Реферат по предмету "Экономика"


Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь»
Минск2009
Введение
В условияхрыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятостьи безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовыхресурсов – это не только экономические категории, но и важнейшие социальныеиндикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемыхреформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не можетсуществовать без рынка труда, основным результатом функционирования которогоявляется формирование определенного уровня занятости населения. Так иневозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы. Проблемабезработицы затрагивает каждого без исключения жителя страны, особенно остроона проявляется в последние годы. Каждый человек когда-либо сталкивался, прямоили косвенно, с этой серьезной проблемой. Развитие экономики характеризуется тем, насколькоэффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила.
Поддержаниезанятости – важнейшая цель экономической политики государства. Ведь безработица связана с экономическимразвитием и с изменением потребностей в рабочей силе, с социальным статусом ипсихологическим состоянием человека. Поэтому изучение проблемы безработицы ипоиск путей её решения является не просто важным, но и актуальным на данныймомент вопросом.
Так, цельюданного исследования является детальное изучение сущности безработицы, каксложного социально-экономического явления, а также изучение особенностейбезработицы в Республике Беларусь.
Длядостижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
ü изучениепонятия безработицы и ее экономических составляющих;
ü определениеи анализ особенностей безработицы в Республике Беларусь;
ü изучениеполитики государства по обеспечению занятости и трудоустройства населения.
Основу дляисследования составили статистические материалы, научные статьи, учебнаялитература по макроэкономике, правовые акты и другие источники информации, которыепозволили решить поставленные задачи, таким образом, достигнув определенноймной цели работы.
1. Понятиебезработицы 1.1Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции
Безработица –это социально-экономическое явление, характеризующее недоиспользование вобществе части трудоспособного населения, незанятость общественно полезнойтрудовой деятельностью. [2, c. 264]
На первыйвзгляд сущность безработицы очевидна: слишком много работников претендует наслишком малое количество рабочих мест. Но экономисты неоднократно предпринималипопытки выяснить причины безработицы. Наибольшее распространение в западнойэкономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы.
Одной из первыхбыла классическая школа. Представители этой школы рассматривали рынок труда, сучетом взаимодействия спроса и предложения на труд. Причина безработицы –чрезмерно высокий уровень заработной платы; ставки заработной платы должны ибудут снижаться. Классики не видели в безработице серьезной проблемы. По мнениюклассиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, чтопорождает избыток предложения труда. Посредством повышения или понижениязаработной платы регулируется спрос и предложение труда. Если в результатепревышения предложения труда над спросом возникает безработица, то онавоздействует на цены в сторону их понижения, а, следовательно, и снижениезаработной платы до тех пор, пока не устанавливается равновесие на рынке труда.Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют самиработники, их профсоюзы, то тем самым они «добровольно» соглашаются насуществование какого-то количества безработных. Классическая модельосновывается на саморегулировании рынка труда и безработицы. Т.е. безработицаносит добровольный характер, так как работники сознательно отказываютсяработать за низкую заработную плату.
Пытаясьпонять причины «Великой депрессии» в 1929–1933 гг. известный английскийэкономист Джон Мейнард Кейнс подверг критике объяснения классиков относительновыдвинутой ими теории. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться всостоянии равновесия не только при полной занятости, но и при существованиибезработицы.
В 1936 годуДжо Кейнс выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистическойэкономике. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнсподверг критике основы классической теории, чем совершил великую революцию вэкономической мысли по макроэкономическим вопросам. Кейнсианская теориязанятости резко отличается от классического подхода. Жёсткий вывод этой теориизаключается в том, что не существует никакого механизма, гарантирующего полнуюзанятость. Безработица носит не добровольный, а вынужденный характер.Уравнивание спроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели,происходит и при сохранении избытка на рынке труда. Рабочие не отказываютсяработать даже при низкой заработной плате из-за роста цен. Предложение трудазависит от номинальной заработной платы, а спрос на труд от реальной. Размеринвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, и как следствие,роста национального дохода. Он заметил, что если сбережения больше инвестиций,то часть производственных товаров не может быть реализована, следовательно,падает спрос на рабочую силу и возникает безработица. В кейнсианской моделиуровень занятости зависит не столько от работников, сколько отпредпринимателей, представляющих спрос на труд.
Кейнс делаетдва важных вывода:
1. Чтобыповысить уровень занятости, необходимо активное вмешательство со стороныгосударства.
2. Снижениецен не является способом борьбы с безработицей, как считали неоклассики, т. к.при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущихприбылей. [4, c. 107]
Насовременном этапе среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причиныбезработицы.
Темне менее, можно выделить следующие причины:
· установление ставок заработной платы выше точки равновесия,которое происходит под давлением профсоюзов;
· наличие монопсонии на рынке;
· структурныесдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий,оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
· экономическийспад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всехресурсах, в том числе и трудовых;
· сезонныеизменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
· измененияв демографической структуре населения, а именно рост численности населения втрудоспособном возрасте увеличивает предложение на труд и, возрастаетвероятность безработицы.
· наличиеневостребованных профессий. [3, c. 187] 1.2Сущность и виды безработицы
Прежде, чемрассматривать безработицу, необходимо четко определить, кого следует считатьбезработным/>.
По определениюМеждународной организации труда (МОТ), «к безработным относятся лица, достигшиетрудоспособного возраста, которые в отчетный период:
– невыполняли никакой работы;
– занималисьпоиском работы;
– былиготовы приступить к работе немедленно (в течение 2 недель);
– лица,обучающиеся по направлению службы занятости;
– учащиеся,студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если онизанимались поиском работы и были готовы приступить к ней. «[8, c. 76]
Правоприменительнаяпрактика многих зарубежных стран может отличаться от рекомендаций МОТ. Так,например, в США для получения статуса безработного необходимо предпринять неменее одной попытки поиска работы в течение месяца, в Японии – одну попытку втечение последней недели. В Германии этот статус получают потерявшие работулица, проработавшие до этого не менее 150 дней.
По-разному в странах относятся к таким категориямнаселения, как впервые ищущие работу и возвращающиеся на работу последлительного перерыва. К ним относится молодежь и женщины, оставившие работу всвязи с рождением и воспитанием детей. Основной же массив безработных – этолица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы.
В эту категорию в основном входят работники,потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытияпредприятий, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д.Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своейспециальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить своюквалификацию. [9]
Безработица имеет две основные формы:естественную и истинную. Структуру безработицы можно представить следующимобразом (рисунок 1).

/>
Рисунок 1 – Структура безработицы
 
Естественная безработица характеризует такойрезерв рабочей силы, который способен самостоятельно рассасываться вкраткосрочном периоде в зависимости от потребностей производства. При такомподходе основными видами естественной безработицы считаются: фрикционная,институциональная и добровольная.
Фрикционная безработица. Термин «фрикционнаябезработица» экономисты используют применительно к работникам, которые ищутработу или ждут получения работы ближайшем будущем. Фрикционная безработицасчитается неизбежной и, по крайней мере, отчасти, желательной. Потому чтомногие рабочие, добровольно оказались «между работами», меняянизкооплачиваемую, малопродуктивную работу на более высокооплачиваемую и болеепроизводительную. Это означает более высокие доходы для самих работников иболее рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и большийобъем реального производства для экономики в целом. Основным признаком такойбезработицы служит ее непродолжительность (от 1 до 3 месяцев).
Институциональной безработицей считается такая, котораяобусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишкомбольшие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и,тем самым, повысить уровень безработицы.
Добровольная безработица – та, при которой естьлюди, которые могут, но не хотят работать по каким-либо личным причинам.
Другая, истинная безработица, бываетследующих видов:
Структурная безработица – это такая безработица,которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или инойотрасли, в экономике в целом:
· закрытиеустаревших предприятий и производств;
· сокращениевыпуска продукции ряда отраслей (например, в связи с переходом кресурсосберегающему типу производства);
· переориентацияпроизводства на выпуск наукоемкой продукции;
· несовпадениеспроса и предложения на рынке труда в профессиональном или региональномразрезе.
Технологическая безработица напрямую связана с НТР иозначает сокращение числа работающих из-за внедрения новой техники итехнологий.
Региональная безработица – та, которая характернапо каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельногорегиона.
Циклическая безработица связана с экономическимициклами, циклическими спадами производства и кризисами.
Скрытаябезработица – это обычно незаметная напрямую, но реально существующаяизбыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровнепроизводительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда функции одного работникафактически выполняют два.
Но надо такжеотметить, что экономисты выделяют три основных типа безработицы: фрикционная,структурная и циклическая, на основе оценки которых и происходит анализ явлениябезработицы. [1, c. 536]
 1.3 Показатели безработицы
Населениелюбой страны подразделяется на тех людей, которые входят в состав рабочей силы (L), и которые в ее состав невходят (N). Совокупность занятых (E) и безработных (U), которые хотяттрудиться, образуют рабочую силу.
К категориине включаемых в численность рабочей силы относят людей, не занятых вобщественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категориюпопадают следующие группы людей:
– институциональное население, котороеисключается из численности рабочей силы, так как не считается потенциальнымкомпонентом рабочей силы:
• отбывающиесрок заключения в тюрьмах;
• находящиесяв психиатрических лечебницах;
• инвалиды;
– люди, которые в принципе могли бытрудиться, но не делают этого в силу разных причин, т. к. не хотят или немогут работать и работу не ищут:
• студентыдневного отделения (поскольку должны учиться);
• вышедшиена пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья);
• домохозяйки(поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественномпроизводстве и не получают плату за свой труд);
• бродяги(не хотят работать);
• люди,искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратившие поиск (отчаявшиесянайти работу учитываются в численности не включаемых в рабочую силу, а не в численностибезработных).
К категории включаемых в численность рабочей силыотносят людей, которые либо имеют место работы в общественном производстве,либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут. Поэтому общаячисленность рабочей силы делится на две части:
• занятые (employed – E) – это люди,имеющие работу в общественном производстве, причем неважно, занят человекполный рабочий день или неполный (в этом случае он считается неполно иличастично занятым). Человек также считается занятым, если он не работает последующим причинам: находится в отпуске, болеет. В эту категорию, не попадаютлюди, официально нигде не зарегистрированные и не учитываемые статистическимислужбами;
• безработные (unemployed – U) – т.е. неимеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием,отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.
Таким образом, общая численность рабочей силыравна:
L = E + U. (1.1)
Количественнаяхарактеристика безработицы может быть представлена двумя основнымипоказателями, которые могут обрисовать объективную картину экономическойнестабильности на рынке труда. Первый из них – уровень безработицы (u) – это отношениеколичества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами (U), к численностиэкономически активного населения (L) (сумме количества занятых (E) и безработных (U)), выраженное впроцентах:
/> (1.2)
Второйпоказатель – продолжительность безработицы – измеряется среднимколичеством времени, в течение которого незанятые остаются без работы.
Очевидно, оценитьзначимость безработицы, можно, сопоставив уровень безработицы с еепродолжительностью.
Экономистами определяется также:
Ø  уровень фрикционнойбезработицы, который равен выраженному в процентах отношению количествафрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

u фрикц. = (Uфрикц./L) × 100% (1.3)
Ø  уровень структурнойбезработицы, который рассчитывается как отношение количества структурныхбезработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:
u структ. = (Uструкт./L) × 100% (1.4)
Ø  естественный уровеньбезработицы. Если в экономике существуют только фрикционная и структурнаябезработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы иозначает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально.Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы носит название«естественного уровня безработицы» (u*). Это значит, что все люди, которые хотятработать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят. Таким образом,естественный уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле:
u* = u фрикц. + u структ. = [(U фрикц. + Uструкт.)/L] × 100% (1.5)
Ø  уровень циклическойбезработицы. Высчитывается по следующей формуле:
u цикл.= u факт — u* (1.6)
Уровень циклической безработицы может быть какположительной величиной – при спаде, когда фактический уровень безработицы вышеее естественного уровня и наблюдается неполная занятость ресурсов, так иотрицательной величиной – при буме, когда фактический уровень безработицыменьше естественного уровня безработицы и имеет место сверхзанятость ресурсов.[1, c. 251–253]
Таким образом, можно сделать вывод о сложноститакого макроэкономического понятия как безработица, которая характерна длялюбой экономической системы. Сегодня существует множество подходов к объяснениюпричин безработицы, наибольшее распространение из которых получили классическаяи кейнсианская теории. По мнению классиков, причина безработицы в слишкомвысокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Кейнспоказал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективногоспроса, а наличие неполной занятости, т.е. безработицы, обусловленоограниченностью спроса на товары. Существует множество видов безработицы,изучение и анализ которых позволяют находить способы их преодоления. Чтокасается показателей безработицы, которые используются для анализа рынка труда,то это, в первую очередь, уровень безработицы и средняя её продолжительность.
2. Безработицав Республике Беларусь 2.1Официальная и фактическая безработица в РБ
Безработицакак официальное явление было признано в РБ в 1991 году, тогда же появились ипервые безработные. Согласно закону «О занятости населения РеспубликиБеларусь», к безработным относятся «трудоспособные граждане в трудоспособномвозрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, неимеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются вдневных учебных заведениях, или не проходят военной службы, и зарегистрированыв государственной службе занятости».
Официальныйуровень безработицы в Республике Беларусь составил всего 1% на конец августа2009 года. [17]
Но в нашейстране оказаться без работы – это ещё не значит стать безработным. Официальносчитается, что безработный – это человек, который состоит на учете в службезанятости. Но ведь не каждый безработный захочет пройти длительную процедурурегистрации. Прежде чем получить статус безработного, необходимо предоставить:
• справкуо составе семьи;
• копиюсвидетельства о рождении детей;
• справкуо заработной плате с прежнего места работы за 2 последних месяца;
• открытьсчет в банке, если такового не имеется. [18]
Но даже невсе обратившиеся в службу занятости признаются в последствие безработными. В 1996 г.изменилось положение о признании лиц, обратившихся в службу занятости, вкачестве безработных, и о постановке их на учет. В получении данного статусаотказано безработным, не отработавшим в течение месяца определенное число часовна общественных работах (Декрет №7 от 17.03.1997 г. «О дополнительныхмерах по обеспечению занятости населения»). В 2004 г. порядок регистрациибезработных еще более ужесточился, так как были введены дополнительныеограничения. В частности,
· невыполнениетребований службы занятости;
· отказот предложений центром занятости подходящей работы или прохожденияпрофессионального обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификациии переподготовки по направлению центра занятости;
· невыполнениебез уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественныхработах стали поводом для приостановления выплаты пособия, и в дальнейшем – соснятия безработного с учета. Например, в 2006 г. 23,72% безработных,состоящих на учете, были сняты с учета за невыполнение обязанностей,предусмотренных Законом Республики Беларусь «О занятости населения РеспубликиБеларусь». [17]
Ужесточениепроцедуры регистрации безработных и условий выплаты пособия привело кусугублению дихотомии рынка труда: официально контролируемым все большестановится вторичный рынок труда (то есть неквалифицированная рабочая сила), апервичный рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службызанятости населения. Причины такого явления кроются в самой практикерегулирования занятости в Беларуси. Представителям вторичного рынка трудавыгодно регистрироваться в службе занятости, так как это:
1) легализацияих бездеятельности;
2) статусбезработного обеспечивает ряд социальных льгот (в уплате за коммунальныеуслуги, например).
Представителямпервичного рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службезанятости, так как:
1) организуемыеобщественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд;
2) службызанятости располагают сведениями о низкооплачиваемых рабочих местах ивакансиях;
3) впериод безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимостисоблюдать определенные обязанности безработного;
4) самымглавным аргументом является невысокий размер пособия по безработице, который недает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случаепоявления такового пособие не выплачивается. [6]
Средний размерпособия по безработице на октябрь 2009 г. составил 42,9 тыс. руб. [13] Этонамного ниже даже установленного ООН статуса бедности (доход в 2 доллара вдень) и составляет только 17,1% от бюджета прожиточного минимума в стране (аэто, как известно, порог физического выживания).
Поэтому дляквалифицированных специалистов и рабочих регистрироваться в службе занятости вкачестве безработного нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектруслуг, но очень ограниченной категории граждан из числа нуждающихся втрудоустройстве. Таким образом, безработными признаются не более 70–80% отобратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признанбезработным.
Международнаяпрактика показала, что наиболее эффективный способ определения безработицы –это выборочные исследования населения (домашних хозяйств). К сожалению, в нашейстране расчет населения безработных на основе социологических обследованийдомашних хозяйств по методике Международной организации труда какцентрализованное мероприятие не проводится. Другими источниками данных обуровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости,страховых организаций, органов социального обеспечения и т.д. но такиеобследования требуют больших финансовых затрат. [8, c. 77]
Так, согласнопереписи населения 1999 г., уровень фактической безработицы составил 5,9%,тогда как уровень официальной безработицы в этом году был 2%. Альтернативныеоценки на основе национальных вопросов населения были сделаны в 2002 году.Исследования показали, что безработица в стране составила 9–10,5%, что в 3–3,5раза превышало официальные показатели. В рамках реализации мероприятийГосударственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2006 г.НИИ труда также провел обследования домашних хозяйств в Чашникском, Березовскоми Ганцевичском районах, по результатам которых выявлено, что уровеньбезработицы в Березовском районе составил 13,1% при официальном – 2,4%,Чашникском – 11,4% и 2,2% соответственно. [6]
Такимобразом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует принимать во вниманиеотсутствие опросов рабочей силы, которые могли бы дать более точные данные, атакже ужесточение требований к тем, кто стремится получить статус безработногов государственной службе занятости.2.2 Особенности безработицы в РБ
Структураофициальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей женщин, чтосвидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины являютсяболее уязвимыми на рынке труда, чем мужчины. Очевидно, существует определеннаядискриминация в отношении женщин при найме на работу. Кроме того, мужчины,вероятно, чаще прибегают к параллельной или неформальной занятости, а социальнаянезащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся ими легче, нежелиженщинами. Так, на октябрь 2009 года женщины составляли 56,9% безработных. [13]Но здесь надо сказать, что доля женщин в общей численности безработных все жеимеет тенденцию к снижению.
В общемсоставе безработных на конец октября 2009 года около половины всех состоящих научете безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (45,1%),средний возраст безработного составляет 34,4 года. [13] Значит правомерноговорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежнойбезработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ «Положения опорядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникамгосударственных высших, средних специальных и профессионально-техническихучебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным изВооруженных Сил РБ». В итоге, среди безработных сократилось число выпускниковПТУ и техникумов, вузов, и возросло число безработных-выпускников общеобразовательныхшкол (в 1,5 раза). Это является подтверждением факта, что служба занятости вбольшей степени контролирует вторичный рынок труда. Распределение безработныхпо уровню образования на 1 июля 2009 года отражено в диаграмме 1.
 
/>
Рисунок 2.Состав безработных по уровню образования на 1 июля 2009 года
 
На 1 июля 2009 года основными источниками безработицы стали:
•  уволенные по собственному желанию;
•  уволенные по соглашению сторон;
•  длительно неработающие;
•  уволенные по уважительной причине и др. [12]
Региональные же различия в уровне и структуре безработицы в большей степени выражены не в областном, а в районном разрезе. Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в Витебской и Могилевской областях, устойчиво ниже – в г. Минске. Более точную картину региональной дифференциации безработицы дают данные районов и городов Беларуси, в соответствии с которыми можно выделить спокойные, напряженные и критические региональные рынки труда. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по состоянию на 1.10.2006 г. были обследованы рынки труда районов, городов и городских поселков Беларуси по двум показателям – уровню безработицы и конъюнктуре рынка труда в динамике за 2005–2006 гг. Согласно данному мониторингу, выделено
ü  44 критических региональных рынков труда;
ü  81 напряженный рынок;
ü  176 спокойных рынков труда.
Крупные многофункциональные города имеют более спокойные рынки труда. Это объясняется диверсифицированной многопрофильной структурой производственно-хозяйственного комплекса, наличием более широких возможностей для трудоустройства. Среди рынков труда малых и моногородов 36% попали в разряд критических или напряженных, среди преимущественно сельскохозяйственных – 45%. Следует отметить различную амплитуду колебаний конъюнктуры рынка труда и уровня безработицы. Так, если в Минской области самый напряженный показатель конъюнктуры рынка труда составил 2 безработных на 1 вакансию, то, например, в Новолукомле Витебской области – 253, в г. Василевичи Речицкого р-на Гомельской области – 94, в г. Давыд-Городок Столинского р-на Брестской области – 65. Наиболее высоких значений этот показатель достигает именно в малых городах и моногородах. Очевидно, узость производственно-хозяйственного комплекса города, неразвитость инфраструктуры регионального рынка труда, ограниченность малого и среднего бизнеса, сферы услуг приводят к росту напряженности регионального рынка труда. К тому же из года в год речь идет об одних и тех же регионах: это, как правило, небольшие города и городские поселки с монопроизводственной структурой (города Новолукомль, Светлогорск и др.) и бывшие военные городки (Поставский, Ганцевичский, Петриковский районы и др.). [8]
Характеризуяструктурную безработицу середины 90-х в РБ, правомерно было отметить еерегрессивный характер. Так, в промышленно развитых странах структурнаябезработица вызвана НТП, появлением новых производств и необходимостьювременного лага для подготовки рабочей силы. В отечественной экономике природаструктурной безработицы иная. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственныхсвязей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этихпричин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики (профессию,квалификацию, форму занятости) для обеспечения условий самовоспроизводства. [7,c. 134]
В настоящеевремя природа структурной безработицы в Беларуси двоякая: с одной стороны,сохраняются устаревшие и неэффективные производства, с другой – переходэкономики на инновационный путь развития, объективные процессы европейскойглобализации и интеграции сопровождаются потребностью в кадрах новых профессийи специальностей, обусловливают быстрое устаревание существующих знаний ипотребность в повышении квалификации, переподготовке. Все это объясняетдоминирующий характер структурной безработицы в Беларуси. Расчетыколичественных параметров видов безработицы в Беларуси отражены в таблице 1.

Таблица 1.Виды безработицы в Беларуси (в% к экономически активному населению), 1992–2006 гг.Виды безработицы / Годы Циклическая безработица Структурная безработица Фрикционная безработица 1992 1,5 0,2 0,05 1997 0,96 2,3 0,24 2006 0,2 0,23 0,25
ОсобенностьюРеспублики Беларусь является также наличие скрытой безработицы, причем можноговорить о двух ее видах:
1) скрытаябезработица в сфере формальных трудовых отношений, то есть которой охваченызанятые работники. Ее параметры можно оценить по масштабам неполной вынужденнойзанятости. Уровень скрытой безработицы этого вида составил в 2006 г. 4,42%,причем за 2000–2006 гг. он снизился вдвое;
2) срытаябезработица в сфере неформальных трудовых отношений-то есть, которой охваченылица из численности экономически неактивного населения. Это часть фактически безработных,которые нигде не работают, ищут работу и приступают к ней без оформлениятрудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе параметров иструктуры экономически неактивного населения. Численность экономическинеактивного населения в Беларуси постоянно растет, причем в ней возрастает доля«прочего неактивного населения» – то есть трудоспособных граждан втрудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (ориентировочно828,2 тыс. чел. в 2006 году). Среди них определенная часть выезжает на работу вРоссийскую Федерацию без оформления трудовых отношений – по разным оценкам,около 300 тыс. чел. Порядка 50 тыс. чел. выезжают в страны дальнего зарубежья,и их также нельзя отнести к безработным. Часть экономически неактивногонаселения занимаются работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовоймиграцией в приграничных районах Беларуси, определенную часть «прочего»экономически неактивного населения можно отнести к асоциальным элементам(бомжи, тунеядцы). Таким образом, оставшуюся часть прочего экономическинеактивного населения (около 153 тыс. чел.) можно отнести к безработным. [8]
Безработица вБеларуси не является долгосрочной (то есть длится менее одного календарногогода), но это явление в Беларуси также имеет свою специфику. Длительнаябезработица очень показательна по своим социально-демографическимхарактеристикам. Например, в Витебском районе среди длительно безработных:
ü около40% в возрасте старше 50 лет;
ü 90,9%– женщины;
ü 72%длительно безработных имеют среднее образование;
ü 28% –среднее специальное образование (преимущественно специальность зоотехника);
ü 18,2%– это уволенные госслужащие (женщины предпенсионного возраста), которые имеютсреднее специальное образование и не стремятся искать работу, поскольку имеютпособие в размере среднемесячной заработной платы за последние два месяца доувольнения и личное подсобное хозяйство;
ü 36,4%– это матери-одиночки (в том числе многодетные) или имеющие на иждивениипрестарелых родственников. Им статус безработного позволяет получать пособия надетей, жилищные субсидии. Они также не хотят работать и не ищут работу. Ониотказываются практически от всех предложений по трудоустройству. [16]
Более того,долгосрочная безработица больше характерна для сельскохозяйственных районов имоногородов, то есть, мест, где практически не создаются рабочие места, в товремя как мобильность рабочей силы никак не поощряется. Тем не менее, в 2004–2006 гг.произошло увеличение численности безработных, находившихся без работы болееодного года, с 12 до 17%. При этом сохраняются региональные различия – средняяпродолжительность безработицы увеличилась в Брестской и Могилевской областях, вто время как в г. Минске и Минской области она сократилась.
Обобщаяпортрет длительно безработного, следует отметить, что это:
ü либопреимущественно женщина без образования в возрасте 40–49 лет илипредпенсионного возраста, использующая статус безработной для получениясубсидий для детей, справок и подрабатывающая без оформления трудовых отношенийна рынке. Практически служба занятости ими воспринимается как орган социальногообеспечения;
ü либонизкоквалифицированные и недисциплинированные работники, которые ведутаморальный образ жизни, сами не хотят работать и никто не хочет нанимать такихработников (удельный вес 36,3%). [12] 2.3Причины безработицы в РБ
В условияхмирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительскогоспроса и спад производства в России и других государствах, наших торговыхпартнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цени валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусскихэкспортно-ориентированных предприятий. Некоторые предприятия были признаныбанкротами, что прямым образом повлияло на число людей, оставшихся без работы. Отдельныепроизводства вынуждены были перейти на сокращенный график работы, что также являетсяосновной причиной так называемой, скрытой безработицы в Беларуси на данныйпериод. [9]
Процессыувеличения уровня безработицы также тесно связаны с системой образования. Содной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов наизменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессиональногообразования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливуюструктурную безработицу.
Структурнаябезработица является доминирующей формой безработицы в Беларуси. Этопрослеживается и в следующих фактах. Рынок труда по-прежнему ориентирован восновном на применение мужской рабочей силы по рабочим профессиям. Имеет место дефицитквалифицированных кадров. Наиболее востребованы работники с опытом работы поимеющейся у них профессии (специальности). Повсеместно на рынке рабочей силыустойчивым спросом пользуются работники строительных профессий иметаллообрабатывающего профиля, слесари по наладке и ремонту оборудования,электромонтеры, водители автомобиля, среди специалистов – врачи, инженерыразличных профилей, в сельской местности – механизаторы, трактористы,животноводы, операторы машинного доения, ветврачи, зоотехники и другие. Ряднанимателей, особенно в сельской местности, представляют вакансии с низкойоплатой труда, что затрудняет их заполнение. [16]
В то же времярынок рабочей силы перенасыщен рядом специалистов. Отсутствие механизма,регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, также приводит квозникновению серьезных проблем.
Как причинубезработицы в Беларуси выделяют также то, что низкая эластичность предложенияна рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозомдля процессов, способствующих формированию новых рабочих мест. [16]
Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов ирайонов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие тамлишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населениявозможности в сфере приложения труда. [6]
Сложнорешаются вопросы трудоустройства отдельных категорий граждан ввиду низкойконкурентоспособности на рынке труда (молодежи без практического опыта работы,женщин, инвалидов, граждан, освободившихся из учрежденийуголовно-исполнительной системы МВД, а также имеющих длительный перерыв вработе).
Средибезработных (на 1.01.2009 г.) каждый пятый относится к категории граждан,особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условияхконкурировать на рынке рабочей силы, каждый седьмой не имеет профессии, каждыйдесятый ранее не работал и ищет работу впервые. [13]
Не теряетсвоей актуальности проблема женской и молодежной безработицы (женская составила56,9% на 1 октября 2009 г., молодежная – 45,1%). [13]
Таким образом, безработица в Республике Беларусь имеет своиособенности, главной из которых является низкий уровень официальнозарегистрированной безработицы, который значительно отличается от реального,что связано с несовершенной системой регистрации безработных; и составбезработных (т.е. преобладание женского населения и молодежи, а также лиц сосредним специальным образованием). Важной отличительной чертой являетсяпотребность в рабочих специальностях, которая в 4 раза превышает спрос наслужащих и специалистов.
3. Государственноерегулирование занятости и безработицы в РБ
Политиказанятости в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельностигосударства и направлена на снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынкетруда, иусиление мер по их государственной поддержке.
Одной изключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных наравных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальнойзащите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетныхи неполных семьях; граждан, освободившихся из учрежденийуголовно-исполнительной системы МВД.
Даннымкатегориям населения государство гарантирует занятость путем созданиядополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включаяорганизации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу,организации обучения по специальным программам. [14]
С целью снижениямолодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке трудагосударство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечениепервого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организациюпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации.
Немаловажнойгарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных ипрофессионально-технических учебных заведений является их государственноераспределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.
Выпускники,не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а такжемолодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службызанятости, получают возможность трудоустройства на специально созданныеученические места по программе «Молодежная практика».
Так, в 2008году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработныхв возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492молодых человека. [15]
В рамкахреализации государственной и региональных программ содействия занятостинаселения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудовогопотенциала и занятости женщин.
Первоочередноеправо направления на профобучение получают безработные матери, которыедлительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.
В 2008 годуобучение основам предпринимательской деятельности по направлению службызанятости прошли более 300 женщин.
Для сниженияостроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированныеярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.
Активноесодействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес вчисленности безработных сократился с 60,6% (на 1 июня 2009 г.) до 56,9%.
В республикеуделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитациидлительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует дляних психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Ониполучают направление на профессиональную подготовку и переобучениепреимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующеготрудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временныеоплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационныемероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.
Проблемытрудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путемсоздания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организациипрофессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.
Одной изсущественных проблем в сфере занятости населения является структурный итерриториальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. За последние годына национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников иколичество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этомпочти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положениедел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.
Для обеспеченияколичественного и качественного соответствия между предложением кадров испросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевымиминистерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторингситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей вспециалистах в обозримом будущем. [18]
В Беларусисохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынковтруда. Так, на конец 2008 года в целом по республике на 1 безработного условноприходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебскойобласти – только 0,8.
Особозначимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районовнеразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишьединичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферуприложения труда.
Для ускорениярешения проблем социально-экономического развития такихадминистративно-территориальных единиц реализуется Государственная комплекснаяпрограмма развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг.,утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №265.
В прошломгоду в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд.руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах снаиболее сложным положением в сфере занятости.
Какрезультат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась ситуация струдоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных тамснизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.
Решениюпроблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственнойпрограммы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденнаяУказом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150. Повышениеуровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказываютпозитивное влияние на занятость сельского населения.
Решитьпроблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- иэкотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса,получили льготы. [16]
Так, можносделать вывод, что правительство ведет активную политику занятости итрудоустройства граждан. Реализуются соответствующие государственные программы,оказывается помощь в поиске работы более уязвимым на рынке труда группамнаселения, организуется бесплатное профобучение и переквалификация. Такимобразом, государство стремится создать условия для максимальной занятости, темсамым повышая и общий уровень жизни населения.
Заключение
Проведяисследование, целью которого было изучение сущности безработицы, как сложногосоциально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы вРеспублике Беларусь, можно сделать ряд выводов.
Безработица – неизбежное явление в рыночной экономике и одна из основныхмакроэкономических проблем, которая заключается, прежде всего, в серьезных экономическихи социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг;сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет; снижается общийуровень жизни населения и т.д.
Существуетмножество видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную,структурную и циклическую безработицу. В Беларуси доминирующим видом являетсяструктурная безработица, которая вызвана в первую очередь быстрым устареваниемсуществующих знаний в связи с переходом экономики на инновационный путьразвития.
Одной изособенностей рынка труда в Беларуси является наличие скрытой безработицы. Этовызвано, прежде всего, спадом производства, который вынуждает работниковтрудиться неполный рабочий день.
Говоря обезработице в Беларуси, обязательно стоит отметить и совершенно не отражающийдействительное положение на рынке труда способ измерения числа безработных.Люди не видят для себя никакой выгоды и не спешат регистрировать себя вкачестве безработных. Это связано с чрезвычайно низким пособием по безработице,ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностьюпоследующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемыхрабочих мест. Таким образом, действующая система регистрации безработныхгосударственной службой занятости намного занижает реальные показателибезработицы в Беларуси.
Что касаетсякачественной структуры безработицы, то правомерно будет сказать о ярковыраженной проблеме молодежной безработицы. Основной ее причиной, по моемумнению, является нежелание предприятий принимать на работу неопытныхсотрудников.
Очевидно, чемболее оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблемазанятости, тем выше вероятность использования прямого административноговоздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости вотечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижениюдолжны учитываться при разработке концепции регулирования экономическихотношений занятости. Эта концепция должна включать:
– макроэкономическоерегулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости(инвестиционная, структурная политика, создание благоприятных условий длямелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
– государственнуюполитику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости ибезработицы административными, правовыми, финансово-кредитными методами;
– регулированиезанятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых службпредприятий в направлении создания внутренних рынков труда, их сотрудничества срегиональными центрами занятости;
– регулированиеотношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этихотношений.
Заботагосударства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости какважной социальной гарантии для экономически активного населения являетсяважнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизмформирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новымусловиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальнойполитики.
Списокиспользованных источников
1.  Базылев, Н.И. Экономическаятеория 3-е изд. Стереотип/ Н.И. Базылев, С.П. Гурко – Минск: Книжныйдом, Экоперспекива, 2004. – 637 с.
2.  Зеленкевич, М.Л., Клюня,В.Л., Черченко, Н.В. Учеб. пособие: 2-е изд., испр. – Мн.: ИП«Экоперспектива», 1998. – 336 с.
3.  Зенькова, Л.П. Макроэкономика/ под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: Новое знание, 2002.
4. Ивашковский,С.Н. И24 Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., ИСГф., доп.– М.: Дело, 2002. –472 с.
5.  Лутохина,Э.А., Козловский, В.Н., Бусько, В.Н. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход:Учеб. пособие / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003. – 320 с.
6.  Мониторинг рынка трудаРеспублики Беларусь.2007 г. / Комитет по занятости населения приминистерстве труда Республики Беларусь. – Минск, 2007.
7.  Новикова, И.В. Экономическаятеория / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн. Акад. упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – ч. 2. – 230 с.
8.  Разоренова, Л.В. Оценкауровня реальной и скрытой безработицы в Республике Беларусь // Квартальныйбюллетень клуба экономистов, выпуск 3. 86c.
9. Щербакова,Е.А. Рост безработицы в мире в 2008 году // Бюллетень «Население иобщество». – 2009. – №395. – С. 67–69.
10. Декрет№2 от 23 января 2009 г. «О стимулировании работников организаций отраслейэкономики».
11.  Закон РБ «О занятостинаселения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г.). />
12. Статистическиематериалы / Белорусский экономический журнал. – 2009. – №4.
13. Статистическийежегодник Республики Беларусь. – 2009 г.
14. Информационно-аналитическийцентр при Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Официальный сайт президента Республики Беларусь. – Минск, 2009. – Режимдоступа: www.president.gov.by. – Дата доступа: 13.11.2009. (14)
15. Комитетпо труду, занятости и социальной защите облисполкома [Электронный ресурс] –Минск, 2009. – Режим доступа: www.minsk-region.gov.by Дата доступа: 13.11.2009
16. Материалык Единому дню информирования 19 февраля 2009 года. [Электронный ресурс]/Официальный сайт Минского городского исполнительного комитета. – Минск, 2009. –Режим доступа: minsk.gov.by/upr/den_info/2009/den_info_20090219.shtml. –Дата доступа: 20.11.2009 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.