Реферат по предмету "Экономика"


Предпринимательство. Товарное производство и рынок. Основные фонды предприятия

АВТОНОМНАЯНЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
СМОЛЕНСКИЙФИЛИАЛ
КАФЕДРАЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И
КООПЕРАУИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕЗАНЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ЭКОНОМИКАПРЕДПРИЯТИЯ»
 
Тема:Предпринимательство. Товарное производство и рынок
Основныефонды предприятия

Выполнил:
студентка 3курса

г.Смоленск 2010

ВВЕДЕНИЕ
Всвоей работе я рассматриваю два, как я считаю не маловажных вопроса;
— Основные фонды предприятия.
-Предпринимательство.Товарное производство и рынок;
Понятие«основные производственные фонды» было введено в научный и хозяйственный оборотво времена централизованно – плановой системы хозяйствования. Оно включаетздания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудования,транспортные средства, инструмент производственный инвентарь, рабочий ипродуктивный скот, многолетние производственные насаждения и т. д.
Осуществление производственной деятельности связано сиспользованием различных средств труда, необходимых для создания переработки,продвижения, хранения продукции и услуг. Они являются важнейшими элементамипроизводительных сил и определяют их развитие.
Основныесредства оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства,качество работы и результаты всей финансово-хозяйственной деятельностипредприятия.
Основные производственные фонды – материально-техническаябаза общественного производства. От их наличия и уровня зависитпроизводственная мощность предприятия, уровень технической вооруженности труда.
Одним из важнейших факторов повышения эффективностипроизводства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основнымифондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное ихиспользование.
Спектр изучения вопросов организации управленияосновными средствами, а также повышения эффективности их использования,достаточно широк и представляет собой как теоретический, так и практическийинтерес. Именно в этом заключается цель данной научной работы, то есть изучениетеоретических, методологических основ по организации системы управленияосновными фондами и практической работы предприятия в данном аспекте.
В России неотвратимо осуществляются экономические реформы,хотя и не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ являетсястановление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и другихотношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущимсубъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные ииндивидуальные).

1. ОСНОВНЫЕФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущностьосновных фондов, их состав и структура
Основныефонды — это средстватруда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя приэтом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимостьпо частям на вновь создаваемую продукцию. К ним относят фонды со сроком службыболее одного года и стоимостью более 100 минимальных месячных заработных плат.Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные фонды.
Производственныефонды участвуют в процессе изготовления продукции или оказания услуг (станки,машины, приборы, передаточные устройства и т.д.).
Непроизводственныеосновные фонды не участвуют в процессе создания продукции (жилые дома, детскиесады, клубы, стадионы, поликлиники, санатории и т.д.).
Выделяютсяследующие группы и подгруппы основных производственных фондов:
1.  Здания (архитектурно-строительныеобъекты производственного назначения: корпуса цехов, складские помещения,производственные лаборатории и т.д.).
2.  Сооружения (инженерно-строительныеобъекты, создающие условия для осуществления процесса производства: тоннели, эстакады,автомобильные дороги, дымовые трубы на отдельном фундаменте и т.д.).
3.  Передаточные устройства (устройствадля передачи электроэнергии, жидких и газообразных веществ: электросети,теплосети, газовые сети, трансмиссии и т.д.).Машины и оборудования (силовыемашины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные ирегулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, автоматическиемашины, прочие машины и оборудование и пр.).
4.  Транспортные средства (тепловозы,вагоны, автомобили, мотоциклы, кары, тележки и т.д., кроме конвейеров итранспортеров, включаемых в состав производственного оборудования).
5.  Инструмент (режущий, ударный,давящий, уплотняющий, а также различные приспособления для крепления, монтажа ит.д.), кроме специального инструмента и специальной оснастки.
6.  Производственный инвентарь ипринадлежности (предметы для облегчения выполнения производственных операций:рабочие столы, верстаки, ограждения, вентиляторы, тара, стеллажи и т.п.).
7.  Хозяйственный инвентарь (предметыконторского и хозяйственного обеспечения: столы, шкафы, вешалки, пишущиемашинки, сейфы, множительные аппараты и т.п.).
8.  Прочие основные фонды. В состав этойгруппы включают библиотечные фонды, музейные ценности и т.д.
Удельныйвес (в процентах) различных групп основных фондов в общей стоимости их напредприятии представляет структуру основных фондов. На предприятияхмашиностроения в структуре основных фондов наибольший удельный вес занимают:машины и оборудование — в среднем около 50%; здания около 37%.
Взависимости от степени непосредственного воздействия на предметы труда ипроизводственную мощность предприятия основные производственные фондыподразделяют на активные и пассивные.
Кактивной части основных фондов относят машины и оборудование, транспортныесредства, инструменты.
Кпассивной части основных фондов относят все остальные группы основных фондов.Они создают условия для нормальной работы предприятия.

1.2  Учет и оценка основных фондов
 
Основныефонды учитываются в натуральном и стоимостном выражении. Учет основных фондов внатуральном выражении необходимы для определения технического состава и балансаоборудования; для расчета производственной мощности предприятия и егопроизводственных подразделений; для определения степени его износа,использования и сроков обновления.
Исходнымидокументами для учета основных фондов в натуральном выражении являются паспортаоборудования, рабочих мест, предприятия. В паспортах приводится подробнаятехническая характеристика всех основных фондов: год ввода в эксплуатацию,мощность, степень изношенности и т.д.
Впаспорте предприятия содержатся сведения о предприятии (производственныйпрофиль, материально-техническая характеристика, технико-экономическиепоказатели, состав оборудования и т.д.), необходимые для расчетапроизводственной мощности.
Стоимостная(денежная) оценка основных фондов необходима для определения их общей величины,состава и структуры, динамики, величины амортизационных отчислений, а такжеоценки экономической эффективности их использования.
Существуютследующие виды денежной оценки основных фондов:
1.  Оценка по первоначальной стоимости,т.е. по фактическим затратам, произведенным в момент создания или приобретения(включая доставку и монтаж), в ценах того года, в котором они изготовлены илиприобретены.
2.  Оценка по восстановительнойстоимости, т.е. по стоимости воспроизводства основных фондов на моментпереоценки. Эта стоимость показывает во сколько обошлось бы создание илиприобретение в данное время ранее созданных или приобретенных основных фондов.
3.  Оценка по первоначальной иливосстановительной с учетом износа (остаточной стоимости), т.е. по стоимости,которая еще не перенесена на готовую продукцию.
Остаточнаястоимость основных фондов (Фост) определяется по формуле:
Фост= Фнач*(1-На*Тн),
где Фнач — первоначальная или восстановительная стоимость основных фондов, руб.;На — норма амортизации, %; Тн — срок использования основных фондов.
Приоценке основных фондов различают стоимость на начало года и среднегодовую.
Среднегодоваястоимость основных фондов Фсрг определяется по формуле:
Фсрг= Фнг + Фвв*n1/12 — Фвыб*n2/12,
где Фнг — стоимость основных фондов на начало года, руб.; Фвв — стоимостьвведенных основных фондов, руб.; Фвыб — стоимость выбывших основныхфондов, руб.; n1 и n2 — количество месяцев функционирования введенных ивыбывших основных фондов, соответственно. Для оценки состояния основных фондовприменяются такие показатели, как коэффициент износа основных фондов, которыйопределяется как отношение стоимость износа основных фондов к полной ихстоимости; коэффициент обновления основных фондов, рассчитываемый как стоимостьвведенных основных фондов в течение года приходящаяся на стоимость основныхфондов на конец года; коэффициент выбытия основных фондов, который равен стоимостивыбывших основных фондов деленной на стоимость основных фондов на начало года.
Впроцессе функционирования основные фонды подвергаются физическому и моральномуизносу.
Подфизическим износом понимается утрата основными фондами своих технических параметров.Физический износ бывает;
· эксплуатационный
· естественный.
Эксплуатационныйизнос является следствием производственного потребления.
Естественныйизнос происходит под воздействием природных факторов (температуры, влажности ит.п.).
Моральныйизнос основных фондов является следствием научно-технического прогресса.
Существуютдве формы морального износа:
· форма моральногоизноса, связанная с удешевлением стоимости воспроизводства основных фондов врезультате совершенствования техники и технологии, внедрение прогрессивныхматериалов, повышения производительности труда.
· форма моральногоизноса, связанная с созданием более совершенных и экономичных основных фондов(машин, оборудования, зданий, сооружений и т.д.).
Оценкаморального износа первой формы может быть определена как разность междупервоначальной и восстановительной стоимостью основных фондов. Оценкаморального износа второй формы осуществляется путем сравнения приведенныхзатрат при использовании устаревших и новых основных фондов.
1.3 Использование основных фондов
 
Основнымипоказателями, отражающими конечный результат использования основных фондов,являются: фондоотдача, фондоемкость и коэффициент использованияпроизводственной мощности.

Фондоотдачаопределяется отношением объема выпущенной продукции к стоимости основныхпроизводственных фондов:
Кф.о.= N/Фс.п.ф.,
где Кф.о.-фондоотдача; N — объем выпущенной (реализованной) продукции, руб.; Фс.п.ф. — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.
Фондоемкость — величина обратная фондоотдаче.Коэффициент использования производственной мощности определяется как отношениеобъема выпущенной продукции к максимально возможному выпуску продукции за год.
Основныминаправлениями улучшения использования основных фондов являются:
·  техническое совершенствование имодернизация оборудования;
·  улучшение структуры основных фондовза счет увеличения удельного веса машин и оборудования;
·  повышение интенсивности работыоборудования;
·  оптимизация оперативногопланирования;
·  повышение квалификации работниковпредприятия.

2.Предпринимательство. Товарное производство и рынок
 
2.1Предпринимательство. Виды и субъекты
 
ВЗаконе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» отмечается, чтопредпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативнаясамостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свойстрах и риск и под свою имущественную ответственность, направленная наполучение прибыли.
Предпринимательможет заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом,включая хозяйственно – производственную, торгово – закупочную, Инновационную,консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценнымибумагами.
Субъектыпредпринимательства:
1. граждане России идругих государств, неограниченные в установленном законом порядке в своейдеятельности;
2. гражданеиностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий,установленных законом;
3. объединенияграждан (партнёры).
Предпринимательскаядеятельность осуществляется:
1. самимсобственником средств производства на свой страх и риск и под своюимущественную ответственность;
2. руководителемпредприятия от имени собственника и т.д..
Видыпредпринимательства:
1. производственное– деятельность направленная на производство продукции, проведение радот иоказание услуг, сбор, обработку представление информации, подлежащей реализациипотребителям. Функция – производство, результат – производство товара иреализация. Производственное предприятие считается самым трудным видомпредпринимательства и обеспечивает 10-12% рентабильности предприятия.
2. коммерческое — товарно– денежные отношения, торгово – обменные операции, т.е. перепродажа товара иуслуг. Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыльсоставляет не менее 20-30% от затрат.
3. финансовое –разновидность коммерческого, объектом купле — продажи выступает специфическийтовар – деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры идр.). Товаром является финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этотвид бизнеса, начинает финансовые операции с анализа рынка ценных бумаг имаркетинговой деятельности, далее идёт поиск потенциальных покупателей денег,валюты, и др. Считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее5% при продолжительности сделки менее одного года и 10-15% — для долговременныхсделок.
4. посредническое –проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделкестороны. З а оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
5. страховое –особая форма финансового предпринимательства. Предприниматель получаетстраховые взносы, которые возвращаются плательщику только при наступлениистрахового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Все видыпредпринимательской деятельности направлены на получение дохода и связаны сразличной степенью экономического риска предпринимателя.
Товарное производство
Подтоварным производством понимается такое производство, при котором продуктыпроизводства для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляетсяпосредством рынка. Условием, необходимым для возникновения товарногопроизводства, является общественное разделение труда. Этапы развития товарногопроизводства связаны с развитием обмена, рынка.
Выделяютследующие типы рынка:
· неразвитые;
· свободные;
· регулируемые;
· деформированные.
Каждомутипу рынка соответствует особая модель товарного производства:
· товарноепроизводство неразвитого рынка;
· товарноепроизводство свободного рынка;
· товарноепроизводство регулируемого рынка;
· товарноепроизводство деформированного рынка
Рынок – это саморегулируемая, основаннаяна экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем поповоду обмена, купле — продажи товаров (услуг). Основными элементами рыночногомеханизма является цена, спрос, предложение. Соотношение спроса и предложенияопределяет цену товара на рынке.
Законспроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величинойспроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а его сокращениеспособствует росту цен на рынке.
Составнойчастью рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция – основной механизм формированияхозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятныхусловий сбыта продукции и максимальное удовлетворение (табл.2.1).
Рынокобладает сложной структурой, являясь, по сути, системой множества разнообразныхспециализированных рынков.

Таблица2.1Типы конкуренции и рынка Количество и размер фирм Характер продукции Условия выхода на рынок и ухода с него Доступность информации Чистая конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Отсутствие затруднений Равный доступ ко всем видам информации Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Отсутствие затруднений Некоторые затруднения Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная и однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения Монополия Одна или несколько крупных фирм Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры выхода на рынок Некоторые ограничения
Существуютразличные их классификации в зависимости от выбранного критерия (табл.2.2).
1.  По отношению к субъекту рыночныхотношений:
· рынок продавца,
· рынок покупателя
· рынокпосреднических операций (рынок промежуточных продавцов).
2.  По географическому признаку:
· Внутренний(национальный рынок, подразделяющийся на региональные, местные рынки и т.д.);
· Внешний рынок(мировой, приграничный и т.п.).
3.  По характеру продаж:
· Оптовые
· Розничные

Таблица2.2Рынок товаров и услуг Финансовый рынок Рынок интеллектуальной продукции Рынок труда Рынок средств производства Рынок ценных бумаг Рынок технологий, опытно – конструкторских разработок Занятые Рынок потребительских товаров Рынок капитала Рынок фундаментальной научной информации Безработные Рынок услуг производственного и непроизводственного назначения Валютный и ссудный рынок Рынок информации Биржи труда, система подготовки и переподготовки кадров
1. Поотраслевому признаку выделяют:
· Рынок сырья (уголь, нефть, газ, древесина и др.);
· Рынокпроизводства ( зерно, рыба, мясо т.д.);
· Рынокмашиностроения (атомобили, мащины и т.д.) и др. отраслевые рынки.
В силупроизводимых товаров ( сложность, длительность изготовления и др.), удалённостипродавцов и покупателей друг от друга, возможности задержки в оплатепоставленных товаров каждый рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой– системой специализированных организаций.
Инфраструктурарынка включает кредитную систему, систему биржевой торговли, совокупностьсамостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли.
Кредитная система состоит из банковскойсистемы, страховых компаний, фондов профсоюзов и других организаций. Первымярусом банковской системы является центральный банк, вторым – коммерческие,ипотечные, инновационные, инвестиционные и др. банки.
Биржа – организованный оптовый рынок,действующий как аукцион по купле – продаже товаров, ценных бумаг и валюты.Действует на основании устава под руководством биржевой компании. Клиенты –физические лица, торгово-промышленные корпорации, кредитно – финансовыеинституты. Биржи бывают:
· товарные(специализированные, универсальные);
· фондовые (посделке с ценными бумагами);
· валютные ( купле- продажа национальной валюты);
Кромебиржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельныхпредприятий оптовой и розничной торговли, использующих разно – образныеорганизационные формы (ярмарки, аукционы, выставки – продажи и др.).
Основныепреимущества рыночной экономики:
1. эффективноераспределение и использование ресурсов для производства необходимых обществутоваров и услуг;
2. высокая степеньгибкости и адаптивности к изменяющимся условиям производства;
3. внедрениедостижений науки и техники в производстве;
4. свобода выбора идействий предпринимателей и потребителей;
5. способность кудовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
6. относительнобыстрое восстановление нарушенного экономического равновесия.
Основныенедостатки рынка:
1. отсутствиестимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественногопользования;
2. отсутствиемеханизма защиты окружающей среды от производственной и иных видовдеятельности;
3. неспособностьсохранения невоспроизводимых ресурсов;
4. отсутствие гарантиизанятости населения;
5. отсутствиемеханизма финансирования развития фундаментальных и прикладных исследований внауке;
6. нестабильностьразвития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.
Существованиепроблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений невозможно,обуславливает значимость государственных институтов и развитии национальнойэкономики. Государство призвано всемирно воздействовать созданию нормальныхусловий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами,позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется.
Современныйрынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капитала и развитиемкорпоративных форм организации бизнеса, а с другой – сохранением множествамелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостьюи адаптивностью. Интенсивно развивается важнейшая составляющая рынка – рынокинформации.

Задача
Проведитеанализ доходов от торговых надбавок (от реализации) по торговому предприятию.
Оборотрозничной торговли в отчётном году составил 24300,0 тыс. руб., в предшествующемгоду – 15600,0 тыс. руб… Сумма доходов от торговых надбавок в отчётном периодесоставила 5615,0 тыс. руб., в предшествующем – 3436,0 тыс. руб. Средний индексрозничных цен – 1,4.
Решение:
1. Определяемуровень доходов от торговых надбавок;
Отчётныйгод
(5615/ 24300) * 100% = 23,11 % к обороту;
Предшествующийгод
(34,36/ 15600) * 100 % = 22,03 % к обороту;
2. Определяемизменения уровня доходов;
23,11– 22,03 = +1,08 % к обороту;
3. Рассчитаемдинамику:
Доходов5615 / 3436 * 100 % = 163,4 %
Оборота243000 / 15600 * 100 % = 155,8 %
4.Рассчитаем изменение доходов под влиянием всех факторов в совокупности: 5615 –3436 = + 2179 тыс.руб.
5. Влияниеизменения объёма оборота
(24300-15600)*22,03 / 100 = 1916,6 тыс. руб.
Засчёт изменения розничных цен
(24300-243000/1,4)*22,03/100=+1529,5тыс. руб.
Засчёт изменения физического объёма оборота
(24300/1,4-15600)*22,03/100=+387,1тыс. руб.
6. Влияниевсех других факторов в совокупности (изменения уровня доходов) +2179 — (+1916,6) = +262,4 тыс. руб. или
(23,11– 22,,03) * 24300 / 100 = + 262,4 тыс. руб.
Наосновании произведённых расчётов можно сделать следующие выводы:
Уровеньдоходов от реализации торгового предприятия составил в отчётном году 23,11 % кобороту, что выше показателей предшествующего года на 1,08% к обороту.Увеличение уровня доходов явилось следствием опережающего роста суммы доходовпо сравнению с ростом оборота(динамика составила 163,4% и 155,8 %соответственно). На изменение суммы доходов (на 2179 тыс. руб.) оказали влияниеразличные факторы. В результате квеличения оборота сумма доходов от торговыхнадбавок могла возрасти на 1919,6 тыс. руб.( преимущественно за счёт ростацен). Влияние же всех прочих факторов в совокупности способствовало увеличениюсуммы доходов на 262,4 тыс. руб.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Організація роботи підприємства
Реферат Генеалогические аспекты прогнозирования быстроты тренируемости единоборцев
Реферат Характеристика белков
Реферат 127. Управление предприятием: организационная структура и механизм управления, управленческий персонал
Реферат Эортология и богословие Рождества Христова
Реферат Основные формы первичной маркетинговой информации
Реферат Організація діяльності й керування рекламним агентством
Реферат Основные показатели деятельности торгового предприятия
Реферат Організація продажу товарів у магазинах самообслуговування
Реферат Особенности товарных знаков на рынке СМИ
Реферат Підприємницька діяльність
Реферат Основные характеристики и цели СХЕ, емкость рынка
Реферат Пантелеймон Романов
Реферат Эффективное общение
Реферат Особенности маркетинговой деятельности в современных условиях