Федеральноеагентство по образованию
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультетресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
Кафедра«Экономика и управление в сфере услуг»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №7
Подисциплине «Экономикаотрасли»
Тема:« Предложение услуг предприятиями отрасли»
Выполнила:
Онищук О.Б.
Студентка 3 курса
Заоч. формы обучения
Группа №31
Тел: 8-909-927-75-65
Проверил:
Доц. Лепёшкин В.А.
Москва2007г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Особенности функционирования туристического рынка
1.2. Методы сегментации спроса на туристские услуги
2. Закон предложения
3. Эластичностьпредложения
Коэффициентыэластичности предложения
4. Структурарынка
5. Планированиядеятельности в туристической области.
6. Планированиегостиничных объектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективностановится основным звеном экономики. Дело в том, что именно на этомуровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесьсоздаются рабочие места, обеспечивается занятость населения, начисляетсязаработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов,применения техники итехнологии.
Выплачивая федеральные и местные налоги, организациивносят вклад в формирование бюджетов различных уровней, в содержание государственныхорганов, в реализацию государственных программ, развитие образования,здравоохранения, культуры.
Обеспечение высокоэффективной работы организации(предприятия) требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономикиуспешной работы добивается лишь тот, кто наиболее грамотно определяет запросырынка, создает и организует эффективное производство продукции, пользующейсяспросом, обеспечивает прибыльную работу организации. Организовать такую работусможет лишь специалист, хорошо владеющий вопросами экономики предприятия.
По участию в создании совокупного общественного продуктаи национального дохода общественное производство подразделяется на две крупныесферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относятсяпромышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь(обслуживающая материальное производство), строительство, торговля,общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие видыдеятельности сферы материального производства.
К непроизводственной сфере относятсяжилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающаяорганизации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическаякультура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство,наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппаратаорганов управления.
В свою очередь каждая из сфер экономики делится наотрасли.
Отрасль — это совокупность предприятий иорганизаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологиипроизводства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих иудовлетворяемых потребностей.
1.1. Особенности функционированиятуристического рынка
Формирование у организации конкурентных преимуществневозможно без знания особенностей рынка, на котором она работает. Туристскийрынок — это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена исоставляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристскаяуслуга — совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которыеориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста илиэкскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристскойуслуги, тура, туристского продукта и не противоречащих общечеловеческимпринципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четырехарактеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость; 2)неразрывность производства и потребления; 3) изменчивость; 4) неспособность кхранению. Однако туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услугприсущи также и отличительные особенности:
■ выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, «солнце— море» — Кипр, Болгария, Турция; «отдых — лечение» — Карловы Вары, Ессентуки;«спорт» — Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);
■ создание туристского пакета усилиями многих организаций, каждая изкоторых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различныекоммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, есливсе участники туристского обслуживания выработают и будут придерживаться общихцелей;
■ преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристскойуслуги и места ее потребления;
■ зависимость туристской услуги от таких переменных, как время ипространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговыемероприятия туристской организации будут различаться в пик сезона и вмежсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные услуги т.д.;
■ значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешниефакторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действийпродавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные событияи др.
Эти специфические особенности,присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустриитуризма.
При выявлении особенностей туристского рынка важноеместо должно отводиться не только категории «туристское предложение» ирассмотрению понятия «туристская услуга», но и понятию «туристский спрос», вконцепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды ижелания туристские организации предполагают удовлетворять.
Сложности функционирования организаций индустрии туризмазаключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточносубъективна и зависит от различных факторов: обще экономических; культурного иобщественно-психологического характера; социально-демографических;личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туристских услугоказывают такие изменения в общественной психологии потребления, какинформированность, уровень образованности; высокая требовательность к комфортуи качеству услуг; индивидуальность; экологизация мышления потребителя;мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получатьот жизни калейдоскоп впечатлений.
Совокупность всех этих факторов и определяетвозникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристскихуслуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:
•частотность туризма (количество туристских поездок,совершаемых в исследуемый период, на душу населения);
•предпочтения в выборе дестинации;
•наиболее предпочтительная форма организации тура, категориягостиницы;
•представления туриста о. цене гостиничной услуги, тура;
•представления о торговой марке туристской организации;
•коммуникативное поведение туриста;
•роль внешних раздражителей в процессе принятия решенияо месте проживания (выборе гостиницы) и покупке тура и т.д.
Выбор туристской организацией наиболее эффективныхсредств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкойпроработки самого процесса принятия решения о покупке туристского продуктапотенциальным туристом.
Решение потребителя о покупке туристского продуктапредполагает оценку и выбор единственного туристского продукта изальтернативного ряда и выбор подходящего набора различных услуг, предлагаемыхорганизациями индустрии туризма.
Процесс покупки конкретного туристского продуктаначинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решенияпотребителем подвержено влиянию ряда факторов, оно решает проблемы различногомасштаба и сложности, однако имеет устойчивую структуру, включающую следующиестадии.
1. Осознание потребности в путешествии, формированиецели поездки.
2. Поиск информации. Потребительобращается к источникам: личным (семья, друзья, знакомые), средствам массовойинформации и т.д. В результате сбора информации повышается осведомленность обимеющихся на туристском рынке производителях и предоставляемых ими туруслугах.Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект альтернативныхвариантов.
3. Предпокупочная оценка альтернатив. Потребительоценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный наборсвойств (например, по средствам размещения для туриста может быть важно месторасположения, категория, стоимость, обслуживание, специализация, принадлежностьк известной торговой марке и другие характеристики). Каждый потребительвыделяет свои, отличные от других, приоритетные характеристики, на основанииличных нужд и мотивов.
4. Покупка и потребление. Оценкавариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора, формируя намерениесовершить покупку наиболее предпочтительного варианта, с учетом семейногодохода, цены тура и выгод от его приобретения. На принятие окончательногорешения о покупке могут оказать влияние два фактора:
а) отношение других людей к выбранному направлениюпутешествия;
б) отношение к репутации туристской организации,реализующей
турпродукт.
Потребление в индустрии туризма обычно откладывается нанекоторый срок. Традиционно потребление мало интересовало продавца,ориентированного в первую очередь на покупку, однако в условиях растущей конкуренциипроисходит переориентация туристских организаций на удовлетворение и сохранениепотребителей.
5. Послепокупочная оценкаальтернатив,т.е. оценка степени удовлетворения от опыта потребления. Потребитель получаетили не получает удовлетворение от приобретенного тур продукта, степенькоторого измеряется соотношением между ожиданиями и конкретно воспринимаемымисвойствами турпродукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от персонала туристической организации, друзей и из другихисточников. Если характеристики турпродукта завышаются, у потребителя могутсложиться слишком высокие требования, которые, вероятнее всего, обернутсяразочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствамитурпродукта, тем острее неудовлетворенность клиента. Степень удовлетворенностиклиента отражается на росте чувства доверия клиента к конкретной туристскойорганизации, формировании круга постоянных клиентов организации и позитивновлияет на создание положительного имиджа туристкой организации.[1]
1.2. Методысегментации спроса на туристские услуги
Одним из наиболее распространенных подходов к изучениютуристского спроса является сегментация.
Сегментация рынка (market segmentation) представляетсобой деление рынка на группы покупателей, характеризующихся общими чертами,прежде всего примерно одинаковым взглядом на товар или услугу, благодаря чемуможно применить единый комплекс воздействия на потребителя — маркетинг-микс.
В соответствии с делением рынков по виду реализуемыхтоваров туристов следует считать индивидуальными потребителями, однако особенноституристских услуг как товара и особенности потребления туристских услуг в местахпребывания предполагают в меньшей степени индивидуальное и в большей степениколлективное пользование туристскими благами.
Туристы приобретают туры и услуги для личногопользования, поэтому в отношении них, как и вообще в отношении любогопотребителя, в полной мере действуют факторы, влияющие на принятие решения о покупке:экономическое и социальное положение, пол, возраст, род занятий, образ жизни,система ценностей, национальные особенности и культура, географические,психологические факторы.
Необходимость коллективного потребления туристских благи услуг, когда индивидуум находится, например, в гостинице, ресторане, экскурсионномавтобусе, поезде, самолете, предполагает определенное поведение, соблюдениеэтических норм, при этом проявляются соответствующие эмоции. Такиеобстоятельства с трудом поддаются исследованию. Специалисты по маркетингупришли к выводу, что поведение этой группы потребителей может существенноотличаться от поведения других групп потребителей товаров индивидуальногопользования.
Основой сегментации туристского рынка является выделениерыночных сегментов по потребительским признакам. К основным потребительскимпризнакам относятся социально-экономические, демографические и географическиепризнаки; к дополнительным — психографические и поведенческие признакисегментации. Наиболее распространенными в исследованиях международноготуристского спроса являются следующие признаки сегментации:
по уровню доходов(income segmentation);
по полу (sexsegmentation);
по возрасту и жизненному циклусемьи (age and lifecycle segmentation);
по географии — страны, области, города (geographical segmentation);
по социально-экономическим и демографическимособенностям; число членов семьи, род занятий, образование, религия,национальность (socio-economic & demographic segmentation);
по психографическим моментам — социальный классстиль жизни или личностные характеристики (psichographic segmentation);
по степени информированности потребителей отоваре, отношения к нему и реакции на его использование (behaviour segmentation).[2]
2. Закон предложения
Предложение —количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенныймомент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляетсумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются ценаблага и неценовые факторы. Цена предложения — это минимальная цена, по которойпродавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой блага и объемом его предложениянаходит отражение в законе предложения.
Закон предложения выражает прямую зависимостьмежду ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.
Закон предложения гласит: с повышением ценсоответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращаетсятакже и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые,так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, котороепроизводители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривойпредложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложениеблаг, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при оченьвысокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличенияпроизводства. В этом случае предложение может сократиться.
Взаимодействие спроса и предложения — процесс,порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно ипродавца, и покупателя.
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планыпокупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, которыйнамерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намереныпредложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е.цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуютфакторы, как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока всепрочие условия сохраняются равными.
Рыночная цена зависит как от спроса, так и отпредложения. При этом одни экономисты преувеличивают роль спроса, другие — рольпредложения. [3]
3.Эластичность предложения
Коэффициенты эластичности предложения
Чувствительность объема предложения к изменениюрыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить какстепень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ наизменение рыночной цены.
Измерение эластичности предложения также производится спомощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношениепроцентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменениюцены.
Различные варианты интенсивности подобныхизменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:
• эластичное предложение;
• неэластичное предложение;
• предложение единичной эластичности.
Кроме того, эластичность предложения такжеможет принимать крайние значения — абсолютно эластичное и абсолютно неэластичноепредложение.
Степень эластичности предложения может иметьи графическую интерпретацию.
На эластичность предложения оказывают влияние различныефакторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличиерезервных производственных мощностей, характер продукции, например,предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной идр.
Важнейшее значение для эластичности предложения имеет,однако фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеютвозможность приспосабливать объем предложение к изменению цены. Различают тривременных интервала:
1) кратчайший рыночный период, которыйнастолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спросаи цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит и объемпредложения фактически фиксирован;
2)краткосрочный период, когдапроизводственные мощности остаются неизменными, однако может менятьсяинтенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторыпроизводства — сырье, рабочая сила и др.;
3) долгосрочный период, достаточный для измененияпроизводственных мощностей, организации новых предприятии, когда переменнымистановятся все факторы производства.
Представим коэффициент эластичности ( )ввиде формулы
_ Изменение в %
Изменение в %
В случае эластичного спроса, когда прирост количествабольше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу ( );при неэластичном спросе, напротив, ; а в случае спроса единичнойэластичности, когда процентное изменение цены строго равно процентномуизменению количества, устанавливается равенство (от которого,собственно, и пошло название «единичная эластичность»).
Примером эластичного спроса может служить спрос напредметы роскоши: драгоценности, меха, черную икру и др. Это же характернодля достаточно дорогих предметов потребления, таких как автомобили, телевизоры,стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры. Неэластиченспрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — на хлеб,картофель, одежду, обувь, белье, поездки на общественном транспорте и пр.
Давая графическую интерпретацию эластичности, обратимвнимание на то, что в первом приближении чем больше коэффициентэластичности, тем более пологой будет кривая спроса, а чем он меньше, темкруче падает кривая.
Кроме трех рассмотренных степеней эластичности спроса поцене можно указать еще два особых случая: абсолютно эластичный спрос иабсолютно неэластичный спрос.
В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальнаякривая спроса: потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая навеличину спроса В случае абсолютно неэластичного спроса – они же покупаютодно и то же количество товара при любых уровнях цен, т.е. изменение цены невызывает никакого изменения спроса ( ), а кривая вырождается в вертикальнуюпрямую. Примером спроса, приближающегося к абсолютно неэластичному, можетслужить ситуация с некоторыми медикаментами. Так, спрос на инсулин для больныхсахарным диабетом (без него человек погибает, а при правильном приеме можетдесятилетиями жить в относительном здравии). Неэластичность спроса на наркотикиэксплуатирует в своих целях преступный наркобизнес. Абсолютно эластичный спросхарактерен для самой разнообразной продукции фирм, действующих в условияхсовершенной конкуренции.
Особенно же важны экстремальные случаи эластичности какполезные абстракции, позволяющие понять суть многих экономических процессов.
Подчеркнем еще один важный момент: в подавляющем большинствеслучаев эластичность непостоянна. При одном уровне иен эластичность спросана данный товар может быть существенно выше или ниже, чем при других. Этоделает особенно сложной проблему ее измерения. При конкретных подсчетахразличают два способа измерения эластичности: определение точечной и дуговойэластичности. В принципе идеальным было бы измерение точечной эластичности,т.е. вычисление коэффициента эластичности для каждой конкретной точки кривойспроса. Такой коэффициент прямо отвечал бы на вопрос о размерах изменения спросав ответ на планируемое фирмой изменение цен. Однако для проведениясоответствующих вычислений необходимо, чтобы была известна функция спроса. [4]
4. Структурарынка
Рынок — это саморегулируемая,основанная на экономической свободе система отношений междупродавцом ипокупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которойобеспечивается необходимый спрос на товар.
Как функционирующая система рынокпредполагает наличие соответствующего механизма (организации). Основнымиэлементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношениеспроса и предложения определяет цену товара на рынке путем реализации законаспроса.
Закон спроса отражает зависимость междуотносительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет наснижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.
Составной частью рыночной экономики являетсяконкуренция — основной механизм формирования хозяйственных пропорций,направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции имаксимальное удовлетворение потребностей.
Рынок обладает сложной структурой, являясь,по сути, системой множества разнообразных специализированных рынков. Существуетнесколько различных методов их классификации в зависимости от выбранногокритерия.
Основными преимуществами рыночной экономикиявляются:
•эффективное распределение и использование ресурсов дляпроизводства необходимых обществу товаров и услуг;
•высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющимсяусловиям производства;
•быстрое использование достижений науки и техники;
•свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
•способность к удовлетворению разнообразныхпотребностей, повышению качества продукции;
•относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.
Основными недостатками рынка являются:
•отсутствие стимулов для производства товаров и услугколлективного и общественного пользования;
•отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственнойи иных видов деятельности;
•неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
•отсутствие гарантий на труд;
•неспособность содействовать развитию фундаментальных иприкладных исследований в науке;
•нестабильность развития и подверженность рецессивным иинфляционным процессам.
Существование проблем, решение которых в рамкахстихийных рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимостьгосударственных институтов в развитии национальных экономик. Государствопризвано всемерно содействовать созданию нормальных условий дляфункционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, позволяющимирешать те задачи, с которыми рынок не справляется.
Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрациейкапиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой —сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духомпредпринимательства, гибкостью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпалполностью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшаясоставляющая — рынок информации.[5]
5. Планирования деятельности в туристической области
Процесс планирования основывается на знаниии использовании экономических законов. Наиболее распространенными из нихявляются: закон возвышения потребностей, закон экономии времени; товарногопроизводства (закон стоимости); рыночной экономики.
Ведущие экономисты определяют процесспланирования следующим образом. Р. Акофф считает, что планирование — это«процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупностирешений» ситуации, когда желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если непринять специальных мер, приняв которые, можно увеличить вероятностьблагоприятного исхода. По мнению Г. Эмерсона и Ф.Тейлора, планирование — это процесс, представляющий одновременно и предвидимыйрезультат, и направление действий, которому надо следовать, а также этапы,которые надо пройти, и методы, которые следует применять. В. Хойер полагает,что в понятие «планирование» входит «определение целей и путей их достижения».
Таким образом, планирование представляетсобой не просто деятельность, а процесс, в рамках которого происходитразвитие. В целом планирование — это непрерывный процесс,ориентированный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, сучетом постоянного обновления информации о состоянии дел предприятия.Планирование содержит систему мер, предусматривающих определение конкретныхцелей его развития, способов и методов их достижения, установление порядка исроков выполнения необходимых для этого работ, контроль за их выполнением.
Любой механизм планирования деятельностикоммерческой организации, в том числе работающей на рынке туризма, содержит:принципы планирования; определение приоритетных целей; обеспечение взаимосвязимежду показателями; учет факторов и конъюнктуры развития рынка; рассмотрениепроблем; выбор наилучшего варианта развития; контроль за реализацией планов.
Все цели должны отвечать следующимтребованиям:
♦ порядок — упорядоченность целей поиерархии с указанием высших, низших и равноправных целей и принятых приоритетов;
♦ реальность — возможность достиженияцелей при заданных условиях;
♦ состоятельность —взаимосопоставимость и непротиворечивость;
♦ актуальность;
♦ целостность — система целей должнасодержать все важные цели и быть совокупной;
♦ полезность — все работники должнычувствовать ответственность за достижение целей и их полезность;
♦ прозрачность и подконтрольность(единая структура системы целей, поддающаяся контролю).
В процессе планирования деятельностигостиничного и ресторанного хозяйства, как и всех других видов деятельности,при формулировании целей создаются основы мотивации и пробуждаетсязаинтересованность работников предприятия в их достижении.
Для предприятий всех отраслей, в том числетуристской отрасли, существуют следующие виды целей:
• конечные — победа в конкурентной борьбе,увеличение доли предприятия на рынке;
• высшие — получение прибыли, рост прибыли ирентабельности, увеличение объема услуг;
промежуточные — увеличение пропускной способности гостиницы,ресторана, оптимизация номерного фонда гостиницы; о подцели — увеличениеколичества услуг.
По возможности измерения выделяют экономические цели:
• количественные — рост прибыли ирентабельности, увеличение дол и предприятия на рынке, рост объема услуг,минимизация издержек, увеличение платежеспособности и ликвидности, увеличениеразмеров резервных фондов и др.;
• качественные — повышение качества обслуживания,сервиса.
По срокам достижения цели подразделяются на долгосрочные(стратегические), среднесрочные и кратковременные (оперативные). Постановкадолгосрочных целей является первым этапом стратегического планирования.
Процесс планирования на предприятиях разных отраслей, вчастности гостиничного и ресторанного хозяйства, состоит из трех этапов: анализстратегических проблем; прогноз будущих условий деятельности и определенияцелей; нахождение средств для развития предприятия. Иногда процесс планированияможет быть расширен до шести этапов: анализ ситуаций; планирование целей(результатов); планирование средств, необходимых для достижения целей;принятие решений (выбор альтернативы); планирование реализации; контроль (покритерию успеха).
Планирование деятельности чаще всего производится наосновании данных прошедших периодов и определяет направление развитияпредприятия в перспективе, следовательно, надежность планирования зависит отточности фактических показателей прошедших периодов. Высокую надежностьпланирования невозможно обеспечить без данных бухгалтерского учета истатистических данных. В процессе планирования необходимо учитывать, чтоэкономические кризисы и другие форс-мажорные обстоятельства вообще не поддаютсяпланированию, т.е. планирование базируется на неполных данных.
Предприятие должно подвергнуть планирование своейдеятельности такой формализации, чтобы разработка планов базировалась на всехимеющихся показателях. В целом система планирования гостиничных и ресторанныхпредприятий состоит из отдельных планов по конкретным направлениям деятельностиструктурных подразделений. Предприятиям необходимо устранять несоответствия,выявленные в процессе разработки планов по отдельным видам деятельности.
В крупных гостиничных и ресторанных комплексах высшееруководство, как правило, определяет генеральные и текущие цели, стратегии,общее направление развития (объем и структуру инвестиций, потребности вфинансовых ресурсах, долю рынка, организационную структуру, прибыль и т.п.).Работа по планированию на таких предприятиях сосредоточена в специальныхслужбах (экономическом, финансовом, планово-экономическом отделах). В свою очередьслужбы планирования доводят руководящие команды, допущения, прогнозы доруководителей подразделений, которые и разрабатывают планы.[6]
Туристское планирование является весьма трудоемким исложным делом, поэтому в планировании и реализации любой деятельности втуризме принимают участие люди и организации, способные оказывать реальноевоздействие на направления и результаты туристской деятельности. К ним, какправило, относятся:
• местное население;
• сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);
• политические и другие официальные лица;
• профессиональные объединения и общественныеорганизации работников сферы туризма;
• официальные представители правительства илиадминистрации любого уровня, связанные с туристским законодательством иразвитием.
Представители каждой из перечисленных категорий вносятсвой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятиярешений. Следует еще раз подчеркнуть, что их участие особенно важно на раннейстадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этомупроцессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения проблем вбудущем со стороны лиц и организаций, по разным причинам не участвовавших впланировании туризма на первом этапе.
Туристское планирование — комплексный процесс, вовлекающийв сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областейдеятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов,оказывающих негативное воздействие на процесс планирования. Это наиболее частопроисходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разрешитьбольшинство экономических и социальных проблем. К сожалению, такие ожиданиячаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии экономическойдепрессии и скованных бюджетными ограничениями, сокращающими возможностиправительства финансировать и поддерживать развитие индустрии туризма. В такихстранах правительства, не имеющие возможности полноценно финансироватьразвитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность наустранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросына частный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасаетсяконсолидации частного сектора в отрасли из-за боязни снижения собственнойконкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке. Очень часто процесстуристского планирования останавливается из-за общественных выступлений взащиту окружающей среды и (особенно) действий со стороны различныхинициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного путипланирования могут быть к этому времени достаточно высокими. Кроме этого припланировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий,основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющихсятехнологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов. Однако,как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексногопланирования туризма в туристских центрах со временем возникают проблемы (восновном экологического и социального свойства), становящиеся очевиднымипрежде всего для туристов. Понятно, что на современном туристском рынке,находящемся под жесточайшим прессом конкуренции, туристы немедленно изберутдля себя другие дестинации. Планирование туризма так же, как и планированиелюбого другого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и недопущенияили устранения проблем.[7]
6. Планирование гостиничных объектов
Для создания повой гостиницы необходим проект,процесс создания которого подразумевает изучение многих областей экспертных знанийи многих взаимосвязанных видов деятельности. Любой такой новый проект (какстроительства нового отеля, так и реконструкции существующего) — это оченьсложный инвестиционно-строительный процесс. Разработчик гостиничного проектауправляет процессом его создания и доведения до логического завершения (тоесть выступает в качестве лидера группы в период реализации проекта);впоследствии он может принять па себя ответственность за функционированиепредприятия (если является гостиничным менеджером). При создании крупныхгостиничных комплексов па определенном этапе необходимо привлечениеспециалистов в специфических областях гостиничной деятельности (дизайнеровинтерьеров, внешней инфраструктуры, финансистов, аналитиков рынка,специалистов по РК., юристов и т. д.), так как разработчик не может бытьэкспертом во всех областях.
Менеджер отвечает за принятие повседневныхрешений, и когда проект переходит на следующую стадию, он может продолжить работуили быть заменен другим специалистом. Окончательное решение по возникающим впроцессе реализации проекта вопросам владельцы и инвесторы принимают наосновании мнений всех членов рабочей группы.
Успех проекта во многом зависит отэффективного управления всеми участвующими в нем специалистами.
В общем виде проектирование гостиничногопредприятия состоит из:
♦ анализа возможностей ипланирования;
♦ строительства.
Анализ возможностей и планирование длягостиничного предприятия связаны со следующими действиями:
♦ предварительным планированием ирасчетом (определение объема рыночных исследований, составление плана действийи бюджета);
♦ определением требований рынка(детальный анализ клиентской базы и рынка с учетом позиции конкурентов,делового и туристского потенциала местности и т. д.);
♦ оценкой объекта и кратким обзороминфраструктуры (полевыми исследованиями): места предполагаемой застройки,возможности доступа к объекту, расположения организаций и учреждений, наличиятранспортной инфраструктуры, ландшафта вокруг предполагаемого места застройки,ограничений и потенциала строительства;
♦ планированием концепции будущегопредприятия (определение окончательного места строительства, производственноймощности, доступности, выбор команды, топ-менеджмента и т. п.);
♦ программированием продукта ипроизводства (определение программ гостеприимства, наборов постоянныхпродуктов и их комбинаций, фаз разработки);
♦ проведением экспертизыэкономической целесообразности проекта;
♦ анализом финансовых возможностейреализации проекта;
♦ согласованием разрешительнойдокументации с различными структурами (с федеральными и местными властями,квазиобщественными организациями и т. д.);
♦ подготовкой заключительного плана;
♦ получением финансирования;
♦ началом строительства.
По завершении каждого этана анализавозможностей и планирования производится обсуждение и координация всехпоказателей. Иначе бизнес-план может пойти по неверному пути.[8]
Заключение
Экономика любой страны представляет собой единыйкомплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своихнациональных и исторических традиций, географических и геополитических условийи трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народногохозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международноесотрудничество с другими странами.
Отраслевое деление экономики является результатомисторического процесса развития общественного разделения труда. Развитиеобщества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводитк формированию новых отраслей. Одновременно со специализацией и дифференциациейидут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитиюустойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанныхпроизводств и межотраслевых комплексов.
Эффективной признается такая структура экономики,которая способна гарантировать устойчивый экономический рост, выходнациональной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и наэтой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.
Следует подчеркнуть, что малые предприятия — это непобочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственнуюструктуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем рольего в современной динамичной жизни неуклонно возрастает.[9]
Механизм функционирования организации в условиях рынкаобусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, котороепредъявляет рынок к организации (предприятию), — работать так, чтобырезультатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции(услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходовнад расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работаетпредприятие.
Исходя из этого, каждое предприятие самостоятельнопринимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказыватьуслуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученныйдоход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам онопринимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своимимуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
В конечном итоге функционирование предприятий в условияхрынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития.
Литература
1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма / учебноепособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – СПб.:Питер, 2007г.
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курслекций. – М.: ИНФРА-М, 2007г.
4. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономикаорганизации (предприятия) / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.
5. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика иорганизация туризма: международный туризм / учебное пособие – 3-е изд., испр. идоп. – М.: КНОРУС, 2007г.
6. Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм /учебное пособие – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007г.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник /кол. авт.; под ред. проф. Грязновой А.Г. и проф. Юданова А.Ю. Финансоваяакадемия при Правительстве РФ. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007г.
8. Саак А.Е., Якименко М.В. Менеджмент в индустриигостеприимства (гостиницы и рестораны) / учебное пособие – СПб.: Питер, 2007г.
9. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управлениеиндустрией туризма / учебное пособие – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС,2007г.