Реферат по предмету "Экономика"


Предмет и функции экономической теории

Самарский государственный экономический университет
Заочный факультет ССО
г. Самара, ул. Советской Армии, 141, тел. 224-45-99
Яруллина Гулия Хатыповна
фамилия, имя, отчество студента
Курс 1 Специальность
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Занимаемая должность Бухгалтер
Наименование предприятия ООО «Саминторг»
Контрольная «Предмет и функции экономической теории»
работа № 1
по дисциплине «Экономическая теория»
Зачетная книжка № 08040001

/>СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1.Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основныеэкономические школы… 6
2.Предмет экономической теории. 11
3.Функции экономической теории. 15
Заключение. 18
Задания… 21
Списокиспользованной литературы… 22
/>Введение
Актуальность темы курсовой работы «Предмет и функцииэкономической теории» обусловлена тем, что для правильного понимания курса«Экономическая теория» необходимо определить предмет и функцииэкономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде быпростой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вотуже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказываютпротиворечащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялисьпредставления об источниках богатства общества, о роли государства вхозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.
Первым поводом к изучению экономической теории является то,что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех безисключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколькотоваров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущейинфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек несможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию,обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определениеэтого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостаткав предложении. Вот некоторые из таких определений:
Экономическая теория есть наука о видах деятельности,связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
Экономическая теория есть наука об использовании людьмиредких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товарыпроизводственного назначения, например машины, и технические знания) дляпроизводства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты,дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
Экономическая теория есть наука о повседневной деловойжизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использованииэтих средств.
Экономическая теория есть наука о том, как человечествосправляется со своими задачами в области потребления и производства.
Экономическая теория есть наука о богатстве.
Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведячас в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет вомного раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любогопредмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало быпредставление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, – деловесьма нелегкое.
Экономическая теория, несомненно, включает в себя всеэлементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бывойти в более длинный перечень.
Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных вышедефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы навторой.
Экономическая теория есть наука о том, какие из редкихпроизводительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денегили без их участия, избирают для производства различных товаров и распределенияих в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группамиобщества.
Человечество проявляло всегда большой интерес основамуправления экономическими процессами. Многие важные экономические процессырассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако этиисследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамкахединой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процессрасчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла впериод зарождения капиталистического способа производства и представляла собойнауку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма надфеодализмом.
Экономическая теория призванна изучатьи объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическаятеория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы ипредсказывать пути их использования.
Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета ифункций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить рядзадач:
Рассмотреть предмет экономической теории
Изучить основные функции экономической теории.
/>1. Зарождение иосновные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы
Любая наука возникает в результате попыток людей решитьопределенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все этов полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давнихвремен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества,по каким законам развивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива.Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороныобщественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук являетсяэкономическая наука.
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире.Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индиипытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара,как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры,например Платон (427-347 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э),сформулировали исходные положения экономической теории о полезности какисходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентом обмене.
Мыслители Древнего Рима — Сенека (4-65 гг. дон, э), ЛукрецийКар (39-55 гг. до н. э) и др. исследовали экономические причины разложения игибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материальногоинтереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономическихконцепций христианства, которое в последующем историческом процессе развитиячеловечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь.Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труднеобходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тотпусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливогоценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затраттруда.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономическиеявления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения обэкономике.
Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическаятеория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос»- дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическаяэкономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамкахгосударства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается вначале XVII в.
Первой теоретической школой был меркантилизм (отитальянского «меркан-те» — купец, торговец). Представители этой школысчитали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото).Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежногообращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовалиначальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когдатовары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другойпо более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширятьторговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Манн(1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство вхозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современнойэкономике.
Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что вовремя торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишьобмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишьперераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, тоникто не может обогатиться.
Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия»в переводе с греческого — власть природы). Главным представителем и основателемэтого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В 64 году он написал свойглавный труд по политической экономии «Экономические таблицы», вкотором сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства спозиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными истоимостными элементами общественного продукта. Физиократы считали, чтоисточником богатства является производство, хотя и существует только одна егоотрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем ипредставляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только сестественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, гдесоздается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капиталаи труда не может постоянно умножать богатство общества.
Поворот к исследованию производства открыл путь длявозникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы нарассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители ДавидРиккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нациивозникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Еговсеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложилосновы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда,создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда, когда первоначальнозатраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость,или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономическойтеории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируютсявзгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудахТомаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее вэто учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.
На основе классической политической экономии и утопическогосоциализма складывается марксистское направление.
До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась восновном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании историиэкономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон иВ. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатствомнародов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег»Д.М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развитиямировой экономической теории.
К числу современных направлений экономической мыслиотносится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективнуютеорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматриваетсяими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальнуюполезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступаетспрос и предложение, потребность и потребление.
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законыценообразования и рационального использования ресурсов, оптимальногоиспользования факторов производства и достижения предельных результатов(основные представители этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
Догматическое понимание главных идей марксизма при попыткепостроить социалистическое общество в отдельных странах оказало плохую услугуэтому великому для своего времени учению. Оно не лишено отдельных недостатков,один из которых то, что главное внимание в нем уделялось антагонизму классов, апрактические рекомендации для процветания общество остались на заднем плане.История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводовмарксистской экономической теории.
Во второй половине XIX в. вэкономической теории возникло направление под названием маржинализм. Классикамиэтой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фонБем-Баверк, а также английский экономист У. Джевонс.
Школа маржинализма сформировалась на основе критики историческойшколы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений.Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностейэкономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научногоанализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позицияметодологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством.В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы)называют еще и «неоклассиками». В то же время маржинализмпротивопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, гдевеличина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а изинтенсивности потребления. Существовавшая ранее теория полезности (Э. Кондильяки Ф. Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе примененияметода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе.Этот метод применялся впоследствии при построении других концепциймаржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства идр.
А. Смит вошел в историю экономической мысли какосновоположник классической политической экономики. Главные представители: У.Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А.Р.Ж. Тюрго, Ф.Кенэ (Франция), Ж.Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построенийклассической школы лежало представление о том, что процессы производства,распределения и потребления богатства определяются объективными экономическимизаконами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежноеобращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теориюстоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательствагосударства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономическойнауки. 2. Предмет экономической теории
Внесение ясности в вопрос – что изучает экономическая теория– представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предметаэкономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследуетвполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполнеопределенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающаяобщество. Однако за два с половиной столетия становления экономической наукикак самостоятельной академической дисциплины общество, изучаемое экономистами,сильно изменилось, т.е. изменился сам предмет.
В настоящее время сложилось два основных подхода копределению предмета экономической теории. Один из них традиционно связывают сучением К. Маркса, проводящего разграничение материально-вещественногосодержания производства и его общественной формы, т.е. производительных сил ипроизводственных отношений. Производительные силы сами по себе не являютсяпредметом экономической теории (политической экономии), поскольку выражаютотношение человека к природе и характеризуют организационно-техническую сторонулюбого производства, служащую предметом изучения не политической экономии и необщественных наук в целом, а наук естественных и технических. Что же касаетсяпроизводственных отношений, общественной стороны производства, то они исоставляют предмет политической экономии.
Производственными отношениями марксисты называют отношения,возникающие между людьми в процессе производства. Обмена и потребленияматериальных благ. Как предмет политической экономии производственные отношенияпонимаются в узком смысле, т.е. в смысле экономических отношений.
Экономические отношения отличаются тем, что во всех своихзвеньях они связаны с характером и формой присвоения средств производства ипродуктов труда, или собственностью на средства производства и продукты труда.Характер и формы присвоения специфичны на различных ступенях развития общества.Следует различать право собственности, которое регулируется юридическимизаконами, определяющими порядок распоряжения, владения и пользования движимым инедвижимым имуществом в той или иной стране, и экономическое содержаниесобственности, которое выражает внутреннюю связь и в этом смысле экономическуюоснову всей совокупности производственных отношений как экономических отношенийопределенного социально-исторического типа.
Производственные отношения — это классовые отношения.Отсюда, классовый, партийный характер политической экономии как наука в еемарксистском понимании.
Производительные силы и производственные отношения – двенеразрывно связанные между собой стороны общественного производства.Качественно отличные этапы в развитии общественного производства в целом, вединстве двух его сторон образуют способы производства.
Исходя из определяющей роли материального производства ипроизводственных отношений в общественной жизни, марксистская наука установила,что совокупность производственных отношений составляет реальный базис,экономическую структуру общества, на которой вырастает надстройка – системаполитических, правовых, идеологических, национальных, семейных и прочихсоциальных отношений и соответствующих им идей и учреждений.
Другой подход к определению предмета экономической теориихарактерен для западной экономической науки. Термин «политическая экономия»довольно редко встречается в современной зарубежной экономической литературе.Многие ее авторы полагают, что этот термин не позволяет разобраться в сутикоренных изменений, произошедших за последнее время в экономической жизни инауке. Особый упор в данной связи делается на прикладной характер изученияэкономики, на выработку на такой основе практических рекомендаций, которыеиспользуются в экономической политике. Во многих западных странах в качествеучебной дисциплины изучается «Экономикс», который претендует на рольобщей экономической теории.
Специфическим предметом «Экономикса» являютсяхозяйственные отношения, т.е. отношения по поводу организации производства,распределения обмена и потребления, материальных благ в человеческом обществе.Так как всякая хозяйственная деятельность людей находится в непосредственнойзависимости от них самих, «экономикс» изучает побудительный мотивы,стимулы поведения хозяйствующих субъектов в конкретной ситуации.
Этот подход к определению предмета общей экономическойтеории имеет давнюю традицию. Так А. Маршал писал, что экономическая теорияизучает «главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильнои наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфереего жизни»[1].Впоследствии эта точка зрения нашла широкую поддержку в работах западныхученых. Например, К. Макконелл и С. Брю считают, что «экономикс – этоисследование поведения людей в процессе производства, распределния и потребленияматериальных благ и услуг». [2]
Центральная проблема экономикса – исследование путей эффективного(максимально выгодного) использования ограниченных экономических ресурсов. Онаимеет ключевое значение для рыночной экономики – системы организацииобщественного хозяйства, основанной на товарно-денежных отношениях. Рыночныеотношения и изучаются в курсе «Экономикса» главным образом.
Обычно в нем выделяют два больших раздела: микроэкономику имакроэкономику. Микроэкономика имеет дело с деятельностью отдельныххозяйствующих субъектов. К их числу относятся потребители, фирмы,домохозяйства. Анализируя поведение данных субъектов при принятии имихозяйственных решений (например, почему потребители покупают тот или инойтовар, что влияет на их выбор; каким образом фирмы определяют, что нужнопроизводить, сколько при этом необходимо иметь ресурсов, как образуются доходыдомохозяйств и прибыль фирм и т.д.), микроэкономика отвечает на вопрос: какустанавливаются цены на производственную продукцию? Кроме того, «изучаядеятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, какфункционируют и развиваются отрасли промышленности и рынка, каким образом на ихдеятельность влияют политика правительства и экономические условия в другихстранах»[3].
В отличие от микроэкономики макроэкономика изучает либоэкономику в целом как единую хозяйственную систему, либо ее рассматриваемые вагрегированном (обобщенном) виде основные подразделения – частный сектор,домохозяйства, государственный сектор. Она исследует общие экономическиепоказатели, такие, например, как валовой национальный продукт, национальныйдоход, совокупный спрос, инвестиции, накопление, процент, занятость, инфляциит.д.
Разграничение двух разделов «Экономикса» неявляется абсолютным. Причина, по мнению западных экономистов, в том, чтоплодотворное изучение микроэкономики предполагает знание макроэкономическихпроблем, в частности, проблемы совокупных рынков и механизма их действия. Всвою очередь изучение макроэкономики невозможно без знания микроэкономическихпроблем, поскольку, для того чтобы понять, как действуют совокупные рынки,нужно сначала выяснить поведение отдельных потребителей, домохозяйств и фирм,участвующих в функционировании этих рынков.
Задача экономикса, как считает, в частности, П. Самуэльсон,состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить многообразныеэкономические явления в системе соответствующих понятий и выработатьпрактические рекомендации для экономической политики. 3. Функции экономической теории
1. Познавательная функция.
2. Методологическая функция.
3. Практическая функция.
Познавательная функция состоит в том, чтобы всестороннеизучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открытьзаконы, по которым развивается национальное хозяйство.
Экономическая теория сохраняет научный характер при условии,если опирается на факты — достоверные и типичные для изучаемойсоциально-экономической жизни. Добротной научной основой служат неопровержимаяинформация о событиях, цифры, статистические материалы, документы,свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практикови т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: «Подчинениеданным наблюдения — золотое правило, от которого зависит любая научнаядисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта,то не имеет научной ценности и должна отвергаться».
Между тем ученые не ограничиваются признанием объективнойдействительности и стремятся глубже познать хозяйственные отношения. Для этогоони проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов.Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описаниякакого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренниевзаимосвязи изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться стакими моделями.
Зная тенденции (направления) и законы экономическогоразвития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.
Методологическая (от греч. prognosis- предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение ходанаучно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее.Т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, ипроизводительные силы) и является методологической базой для других наук, т. к.выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологическойпосылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобыпомочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемыхдействий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнеестановятся техника и организация производства, тем более необходимопрогнозировать и планировать развитие хозяйства.
Практическая функция экономической теории состоит в том,чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципыи способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должнабыть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятийи государства.
Познание экономических процессов и явлений в экономикеосуществляется при помощи различных методов, способов, приемов. Прежде всего,всеобщим методом познания экономической действительности является методдиалектики, который обязывает исследователя-экономиста рассматривать явления ипроцессы в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывногоразвития, в ходе которого накопление количественных изменений приводит к сменекачественного состояния. Кроме этого метода большое значение имеет методнаучной абстракции. Абстрагирование означает очищение наших представлений обизучаемых процессах от случайного, приходящего, единичного и выделение в нихпрочного, устойчивого и типичного. В результате абстрагирования выводятсяэкономические категории как теоретические выражения реально существующихвзаимосвязей явлений и процессов хозяйственной жизни. Они в совокупностиобрабатывают понятийный аппарат экономики.
Кроме этих двух методов познания экономическойдействительности в практике развития экономики как науки было выработано, иприменяются немало способов и приемов познания экономической действительности.
Заключение
Объектом изучения экономической теории является анализтесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках исоответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степенимонополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой инеценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночныхотношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себямикроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей,экономические закономерности формирования предпринимательского капитала иконкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты,издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. Намикроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяютпропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованиемфункционирования национальной экономической системы на основе формирующихсямикропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общийуровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают измикропропорций, но приобретают самостоятельный характер.
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальнойэкономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическомэтапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степениподвергаются государственному регулированию посредством экономическихстабилизаторов и регуляторов.
Следовательно, общая экономическая теория выступает вкачестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.
Таким образом, микроэкономика — часть экономики,исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашниехозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены иконкретные товары и услуги.
Проблемы экономики можно изучать на различных уровнях: во-первых,на уровне отдельных хозяйственных единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства,отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющихс использованием агрегированных величин (например, показателей совокупногоспроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, впроблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работехозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политикеназывается макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валовогопродукта, функционирование и эффективность экономики в целом.
Между микро- и макроанализом нет непреодолимой границы. Обесферы человеческой деятельности — на уровне фирмы (отрасли) и в масштабестраны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделениеуровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане иотражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, однойфирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.
Экономическая теория как наука занимается изучением того,как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни.Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы,которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человекав хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдаетхозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в другихобластях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге ипреданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели иорганизаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этомуделу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежелижаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом кведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату,которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затемможет быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные илинизменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческойнатуры.
Однако побудительным мотивом выступает определенноеколичество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самыхустойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далекоопередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзяприравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянноменяющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.
Задания
Выберите и поясните правильный ответ.
Предметом современной экономической теории считается:
А) исследование проблем общественного производства;
Б) изучение общественных отношений людей, складывающихся впроцессе производства жизненных благ;
В) исследование законов, управляющих производством наразличных ступенях развития общества;
Г) изучение экономического поведения людей с точки зрениявыбора в условиях ограниченности ресурсов;
Д) исследование проблемы эффективного использованияограниченных ресурсов.
Ответ: предметом современной экономической теории считаетсяизучение общественных отношений, складывающихся в процессе производстважизненных благ.
Выберите и поясните правильный ответ.
С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическаясистема:
А) как сбалансировать государственный бюджет;
Б) как сбалансировать экспорт и импорт;
В) как наиболее рационально распорядится ограниченнымиресурсами;
Г) как сэкономить средства, чтобы сократить государственныйдолг?
Ответ: проблема, с которой сталкивается экономическаясистема, является, как правильно сбалансировать государственный бюджет
/>/>/>Список использованнойлитературы
4. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров,2002.
5. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.М., 1992.– Т.1.
6. Маршал А. Принципы экономической науки. – М. 1993. – Т.1
7. Экономическая теория. Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб,Питер, 2002.
8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика М., 1992.
9. Кудряшова Р.П., Матвеев Ю.В. Основы экономической теории. Самара, 2008.
10. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическаятеория. М.: ИНФРА-М, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.