Реферат по предмету "Экономика"


Проблема ограниченности ресурсов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ
Красноярский филиал
Специальность 021100 «юриспруденция»
Дисциплина: Экономика
Контрольная работа.
Тема: Вариант 1.
Выполнил: студент2-ЮСО
Проверил: АбрамовскихЛ.Н.
Красноярск 2005.

ПЛАН
1.
2.
3.
Введение.
Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей.
Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос.
Валовой национальный продукт. Конечный и промежуточный продукт. Номинальный и реальный продукт.
Задача 1.
Задача 2.
Список литературы.
Введение
Особенностью современного этапа развития России являетсяформирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Рынок – это нетолько новая форма экономических отношений, новые связи в производстве, но иновое экономическое сознание, мышление и психология.
Основой такого мышления служит знание экономики, сущности имеханизмов действия экономических законов, умение использовать эти знания напрактике. Необходимые знания и умения можно приобрести в процессе изученияэкономической теории, которая не только служит базой для разработки современнойэкономической политики, но и помогает каждому субъекту рыночных отношенийпонять суть происходящих процессов.
Умение мыслить по-новому необходимо любому специалисту,работающему в условиях рыночной экономики. Благодаря овладению этой наукойспециалист может мыслить масштабно, видеть не отдельную проблему, а ее место ивзаимосвязи с другими экономическими системами.
1. Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущихпотребностей
Нужды человека разнообразны, но фундаментом человеческихпотребностей являются основные материальные потребности, удовлетворять которыепризвана и способна экономика. Люди организуют производство тех или иных благ сцелью удовлетворения своих потребностей. Но экономические блага отличаютсяресурсоемкостью, то есть на их производство затрачиваются определенные ресурсы.Они делятся на несколько видов[1]:
Природные ресурсы – земля, леса, водные, климатическиефакторы и др. данный вид ресурса часто называют просто «земля»,подразумевая при этом предоставленные природой блага. Например в нашей странеимеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственныйоборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее местопо производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Трудовые ресурсы – это количество трудоспособного населения,которое можно использовать в процессе создания экономических благ. ЕщеАристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторовпроизводства.
Производственные ресурсы (капитал) существуют в форме денеги средств производства.
Предпринимательские способности – это способности корганизации и комбинированию факторов производства для достижения конкретныхцелей.
Информация – это процесс сбора, обработки и распространениязнаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ,для ведения бизнеса. Сейчас ни одна из сторон человеческой жизни не можетобойтись без этого знания.
Если рассматривать собственно производство, то в условияхограниченных ресурсов возникает проблема выбора рационального соединения трудасо средствами производства. Общество всегда располагает определеннымограниченным количеством труда, сырья, материалов, машин и оборудования, атакже финансовых средств (денег). Это вынуждает делать выбор между различнымивариантами их использования с целью производства тех или иных товаров.
Решение задач рационального использования имеющихся враспоряжении общества ресурсов с целью получения максимального количестванеобходимых благ, в конечном счете, связано с экономическими потребностями каждогоиндивида, коллектива, социальных групп и общества в целом.
Под потребностью следует понимать желание человекапотреблять различные блага. Но поскольку количество благ, которые он желаетпотребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их постепени необходимости. Так, насущные нужды человека, такие как еда, одежда,относят к потребностям первого порядка, организацию досуга – к потребностямвторого порядка и т.д. Иначе говоря, человеку свойственно расставлять своипотребности в определенном порядке. Такая расстановка объясняется тем, чтолюбое благо имеет свою цену. При этом немаловажным критерием оценки благаявляется его качество.
Экономические ресурсы, которые может использоватьчеловечество в целом, отдельные страны, предприятия, домашние хозяйства иотдельные предприниматели для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Ноэкономическая теория различает понятия абсолютная и относительнаяограниченность.
Абсолютная ограниченность ресурсов связана снедостаточностью ресурсов для удовлетворения всех потребностей членов обществаодновременно.
Относительная ограниченность ресурсов характеризуется тем,что для удовлетворения определенных, ограниченных потребностей ресурсовдостаточно. Ограниченность ресурсов может быть различной. Прежде всего, этоестественная ограниченность ресурсов, имеющихся в природе, неодинаковоесоотношение количества этих ресурсов. Ограниченность охватывает и ресурсы,созданные человеком. Это касается не только запасов ресурсов, имеющихся вданный момент, но и возможностей, имеющихся для их восполнения в данныхусловиях.
В зависимости от возможности пополнить их запасы, ресурсыподразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Объемы и степеньвосполняемости запасов различных ресурсов характеризуются ограниченностью ихотносительно друг друга и потребностей в этих ресурсах. Ограниченность ресурсовотносительно друг друга характеризуется категорией редкости, а ограниченностьотносительно потребностей в них – категорией недостаточности[2].
Поэтому, если мы будем пытаться одновременно удовлетворитьвсе потребности людей, столкнемся с абсолютной непреодолимой ограниченностьюресурсов. Если же мы ограничим круг потребностей, то ограниченность ресурсовстановится относительной. Любое экономическое действие, направленное наудовлетворение потребностей, означает выбор этих потребностей, одной илинескольких из всех возможных и подлежащих удовлетворению в данный момент. Следовательно,это превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производствов экономику.
Выбор идет между экономическими вариантами использованияресурсов, которые проявляются в наилучшем соотношении затрат и результатов. Известно,что каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различныхпотребностей, а также различной может быть и технология его использования. Исходяиз этого, смыслом или содержанием выбора как экономической категории выступаетпоиск наилучшего варианта применения ресурсов из всех возможных.
К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребительвынужден совершать покупки в соответствии со своим бюджетным ограничением. Следовательно,рациональный потребитель должен так распределить свои доходы, чтобы максимальноудовлетворить свои потребности при условии ограниченного дохода. Учитывая тотфакт, что потребителю необходимы многие блага, возникает задача оптимизациипотребительского выбора. При недостаточности запаса благ для полного насыщениянеобходимо приостановить потребление всех благ на уровнях, где интенсивностьудовлетворения от их потребления становится одинаковой[3]. 2. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос
Термин «спрос» выражает желание и способностьпокупателя приобрести тот или иной товар. Поэтому под спросом всегда понимаетсяплатежеспособная потребность.
Различают индивидуальный и рыночный спрос:
— индивидуальный спрос – это потребности конкретного,отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.
— рыночный спрос – это совокупный спрос покупателей данноготовара по данной цене.
Спрос можно рассматривать с количественной и качественнойсторон. Спрос с количественной стороны – это количество потребляемых благ наданный момент. Спрос с качественной стороны – это платежеспособность, то есть суммаденег, уплаченных за приобретенный товар.
Изменение спроса отражается в законе спроса, который можносформулировать таким образом: при высоких ценах спрос на данный товар будетсокращаться по сравнению с низкими ценами, но при «прочих равных условиях».Или при низких ценах спрос будет расти по сравнению с высокими ценами на тот жетовар, но опять же при «прочих равных условиях». Таким образом, законспроса говорит о том, что объем спроса на любой товар обратно пропорционаленцене на данный товар при «прочих равных условиях».
Цена на данный товар не представляет собой единственногофактора, который определяет, как много этого товара желает приобрестипокупатель. Имеются и другие факторы, влияющие на количество приобретаемоготовара: доходы потребителей, цены других товаров и услуг, ожидаемые ценытоваров в будущих периодах, вкусы потребителей и т.д.
Изменение переменных может воздействовать на объем спроса,как в сторону увеличения, так и уменьшения, в зависимости от спецификипеременной величины. Увеличение цены на товар приведет к сокращению его покупокпри условии что, все другие переменные – доход, цены других товаров и услуг,ценовые ожидания и прочие остаются постоянными.
Факторы, влияющие на спрос[4]. Уменьшение спроса Увеличение спроса
Рост цен на товары-комплименты;
Рост дохода потребителя (некачественные товары);
Падение дохода потребителя (нормальные товары);
Утрата (ослабление) вкуса;
Ожидание падения будущих цен;
Ожидание падения будущих доходов (нормальные товары);
Сокращение числа потребителей.
Падение цен на товары-комплименты;
Рост дохода потребителя (нормальные товары);
Рост дохода потребителя (товары низкого качества);
Усиление вкуса;
Ожидаемый рост будущих цен;
Ожидаемый рост будущих доходов (нормальные товары);
Рост числа потребителей.
Различаютценовые и неценовые факторы (детерминанты), влияющие на спрос[5]. К ценовымфакторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающейполезности.
Эффектдохода – это увеличение покупательной способности денег в результате сниженияцены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить большеданного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так какпокупательная способность денег увеличивается.
Эффектзамещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее покупателяприобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. Покупатель приэтом склонен заменять дорогие товары более дешевыми – альтернативными товарами.
Законубывающей полезности – это процесс уменьшения полезности или удовлетворенияпокупателя с приобретением каждой последующей единицы продукта.
К неценовым факторамотносятся: изменение вкусов потребителей, изменение количества покупателей,изменение дохода цен на альтернативные товары, изменение в ожиданияхпотребителя.
Изменениевкусов потребителей происходит под воздействием рекламы, моды, возраста, климатаи т.д.
Изменениеколичества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос инаоборот.
Изменениедохода покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие икачественные товары.
Изменениецен на альтернативные товары. Снижение цен на взаимозаменяемые товары ведет кповышению спроса на них.
Изменение вожиданиях потребителей. Неблагоприятные факторы порождают ожидание болеевысоких цен, и тем самым растет текущий спрос.
3. Валовой национальный продукт. Конечный и промежуточный продукт. Номинальныйи реальный продукт
Для характеристики результатов функционирования национальнойэкономики за определенный период времени используются следующиемакроэкономические показатели: валовой общественный продукт (ВОП), валовойвнутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистыйнациональный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД),располагаемый доход (РД) [6].
Валовой внутренний продукт – это рыночная стоимость конечнойпродукции, созданной внутри страны в течение определенного периода времени ипредназначенной на потребление. ВВП определяется по территориальному признаку.
Под понятием конечная продукция понимается продукт, используемыйдля конечного потребления и представляет собой сумму добавленный стоимостей.
Добавленная стоимость – это стоимость, созданная на каждойстадии продукта, или реальный вклад товаропроизводителя. По сути, это рыночнаястоимость продукции за вычетом повторного счета стоимости предметов труда, пообъему она равняется ВВП.
Промежуточный продукт – это продукт, используемый с цельюдальнейшей переработки или перепродажи.
ВВП состоит из следующих показателей: амортизации,заработной платы, прибыли, ренты, процента, косвенных налогов.
Второй макроэкономический показатель – это валовойнациональный продукт. ВНП – это рыночная стоимость конечной продукции заопределенный период времени, созданной гражданами, фирмами данной страны нетолько на ее территории, но и за рубежом. Он определяется по национальномупризнаку.
Отличие ВНП от ВВП в том, что если платежи, полученные из-заграницы, будут превышать платежи страны, вывозимые за границу, сальдо будетположительным, то есть ВНП будет больше ВВП, и наоборот. Обычно разница между нимине велика и колеблется в пределах 1%. ВНП состоит из следующих показателей: амортизации,заработной платы, прибыли, ренты, процента, косвенных налогов и сальдо внешнейторговли.
При измерении величины ВНП существенное значение имеют ценына товары и услуги, по которым подсчитывается общий объем произведенногопродукта. Поскольку размер ВНП определяется не только для учета совокупногопродукта на определенный момент, но и для сопоставления его размеров в разныепериоды, необходимо рассчитывать ВНП как в ценах текущего периода, так и вединых для сравниваемых периодов ценах. Это обусловлено тем, что под влияниеминфляционных процессов цена на одни и те же товары и услуги изменяется, причем,чем больше временной промежуток, тем значительнее ценностные различия[7].
Необходимо наличие сопоставимых цен, которые официальноустанавливаются государством на 10-15 лет, при этом фактические цены каждогопервого года такого периода принимаются за постоянные цены[8]. Исходяиз этого, ВНП, исчисленный по текущим ценам данного года, называетсяноминальным ВНП, а ВНП, определенный по неизменным ценам, называется реальнымВНП.
Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показываетувеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором.
Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровняцен широкой группы товаров за определенный период.
Таким образом, реальный ВНП будет равен отношениюноминального ВНП к индексу цен, умноженному на 100%.
Задача № 1
Начертите график с произвольной кривой спроса на японскиезонтики в Красноярске. Как изменится ваша кривая спроса на этот товар, если:
А) таможенные пошлины на ввоз в Россию этих зонтиковвозрастут еще в три раза;
Б) денежные доходы покупателей возрастут в два раза;
В) появится мода на китайские зонтики.
Задача № 2
Определите ВНП по следующим данным (в млрд. долл):
Рента
Импорт
Амортизационные отчисления
Зарплата
Экспорт
Прибыль
Закупки правительства
Косвенные налоги на бизнес
Процент
2000
4500
6000
38000
5000
12000
7000
4000
1000
ВВП =2000+6000+38000+12000+4000+1000 = 63000
ВНП =63000+(5000-4500) =63500
Список литературы
1. Курс экономической теории. Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлев. М., 2004.
2. Экономическая теория. / Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Минск, 2000.
3. Экономическая теория. В.Я. Иохин.М., Юрист, 2003.
4. Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой. М., Проспект, 2001.
5. Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой. М., Юнити, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.