Министерство сельского хозяйства Российской Федерации «Воронежскийгосударственный аграрный университет им. К.Д. Глинки»
Кафедра экономической теории и мировойэкономики
Курсовойпроект на тему
Проблемыреформирования экономики в России на современном этапе.
Выполнил: студентка Э-2-1
Жаркова Э.Ю.
Руководитель: профессор
Шишкина Н.В.
Воронеж 2006.
План
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1Общая оценка экономической ситуации в стране………………………… 5
2Основные проблемы и их анализ…………………………………………………… 18
2.1темпы инфляции…18
2.2уровень безработицы………………………………………………………………………… 27
2.3взаимосвязь этих проблем……………………………………………………………… 31
3Выводы и предложения……………………………………………………………………… 34
Используемаялитература……………………………………………………………………… 37
Введение
В проделанной мною работе япопыталась отобразить положение России на данном этапе развития, показать еговсесторонне: лучшие и худшие стороны.
Цель моей работы – выявление ианализ проблем современной экономики.
Задачи данной работы:
· Проанализироватьсовременную экономическую ситуацию в России
· Обозначить основные проблемысовременной экономики нашей страны
· Выявить причинывозникновения этих проблем
· Исследовать данныепроблемы
· Нахождение возможныхпутей решения
В первой главе я попыталасьдать общую оценку экономическо-политической ситуации в нашей стране,проанализировать, почему произошло так, а не иначе, выявить причины неудач.
Вторая глава содержит в себеподробный анализ 2 проблем: инфляция и безработица. Я выбрала их потому что, на мой взгляд, они являются особенно наболевшими.
Третья глава содержит выводы ипредложения. В ней я попыталась указать дальнейший путь развития нашей державы.
На протяжении всей своей работыя высказывала абсолютно субъективное мнение о дальнейших путях развития России.
Считаю выбранную мною темучрезвычайно актуальной. Наша страна сейчас находится на том периоде развития,когда каждое принятое решение, каждый шаг, каждая реформа, может тем или инымобразом повлиять не только на отдельные секторы экономики, но и на всю державув целом. И, конечно всем бы хотелось, чтоб эти реформы пвисит будущее всей россииу чрезвычайно актуальной. но субъективноемнение были хороши не только для правящей верхушки, но и для простогонаселения, вне зависимости от социального статуса. Поэтому поднятие и анализданной проблемы является чрезвычайно важным и злободневным на сегодняшний день.
1.Общая оценка экономической ситуации в стране.
Россия внастоящее время находится на развилке экономических траекторий. Выборнаправления дальнейшего движения будет, абсолютно очевидно, иметь далеко идущиепоследствия.
Завершиласьфаза восстановительного роста, начата разработка стратегии и механизмов дляперехода к экономическому росту инвестиционного типа. Собственно говоря, выборуже сделан: взят курс на капитализацию глобальных конкурентных преимуществстраны – энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Странаразвивает инвестиционные программы в этих областях с привлечением крупнейшихстратегических инвесторов, используя при этом механизмы для накопления рентныхдоходов, которые будут использованы для модернизации нашей экономики.
Установленнаязаконом верхняя планка Стабилизационного фонда в 2,6 трлн рублей будетпревышена уже к 2007 г., почти на два года раньше, чем планировалосьпервоначально.
Уже сейчасимеется критически значимая сумма для осуществления целенаправленнойинвестиционной политики. Теперь необходим следующий шаг – использование доходовот природной ренты для наполнения инвестиционных фондов, в том числе венчурноготипа, которые могли бы заниматься проектами развития России совместно ссоюзниками и ближайшими партнерами.(7)
Сегодняфинансовые возможности России достигли своего пика за последние четверть века.Сейчас важно, чтобы объекты инвестирования соответствовали приоритетамстратегии национальной конкурентоспособности и имели конкретное проектноевоплощение.
Вместе с тем нафоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темповразвития нарастает критическая масса факторов, которая может привести ксущественному торможению экономического роста в нашей стране. Практическиисчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи сусилением ограничений по эффективной добыче природных ресурсов и пропускнойспособности транспортной инфраструктуры.
Сохраняетсятенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, преждевсего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования издравоохранения.
Обостряютсяпроблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качествапроизводственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности. (14)
Для тогочтобы ответить на вызовы времени и воплотить в жизнь новые стратегииэкономического развития, необходимо ответить на ряд острых для общества испециалистов вопросов. Один из таких вопросов – спокойное, профессиональное истрогое подведение итогов приватизации в нашей стране. Это гигантский по своиммасштабам и последствиям процесс трансформации не только экономики, но и всегонашего общества. За ничтожный срок произведена ломка отношений междугосударством и субъектами экономики, в стране радикально поменялось положениеобщественных слоев и групп. Последствия этих процессов наше общество сталоосознавать и осмысливать совсем недавно.
Ускореннаяприватизация вызвала много споров о ее правовой основе. Неверно думать, что вэтой сфере царил полный правовой беспредел. Анализ показал, что в каждый данныймомент наличествовало законодательство, которое устанавливало рамки действийгосударственных органов.(5)
Другое дело– качество этого законодательства, его неполнота и нередко нецивилизованноелоббирование частных интересов. В результате образовался ряд «завалов».
Во-первых:С позиции сегодняшнего дня видны противоречия и«дыры» в законодательстве, и явная «подгонка» правовых актов под конкретныеинтересы и нужды. Особенно этим отличались президентские указы тех лет. Но дажеэто несовершенное законодательство постоянно нарушалось чиновниками всехуровней, которые отвечали за раздачу государственной собственности. Ни о какойпрозрачности для общества этих решений речи тогда не шло.
Почти каждыйприватизированный объект немедленно обрастал «гроздьями офшоров». В результатеобразовался первый крупный «завал»: отсутствие прозрачности и ясности вважнейшем вопросе – кто и чем владеет? Без наведения правового порядка вэтой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможночетко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор длямассовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали.
Во-вторых:Какие доходы бюджет получил от приватизации?
Разумеется, этопросто слезы по сравнению с теми оценками активов, теми доходами, которыевпоследствии получили новые собственники.
Мы постояннослышали аргумент: целью приватизации было создание эффективного собственника, ане пополнение бюджета, и это правда. И никто не предлагает пересматриватьприватизацию на этом основании.
Но, второй«завал», тем не менее, образовался. Его суть – гигантская недооценканационального богатства страны, его фактическое обесценение в ходеприватизации. И с этим что-то нужно делать. Необходимо вернуть экономике Россииее истинные масштабы, а через это – и надлежащее место в мире.
В-третьих: Одна из причин, почемузначительная часть экономики, нашего национального богатства оказаласьненаблюдаемой, – это отсутствие строгого и исчерпывающего описания объектовсобственности, включая их оценку.(12)
Подобное описаниев советской экономике с единственным собственником, государством, нетребовалось. А когда началась приватизация, отсутствие описания объектовприватизации позволило их оценивать, как Бог на душу положит, а потом прятать вофшорах огромные куски активов, получая с них неучтенные доходы. Так мыполучили третий «завал».
Передгосударством стоит задача обеспечения четкого описания всех объектовсобственности, включая отражение в земельных и лесных кадастрах. И только решивэту задачу, мы можем прийти к обществу цивилизованных собственников, агосударство получит твердую основу для разработки и проведения в жизньреалистичной экономической политики.(3)
В-четвертых: О сверхконцентрациисобственности в руках немногих граждан и не граждан страны. Настарте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимальнобольшое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальноебогатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бысегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:
–гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнямитысяч собственников– держателей акций, и
– огромное числомалых и средних предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до80% новых рабочих мест и продвигают нововведения.
Но, всередине 90-х от этой цели фактически отказались. Вместо этого были созданыгигантские холдинги, прежде всего, в сырьевых отраслях, а собственность былапередана в руки горстки лиц.
Малый же бизнесбыл брошен на произвол судьбы и практически отдан под власть криминала и «крышующих»его правоохранителей.
Так мы получили четвертый «завал».(12)
Из-засверхконцентрации собственности у нас до сих пор не развиты фондовый рынок,банковская система, назревают разрывы в доходах, и общество пока еще (еслиговорить объективно) не принимает частной собственности.
Не говоря уже особлазнах конвертировать экономическую власть в политическое влияние и обратныхтенденциях.(6) Ясно, что мы не построим конкурентоспособную рыночнуюэкономику, не разобрав этот «завал».
Полагается,что всем понятна искусственность и неадекватность границ России наэкономической карте мира. Большая часть реальных активов, составляющихнациональное богатство страны, либо не вовлечена в хозяйственный оборот, либоне отражается в легальном финансовом обороте, что ведет, в частности, кзанижению валового внутреннего продукта.
Врезультате в России сложился многотриллионный мешок как бы«виртуализированных», но вполне реальных активов, – прямая противоположностьфинансовому «пузырю» на рынках развитых стран. Уже второе десятилетие странаживет в противофазе с остальным миром, тем самым формируется системноенапряжение между экономиками двух типов, снятие которого требует комплексного истратегически выверенного подхода. (1)
Ситуацияподводит нас к выбору: либо мы соглашаемся со сложившимися условиями и будемпытаться выжать в этих рамках максимум возможного, либо мы выходим за эти рамкии подводим под задачи, поставленные президентом, принципиально иные ресурсныевозможности, которые позволят совершить модернизационный рывок и оздоровитьморально-политическую и, если угодно, психологическую обстановку в стране.
При этомсуть проблемы очевидна. Приватизационный механизм развития отечественногобизнеса за счет декапитализации госсобственности и ее передела в нижней точкестоимости себя исчерпал. Сегодня этот механизм – главное препятствие на путироста капитализации отдельных бизнесов и экономики страны в целом, условиемкоторой является интеграция в мировой рынок и доступ к долгосрочным кредитнымресурсам.
Очевидно,что если бы в России доминировали иностранные компании, то капитализация страныв десятки раз превышала нынешнюю, а российская экономика входила бы в десяткукрупнейших экономик мира. Этот потенциал роста остается незадействованным, онне включен в повестку дня переговоров бизнеса и власти. Публичные дискуссии ипроектные работы правительства по-прежнему идут вокруг недокапитализированныхактивов.(7)
Общественноесознание как бы застряло на проблемах «массового ограбления» и верит внеизбежность «справедливого» передела. А выигравшие от приватизациисобственники до сих пор не избавились от ощущения недолговременности своегоуспеха и боятся нового передела.(12)
Сэкономической точки зрения, политика рекапитализации национальных активоввыгодна и государству, и бизнесу. Технически, как показал опыт «ЮКОСа», такойрост возможен. Даже при умеренно успешном сценарии в ближайшие 7–10 лет Россияможет рассчитывать на рост показателей капитализации до двух трлн долл. США.Только капитализация Газпрома, по заявлению одного из его руководителей, должнаувеличиться многократно. Однако данный сценарий нереализуем, как показал опятьже опыт «ЮКОСа», в виде индивидуальной стратегии отдельно взятой частнойкомпании. Помехой является кризис доверия между бизнесом и властью: властьподозревает бизнес в желании продать национальные активы иностранному капиталу,а бизнес – власть в желании реприватизировать собственность.
Необходимымусловием реализации политики рекапитализации является продуманная программавзаимодействия бизнеса и власти, открытая для широкого круга участников. Дляэтого необходимо переформатировать общественную дискуссию с проблемы«справедливого» передела собственности на проблему «справедливого» разделабудущей прибыли, которая намного превосходит «недоплаченную стоимость» приватизированныхактивов. Все стороны, естественно, будут ориентированы на идею роста исовместного участия в доходах. Новый формат позволит вывести дискуссию изконфронтационного пространства в договороспособное, позволит власти и бизнесуконсолидироваться на основе общей национальной стратегии развития России итаким образом снизить до минимума страновые риски.
С точкизрения технологии, решение задачи рекапитализации в общенациональном масштабеневозможно в закрытом режиме – через договор группы госчиновников и бизнеса.Этим политика системной рекапитализации бизнеса должна принципиально отличатьсяот декретной приватизации.(6)
Выработка иреализация национальной стратегии ускоренного развития России на основефундаментального роста стоимости активов возможна только в случае привлеченияосновных групп интересов, отражающих в совокупности ожидания широких слоевнаселения. Залог успеха инициативы способные снять синдром «массовогоограбления» в результате приватизации, переключить внимание общества с прошлогона будущее. Россия должна пройти эту развилку, в противном случае 2008 г. можетбыть стартом нового «справедливого» передела собственности.(5)
Киевский Майданпоказал, что понимание обществом социальной справедливости легко превращается вполитическую реальность и обесценивает любые кулуарные договоренности бизнеса ивласти.
Формулунационального согласия, выстроенную на взаимном интересе государства, бизнеса ирядовых граждан, предстоит определить, опираясь на понимание необходимостиавторства каждого из этой тройки. Выгода, которую при этом извлекут все тристороны, должна быть выражена в рамках их внутренней программы и собственногоязыка, и должна быть значима по своей величине.
Для бизнесауспех проекта означает формирование надежной основы для долговременногоэкономического развития, с существенным выигрышем уже на первом этапе,естественно, при условии повышения конкурентоспособности национальной экономикив целом.
Длягосударственной власти – это защита пространственного суверенитета, гарантия национальнойбезопасности в вопросах контроля за критически важными ресурсами страны.
Для широкихслоев населения – это приоритет целей, отражающих представление о социальнойсправедливости, и понятные механизмы их достижения.
В целомтакая программа может обеспечить власти политическую поддержку на десятилетие.Инициативы президента, озвученные в послании Федеральному Собранию и, кстати,частично реализованные (сокращение срока давности по имущественным спорам,амнистия капиталов, легализация личной собственности граждан), свидетельствуюто понимании властью существующих проблем.
В своюочередь, бизнес должен выступить с ответными инициативами, с учетом основныхстратегических целей государства:
1) обеспечениесоциальной справедливости;
2) гарантии национальнойбезопасности;
3) возможностидолгосрочного планирования развития бизнеса и экономики в целом.(12)
Необходималаконичная и бьющая прямо в цель программа шагов, понятная лидерамобщественного мнения в стране, руководителям государства и бизнес-сообществу. Иэто не должно вызывать конфликтов с международными партнерами России.
Идеологическийсмысл заключается в том, что каждая из сторон является незаменимой в общейформуле национального согласия. Инициатива объективно будет принадлежать тем,кто успешно соединит вопросы долгосрочного развития бизнеса и национальнойбезопасности. На этой объединенной платформе можно обращаться к широким слоямнаселения.
Смысл такжев том, чтобы вывести обсуждение проблемы из закрытых кабинетов в публичноепространство. Только публично проговорив проблему, можно реально подвести чертупод прошлым и двигаться дальше в будущее.
Целевойустановкой является создание новых источников роста в экономике и механизмовдля решения задачи подведения итогов приватизации с выходом на более высокуюрыночную стоимость капитальных активов. Речь идет не о переделе собственности ине о пересмотре итогов приватизации и реприватизации, тем более, как это имеетместо в Украине, а о рекапитализации.(14)
Посколькунеобходимость переоценки национального богатства России совпадает во времени сформированием новой глобальной экономики, интернационализацией бизнеса,беспрецедентным трансграничным перемещением финансовых ресурсов, успех данногопроекта предполагает соответствующую переговорную составляющую в ходеустановления нового глобального баланса экономических потенциалов.
При этом мырассчитываем, что по прошествии 5–8 лет Россия может достичь рыночнойкапитализации в 5–6 трлн долларов США (сегодня, кстати, в Соединенных ШтатахАмерики этот показатель равен 14 трлн долларов), т.е. станет полноправнымучастником «большой восьмерки», и ее экономический статус перестанут подвергатьсомнению.
При этомэкономическая политика приобретет устойчивость и реалистичность, посколькубудет опираться на адекватное представление об экономике страны. Новый масштаблегальной экономики должен резко расширить ее инвестиционную емкость.
Бизнесполучит гарантированную и государством, и обществом легитимность итоговприватизации и, как следствие, рост капитализации корпоративных активов,компенсирующих взятые на себя обязательства.
Регистрацияправ собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры,«спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всеммире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения.
ЭкономикаРоссии в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будетобеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющаядиспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станетсовместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международныепозиции России. (12)
2.Основные проблемы и их анализ
2.1темпы инфляции:
«Этобыло во время инфляции. В месяц я получал 200 биллионов марок.
Деньгивыдавали по два раза в день и тут же устраивали на пол часа перерыв – чтобыуспеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявятновый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину».
Эрих М.Ремарк «Три товарища»
Безусловно, инфляция «всегда и везде является денежнымфеноменом» (М. Фридман). Однако на протяжении коротких временныхинтервалов темпы роста денежного предложения и цен могут отличаться под воздействиемразличных факторов.
С начала 2005 года значение индекса потребительских цен (ИПЦ),отражающего изменение цен на корзину из определенного набора товаров и услуг всреднем по России, составило 7,3% (см. Рисунок 1). Это означает, что с начала2005 года в среднем по РФ цены на потребительские товары и услуги увеличилисьна указанную величину. В то же время за тот же период 2004 года потребительскиецены выросли лишь на 5,3%. То есть, цены росли в 2004 году медленнее, чем в2005.
/>
Однако, индекс потребительских цен в целом по РФ отражает лишьсреднее изменение цен. В то же время в каждом отдельном регионе страны ценымогут изменяться как значительно быстрее, так и намного медленнее. Так,например, в Эвенкийском автономном округе цены выросли на 33,6%, в Камчатскойобласти — на 15%, а в Волгоградской области — на 11,3%. В то же время вКорякском АО рост цен не превысил 3%, а в Тамбовской и Архангельской областях — 5,5%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские товары и услуги подорожали сначала 2005 года в среднем на 7,3% и 8,2% соответственно. То есть воздействие инфляции на вашличный уровень жизни зависит и от того, где именно вы живете. Крометого, индекс потребительских цен рассчитывается как средневзвешенное из трехкомпонент: индексов цен на продовольственные товары, непродовольственные товарыи платные услуги населению. Проигрывая в одном, вы можете выиграть в другом. Вмировой практике для сопоставимости данных принято на протяжении достаточнодолгого периода времени поддерживать структуру весов постоянной. Ведьманипулируя весами, то есть, снижая вес фактора, показавшего больший рост цен,за счет увеличения веса фактора, продемонстрировавшего более умеренную ценовуюдинамику, можно достаточно сильно варьировать конечный показатель. К сожалению,в РФ Росстат не публикует данные о весах факторов. Более того, можно показать,что данные веса не являются стабильными, что вызывает большие сомнения вадекватности предоставляемых данных, иначе говоря – конечные цифры не сообщатнам всего того, что хотелось бы знать для полного понимания всей картины.Значительный вклад в рост цен внесло увеличение цен на платные услуги населениюи значительное подорожание продовольственных товаров.(13)
Также уровень монетизации экономики России (отношение денежноймассы к ВВП) по-прежнему достаточно низок по сравнению с другими странами спереходной экономикой. Таким образом, до достижения сопоставимого уровня монетизацииэкономики России рост денежного предложения будет «поглощаться»потребностью экономики в деньгах для обеспечения трансакций и сбережений. Помимоэтого рост денежной массы соседствовал с быстрым ростом доходов населения ирозничного товарооборота, так что значительная доля прироста денежногопредложения была направлена на обеспечение покупательной способности населенияи поддержание необходимо уровня ликвидности для совершения покупок. (4)
В РФ органом, одной из основных целей деятельности которогоявляется поддержание стабильности цен, является Центральный Банк. Под контролемЦБ находится предложение денег в экономике, оказывающее важнейшее влияние наинфляцию. В большинстве развитых стран центральные банки используют триосновных рычага воздействия на денежную массу:
1) операции на открытом рынке (покупка/продажа государственныхоблигаций)
2) изменение ставки рефинансирования (ставки, под которую ЦБвыдает кредиты коммерческим банкам)
3) нормы обязательного резервирования(банки обязаны держать определенный процент своих активов в виде резервов вЦБ).
4) поддержание стабильностинациональной валюты.
Однако в Россииставка рефинансирования практически не оказывает никакого влияния на рынок, аследует за ставкой процента на межбанковском рынке. Одновременно рынокгосударственных бумаг в нашей стране практически отсутствует в условиях ихотрицательной доходности. То есть их просто невыгодно покупать, они несберегают деньги, а лишь сохраняют какую-то их часть.(13)
Такжев условиях высоких цен на основной товар российского экспорта(нефть) в Россию поступает значительный объем валюты и для недопущения резкогоукрепления рубля ЦБ вынужден скупать эту валюту, увеличивая тем самым не толькозолотовалютные резервы, но и количество денег в экономике. Если же ЦБ хочетснизить темпы роста денежной массы и инфляцию, то ему придется допуститьзначительное укрепление рубля, что негативно скажется на российском экспорте иконкурентоспособности отечественных товаров. Необходимо неупускать из внимания и еще один важный момент: сокращение денежной массы дляборьбы с инфляцией может привести к кризису ликвидности в банковском секторе.Кроме того, растущая экономика требует и соответствующего роста количестваденег. Поэтому чрезмерное его сокращение способно вызвать и замедлениеэкономической активности. В первом полугодии 2006 года инфляция снизилась, относительнопрошлого года, но это временное улучшение не является определяющим показателем.В (таблице 2(11))указаны статистические данные по инфляции, в том числеи ее составляющие на период 2005-2006года. (15)
2005 г. 2006 г.* Январь-июнь Июль-декабрь 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006* г.
Инфляция
10.9
9.5
7.8
6.2
2.8
3.1 Цены на продукты питания 9.8 9.6 8.7 7.4 1.0 2.1 аграрная продукция 15.3 10.0 16.7 8.0 -1.3 1.8 плодоовощная продукция 14.7 26.0 40.8 31.5 -18.6 -4.2 другая сельхозпродукция 16.1 6.3 10.7 2.4 4.9 3.8 прочие продукты питания 4.2 9.3 0.7 6.9 3.5 2.2 Цены на непродовольственные товары 5.9 5.1 2.4 2.3 3.3 2.7 Бензин 16.1 5.0 2.7 2.5 13.0 2.4 прочие непродовольственные товары 5.4 5.1 2.4 2.0 2.9 3.0 Тарифы на платные услуги 21.1 15.0 15.4 10.1 5.0 4.5 услуги ЖКХ 32.7 18.5 29.1 16.0 2.8 2.2 Прочие 15.0 12.9 8.2 6.6 6.3 5.9
Базовая инфляция
8.4
7.8
4.5
3.7
3.8
4.0
Базовая инфляция без сельхозпродукции
4.9
6.9
1.8
4.0
3.1
2.8
Справочное. Денежные показатели Курс рубля к доллару США 3.7 -6.5 3.3 -5.9 0.4 -0.6 Темп роста наличных денег 30.9 34.8 7.6 11.4 21.7 20.9
Таблица 2: Инфляция и ее составляющие (%)
Как приходится бороться с инфляции в России?
Таким образом, ЦБ приходится выбирать между взаимоисключающимицелями в условиях ограниченности средства воздействия на ситуацию. Однако насамом деле, вполне вероятно, что в настоящее время инфляция в России носит вомногом не монетарный характер («больше или меньше» денег в обороте),а порождена структурными диспропорциями в экономике. Так, в конце 2004 — начале2005 гг. денежная масса в стране росла более медленными темпами, чем в аналогичномпериоде предыдущего года, однако это не привело к замедлению темпов инфляции (Рисунок3.). Так что дело не только в количестве запущенных в оборот денег, но и вих реальном распределении по всей экономике страны. (13)
/>
Рисунок 3 Темпы прироста денежной массы.
В такой ситуации представляется, что важным является снижениенеопределенности путем четкого определения целей экономической политики,разработка реалистичных прогнозов, а также избежание значительного сжатияденежной массы в условиях значительно более низкой монетизации ВВП (отношениеденежной массы к ВВП), чем в развитых странах. В то же время следуетсосредоточить особое внимание на решении структурных проблем экономики, таких каксильная монополизация локальных рынков, неразвитость банковского и в целомфинансового сектора, развитие цивилизованных методов регулирования предложенияденег. То есть нельзя допускать чрезмерного скопления денег на одних рынках иих нехватки – на других.(1)
И в заключении можно сказать, что инфляция – вещь неизбежная. Иесли для простого россиянина она пока воспринимается как «рост цен»,от которого нельзя защититься, приводящий к тому, что «жить становится всетяжелее», то это происходит во многом из-за плохого понимания.Обыкновенные граждане только учатся азам рынка. Во многом недовольство людеймогло бы быть снижено, если бы люди научились складывать из азов отдельныеслова, иначе говоря – знать, что подорожает, когда, почему, и даже свои личныебюджеты распределять не от получки до получки, а планировать расходы на болеедлительный срок. Отдельный человек не может победить инфляцию. Но снизить силунаносимого ей удара по карману в какой-то степени можно. Для этого не нужнобыть «продвинутым экономистом» – достаточно вспомнить поговорку«готовь сани летом, телегу зимой» и откладывать копеечку не на черныйдень, а на тот момент, когда, скорее всего, придется профинансировать те илииные расходы. А тем, кто занят своим, пусть небольшим бизнесом, учитьсяпридется основательнее.
Конечно, все это не снимает ответственность и с органовгосударственной власти, ответственных за рост цен. Высокая инфляция неизбежноприводит к снижению уровня жизни простых граждан страны, и не допустить это — важная задача правительства и Центрального Банка.(13)
Кроме того, жаль, что пока телевидение или газеты сообщаютпростым и понятным языком только прогноз погоды – прогноз «финансовойпогоды» становится не менее нужной вещью для россиян, поскольку все ониживут в рыночной экономике. Что-то говорится и в специальных изданиях, но оченьсложным языком. Если бы метеорологи сообщали бы нам прогноз погоды в своейспециальной терминологии, мы бы попросту не поняли, когда будет дождь илизаморозки. Ну, и еще труднее в таком случае будет объяснить, что право наошибку, которое мы признаем за метеорологом, распространяется и на экономиста.Мы, конечно, недовольны неверным прогнозом погоды, но все же от него неотказываемся.
2.2 уровень безработицы
«Безработица как таковая, пусть обеспеченная илизатопленная частными или государственными субсидиями, унижает человека и делаетего несчастным».
Иван Ильин
Безусловно, безработицаявляется наиболее плачевным последствием реформирования экономики в России. Ирешение этой проблемы должно быть незамедлительным. Отсутствие рабочих местимеет важнейшие последствия на уровень жизни населения. В России же этапроблема принимает серьезные масштабы.
В феврале2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущиммесяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек.Это 7,7% всего экономически активного населения страны. Об этом сообщается вдокладе Федеральной службы государственной статистики. (2)
При этомчисло официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилосьна 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек,передает «Прайм-ТАСС».
Численностьэкономически активного населения в России по состоянию на конец февраля 2006 гоценивалась Росстатом в 73,9 млн. человек — примерно 51% от общей численности населениястраны. (2)
По данным Росстата, реальныерасполагаемые денежные доходы российского населения — рассчитанные за вычетомобязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен — вянваре-феврале 2006 года повысились на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом2005 года. Среднедушевые доходы россиян в феврале 2006 года составляли 8092рубля. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России вфеврале 2006 г составила 9106 рублей.(11)
Проблема существует также средимолодежи. Рост числа безработных среди молодежи грозит замедлением мировойэкономики и ставит под удар стабильность и безопасность нашей страны. Прогнозы неутешительны: через 10 летуровень безработицы среди молодежи увеличится на 15%. Также, по данным Росстатаогромное количество молодых людей живут за чертой бедности (менее чем на 2доллара в день). Безработица среди молодежи представляет собой не толькосерьезный вызов самим молодым, но и экономические утраты в виде утечкисбережений и человеческого капитала. Также это чревато издержками на социальныепрограммы, направленными на борьбу с преступностью и употреблением наркотиков.(10)
Также последствием безработицы является демографическийспад. Статистики уже бьют тревогу: к 2008 году в российских школах будетучиться на 6 миллионов детей меньше, чем сейчас
Таковы последствиядемографического спада, происходящего в России. Об этом заявил напресс-конференции министр образования РФ Владимир Филиппов. За последние 10 летв России закрылось 2 тысячи школ, на 25 процентов сократилось число учащихся вначальной школе. Филиппов отметил, что уменьшение числа учеников и введение12-летнего обучения влечет за собой переподготовку и сокращение числа учителей.Так, по расчетам, нужно будет сократить к этому времени 500 тысяч педагогов. (8)
Вследствие безработицывозникает огромное количество проблем, связанных с отсутствием денежныхсредств. Множество семей не может позволить себе «свести концы с концами». Поданным социологического опроса проведенного в Москве в 2006 году. Из 100 опрошенныхсемей только, в среднем 13 могут жить более или менее достойно. Прочие данныеприведены в (Таблице 4):
янв.
Май
июль
сент. Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты 13 16 14 13 На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения 37 36 34 35 Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой 38 37 38 39 Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи 12 11 14 13 Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки квартиру, дачу и многое другое 0.1 0.4 0.3 0.3
Таблица4: Доход и уровень жизни (кол-во из 100 опрошенных).
И хотя правительство все времяпринимает какие-то решения, и все время внедряет какие-то реформы, по даннымсоциологического опроса население не особо заметило изменений (Таблица 5.)(14):
За минувший год*
Через год** Значительно лучше 4 (5) 5 (6) Несколько лучше 24 (25) 15 (16) Без изменений 48 (45) 37 (34) Несколько хуже 16 (17) 10 (7) Значительно хуже 7 (6) 4 (2) Нет ответа 2 (2) 31 (35)
Таблица5: Оценки изменений за минувший год. Ожидание на ближайшее будущее.
*данные июля 2006 года; **Ожидание на будущее
2.3Взаимосвязь этих проблем
Интересно заметить что инфляцияи безработица тесно взаимосвязаны между собой. Увеличение занятости и снижениебезработицы сопровождаются ростом инфляции спроса, так как в экономикепостоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов, и расширятьпроизводство приходится за счет «переманивания» ресурсов от одной фирмык другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы ицен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может бытьдостигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Этоозначает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицыобнаруживается обратная зависимость, определяемая как криваяФиллипса (Phillipscurve). (Рисунок 6)
/>
Задача состоит в нахождении оптимальнойточки пересечения между линиями, идущими от оси инфляции и от оси безработицы.Предположим, что это – точка, где безработица составляет 4%, а инфляция – 6% вгод. Если инфляция будет раскручиваться дальше, безработица понизится до 3 именее процентов.
В любой моментвремени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать накривой Филлипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы длякраткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпаинфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филлипса.Выбор экономической политики в этом случае затрудняется, так как фактическийуровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.
В 70–х годах встранах Запада обнаружилось явление «стагфляция», которое сочеталобезработицу с инфляцией. Рост происходил в обоих направлениях. Цены продолжалиповышаться даже в условиях заметного спада производства.
Непредвиденнымподобное развитие событий считать трудно. В развивающихся странах, гдебезработицу стимулировал демографический взрыв, а государственное управлениефинансами оставляло желать лучшего, параллельное нарастание инфляции ибезработицы обнаружилось значительно раньше.
Здесь, по-видимому,следует учитывать национально-психологические особенности, «факторпредпочтения», т. е. реакцию населения страны на инфляцию и безработицу, атакже степень социальной защищенности. При рассмотрении среднегодового темпаколебаний по этим показателям видно, что, например, для Швеции или Италииориентиром выступает занятость, отчасти в ущерб антиинфляционной коррекции, а дляГермании же последняя является ключевой. Англосаксонский регион такжеобнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса.
Опытгосударственного регулирования безработицы различен во времени и пространстве,эффективность социальной политики часто довольно низка. Универсальных рецептовв этой области не существует, поскольку социальная жизнь напрямую связана систорическими традициями, склонностями населения, его привычками, политическойактивностью и т. д.
3Выводы и предложения
Экономика России на данномэтапе развития находится в переходном периоде. И от принятых сейчас мер зависитбудущее нашей великой державы. После тяжелого кризиса 90-х годов Россия,наконец, выходит на путь развития и подъема экономики.
Но для того чтобы странапроцветала необходимо, в первую очередь, заботится о ее населении и экономике.Эта «забота» должна включать в себя:
-бесплатное и качественноемедицинское обслуживание
Эта проблема сейчас приобретаетужасающие масштабы, поскольку малоимущий человек не может обеспечить своелечение, возникает своеобразный «естественный отбор» и люди с маленькимдостатком вынуждены «загибаться» от отсутствия возможности вылечиться. Этоявный промах государства. Необходимо принятие соответствующих мер и реформ, длярешения этой проблемы, так как успех нации НЕВОЗМОЖЕН без ее здоровья!
-бесплатное и качественноеобразование
Бесплатное образование сейчасстановится вымирающим видом. Все больше и больше становится так называемых «коммерческих»университетов и школ. Все меньше бюджетных мест остается в государственныхВУЗах. Сейчас, как показывает практика, платное образование доказывает своюнесостоятельность (качество бесплатного образования значительно выше).
Порой талантливый от природыребенок не может после школы продолжить свое обучение из-за отсутствия средствна него. В результате мы теряем огромное количество пртенциально-качественных«мозгов». А как же тогда будет развиваться держава без ученых и научныхразработок? Без высококвалифицированных и ТАЛАНТЛИВЫХ специалистов?
-поддержку науки
В первую очередь финансовая. ВРоссии рождается огромное количество умных и талантливых людей, это одна изнаиболее, на мой взгляд, одаренных наций. Достаточно вспомнить наших великихученых, поэтов, писателей…
Сейчас же мы наблюдаем пугающуюсвоими масштабами «утечку мозгов». Если так пойдет дальше в стране не останетсяни ученых, ни, следовательно, собственных технологических разработок.
В качестве выводов и взаключении я могла бы сказать следующее:
Для подъема и эффективногоразвития экономики в России необходимо обратить внимание на промышленность. Внашей стране имеется огромное количество заводов, которые простаивают без дела,их нужно оснащать современным оборудованием и налаживать в них выпуск товаров. Необходиморазвивать собственное производство, заниматься научными разработками,внедрением новых технологий в производство. Все это позволит производить КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫЙтовар. А также очень серьезна такая проблема, как простое РАЗБАЗАРИВАНИЕ нашегобогатства, полезных ископаемых. Необходимо всерьез задуматься над этим, ведь всекогда-нибудь кончается и наша нефть тоже не вечна, поэтому надо думать обудущем. Не надо продавать сырье за границу, нужно строить соответствующиеустановки и вести переработку на местах, и продавать сырье ужепереработанным.Это не только поднимет и укрепит экономику, но и решит важнуюпроблему – даст людям рабочие места. Этим мы убьем сразу нескольких зайцев:снизим безработицу и поднимем экономику и уровень жизни населения.
Использованная литература:
1. Афонцев.Завершение революции: консолидация и нестабильность:\\ www.iet.ru
2Безработица увеличилась. 22 марта 2006 г.//www.newsru.com (8)
3 ЕгорГайдар. Инфляция://www.iet.ru
4 ЕгорГайдар. Восстановительный рост и некоторые особенности современнойэкономической ситуации в России://www.iet.ru (10)
5 ИнститутЭкономики Переходного периода. Экономико-политическая ситуация в России://www.iet.ru (7)
6 Клепач, О.Брезинская, Д. Лепетиков. Валютный курс и экономический рост://www.opec.ru (9)
7 ОбзорРоссийской экономики.://www.polit.ru (6)
8 Обзорсоциально-экономического развития России://www.interfax.ru (12)
9 Пресс-конференцияс министром образования.://www.itar-tass.com (11)
10 РоманДоброхотов. Нетрудовые резервы://www.iet.ru (5)
11Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: //www.gks.ru
12.СтепашинС. 26.04.2006.Публикация материалов международной конференции «Переходныеэкономики в постиндустриальном мире: вызовы десятилетия» 20-21 марта 2006года://www.iet.ru (2)
13 ТрунинПавел. Инфляция: изучаем проблему://www.iet.ru
14 Центрразвития. Обозрение Российской экономики. Валютный курс и денежные показатели://www.dcenter.ru (4)
15 Центрразвития. Обозрение Российской экономики. Инфляция: //www.dcenter.ru (3)
16. Шишкин А.Ф.Экономическая теория: Учебник для ВУЗов.-М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС,1996.-656с.