Содержание
Введение
Глава 1. История развитияпредпринимательства
1.1 Этапы развития предпринимательства вРоссии
Глава 2. Понятие и роль предпринимательскойдеятельности
2.1 Разнообразие предпринимательскойдеятельности
2.2 Место и роль предпринимательства вэкономической системе общества
Глава 3. Сущность предпринимательства,его виды и формы
3.1 Сущность предпринимательства
3.2 Виды и формы предпринимательства
Глава 4.Предпринимательство в социально-экономическом обществе
4.1 Значение предпринимательства всоциально-экономической жизни общества России
Заключение
Список использованных источников илитературы
Введение
Переход к рыночнымотношениям в отечественной экономике определяет необходимостьорганизационно-экономических новаций во всех областях хозяйственнойдеятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ,способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнениюпотребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,формирование широкого круга собственников является развитие малых формпроизводства.
Опыт ведущих странсовременного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любойнациональной экономике высокоразвитого и эффективного малогопредпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществитьбез соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именноон является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое исоциальное развитие.
Предпринимательствозанимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них преждевсего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оноспособствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связии направления взаимодействия предпринимательства и властных структур.Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование рядапозитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом,предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшимобразом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния итенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей сдругими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретновидеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Цель настоящей курсовойработы — исследовать основные проблемы становления и тенденции развития,сущность и роль современного российского предпринимательства в переходныйпериод к новым социально-экономическим отношениям.
Данная курсовая работасодержит: введение, в которой определена цель и актуальность темы исследования,из четырех глав: первая – история развития предпринимательства; вторая –понятие и роль предпринимательской деятельности; третья – сущностьпредпринимательства, его виды и формы; четвертая – предпринимательство всоциально-экономическом обществе; заключение и список использованных источникови литературы.
Глава 1. Историяразвития предпринимательства
1.1 Этапы развитияпредпринимательства в России
Современный этапроссийского предпринимательского движения начинается с перестройки нашегообщества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-тилет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российскогопредпринимательства.
В рассматриваемыйпериод, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальныеизменения по отношению к частной собственности и предпринимательскойдеятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервыепризнает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларируетсвободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важныхзаконодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, длякоторой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур.Начинается бурный процесс их развития.
Верховный Совет СССР иРоссийской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов ипостановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметимпринятие в декабре 1990 г. закона «Особенности в РСФСР». Впервые этимзаконом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной,муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).
В течение 1991 годабыли приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие правапредпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства.К ним относятся закон «О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в РСФСР» установивший организационно-правовые основыпреобразования отношений собственности на средства производства в целяхсоздания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.
Приняты также законы«Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об ограничениимонополистической деятельности», «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» и многие другие.
Таким образом, быласформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развитияпредпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысилиактивность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. Кмаю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ иобществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченнойответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 годапревысило 1300. Следует более подробно рассказать о товарных ифондовых биржах.
Еще недавно вопрос обиржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть обществакатегорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностяхсоздания бирж.
1990 год принесреволюционные изменения в этой области. Вопрос о биржах вышел за рамкитеоретических дискуссий и приобрел практическую значимость.
19 мая 1990 г. былазарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) — рынок, накотором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделкина товарных биржах осуществляются только массово — однородные товары, какзерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавецможет вступать без реального товара, а покупатель — без наличных денег.
Через несколько месяцеввозникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года былообъявлено о создании в Москве двух фондовых бирж — Московской центральнойфондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ).Фондовая биржа — это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являютсяпредметами купли-продажи по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже.На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газетыоповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своемсуществовании заявили 80 бирж.
Однако надо отметить,что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде.Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.
В январе 1992 года былсделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике — освобождение цен набольшинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондоваясистема распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременнос приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфереуслуг и др.
Освобождение цен вусловиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело крезкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практикедалеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и безтого скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством,устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатнополучили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалосьвкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началасьнеконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более разниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частнымибанками, мафиозными группами, иностранцами.
Глава 2. Понятие и роль предпринимательской деятельности
2.1 Разнообразие предпринимательскойдеятельности
Виды предпринимательской деятельности и социально-экономический тип
предпринимателя в рыночной экономике чрезвычайно разнообразны, но все они имеют единый родовой признак — стремление к коммерческому успеху и увеличению дохода. Многообразие предпринимательской деятельности и их правовых форм связано с различием форм собственности, на базе которых действуют предприниматели.
В нашей экономике, согласно Конституции 1993г. существуют различные формы собственности, на основе которых действуют предприниматели.
Гражданский кодекс впервые ввел в юридическую практику положения о хозяйственных товариществах и обществах. Это коммерческие организации, основная цель деятельности, которых получение прибыли. Они могут создаваться в разных областях экономической деятельности (промышленность, торговля, сельское хозяйство и т.д.). В форме товарищества или общества может быть организовано учебное заведение. Кодекс определяет следующие организационно-правовые формы предпринимательства.
Товарищества — форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении (паевом, долевом) имущества разных собственников. Как правило товарищества представляют собой закрытые акционерные общества, т.е. компании, где смена собственников паев происходит лишь с согласия большинства их участников. Товарищества включают относительно небольшое число членов, лично принимающих участие в их работе. Товарищества выступают в различных формах.
Полным называется товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. Участники полного товарищества могут быть как физические, так и юридические лица (не менее двух участников). Каждый из них может оказывать решающее влияние на дела товарищества. Полное товарищество, т.е. товарищество с неограниченной ответственностью, а это означает, что участники товарищества отвечают по всем обязательствам, возникающим в связи с его функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества. Как правило, полные товарищества представляют из себя небольшие (по числу участников) фирмы, ведущие торговую и консалтинговую (например, адвокатскую) деятельность.
Смешанное (коммандитное) товарищество объединяет часть своих участников по принципу полной (неограниченной) ответственности. Имущественная ответственность, распространяется только на вклад, внесенный участником в капитал товарищества. При этом право голосования имеют только действительные члены товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью. Это объединение носит в значительной мере личностный доверительный характер. Его участники обычно хорошо знают друг друга. Они вносят капитал в определенных размерах. Все члены общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов, поэтому их ответственность ограничена размерами вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Такое объединение может рассматриваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью. Оно учреждается одним или несколькими лицами и имеет следующий характерный признак: в случае банкротства одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам (в некоторых случаях учредительными документами может быть предусмотрен иной порядок распределения ответственности). В остальном к нему применяются те же правила, что и к обществу с ограниченной ответственностью.
Акционерные общества также образуются путем объединения на паевой (долевой) основе средств своих участников (акционеров) и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.
Отличие акционерных обществ от товариществ заключается, прежде всего, в том, что их капитал образуется, как правило, в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине и неделимые паи. Последние представлены в виде ценных бумаг — акций.
Акция — ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли в виде дивидендов, полученной в ходе деятельности акционерного общества, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после ликвидации.
Еще одной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив (или артель). Производственный кооператив определяется как добровольное объединение граждан, создаваемое на основе членства и в целях организации совместной производственной или хозяйственной деятельности, которая включает производство, переработку, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговлю, бытовое обслуживание, оказание других услуг. Такая деятельность основана на личном трудовом и ином участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов. К моменту регистрации кооператива каждый его член обязан внести не менее 10% паевого взноса. Остальную же часть он может внести в течении года. Производственный кооператив — коммерческая организация. Кроме гражданских (физических) лиц, в нем могут принять участие также и юридические лица, что должно быть утверждено в учредительных документах. Число членов кооператива не должно быть меньше пяти человек. Помимо предпринимательской деятельности, основанной на совместной форме частной собственности Гражданский кодекс в ст. 23 предусматривает индивидуальную предпринимательскую деятельность. Начало этой деятельности относится к государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальное предпринимательство основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Особенностью индивидуального предпринимательства является то, что здесь не проводится различия между собственно капиталом (имуществом приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд. Индивидуальная предпринимательская деятельность осуществляется гражданином на свой страх и риск. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал.
На сегодняшний день российское законодательство выделяет две формы индивидуального предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность и индивидуальное (семейное) частное предприятие (ЧП).
Рассмотрим еще одну форму предпринимательской деятельности – государственное предпринимательство. В каждой стране существует государственный сектор хозяйства. Его образуют предприятия, находящиеся либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение пакетом акций.
2.2 Место и рольпредпринимательства в экономической системе общества
В западных странах внастоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский,антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянныйпоиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать ииспользовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразныхисточников.
Предпринимательство какпроцесс, включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение вновом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.
По мнению российскихспециалистов, предпринимательство представляет собой свободное экономическоехозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенныхзаконодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целяхудовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах(работах, услугах), для получения прибыли (дохода), необходимой длясаморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовыхобязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами — кредиторами.Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийсяна изиционном поведении собственников предприятия, на умении находить ииспользовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.Предпринимательство — это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует,не может, в конце концов, добиться успеха. Но риск риску рознь.Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, долженпроизвести тщательные расчеты и обладать определенной интуицией, хорошо знатьпредполагаемый рынок сбыта и конкурентов.
Для развития в Россиипредпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любоеновое дело является предпринимательством (хотя любое начинание в областиформируемой рыночной экономики можно было бы считать предпринимательством,конечно, с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередьсвязано с эффективным использованием всех факторов производства в целяхэкономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функцияпредпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить»до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за этоматериальное и моральное вознаграждение.
Существенное значениедля развития в стране предпринимательства имеет определение этого понятия вгражданском законодательстве. Наиболее развернутая характеристикапредпринимательства дана в первой части Гражданского кодекса РоссийскойФедерации (ГК РФ), где говорится, что гражданское законодательство регулируетотношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или сих участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательскойдеятельности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии страктовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной вгражданском кодексе РФ, можно выделить несколько характерных черт иособенностей предпринимательства:
1) предпринимательство– это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никтоне может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью;
2) предпринимательство– это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная нареализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц иобщества;
3) предпринимательство– это деятельность рисковая, поэтому, прежде чем стать предпринимателем, надопомнить, что ты будешь рисковать и преодолевать сопротивление среды. К тому жегосударство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;
4) предпринимательство— это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечениеприбыли (дохода) законным путем. Следовательно, это профессиональнаядеятельность, так как чтобы «систематически получать прибыль», нужнодействовать компетентно, профессионально длительное время;
5) предпринимательство– это деятельность, осуществляемая лицами и юридическими), зарегистрированнымив качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Следовательно,эта деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательнымиактами;
6) гражданскимзаконодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательскойдеятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить(реализовать) потребителям товары (работы, услуги). В законодательствесформулированы пути получения прибыли: путем пользования имуществом, продажитоваров, выполнения работ, оказания услуг.
Глава 3. Сущностьпредпринимательства, его виды и формы
3.1 Сущность предпринимательства
Предпринимательство являетсяособым новаторским, антибюрократическим стилем хозяйственного поведения руководителя,в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования,умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самыхразнообразных источников. Предпринимательство означает персональнуюэкономическую ответственность за результаты работы.
Можно также сказать, чтопредпринимательство — это осуществление созидательной экономическойдеятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых иматериальных ресурсов, организационных новшеств.
Как социально-экономическоеявление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественныхотношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и историческиемоменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередьс экономическими условиями жизнедеятельности.
В экономическом отношениипредпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственнойдеятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическоеотношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждаяиз этих составляющих обладает качественными особенностями. Ранее к субъектампредпринимательства нами уже были отнесены различные участники экономическойдеятельности:
1. Частные лица в единоличных(индивидуальных) и семейных предприятиях.
2. Группы людей, связанные междусобой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах,кооперативах, акционерных обществах, и т. д.
3. В отдельных случаях субъектомпредпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций.
Такой подход позволяет выделитьтри формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.
Объектом предпринимательстваявляется определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, чторезультаты предпринимательства материализуются в производимой продукции(услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того,как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность факторов.Сама организация деятельности зависит от характера комбинации различныхресурсов. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматьсябизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие ресурсов.
Предпринимателя от обычногохозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов.Таким образом, объектом предпринимательства в реальной действительностиявляется осуществление комбинаций ресурсов.
Собственно процесспредпринимательства включает следующие стадии:
1) поиск новой идеи и ее оценка;
2) составление бизнес-плана;
3) поиск необходимых ресурсов;
4) создание оптимальногомеханизма реализации предпринимательских идей;
5) управление созданнымпредприятием.
Одна из самых сложных задачпредпринимателя, по мнению современных российских аналитиков, — это поиск новыхидей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и ихреализация.
3.2 Виды и формыпредпринимательства
В наше время существуетмножество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуетсясвоими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типамипредпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство можетосуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. Всоответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждыйиз этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основныепринципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случаепредполагается инициативность, ответственность, инновационный подход,стремление к максимизации прибыли.
Государственноепредпринимательство — это форма осуществления экономической активности от именипредприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управленияили органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий- это обособленная часть государственного или муниципального имущества,бюджетных средств и других источников.
Частноепредпринимательство — форма осуществления экономической активности от именипредприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственноепредпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, иосновная причина этого заключается в том, что предпринимательские функциивсегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функцииисполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которыезанимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе заосуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формальноисполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирногобанка, проведенные в 76 странах мира.
Вместе с этим можновести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое,в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм.Поэтому важна другая классификация — в зависимости от функций, которыепредприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
Согласно этойклассификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскуюдеятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовоекупечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство,коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы,риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагаетфинансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовуюпредпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно видыпредпринимательства представлены в таблице.
Таблица
Виды
Предпринимательства Основные функции Организационные формы Промышленное Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг Производственно-коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании Торговое Купля-продажа товаров и услуг Торгово-коммерческие организации, товарные биржи Банковское Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании Аграрное Производство Сельскохозяйственной продукции и ее сбыт Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства Консультативное (консалтинг) Консультативные услуги Консультативные Организации, фирмы, компании Силовое Защитные функции Вневедомственные охранныефирмы и т.п.
Как видно, в таблиценаглядно представлены виды, формы, функции предпринимательства.
Предпринимательскаядеятельность в современной России осуществляется в следующихорганизационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества;хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытоготипа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарныепредприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формыпредпринимательской активности (в частности, участие в соучреждениипредприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).
Следует заметить, что всовременных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и населе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.
Кроме того,предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательствовыступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкостьи способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляяхозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируютсяпрежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локальногоспроса.
Рассмотренная вышеструктура предпринимательства в России находится в динамике, подвергаетсяизменениям в зависимости от многих факторов и поэтому возможно появление егоновых видов и форм, что составит предмет исследования будущих научных работ.
Глава 4.Предпринимательство в социально-экономическом обществе
4.1 Значениепредпринимательства в социально-экономической жизни общества России
Развитиепредпринимательства является одним из самых точных показателей экономического исоциального здоровья государства и общества.
Малое и среднеепредпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие исредние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельныхтоваров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создаютсреду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика,обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокуюспециализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере,сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции.
Так, малый и среднийбизнес обеспечивает:
1. Создание новых рабочихмест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие,сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.
Эта роль представляетсязначимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, приналичии значительного количества безработных и других подобных социальныхпроблем.
Тем не менее, рольпредпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеетсвои особенности.
Подавляющее большинствомалых предприятий России имеет вид микрофирмы, где число занятых составляет додевяти человек при том, что через пять лет после создания «на плаву»остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняютработников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбираюттрудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы нерастет или почти не растет (за исключением немногих случаев переходапредприятий в другую «весовую категорию»). Таким образом,динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальныхрисков для занятых в нем работников.
Их слабая социальнаязащищенность — важный мотив для трезвой, исключающей эйфорию, оценки потенциаламалого предпринимательства в деле создания дополнительных рабочих мест. Это иодин из доводов в пользу разделяемого всеми серьезными экономистами тезиса,согласно которому стимулирование малого предпринимательства ни в коем случае неотменяет необходимости подъема крупной индустрии — тем более, что массовыйпереход рабочей силы из нее в малый бизнес требует серьезных сдвигов впрофессионально-квалификационном составе занятых, причем сдвигов, зачастуюнегативных, сопряженных с множеством морально-психологических проблем.
Вообще, влияниезанятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионахнеоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами секторамалого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не можетзначительным образом сказаться на размере общей занятости.
Тем не менее, нынешниемасштабы развития малого бизнеса в России обычно считают весьма скромными всравнении со странами развитой рыночной экономики, где удельный вес занятыхпредпринимательством может превышать 50%, а доля малых предприятий в количествевсех хозяйствующих субъектов – 90%.
В то же времяэкстенсивно развивается другая часть сектора малого бизнеса — индивидуальноепредпринимательство. Численность предпринимателей без образования юридическоголица в постдефолтный период постоянно растет, в связи, с чем именно по этойлинии малый бизнес генерирует существенную, если не основную частьдополнительных рабочих мест.
Далее, малоепредпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости, причемследует иметь в виду и практику неформальных расчетов за те или иные услуги.Согласно официальной статистике, на малые предприятия приходятся свыше 40%общего числа внешних совместителей и около трети общего количества работающихпо гражданско-правовым договорам (с учетом занятых у индивидуальныхпредпринимателей эта доля еще выше). В целом распространение вторичных формзанятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли иобщественного питания). Особенно высока доля вторичной занятости напредприятиях финансово – кредитной сферы и социально – культурного комплекса. Сэтих позиций и следует анализировать социальную роль малого предпринимательствав регионах.
2.Обеспечениесоциальной стабильности и снижение уровня бедности.
Вопрос социальнойстабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе.
3.Возможностьэнергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научнойи другой деятельности, реализуя в ней свои способности.
Так, самой характернойчертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов являетсяих уровень образования.
По данным различныхопросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%.Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%,имеющих второе высшее — 6,5% опросов. Если сопоставить эти данные с уровнемобразования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российскийпредприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в Россиипреобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность,находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.
Профессионализм внастоящее время отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, таккак дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только приналичии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал можетправильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этимвстает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическоевысшее образование.
4.Увеличение налоговыхпоступлений.
5.Рост доли ВВП,создаваемой малыми предприятиями.
6.Увеличениечисленности среднего класса, а, значит, социальной и политической стабильности.
Если брать за основуделения на классы доход, то можно сказать, что никакой вид труда по найму,включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов,сравнимых с предпринимательством.
7. Повышениеустойчивости и конкурентоспособности предприятий.
Данное положениеобъясним с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, чтобольшая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые исредние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпускновых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснитьследующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело ктому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому илирискованному пути, работают в неперспективных отраслях.
8. Взаимодействиемалого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночныхусловиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частнымпредприятиям и малым предприятиям.
В российской экономикепредпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малыхпредприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малогобизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные ималые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализацииотдельных производств и в инновационных разработках.
Если крупноепроизводство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпускбольших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют нанебольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатуройизделий.
Рыночные нишипредставляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии,которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не можетбыть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либоиз-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при которомоно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производстваи международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.
Нарастаетдифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления всебольшую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групппокупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так какдля компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции этоможет быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке новогопродукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительностабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгоговремени.
Для крупных предприятийнеобходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом;продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка;аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малыепредприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиямрынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры,обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей.Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных,при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и ихтехническое оснащение во многом зависят от крупныхпроизводственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятиявыступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет имиспользовать специализацию и кооперирование не только в области производства,но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средниепредприятия — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной,поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высокихрезультатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берутна себя выполнение одной — двух операций в сложном технологическом процессе,который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках техническогосотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовуюпродукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своимсубпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средствапроизводства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы,обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своихсборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Широкое распространениев сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условияхсистема контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том,что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использоватьсвой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирмаобычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различногорода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзингспособствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малогобизнеса.
Поэтому особенностьюмалого бизнеса в России можно назвать его интеграция в производственные сетикрупных промышленных структур. 9.Участие в развитии инфраструктуры городов ирайонов.
10.Благотворительнаядеятельность.
В заключении главызаметим, что на современном этапе повышение роли предприятийпредпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах — неслучайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.
Понимание этих факторовпривело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий ипрограмм, политики государственной поддержки, направленных на развитие исреднего предпринимательства.
Государственнаяполитика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные изиспользующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике внашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитиепредпринимательства может не только не дать положительные результаты, нопривести к отрицательным последствиям.
Заключение
Предпринимательствовыступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальныйэтап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности,впоследствии принимающей материализованную форму.
Основным субъектомпредпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однакопредприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужденвзаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (лицо илиучреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также сгосударством, которое в различных ситуациях может выступать в качествепомощника или противника.
Предпринимательство врыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономическогороста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не тольков количественных показателях — этот фактор по самой своей сути является типичнорыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основныепреимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:
1) возможность болеегибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в маломпредпринимательстве упрощена структура принятия управленческих решений, этодает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в томчисле путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности надругой.
2) ориентацияпроизводителей преимущественно на региональный рынок предпринимательствоидеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек идругих характеристик местного рынка.
3) поддержаниезанятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна длянашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкоепредпринимательство могло бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободнуюрабочую силу.
4) выполнениевспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмыдецентрализуют производственный процесс, передавая его фазы предприятиям наоснове субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую структурупроизводства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупногопроизводства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-техническогопрогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорацииот производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой иосвоением новых изделий, охотнее идет на риск.
5) небольшойпервоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства;небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новуютехнологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетаниямашинного и ручного труда.
6) экономическаяэффективность производства в малых предприятиях.
7) инновационныйхарактер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительнойроли предпринимательства в развертывании научно-технической революции.
На современном этапеповышение роли предприятий предпринимательства в экономике Германии, США идругих развитых странах — не случайность, а необходимая закономерность,вызванная самим ходом истории.
Предпринимательствоявляется важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как:формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест,расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров илипредоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем созданиявспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационнойактивности. Вот почему становление и развитие предпринимательства представляетсобой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России.
Учитывая проблемы иперспективы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том,что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много дляразвития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственныепрограммы по поддержке предпринимательства, и специальные фонды, созданныегосударством.
В целом же российскоепредпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далекомот потребностей реального рыночного хозяйства.
Список использованныхисточников и литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во,2008.
3. БаженовБ.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство поорганизации и ведению предпринимательства. М.: ИВЦ «Маркетинг». 2006.
4. Бакушева Н.И, Гусарская О.В, ПятницкаяС.М. Экономикастроительной отрасли. М.: Академия. 2006.
5. Г. Фалько, Экономика предприятия. М.: Дрофа. 2005.
6. Ковалёв В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия. М.: Просвещение. 2004.
7. ЛапустаМ.Г. Старостин Ю.А. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М. 2007.
8. Липатова В.А. Индивидуальное предпринимательство от А до Я.М.: МЦФЭР, 2005.
9. МягковП., Фесенко Е., Еремина О.Н. Малое предпринимательство: государственнаяподдержка обязательна. М.: Высшее образование. 2004.
10. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. М.:Профиздат. 2007.
11. СерегинА.С. Эффективность предпринимательства. М.: Экономика. 2007.
12. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебноепособие. М.: ИНФРА-М. 2005.
13. ТарасовК.М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. М.: Экономика,2005.
14. Курс экономики: Учебник / Под редакцией Б.А. Райзберга. М.:Высшая школа. 2007.
15. Хоскинг А. Курс предпринимательства, Перевод с английского.М.: Международные отношения. 2005.
16. ГнетовМ.В нашем городе новые рабочие места обеспечиваются только малым бизнесом //Человек и труд. 2007. № 6.
17. КраевН.М. Государственное регулирование предпринимательства. Общество и экономика.2006. №7.
18. НерсисянТ.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательскойдеятельности на региональном уровне // Российское предпринимательство. 2007,февраль.
19. НойбауэрХ. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемытеории и практики упр. 2007. № 3.
20. www.allmedia.ru
21. www.rosstat.ru