МRР —это кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельнойпроизводительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой конкуренциицена продукта является постоянной; следовательно, исключительно из-заубывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.
2.5.СПРОС НА РЕСУРС В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Наш анализ спроса на трудненамного усложняется, если предположить, что фирма продает свою продукцию нарынке с несовершенной конкуренцией. Чистая монополия, олигополия и монополистическаяконкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмыотлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену напродукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.
Таблица 2: Спрос на ресурс: реализация продукта вусловиях несовершенной конкуренции ( гипотетические данные)
Единицы ресурса Всего продукта Предельный продукт(МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) 2,80 1 7 7 2,60 18,20 18,20 2 13 6 2,40 31,20 13,00 3 18 5 2,20 39,60 8,40 4 22 4 2,00 44,00 4,40 5 25 3 1,85 46,25 2,25 6 27 2 1,75 47,25 1,00 7 28 1 1,65 46,20 1,05
Данные производительности изтаблицы 1 сохранены в колонках 1—3, но теперь в колонке 4 предполагается, чтоцена на продукцию должна быть снижена, чтобы реализовать предельный продукт,произведенный каждым дополнительно нанятым рабочим. МRР продавца, действующегов условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине:
уменьшается предельный продукт.А МRР продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, снижаетсяпо двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на продукт, таккак возрастает выпуск продукции.
Следует подчеркнуть, что понижение цены, сопутствующеекаждому приросту выпуска продукции, относится в любом случае не только к предельномупродукту каждою последующего рабочего, но и ко всем предыдущим единицам продукции,которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллюстрируем:предельный продукт второго рабочего равен 6 единицам. Эти б единиц можнопродать по 2,4 дол. за каждую или 14,4 дол. за все. Но это не МRР второгорабочего. Почему? Потому что, чтобы продать эти 6 единиц, фирма должна снизить на 20 центов цену 7 единиц продукции, произведенных первым рабочим, — единиц продукции, которые могли бы быть проданы по 2,6 дол. За каждую. Итак, МRР второго рабочего составляет лишь 13 дол. (=14,4 дол. - (7 х 20 центов)). Аналогично: МRРтретьего рабочего— 8,4 дол. Хотя 5 единиц,которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочийне дает прироста общего дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на20 центов для 13 единиц продукции, произведенных первыми двумя рабочими. Вданном случае МRР третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (=11 дол. — (13 х20 центов)). И так далее для последующих значений колонки 6.
В итоге кривая МRР — криваяспроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершеннойконкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя вусловиях чистой конкуренции. При ставке заработной платы, или МRС, равной11,95 дол., предприниматель как в условиях чистой, так и несовершеннойконкуренции будет нанимать двух рабочих. При ставке 9,95 дол. фирма в условияхчистой конкуренции будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции— только двух. При ставке 7,75 дол. фирма в условиях чистой конкуренции приметна работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — только трех.Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рисунке2, данные МRС из таблицы -2 и сравнив их с рисунком 1.
Рисунок 1. Спрос производителяна ресурс в условиях несовершенной конкуренции.
/>
Цена ресурса (Заработная плата)
Количество требуемого ресурса
Кривая спроса производителя наресурс в условиях несовершенной конкуренции падает вниз, поскольку предельныйпродукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста выпуска продукции.
Неудивительно, что производительв условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработнойплаты при найме рабочих, чем производитель в условиях чистой конкуренции. Относительноенежелание производителя при несовершенной конкуренции использовать большересурсов и соответственно производить больше продукции при снижении цен наресурс является просто реакцией рынка ресурса на тенденцию к сокращению объемапродукции на рынке при несовершенной конкуренции. При прочих равных условиях,предприниматель в условиях несовершенной конкуренции будет производить любогопродукта меньше, чем при чистой конкуренции. Для производства этого меньшегоколичества продукции потребуется меньше ресурсов.
Но здесь уместна одна важнаяоговорка. Рыночная структура чистой монополии и олигополии могла бы способствоватьтехническому прогрессу, а также более высокому уровню производства, повышениюзанятости, снижению цен в долгосрочном периоде по сравнению с чистоконкурентным рынком. Кривая спроса на ресурсы в этих случаях не ограничена.
2.6.РЫНОЧНЫЙ СПРОС НА РЕСУРС
Можно ли теперь построить кривуюрыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кривая общего, илирыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кривыхспроса отдельных покупателей на рынке. Аналогичным способом кривую рыночногоспроса на какой-то определенный ресурс можно построить точно так же, то есть,суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, использующихданный ресурс.
3.ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НА РЕСУРС
Что приведет к изменению спросана какой-либо ресурс, т. е. к сдвигу кривой спроса? Само построение кривойспроса на ресурс основывается непосредственно на двух взаимосвязанных факторах— производительности ресурса и рыночной цене на продукт, который производится спомощью данного ресурса. А также вводится еще один фактор — изменение цен надругие ресурсы.
3.1.ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НАПРОДУКТ
Поскольку спрос на ресурсявляется производным, то неудивительно, что любое изменение в спросе на продуктбудет влиять на цену продукта и, следовательно, на МRР данного ресурса. Отсюдавывод:
при прочих равных условиях,изменение в спросе на продукт, который производится определенным видом труда,приведет к сдвигу в спросе на труд в том же самом направлении. Так, в таблице 1предположим, что повышение спроса на продукт привело к резкому увеличению ценыпродукта до 3 дол. Если вы вычислите значения для новой кривой спроса на труд инанесете их на рисунок 1, то увидите, что эта кривая лежит справа отпервоначальной кривой. Аналогичным образом падение спроса на продукт и снижениеего цены повлечет сдвиг кривой спроса на труд влево. Пример из жизни: крахфондовой биржи в 1987 г. привел к сокращению объема ежедневных продаж акций исоответствующему падению спроса на биржевых маклеров, вызвав волну увольненийна Уолл-стрите. Аналогично резкое увеличение цен на нефть, природный газ иэлектричество, происходившее с середины 70-х годов, выразилось в возрождении спроса на обычные дровяныепечи. Интересно, что на рынке труда это отразилось в росте спроса натрубочистов. Наконец, в конце 1987 г. фирма «Макдоналдс»использовала телевидение с целью привлечения домохозяек и пенсионеров на работув свои 1600 экспресс-кафе. Почему такая кампания по трудоустройству началась в1987 г., а не 10 или 20 лет назад? Основной причиной послужило то, что всебольше женщин стало посвящать свое время работе, и у них оставалось все меньшевремени для приготовления пищи. В результате этого возрос спрос на пищу,приготовленную в экспресс-кафе, а также спрос на рабочих кафе быстрогоприготовления пищи, места которых нельзя было полностью заполнить подростками —традиционным источником рабочей силы в подобных заведениях.
3.2.ИЗМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
При неизменности другихфакторов, изменение в производительности труда ведет к однонаправленномуизменению кривой спроса на труд. Например, если бы мы удвоили значение МР вколонке 3 таблицы 1, то обнаружили бы, что данные МRР тоже бы удвоились, чтоозначает возрастание спроса на труд.
Производительность любогоресурса можно изменять несколькими путями. 1) Данные о предельнойпроизводительности, скажем, труда будут зависеть от количества других связанныхс ним ресурсов. Чем больше величина таких связанных с трудом ресурсов, каккапитал и земля, тем выше будет предельная производительность и спрос на труд.2) Технологические усовершенствования оказывают тот же самый эффект. Чем вышекачество капитала, тем выше производительность труда. Труд сталелитейщиков,работающих на современных кислородных конвертерах, в которые вложеноопределенное количество реального капитала, является более производительным,чем труд тех, кто работает на старых мартеновских печах, в которые вложенотакое же количество реального капитала. 3) Повышение качества самогопеременного ресурса — труда — вызывает увеличение предельнойпроизводительности и, следовательно, спроса на труд. В результате получаемновую кривую спроса на другой, более квалифицированный, вид труда.
Все эти соображения важны дляобъяснения, почему средний уровень (реальной) заработной платы выше вСоединенных Штатах Америки, чем в большинстве зарубежных стран. Американскиерабочие в целом здоровее и подготовленнее, чем в других странах, и вбольшинстве отраслей они трудятся с использованием более крупного и болееэффективного парка средств производства, а также богатых природных ресурсов.Это влечет за собой устойчиво высокий спрос на труд. Со стороны предложения нарынке труд является относительно редким ресурсом по сравнению с большинствомзарубежных стран. Устойчивый спрос и относительно ограниченное предложениепорождают высокие ставки заработной платы.
3.3.ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ
Точно так же как изменения вценах на другие продукты вызывают изменение спроса на какой-то определенныйтовар, так и изменения в ценах на другие ресурсы могут изменить спрос накакой-то конкретный ресурс. Как эффект воздействия изменения цены продукта Хна спрос на продукт Y зависит от того, являются ли Х иY замещающими или дополняющимидруг друга товарами, так и эффект воздействия изменения цены ресурса А наспрос на ресурс В будет зависеть от их взаимозаменяемости или степени ихдополняемости.
Ресурсозаменители. Предположим, что в определенномпроизводственном процессе технология такова, что труд и капитал являютсязамещающими друг друга. Другими словами, фирма может производить какую-тоданную продукцию с относительно небольшим количеством труда и относительно большимколичеством капитала и наоборот. Теперь допустим, что происходит падение ценына машинное оборудование. Соответствующее воздействие на спрос на труд явитсярезультатом двух противоположных эффектов: эффекта замещения и эффекта объемапродукции. Во-первых, снижение цены на машинное оборудование побуждает фирмузамещать труд машинным оборудованием. Это явная приспособительная реакция,если фирма стремится произвести любое заданное количество продукции снаименьшими затратами. При данных ставках заработной платы в этом случае будетнанято меньшее количество труда. Короче говоря, эффект замещения снизит спросна труд. Во-вторых, при падении цен на машинное оборудование также снижаютсяиздержки производства при выпуске различных объемов продукции. С сокращениемиздержек фирме выгоднее производить и реализовать большее количествопродукции. А такое увеличение объема производства приведет к росту спроса навсе ресурсы, включая труд. В связи со снижением цены на машинное оборудованиеэтот эффект объема продукции влечет за собой рост спроса на труд.
Эффекты замещения и объемапродукции явно действуют в противоположном направлении. При падении цены намашинное оборудование эффект замещения снижает, а эффект объема продукцииувеличивает спрос на труд. Фактически воздействие на спрос на труд будетзависеть от относительных величин этих двух противоположных эффектов. Еслиэффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то снижение цен накапитал приведет к снижению спроса на труд. Если справедливо обратное, тоспрос на труд увеличится. Обобщаем: если эффект замещения перевешивает эффектобъема продукции, то изменение в цене ресурсозаменителявызываетоднонаправленное изменение в спросе на труд. Если эффект объема продукциипревышает эффект замещения, то изменение в цене ресурсозаменителя вызываетразнонаправленное изменение в спросе на труд.
Взаимодополняемые ресурсы. Определенные продукты, такие,как камеры и пленка, компьютеры и программное обеспечение, называютсявзаимодополняемыми товарами в том смысле, что они «идут вместе», илиспрос на них предъявляется одновременно. Ресурсы могут быть взаимодополняемымив том смысле, что увеличение количества одного из них, применяемого впроизводственном процессе, повлечет за собой также увеличение количествадругого ресурса и наоборот. Предположим, что мелкий производительметаллоизделий применяет штамповочные прессы в качестве главного элементаосновного капитала. Каждый пресс сконструирован так, что им может управлятьодин рабочий; пресс не автоматизирован — он не будет работать сам по себе, — ивместе с тем второй рабочий будет не нужен.
Предположим, что значительныетехнологические нововведения в производстве этих прессов привели ксущественному снижению их стоимости. Теперь не будет никакого негативногоэффекта замещения, ибо труд и капитал должны применяться в фиксированныхпропорциях — один человек на один станок. Капитал нельзя замещать трудом. Но вотношении труда действует позитивный эффект объема продукции. При прочихравных условиях, снижение цен на средства производства означает уменьшениеиздержек производства. Соответственно будет выгодным производить большийобъем продукции. Поступая так, фирма будет использовать как больше капитала,так и больше труда. Если труд и капитал являются взаимодополняемыми, тоснижение пены на машинное оборудование приводит к повышению спроса на труд всилу действия эффекта объема продукции. И наоборот, при повышении цены накапитал эффект объема продукции вызывает уменьшение спроса на труд. Наше обобщение:изменение в цене взаимодополняемого ресурса приводит к разнонаправленномуизменению спроса на труд.
Суммируем: кривая спроса на трудповышается (сдвигается вправо), когда:
1) увеличивается спрос на (асоответственно и цена на) продукт, производимый этим трудом;
2) увеличиваетсяпроизводительность труда (МР);
3) уменьшается цена нарссурсозаменитель при условии, если эффект объема продукция сильнее эффектазамещения;
4) увеличивается цена наресурсозамснитель при условии, если эффект замещения превышает эффект объемапродукции;
5) снижается цена навзаимодополняемый ресурс.
4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА РЕСУРС
Высказанные выше соображенияимеют непосредственное отношение к смещению кривых спроса на ресурс. Такиеизменения в спросе следует четко отличать от изменения в количестве требуемогоресурса. Последнее, вспомним, не влечет за собой смещения кривой спроса наресурс, а приводит к перемещению из одной точки в другую на кривой устойчивогоспроса на ресурс вследствие изменения цены на конкретный рассматриваемыйресурс. Проиллюстрируем: в таблице 1 и на рисунке 1 мы отмечали, чтовозрастание ставки заработной платы с 5,95 дол. до 7,95 дол. приводит кснижению количества требуемых рабочих с пяти до четырех человек.
Отсюда возникает вопрос: чтоопределяет чувствительность производителей к изменениям цены на ресурс? Или,если использовать специальную терминологию, что определяет эластичность спросана ресурс? Некоторые устоявшиеся положения позволяют глубже проникнуть в сутьпроблемы при ответе на данный вопрос.
4.1. КОЭФФИЦИЕНТ СНИЖЕНИЯ МР.
Важен также такойспецифический показатель, как коэффициент снижения предельного продуктапеременного ресурса. Если предельный продукт труда снижается медленно по мереего добавления к фиксированному количеству капитала, то МRР, или кривая спроса на труд,будет понижаться медленно и иметь тенденцию к высокой эластичности.Незначительное снижение цены на такой ресурс приводит к относительно большомувозрастанию требуемого количества ресурса. И наоборот, если предельнаяпроизводительность труда резко падает, то МRР, или кривая спроса на труд, быстро понижается.Это означает, что относительно большое снижение ставки заработной платысопровождается весьма скромным повышением количества нанимаемого труда; спросна ресурс будет неэластичным.
4.2. ЛЕГКОСТЬ РЕСУРСОЗАМЕЩЕНИЯ.
Степень, с которой способнывзаимозамещаться ресурсы, является очень важным показателем эластичности. Чембольше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спросана определенный ресурс. Если производитель мебели считает, что пять или шестьразличных пород дерева в равной степени подходят для изготовления кофейныхстоликов, то повышение цены на одну из пород дерева может вызвать резкоепадение спроса на нее, так как производитель может легко заменить эту породудерева другими породами. В другом крайнем случае замещение может оказатьсяневозможным: бокситы абсолютно необходимы для производства алюминия. Этозначит, что спрос па бокситы со стороны производителей алюминия имеет тенденциюбыть очень неэластичным.
Важно заметить, что особую рольв процессе замещения ресурсов играет время. Например, водители грузовиковкакой-то фирмы могут добиться существенного повышения заработной платы нарядус незначительным или наступающим не сразу снижением занятости. Но черезкакое-то с время, так как грузовики изнашиваются и заменяют, фирма можетзакупить грузовики большей грузоподъемности и тем самым, обеспечив доставкутого же количества продукции, но с меньшим числом водителей. Кроме того, помере износа грузовиков фирма может привлечь совершенно другие средстватранспортировки. Другой пример: «Боинг 737—300» был специально сконструировандля двух пилотов, а не для традиционных трех.
4.3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НАПРОДУКТ.
Эластичность спроса накакой-либо ресурс зависит от эластичности спроса на производимый с его помощьюпродукт. Чем выше эластичность спроси на продукт, тем выше эластичность спросана ресурс. Производный характер спроса на ресурс должен был подвести нас кожиданию подобной взаимозависимости. Небольшое повышение цены продукта сбольшой эластичностью спроса вызывает резкое снижение выпуска продукции исоответственно относительно большое сокращение количества различных ресурсов,на которые предъявляется спрос. А это со всей очевидностью наводит на мысль,что спрос на данный ресурс является эластичным. В самом деле, проведенноесравнение спроса на ресурс, когда продукция реализуется в условиях чистойконкуренции (табл. 1 и рис. 1), с одной стороны. и в условиях несовершеннойконкуренции (табл. 2 и рис. 2) — с другой, уже показало, что, при прочих равныхусловиях, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спросана ресурс.
4.4. СООТНОШЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК НАТРУД И ОБЩИХ ИЗДЕРЖЕК.
Наконец, чем больше общихиздержек производства приходится ни какой-то ресурс, тем выпи эластичностьспроса на данный ресурс. Логическое обоснование этого вполне очевидно. Впредельном случае если затраты на труд были бы единственными издержкамипроизводства, то 20%-ное повышение ставки заработной платы вызвало бы сдвигвверх кривой издержек фирмы на 20%. При заданной эластичности спроса на продукттакой существенный рост издержек привел бы к относительно большому снижениюпродаж и резкому сокращению количества требуемого труда. Спрос на труд имел бытенденцию к эластичности. Не если затраты на труд составили бы 50% издержекпроизводства, то 20%-ный рост ставки заработной платы вызвал бы повышениеиздержек только на 10%. При той же самой эластичности спроса на продуктпоследовало бы относительно небольшое сокращение продаж и соответственноуменьшение количества труда. Спрос на труд имел бы тенденцию к неэластичности.
5.ОПТИМАЛЬНОЕСООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ
До сих пор мы концентрироваливнимание в своих рассуждениях на одном переменном вводимом факторепроизводства, а именно — труде. Но известно, что в долгосрочном аспекте фирмыспособны изменять количество всех ресурсов, которые они применяют. Поэтомуважно рассмотреть, какое сочетание ресурсов предпочтет фирма, если все ресурсыявляются переменными. Хотя в анализе мы продолжаем рассматривать два ресурса,этот анализ можно применить для любого числа ресурсов.
В фокусе наших рассуждениинаходятся два взаимосвязанных вопроса:
1. Каким должно быть сочетаниересурсов для производства любого данного уровня объема продукции с наименьшимииздержками?
2. Какое сочетание ресурсовбудет максимизировать прибыль фирмы?
5.1.ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК.
Когда фирма производит любойзаданный объем продукции при сочетании ресурсов, обеспечивающем наименьшиеиздержки? Ответ: когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, даетодинаковый предельный продукт. То есть издержки на производство любого объемапродукции становятся минимальными, если предельный продукт на доллар стоимостикаждого применяемого ресурса является одинаковым. В случае использованиятолько двух ресурсов — труда и капитала — минимизация издержек наступает тогда,когда
МР труда МР капитала цена труда = цена капитала Ур.(1)
Нетрудно увидеть, почему выполнениеэтого условия означает производство с наименьшими затратами. Предположим,например, что цены на капитал и на труд составляют доллар за единицу, нокапитал и труд применяются в таких количествах, что предельный продукт капитала— 5, а предельный продукт труда равен 9. Исходя из уравнения (1), становитсяясным, что данное сочетание не обеспечивает производства продукции снаименьшими издержками: МРL/РL составляет 9/1, а МРC/PC- 5/1. Еслифирма затрачивает на капитал на доллар меньше и расходует этот доллар на труд,то она теряет' 5 единиц продукции, произведенных с помощью капитала стоимостьюв предельный доллар, а получает 9 единиц продукции от найма труда надополнительный доллар. Чистый объем продукции увеличивается на 4 (=9—5) единицпри тех же общих затратах. Заметим, что такой перелив доллара из капитала втруд приводит к тому, что для данной фирмы кривая МР труда смещается вниз, акривая МР капитала — вверх, и фирма продвигается к состоянию равновесия, гдеусловия уравнения (1). В этой точке МР как труда, так и капитала может бытьравным, например, 7.
Хотя в результате одних и тех жеобщих затрат получается больше продукции, само собой разумеется, что затратына единицу — а соответственно и общие затраты на любой данный уровень объемапродукции — сокращаются. Иначе говоря, быть способным произвести больший объемпродукции при заданной величине общих издержек — то же самое, что бытьспособным производить заданный объем продукции при меньшей величине общих издержек.И, как мы видели, затраты на производство любого объема продукции можносокращать, если МРL/РL ≠ МРC/PC. Но когда перелив долларов междукапиталом и трудом достигает точки, в которой удовлетворяются требованияуравнения (1), то не происходит никаких изменений в размерах применяемогокапитала и труда, которые вызывали бы снижение издержек. Такому объемупродукции соответствует сочетание капитала и труда с наименьшими издержками.
Заметим, что правилопроизводства с наименьшими издержками аналогично правилу максимизацииполезности для потребителя. Для достижения максимума полезности при выборетоваров потребитель учитывает как свои предпочтения, отраженные в данных обубывающей предельной полезности, так и цены на различные продукты.Производитель желает минимизировать затраты аналогично тому, как потребительстремится максимизировать полезность. В попытке найти это соотношение ресурсовпроизводитель должен учитывать как производительность ресурса, что находитотражение в данных об убывающей предельной производительности, так и цены (издержки)на различные ресурсы. Фирма может считать выгодным использование оченьнебольшого количества исключительно продуктивного ресурса, даже если его ценаявляется весьма высокой. И наоборот, может разумно использовать большоеколичество относительно непродуктивного ресурса, если цена на него окажетсядостаточно низкой.
5.2.ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
Чтобы максимизировать прибыль,недостаточно только минимизировать затраты. Существует много различных уровнейобъема производства, при которых фирма может производить продукт с наименьшимизатратами. Но есть один-единственный уровень объема производства, при котороммаксимизируется прибыль. Из предыдущего анализа рынков продукта следует, что выпуск продукции с максимальной прибылью осуществляется тогда, когдапредельный доход равен предельным издержкам (МR=МС). Теперь сформулируем правило этогоравенства с точки зрения затрат на ресурсы.
Вывести такоеправило — дело несложное. При составлении графика спроса на труд в начале даннойглавы мы установили, что количество нанимаемого труда, обеспечивающеемаксимальную прибыль, должно быть таким, чтобы ставка заработной платы, или цена труда (РL), была равна предельномупродукту труда в денежном выражении — (МRРL), или проще: PL=МRРL.
Такое же логическое обоснованиеприменимо к любому прочему ресурсу, например капиталу. Капитал будетиспользован также в максимизирующем прибыль количестве, когда его цена равнапредельному продукту в денежном выражении, или РC=МRРC. Таким образом, в целом можносказать, что при использовании ресурсов на конкурентных:, рынках фирмареализует максимизирующее прибыль сочетание ресурсов, если каждый вводимыйфактор производства используется до точки, в которой его цена равна егопредельному продукту в денежном выражении:
PL=МRРL
РC=МRРC
Иначе это правило можно записатьтак:
МRРL / РL = МRРC/ PC=1 ур(2)
Нужно обратить внимание вуравнении (2) на то, что недостаточно, чтобы МRРC обоих ресурсов были пропорциональны их ценам; МRРL. должны быть равны их ценам,тогда их отношение равно единице. Например, если МRРС =15 дол., РL=5 дол., MRРC=9 дол. и РC=3 дол., то фирма недоиспользуеткак капитал, так и труд, хотя отношения МRР к цене на ресурс равны для обоих ресурсов. Тоесть фирма могла бы увеличивать свою прибыль путем привлечения дополнительного количества как капитала, так и труда до тех пор, пока наклонные кривые МRР капитала и труда не понизятсядо точки, в которой МRРLравно 5дол., а МRРC равно 3 дол. Теперь соотношениесоставило бы 5 / 5 и 3 / 3, что равно единице.
Следует добавить небольшое, новажное замечание. Хотя мы для простоты изложения и разделили эти две задачи,но положение уравнения (2) о максимизации прибыли включает положение уравнения
(1) о производстве с наименьшимииздержками. То есть фирма, максимизирующая прибыль, должна производитьпродукцию с максимальной прибылью при соотношении ресурсов, обеспечивающем наименьшиеиздержки. Если она не применяет обеспечивающего наименьшие затраты соотношениятруда и капитала, то она, конечно, может производить тот же объем продукции сменьшими общими издержками и получить чуть большую прибыль. Таким образом,необходимым условием для я максимизации прибыли является соблюдение уравнения(1). Но уравнение (1) не является достаточным условием для максимизацииприбыли. Фирма вполне может производить «неправильную» продукцию, тоесть продукцию, которая не дает максимальной прибыли, но при ее производствеобеспечивается соотношение ресурсов с наименьшими издержками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1.Цены на ресурсыявляются основным фактором, определяющим денежные доходы, и одновременно онивыполняют функцию распределения ресурсов по различным отраслям и фирмам.
2. Тот факт, что спрос на любойресурс является производным от производимого с его помощью продукта, явнонаводит на мысль, что спрос на ресурс будет зависеть от его производительностии рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его использованием.
3. График предельного продукта вденежном выражении любого ресурса суть график спроса на данный ресурс. Этовытекает из правила, согласно которому фирме в условиях конкуренции наиболеевыгодно применять ресурс до точки, в которой цена на ресурс равна егопредельному продукту в денежном выражении.
4. Кривая спроса на ресурсотлого понижается, ибо предельный продукт дополнительных вводимых единиц любогоресурса понижается в соответствии с законом убывающей доходности. Если фирмапродает продукцию на рынке в условиях несовершенной конкуренции, то криваяспроса на ресурс падает еще и по другой причине: цена на продукт должнапонижаться, чтобы фирма смогла реализовать больше продукции. Рыночный спрос наресурс можно вывести путем суммирования по горизонтали кривых спроса всех фирм,потребляющих указанный ресурс.
5. Спрос на ресурс будетизменяться, то есть кривая спроса на ресурс будет перемещаться, в результате:а) изменения в спросе, а соответственно и в цене на продукт, которыйпроизводится с помощью данного ресурса; б) изменений в производительностиресурса в силу либо роста количества и повышения качества иных ресурсов, всочетании с которыми используется данный ресурс, либо в связи с повышениемкачества самого указанного ресурса; в) изменений в цене иных ресурсов.
6. Снижение цены на ресурс«А» обычно влечет за собой сокращение спроса на ресурс «В»(эффект замещения). Но это сокращение может компенсироваться тем, что понижениецены на «А» приведет к уменьшению издержек производства и тем самым кросту равновесного объема производства и соответственно к повышению спроса на«В» (эффект выпуска продукции). В отношении взаимодополняемых илисопряженных ресурсов, на которые предъявляется совместный спрос, не действуетэффект замещения, а только эффект выпуска продукции.
7. Эластичность спроса на ресурсбудет тем меньше, а) чем меньше коэффициент снижения предельного продуктаданного ресурса; б) чем больше число имеющихся в наличии подходящихресурсозаменителей; в) чем выше эластичность спроса на продукт; г) чем большедоля данного ресурса в совокупных издержках производства.
8. Любой уровень объемапродукции будет производиться при обеспечивающем наименьшие издержкисоотношении ресурсов, если предельный продукт на доллар стоимости каждоговводимого фактора производства один и тот же, то есть когда
МР труда/ цена труда = МР капитала/ цена капитала
9. Фирма применяет соотношениересурсов, обеспечивающее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурсравна его предельному продукту в денежном выражении, и, алгебраически, когда
МRР труда/ цена труда =МRР капитала/цена капитала = 1