Федеральное агенство пообразованию
Саратовский государственныйтехнический университет
Институт Бизнеса и ДеловогоАдминистрирования
Кафедра ММЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По экономической теории нетему:
«Предмет и метод экономическойтеории»Выполнила: студентка гр МНЖ-311, з/о ускор.
Сычёва И.Е.
Проверил: ______________
Саратов 2005
СодержаниеВведение 3
1. Экономика и система экономическихнаук 4
2. Предмет и функции экономическойтеории 6
3. Экономические законы и ихклассификация, экономические категории 10
3. Методы экономического исследования 14
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Введение
Каждая наука имеет свой предмет. Политическаяэкономия и получившая широкое распространение за рубежом экономика в еезападной версии (экономике) — два относительно самостоятельных звена в системеэкономических знаний. Но сам термин «политическая экономия» появился почти натри столетия раньше понятия «экономике», введенного в научный оборот в концеXIX в.
Основы экономической теории представляет собой одну из частейболее общей и всеобъемлющей экономической науки, какой является политическаяэкономия.
Основы экономической науки в интерпретациисовременных западных авторитетов определяются как экономика, наука, исследующаяпроблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов илиуправления ими, с целью достижения максимального удовлетворения материальныхпотребностей человека.
Приблизительно такой же взгляд проводится и вопределении экономической науки в целом, т.е. политической экономии.«Экономическая наука — это наука об управлении редкими ресурсами».Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использованииэтих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или обществонаправляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных инеограниченных потребностей"
Современная экономическая теория призвана соединитьпотенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политическойэкономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичнойориентированностью экономики.
Цельтемы — выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.
1. Экономика и системаэкономических наук.
Само слово «экономика»происходит от греческого oikonomike –искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современномязыке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения:
Во-первых, экономика –это совокупность общественных отношений, связанных с производством, совсей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формамсобственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают,например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую исоциальную, рыночную и административно-командную.
Во-вторых, экономика –это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города,района, края, страны, группы стран или всего мира). Говорят, например,экономика Вологды или Улан-Удэ, народное хозяйство Татарстана или России вцелом, экономика африканских стран, мировое хозяйство.
Наконец, в-третьих, экономикойназывают научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо областьхозяйственной жизни общества. Выделяют, например, экономику сельскогохозяйства, промышленности, водного транспорта, экономику труда и др.
На основе этих трехзначений можно дать и более общее определение данного термина. Экономика– это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальныхусловий их жизни.
Конкретные экономическиенауки изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества(скажем, экономику определенной отрасли национального хозяйства, сферу финансовили хозяйственного учета, историю экономики страны и пр.).
Экономическая теорияслужит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук,поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общиенаправления и методы научных исследований экономики.
В прошлом люди,начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было данократкое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, чтоэтот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые изтаких определений:
1. Экономическая теорияесть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками междулюдьми.
2. Экономическая теорияесть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительныхресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, итехнические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница,говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членамиобщества в целях потребления.
3. Экономическая теорияесть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения имисредств к существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теорияесть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в областипотребления и производства.
5. Экономическая теорияесть наука о богатстве.
Ррасширенное толкованиеуказанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всюсовокупность функционирования как отдельного производственного звена –предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального илиинтернационального хозяйства (макроуровень).
Таким образом, если экономическая теория изучаетхозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальныеэкономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных областях(в промышленности или сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле ит.д.).
2. Предмет и функцииэкономической теории.
У всякой науки естьпредмет, то есть своя главная тема исследований. Экономическая теория – наукаобщественная или социальная (от латинского socialis — общественный). Это значит, что наряду с другими такими же науками (скажем историей, педагогикой, социологией)она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. При этом, однако, укаждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своясфера, свой круг проблем. К примеру, у политологии – сфера политики, у истории– процесс развития общества, у педагогики – проблемы духовной жизни:образования, обучения, воспитания.
В центре вниманияэкономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества,экономические связи и отношения между людьми в процессе создания,распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какиересурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачемэкономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, чтотакое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции;наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.
Однако наука – этообязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то все более совершенное. Вхозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности,то есть наиболее благоприятную для человека «стыковку» хозяйственных ресурсов собщественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы удовлетворятьсвои потребности. Но последние постоянно растут, так как растет население,обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегдаограничены, и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.
Таким образом, сутьсоциально-экономической эффективности в том, чтобы общество могло получатьмаксимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат,неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, ростцен, преступность, вредное воздействие производства на природу, на здоровьелюдей и т.п.). Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сампредмет данной науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь обществаи пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.
Из многочисленных функцийэкономической теории выделим четыре самые важные. Так, первая – эмпирическаяфункция. Она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность,экономические исследования носят эмпирический характер (от греческого empeiria — опыт), то есть основываются наживом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработкуконкретной экономической информации, следя за реальными хозяйственнымипроцессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимостипродукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями).Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы истроить правильные жизненные теории.
Следующая, теоретическаяфункция как раз и проявляется тогда, когда ученые обобщают исистематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципыэкономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий,терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого нашизнания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.
Благодаря образовательнойфункции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономическойкультурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтомупредусматривается изучение ее законов и принципов. Экономические знанияпозволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельнопринимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях(например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своихденежных сбережений и так далее).
Данная функция формируетметодологическую основу для почти 50 экономических дисциплин. Среди комплексаэкономических наук выделяют отраслевые (экономика промышленности, сельскогохозяйства и др.), специальные (экономическая география, экономикаприродопользования и др.), историко-экономические (история народного хозяйства,история экономической мысли и др.), структурно уровневые (интро-, микро-,макро-, мегаэкономика), инструментарно-аналитические (экономико-математическиеметоды, статистика, анализ хозяйственной деятельности и др.).
Наконец, практическаяфункция, или, как ее еще называют, прагматическая, или прикладная.Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рациональногохозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греческого prognosis – предвидение, предсказание)развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработкесоциально-экономических программ для проведения экономической политикигосударства. Это дает возможность вырабатывать научно обоснованные рекомендациипо повышению эффективности производства с целью обеспечения роста жизненногоуровня населения. В условиях глубокого кризиса, охватившего отечественнуюэкономику, практическая функция экономической теории заключается и в том, чтобынайти наиболее рациональные пути выхода из кризиса, обосновать оптимальныенаправления перехода от командно-административной к социально-рыночнойэкономике. Экономическая теория должна больше внимания, чем политическаяэкономия, уделять проблемам повышения эффективности производства, действенностихозяйственного механизма, разработки инструментов сбалансированности различныхформ собственности, вести поиск новых организационно-хозяйственных форм, чтоотличает ее и от экономике. Важной задачей экономической теории являетсяизучение опыта мирового развития, заимствование из него наиболее прогрессивныхэкономических форм.
Таким образом,экономическая теория составляет концептуальную основу экономической политики,обоснования мотивации действий различных субъектов хозяйствования в сфере практическойдеятельности. Эта функция экономической теории наиболее ярко проявляется приразграничении в ее содержании позитивного и прагматического аспектов.
3.Экономические законы и их классификация, экономические категории.
В самом общем видеотношения собственности в экономическом понимании, как уже отмечалось, выражаютприроду производственных отношений, которая раскрывается в системеэкономических законов как сущность более глубокого порядка.
Закони сущность понятия однопорядковые. Сущность, как и закон, раскрывает толькоглубинные, устойчивые, внутренне необходимые связи. Поэтому явление богаче, чемсущность, поскольку в нем отражаются также случайные, неустойчивые связи, формыпроявления закона. Сущность, а следовательно, и закон, всесторонне могут бытьисследованы только через другие категории диалектики — количество и качество,содержание и форма, целое и часть и, прежде всего, через категориюпротиворечия, взаимодействия противоположных сторон единства.
Экономический закон— этовнутренне необходимые, устойчивые, существенные связи между противоположнымисторонами, свойствами явлений, процессов, элементов материальной системы.
Каждыйэкономический закон пронизан внутренним противоречием. В свою очередь,противоречие является сущностным, закономерным отношением междупротивоположными сторонами единства.
Экономическиезаконы, как и законы природы, имеют объективный характер. Однако онисущественно отличаются от законов природы, поскольку возникают, развиваются ифункционируют только в процессе экономической деятельности людей — впроизводстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, экономическиезаконы в отличие от законов природы имеют не жестко детерминированный характер,а определяются в виде тенденций, действуют не вечно. Большинство из них носятвременный, преходящий характер.
Наначальных этапах развития человеческого общества экономические законыреализуются через стихийную деятельность людей. В современных условиях, когдаосновной формой собственности постиндустриального общества являетсяассоциированная (акционерная, кооперативная, государственная и др.), стихийноедействие экономических законов дополняется элементами сознательного учета ихимперативов через механизм корпоративного, государственного и наднациональногорегулирования экономики, расширения масштабов планомерности в пределахгигантских монополистических объединений. В связи с этим разграничиваютсущность экономического закона, механизм его действия и использования.
Государствоне может отменить объективные экономические законы, но может создаватьпредпосылки для конструктивной реализации требований данных законов, учитываяих при изменении соответствующих условий. Это достигается совершенствованиемправа собственности, хозяйственного механизма; государственного управления.
Системаэкономических законов можно классифицировать, она включает четыре их типа:
Первыйтип — всеобщиеэкономические законы, свойственные всем общественным способам производства(законы соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительныхсил; роста производительности труда; экономии рабочего времени и др.),отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, присущиеразличным технологическим способам производства, процессу взаимодействиячеловека с природой, соединению личных и вещных факторов в процессе труда.
Второйтип — законы,действующие в нескольких общественно-экономических формациях и отражающиевнутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, свойственныенескольким технологическим способам производства в их взаимодействии снекоторыми однородными элементами различных общественных форм. Это особыеэкономические законы. Например, законы товарного производства: стоимости,спроса и предложения и др.
Третийтип — специфическиеэкономические законы, действующие только в пределах одного общественногоспособа производства. Важнейший из них — основной экономический закон,выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами ипроизводственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии сразвитием производительных сил, а также основную цель общественного способапроизводства. К таким формационным законам можно, например, отнести законкапиталистического накопления.
Четвертый тип—законы, действующие лишь на одной из стадий(восходящей или нисходящей) общественного способа производства (например, законзарождения монополии из концентрации производства). Так, нагосударственно-корпоративной стадии постиндустриальной эволюции расширяетсясфера действия закона планомерности экономического развития.
Экономическиекатегории — этотеоретическое выражение, мысленные формы реально существующих производственныхотношений, экономических явлений и процессов.
Они отражают вэкономической теории не только определенную сторону системы производственныхотношений, но и ее связь с соответствующей стороной системы производительныхсил. Содержанием последних выступает отношение человека к природе, ихвзаимодействие. Вещественным содержанием каждой экономической категорииявляется отдельная сторона такого отношения к природе. Поэтому в любойэкономической категории отражается диалектическое взаимодействиесоциально-экономических отношений между людьми (отношений собственности,общественной формы труда) с организационно-производственными и технико-трудовымисвязями, с вещественной формой процесса труда, с отношением человека и природы.Игнорирование производительных сил, процесса труда как такового означало бы,что вне круга вопросов экономической теории остается рассмотрение категорий«содержание труда», «рабочая сила», «потребительная стоимость», «процесс труда»и т. п.
Экономическиекатегории более подвижны, изменчивы, чем экономические законы. Дляэкономических законов характерна более высокая степень познания человекомсвязей явлений и процессов, получающих отражение в соответствующих категориях.Иначе говоря, внутренне необходимая, устойчивая, существенная связь междуэкономическими явлениями и процессами, выражаемая с помощью экономическихзаконов, отражается во взаимосвязи определенных экономических категорий. Каждыйзакон как бы группирует вокруг себя определенное количество (в зависимости отего сложности) «обслуживающих» его экономических категорий.
Посколькуэкономические категории являются теоретическим выражением отдельных сторон производственныхотношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а такженекоторых экономических явлений и процессов, то изменение последних (например,модификация отношений собственности) приводит к эволюционному развитиюсодержания экономических категорий.
4. Методыэкономического исследования.
Слово«метод» (от греч. «methodas»)буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). Всамом общем философском смысле оно означает способ познания как определеннуюсовокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведенияизучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие«метод» — это путь познания системы экономических отношений в ихвзаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленноговоспроизведения.
Системаприемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективнымизаконами развития самой действительности. Эту задачу призвана решатьметодология как наука о системе приемов, способов познания и преобразованиямира. Название «методология» (от греч. «methodas» и «logos») буквально переводится как учение о методах.Поскольку объективными законами развития действительности выступают, преждевсего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, обществаи человеческого мышления, то диалектический метод является гносеологическиминструментарием и логическим отражением всей диалектики.
В то же время в рамках данногометода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономическогоанализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность.К важнейшим категориям такого подхода относятся потребности, интересы, цели,мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров иуслуг'.
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теорияприменяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которыеиспользуют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них длясферы экономики являются следующие девять (рис. 1)./> Наблюдение и сбор фактов Эксперимент Моделирование Метод научных абстракций Анализ и синтез Системный подход Индукция и дедукция Исторический и логический методы Графический метод
Рис. 1.Основные методы экономических исследований.
Рассмотрим данные методы.Так, очевидно, что наблюдение (то есть преднамеренное,целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальномвиде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именноблагодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тотили иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылейпредприятия.
В отличие от этого экспериментпредполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объектставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобыпроверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробныеиспытания в рамках той или иной группы работников.
Активно используется итакой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучениесоциально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (отлатинского modulus – мера, образец), которая замещаетсам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах,позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственныхсвязей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.
Метод научныхабстракций, илиабстрагирование, — это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать теили иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди всвоей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций накаждом шагу, даже не задумываясь об этом.
Метод научных абстракции, предполагающий отказ отанализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия еговнутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявлениядействительной тенденции движения. Результатом применения этого методастановится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракцияпозволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено визучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в видекатегорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее иточнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование какинструмента познания.
Неменее важным аспектом данного метода познания выступает необходимостьселективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определеннымуглом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, приисследовании структуры общественного способа производства производительные силырассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственныеотношения — в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторонапроизводительных сил (технологический строй производства) в этом случаеопускается.
Чтобы абстракция быланаучной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, чторассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или подопределенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития ифункционирования.
Методы анализа исинтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как почастям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (отгреческого synthesis – соединение, сочетание,составление). Например, сопоставление экономических показателей работыотдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатовхозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 2).
/>
Рис. 2. Понятия анализа и синтеза
Благодаря сочетаниюметодов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подходк сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы)рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого,а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важностькомплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит измножества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли –из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат,рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).
С методом анализа исинтеза логически связано деление экономической теории на микро- имакроэкономику (от греческого mikros– малый и makros — большой), которые предполагают дваразных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 3).
/>
Рис. 3. Два уровня(две сферы) экономических исследований.
Так, микроэкономика имеетдело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:
а) такие обособленныеэкономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;
б) отдельные рынки(например, рынок зерна);
в) производство, сбыт илицену конкретного продукта и т.п.
Микроэкономическийподход, таким образом, близок к методу анализа.
В отличие от этогомакроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемыеагрегаты (от латинского aggregatus — присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К такимагрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупныеподразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые всовокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методесинтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовойобъем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того вмакроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость,рынок, бюджет, налоги и т.д.
Деление экономическойнауки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесновзаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровняхобобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходыдвух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятиеприбыли, а его вырабатывает макроэкономика.
Индукция и дедукция являют собой два противоположных, нотесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных(отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio — наведение), или обобщение. Онопозволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». Арассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам)называют дедукцией (от латинского deductio — выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукциивытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен намолоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране(индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывестиотдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту(дедукция).
Исторический илогический методы(или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучениесоциально-экономических процессов в их исторической последовательностисопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целоми общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода иособенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – этоисторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики всоцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.)– подход логический.
/>Наконец, весьма широкое применение в экономическихнауках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображаетхозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков,диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложноготеоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех илииных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты ичислом театральных зрителей (рис. 4).Рис. 4. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты.Нетрудно видеть, что здесьимеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены,тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В другихслучаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости,которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбытапродукции доходы предприятия тоже растут).
Заключение
Во всех определениях экономической науки со стороны известныхи малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономическойжизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных иуправленческих основах, определяющих эффективность производства как основыпредмета этой науки.
Однако расширенное толкование указанного предмета ведет ктому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционированиякак отдельного производственного звена — предприятия, фирмы (микроуровень), таки всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).
Можно было ожидать, чтонаука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами,привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи иокажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности числоученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем,которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почтив младенческом состоянии.
Одна из причин тогозаключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшегоблагосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которойявляется богатство, часто представляется многим исследователям на первый взглядотталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания,редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.
Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственныхотношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этихвзаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями.Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределениядругие, для потребления и накопления свои законы и закономерности. Ихвзаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаютсяи сами эти отношения: производство, распределение и т.д.
Список использованнойлитературы.
1. Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основыэкономической теории. М. Высшая школа. 1993.
2. Нуриев Р.М. Основыэкономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.
3. Рохлин Э. Основыэкономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М.«Наука», 1996 г.