Санкт-Петербургскийгосударственный университет
Экономическийфакультет
Кафедраэкономики исследований и разработок
Курсоваяработа
Натему: «Проблемы внедрения технологических инноваций в России»
Санкт-Петербург 2010
Содержание
Введение
Глава 1 Определение и значениетехнологических инноваций
1.1.Понятие и виды инноваций
1.2.Роль технологических инноваций вразвитии России
Глава 2 Характеристика основных проблем
2.1. Административные проблемы
2.2. Проблемы инфраструктуры и культурыведения бизнеса в РФ
2.3.Проблемы финансированиятехнологических нововведений
Заключение
Список использованной литературы иинтернет ресурсов
Введение
На сегодняшний деньэкономика Российской Федераций является отсталой, не развитой, сырьевой,основанной на добыче и экспорте полезных ископаемых, преимущественно в страныЕвропейского союза и Китай. После распада Советского Союза и перестройки, когдапроизошел огромный обвал объемов промышленного производства, обанкротилось иперепрофилировалось большое количество крупных промышленных и наукоемких предприятий,российская экономика утратила промышленный потенциал и возможность базироватьэкономику на стабильном, перспективном промышленном производстве и современных научныхдостижениях, вместо конъюктурной и экономически небезопасной сырьевойзависимости. И сегодня, для достижения экономического благосостояния иустойчивого развития, основанного на крупном промышленном производстве иактуальных научно — технических открытиях, необходимо проводить мероприятия поосуществлению ухода от сырьевой зависимости. Это значит, что перед государствомстоит задача масштабной модернизации экономики. Очевидно, в соотношении сдругими странами, что качественная модернизация и достижение обгоняющих темповроста экономики РФ невозможно без комплексного обновления основных фондов. Приэтом, не только улучшение качества технической оснащенности илипроизводственной системы, которые будут сопоставимы с уровнем более развитыхстран, но и применение качественно новых технологий, разработок и научныхдостижений, которые до этого момента нигде раньше не использовались.
То есть необходимаповсеместная ставка на инновации в жизни экономики, целью которой станетсоздание потенциала развития. Обусловлено это тем, что данный потенциал и будетопределять конкурентоспособность экономики России. Прогрессивная роль науки,инноваций и технологий в экономике развитых стран в XXI в. становится ведущей,так как экстенсивные факторы роста (увеличение численности занятых впроизводстве, масштабов добычи и освоения невозобновляемых ресурсов иэнергоносителей, возможностей приращения новых площадей плодородных земель,запасов пресной воды и др.) в мировом масштабе приближаются к максимальномууровню использования.
В данной курсовой мырассмотрим одну из составляющих темы инноваций – технологические инновации, какнеотъемлемую часть эффективного экономического развития, основанного нанаукоемком эффективном производстве. Цель данной работы — подробноерассмотрение основных барьеров и трудностей, возникающих при разработке ивнедрении технологических новшеств, также определение частых проблем ведениябизнеса в России, основанного на производственных инновациях. В ходе работынеобходимо разграничить проблемы по категориям и типам, и на основе этогоохарактеризовать сложившуюся в Российской Федерации ситуацию, оценитьперспективы решения этих проблем и развития экономики по описанному ранее благоприятномусценарию. Так же, необходимо дать определение самому термину «инновации»и такой его составляющей, как «технологические инновации». Разобратьвопрос о том, какими бывают технологические инновации, и на основе этогостроить непосредственно практические рассуждения о сущности рассматриваемых проблем.
Глава1: Определение и значение технологических инноваций
1.1Понятие и виды инноваций
В виду широкойпопулярности темы инновации, особенно в последнее время, в мире появилосьогромное количество научных и около научных работ, в которых так или иначедается определение термину инновации. Все они, в конечном счете, являютсяодинаковыми или близкими друг к другу по смыслу и означают какое-то нововведение,которого не было раньше. Так же инновация – это процесс создания и освоенияновшеств и их результат.[2] Конкретнее инновацию можно определить какматериализованный результат, полученный от вложения капитала в новую техникуили технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания,управления и т.п. То есть данное понятие можно разделить на нескольконаправлений в зависимости от признака; в частности, по содержанию структурывыделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческиеи др. В зависимости от сферы деятельности выделяют промышленные инновации иинновации в сфере услуг.
По Шумпетеру, инновацииесть «использование существующих источников новыми способами», онназывал их новыми комбинациями. Инновации — это новые продукты, новыетехнологии, новая организация промышленного производства, открытие новыхрынков. Именно новые комбинации производственных факторов и внутреннихпроцессов по Шумпетеру служат источником развития предприятия. [1]
Всоответствии «Руководством Осло» — общепризнанного в мире справочного иметодологического издания в области инноваций, понятие инновация «естьвведение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта(товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или новогоорганизационного метода в деловой практике, организации рабочих мест иливнешних связях.»[1]
Проблематика нововведенийв нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономическихисследований научно-технического прогресса.
Как правило, инновацияносит системный характер, приводит к изменению всех или нескольких элементовсферы своего осуществления. Это связано с тем, что значимость любого более илименее серьезного новшества не ограничивается одной какой-то изолированнойсредой, а успешная его реализация требует взаимодействия различных элементовтех или иных комплексных процессов. Так, внедрение нового продукта, какправило, требует изменения технологии и организации производства, примененияновых систем стимулирования труда и т.д. Незначительные изменения,осуществляемые в социально-экономических и других системах, могут быть названыулучшениями.
Приведенные вышеопределения — это определения инноваций в широком смысле. Если же говорить лишьо технологических (производственных, промышленных) инновациях, то данноепонятие можно охарактеризовать, как воплощение нового технического решения впродукте, реализующемся на рынке, или в процессе, используемом в егопроизводстве. Технологические инновации рассматриваются с точки зрения целых«технологических систем, которые включают в себя выпускаемую продукцию,используемые при этом технологические процессы, оборудование, материалы ипрочее.[2] В промышленности различаются два типа технологических инноваций: продуктовыеи процессные.
Продуктовые инновации «естьвведение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми илизначительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюдавключаются значительные усовершенствования в технических характеристиках,компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в удобствеиспользования или в других функциональных характеристиках.»[2]Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация)– это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки,конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемыхматериалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новыелибо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такиеинновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо насочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе наиспользовании результатов исследований и разработок). Примером инновацийрадикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры икассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший всебе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушныхгромкоговорителей, являлся инновацией второго типа (не является радикальной). Вобоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.
Технологическиусовершенствованный продукт (в терминологии руководства Осло – инкрементальнаяпродуктовая инновация) – это «существующий продукт, качественные илистоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использованияболее эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или рядатехнических подсистем (для комплексной продукции)».[3]
Процессные инновации естьвнедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставкипродукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственномоборудовании и/или программном обеспечении.
Инновации такого родамогут быть основаны на использовании нового производственного оборудования,новых методов организации производственного процесса или их совокупности, атакже на использование результатов исследований и разработок. Такие инновациинацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи ужесуществующей на предприятии продукции, или для производства и поставкитехнологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут бытьпроизведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Какие-либо эстетическиенововведения в товаре (цвет, декор), а вместе с тем и в технологии егопроизводства нельзя отнести к технологическим инновациям. Так же к ним нельзяотнести незначительные технические или внешние изменения, не приводящие кпринципиальным изменениям в конструкторском исполнении.
1.2Роль технологических инноваций в развитии России
Данный вопрос так жешироко обсуждался как в прессе, так и в научных кругах. Ни у кого не возникаетсомнений о том, что на сегодняшний день главная проблема Российской экономики –это «сырьевая зависимость». Связанно это со многими факторами, такими как: неконкурентоспособностьотечественных производителей, высокие административные расходы открытия иведения бизнеса на территории России, огромный бюрократический аппарат,несовершенство нормативной базы. Причин еще достаточно много, но одной из самыхвесомых из них является слабая техническая база российских предприятий:отсталость технологических процессов, оборудования, а также элементарнаяизношенность основных средств.
Проблему диверсификацииэкономики и ухода от сырьевой зависимости руководство страны стало активнообсуждать в течение последнего десятилетия, однако какого-либо четкого решенияне выработало. Этому в немалой степени поспособствовал прошедший экономическийкризис, который вынудил большинство предприятии сократить инвестиционныерасходы, тем самым понизить уровень вложения средств в инновации, в том числе ипромышленные. Более того 24 ноября 2010 года Министр Финансов Алексей Кудринзаявил, что зависимость страны от экспорта нефти усилилась. Если до кризиса нарасходы уходило 6-7% нефтяных доходов, то на сегодняшний день данная цифрасоставляет 13-14%.[4] Такимобразом, видно, что основной задачей на сегодня для российской экономикиявляется модернизация – совершенствование, дополнение и изменение в сторонуразвития. Данное понятие включает в себя довольно широкий список объектовразвития, о которых в частности говорил Президент РФ в своем обращении кгражданам в сентябре 2009 года. Дмитрий Анатольевич Медведев указал нанеобходимость модернизации и выделил некоторые ее направления:
Ø увеличениеэффективности производства, транспортировки и использования энергии
Ø развитиеядерных технологий
Ø совершенствованиеинформационных технологий, используя суперкомпьютеры и другую необходимуюматериальную базу
Ø развитиеназемной и космической инфраструктуры для передачи информации
Ø активноепроизводство отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременныхсредств диагностики, медикаментов. [11]
Очевидно, что это лишьчастичный и весьма обобщенный перечень объектов модернизации, но весьмаповерхностного взгляда достаточно, чтобы выявить, что в основе каждогонаправления лежит развитие производственного процесса, совершенствованиетехнологий, внедрение технических разработок, увеличение и совершенствованиявсей материальной базы и так далее. Всего, что объединяет в себе понятиетехнологические инновации.
В РФ за счетнеэффективного использования ресурсов производства наблюдается огромноеперепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике,сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты наединицу конечной продукции в России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии,по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 тбумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Стоимость строительствадорог в РФ сегодня выше, чем в ЕС, США и Китае приблизительно в 3 – 7 раз. [12]Эти данные убедительно показывают гигантскую «прожорливость» изатратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъемпроизводства на основе ресурсоемких традиционных технологий, то экономикаРоссии вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства вобрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций,которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.
Возрастающая рольинноваций обусловлена самой природой рыночных отношений, необходимостьюпостоянного развития и улучшения. Также потребностью глубоких качественныхпреобразований в экономике России с целью преодоления кризиса, выхода натраекторию устойчивого роста, и осуществления поставленной президентом задачи:«стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми,сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания,экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.»[5]
Несмотря на это вРоссии довольно невысокий совокупный уровень внедрения технологическихинноваций. Из общего числа промышленных организаций внедрением технологическихинноваций занимались 9,4%. Из общего объема отгруженных товаров, работ и услугна территории РФ промышленными предприятиями совокупный объем инновацийсоставлял порядка 1,9% по данным на 2009 год.
Глава2: Характеристика основных проблем
2.1Административные проблемы
Говоря об административныхпроблемах, мы подразумеваем довольно широкий круг проблем, касающихсянормативно-правовой стороны, коррупционной составляющей и т.д.
В России до сих пор неразработана правовая база для инноваций. В 1998 году была начата подготовка Федеральногозакона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», в ближайшеевремя закон будет дополнительно обсуждаться в Государственной думе. Правительство,не говоря уже о бизнесе, в недостаточной степени контролирует деятельностьгосударственных заказчиков, уделяет мало внимания практическому использованиюрезультатов НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, не обеспечиваетширокого распространения и использования рыночных механизмов для поддержки иразвития науки. Доля бюджетных средств в инновационных затратах предприятий встране не превышает 5%. [5]
Также взаконодательстве содержится довольно ограниченный набор льгот для предприятий,осуществляющих инновационную деятельность, что отрицательно сказывается намасштабах и темпах научно-технического прогресса. В итоге при значительномнаучном потенциале инновационная деятельность характеризуется низкимипоказателями инновационной активности. Согласно данным исследования Центраэкономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации (ЦЭК), удельныйвес предприятий, осуществляющих инновации, составил 32%.[6]Конкретно технологические инновации по данным Службы государственной статистикивнедряют порядка 9,4% промышленных предприятий.
Отсутствуют налоговые идругие нагрузки или же наоборот льготы, которые бы стимулировали предприятияпереходить от простого использования дешевого сырья и энергии, к созданиютехнически более сложного продукта, основанного на современных разработках иоткрытиях. Таким образом, принимая во внимание то, что экономика РФ по сутиявляется заложником большого количества дешевых природных ресурсов, государствопока никак на практике не занимается нормативным стимулированием инновационнойдеятельности в целом и внедрением производственных инноваций в частности.
Говоря о налоговой составляющей,не следует упускать наличие большой фискальной нагрузки на предприятия,работающие в РФ. Уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5% от доходакомпании, и естественно, тяжелее всего налоговое бремя бьет по малым и среднимпредприятиям и зачастую не оставляет им свободных средств для инновационногоинвестирования. Несмотря на это, принято решение о повышении страховых взносовдля малого бизнеса с 14 до 34% с 1 января следующего года, и по подсчетампредставителей малого бизнеса, с 1 января налоговая нагрузка на них повысится в2,4 раза. [13]
Также стоит сказать окоррупционной составляющей российской экономики, как исключительно важнойпроблеме развития всех направлений экономической деятельности. В частности попроблемам инновационного развития следует привести цитату из журнала «Эксперт»,где говорится: «Если можно использовать связи с чиновниками и выстраиватьразличные административные барьеры в борьбе с конкурентами, зачем улучшатькачество и придумывать что-то новое?».[7] То есть,в сложившихся условиях частным российским предпринимателям, малым, средним икрупным компаниям экономически более выгодно сотрудничать с чиновниками разногоуровня через взятки, используя методы нечестной и незаконной конкуренции,вместо того, чтобы развивать производственный процесс, совершенствоватьмаркетинговый подход, улучшать условия поставки и так далее.
Те же предприятия,руководители которых решаются на внедрение новых методов производства иуправления, сталкиваются с проблемой недостатка информации о новых технологияхи, что самое главное, с бездушной стеной бюрократического аппарата. Возникаетситуация, когда все попытки согласования какого-либо проекта (в нашем случае инновационного)предпринимателя с чиновником заканчиваются ничем, до момента встречи с нужнымчеловеком или звонка от какого-либо знакомого. К слову, проблема коррупции иадминистративных барьеров, как правило, числится в первой тройке всех рейтингови опросов на тему трудностей и минусов ведения бизнеса в России.
Новые цели, связанныесо стимулированием инноваций и развитием инновационной инфраструктуры, как ипрежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительноеобеспечение несовершенно, к тому же оно часто запаздывает, или откладывается нанеопределенные сроки.
Так же, в российскойпрактике взаимодействия бизнеса и чиновников сложилась ситуация, когда в каждомрегионе, в каждом городе складываются определенные политические и коммерческиеэлиты. Коммерческая элита, пользуясь благосклонностью политической, оказываетопределенные услуги или реализует определенные товары. Часто бывает так, чтотовары и услуги оказываются не самого лучшего качества при довольно высокихценах на них. Так называемая коммерческая элита со временем принимает за нормуситуацию, когда их бизнес и производство имеет низкую эффективность иконкурентоспособность, но приносит весьма большую прибыль, за счетопределенного взаимодействия с определенной элитой. При появлении инноваций,они становятся невыгодными для устоявшихся связей коммерческой и политическойэлит, которым проще и прибыльнее применять старые методы, старые материалы иподдерживать низкий срок эксплуатации традиционных устаревших, нередко опасныхдля здоровья, и просто неприемлемо дорогих для бюджета проектов. Таким образом,предприятия участвующие в подобных коррупционных связях, не видят смыславнедрять инновации, а не участвующие сталкиваются зачастую с непреодолимымибарьерами со стороны административных чиновников.
Данный перечень проблемдалеко не полный. Для осознания всей глубины данного вопроса требуется болеетщательное исследование. Однако первого взгляда достаточно, чтобы понять, чтодля их решения необходима тщательная и системная работа в первую очередьруководства страны. Государство должно обеспечивать благоприятныйинвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестицийдля качественных изменений в инновационной деятельности, способствоватьреализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизациипроизводства, иметь программу стимулирования инновационно — ориентированногопредпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний, разрабатывать,отслеживать и дополнять правовую базу и, что не мало важно, следить за ееисполнением. Только так можно добиться ускоренного продвижения инноваций в производствои заметно повысить их конкурентоспособность.
2.2Проблемы инфраструктуры и культуры ведения бизнеса
В данной курсовойрассматриваются проблемы продуктовых (технологических) инноваций, однако говоряоб инфраструктуре инноваций в России мы все равно будем говорить обо всех видахинновационной деятельности, делая основной упор на технологии.
Под инновационнойинфраструктурой понимают комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих иобеспечивающих реализацию инновационной деятельности.[8]В общем смысле можно охарактеризовать, как «помощь крупных корпораций,различных государственных и негосударственных фондов в предоставленииинформации, оказании помощи при анализе эффективности инновации, их внедрениии дальнейшей работы инновационного предприятия».[4] Также данное понятиевключает в себя предоставление площадей, рабочих мест, налоговых льгот,льготного финансирования и т.д. Основными элементами являются:бизнес-инкубатор, инновационный центр, технопарк, технополис и наукоград. Вроссийской практике наибольшее распространение получили бизнес — инкубаторы итехнопарки.
«Бизнес-инкубатор – этоструктура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для поддержанияэффективной деятельности малых фирм.»[4. с.75]
«Технопарк – этоорганизация, являющаяся юридическим лицом или, в соответствии сзаконодательством РФ, исполняющее по доверенности правомочия юридического лица,имеющая тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями инаучными центрами, промышленными предприятиям, региональными и местнымиорганами власти и управления и осуществляющая на находящейся по ее юрисдикциейтерритории формирования современной инновационной среды с целью поддержкиинновационного предпринимательства путем создания материально- технической,социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становленияи развития». [4. с. 78]
Первые элементыинновационной инфраструктуры — научно-технологические парки и бизнес – инкубаторы- были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов вТомске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годовпоявляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научныхцентров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков,созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопаркиимели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональныхвластей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.
Государство начинаетделать шаги в отношении создания инфраструктуры для инноваций. Так, уже запущендовольно перспективный проект Инновационный центр Сколково — научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новыхтехнологий. Во многих регионах создаются технопарковые структуры, такие как:технопарк новосибирского Академгородка и Наукоград Кольцово; автономнаянекоммерческая организация «Красноярский городской инновационно — технологический бизнес-инкубатор»; первый в России Агропарк в Татарстане;Кузбасский Технопарк и т.д.
Но все же стоитотметить, что данные проекты рассчитаны на перспективу и требуют определенноговремени и немалых финансовых вливаний, что бы давать требуемые результаты.Центральный технопарковый проект – «Сколково» является прообразом «Кремниевойдолины» (SiliconValley) – крупнейшей и самойуспешной в мире технопарковой зоны, находящейся в штате Калифорния в США.Однако к своему нынешнему виду «Кремниевая долина» приходила в течении болеечем шестидесяти лет.
В силу объективныхпричин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство изних не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкаявостребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленныхпредприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развитияинновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкойплатежеспособностью предприятий, а с другой — отсутствием информации опредлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы попродвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.Отсутствие информации является весомым барьером для успешного нахождения ивнедрения новшеств для не очень крупных региональных предприятий. Очевидно, чторабота государства в данном направлении пока еще недостаточна.
Профессионализм запоследние годы на всех уровнях управления в высоко технологичных отраслях сильноупал — у строителей, энергетиков, эксплуатационников, проектировщиков, ученых висследовательских институтах. Причем всерьез данная проблема проявилась послеаварии на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой погибло 75 человек.Оказалось, что в стране категорически не хватает квалифицированных управленцев,способных работать в отраслях, требующих технических знаний. В результате,сложилась ситуация, когда ресурс еще советской инфраструктуры подошел ккритическому порогу, и ее необходимо обновлять.
Это очень важная итруднопреодолимая проблема экономики страны. Из нее вытекает довольно большоеколичество барьеров модернизации экономики в целом и освоении отдельныхтехнологических инноваций. Изношенность основных средств предприятий в Россииколеблется на разном уровне по регионам и отраслям и достигает 80% (примеромможет служить изношенность основных средств в Калмыкии; изношенностьфедеральных электросетей по всей территории РФ). [15]
Помимо проблемсобственно предприятий, проблема устарелых основных фондов встает в контекстетехногенных аварий и катастроф, поскольку именно изношенность фондов являетсяпричиной в этих видах чрезвычайных ситуаций в абсолютном большинстве случаев.Также данная проблема оказывает непосредственное воздействие на процессмодернизации и освоения предприятиями инноваций, так как возникает ситуация,когда при определенном уровне изношенности фондов предприятия ввести какую-либоновую технологию оказывается очень затруднительно, так как новое оборудование,новая производственная система или узел просто не могут быть совмещены состальной цепочкой по разным техническим причинам. Тогда возникает потребностьв куда более масштабном обновлении системы предприятия и соответственнонесоизмеримо больших финансовых затрат. Получается ситуация, когда введениякакой-то отдельной продуктовой инновации требует обновления большей частипроизводственного комплекса. В сложившихся экономических условия в РФ, многиепредприятия не могут найти на это финансовых средств и отказываются отнововведений или откладывают до «лучших времен.
«Это последствиякультурного сдвига: во главе сложных и опасных систем, построенных предыдущимипоколениями, мы пытаемся ставить менеджеров, окончивших бизнес-школу и незнающих ничего, например, о законах сохранения энергии (в нынешних среднихшколах этому учат плохо), но прекрасно понимающих, что такое рост капитализациикомпании и хорошее настроение акционеров.» — говорится в редакционной статьежурнала «Эксперт».[9]
Немаловажным аспектомэкономики любой страны являются социокультурные особенности ведения бизнеса,так называемая ментальность. В Российской Федерации ментальность бизнесаявляется скорее проблемой, нежели чем плюсом в развитии и модернизацииэкономики. В основном это связанно с явлениями, происходившими в перестроечныйпериод российской истории, а так же является следствиемкомандно-административной, плановой, монопольной советской экономики со всемиее особенностями. Во время приватизации, начавшейся в первой половине 90-ыхгодов, было приватизировано порядка 70% государственных предприятий. Все этипредприятия в шоковом порядке государство перевело в рыночную среду, оставилобез государственного заказа, необходимого опыта и ясного представления о том,как выживать и развиваться самостоятельно в условия свободной конкуренции. Врезультате произошли массовые банкротства, огромное (более 50%) снижениепроизводства, сильная убыточность предприятий. Понятно, что в таких условиях,не о каких инвестициях в инновации речи не шло. Более того, было упущенопорядка 15 лет с начала перестройки, прежде чем предприятия снова сталивкладывать средства в технологические инновации. За это время произошелощутимый износ основных средств, увеличилась отсталость технологическихпроцессов. Все это создало дополнительные трудности для сегодняшнеймодернизации страны, так как отечественным предприятиям приходится догонять втехнологическом плане своих зарубежных конкурентов, что опять же требуетбольших трудовых и денежных вложений и более квалифицированных специалистов.
Низкая квалификациярабочих, так же является дополнительным барьером для внедрения производственныхнововведений, так как влечет за собой дополнительное время и затраты напостоянное переобучение и повышение квалификации.
Еще одним следствиемприватизации в частности перестройки в целом, это консолидация огромных активовв руках довольно узкого круга лиц. В стране возник такой класс, как олигархия.В руках не многочисленного круга олигархов сконцентрировалась значительнаячасть российских предприятий, причем абсолютно не связанных между собойпроцессом производства или выпускаемой продукцией. Собственники по довольнообъективным причина не могли участвовать в управлении каждым предприятием, и непреследовали цели его развития. Чаще всего смыслом приватизации или покупки,того или иного предприятия являлся чисто спекулятивный интерес. Было необходимонарастить капитализацию, увеличить стоимость акции и на пике продать. Сейчастакая практика так же довольно часто распространена в отечественной экономике,хоть и в меньших масштабах. Очевидно, что при таком практике, ни о какомдолгосрочном развитии у вновь возникших собственников предприятий речи не идет.Собственники не делают значительных денежных вливаний, не разрабатывают плановдолгосрочного развития. И вполне логично — они не занимаются внедрениемкаких-либо инноваций, в том числе и технологических. Тем самым, теряетсяперспектива модернизации и развития предприятия, теряется спрос на инновации,разноплановые разработки, научные достижения, что в свою очередь негативносказывается на отрасли научно — исследовательских открытий и опытныхразработок. В результате страдает целая цепочка инновационного процесса, что всвою очередь негативно сказывается на экономике.
2.3Проблемы финансирования технологических нововведений
Неотъемлемым элементоминновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления, а, вконечном счете, и успех любой инновационной деятельности, являетсяфинансирование. Любые инновационные разработки требуют значительных финансовыхвложений, тогда как государственное финансирование из федерального бюджета, засчет федеральных и внебюджетных фондов доступно не каждой компании, требуетсоответствия инновационного проекта определенным государственным инновационнымпрограммам. Поэтому актуально развитие частного финансирования инновационнойдеятельности в России. Таким финансированием может быть внутрифирменноефинансирование, финансирование за счет внешних инвесторов. Собственноевнутрифирменное финансирование инноваций возможно при наличии в первую очередьинновационных структур в составе компании, инновационной стратегии,инновационных проектов.
В целом различают двеформы финансирования инноваций — прямое и косвенное. Ниже представлен ихперечень, однако он применим именно к технологическим инновациям, список источниковдля инвестиционной деятельности в целом гораздо шире. К прямымисточникам финансирования относятся:
· бюджетныесредства;
· внебюджетныефонды;
· собственныесредства предприятий;
· кредиты;
· лизингоборудования;
· венчурныеинвестиции;
· инновационныеиностранные кредиты;
Сюда можно отнести идругие источники (страховые фонды, целевые благотворительные поступления и др.)
К косвенным видамфинансовой поддержки инноваций относятся:
· налоговые льготы искидки;
· налоговые кредиты;
· кредитные льготы;
· таможенные льготы;
· амортизационныельготы. [5]
Как уже указывалосьвыше, финансирование за счет государственного бюджета доступно далеко не всемчастным компаниям. Данное направление начало активно развиваться относительнонедавно и немного затормозилось из-за финансово-экономического кризиса.Используется в виде субсидий или льготных кредитов под конкретный проект. Также возможно использование данного вида финансирования в виде грантов, но такойвид, как правило, используется в отношении инновационного бизнеса в целом(открытие инновационных предприятий), а для проектов внедрения инновации впроизводство, практически не используется. В целом же, государственноефинансирование за счет бюджета, используется в основном в отношениигосударственных компаний.
На сегодня финансированиепромышленных инноваций за счет собственных средств предприятий, наряду скредитными займами, являются самыми распространенными источникамифинансирования инвестиционной деятельности и имеют ряд весомых проблем. Так,особенно в условиях прошедшего финансово-экономического кризиса, лишь оченьнемногие предприятия имеют возможность с умеренным риском вкладыватьсобственные средства в обновление производства и внедрения технологическихинноваций. Ситуация в отечественной экономики такова, что многие предприятия, вслучае наличия свободных средств, предпочитают формировать резервные фонды дляминимизации рисков по дебиторской задолженности, поддержания ликвидности и такдалее, и уже в последнюю очередь выделять средства на инвестиции в инновации.
Кредитование являетсяодним из самых значимых и важных способов привлечения средств дляфинансирования инноваций. В течение 2009 года малый и средний бизнес Россиисумел привлечь в 20 крупнейших банках около 150 тысяч кредитов на общую сумму порядка900 миллиардов рублей. Рынок очень болезненно отреагировал на экономическийкризис — годом ранее Сбербанк России в одиночку предоставил предпринимателямкредиты на триллион рублей.[10] Однаков сравнении с объемом кредитования США и Европы, объем российского кредита всееще очень мал. Обусловлено это в основном уровнем процентных ставок. На декабрь2010 года ставки рефинансирования США, Европы и России составляли соответственно0,25%, 1% и 7,75%.[11]
Еще одной весомойпроблемой российской экономики является высокий уровень инфляции. Именноналичием данного фактора обусловлены высокие ставки по кредитам. Так жеинфляция создает дополнительные трудности при оценке эффективности вложений винновации и создает дополнительные риски окупаемости вложений, на декабрь 2010года уровень инфляции приблизительно составлял 8,4%.[12]
Что касается налоговых,амортизационных и кредитных льгот в России (которые, к слову, можно отнеститакже и к административным проблемам), то данное направление находится настадии становления и постепенно начинает применяться. Так в Санкт-Петербургезаконодательством закреплено, что ставка налога на прибыль организаций, суммакоторого зачисляется в бюджет, уменьшается до 13,5 % при условии инвестированияв основные средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условииинвестирования от 150 до 300 млн. рублей, согласно статье 11, пункту 5.
Ставка налога наимущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга,уменьшается вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования в основныесредства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются сроком на тригода согласно статье 11, пункту 6.
С 01 января 2007 годакрупным инвесторам предоставлены дополнительные налоговые льготы. В статье 11,пункте один говорится, что при инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основныесредства, инвестор, реализующий проект в сфере «обрабатывающего производства»,освобождается от налога на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога наприбыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до13,5% также на 5 лет.
Кроме того, статья 11,пункт 3 устанавливает ставку налога на прибыль организаций, сумма которогозачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков — резидентовособой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, вразмере 13,5% на весь период существования данной особой экономической зоны.[10] Подобные схемы предоставления льгот используются во всех регионах РФ, однако,в сложившихся экономических условиях их объем недостаточен для внедрениянеобходимого объема технологических инноваций, обновления производственной базыи качественной модернизации экономики. Данное направление требует большейпроработки со стороны федерального центра и местных органов власти.
Лизинг являетсяотносительно новым для российской экономики, но очень перспективным, исходя измировой практики, инструментом финансирования инвестиционных проектов.Лизинговые операции активно используются в развитых странах и занимаютсущественную долю в процессе технологических нововведений, так как используютсядля непосредственной закупки нового (а значит, современного, техническиоснащенного и более производительного) оборудования.
Объем новых сделок нарынке лизинга в 1 полугодии 2010г. вырос в 2,8 раза по сравнению с 1 полугодием2009г. Сумма вновь заключенных сделок по итогам 1 полугодия 2010 г. составила255,5 млрд. руб. Предпосылками быстрого роста рынка стали: стабилизация вэкономике, существенное снижение процентных ставок, рост доступностифинансирования, а также эффект «низкой базы» после значительногосокращения рынка в 2009 г. Лизинговый портфель в целом составил 1037 млрд. руб.По оценке «Эксперт РА», в случае сохранения на рынке докризисныхтенденций развития, прирост новых сделок по итогам года может составить до 60%.[13]Лизинговый рынок в стране весьма хрупок и нестабилен, что обуславливается егомолодостью в России, а также его спецификой в целом. Однако лизинг весьмаперспективен и является очень важным факторов технической модернизации производствав стране, в частности на уровень инвестиций в технологические инновации. Однакопоявилась серьезная угроза всему лизинговому бизнесу. В опубликованных Минфиномв мае 2010 года документах о налоговой политике на ближайшие годы ставится подсомнение необходимость применения ускоренной амортизации в лизинговых сделках.При реализации данной инициативы существует большой риск сокращения рынкализинга. Связанно это с рядом причин:
1. Естьвероятность того, что затормозится процесс обновления основных фондов в странеи лизинговым компаниям придется перенастраивать бизнес и приспосабливаться кновым условиям работы.
2. Приотмене ускоренной амортизации в российском законодательстве не остаетсяравносильных льгот или программ, т.е. инструментов стимулирующих инвестиционнуюактивность.
3. Всеэто может привести к торможению инновационной активности, и неисполнению планаинновационного развития. Исходя из опыта США, Германии, Франции, Испании,Нидерландах можно сделать вывод: практически везде, где есть инновационнаяэкономика, есть и ускорение амортизации.[8]
Таким образом, проблемыфинансирования внедрения инноваций весьма актуальны в нашей стране иобъясняются многими факторами: неразвитость рыночных институтов, неэффективноестимулирование государством, отсутствие опыта в таких сферах, как, например,лизинг и т.д.
Заключение
В данной курсовой, наначальном этапе работы мы рассмотрели понятия инновации в целом, разобрали типыинноваций и определили необходимость их применения. Также мы разобрали смыслосновного понятия данной работы – «технологические инновации» и определили ихразновидность. Во втором разделе мы обозначили основные проблемы, разделив ихпо категориям, после чего провели исследования сути проблемы по каждой главе. Вчастности мы рассмотрели такие монеты, как проблемы финансирования инновационныхновшеств, а именно разобрали проблему дорогих кредитов, слабую поддержкугосударства, молодость и неразвитость лизинга в России, как важного иперспективного инструмента обновления основных средств. Также мы рассмотрелипроблему административных барьеров для видения бизнеса и значительнуюкоррумпированность российских чиновников – одну из основных болезней не толькороссийского бизнеса и экономики, но в целом всех сторон общественной жизниРоссийской Федерации.
Далее, мы рассмотрелипроблемы неразвитости инфраструктуры для ведения инновационного бизнеса ивнедрения инноваций в технологии производства. Мы определили, что в России покаеще на этапе зарождения находятся такие неотъемлемые атрибуты инновационнойэкономики, как технопарковые структуры и особые экономические зоны. Рассмотрелипроблемы психологии и ментальности ведения бизнеса, как остаточного явленияпосле периода распада Советского Союза и перестроечных годов двадцатого столетия.А именно наличие олигархическое модели экономики в РФ, большой концентрацииразных по отраслям предприятии в руках узкого круга граждан и отсутствиемотивации внедрения инноваций у их собственников. Также, наличие чистоспекулятивной составляющей ведения бизнеса в РФ.
Подводя итоги, следуетсказать, что в данной курсовой работе были затронуты далеко не все проблемывнедрения технологических новшеств в России. К неосвещенным можно отнести:стереотипы российских менеджеров и работников, слабый уровень квалификации иобразования рабочих, недостаток квалифицированных экономистов и менеджеров,настроенных на инновации, низкий объем венчурного финансирования. Самойбольшой, на мой взгляд, из незатронутых проблем, является проблема разработкитехнологических инновации. Проблема исследований и научных открытий в последнеевремя проявились особенно остро и имеют довольно много аспектов. Это слабоефинансирование научной деятельности со стороны государства и крупного бизнеса,падение уровня образования по стране, отток большого количества исследователейи ученных по приглашению западных стран и крупных мировых компаний, низкийуровень вовлеченности российских университетов в инновационную экономическуюдеятельность, низкая эффективность работы РАН и так далее. Данная проблемавесьма объемная и требует системного, глубокого и скрупулезного исследования врамках какой-либо отдельной научной работы.
Однако можнопредположить, что круг проблем на этом не заканчивается. Очевидно, что проблемывнедрения технологических инноваций в Российской Федерации не являются сугубоэкономическими, а затрагивают почти все сферы общественной жизни российскогообщества: социальную, политическую, юридическую, образовательную, культурную. Изначит, требуют комплексного и системного подхода к их решению.
Следует отметить ещеодну немаловажную деталь. В ходе написания работы, мы столкнулись с проблемойпрактически полного отсутствия системных научных работ и публикаций понепосредственно рассматриваемой в данной курсовой работе теме. Во многих научныхработах звучит тема инновации в целом, но почти не делается акцент натехнологических инновациях в частности. На наш взгляд, это явный минус, так какпри работе по устранению проблем технологических инноваций необходимо их тщательноеисследование для более полной и ясной картины.
Подводя итог, следуетсказать, что рассматриваемые в данной работе проблемы весьма серьезны и имеютисторически сложившиеся причины. Однако сегодня налицо очевидные шаги поустранению данных проблем или сведению к минимуму их влияния. Созданиетехнопарковых структур и особых экономических зон, разработка закона обинновационной деятельности, объявление президентом модернизации страны,основанной на инновациях, как национальной задачи. Так же налицо другиетенденции, рассмотренные в работе: рост рынка лизинга, борьба с коррупцией,комплексное улучшение инвестиционного климата в стране и т.д. Все этобезусловно является положительными тенденциями на пути к решениюрассматриваемых проблем и дает определенные перспективы развития инновационнойдеятельности. Но очевидно, что сложившаяся ситуация требует больших мер длярешения обозначенных проблем, а все перечисленные тенденции находятся наначальном этапе и требуют тщательного контроля и эффективной поддержки состороны государства в первую очередь, и также со стороны бизнеса.
Необходимо работать,ведь развитие инновационных технологий в России, и в частности технологическихинноваций – является ключевым фактором выживания и стратегическогопозиционирования Российской Федерации в мировом сообществе.
Списокиспользованной литературы и интернет ресурсов
1.ШумпетрЙ. Теория экономического развития.- М.: Издательство «Эксмо», 2008.
2.Евстафьев,Молчанов, Мотовилов и др. Менеджмент технологических инноваций. Уч. Пособие.-Спб.: СПбГУ.
3.МаренковН.Л. Методология создания инфраструктуры рынка инноваций в России.-М.: Высшаяшкола, 2005.
4.ХоппеК.-Х., Пецольдт К., Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н. Малое инновационноепредпринимательство: Учебное пособие для дистанционного обучения. – СПб.:ОЦЭиМ, 2004.- 264 с.
5.Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 238 с.
6.ЕвстафьевД.С. Продвижение инноваций: Учеб. пособие. Под общ. Ред. Ф.Й. Кайзера, Г.Г.Богомазова, З.А. Сабова. – СПб., 2001. – 90 с.
7.Инновационныйманифест «Эксперта».// Эксперт. – 2009 – №21 – с. 19-21.
8.Р.Романовский. Хрупкое восстановление.// Эксперт. – 2010 – №48 – с. 102-108.
9.РуководствоОсло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместнаяпубликация ОЭСР и Евростата. – М.: 2010.
10.ЗаконСанкт-Петербурга «О налоговых льготах» [N 81-11. 28 июня 1995года].// Деловой Петербург. – 2009. — №43 – с. 13-16.
11.Д.Медведев. Россия вперед!//Газета.ру. – 2009 [Электронный ресурс].www.gazeta.ru/comments/2009/09/10_a_3258568.shtml
12.С.Куликов. Золотые дороги России.// Независимая газета. – 2009 [Электронныйресурс]. www.ng.ru/economics/2009-11-17/1_roads.html
13.О.Кувшинова. Вести бизнес в России становится труднее.// Ведомости. – 2010.[Электронный ресурс].www.vedomosti.ru/companies/news/1139036/neprostye_usloviya_biznesa
14.Национальныйцентр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно техническойдеятельности и региональных инновационных систем. [Электронный ресурс].www.miiris.ru/index.php.
15.СайтПравительства РФ. [Электронный ресурс]. www.government.ru/
16.СайтАдминистрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Принципы инвестиционнойполитики Санкт-Петербурга. – Спб.: 2010.www.gov.spb.ru/economics/investitions.
17.СайтФедеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс].www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/