Содержание
Введение
Особенностисовременного экономического кризиса
Причинывозникновения мирового экономического кризиса
Влияниекризиса на российскую экономику
Борьбас кризисом в России
Мерыпо преодолению мирового кризиса и формированию устойчивойфинансово-экономической системы
Заключение
Списоклитературы
Введение
Мировойэкономический кризис, разразившийся осенью 2008 г., в очередной раз заставляетпересмотреть традиционные представления о причинах таких кризисов и стимулируетразработку концепции, направленной на предотвращение их возникновения вбудущем. Сегодня на поверхности мы наблюдаем сбои в функционировании финансовыхсистем развитых стран, но что их вызвало? Почему экономики самых разныхгосударств всегда были подвержены кризисным явлениям?
Чтосчитали причинами экономических кризисов в прошлом? К. Маркс говорил о кризисеперепроизводства. Данный тезис не выдерживает критики, поскольку количествоошибок в планировании выпуска, частота вытеснения с рынка одних предприятийдругими, число банкротств перед кризисом точно такие же, как и задолго до него.Кроме того, сразу после кризиса уровень производства возрастает, значительнопревышая докризисный.
Ачто считают причинами текущего экономического кризиса? В их числе называют«плохих» банкиров, слабость мировой резервной валюты, раздутый пузырьдолларовой массы, ипотечный кризис в США и т. п.
Сейчасгораздо важнее в сложившейся ситуации выявить не только причины возникновенияэкономического кризиса, но и найти пути скорейшего, насколько это возможно,выхода из него. Большое количество вовлеченных стран уделяют особое вниманиеразработке и проведению антикризисных мер и мероприятий, но в настоящий моменттрудно предсказать, как долго продлится кризис и какой характер он примет.
Вданной курсовой работе исследованы основные причины современного экономическогокризиса, а также представлены пути выхода из него, исходя из мнений мировыхэкспертов. Особое внимание уделено сложившейся ситуации в России.
Особенностисовременного экономического кризиса
Каковже характер нынешнего кризиса? Он явно выходит за рамки обычного циклического. Можновыделить три его важные особенности.
Первая,Начавшийсяв условиях глобализации, кризис носит беспрецедентный по масштабам характер,охватывая практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем онсильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие;напротив, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени.Сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных странах,включая Россию, — самые серьезные проблемы наблюдаются там, где былэкономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений.Это резко усложняет процесс выхода из кризиса: неясно, кто сможет стать «локомотивом»восстановления роста.
Вторая.Современныйкризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновлениеструктуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать,какие структурные изменения произойдут, однако их результатом будетперераспределение сил в отраслевом и региональном аспектах.
Третья.Кризисносит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важностиинноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это ипроизошло в финансово-экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространилисьфинансовые инновации — новые инструменты финансового рынка, которые, как тогдаказалось, смогут создать условия для бесконечного роста. Но, как выясняетсятеперь, многие лидеры финансового мира имели о них весьма смутноепредставление, что привело к двоякого рода последствиям.
Содной стороны, финансовые инновации существенно трансформировали ряд товарныхрынков, и прежде всего важнейших сырьевых товаров. Цена на нефть всегда былаплохо предсказуемой, однако она все-таки зависела от соотношения спроса ипредложения, а потому в какой-то мере контролировалась производителями нефти.Несомненными историческими фактами являются как организованный арабскимистранами — экспортерами нефти резкий скачок цен на нефть в 1973 г., так иосознанные (и также политически мотивированные) действия по их существенномуснижению в 1986 г. В настоящее время, с развитием рынков вторичных финансовыхинструментов, ситуация кардинально изменилась. Теперь цена на нефть почти независит от действий ее производителей и слабо реагирует на усилия членов ОПЕК идругих нефтедобывающих стран. Сегодня она формируется на финансовых рынках и вголовах финансовых брокеров, торгующих связанными с поставками нефти вторичнымифинансовыми инструментами, причем практически не имеющими отношения к реальномудвижению этоготовара. Мир становится виртуальным, поскольку важнейшие экономические индикаторыскладываются на рынках производных финансовых инструментов. Вряд ли этаситуация будет сохраняться очень долго, так как реальный дефицит или избытокматериальных ценностей рано или поздно даст о себе знать. Но пока надо принятьфакт существенного усиления роли виртуальных факторов в формировании важнейшиххозяйственных пропорций.
Сдругой стороны, в условиях инновационного финансового бума экономическая иполитическая элита утратила контроль за движением финансовых инструментов.Поэтому нынешний кризис можно определить как «бунт финансовых инноваций» — бунтмашин против своих создателей.
Природаи механизмы великих экономических потрясений всегда загадочны и до концанепостижимы. Великие кризисы на десятилетия становятся предметом дискуссийэкономистов, политиков и историков, им посвящаются сотни диссертаций и тысячинаучных статей. Причем однозначные ответы не удается найти даже будущимспециалистам по экономической истории. Феномен Великой депрессии 1930-х годовтак и не получил окончательного разрешения: по сей день продолжаются дискуссиии о причинах ее развертывания, и об адекватности мер антикризисной политики Ф.Д.Рузвельта.
Причины возникновения мирового экономического кризиса
Мировойкризис, ставший неотвратимой реальностью с осени 2008 г., заставляет экспертныекруги и правительства все более серьезно анализировать истоки этого потока бед,находить какие-то компенсаторы и механизмы восстановления устойчивостиэкономики. Стала неизбежной некоторая встряска в сфере экономической науки,которая, похоже, слишком долго пребывала в состоянии удовлетворенности самасобою. Пока это проявляется в количественном росте публикаций о кризисе,зачастую лишь фиксирующих события, но все чаще пытающихся постичь суть.
Можновыделить два подхода к исследованию этих вопросов. Первый подход основываетсяна трактовке современного кризиса в контексте зафиксированных историейзакономерностей, свойственных экономике капитализма. Считается возможнымприменение и сегодня хорошо известных науке методов анализа изменений вэкономике как повторяющихся событий. На базе интерпретации статистическихнаблюдений прошлого настоящие события пытаются встроить в логическую цепьожидаемых циклических процессов. В масштабе продолжительного времениэкономическое развитие при этом представляется той или иной кривой с восходящимтрендом, что дает основание разложить общий процесс развития на циклическиеявления разной размерности, которые предстают как сочетания фаз подъемов испадов в экономических циклах, накладывающихся в разных сочетаниях друг надруга. Главным вопросом при таком аналитическом моделировании становится определениеожидаемой точки выхода из кризиса и создание условий для возврата на восходящиетраектории экономической динамики.
Второйподход базируется на ощущении наличия серьезных аномалий внутри нынешнегокризиса в сравнении с теми обычными кризисами — текущими (3-5 лет),среднесрочными (с периодичностью 8-12 лет) и даже в сопоставлении с долгосрочнымициклами 50-летней размерности. Этот подход менее «монолитен» в оценках, чемпервый, что объяснимо, поскольку здесь требуется проникновение в области,характеризующиеся минимальной научной изученностью, в области человеческих ожиданий, зачастуюсугубо интуитивных. В рамках данного направления изучения кризиса выделяютсяэкспертные группы, склонные к апокалипсической трактовке начавшегосясоциально-экономического обрушения. И все чаще при этом говорится уже не окризисе, а о надвигающейся «катастрофе».
Вместес тем среди ученых и политиков остается преобладающим подход, который можетбыть условно обозначен как «аналитический оптимизм», поскольку он базируется науверенности в возможности отыскания принципиальноновых решений по преодолению кризиса. Исходным пунктом при этом служитпредставление, что кризис есть сигнал об обострении до предела системных,фундаментальных противоречий современности, которые могут и должны быть сняты,если человечество сумеет мобилизовать свой творческий потенциал и направитколлективный разум на формирование новой парадигмы устройствасоциально-экономической жизни.
Ссамого начала нынешний кризис прописался в литературе в качестве кризисафинансового, что имело под собой весомые основания. Лишьпозже перешли к изучению его связи с иными процессами в экономике, а затем и кболее широким контекстам, затрагивающим социальные отношения и области морали инравственности.
Финансовоепроисхождение развернувшегося мирового кризиса невозможно оспаривать. Самапоследовательность событий говорит здесь за себя. Причем о назреваниифинансовых катаклизмов продвинутые исследователи писали задолго до сентября 2008 г.
Нынешнийфинансовый кризис отличается как глубиной, так и размахом — он, пожалуй,впервые после Великой депрессии охватил весь мир. «Спусковым крючком»,приведшим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечногокредитования США. Однако в основе кризиса лежат более фундаментальные причины,включая макроэкономические, микроэкономические и институциональные. Ведущеймакроэкономической причиной оказался избыток ликвидности в экономике США, что,в свою очередь, определялось многими факторами, включая:
общееснижение доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997—1998 гг.;
инвестированиев американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай)и нефтяные фонды (страны Персидского залива);
политикунизких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001—2003 гг., пытаясьпредотвратить циклический спад экономики США.
Подвлиянием избыточной ликвидности активизировался процесс формирования рыночныхпузырей — искаженной, завышенной оценки различных видов активов. В отдельныепериоды такие пузыри формировались на рынках недвижимости, акций и сырьевыхтоваров, что стало важной составной частью кризисного механизма. Согласноданным межстрановых исследований, охватывавших длительные временные периоды,кредитная экспансия является одним из типичных условий финансовых кризисов.Таким образом, риски развития кризиса в результате ослабления денежно-кредитнойполитики, реализовавшиеся в 2007—2008 гг., — не исключение, а общее правило.
Наэтом фоне способствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы —развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированныхпроизводных облигаций). Считалось, что они позволяют снизить риски, распределяяих среди инвесторов и обеспечивая правильную оценку. На самом делеиспользование производных инструментов фактически привело к маскировке рисков,связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к ихнепрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов. Наконец, в числеинституциональных причин отметим недостаточный уровень оценки рисков какрегуляторами, так и рейтинговыми агентствами.
Мягкаяденежно-кредитная политика, проводившаяся в США с начала 2000-х годов,стимулировала выдачу банками кредитов. Среднегодовые темпы прироста банковскогопотребительского кредитования в 2003—2007 гг. были на уровне 5%, приростпотребительских кредитов в III квартале 2007 г. составил 7,2%. Объем выданныхипотечных кредитов возрос с 238 млрд долл. в I квартале 2000 г. до 1199 млрддолл. в III квартале 2003 г.
Помере вхождения экономики США в рецессию наметилась тенденция постепенногосокращения объема выданных банковских кредитов. В III квартале 2008 г. объемвыданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд долл.Значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов — в ноябре 2008г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%.
Ключевуюроль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структурапроизводных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальнуюстоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Посколькукредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциальнонеплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовойсфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре послеусугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию. Национальноебюро экономических исследований США (NBER)- совет ученых-экономистов, считающийся официальным арбитром в определениивремени начала и конца рецессии в стране, в декабре 2008 г. объявило, чторецессия в США началась еще год назад — в декабре 2007 г.
Постепеннофинансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. Американскиекорпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из другихстран. По оценкам Банка Англии, суммарные потери от кризиса в экономиках США,Великобритании и ЕС уже составили 2,8 трлн долл.
Событияв экономике США негативно повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихсястранах. Некоторые аналитики предсказывают такую глубокую рецессию в мировоммасштабе по итогам 2009 г., которой не было даже в периоды наиболее крупныхэкономических кризисов в ведущих странах в прежние годы. Самые значительныезамедления мировой экономики наблюдались в 1975 г., когда глобальный ростсоставил всего 0,93% по отношению к предыдущему году, и в 1980 г., когда егозначение приблизилось к нулю (0,3%).
Последовательноснижается и ожидаемый уровень мировых цен на нефть. Согласно последнемупрогнозу, представленному 13 января 2009 г. Энергетическим агентством США,средняя цена 1 барреля нефти марки WTIна 2009 г. оценивается в 43 долл. (чему соответствует примерно 40 долл./барр.для марки Urals). Это означает, что посравнению с 2008 г. нефть подешевеет почти в два с половиной раза. представленадинамика ежемесячных прогнозов Энергетического агентства США средней цены нанефть на 2009 г. Обращает на себя внимание, что за последние четыре месяца(октябрь 2008 — январь 2009 г.) она упала почти в три раза. Это объясняетсяожидаемым снижением мирового спроса на нефть.
Но даже в условиях глобализации мировойэкономики нельзя утверждать, что причины возникновения мирового экономическогокризиса связаны только с финансовым кризисом, который начался в США. Уразворачивающегося кризиса имеется еще одна — фундаментальная — предпосылка. Запоследние полтора-два десятилетия целевая функция бизнеса претерпела серьезнуютрансформацию. Ключевым ориентиром развития корпораций стал рост капитализации.Именно этот показатель более всего интересовал акционеров, и именно по немуоценивается в наши дни эффективность менеджмента. Между тем стремление кмаксимальной капитализации вступает в противоречие с реальным основаниемсоциально-экономического прогресса — повышением производительности труда. Росткапитализации с ней, конечно, связан, но лишь вконечном счете. Однакоперед акционерами надо отчитываться ежегодно, а для получения красивых годовыхотчетов, для поддержания текущего роста капитализации требуется совсем не то же самое,что обеспечивает рост производительности. Для хорошей отчетности нужны слиянияи поглощения, поскольку увеличение объема активов способствует росту капитализации.И, разумеется, не следует закрывать отсталые предприятия, так как в текущемпериоде это ведет к снижению капитализации. В результате в составе многихкрупных промышленных корпораций сохраняются старые неэффективные производства.
Подобная ситуация хорошо известна из советского опыта,важнейшей характеристикой которого была «борьба за план». Предприятияпредпочитали выпускать устаревшую продукцию, а не переходить на новую, ведьобновление привело бы к сокращению выпуска в штуках (килограммах, метрах,рублях), а тем самым не удалось бы обеспечить выполнение и перевыполнениепланового задания. Тогда это называлось плановым фетишизмом.
Влияние кризиса на российскую экономику
Помимо общих факторов кризиса,существуют и специфические причины его быстрого развертывания в России. Внешневсе выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился в стране,отличавшейся особенно благоприятной макроэкономической ситуацией. Наканунекризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономическиепоказатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрыйрост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем впоследние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетнойполитики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальномвыражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. Вэкономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактическиотрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования.Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, этоспособствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстромунаращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005—2007) внешний долгнегосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. онсоставил 108 млрд долл. США., а на конец 2007 г. — 417,2 млрд (см. рис. 5).Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен нанефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанныепроцессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобальногокризиса.
Привлечениероссийскими банками средств на мировом рынке капитала позволило им проводитьэкспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежныхресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистаямеждународная инвестиционная позиция кредитных организаций устойчивоухудшалась. В конце 2005 г. ее значение составило -20,827 млрд долл. США, а вконце III квартала 2008г. — -99,651 млрд.
Снижениецен на нефть с мая прошлого года и ограничение заимствований на внешнем рынкевызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г.Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд долл. США в 2007 г.превратился в его чистый отток в размере 130 млрд долл. в 2008 г. В IV кварталепрошлого года по сравнению с I кварталом счет текущих операций сократился в 4,5раза — с 37 млрд долл. США до 8 млрд долл., а в целом за год он составил 99млрд долл. США (см. табл. 1). В 2009 г. ожидается нулевое сальдо счета текущихопераций.
Таблица 1 — Платежныйбаланс Российской Федерации за 2008 год (млрддолл. США) I II III IV (оценка) год (оценка) Счет текущих операций 37,4 25,8 27,6 8,1 98,9 Счет операции с капиталом и финансовыми инструментами -24,7 35,4 -9,4 -129,7 -128,4
Финансовый счет
(кроме резервных активов) -24,6 35,2 -9,6 -130,0 -129,0
Изменение валютных резервов
- снижение, + рост) -6,4 -64,2 -15,0 131,0 45,3
Справочно:
Цены на нефть марки Urals (мировые), долл./барр. 93,4 117,1 113,0 54,2 94,4 Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором -23,1 41,1 -17,4 -130,5 -129,9
Врезультате в прошлом году валютные резервы сократились на 45 млрд долл. США (азолотовалютные — на 51,7 млрд) и фактически перестали выполнять функциюисточника денежного предложения. Их сокращение привело к серьезному замедлениюденежного предложения. За 11 месяцев 2008 г. объем денежной массы М2 дажеснизился на 0,3%, в то время как в 2007 г. за тот же период он увеличился на35,2% (см. рис. 6).
/>
Основнымисточником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороныденежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочнойликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов.Предложение «длинных» денег в экономике и стабилизацию денежного рынка вдолгосрочной перспективе должны обеспечить институциональные инвесторы, а такжесами коммерческие банки за счет кредитной активности.
Однимиз источников «длинных» пассивов служат депозиты юридических лиц и вкладыфизических лиц, размещенные на срок более трех лет. На протяжении последнихдвух лет их доля в общих пассивах составляла 5 — 6%.
Вусловиях нехватки «длинных» денег банки вынуждены в качестве источникаформирования «длинных» активов использовать «короткие» обязательства. Причемэта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности,но и для последних нескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывалине менее 10—14% долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращиваниедолгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказатьсяна ликвидности банковской системы.
Впоследнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярковыраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданныхкредитов населению даже сократился на 0.7%, прирост банковских кредитовпредприятиям составил всего 0,7% (см. рис. 7).
/>
Надинамику банковских кредитов в 2008 г. оказало влияние и то, чтов период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционныепрограммы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования кфинансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашениякредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). Вближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов свнутреннего рынка.
Рост инфляции иужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут кснижению платежеспособного спроса населения в качестве стимулирующего фактораразвития экономики. Этому также способствует ослабление курса рубля поотношению к валютам ведущих западных стран, что выражается в уменьшениинакоплений населения в отечественной валюте и переводу их в доллары и евро.Особенно это коснулось долларовых накоплений: процент по ним в ноябре-декабре2008 г. несколько вырос, в то время как вклады в евро не дали прибыли, анаиболее сильно обесценились рублевые вклады населения.
Ожидается,что в 2009 г. и в период 2010 и 2011 гг. внешние условия развития российской экономикиухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Ожидаемое втекущем году замедление роста спроса в группе стран — ведущих импортеровроссийских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран —ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товарыбудут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темповэкономического роста и сдерживания инфляции.
Насегодняшний день развитие ситуации в России, как и в других странах, будетзависеть прежде всего от принятых антикризисных мер.
Борьбас кризисом в России
Былиприняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставилизначительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. С однойстороны, это должно было способствовать поддержанию производственнойактивности. Именно доступность кредитных ресурсов является в России источникомроста реального сектора, а вовсе не фондовый рынок. С другой стороны,сохранение устойчивости банковской системы непосредственно связано и с задачейобеспечения социально-политической стабильности в стране. Потери гражданамисвоих средств в банках будут неизмеримо болезненнее и политически опаснее, чемубытки от падения фондовых индексов.
Разумеется,не обошлось и без сомнительных схем. Банки, которым государство предоставлялоликвидность, предпочитали переводить ее в иностранную валюту, чтобызастраховаться от валютных рисков или уменьшить собственную задолженность перединостранными кредиторами, — поведение, экономически вполне оправданное, но несоответствующее намерениям денежных властей при предоставлении денежныхсредств. Кроме того, в ряде случаев перераспределение выделенных государствомсредств стало сопровождаться взятками, что не удивительно в условияхограниченного доступа к дефицитному ресурсу по заниженной цене.(Предполагалось, что деньги от первичных получателей будут предоставлятьсязаемщикам второго уровня не по рыночной, а по заниженной ставке, немногопревышающей процент, по которому происходит их первичное распределение.)
Государствов какой-то мере попыталось поддержать биржевые индексы, но быстро отказалось отэтой затеи. В сложившихся условиях подобные попытки означали только одно:помощь бегущим из страны инвесторам в получении больших сумм за продаваемые имиценные бумаги. Конечно, падение стоимости акций неприятно для их держателей исоздает проблемы с залогами (margincalls), но решение последнейпроблемы лежит в другой плоскости.
Началосьобсуждение проблем предотвращения производственного кризиса. Быстрыйэкономический рост последних лет был в значительной мере связан с наличиемдешевых денежных ресурсов на мировом рынке, которые охотно занималиотечественные компании. Однако дешевизна денег не способствует их эффективномуинвестированию, особенно когда речь идет о фирмах, связанных с государством. Имохотно дают деньги, поскольку понимают: в случае чего государство окажетподдержку этим компаниям.
Теперьситуация изменилась. Доступных кредитов нет, а заложенные в обеспечениекредитов бумаги быстро дешевеют. До конца 2008 г. предстояло выплатить по этимдолгам порядка 43 млрд долл.
Неоднозначнойоказалась и валютная политика. По политическим причинам власти не решалисьполностью отказаться от поддержки валютного курса рубля и пошли на поэтапную,растянутую во времени девальвацию. Причины осторожности в этом вопросе понятны:третье за 20 лет обесценение рублевых сбережений вряд ли способствуетукреплению доверия к национальной валюте. У такой политики был один позитивныйаспект и по крайней мере ряд серьезных негативных последствий.
Позитивзаключался в том, что населению была дана возможность застраховаться отобесценения рубля. Практически все, кто этого желал, смогли обменять рубли надоллары или евро (см. рис. 3).
/>
Однакоплавная девальвация усилила панические настроения на рынке и привела кзначительному снижению золотовалютных резервов, что делает возможный новыйравновесный уровень валютного курса более низким, чем он мог бы быть при резкойдевальвации. Кроме того, неопределенность в отношении валютного курсапрактически заморозила активность кредитных институтов. В ожидании его снижениябанки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валютепо той же причине не хотели брать потенциальные заемщики. Кроме того, резкоеснижение курса рубля стало бы дополнительным фактором поддержки внутреннегопроизводства, защиты отечественного рынка от импортных товаров, помоглоэкспортерам, а также создало бы дополнительные стимулы для притока в будущеминостранного капитала в форме прямых инвестиций.
Наконец,правительство предложило широкий набор стимулов, прежде всего налоговых, дляразвития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержкемалого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государствасистемообразующих предприятий. К этим мерам нельзя отнестись однозначно.
Несомненно,поддержка малого бизнеса важна как по экономическим, так и по социальнымсоображениям — этот сектор способен внести существенный вклад в снижениебезработицы. Однако проблемы малого бизнеса лежат не в экономической илиправовой, а в правоприменительной и политической сферах. В России традиционноскептически относились к мелкому предпринимательству, оно всегда было наиболеебеззащитным перед бюрократическим произволом и вымогательством. Развитие малогобизнеса требует глубоких изменений в ценностных ориентациях российскогообщества, и особенно его элиты.
Существуютсерьезные сомнения в эффективности мер прямой помощи крупным предприятиям.Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег,сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в конечномсчете -в неэффективности многих производственных секторов. Обильные финансовыевливания не решат проблем повышения эффективности, структурного обновленияэкономики, а без этого выход из кризиса будет только затягиваться. Вместе с темтекущие социальные проблемы такие меры могут ослабить.
Антикризиснаяполитика России должна ориентироваться прежде всего на предотвращениемакроэкономической разбалансированности системы. Даже допуская бюджетныйдефицит в 2009 г., необходимо задействовать здоровые источники его покрытия,использовать внутренние заимствования, а не включать печатный станок.
Стратегическаязадача, стоящая перед Россией и ее правительством в нынешней кризиснойситуации, создание условий для осуществления коренных структурных реформ,позволяющих ослабитьзависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры натопливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Решитьее можно, уменьшив зависимость российской экономики от динамики наиболееразвитых стран мира. В этих целях необходимо продвижение по следующим ключевымнаправлениям: формирование механизмов стимулирования внутреннего спроса и повышениеего роли в обеспечении динамичного развития российской экономики; проведениеглубоких институциональных реформ в экономической и политической областях;последовательная диверсификация экономики (а затем и экспорта); модернизацияобразования, которое может получить дополнительный импульс, реагируя на вызовыкризиса.
Мерыпо преодолению мирового кризиса и формированию устойчивойфинансово-экономической системы
Впоследние десятилетия ускорился процесс глобализации мировой экономики и впервую очередь финансовой системы, однако координационный орган длярегулирования глобальных финансов не был создан. Сейчас в условиях кризисастала очевидной потребность в международном органе, способном выработать иреализовать программу согласованных антикризисных мер. В качестве такого органамировые лидеры выбрали саммиты 20 ведущих развитых и развивающихся стран (G20).
Саммитглав правительств стран G20в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. изначально задумывался как «первое заседаниепостоянно действующего совещания». Соответственно в Декларации Вашингтонскогосаммита G20 по финансовым рынками мировой экономике был сформулирован исходный перечень конкретных мер (Пландействий по реализации принципов реформы). Были также даны поручения министрами экспертам подготовить дополнительные рекомендации. Часть из них должна былавыполняться к 31 марта 2009 г., то есть до начала Лондонского саммита «Группыдвадцати» 2 апреля 2009 г. (назовем их краткосрочными мерами). Другая часть —среднесрочные меры, сроки выполнения которых не установлены.
Интернет-газетаКорреспонденТ сообщает:
Главыгосударств, принявшие участие в саммите Большой двадцатки в Лондоне, называютвстречу исторической.
КанцлерГермании Ангела Меркель оценила результаты завершившегося двухдневного саммитаG-20 как большой успех. «Мы достигли очень хорошего, почти историческогокомпромисса», — заявила она сегодня, 2 апреля. Итоговое коммюнике, по еесловам, является документом действий, которые помогут построить вполнеконкретную архитектуру финансовых рынков.
ПрезидентФранции Николя Саркози также остался доволен встречей в Лондоне. Напресс-конференции он заявил, что саммит превзошел все ожидания, хотя ранеегрозился не подписать итоговое коммюнике. Сообщалось, что Саркози можетпокинуть саммит, если участникам не удастся договориться о жестком контроле зафинансовым рынком.
Премьер-министрВеликобритании Гордон Браун в числе достижений саммита назвал решение оповышении прозрачности мировой банковской системы. По его словам, эрабанковской секретности закончилась. Лидеры двадцатки договорились принятьжесткие меры в отношении стран, в которых существуют так называемые налоговыеубежища.
Крометого, по словам Брауна, участники саммита договорились создать системупрогнозирования экономических кризисов. Будет создан новый Совет по финансовойстабильности, в который войдут страны Большой двадцатки, все члены Форумафинансовой стабильности, Испания и Еврокомиссия, сообщил Браун.
«Советпо финансовой стабильности в сотрудничестве с МВФ должен давать ранниепредупреждения о макроэкономических и финансовых рисках и о действиях, которыенужно предпринять, чтобы их встретить во всеоружии. Он должен будет такимобразом изменить нашу регулирующую систему, чтобы финансовые власти моглиидентифицировать и предпринять действия по предотвращению рисков», — сообщил британский премьер.
Российскийпрезидент Дмитрий Медведев назвал встречу Большой двадцатки шагом вперед посравнению с предыдущим саммитом. По его словам, заключительноекоммюнике содержит конкретный набор антикризисных решений. Медведев назваллондонскую встречу шагом в правильном направлении, добавив, однако, что стороныне смогли решить всех вопросов. Речь идет, в частности, о введении новоймировой валюты, за которую выступают Россия и Китай.
Впроцессе проведения саммита составлен план действий по выходу из глобальногоэкономического кризиса:
Переводс английского
1.Мы, лидеры стран «Группы двадцати», собрались в Лондоне 2апреля 2009года.
2.Мы столкнулись с самым серьезным в современной истории вызовом мировой экономики–с кризисом, который усугубился с момента нашей последней встречи, которыйзатрагивает жизнь женщин, мужчин и детей в каждой стране и для преодолениякоторого все страны должны объединиться. Глобальный кризис требует глобальногорешения.
3.Мы исходим из того, что благополучие неделимо, что устойчивым может быть толькосовместный рост и что наш глобальный план восстановления должен бытьориентирован на удовлетворение потребностей и обеспечение рабочих мест длятрудящихся и их семей не только в развитых странах, но и в странах с формирующейсярыночной экономикой и беднейших странах мира, а также отражать интересы нетолько нынешнего, но и будущих поколений. Мы полагаем, что единственнымнадежным фундаментом для устойчивой глобализации и улучшения благосостояния длявсех является открытая мировая экономика, базирующаяся на рыночных принципах,эффективном регулировании и прочных глобальных институтах.
4.В этой связи сегодня мы обязуемся сделать все необходимое, для того чтобы:
–восстановить уверенность, темпы роста и рабочие места;
–восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;
–укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;
–обеспечить финансирование и реформирование наших международных финансовыхучреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов вбудущем;
–поощрять глобальную торговлю и инвестиции и отказаться от протекционизма, чтобызаложить фундамент для благополучия; и
–обеспечить устойчивый экономический подъем для всех без ущерба для окружающейсреды.
Действуясообща для выполнения этих обязательств, мы выведем мировую экономику изсостояния спада и предотвратим повторение подобных кризисов в будущем.
5.Достигнутые нами сегодня договоренности– об утроении ресурсов, которымирасполагает МВФ, и увеличении их до 750млрд. долларов США, о поддержке новыхассигнований СПЗ в размере 250млрд. долларов США, о выделении по меньшей мере100млрд. долларов США в поддержку дополнительного кредитования по линии МБР, обобеспечении поддержки финансирования торговли в объеме 250млрд. долларов США ио задействовании дополнительной выручки от согласованных продаж золота МВФ дляфинансирования беднейших стран на льготных условиях- составляют дополнительнуюпрограмму на сумму в 1,1трлн. долларов США, направленную на восстановлениекредитования, роста и рабочих мест в мировой экономике. Вместе с мерами,принятыми нами на национальном уровне, это образует беспрецедентный глобальныйплан экономического восстановления.
Возобновлениероста и восстановление рабочих мест
6.Мы принимаем беспрецедентные согласованные фискальные меры, что позволитсохранить или создать миллионы рабочих мест, которые в ином случае исчезли бы,и к концу года затраты на эти меры составят 5трлн. долларов США, что даствозможность повысить объем производства на 4 процента и ускорить переход к«зеленой» экономике. Мы обязуемся последовательно реализовывать фискальные мерыв масштабах, необходимых для возобновления роста.
7.Центральные банки наших стран также принимают исключительные меры. Вбольшинстве стран прошло резкое сокращение процентных ставок, и нашицентральные банки взяли на себя обязательство проводить политику стимулированияэкономического роста до тех пор, пока это будет необходимо, и применять весьспектр инструментов кредитно-денежной политики, включая нетрадиционные инструменты,с учетом необходимости обеспечения стабильности цен.
8.Наши действия по возобновлению роста могут быть эффективными только тогда,когда мы восстановим внутренние системы кредитования и международные потокикапитала. Мы оказываем существенную комплексную поддержку нашим банковскимсистемам с целью обеспечения ликвидности, рекапитализации финансовых учрежденийи принятия решительных мер по урегулированию проблемы некачественных активов.Мы обязуемся принять все необходимые меры для восстановления нормального потокакредитов в финансовых системах и для обеспечения устойчивости системообразующихучреждений, проводя нашу политику в соответствии с согласованными «Группойдвадцати» основными принципами восстановления системы кредитования ифинансового сектора.
9.В совокупности эти действия обеспечат крупнейший финансовый и денежно-кредитныйстимул и образуют самую масштабную за последнее время программу поддержкифинансового сектора. Совместное осуществление действий позволит повысить ихрезультативность, и объявленные на данный момент исключительные меры политикидолжны быть реализованы незамедлительно. Сегодня мы договорились также одополнительном выделении ресурсов для мировой экономики в объеме более 1трлн.долларов США через наши международные финансовые учреждения и системуфинансирования торговли.
10.Согласно оценке МВФ, проведенной в прошлом месяце, общемировой рост в реальномвыражении возобновится к концу 2010года, когда его темпы превысят 2процента. Мыубеждены, что согласованные сегодня действия, а также наша неизменнаяприверженность совместной работе в интересах возобновления роста ивосстановления рабочих мест при сохранении фискальной стабильности вдолгосрочной перспективе, позволят быстрее возобновить рост в экономике. Сегоднямы обязуемся предпринимать любые действия, какие будут необходимы длядостижения этого, и мы призываем МВФ на регулярной основе проводить оценкупринятых мер и требуемых глобальных действий.
11.Мы преисполнены решимости обеспечить фискальную и ценовую стабильность вдолгосрочной перспективе и будем реализовывать надежные стратегии поразвертыванию мер, необходимых в настоящее время для поддержки финансовогосектора и восстановления мирового спроса. Мы убеждены, что реализация нашейсогласованной политики позволит ограничить долговременные издержки для нашихэкономических систем, снизив, таким образом, масштаб фискальных мер,необходимый в более долгосрочном плане.
12.Мы будем реализовывать все меры нашей экономической политики на основе принциповсотрудничества и ответственности за их последствия для наших стран и будемвоздерживаться от девальвации наших валют по соображениям конкуренции иразвивать стабильную, нормально функционирующую международную валютную систему.Мы будем поддерживать– в настоящее время и в будущем– объективный, непредвзятыйи независимый контроль со стороны МВФ за нашими экономическими системами ифинансовыми секторами, влиянием нашей политики на другие страны и рисками, скоторыми сталкивается глобальная экономика.
Укреплениефинансового надзора и регулирования
13.Крупные провалы в финансовом секторе и финансовом регулировании и надзоре сталиосновными причинами кризиса. Доверие не будет восстановлено до тех пор, пока мыне возродим веру в нашу финансовую систему. Мы примем меры для создания болеесильной, более глобально сплоченной надзорной и регулятивной системы длябудущего финансового сектора, которая будет поддерживать устойчивый мировойрост и будет соответствовать потребностям бизнеса и граждан.
14.Каждый из нас согласен обеспечить надежность своей внутренней системырегулирования. Но мы согласны также добиваться гораздо большей сплоченности исистемного сотрудничества между странами и создать систему международносогласованных высоких стандартов, в которой нуждается мировая финансоваясистема. Усиленное регулирование и надзор должны стимулировать обоснованностьрешений, честность и транспарентность, ограждать от риска всю финансовуюсистему, смягчать, а не усиливать последствия финансового и экономического цикла,сокращать зависимость от неоправданно рискованных источников финансирования ипрепятствовать принятию чрезмерно рискованных решений. Регулирующие и надзорныеорганы должны защищать потребителей и инвесторов, поддерживать рыночнуюдисциплину, не допускать негативных последствий для своих стран, сокращатьмасштабы регулятивного арбитража, поддерживать конкуренцию и динамичноеразвитие и шагать в ногу с новыми тенденциями на рынке.
15.С этой целью мы осуществляем план действий, согласованный на нашей последнейвстрече и представленный в прилагаемом докладе о ходе работы. Сегодня мыопубликовали также заявление, озаглавленное «Укрепление финансовой системы», и,в частности, мы договорились:
–создать новый Совет по финансовой стабильности (СФС) с расширенным мандатом,являющийся преемником Форума финансовой стабильности (ФФС) в составе всех стран«Группы двадцати», стран ФФС, Испании и Европейской комиссии;
–что СФС следует сотрудничать с МВФ для обеспечения раннего предупреждения омакроэкономических и финансовых рисках и мерах, необходимых для их устранения;
–перестроить наши системы регулирования таким образом, чтобы наши органы властибыли в состоянии выявлять и принимать в расчет макро-пруденциальные риски;
–расширить регулирование и надзор на все системно важные финансовые учреждения,инструменты и рынки. Сюда будут включены, в первую очередь, системообразующиефонды хеджирования;
–поддерживать и проводить в жизнь жесткие новые принципы ФФС, касающиеся оплатыи компенсации, и поддерживать устойчивые компенсационные механизмы икорпоративную социальную ответственность всех фирм;
–обеспечив оздоровление экономики, принимать меры по повышению качества, объемаи международной упорядоченности капитала в рамках банковской системы. В будущемрегулирование должно предотвращать чрезмерное использование заемного капитала итребовать заблаговременного создания резервов;
–принимать меры против не идущих на сотрудничество юрисдикций, в том числепротив «налоговых убежищ». Мы готовы применить санкции для защиты своихгосударственных финансов и финансовых систем. Эра банковской тайны закончена.Мы отмечаем, что ОЭСР сегодня опубликовала список стран с оценкой Глобальногофорума на соответствие международному критерию обмена налоговой информацией;
–мы призываем органы, устанавливающие стандарты финансовой отчетности,незамедлительно приступить к работе с надзорными и регулирующими органами вцелях совершенствования норм оценки и планирования и подготовить единый сводвысококачественных глобальных стандартов финансового учета;
–распространить регулятивный надзор и регистрацию на кредитно-рейтинговыеагентства, обеспечив соблюдение ими международного кодекса добросовестнойпрактики, в частности для предупреждения недопустимой коллизии интересов.
16.Мы поручаем министрам финансов наших стран осуществить эти решения в сроки,предусмотренные планом действий. Мы предложили СФС и МВФ проконтролировать ходработы совместно с Целевой группой по принятию финансовых мер и другимисоответствующими органами и представить доклад к следующей встрече министровфинансов наших стран, которая пройдет в ноябре в Шотландии.
Укреплениенаших глобальных финансовых учреждений
17.Страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны, выступавшиелокомотивом мирового роста, теперь также сталкиваются с трудностями,усугубляющими нынешний спад мировой экономики. Для восстановления доверия вмире и оживления экономики совершенно необходимо, чтобы приток капитала в нихпродолжался. Это потребует существенного укрепления международных финансовыхучреждений, в частности МВФ. Поэтому мы договорились сегодня выделитьдополнительные ресурсы в объеме 850млрд.долл.США через глобальные финансовыеучреждения на поддержку роста в странах с формирующейся рыночной экономикой иразвивающихся странах, оказывая содействие финансированию затрат на меры посмягчению последствий цикличности, рекапитализации банков, инфраструктуры,финансированию торговли, поддержку платежных балансов, пролонгацию кредитов исоциальную поддержку. С этой целью:
–мы договорились увеличить ресурсы, которыми располагает МВФ, за счетнемедленного выделения членами Фонда 250млрд.долл.США, впоследствии включеннымив расширенные и более гибкие Новые механизмы заимствования, объем которыхувеличен на сумму до 500млрд.долл.США, и при необходимости рассмотреть вопрос озаимствованиях на рынке; и
–мы поддерживаем существенное увеличение объема кредитования не менее, чем на100млрд.долл.США со стороны многосторонних банков развития (МБР), в том числедля стран с низким уровнем доходов, и обеспечим, чтобы все МБР располагалисоответствующим капиталом.
18.Чрезвычайно важно, чтобы эти ресурсы могли использоваться эффективно и гибкодля поддержки роста. В связи с этим мы с удовлетворением отмечаем успехи,достигнутые МВФ с помощью его Гибкой кредитной линии (ГКЛ) и егореформированного механизма кредитования и предъявления условий, которые позволятМВФ эффективно реагировать на глубинные причины, по которым страны нуждаются вфинансировании платежных балансов, в частности на заимствование банковским икорпоративным секторами капитала, поступающего извне. Мы поддерживаем решениеМексики стремиться к заключению договоренности о предоставлении ГКЛ.
19.Мы договорились поддержать общее выделение СПЗ (специальные правазаимствования), в результате которого 250млрд.долл.США поступит в мировуюэкономику и увеличится глобальная ликвидность, а также срочную ратификациюЧетвертой поправки.
20.Чтобы наши финансовые учреждения содействовали выходу из кризиса и недопущениюкризисов в будущем, мы должны повышать их дееспособность, эффективность илегитимность с ориентацией на более долгосрочную перспективу. Поэтому наряду созначительным увеличением объема ресурсов, согласованным сегодня, мы твердонамерены реформировать и модернизировать международные финансовые учреждения,чтобы они могли эффективно помогать членам и акционерам в преодолении новыхтрудностей, с которыми те сталкиваются. Мы реформируем их мандаты, круг веденияи управление с учетом изменений, произошедших в мировой экономике, и новых проблемглобализации, чтобы голос стран с формирующейся рыночной экономикой иразвивающихся стран, в том числе беднейших из них, был лучше слышен и они былишире представлены. Это должно сопровождаться мерами по повышениюкредитоспособности и подотчетности учреждений за счет улучшения стратегическогонадзора и принятия решений. С этой целью:
–мы обязуемся осуществить комплекс реформ по изменению квот МВФ и порядкапринятия решений, согласованных в апреле 2008года, и призываем МВФ завершитьследующий пересмотр квот к январю 2011года;
–мы согласны с тем, что наряду с этим следует рассмотреть вопрос о более широкомучастии управляющих Фонда в определении стратегического направлениядеятельности МВФ и повысить его подотчетность;
–мы обязуемся проводить в жизнь реформы Всемирного банка, согласованные воктябре 2008года. Мы ожидаем, что на следующих встречах дальнейшие рекомендацииотносительно ускоренного проведения реформ, касающихся принятия решений ипредставленности, будут согласованы к весенним совещаниям 2010года;
–мы согласны с тем, что руководителей и старшее руководящее звено международныхфинансовых учреждений следует назначать в процессе открытого, прозрачногоотбора с учетом их заслуг; и
–исходя из текущих обзоров МВФ и Всемирного банка, мы предложили Председателю,действуя совместно с министрами финансов «Группы двадцати», провестиконсультации всеобъемлющего характера и представить к следующей встречепредложения относительно дальнейших реформ, направленных на повышениеоперативности реагирования и способности к адаптации МФУ.
21.Помимо реформирования наших международных финансовых учреждений с учетом новыхвызовов глобализации, мы договорились о том, что желательно достичь новыйглобальный консенсус по вопросу об основных ценностях и принципах, которыебудут стимулировать устойчивую экономическую активность. Мы поддерживаемобсуждение подобной хартии устойчивой экономической деятельности, предполагаяпродолжить обсуждение на своей следующей встрече. Мы принимаем к сведениюработу, начатую на других форумах в этом направлении, и ожидаем дальнейшегообсуждения хартии устойчивой экономической деятельности.
Борьбас протекционизмом и развитие всемирной торговли и инвестиций
22.Увеличение объемов мировой торговли было основой растущего процветания на протяженииполувека. Однако сегодня впервые за последние 25 лет эти объемы сокращаются.Снижение спроса усугубляется усилением протекционистского давления иликвидацией системы торговых кредитов. Для возобновления всемирного ростанеобходимо оживление мировой торговли и инвестиций. Мы не повторим историческиепротекционистские ошибки прошлого. С этой целью:
–мы вновь подтверждаем принятое в Вашингтоне обязательство-воздерживаться отвозведения новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введенияновых ограничений на экспорт или осуществления мер по стимулированию экспорта,несовместимых с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, мыбудем незамедлительно корректировать любые такие меры. Мы продлеваем срокиданного обещания до конца 2010 года;
–мы намерены минимизировать любое негативное воздействие на торговлю иинвестиции со стороны нашей внутренней политики, включая финансово-бюджетнуюполитику и меры по поддержке финансового сектора. Мы не уступим финансовомупротекционизму, особенно мерам, которые ограничивают всемирное движениекапитала, особенно в развивающиеся страны;
–мы намерены незамедлительно извещать ВТО о любых подобных мерах и призываем ВТОи другие международные организации в рамках своих соответствующих мандатовследить за тем, как мы соблюдаем принятые обязательства и публиковатьежеквартально доклад по данной теме;
–в то же время мы будем предпринимать все возможные усилия для поддержки иразвития торговли и инвестиций; и
–мы намерены выделить как минимум 250 млрд. долларов США в течение последующихдвух лет на укрепление системы финансирования торговли с помощью нашихучреждений по кредитованию экспорта и инвестиционных агентств и МБР. Мы такжепросим наши регулирующие органы использовать имеющуюся гибкость требований ккапиталу в интересах финансирования торговли.
23.Мы остаемся привержены делу обеспечения успешного и сбалансированногозавершения Дохийского раунда развития, которое весьма необходимо. Это могло быспособствовать росту мировой экономики как минимум на 150 млрд. долларов США вгод. Для этого мы намерены добиваться дальнейшего прогресса, в том числе вотношении методов работы.
24.Мы намерены вновь сделать акцент на этом важнейшем вопросе и уделить ему впредстоящий период политическое внимание, мы также будем использовать нашунепрерывную работу и соответствующие международные совещания для достижениядальнейшего прогресса.
Обеспечениесправедливого и устойчивого экономического роста для всех
25.Мы преисполнены решимости не только восстановить рост, но и заложить основысправедливой и устойчивой мировой экономики. Мы признаем, что нынешний кризисимел несоразмерно серьезные последствия для уязвимых слоев населения беднейшихстран, и подтверждаем свою коллективную ответственность по смягчению социальныхпоследствий кризиса в целях сведения к минимуму долгосрочного ущерба дляглобального потенциала. В этих целях:
–мы подтверждаем свои исторические обязательства по достижению целей в областиразвития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и по выполнению нашихсоответствующих обещаний по ОПР, включая обязательства по оказанию помощи винтересах торговли, облегчению бремени задолженности, а также обязательства,принятые на встрече в Глениглсе, особенно в отношении стран Африки к югу отСахары;
–те меры, которые мы наметили, и те решения, которые мы приняли сегодня,позволят выделить 50млрд.долл.США на нужды социальной защиты, стимулированияторговли и поддержания развития в странах с низким доходом в рамкахсущественного увеличения средств на преодоление кризиса, выделенных этим идругим развивающимся странам, а также странам с формирующейся рыночнойэкономикой;
–мы выделяем средства на нужды социальной защиты беднейших стран, в том числепутем предоставления инвестиций для решения долгосрочных проблем обеспеченияпродовольственной безопасности и путем внесения добровольных двустороннихвзносов в Механизм оказания помощи странам с уязвимыми экономиками по линииВсемирного банка, включая Фонд по преодолению инфраструктурного кризиса и Фондоперативного социального реагирования;
–мы обязались использовать в соответствии с новой моделью поступленийдополнительные средства от согласованных продаж золота МВФ, а также дополнительныхдоходов для предоставления беднейшим странам в течение последующих 2–3летдополнительных кредитов на льготных и гибких условиях на сумму в6млрд.долл.США. Мы призываем МВФ представить конкретные предложения к весеннимсовещаниям;
–мы договорились рассмотреть вопрос о гибкости Механизма поддержания приемлемогоуровня задолженности и призываем МВФ и Всемирный банк представлятьсоответствующие доклады МВФК и Комитету по вопросам развития на их ежегодныхсовещаниях; и
–мы призываем ООН совместно с другими глобальными учреждениями создатьэффективный механизм отслеживания последствий кризиса для беднейших и наиболееуязвимых стран.
26.Мы отдаем себе отчет в том, какое воздействие оказывает кризис на людей. Мыобязуемся оказывать поддержку тем, кого коснулся кризис, путем создания рабочихмест и принятия мер в поддержку роста поступлений. Мы будем строитьсправедливый и ориентированный на семью рынок труда как для женщин, так и длямужчин. Поэтому мы приветствуем доклады Лондонской конференции по вопросамзанятости и Римского социального саммита и предложенные ими ключевые принципы.Мы будем оказывать поддержку занятости путем стимулирования роста,осуществления инвестиций в образование и профессиональную подготовку ипроведения активной политики на рынке труда с упором на наиболее уязвимые слоинаселения. Мы призываем МОТ, совместно с другими соответствующими организациями,произвести оценку принимаемых мер и тех мер, которые потребуется принять вбудущем.
27.Мы договорились добиться оптимального использования инвестиций по линиипрограмм фискального стимулирования в целях обеспечения прочного, устойчивого исоответствующего экологическим требованиям экономического подъема. Мы будемосуществлять переход к экологически чистым, инновационным, ресурсосберегающим,низкоуглеродным технологиям и инфраструктуре. Мы призываем МБР внестиполноценный вклад в достижение этой цели. Мы будем намечать дальнейшие меры посозданию устойчивых экономик и вместе работать над их реализацией.
28.Мы подтверждаем свое обязательство рассматривать угрозу необратимых измененийклимата на основе принципа общих, но дифференцированных обязанностей, и достичьсоответствующих договоренностей на Конференции ООН по изменению климата,которая состоится в декабре 2009года в Копенгагене.
Осуществлениенаших обязательств
29.Мы обязались приложить все усилия, чтобы безотлагательно провести работу повоплощению этих слов в практические дела. Мы достигли договоренности о том,чтобы вновь встретиться до окончания этого года для рассмотрения ходаосуществления наших обязательств.
Заключение
Текущийглобальный экономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовойсистемы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные рискиоказались вне должного учёта.
Мировыефинансовые институты регулирования не отреагировали на происходящие в последниегоды события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие ихдеятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствияинструментов по предотвращению и минимизации последствий кризисных мирстолкнулся с серьёзными экономическими потрясениями и – как результат – сростом глобальной социальной нестабильности.
Длязначительной части человечества ещё сложнее становится обеспечить комфортноежилье, образование, качественное медицинское обслуживание и дажепродовольствие. Из-за кризиса мировой подъём последних лет практически не сказалсяна улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения.
Поэтомув условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономикинеобходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известнымправилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежитподдержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировымиэкономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остаётсянерешённой задачей как для суверенных государств, так и для ведущих компаний,оперирующих на глобальных рынках.
Текущийглобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа отстандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных намеждународном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системыуправления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимальнорешительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а такжедоверие и стабильность на финансовых рынках.
Новаямеждународная архитектура финансовых отношений, по мнению российскогопрезидента, должна строиться на принципах:
–совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных имеждународных институтов регулирования;
–демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;
–достижения эффективности на основе легитимности механизмов международнойкоординации;
–прозрачности деятельности всех участников;
–справедливого распределения рисков.
Напрошедшем в апреле Лондонском саммите было достигнуто согласие по основнымпараметрам новой мировой финансовой системы. Большинство разработанных мернаправлены на решение многих проблем, связанных с нестабильностью современнойфинансовой и экономической системы. Их комплексная реализация обеспечит условиядля создания универсальной системы финансово-экономического регулирования,исключающей возможность возникновения глобального кризиса.
Списоклитературы
1. Журнал«Вопросы экономики» Выпуск 1 2009 г. Л. Суэтин «О причинах современногофинансового кризиса».
2. Журнал«Вопросы экономики» Выпуск 2 2009 г. В. Мау «Россия и мировой кризис. Драма 2008года: от экономического чуда к экономическому кризису».
3. Журнал«Вопросы экономики» Выпуск 3 2009 г. А. Кудрин «Мировой финансовый кризис и еговлияние на Россию».
4. Журнал«Вопросы экономики» Выпуск 4 2009 г. Г. Фетисов «О мерах преодоления мировогокризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы».
5. Журнал«Справочник экономиста» Выпуск 3 2009 г. Ж.В. Локтева «Особенности развитияэкономики России в период общемирового кризиса».
6. Журнал«Экономист» Выпуск 4 2009 г. Ю. Пахомов, С. Пахомов «Корни кризиса. Мировойфинансовый кризис: цивилизационные истоки».
7. Журнал«Экономист» Выпуск 3 2009 г. В. Кушлин «Факторы экономического кризиса и базисего преодоления».
8. Интернет-ресурс:www.correspondent.net.
9. Интернет-ресурс:официальный сайт Д. Медведева www.kremlin.ru.