Содержание
Введение. 3
1. Эластичность спроса ипредложения. 5
1.1. Общая характеристика эластичности спроса.Измерение эластичности спроса 5
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса. 9
1.3. Перекрестная эластичность спроса.Эластичность спроса по ходу. 11
1.4. Общая характеристика эластичностипредложения. 13
1.5. Факторы, влияющие на эластичностьпредложения. 16
2. Варианты практическогоприменения теории эластичности. 19
Заключение. 24
Список использованныхисточников. 26
Введение
В данной курсовой работерассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Эластичность– одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введенав экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентахизменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другойпеременной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптациярынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая ценуна свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако вдействительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение ценыприведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса исоответствующего сокращения сбыта.
В курсовой работерассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестнаяэластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос,а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образомпокупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимальногоудовлетворения своих потребностей.
Актуальностьисследования невызывает сомнений, потому что спрос и предложение являются неотъемлемой частьюнормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает реакциюпотребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.
Степень разработкипроблемы. Анализиспользованных источников показывает, что от того, эластичны спрос ипредложение или нет, зависят многие факторы современной рыночной экономики.
Данный вопрос нашел своёотражение в трудах таких ученых как: Вахрин П.И., Нешитой А.С., Соколова С.В., Н.А.Сафронова, И.К.Ларионова, Грязновой А.Г., Мамедов О.Ю. и другие.
Объектом исследования является эластичностьспроса и предложения и факторы влияющие на нее..
Предмет – практическое применение теорииэластичности.
Цель – изучение теории эластичности ирассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленнойцели предусматривает постановку следующих задач:
— характеристикаэластичности спроса и её измерения;
— рассмотрение факторов,влияющих на эластичность спроса;
— рассмотрениеперекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по ходу;
— характеристикаэластичности предложения;
— рассмотрение факторов,влияющих на эластичность предложения.
Теоретико-методологическую основу исследования составилитруды отечественных и зарубежных ученых, которые отражают сущность теорииэластичности и рассматривают варианты практического применения теорииэластичности..
Эмпирическую базу составила программа информационнойподдержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс: высшая школа».
Структура курсовойработы обусловленацелями и задачами работы и включает в себя: введение, два раздела (первыйраздел – «Эластичность спроса и предложения»; второй раздел – «Вариантыпрактического применения теории эластичности»), заключение и списокиспользованных источников.
1. Эластичность спроса и предложения
1.1. Общая характеристика эластичности спроса. Измерениеэластичности спроса
Мерареакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменнаяэкономическая величина при изменении другой на один процент. Примером можетслужить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, котораяпоказывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса натовар при изменении его цены на один процент.
Еслиобозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ерравен:
/>
/>Ер =
где Q — изменение величины спроса, %; Р —изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичностьрассматривается по цене.[1]
Показательценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Еслицена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценкиэластичности часто используется абсолютная величина показателя.
Еслиабсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мыимеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены вданном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, тоспрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собойменьшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорято единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому жеколичественному изменению величины спроса.
Нарис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а снижение цены на100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса на 20 ед. (на 200%).Коэффициент эластичности будет равен 6, т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручкаот реализации увеличится с 3000 до 6000 руб. т.е. вырастет в два раза.Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализациипродукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадьпрямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0. /> /> /> /> /> /> />
/>Рруб Рруб
/>
/> />300 300
/>/>200 200/> /> /> /> />
1
1
10 12
10
30 />/> Qед Qед
а) б)
Рис.1 Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Рис.1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100руб. увеличит величину спроса лишь на 2 единицы. При этом выручка от реализацииупадет с 3000 до 2400 руб. Естественно, что при такой ситуации фирма не будетснижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.
Существуетдва крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, прикоторой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведетлибо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится),либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спросявляется абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графическиэтот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси(рис. 2, а).
/>/>/> P P D
/>
P’ D
/>/> Q Q
Q’
а) б)
Рис.2 Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спросабсолютно неэластичен
Другойкрайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. Графикабсолютно неэластичного спроса (рис. 2, б) выглядит как прямая, перпендикулярнаягоризонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств,без которых больной не может обойтись, и т. п.
Такимобразом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменятьсяот нуля до бесконечности:
1
0 m |Ep|
|Ep| = 1 — спрос с единичнойэластичностью. [2]
Длятого, чтобы измерить эластичность спроса по цене необходимо подсчитатьпроцентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
D Q
D P
D Q
P />
Ep />
/>
Q
D P />
P />
Q />=: = *
Изэтой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только отсоотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от ихфактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным,показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Естьеще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определенииэластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использоватьпри расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
Вобщем виде формула для определения процентного изменения величины спроса DQ будет выглядеть: /> /> /> /> /> />
Q1 – Q0 />
D Q />
(Q1 + Q0): 2 /> = *100
где Q0и Q1— величина спросадо и после изменения цены.
Аналогичнодля определения процентного изменения цены DP выбранном интервале получаем:
/> /> /> /> /> />
P1 – P0 />
D P />
(P1 + P0): 2 /> = *100
где Р0и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициентэластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены: /> /> /> /> /> />
P1 – P0 />
(P1 + P0): 2 />/>
(Q1 + Q0) / 2 * 100 : * 100 = /> /> /> /> />
Q1 – Q0
P1 + P0
P1 – P0 />
Q1 + Q0 /> = *
Рассчитавкоэффициенты эластичности, получим количественные характеристики ценовойэластичности спроса в различных ценовых интервалах.
Научастках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят кувеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участкенеэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будетстремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициентэластичности меньше единицы.
1.2.Факторы, влияющие на эластичность спроса
Важным моментом,оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличиетоваров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворятьодну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться отприобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем вышеэластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеботносительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба являетсяотносительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинскийхлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос насигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен.Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет,сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Та же закономерностьприменима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствуетзначительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую поназначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительноэластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцовпредлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будетабсолютно эластичным.
Другим важнымобстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. Вкраткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем вдолгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцевавтомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летнийсезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осеньюзначительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос набензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему летучасть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, чтоспрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периодеэластичность выше.
Такая тенденцияизменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением временикаждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину,найти товары-заменители.
Различия в эластичностиспроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя.Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, неиграющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, приповышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей,мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос напродукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения,на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.[3]
1.3.Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по ходу
Понятие перекрестнойэластичности спроса используется для определения степени влияния на величинуспроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестнойэластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А кпроцентному изменению цены товара Б: /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
P1 – P0
Q1 – Q0
P1 + P0 /> /> />
P1 – P0 />
Q1 + Q0 />/>
(P1 + P0): 2 />
(Q1 + Q0): 2 : = *
где "с"в индексе означает перекрестную эластичность.
Значение коэффициентаперекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают:взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемымикоэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так,подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижениецены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черногохлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин иавтомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться внаправлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будетиметь отрицательное значение.
Например, цена батонабелого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлебувеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестнойэластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что этидва вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.
Измерив перекрестнуюэластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемымиили взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один видпродукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие видыпродукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению ценна выпускаемую продукцию.
Эластичность спроса подоходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте илиснижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастаниюпотребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарахдлительного пользования.
Эластичность спроса подоходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которуюпредъявляется спрос, к процентному изменению дохода:/> /> /> /> /> /> /> />
D Q: Qcp * 100 % />
Ed = /> /> /> />
где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,
∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.
Эластичность спроса подоходу на различные товары различна.
Для товаров, спрос накоторые с ростом доходов падает — это товары низкого качества — например,продовольственные недиетические товары. Для товаров качественных — чем большетовар нужен семье, тем меньше его эластичность.
Обследования,проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходузависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов встране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости можетбыть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода.Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком ЭрнстомЭнгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетахснижается по мере роста доходов потребителей .[4]
Значение эластичностизависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низкимдоходом Еd такихтоваров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них вбюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированыдля данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высокимдоходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые видыовощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все ещемогут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высокимуровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и вто же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товарыдлительного пользования, телефонные переговоры и т. д
1.4.Общая характеристика эластичности предложения
Измерив эластичностьпредложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство тойили иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовойэластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициентценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спросаберется величина предложения:/> /> /> /> /> /> />
Q1 – Q0
P1 – P0
P1 + P0
Es=
Q1 – Q0
Q1 + Q0
P1 – P0 />
P1 + P0
Q1 + Q0 />/>/> : = *
где Q0и Q1 — предложение до и после измененияцены; Р0и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означаетэластичность предложения.
Предложение, посколькуоно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется кизменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим вопределении показателя эластичности.
Обычно при оценкеэластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный,среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочнымпонимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений вобъеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки иприехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок,какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение являетсянеэластичным.
Среднесрочный периоддостаточен для расширения или сокращения производства на уже существующихпроизводственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный периодпредполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей,а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукциюили уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше,чем в двух предыдущих случаях.
Ценовая эластичностьпредложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическимипеременными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых кпродаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичностипредложения, изображенных на графике (рис. 4).
При единичнойэластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения ихпредложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количествапредлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
/>
Рис. 4. Вариантыэластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В —эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение
В случае эластичногопредложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количествапредлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесьбольше единицы.
При неэластичномпредложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличениеколичества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можнопредусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графикеимело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставоктовара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
1.5.Факторы, влияющие на эластичность предложения
На эластичностьпредложения влияют следующие факторы:
1. Фактор времени
2. Степень сохранноститовара, стоимость его хранения
3. Возможности(гибкость) технологического процесса.
Важнейшим фактором,влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя(продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменениецены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е.тем больше эластичность:
а) в кратчайшем периоде,когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводитк повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS= 0).
б) в коротком(среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степениотреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть измененытолько некоторые факторы производства. Например, путем привлечениядополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, нонезначительно( 1 > ЕS > 0):
в) в длительном (долгом)периоде, возможностей для увеличения объема производства продукции гораздобольше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч.производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).
Проиллюстрируем этографически (рис.5).
/>/>/>/> P P P
/>/>/>/>/>/> Sk Sc Sd
/>/>/>/>/>/>/>
P2 P2 P2
/>/> P1
/>/>/>P1 D2P1 D2
D1 D1 D1 D2/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Q1 Q Q1 Q2 Q Q1 Q2 Q
а) б) в)
Рис. 5 Предложение в трехпериодах: а) мгновенный период б) среднесрочный период в)долгосрочный период
Кроме фактора времени на предложение влияет также степеньсохранноститовара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи — могут,поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехидержатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия егохранения. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеетвозможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этомслучае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены нетолько за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Еслиже цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительносокращена за счет увеличения запасов готовой продукции.
Возможности технологического процесса также влияют на эластичностьпредложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать илиприспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции ит.д. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочихработает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточнобыстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. Вкраткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если жеНеиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится многовремени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участкипроизводства оснастить их дополнительным оборудованием, подготовитьдополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периодебудет неэластичным.
В отличие от эластичностиспроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто несуществует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемойпродукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности илинеэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том женаправлении.
Следует подчеркнутьогромное практическое значение использования концепции эластичности: Показателиэластичности используются при обосновании введения различных налогов и, преждевсего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия порегулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимумазаработной платы, и т.д.
2. Варианты практического применения теорииэластичности
Теория эластичностиспроса и предложения имеет важное практическое значение.
Для фирмы важно иметь ввиду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спросане совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы нарынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмыдостаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакциюконкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом можетиспользование математических моделей или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятиирешения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночногоспроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чеможидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачныеизделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса насигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то жезначение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждойиз этих фабрик .
Эластичность спросаявляется важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, чтокакая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой ценеследует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатациюфактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключениемрасходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общихрасходов).
Если фирма знает спрос наквартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следуетсдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этоммаксимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартиростанется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирмастолкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяцценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от арендынаибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100.Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдатьоставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится
Другим примеромпрактического использования теории эластичности является государственнаяналоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цельувеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов вэкономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развитиясоциальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости отэластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговоебремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителямипродукции.
Рассмотрим распределениеналогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичностьпредложения принимается постоянной).
На рис. 6 показано, какизменятся цена и объем продаж после введения налога. График спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокую эластичность,а на рис. 6, б — относительно неэластичен. График предложения S0— предложение до введения налога. Соответственно Р0и Q0 — равновесные цена и объем производства довведения налога.
Что произошло, когдагосударство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх навеличину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1и Р1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем.Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на суммуналога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установитьее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка.Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.
S1
/>/>/>/>/> P P налог
/> D S0
/>/>/>/>/> D S1 P1
/>/>/>/>/>/>/>/>P1 налог P0
/>/>/>/>/>P0 S0/> /> /> /> /> /> /> />
/>/> Q
Q1 Q0 Q Q1 Q0
а) б)
Рис. 6. Распределениеналогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введенияналога.
В случае если спросэластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном нанего. На рис. 6, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, егочасть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того,производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет болеевысокой цены на нее.[5]
В случае если спроснеэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того,абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именнопоэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары,спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Следует обратить вниманиена выделенные жирной линией треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию,которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Этоте потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители,которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностейявляется прямым следствием установленного налога и представляет собой потерюдля общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса наданный товар.
Теория эластичностиспроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, чтоспрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен,порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственнойпродукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективностипроизводства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, таки суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группынеэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большогоурожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышениедоходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.
Характер воздействияавтоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровеньзанятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт.Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и этоприводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также,что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическомупрогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействиеснижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимыхей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спросмог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более,чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичностьспроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочихмогут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж ипроизводства фирмы будет невелик.
Заключение
Рассмотрев тему по даннойкурсовой работе, можно сделать следующие выводы:
1. Общая закономерностьизменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости отвеличины цен на него называется спросом. Одной из важнейших характеристик спросаявляется его эластичность – мера изменения величины спроса при изменении уровняцены.[6]По уровню эластичности спроса все товары разделяются на две группы: товарыэластичного спроса и товары неэластичного спроса. Оценка эластичности спроса позволяетфирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели)эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривыхспроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости отизменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
2. Ценовую эластичностьспроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены навеличину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручкаизменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена иобщая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. Вслучае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручкунеизменной.
3. Основными факторами, влияющими на эластичность спросаявляются наличие товаров – заменителей, время и значимость товара дляпотребителя. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджетепокупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а такжедлительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие наэластичность спроса.
4. Предложение различныхтоваров при одинаковом по масштабам изменении цены возрастает по – разному.Мера изменения величины предложения товаров при изменении цен ан них называетсяэластичностью предложения.
5. Основными факторами,влияющими на эластичность предложения являются: фактор времени, степеньсохранности товара, стоимость его хранения, возможности (гибкость)технологического процесса. Эластичность предложения зависит от трудностиперераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. Всвою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени,имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, кданному изменению цены.
6. Практическое значениекоэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какиеименно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем,вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, припрочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает,что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля вструктуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициентуказывает на перспективу сокращения производства в отрасли.
Список использованных источников
1. Экономика:Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф.А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
2. Экономика. Учебник/ Под ред.А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. – М.: «Проспект», 1998.– 792 с.
3. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма „Издательство АСТ“», 1999. – 544 с.
4. КозыревВ.м. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. –368 с.
5. Основыэкономической теории. Учебное пособие/ Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд. – воМГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 284 с.
6. Вахрин П.И.,Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 656с.
7. Соколова С.В.Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 128 с.
8. Экономическаятеория: Общие основы и особенности России: Учебное пособие/ Под ред. проф.И.К.Ларионова. – М.: 2001 г.
9. Грязновой А.Г.Микроэкономика. Теория и российская практика / А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдановой. –М: Изд – во ГНОМ и Д, ИТД «КноРус», 2000. – 544 с
10. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Еникс.- 2001.
11. БорисовЕ. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономическихВУЗов. — М.: Гардарика, 2003.
12. СамуэльсонП./ Экономика. Том 2-ой. М.: Изд.дом «Дашков и Ко», 2002.
13. СафрончукМ.В. Микроэкономика: курс лекций. – М.: Изд. – во ЭКСМО, 2005. – 256 с.
14. Курсэкономики/ Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: Инфра – М, 2004г.
15. Экономическятеория: Учебник/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 448 с.
16. Липсиц И.В.Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004 г. – 656 с.
17. Курсэкономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е, А., — Киров,1996.
18.Иохин В.П. Экономическая теория:Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
19. Гальперин В.М.Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев. – М.: Изд – во СПб: экономшкола, 1999. – 280 с.
20. Программаинформационной поддержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс:высшая школа»