Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы становления рыночной инфраструктуры в Республике Казахстан

Министерство образования и науки РеспубликиКазахстан
КарагандинскийГосударственный Технический Университет
КАФЕДРА «Экономической теории»
КУРСОВАЯРАБОТАНа тему: «Проблемы становлениярыночной инфраструктуры в Республике Казахстан»Караганда — 2008
Введение
Процессыпреобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагаетусиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентнойрыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимостьсоблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений иинфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктуры требуетпрограммно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем,чтобы «тылы» рыночного хозяйства развивались комплексно. Это являетсяприоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономикиРеспублики Казахстан.
Инфраструктура- неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становленияи стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизациидействия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения,удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.Рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определеннойиерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. Нарынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главныхкатегорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок – система,обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромноеколичество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные иразнообразные товары и услуги.
Границырынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции иуслуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда исоответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагатьсоответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развитиязависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательскойдеятельности.
Такимобразом, одной из особенностей современного этапа развития страны являетсяповышение роли и совершенствование инфраструктуры.
Рыночнаяинфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесносвязаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
Этими обуславливается актуальность темы курсовой работы.
Врыночных условиях предприятиям приходится самостоятельно налаживатьхозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того,изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, чтообусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементамиинфраструктуры.
Изучениеинфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной икультурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданампоявляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходяиз их собственных интересов.
Целькурсовой работы – изучение проблем становления рыночной инфраструктуры вРеспублике Казахстан.
Всоответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой работы:
- рассмотретьтеоретические аспекты рыночной инфраструктуры;
- изучить элементыинфраструктуры рынка и содержание их деятельности;
- исследованиепроблем и перспектив развития рыночной инфраструктуры Республики Казахстан.
Теоретической иметодологической базой для исследования послужили труды отечественных изарубежных экономистов, материалы периодической печати.
1.Теоретические аспекты рыночной инфраструктуры1.1Сущность и функции рыночной инфраструктуры
Подсовременным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям ипродавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура можетвыступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городскойплощади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетныеобъявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системыкупли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные изкоторых можно сгруппировать по следующим трем признакам.[1, c.57]
Таблица1 — Основные видырынковС точки зрения соответствия действующему законодательству По экономическому назначению объектов рыночных отношений По пространственному признаку
— легальный рынок
— теневой рынок
— потребительский рынок
— рынок капиталов
— рынок рабочей силы
— рынок информации
— финансовый рынок
— валютный рынок и др.
— местный рынок
— национальный рынок
— международный региональный рынок
— мировой рынок
Каждыйиз этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Такрынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д.;рынок информации — рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов идр.; финансовый рынок — рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитныхресурсов.
Экономикапредполагает создание товаров и их доведение до потребителей. Последнее требуеторганизации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупностьинститутов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживаниевзаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей –основное предназначение институтов инфраструктуры.
Представленияо развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначалаочерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняютсявозможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается пониманиеинфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений междухозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающимпроизводство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Этопонятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупностьучреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которыеобеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков,взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей.Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулироватьвременный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховыеи прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворениюспроса.
Продуктом инфраструктурыявляется посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий тольков момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктурырыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленныеприродой рыночной экономики:[2, c. 87]
а) обеспечениебесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействиясубъектов рыночной экономики.
б) регулирование движениятоварно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мырассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а сдругой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектовэкономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям.Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами илисвойствами.
Обеспечивающая функция посамой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики,характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функцияносит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всейэкономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности длявыполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальнаяаккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности),непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указаннаяфункция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формированиеадекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательныхусловий существования и воспроизводства экономической системы, а также ееразвития.
Регулирующая функция какбы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные,прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря нато, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, этаподсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, безкоторых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другойстороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьмасущественное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестведанная функция является активной, что особенно заметно в переходныхэкономических системах. Наконец, по своей природе она является функциейобратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сференепосредственного создания продукта.
Обе функции неразрывносвязаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействияявляется вполне определенный синтетический эффект, который можно определить какоптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения ирегулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствуетдостижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах испособностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Темсамым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигаетсяпропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет кминимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именнопоэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективностьэкономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны толькоей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку кней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат ирезультата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожаяили недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скоростьрасчетов, и т. п.).
Институты инфраструктурырынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования,страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводятдоверительные операции. Инфраструктура также используется примакроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляетантиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическимколебаниям экономики.
Инфраструктура призванаобеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементыне навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Таким образом, можносделать вывод, что экономическая инфраструктура рынка оказывает существенноевлияние на функционирование экономической системы в целом.
1.2Инфраструктура рынка как экономическая категория
В экономической системеимеются связующие звенья, которые в целом можно назвать экономическойинфраструктурой. Эта инфраструктура выступает связующим элементом вовзаимоотношениях между основными субъектами экономических отношений –производителями экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственнымипотребителями.
Рыночная инфраструктураможет быть правильно понята и классифицирована только на основемакроэкономического подхода. В соответствии с ним инфраструктура в рыночнойэкономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальноефункционирование всей экономики.
Характеризуя рыночнуюинфраструктуру, следует исходить из того, что на развитие экономики влияют нетолько объективные, но и субъективные факторы, при этом роль последних всовременных условиях возрастает. Поэтому нельзя себе представить инфраструктурурыночного типа состоящей только из овеществленных и неодушевленных элементов.
Чтобы подойти копределению именно рыночной инфраструктуры, необходимо исходить из понятияинфраструктуры как таковой. Впервые термин «инфраструктура» был использован вэкономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающихжизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). Любая сложная система (какприродная, так и социальная) определенным образом структурирована и включает всебя ряд подсистем. Как система в целом, так, и ее отдельные подсистемывыполняют некую совокупность субординированных функций. Функции вообще – этоспособ отправления сущности системы или ее отдельных подсистем. Существуетцелевая функция всей системы, выражающая общую направленность ее развития, идругие важные функции, характеризующие ее существование и развитие как единогоцелого. В то же время отдельные подсистемы данной системы выполняют своиспецифические функции, в зависимости от иерархии их взаимодействия с системой вцелом и между собой. Система характеризуется наличием своих объектов, субъектови их взаимодействия, которое обеспечивает воспроизводство и развитие системы.
С этой точки зренияинфраструктура в любой социально-экономической системе – это, прежде всего,совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционированиевзаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Из этого определениявытекает, что инфраструктура, как некая подсистема в другой системе, призвана,во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самойсистемы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ееосновная функция, которая, очевидно, имеет пассивный характер. Но ограничитьсяпризнанием этого обстоятельства нельзя. Помимо обеспечивающей функцииинфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образомупорядочивая взаимодействие элементов самой системы. Эта функция являетсяактивной.
Впервыетермин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначенияобъектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (началоХХ века).[3,c. 84]
Инфраструктура – этообязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строениеэкономической системы.
Применительно к рынку каксамостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупностьорганизационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, актыкупли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающихрынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима егофункционирования. [2,c. 45]
Вцелом, рыночная инфраструктура с точки зрения своего происхождения, илиприроды, есть не что иное, как институционализированная трансакция. Такойподход вытекает из товарно-денежной природы рыночной экономики, представляющейсобой потоки товаров, ресурсов и денежных средств, непрерывно двигающиеся черезпосредство столь же непрерывно совершаемых сделок (трансакций). В свою очередь,трансакции заключаются и исполняются при посредстве целой системы институтов,вплетенных в ткань экономической системы и представляющих ее инфраструктуру.Развитой рыночной экономике свойственна и соответствующая сеть институтов.Конечно, в принципе, трансакции могут совершаться и без использованияинститутов. Такое возможно только на начальных перехода к рынку, когдасоответствующий институт еще не сложился. Но рано или поздно трансакциипостепенно организуются и закрепляются в соответствующих институтах. Поэтомурыночная инфраструктура и выступает институционализированной формой трансакций.
Следует отметить, чторыночная инфраструктура существует на нескольких уровнях. Так, имеет смыслразграничивать глобальный и локальный уровни инфраструктуры рынка. Глобальнаяинфраструктура реально существует как бы в двух измерениях – мировом инациональном – и включает в себя ряд локальных рыночных инфраструктур.
Если рассматриватьмировой уровень, то здесь в состав глобальной рыночной инфраструктуры входят вкачестве элементов как все локальные (национальные) рыночные инфраструктурыотдельных стран, относительно обособленные и находящиеся под юрисдикциейсоответствующей страны, так и общемировые элементы, функционирование которыхрегламентировано международными договорами и соглашениями (например, сетьInternet, Международный банк реконструкции и развития и т. п. ).
Если же для анализаберется национальный уровень, то очевидно, что национальная рыночнаяинфраструктура, являясь локальной по отношению к мировой, одновременновыступает глобальной в рамках соответствующей страны.
Итак, рыночная инфраструктура– это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневоефункционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночнойэкономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков. В данномопределении речь идет о многоуровневом функционировании рыночнойинфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях. Это позволяет увидеть нетолько различия традиционного и современного подходов в трактовкеинфраструктуры, но и их преемственность.
Инфраструктурурыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяютсяброкерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговыекомпании, центры занятости, страховые организации и другие.
2.Элементы инфраструктуры рынка, содержание их деятельности2.1Кредитная и банковская система
Кредитнаясистема – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих,аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платностии возвратности.
Кредитная система государства складывается избанковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, то естьне банковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулироватьвременные свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировойпрактике небанковские кредитно-финансовые институты представленыинвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами,сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формальноне являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют сбанками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками инебанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктурыостается банковская система. [12,c.17]
Всясовокупность банков в национальной экономике образуют банковскую системустраны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночнойэкономикой банковская система имеет два уровня.
Первыйуровень банковской системы образует центральный банк. За ним законодательнозакрепляются монополии на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особыхфункций в области денежно-кредитной политики. Второй уровень в двухуровневойбанковской системы занимают коммерческие банки.
Коммерческие банки являются многофункциональнымиучреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала.Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включаякредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированныхучреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банкитрадиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функцийразличных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банкасоздает известные трудности для определения понятий банк и банковскаядеятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считаетсяприем депозитов и выдача кредитов.
Кредитнаясистема в узком смысле — это сеть кредитных учреждений, организующих кредитно-расчетныеотношения, регулирующих денежное обращение и оказывающих другие финансовыеуслуги в стране.
Другимисловами, кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иныхкредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлениюкредитных операций. Выделяются две подсистемы организации кредитных отношений:в рамках банковских и небанковских институтов. Соответственно образуются дваосновных звена кредитной системы: банковские и специализированныекредитно-финансовые учреждения.
Изначальнойфункцией банков было посредничество в платежах. В результате такого посредничества банки превращалисвободный денежный капитал в функционирующий, приносящий процент.В отдельных странахзаконодательно разграничены некоторые функции банков. В зависимости от того,насколько строго регламентируется и лицензируетсябанковская деятельность, выделяют два типаорганизации кредитного дела. В результате исторически возникли сегментированные и универсальные банковские структуры.
Сегментированная структура предполагаетжесткое законодательное разделение сфер операционнойдеятельности и функций отдельных видов кредитных учреждений. Подобные структурысложились в США, Японии, где банковские операции по приему депозитов ивыдаче краткосрочных кредитов были законодательно отделены от операций повыпуску и размещению ценных бумаг компаний и некоторых других специальных видовуслуг (страхование, сделки с недвижимостью и др.).
Все кредитные учреждения могут выполнять все видыопераций и услуг. Такой тип универсальных«финансовых универмагов», супермаркетов сложился в Германии,Франции, Швейцарии, Великобритании и др. В этих странахв большей степени размываются границы между операциями и специализациямиотдельных звеньев кредитной системы. В нашей стране в основном коммерческиебанки являются универсальными, занимаются многими банковскими операциями.[14,c.74]
Специализированныекредитно-финансовые учреждения — важное звено кредитной системы любой страны.Они функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, гдетребуются специальные знания и особые технические приемы. Это совокупностьфинансовых институтов различной специализации: ссудо-сберегательныеучреждения, инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые фирмыи компании, кассы взаимопомощи, ломбарды и др. Эти учреждения в начале своегоразвития взяли на себя выполнение тех услуг и операций, которые не выполнялиськоммерческими банками. Однако в настоящее время в развитых странах этиинституты стали конкурировать с коммерческими банками по оказанию услугнаселению, фирмам и компаниям, т.е. стираются различия между коммерческимибанками и небанковскими учреждениями. Через расширение нетрадиционных операцийпроизошло проникновение последних на банковские рынки.
Широкоераспространение специализированные кредитно-финансовые учреждения получили всферах ипотечного и потребительского, а также сельскохозяйственного кредита.Они занимаются привлечением мелких сбережений населения, инвестированиемкапитала, размещением ценных бумаг и др.
Многоуровневостьи сложность взаимосвязей внутри структуры кредитной системы создает возможностидля ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действиебольшой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействоватьна экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характеркредитной политики.2.2Биржи
Биржа валютная (от лат.bursa – кошелек) – организационно оформленный и регулярно функционирующийрынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют. Покупателями ипродавцами являются преимущественно банки, которые совершают сделки за свойсчет или по поручениям своих клиентов. Биржи валютные традиционно не имеютсамостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при биржах товарных,либо при биржах фондовых. В настоящее время в развитых странах преобладаетпрямая межбанковская торговля валютой, в связи с чем значение биржи валютной вобщем объеме международной торговли валютой относительно невелико. Наиболееизвестные биржи валютные имеются, в ФРГ, Франции, Японии, странах Бенилюкса,некоторых скандинавских странах. На валютных биржах традиционно производитсяофициальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня;зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсыиспользуются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочныхпри заключении контракта, хотя практически большинства сделок совершаютсябанками по текущим валютным курсам, устанавливаемым ими. Если в валютныхаукционах участвуют непосредственно предприятия, то на бирже оперируют толькочлены биржи – банки. Они обязаны иметь лицензию на проведение валютныхопераций, устойчивое финансовое положение, быть квалифицированными посредникамисвоих клиентов. В зависимости от изменения валютного курса банки могут либопредлагать валюту к обмену, либо снимать свои заявки. При равновесии спроса ипредложения устанавливается единый курс применяемый для всех сделок банка склиентами.
Биржа товарная –центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждения, в которомосуществляются торговые сделки по купли и продажи товаров по образцам истандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. Товарным биржампринадлежит важная роль в организации горизонтальных экономических связей междутоваропроизводителями. Различают биржи товарные специализированные иуниверсальные. За рубежом преобладают специализированные, где объектом сделкиявляется тот или иной вид одного товара: биржа нефти, биржа хлопка, биржацветных металлов и т.д.
Набирже товарной по поручению своих клиентов сделки заключают посредники –брокеры; учредители биржи могут заключать на ней сделки без посредников. Биржатоварная может быть государственная или акционерной организацией, нопредпочтительнее акционерной (под государственным контролем, что общепринято вмире). Биржа товарная предоставляет продавцам и покупателем помещениеопределенной гарантией, информационно расчетные услуги и получает за этокомиссионное вознаграждение. При правильной организации информационной службыбиржи товарные служат богатым источникам сведений о динамики цен, спросе ипредложения на различные товары. Все сделки на бирже товарной учитываются, приэтом регистрируются цены: продавца (запрашиваемая), покупателя (предлагаемая) ифактическая. Торги проводятся в заранее установленные дни. Члены и пайщикибиржи товарной заранее получают перечень товаров, предлагаемых к продаже. Ценына бирже свободные, они могут колебаться, поэтому они котируются, т.е. по нимопределяются типовые, наиболее характерные цены. Обычно при большом количествесделок эти цены рассматривают специальные котировальные комиссии. По итогамторгов выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно – биржевыеведомости. Биржи товарные в разных городах связанны единой информационнойсистемой. На бирже товарной наряду с реализацией наличного товара заключаются ифьючерсные сделки, предусматривающие поставку товара, который будет произведенв будущем. Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы –поставщики и покупатели значительных партий товаров, банки.
Формы участия вдеятельности товарной биржи разные: можно приобрести постоянное брокерскоеместо дающее право участия во всех торгах, пользования всеми услугами биржи,можно приобрести акции биржи вместе с брокерским местом дающее право не толькона представительство своего брокера (брокерской конторы), но и на получениедивиденда и участия в управлении биржи. Предельное количество товарной биржипредусматривается ее уставом с учетом ее информационных и других возможностей(«пропускной способности»).
Биржа труда, службазанятости, — это учреждения, осуществляющие посреднические функции междуработниками и работодателями (предпринимателями), собирающие и предоставляющиеинформацию о наличии вакансий, содействующие подготовке и переподготовкекадров, созданию рабочих мест, быстрому перемещению рабочей силы, обеспечениюэффективной занятости трудоспособного населения, частично регулирующие процессзанятости. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочитьнаем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. Присуществовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют такжефункции контроля за установлением, право на получения пособия безработными и заего утратой. У бирж труда есть свои отделения в городах, районах; их задачасостоит в том, чтобы анализировать ситуацию, разрабатывать программы занятости,предоставлять профконсультации, осуществлять подготовку, переподготовку кадрови трудоустраивать их.
Биржи труда могут иметьразные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от формсобственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующиена коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржитруда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам,желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы,собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий итерриторий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентациямолодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важноеместо занимает организация переобучение и трудоустройство инвалидов.Направление биржи труда не обязательно для предпринимателей, могущих отказать вприем на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на роботу,как правило, влечет потерю права на пособие по безработицы. Деятельность биржитруда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ.
Фондовая биржа –организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для публичной торговлиценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая цель фондовой биржи –обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций, облигацийи других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги иобратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложения контролирующихся набирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Учредителифондовой биржи сами определяют необходимые для нее функционирования органыуправления, регулируют деятельность участников торговле на ней, устанавливаютплату на услуги. Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами спостоянной публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию– чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства иэкономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных средств иценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из отраслей в отрасль,стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее перспективные динамическиразвивающиеся направления, поддерживая технические и технологические открытия иразработки, новые товары и продукты. Фондовая биржа имеет специальноеоборудованное помещение достаточное для того, чтобы вместить всех участниковторга, штат сотрудников, подготовленные для биржевой деятельности и имеющихнеобходимые юридические права для торговли ценными бумагами. [16,c.41]
Регистрация на биржеподнимает престиж компании, облегчает доступ к рынку капитала, благоприятствуетповышению курса ее акций и расширяет круг акционеров.
Современный рынок ценныхбумаг характеризируется значительным объемом внебиржевого обращения, котороеосуществляется с помощью телефона и телефакса. Его масштабы обусловлены высокимуровнем комиссионных сборов и стоимостью услуг центральной биржи. Навнебиржевом рынке ценные бумаги продаются с надбавкой в цене (или покупаются соскидкой), которая взимается с клиента взамен комиссионной платы и составляетприбыль посреднической фирмы. Объектом продажи на внебиржевом рынке выступаютценные бумаги средних и части мелких корпораций, которые не включены в биржевыесписки, а также государственные облигации.2.3Предприятия торговли
Основойтоварного рынка являются предприятия торговли. Предприятия оптовой и розничнойторговли обладают всеми признаками, присущими инфраструктуре, так, например,такие предприятия не изменяют товар в материальном плане, что коренным образомотличает их деятельность от деятельности производителей. Однако именнопредприятия оптовой и розничной торговли являются элементом производственнойинфраструктуры, потому что предметом оптовой и розничной торговли являетсяпродукт производства товар. Также необходимо отметить, что предприятия торговлиявляются механизмом обслуживающим определенную структуру — это еще один признакэлемента производственной инфраструктуры.
Роль торговых предприятийзаключается в экономической функции, реально выполняемой торговлей инепосредственно выступающих в виде услуг, которые предоставляются населению.Некоторые функции присутствуют в любом типе экономики, характеризующейсяразделением труда. Торговые предприятия оказывают услуги производителям. Ониосвобождают их от необходимости вступать в сношения с огромной массойпотребителей, путем создания запасов товаров они обеспечивают синхронизациюритма производства и ритма потребления, подверженных разновременным сезоннымколебаниям, благодаря им денежные доходы производителей становятся более регулярнымии независимыми от задержек в сбыте продукции потребителям.
С другой стороны,торговые предприятия расширяют возможность производства по удовлетворениюзапросов потребителей: они создают условия для того, чтобы материальные блага,произведенные в массовом порядке множеством предприятий, разбросанных наобширной территории, стали доступными потребителям в таком количестве икачестве, в таком месте и в такое время, которые удобны для населения.
В рыночной экономике, вкоторой предприятия свободно организуют свое производство, торговые предприятиявоздействуют на некоторые принципиальные моменты принятия решений: они помогаютинформировать производителей относительно запросов потребителей и участвуют вразличного рода рекламной деятельности, которая влияет на выбор потребителямитого или иного товара; способствует поддержанию конкуренции, осуществлениесравнения и выбор поставщиков, принимают участие в формировании издержекпроизводства и розничных цен, от энергичности их действий в сферестимулирования и сбыта в значительной степени зависит рост производствасоответствующих видов продукции.
Таким образом, рольпредприятий торговли не ограничивается лишь распространением продукции.Предприятия оптовой и розничной торговли — это совокупность организаций, стимулирующихпроизводство и задает ему определенное направление. Она являться неотъемлемымэлементом инфраструктуры рыночной экономики.2.4Рынок труда
В системе экономических отношений рынок труда занимает важноеместо. Здесь сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей,которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частныеорганизации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженныйсоциально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребностибольшинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятостинаселения и оплаты труда. Существенным следствием происходящих процессов нарынке труда становится безработица — в целом негативное, но практическинеизбежное явление общественной жизни.
Рынок труда — один из индикаторов, позволяющий судить онациональном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономическихпреобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройкапредъявляют новые требования к качеству рабочей силы, еепрофессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряетконкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснениявлияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценкизакономерностей, тенденций и перспектив его развития [14, с. 10].
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг ит.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели итрудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, поповоду трудоустройства, условий труда и заработной платы. На современном этаперазвития экономики рынок труда представляет собой систему общественныхотношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период балансинтересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимисяи государством. Другими словами, рынок труда — это механизм, или институт,сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента:предприниматели, профсоюзы и государство. Государство выступает в качествеработодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупныепроекты и программы развития. Однако главная его функция заключается вопределении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. Врезультате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений иосновой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальнойзащиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектрэкономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющихфункционирование рынка труда. Он реализуется через систему трудоустройства,включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах,государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний итрудоустройстве не занятому, но желающему работать населению, целевые программыпредприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемоймодернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизациикадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулированиязанятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости отэкономических и исторических условий развития данной отрасли.
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общейчисленности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать понайму. Однако способность работать по найму не совпадает с понятием«трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенноговозраста. Тем не менее, в общей численности населения можно выделить двекрупные группы: люди способные и не способные работать по найму.
Рынок труда ускоряет иоблегчает процесс согласования лишних, коллективных и общенародных интересовпри размещении труда, придает необходимую гибкость организованному на плановойоснове процессу формирования пропорций подготовки и распределения рабочих испециалистов, способствует повышению эффективности за счет рациональногоразмещения работников по отраслям хозяйства и сферам производства. Важноотметить и то, что благодаря рынку происходит более обоснованный выбор людьмипрофессий в соответствии с их способностями и желаниями с учетом общественныхпотребностей, выбирается правильность заданных планом пропорций подготовки.
Кроме того, рынок трудаявляется рыночным рычагом регулирования индивидуальных доходов, приближение ихк собственно необходимому уровню с учетом квалификации работников идефицитности профессии. Он опосредует движение моделей к лучшим условиям оплатытруда и индивидуального воспроизводства постольку, поскольку в новых условияхвозникает экономическая состязательность первичных хозяйственных звеньев иконкуренция сфер занятости за привлечение лучших работников.
Рынок труда становитсятак же одним из средств оптимизации потоков распределения и перераспределения внародном хозяйстве, необходимым звеном в хозяйственном механизме. Он позволяетсочетать управление экономикой на плановой основе с действием стоимостныхрычагов. В то же время рынок труда — явление чрезвычайно сложное ипротиворечивое.
Исходным условием рынкатруда служит организация оперативного изучения и анализа спроса на рабочую силуи предложение рабочих мест со стороны государственных и частных предприятий, атакже выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы.Следует отметить еще одну важную функцию рынка труда. Он призван обеспечитьэкономизацию производства и занятости в государственном секторе, способствоватьвыделению в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочейсилы.
Таким образом, рыноктруда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление,связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивациейдействий самого работника.2.5Рекламные агентства
В юридическом смыслеслова рекламное агентство не является агентством, то есть посредником.Рекламные агентства выступают в роли комитентов по отношению к средстваммассовой информации. Рекламное агентство покупает время или печатную площадь усредств массовой информации на свой страх и риск, а вовсе не в качестве вашегорекламного агента. Вы не вступаете ни в какие юридические отношения сосредствами массовой информации. Вы имеете дело только с конкретным рекламнымагентством.
Рекламное агентствовыполняет следующие основные функции:
- поиск клиентов;
- созданиепервоначального варианта рекламной продукции, включая оформление и компьютерный(или машинописный) набор текста;
- выбор каналараспространения рекламы (средства массовой информации) и бронирование печатнойплощади для рекламы предприятия;
- производство,размещение и контроль за выходом в свет рекламы предприятия; оформлениенеобходимых бухгалтерских документов.
К услугам рекламныхагентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. Вагентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую всостоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатныесотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящиеперед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разнымиклиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счеткомиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятсяфирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, уагентства есть мощный стимул работать эффективно.
Обычно основу рекламногоагентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкойи производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выборсредств рекламы и размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающийхарактеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийсякоммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждогоотдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникамспециализированных отделов поручается обслуживание заказов одного илинескольких клиентов. Нередко агентства привлекают к себе новых клиентовблагодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиентпредлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, порезультатам которых и делает свой выбор.
И рекламодатели иагентства испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок.Крупные рекламодатели жалуются, что платят за те же самые услуги больше, чеммелкие рекламодатели, просто потому, что размещают большие рекламы.Рекламодатели также считают, что комиссионная система отвлекает вниманиеагентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний.Агентства сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получаяза это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются ксистеме компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основесочетания комиссии и гонораров.
На устоях деятельностиагентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Агентства сполным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороныагентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупкахсредств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстверекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламныхагентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персоналабольшей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открылисобственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив таким образомдолговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. Все этитенденции, несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности.
3.Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК
Реформированиеотечественной экономики и её перспективы сложно представить безцеленаправленной экономической политики государства, где бы было найденооптимальное «распределение функций» между свободными силами рынка игосударственным регулированием хозяйственной жизни. Такой подход особенно важенв условиях Казахстана, где историческая память населения тесно связана спреобладающей ролью государства во всех сферах жизни, в том числе и вэкономике.
Врамках настоящей работы интерес вызывают основные черты, а также проблемы,возникшие при переходе к рыночным отношениям.
Впереходный период должны были решены наиболее главные проблемы. Этоприватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства,либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно решение ключевых проблемсоциальной политики, которая в целом направлена на защиту лиц с низкимидоходами.
Известно,что рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров,труда, капитала и др. В связи с этим обстоятельством, важнейшими целями впереходный период были обозначены:
1)Развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарахпроизводственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рынок товаровне просто место продажи и купли, — это свободное ценообразование, когдаподавляющая масса продукции производится в частном секторе.
2)Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций,облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться наопыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества.Финансовый рынок это вершина рыночной структуры. Переходный период необходим,чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и другихценных бумаг рыночная экономика немыслима.
Побольшому счету, модель экономических отношений, в основе которой лежитвзаимодействие рынка товаров и услуг, ценных бумаг, труда, была создана.
Вместес тем, переход к рынку обозначил и ряд важных проблем. Среди них особнякомстоит проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развитияэкономики механизма государственного регулирования.
Наиболееполное включение отечественной экономики в мировое хозяйство предполагаетприоритетное развитие тех секторов экономики, которые по своей значимости внаибольшей мере раскрывают внутренние потенции национальной экономики каксамостоятельной части мирового хозяйства.
Длядостижения этой цели важно обеспечить продуктивное использование уже имеющегосяпотенциала. Необходимо также уточнить приоритеты в направлении предотвращенияиндустриального отставания от промышленно развитых стран мира. Сегодняактуально ускорить структурное преобразование экономического хозяйства страны,так как формула «вывоз сырья — ввоз готовой продукции» крайне невыгоднав точки зрения внешнеторговых отношений.
Опыт экономических реформв Республике Казахстан показывает, что особенности перехода к качественно новойстратегии развития экономики и проводимых преобразований заключались вследующем:
- переход откомандно-административной к рыночной экономике;
- налаживаниепрямых экономико-политических отношений со санами мира;
- выход из союзнойсистемы подчинения и создания самостоятельной структуры управления экономикой;
- стабилизацияэкономической ситуации;
- установление собственнойденежной системы;
- разработканациональной экспорто-ориентированной стратегии.
Общая идеологияначального этапа характеризовалась активной либерализацией экономики.Освобождение основных механизмов распределения, обмена и производства от административногоконтроля должно было способствовать ведению и функционированию рыночныхмеханизмов в экономике.
УспехиКазахстана в рыночных преобразованиях, экономический рост и повышение уровняжизни населения общеизвестны и получили признание у мирового сообщества. Вцелях построения основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики встране принимаются меры по ее диверсификации, развитию инфраструктуры ивнедрению новых технологий.
На фонеглобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядомпроблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность,незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая имежрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокийпотребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика),неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая итехнологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки спроизводством, низкие расходы на научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптацииэкономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологическойэкономике.
Экономикаостаётся главным приоритетом развития Казахстана, а достижение максимальновысоких темпов экономического роста — основной задачей.
Общеизвестно,что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственнойподдержки, а в суровой борьбе с конкурентами. Оптимальная роль государстваздесь видится в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальнойлиберализации и открытости экономики, с другой — вести активную работу построительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевыхотраслей.
Поэтомуосновными направлениями развития экономики стали:
- дальнейшая либерализация экономики и развитие конкуренции черезпродолжение системных реформ и дебюрократизацию;
- усиление открытости казахстанской экономики;
- реализация Стратегии индустриально-инновационного развития;
- реализация программ развития села;
- развитие инфраструктуры.
Правительствоактивизирует работу в направлении либерализации и реструктуризации сферыестественных монополий: телекоммуникаций, электроэнергетики и железных дорог.Эти сферы должны стать прозрачными и открытыми для конкуренции, а населениедолжно почувствовать улучшение качества предоставляемых услуг и снижение цен.
Развитиеконкуренции в Республике Казахстан обусловлено бурным развитием в нашей странемалого и среднего бизнеса. Малые предприятия торговой сферы обеспечили болееполовины совокупного дохода от реализации продукции малыми предприятиямиреспублики (57,6%). В то же время нельзя не отметить, что на отрасли, которыеобеспечивают 42,7% валовой добавленной стоимости, приходится только 30% малыхпредприятий (промышленность, строительство, сельское хозяйство). Образованиемалых предприятий в данных сферах позволяет более эффективно решать проблемызанятости, поскольку в среднем на одном предприятии промышленности занято 5человек, сельского хозяйства и строительства — 6 человек, в то время как напредприятиях торговли в среднем на одном предприятии заняты 3 человека.
В приложении1 представлены зарегистрированные юридические лица по видам деятельности иактивности по данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 октября2008 г.
На 1 октября2008 года, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в республикезарегистрировано около 265,1 тыс. предприятий малого бизнеса, что на 15% выше,чем на 1 октября 2007 года. Из зарегистрированных субъектов малогопредпринимательства 67,1% являлись действующими.
На торговлю,ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится30% от общей численности занятых в малом бизнесе, на сельское хозяйство, охотуи лесное хозяйство — 30,2%, на строительство – 17,7%, на промышленность –14,7%.
Численностьзанятых в малом бизнесе на 1 октября 2008 года достигла 1653,5 тыс. человек. Приростпо сравнению с 2007 годом составил 10%.
К числуфакторов, повлиявших на увеличение числа занятых в малом бизнесе, следуетотнести проводимую правительством последовательную политику поддержки малогобизнеса, в том числе через формирование соответствующего законодательства.
В 2008 годупродолжился рост реальных доходов населения. За январь-сентябрь 2008 годреальный денежный доход населения, по оценке, вырос на 23,1%. Рост реальныхдоходов был обусловлен, в первую очередь, увеличением реальной заработнойплаты, которая выросла за январь-сентябрь 2008 года на 17,8,9%. Среднемесячнаяноминальная заработная плата одного работника за январь-сентябрь 2008 годасоставила 59069 тенге. В 2008 году минимальная заработная плата была увеличенадо 12025 тенге.
Увеличениереальных доходов населения привело к росту товарного спроса. Розничныйтоварооборот увеличился в январе-сентябре 2008 года по сравнению сянварем-сентябрем 2007 года на 3,3%.
Государственнаяполитика в сфере занятости направлена на применение активных мер на рынке труда(организация профессионального обучения, переобучения и повышение квалификациибезработных, общественных работ, социальных рабочих мест, молодежной практики,ярмарок вакансий).
Во второмквартале 2008г. численность экономически активного населения в возрасте 15 лети старше достигла 8,4 млн. человек. В экономике республики были заняты 7,9 млн.человек. Среди занятого населения доля наемных работников составила 65,9%,самостоятельно занятых – 34,1%.
Численностьбезработного населения во втором квартале 2008г. составила 557,2 тыс. человек.Уровень безработицы сложился в 6,6% (во втором квартале 2007 г. – 7,3%).
Заянварь-июнь 2008г. по республике создано 132,3 тыс. рабочих мест, из них 92,0тыс. постоянных (69,5%). В сельской местности создано 65,3 тыс. рабочих мест,постоянных 33,6 тыс. (51,5%).
В органызанятости в первом полугодии 2008г. в поисках работы обратилось 132,2 тыс.безработных, из них трудоустроены 105,7 тыс., или 80%.
За текущийпериод направлены на профессиональное обучение и переподготовку 15,2 тыс.безработных, из них завершили обучение 8,5 тыс. человек, в том числе 7,2 тыс. –трудоустроены, открыли собственное дело 191 человек.
Принялиучастие в общественных работах 61,0 тыс. безработных, в том числе в сельскойместности – 36,5 тыс.
В первомполугодии 2008г. работодателями созданы 7,2 тыс. социальных рабочих мест длятрудоустройства безработных из целевых групп, в т.ч. на постоянное место работытрудоустроены 806 человек.
В целяхсокращения молодежной безработицы органами занятости в регионах организуетсяМолодежная практика. За шесть месяцев 2008г. в Молодежной практике приняли участие918 выпускников организаций образования, из них трудоустроены – 376 человек(41%).
Проведено 572ярмарки вакансий, в которых приняли участие 55,6 тыс. человек, в том числе 8,0тыс. работодателей. По итогам работы ярмарок вакансий трудоустроены 11,6 тыс.безработных, направлены на общественные работы 3,7 тыс. человек, напрофессиональное обучение – 1,9 тыс., молодежную практику – 188 чел.,трудоустроены на социальные рабочие места – 536 человек. Получили консультации26,5 тыс. человек.
В целях привлечениявысококвалифицированных специалистов, защиты внутреннего рынка труда иинтересов местного персонала, разработаны и с июня 2008г. вступили в действиеновые Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешенийработодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Ими упрощается порядоквыдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, вводится балльнаяоценка квалификационных характеристик привлекаемых иностранных работников,персонифицируется разрешение на привлечение иностранного работника.
Для повышениястатуса, привлечения и укрепления кадрового потенциала в соответствии споручением Главы государства уровень заработной платы работников бюджетнойсферы в истекшем году был увеличен на 30%, а с 1 января 2008 года введенавыплата пособия на оздоровление при уходе в трудовой отпуск в размере одногодолжностного оклада.
Министерством проводится работа по разработке новых и пересмотру ранеедействовавших в Союзе нормативных документов по вопросам нормирования труда.
Целью программ Правительствапо транспортной инфраструктуре является опережающее развитиетранспортно-коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворятьпотребности экономики и населения в транспортных услугах, основанное, в первуюочередь, на интеграции различных видов транспортной инфраструктуры в единыетранспортные, в том числе энерготранспортные, коридоры.
Правительством будетсделан акцент на повышении качества и снижении стоимости инфраструктурныхуслуг. Будут приняты меры по повышению качества строительства и обслуживанияавтомобильных дорог путем внедрения прогрессивных технологий и материалов.
В развитии транзитногопотенциала особое внимание будет уделено реализации проектов по строительствуавтотранспортного коридора в направлении Западная Европа – Россия – Казахстан –Западный Китай, автомобильных и железнодорожных коридоров в широтномнаправлении, связывающих казахстанские морские порты Каспийского моря свосточными воротами страны. Будут созданы транспортно-логистические центры втранспортных узлах Казахстана, в том числе на станции Достык, в морском портуАктау, переходах «Хоргос» и «Таскала-Озинки», городах Астане, Алматы и других.
При строительствеобъектов инфраструктуры будет широко применяться механизмгосударственно-частного партнерства с вовлечением в данный процесс акционерныхобществ «Самрук» и «Қазына».
Повышение энергетическогопотенциала страны, обеспечивающего растущие потребности экономики будетзаключаться в следующем:
1.  модернизация и опережающее развитиегенерирующих мощностей и электросетевых объектов;
2.  создание основ атомной энергетики;
3.  развитие возобновляемых источниковэнергии;
4.  стимулирование перехода наэнергосберегающие технологии.
Дляобеспечения растущих потребностей страны в электроэнергии планируетсяприступить к реализации ряда проектов по реконструкции и расширениюсуществующих и строительству новых электростанций.
Будет увеличен транзитныйпотенциал национальной электрической сети и повышена надежность энергосистемыРеспублики Казахстан.
Будет разработан комплексмер для повышения инвестиционной привлекательности развития и восстановленияэнергетических мощностей.
Будет продолжена изавершена работа по модернизации национальной электрической сети и переходуугольной отрасли на международные стандарты.
К реализации проектов построительству объектов инфраструктуры на концессионной основе будутпривлекаться государственный холдинг «Самрук» и Фонд устойчивого развития «Қазына»,крупные отечественные и зарубежные компании, а также накопительные пенсионныефонды.
Правительством будетизучен вопрос возможности и целесообразности создания энергетической биржи врамках организаций регионального сотрудничества.
Будет разработан комплексмер по развитию атомной промышленности и энергетики, в том числе:
- разработанотехнико-экономическое обоснование строительства атомной электростанции вКазахстане;
- рассмотрен вопросразработки проекта строительства производства по обогащению урана;
- проведеныпереговоры с иностранными компаниями по созданию на территории РеспубликиКазахстан производств по конверсии урана, тепловыделяющих элементов и сборок;
- осуществленыразработка и испытание новых видов ядерного топлива для инновационных проектовядерных реакторов.
При реализации проектов,направленных на увеличение генерирующих мощностей республики, особое вниманиебудет уделено вовлечению в энергобаланс возобновляемых источников энергии.Прежде всего это гидроэнергетика, использование энергии ветра и солнечнойэнергии. В этой связи в каждом регионе страны будет проводиться целенаправленнаяработа по выявлению потенциала использования возобновляемых источников энергии.Будут разработаны меры стимулирования инвестиций в данный сектор энергетики.
Будет разработана новаяредакция законопроекта об энергосбережении, направленного на стимулированиеэффективного использования энергии, а также на разработку механизмов внедренияв энергетическую отрасль наукоемких энергосберегающих технологий и результатовопытно-конструкторских работ.
Правительством такжепроводится создание условий по динамичному развитию конкурентного рынкателекоммуникаций и обеспечение населения качественными и доступными услугами.Задачами в этой сфере является:
1. Развитие конкуренции иповышение конкурентоспособности отрасли телекоммуникаций с совершенствованиеммеханизма государственного регулирования.
2. Развитиетелекоммуникационной инфраструктуры, в том числе в сельской местности.
3. Создание условий дляразвития и доступности услуг Интернета.
Будут продолженылиберализация отрасли телекоммуникаций и развитие сетей телекоммуникаций.
Будут завершеностроительство Национальной информационной супермагистрали, а также продолженыразвитие и модернизация местной сети телекоммуникаций, сотовой связи, системцентрализованного хранения и передачи данных и услуг Интернета.
Правительствоусовершенствует действующий порядок субсидирования убытков сельской связи споследующей выработкой механизма, обеспечивающего развитие сельских сетейсвязи.
Будут продолжены работыпо заполнению емкости спутника связи и вещания «KAZSAT-1», а также проведенымероприятия по созданию спутника «KAZSAT-2».
Будет разработан и приняткомплекс мер по снижению в среднесрочной перспективе экономической концентрацииакционерного общества «Казахтелеком» на рынках услуг мобильной, фиксированнойсвязи и доступа в Интернет. Получат свое развитие системы цифровоготелерадиовещания.
С целью развитияконкуренции на рынке мобильной связи будут проведены мероприятия поиспользованию радиочастот в диапазоне 1800 МГц.
С целью дальнейшегоразвития конкуренции на рынке местной фиксированной связи и Интернет-услуг, атакже снижения тарифов будет регламентирован равноправный доступ к абонентскимлиниям доминирующих операторов связи, альтернативным операторам местной связи иИнтернет- провайдерам.
Заключение
Проведенное исследованиеубедило нас в многоаспектности темы курсовой работы. В результате исследованияможно сделать следующие выводы:
1.  Инфраструктура рынка выступаетсвязующим звеном между основными его субъектами. Она представляет собой совокупностьинститутов, обеспечивающих обращение различных товаров. Основными функциямиинфраструктуры рынка являются: а) доведение товара до непосредственногопотребителя; б) обеспечение обратной связи между производителем и потребителем;в) перераспределение ресурсов между отраслями и внутри отраслей; г) аккумуляциявременно свободных денежных средств, регулирование денежного обращения. Рыночная инфраструктура включает всебя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и всовокупности играют важную роль в экономике. Рыночная инфраструктура выступаеткак институционализированная трансакция, поэтому из этого следует, что первымее элементом являются соответствующие институты, в которых образуютсятрансакции.
2.  Коммерческие банки и фондовые биржиимеют общее функциональное значение – аккумулировать сбережения дляпоследующего ихинвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеруопераций и риску.
3.  Биржа представляет собойорганизованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные,фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовыеи государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. Набирже действуют посредники – брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры,покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определеннуюгруппу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли. Биржа, как барометр,характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которогоявляются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса ипредложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяетсяобщеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно.Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.
4.  Предприятия оптовой и розничнойторговли являются элементом производственной инфраструктуры, потому чтопредметом оптовой и розничной торговли является продукт производства — товар.
5.  Рынок труда представляет собой системуобщественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данныйпериод баланс интересов между присутствующими на рынке силами:предпринимателями, трудящимися и государством. Механизм регулирования рынкатруда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных ипсихологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.
4. ВКазахстане создана либеральная экономика с развитой рыночной инфраструктурой. Всфере достижения эффективной рыночной экономики были предприняты беспрецедентныедля нашей страны шаги: проведена широкомасштабная приватизация, заложена основадля совершенно новой налоговой системы, созданы условия для формированияотечественного предпринимательства, образована современная банковская система,завоевана ниша в системе внешних мирохозяйственных связей, перестроеныэкономические отношения на селе, наработан опыт решения широкого спектра задачгосударственного строительства от национальных вооруженных сил до созданияпосольств за рубежом.
Список использованныхисточников
1. Борисов Е.Ф.Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.1996.
2. Борисов Е.Ф.,Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Экономическая теория. Общаяэкономическая теория. Учебное пособие. – М.: МОСУ, 1995
3. Бутова Т.В.,Уткин Э.А. Экономическая теория. Учебник. Москва, 2000
4. Добрынин А.И.Экономическая теория. — М.: Наука и жизнь, 1999г.
5. Ермишин. П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 1999.
6. Инфраструктура иинтенсификация производства. М.: Наука, 1980 г.
7. Казаков А.П.Экономика. Курс лекций по экономической теории и предпринимательству; М.: 1997.
8. Курсэкономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. КиселевойЕ.Н. – Киров: “НСА”.-1995г., стр. 340-362.
9. Курсэкономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Издательство «АСА»К.:1994.
10. Лившиц А.Я.Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.
11. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. Т. 1.–Таллин, 1995.
12. Норт Д.Институты, институциональные изменения функционирования экономики. М., 1997.
13. Основы учения обэкономике. Х. Зайдель, Р. Теммен. «Дело». М. 1994.
14. Райзберг Б. А.Рыночная экономика. Москва, 1993
15. Райзберг Б.А.Курс экономики. Учебник.Москва.2000
16. Рыночнаяэкономика. Учебник. Максимова В., Шишов А… Москва, 1992
17. Стратегияиндустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы
18. Фишер С., ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. Гл.1. М.: 1993.
19. Хайлбронер Р.,Тарроу Л. Экономика для всех. Пер. с англ. Тверь.: 1994.
20. Экономика истатистика. Алматы, 2005.
21. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред.д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова.– М.: Юристъ, 2002 – 896с.
22. Экономика:Учебник. Под ред. дэн А. И. Архипова, дэн А. Н. Нестеренко, кэн А. К.Большакова. М.: 1998г.
23. Экономическаятеория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд.,перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.
24. Абуталипов Ж. Напути к рынку//Казахстан: экономика и жизнь, 2000.
25. Аналитическийдоклад о развитии малого бизнеса. Агентство Республики Казахстан по статистике.- 2008.
/>Приложение 1
Зарегистрированныеюридические лица по видам деятельности и активности по состоянию на 1 октября2008 года  Всего из них действующие в том числе в процессе ликвидации еще не активные (новые) активные временно не активные РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН 280331 192249 35564 109369 47316 4792  Малые 265121 177987 35047 96033 46907 4583  Средние 12819 12030 462 11245 323 169  Крупные 2391 2232 55 2091 86 40 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО 12809 8208 610 4963 2635 406  Малые 11903 7411 580 4211 2620 381  Средние 721 635 28 593 14 20  Крупные 185 162 2 159 1 5 РЫБОЛОВСТВО, РЫБОВОДСТВО 411 225 21 122 82 8  Малые 395 210 20 108 82 7  Средние 14 14 1 13  Крупные 2 1 1 1 ГОРHОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕHHОСТЬ 1830 1314 203 764 347 23  Малые 1582 1079 183 559 337 21  Средние 151 143 20 116 7  Крупные 97 92 89 3 2 ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕHHОСТЬ 20086 12908 1727 7903 3278 434  Малые 18864 11777 1691 6845 3241 397  Средние 859 784 29 723 32 30  Крупные 363 347 7 335 5 7 ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕHИЕ ЭЛЕКТРОЭHЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ 1691 1150 87 810 253 71  Малые 1397 884 78 558 248 61  Средние 185 163 6 152 5 7  Крупные 109 103 3 100 3 СТРОИТЕЛЬСТВО 35491 27230 6679 11094 9457 465  Малые 34479 26281 6595 10406 9280 453  Средние 776 721 73 523 125 8  Крупные 236 228 11 165 52 4 ТОРГОВЛЯ; РЕМОHТ АВТОМОБИЛЕЙ, БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 93803 55815 13384 27138 15293 1779  Малые 92883 54988 13260 26465 15263 1763  Средние 787 704 118 559 27 12  Крупные 133 123 6 114 3 4 ГОСТИHИЦЫ И РЕСТОРАHЫ 3092 1882 236 1114 532 63  Малые 2955 1756 231 996 529 60  Средние 113 105 5 97 3 3  Крупные 24 21 21 ТРАHСПОРТ И СВЯЗЬ 13197 9108 2267 4791 2050 257  Малые 12640 8597 2232 4330 2035 247  Средние 434 397 31 354 12 7  Крупные 123 114 4 107 3 3 ФИHАHСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬHОСТЬ 5796 3749 946 2275 528 63  Малые 5643 3606 924 2156 526 61  Средние 109 100 18 80 2 1  Крупные 44 43 4 39 1 ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРЕНДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЯМ 41559 30458 6380 16451 7627 644  Малые 40455 29457 6308 15582 7567 628  Средние 906 822 68 704 50 15  Крупные 198 179 4 165 10 1 ГОСУДАРСТВЕHHОЕ УПРАВЛЕHИЕ 9690 8876 83 8710 83 40  Малые 8297 7605 72 7462 71 30  Средние 1107 1007 9 989 9 7  Крупные 286 264 2 259 3 3 ОБРАЗОВАHИЕ 14582 12913 467 11846 600 160  Малые 9392 7832 450 6796 586 121  Средние 5052 4946 16 4918 12 37  Крупные 138 135 1 132 2 2 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 6052 4500 328 3613 559 72  Малые 4628 3168 322 2299 547 57  Средние 1045 977 6 960 11 12  Крупные 379 355 354 1 3 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ 20239 13910 2145 7773 3992 307  Малые 19605 13333 2100 7258 3975 296  Средние 560 512 34 464 14 10  Крупные 74 65 11 51 3 1 ДЕЯТЕЛЬHОСТЬ ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬHЫХ ОРГАHИЗАЦИЙ 3 3 1 2  Малые 3 3 1 2  Средние  Крупные


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Источники драматургии Димитрия Ростовского
Реферат Культура как социальное явление. Ее основные функции
Реферат Природно-заповідний фонд села Березняки Смілянського району
Реферат Миттельшпиль
Реферат "ASP.NET Atlas" – AJAX в исполнении Microsoft
Реферат Экран в windows
Реферат 11 Россия во второй половине XVIII в
Реферат Запорожская область в годы Великой отечественной войны
Реферат Политические элиты и политическое лидерство 2
Реферат Система охлаждения кессонов плавки
Реферат Press in Russia
Реферат Видовое многообразие, насыщенность флоры Верхней Лемвы редкими видами из Красной книги как критерий её уникальности и необходимости повышения статуса охраны
Реферат «3» дана информация о том, что называют малыми телами, их классификация, отсутствует текстовый файл, много текста в слайде
Реферат Альтернативные источники
Реферат The Resumption Of Whaling By Norway Essay