КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине«Экономический анализ»
«Прогнозированиепотенциального банкротства предприятия»
Оренбург
Содержание
Введение
1. Теоретические основыпрогнозирования банкротства предприятия
1.1 Российские и зарубежныеметоды прогнозирования банкротства
1.2 Анализ угрозыбанкротства по зарубежным методикам оценки
1.3 Анализ вероятностибанкротства по российским методикам
2. Анализ потенциальногобанкротства ОАО «Живая вода»
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализпотенциального банкротства предприятия по модели Альтмана
3. Пути повышенияфинансовой устойчивости ОАО «Живая вода»
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Глобальный финансовый кризис, зародившийся в США в секторе жилойнедвижимости и затем «заразивший» остальные развитые страны, сейчас ужеоказывает влияние на мировую экономику. Это влияние, к сожалению толькоотрицательное.
По последним данным экономика России в последние месяцы 2008 годапоказывает серьезные темпы падения, обусловленные резким падением производствапрактически во всех отраслях. Поэтому, если по итогам 2008 года ВВП РФ ещёпокажет итоговые годовые данные выше 6% прироста, то в первом квартале 2009года с большей степенью вероятности можно ожидать отрицательные темпы приростаи как следствие фиксировать факт рецессии в российской экономики уже в концепервого полугодия будущего года.
Подобные явления обусловлены рекордными объёмами сокращения спросаи деловой активности в стране. Всё это сопровождается увольнениями людей, т.е.ростом безработицы, что в свою очередь отражается на активности потребителей.
В то же самое время прекращение банками кредитования реальногосектора экономики негативно сказывается на положении компаний. Масла в огонь подливаети рекордная инфляция за последние 5 лет.
Поэтому на лицо совокупность проблем, с которыми столкнутьсяпредприятия. Это и падение объемов продаж, затоваривание складов, отсутствиеисточников финансирования, сокращение денежного потока и как следствие проблемыс обслуживанием долга.
Именно для того чтобы не быть застигнутым врасплох закономернымпадением финансовых результатов предприятия, вследствие цикличностиэкономических процессов, необходимо постоянно следить за уровнем финансовойустойчивостью и при появлении первых признаков ухудшения состоянияпредпринимать незамедлительные ответные действия. Для этого можновоспользоваться существующими методиками определения вероятности банкротства.
Цель исследования – описать особенности прогнозирования потенциальногобанкротства предприятия.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующиезадачи:
- исследовать теоретические основы прогнозированиебанкротства предприятия;
– раскрыть особенности анализа угрозы банкротства по зарубежнымметодикам оценки;
- описать анализ вероятности банкротства по российским методикам;
- оценить вероятность потенциального банкротства;
- дать рекомендации по улучшению финансового состояния.
Объекта анализа – ОАО «Живая вода».
При создании данной работы были использованы материалыпериодических изданий, а также информационно-аналитические электронные ресурсысети интернет.
1 Теоретические основы прогнозирование банкротства предприятия
1.1 Российские и зарубежные методы прогнозирования банкротства
Федеральным законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность(банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полномобъеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3).
В названном Законе установлены признаки банкротства: должниксчитается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства неисполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были бытьисполнены. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываютсяразмеры денежных обязательств и обязательных платежей. В размер денежныхобязательств включают:
- размер задолженности за переданные товары, выполненныеработы и оказанные услуги;
- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательногообогащения;
- размер задолженности, возникшей вследствие причинения вредаимуществу кредиторов.
К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательныевзносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды впорядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иныхфинансовых санкций.
Признаком успешного управления деятельностью предприятия служитдостижение им поставленных экономических целей, среди которых могут быть:
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство в борьбе с конкурентами;
- рост объемов производства и реализации;
- максимизация прибыли;
- занятие определенной ниши и доли на рынке товаров;
- максимизация рыночной стоимости предприятия и др.
Мониторинг степени достижения поставленных целей в зависимости отих вида осуществляется в рамках систем оценки положения предприятия на рынкахкапитала, товаров и услуг, управленческого контроля, управленческого учета, финансовогоменеджмента. Общепринятый интегральный признак успешности в достиженииэкономических целей – стабильность генерирования прибыли. Для оценки уровнядостижения отдельных экономических целей и конкретизации финансового состоянияпредприятия следует ориентироваться не только и не столько на прибыль, сколькона совокупность показателей, комплексно характеризующих имущественный ифинансовый потенциалы предприятия. Сделать это можно по данным публичнойбухгалтерской (финансовой) отчетности. Этим объясняется устойчивая популярностьсоответствующих методик оценки, базирующихся на отчетности.
Систематизированный анализ отчетности выделился в самостоятельныйраздел финансового анализа сравнительно недавно, в конце XIX в. В этовремя в западной учетно-аналитической практике в приложении к железнодорожномутранспорту появились первые расчеты некоторых относительных показателей,характеризующих ликвидность компаний и эффективность затрат.
В настоящее время отечественные и зарубежные специалистыпредлагают различные методы анализа финансовой отчетности, которые отличаютсядруг от друга в зависимости от целей и задач анализа, информационной базы,технического обеспечения, оперативности решения аналитических и управленческихзадач, опыта и квалификации персонала.
В формировании зарубежных научных направлений анализа финансовойотчетности выделяют пять относительно самостоятельных подходов, научных школ.Такое деление достаточно условно, поскольку в той или иной степени эти подходыпересекаются и взаимно дополняют друг друга:
- школа эмпирических прагматиков (Empirical PragmatistsSchool);
- школа статистического финансового анализа (Ratio StatisticiansSchool);
- школа мультивариантных аналитиков (Multivariate Modelers School);
- школа аналитиков, занятых диагностикой банкротства компаний(Distress Predictors School);
- школа участников фондового рынка (Capital Marketers School).
Представители первой школы (например, Роберт Фоулк (RobertFoulke)), работая в области анализа кредитоспособности компаний, пыталисьобосновать набор относительных показателей, пригодных для анализа. Их цельсостояла в отборе таких индикаторов, которые могли бы помочь аналитику ответитьна вопрос, сможет ли компания расплатиться по своим краткосрочным обязательствам.Данный аспект анализа деятельности компании рассматривался представителями этойшколы как наиболее важный, поэтому анализ базировался на показателях,характеризующих оборотные средства, собственный оборотный капитал,краткосрочную кредиторскую задолженность. Основной вклад представителей этойшколы в теорию систематизированного анализа финансовой отчетности заключается втом, что они впервые рассчитали по данным бухгалтерской (финансовой) отчетностимногообразие аналитических коэффициентов, которые стали полезными для принятияуправленческих решений финансового характера.
Появление второй школы связывают с работой Александра Уолла(Alexander Wall), посвященной разработке критериев кредитоспособности. Основнаяидея представителей этой школы состоит в том, что аналитические коэффициенты,рассчитанные поданным бухгалтерской отчетности, должны соответствоватьопределенным нормативным значениям или диапазонам значений. Целью исследованийстала разработка подобных нормативов для коэффициентов в разрезе отраслей, подотраслейи групп однотипных компаний на основе использования статистических методов.Проведенные исследования показали, что коэффициентам свойственнапространственно-временная мультиколлинеарность(взаимообусловленность). Этоопределило необходимость классификации всей совокупности коэффициентов нагруппы, в которых показатели одной и той же группы коррелируют между собой, апоказатели разных групп относительно независимы.
Идеи теории анализа финансовой отчетности представителей третьейшколы (например, Джеймса Блисса (James Bliss), Артура Винакора (Arthur Н.Winakor)) базируются на взаимосвязи частных коэффициентов, характеризующихфинансовое состояние и эффективность текущей деятельности компании, иобобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности. Основная задачаэтой школы состоит в построении пирамиды (системы) финансовых показателей иразработке на ее основе имитационных моделей.
Представители четвертой школы сделали основной упор на анализефинансовой устойчивости компании, предпочитая перспективный анализретроспективному. По их мнению, ценность бухгалтерской отчетности определяетсяисключительно се способностью обеспечить предсказуемость возможногобанкротства. Первые попытки анализа деятельности фирм-банкротов былипредприняты в 30-е годы XX в., в наиболее законченном виде методика итехника прогнозирования банкротства представлена в работах Эдварда Альтмана(Edward AJtman) и Уильяма Бивера (Willam Beaver).
Пятая школа представляет собой самое новое по времени появлениянаучное направление в систематизированном анализе финансовой отчетности.Последователи этой школы (например. Джордж Фостер (George Foster)) считают, чтоценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозированияуровня эффективности инвестирования в те или иные ценные бумаги и степенисвязанного с ним риска.
В России рыночные условия хозяйствования обусловили в последнеевремя повышенный интерес к теории и практике финансового анализа деятельностипредприятий. Это прежде всего связано с тем, что с рыночными условиямихозяйствования коммерческие предприятия оказались в ситуации неопределенности иповышенного риска. С одной стороны, предприятия получили право свободнораспоряжаться собственными средствами, самостоятельно заключать хозяйственныеконтракты и сделки на внутреннем и внешнем рынках, что заставило ихсамостоятельно заниматься поиском надежных потенциальных партнеров икачественно оценивать их финансовую устойчивость и платежеспособность. С другойстороны, предприятия с большим интересом стали относиться к оценке собственныхвозможностей:
- могут ли они отвечать по своим обязательствам;
- эффективно ли используют имущество;
- окупаются ли вложенные в активы средства;
- целесообразно ли расходуется чистая прибыль и др.
Для того чтобы квалифицированно отвечать на эти вопросы,бухгалтерские и финансовые службы организации должны обладать специальнымизнаниями для проведения финансового анализа, уметь пользоваться имеющимисяметодическими разработками.
Переход к рыночным отношениям потребовал от российскихученых-экономистов пересмотра традиционного понимания важных экономическихкатегорий, развития целого ряда нетрадиционных для нашей экономикифинансово-кредитных институтов (инжениринговых, консалтинговых, лизинговых,факторинговых и др.). К настоящему времени сложились два основных подхода кпониманию финансового анализа. Согласно первому, «финансовый анализ» понимаетсяв широком аспекте и охватывает все разделы аналитической работы, входящие всистему финансового менеджмента, т.е. связанные с управлением финансамихозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, включая рынок капитала.Представителем этого подхода в отечественной науке является профессорСанкт-Петербургского государственного университета В.В. Ковалев. Второйподход ограничивает сферу финансового анализа анализом бухгалтерской(финансовой) отчетности. Среди приверженцев второго подхода можно назвать О.В. Ефимову.А.Д. Шеремета, Е.В. Негашева, Р.С. Сайфулина.
Значительный вклад в развитие методологии и практики анализафинансовой отчетности внесла учетно-аналитическая школа Московскогогосударственного университета им. М.В. Ломоносова под руководствомпрофессора А.Д. Шеремета. Представителями этой научной школы разработанасистема показателей комплексной рейтинговой оценки деятельности хозяйствующихсубъектов (отрасли, банка, структурных подразделений акционерного общества илихолдинговой компании и т.д.). Показатели сгруппированы по пяти группампризнаков, оценивающим:
- платежеспособность и ликвидность;
- финансовую устойчивость;
- деловую активность;
- рентабельность;
- эффективность управления.
Набор показателей по каждой из групп варьируется, уточняется, а тои принципиально изменяется в зависимости от экономических и организационно-правовыхусловий хозяйствования предприятий, а также от целей и задач финансовогоанализа.
Так, применяемые коммерческими банками России критерии оценкикредитоспособности определяются с позиции платежеспособности и финансовойустойчивости предприятия, оцениваемых по значениям отдельных финансовыхпоказателей. Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет определитьфинансовое состояние предприятия и класс его кредитоспособности. В основесистемы оценки лежит обобщающий показатель, который базируется на несколькихпоказателях финансового состояния предприятия-заемщика. Количество показателейможет быть различным.
Анализ прогнозирования банкротства в отечественной практикепроводится на основе оценки неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса(форма №1). При этом производится расчет трех показателей:
- коэффициента текущей ликвидности;
- коэффициента обеспеченности собственными средствами;
- коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности.
Значения рассчитанных показателей сравниваются с рекомендованныминормативными значениями. По результатам сравнения делаются выводы о наличии(отсутствии) угрозы банкротства предприятия.
Как видим, существует определенная научная преемственность междуотечественными и зарубежными подходами к анализу финансовой отчетности. Однаконе следует забывать, что механический перенос зарубежного опыта без учетаспецифики условий, в которых работают российские предприятия, неприемлем.
Кроме того, результаты выполненных формализованных аналитическихрасчетов не должны быть единственным и безусловным критерием для принятия тогоили иного решения. Формализованные способы для определения критическогофинансового положения могут быть реализованы на основе данных годовой иквартальной бухгалтерской отчетности. Аналитические расчеты служат базой дляпринятия управленческих решений, однако их окончательный вариант долженприниматься с учетом дополнительных факторов.
Необходимость сочетания формализованных и неформализованныхпроцедур накладывает существенный отпечаток, как на порядок подготовкианалитических документов, так и на последовательность процедур анализафинансового состояния. Они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, адолжны корректироваться как по форме, так и по существу. Именно такой подходнаиболее соответствует логике функционирования предприятия в условиях рыночнойэкономики.
1.2 Анализ угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки
Исследования зарубежных ученых в области предсказания банкротствапредприятий позволяют сделать вывод о том, что из множества финансовыхпоказателей можно выбрать лишь несколько полезных и более точно предсказывающихбанкротство.
Одной из первых попыток использовать аналитические коэффициентыдля прогнозирования банкротства считается работа У. Бивера. Онпроанализировал за пятилетний период 20 коэффициентов по группе компаний,половина из которых обанкротилась.
В таблице 1 представлена система показателей У. Бивера дляоценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства.
Таблица 1 – Система показателей У. БивераПоказатели Расчет Значения показателей
Группа 1:
«Благопо-лучные компании»
Группа 2:
«За пять лет до банкротст-ва»
Группа 3:
«За один год до банкротства» 1 Коэффициент Бивера
/>/> 0,4–0,45 0,17 -0,15 2 Коэффициент текущей ликвидности
/> ≤3,2 /> 6–8 4 -22 4 Финансовый леверидж, %
/> ≤35 ≤50 ≤80
Наибольшую известность в области прогнозирования угрозыбанкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана.Он разработал на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методикурасчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделитьхозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.
При построении индекса банкротства Э. Альтман обследовал 66промышленных компаний, одна половина из которых обанкротилась, а другаяполовина работала успешно. Впервые в 1968 г. Э. Альтман по данным 33компаний исследовал 22 финансовых коэффициента, базировавшихся на данных одногопериода перед банкротством, отобрал пять наиболее значимых из них для прогноза.
Эти показатели Э. Альтман включил в линейную дискриминантнуюфункцию:
Х1 – отношение собственных оборотных активов (чистогооборотного капитала) к сумме активов;
Х2 – рентабельность активов (отношение нераспределеннойприбыли к сумме активов);
X3 – уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов);
X4 – коэффициент соотношения собственного и заемного капитала(отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу);
X5 – оборачиваемость активов (отношение выручки от реализации ксумме активов).
На основе данных коэффициентов Э. Альтман разработалпятифакторную Z-модель, которая представляет собой один из основных методовоценки вероятности банкротства компаний и широко используется в США.
/> (1)
где X1, X2, X3, X4, X5 – коэффициенты в виде долейединицы
Вероятность угрозы банкротства предприятия по модели Альтманаоценивается согласно шкале, представленной в таблице 2. Чем больше Z5 превышает значение 2,99, тем меньше вероятность банкротства укомпании в течение двух лет.
Таблица 2 – Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана
Значение интегрального показателя Z5 Вероятность банкротства Менее 1,81 Очень высокая От 1,81 до 2,7 Высокая От 2,7 до 2,9 Невелика Более 2,99 Ничтожна, очень низкая
Существуют и другие мнения, согласно которым в условиях переходнойэкономики использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонниковэтих мнений служат:
- несопоставимость факторов, генерирующих угрозу банкротства;
- различия в учете отдельных показателей;
- влияние инфляции на их формирование;
- несоответствие балансовой и рыночной стоимости отдельных активов идругие объективные причины.
В связи с этим, по их мнению, требуется корректировка весовыхкоэффициентов значимости показателей в модели Альтмана.
За последние 30 лет зарубежными бухгалтерами и экономистами былопредложено множество модификаций модели Альтмана. Так, в 1983 г. сам Э. Альтманразработал модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которыхне котировались на бирже.
В 1972 г. Дж. Блисс разработал собственнуючетырехфакторную модель оценки финансового состояния предприятия с цельюдиагностики банкротства для Великобритании. В 1977 г. британские ученые Р. Тафлери Г. Тишоу апробировали подход Альтмана на данных 80 британских компаний ипостроили четырехфакторную прогнозную модель с отличающимся набором факторов.
Французские ученые Ж. Конан и М. Голдер на базе методамножественного дискриминантного анализа разработали модель оценкиплатежеспособности компаний, которая позволила оценивать вероятность задержкиими платежей.
Перечисленные выше модели позволяют высказывать суждение овозможном в обозримом будущем (два-три года) банкротстве одних предприятий идостаточно устойчивом финансовом положении других.
В американской практике, помимо модели Альтмана, используетсядвухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которыхзависит вероятность банкротства компании:
X1 – показатель текущей ликвидности;
X2 – показатель удельного веса заемных средств в активах.
Формула двухфакторной модели записывается в следующем виде:
/>, (2)
Если результат расчета значения Z2 0, то высока.
Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественныхпредприятий требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса(например, структуру капитала в различных отраслях) и экономическую ситуацию встране. В связи с этим возникает необходимость в разработке отечественныхмоделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей имакроэкономической ситуации.
Вместе с тем в российской практике действующие компьютерныепрограммы оценки финансового состояния, например «Альт-Финанс». включают вперечень используемых показателей и модель Альтмана. Некоторые банки такжеиспользуют модель Альтмана как метод расчета индекса кредитоспособности.
1.3 Анализ вероятности банкротства по российским методикам
В целях реализации законодательства Российской Федерации онесостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики, направленнойна предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативныхсоциальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидациейпредприятий-банкротов. Правительство РФ приняло постановление от 20 мая 1994 г.№498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности(банкротстве) предприятий». В постановлении утверждена система критериев дляопределения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособныхпредприятий.
На основании системы критериев принимаются решения:
- о признании структуры баланса предприятиянеудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным;
- наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановитьсвою платежеспособность;
- наличии реальной возможности утраты платежеспособностипредприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательстваперед кредиторами.
Решения, принимаемые в соответствии с указанной системойкритериев, служат основанием для подготовки предложений по оказанию финансовойподдержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также примененияиных установленных действующим законодательством полномочий уполномоченныхорганов.
Система критериев для определения неудовлетворительной структурыбаланса включает следующие финансовые показатели, рассчитанные на основанииданных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия:
- коэффициент текущей ликвидности, который характеризуетобщую обеспеченность предприятия оборотными средствами для веденияхозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательствпредприятия;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами, которыйопределяет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых дляего финансовой устойчивости;
- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, которыйхарактеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить(утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода.
Основанием для признания структуры баланса предприятиянеудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным служит выполнениеодного из условий, представленных в таблице 3.
Таблица 3 – Оценка структуры балансаПоказатель Формула расчета по бухгалтерскому балансу (форма №1) Негативное значение показателя 1. Коэффициент текущей ликвидности
/>
/> Менее 2,0 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами
/>
/> Менее 0,1 3. Коэффициент восстановления платежеспособности
/>
где K1K – коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода;
K1H – коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода;
KHOPM – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
6 – период восстановления платежеспособно-сти, мес.;
12 (9, 6, 3) – отчетный период, мес. Менее 1,0 4. Коэффициент утраты платежеспособности
/>
где 3 – период утраты платежеспособности, мес. Менее 1,0
Основной показатель, характеризующий наличие реальной возможностиу предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность, – коэффициентвосстановления Квп (утраты Куп) платежеспособности. Наосновании рассчитанных значений коэффициентов текущей ликвидности иобеспеченности собственными оборотными средствами проводится их сравнение скритериальными значениями по таблице 3. В зависимости от результата сравненияпроизводится расчет либо коэффициента восстановления платежеспособности, либокоэффициента утраты платежеспособности.
В том случае, если хотя бы один из коэффициентов имеет значениеменее указанных в таблице 3, рассчитывается коэффициент восстановленияплатежеспособности за период, установленный в шесть месяцев.
Если расчетные значения коэффициентов больше или равныкритериальным значениям, то определяется возможность утраты платежеспособности,для этого рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период,равный трем месяцам.
Коэффициенты восстановления (утраты) платежеспособностиопределяются по данным баланса на начало и конец отчетного периода. В расчетзначения коэффициентов закладывается сохранение сложившейся в отчетном периодединамики (тенденции) показателя текущей ликвидности на период, которыйотводится для возможного восстановления (утраты) платежеспособности. Еслизначение рассчитанного коэффициента восстановления платежеспособности большеединицы, то предприятие имеет реальную возможность восстановить своюплатежеспособность в период, равный шести месяцам. Коэффициент утратыплатежеспособности, рассчитанный за период, равный трем месяцам, принимающийзначение больше единицы, свидетельствует о наличии у предприятия реальнойвозможности не утратить свою платежеспособность в ближайшие три месяца.
На рисунке 1 показан алгоритм оценки структуры баланса ивозможностей восстановления (утраты) платежеспособности предприятия.
Рисунок 1 – Алгоритм оценки структуры баланса и возможностейвосстановления (утраты) платежеспособности/> />
В ходе анализа финансового состояния неплатежеспособного предприятиявыявляются причины ухудшения его финансового состояния. Исследование балансапредприятия дает возможность оценить динамику изменения отдельных показателейфинансовой деятельности, проследить основные направления изменения структурыбаланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналитическимипоказателями других предприятий отрасли. Можно выделить следующие этапыанализа.
1. Анализ динамики валюты баланса.
2. Анализ структуры пассивов предприятия.
2.1. Анализ источников собственных средств.
2.2. Исследование структуры краткосрочной кредиторскойзадолженности.
3. Анализ структуры активов предприятия.
3.1. Анализ основных средств и прочих внеоборотных активов.
3.2. Анализ структуры оборотных средств.
4. Анализ результатов финансовой деятельности.
На первом этапе анализа сопоставляются данные по валюте баланса наначало и конец отчетного периода (стр. 300 либо стр. 700). При этомуменьшение в абсолютном выражении валюты баланса за отчетный период однозначносвидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что моглоповлечь его неплатежеспособность. Установление факта сворачивания хозяйственнойдеятельности требует проведения тщательного анализа его причин, к которым могутотноситься:
- сокращение платежеспособного спроса на товары, работы иуслуги данного предприятия;
- ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов иполуфабрикатов;
- постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочернихпредприятий за счет материнской компании и др.
В зависимости от того, какие обстоятельства обусловили сокращениехозяйственного оборота данного предприятия, могут быть рекомендованы различныепути вывода его из состояния неплатежеспособности.
Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период,необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда увеличение ихстоимости не связано с развитием производственной деятельности. Наиболее сложноучесть влияние инфляционных процессов, однако без этого затруднительно сделатьоднозначный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствиемтолько лишь удорожания готовой продукции под воздействием инфляции сырья,материалов либо оно показывает и расширение хозяйственной деятельностипредприятия.
При наличии устойчивой базы расширения хозяйственного оборотапредприятия причины его неплатежеспособности следует искать в нерациональностипроводимой кредитно-финансовой политики, включая и использование получаемойприбыли, в ошибках при определении ценовой стратегии.
На втором этане проводится анализ структуры пассивов предприятия.Для обеспечения сопоставимости исследуемых данных по статьям и разделам балансана начало и конец отчетного периода анализ проводится на основе удельныхпоказателей, рассчитываемых к валюте баланса, которая принимается за 100%. Приэтом рекомендуется определять как изменения данных показателей в структуребаланса за рассматриваемый период, так и направленность изменений (увеличение,снижение).
Исследование структуры пассивов баланса позволяет установить однуиз возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей его кнеплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая долязаемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственнойдеятельности.
К источникам собственных средств предприятия относятся: уставныйкапитал (стр. 410), добавочный капитал (стр. 420), резервный капитал(стр. 430), нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 470).
При определенных условиях такие статьи пассива баланса, как доходыбудущих периодов (стр. 640) и резервы предстоящих расходов (стр. 650),представляют собой по существу также источники собственных средств.
Кроме того, при определении соотношения собственных средств изаемных следует учитывать, что, как правило, долгосрочные кредиты и займы (стр. 590)приравниваются к источникам собственных средств на момент проведения анализа.
Увеличение доли собственных средств за счет любого изперечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивостипредприятия. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриватьсякак источник пополнения оборотных средств предприятия и снижения уровнякраткосрочной кредиторской задолженности.
При исследовании структуры краткосрочной кредиторскойзадолженности предприятия анализируются тенденции ее изменения. Выявленнаятенденция к увеличению доли заемных средств в источниках образования активовпредприятия, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовойнеустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой– об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срокфинансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
На третьем этапе проводится анализ структуры активов предприятия,которые исследуются с точки зрения их участия в производстве и оценки ихликвидности. Изменение структуры активов предприятия в пользу увеличения долиоборотных средств может свидетельствовать:
- о формировании более мобильной структуры активов,способствующей ускорению оборачиваемости средств предприятия;
- отвлечении части текущих активов на кредитование потребителейтоваров, работ и услуг предприятия, дочерних предприятий и прочих дебиторов,что говорит о фактическое иммобилизации этой части оборотных средств из производственногопроцесса;
- сворачивании производственной базы;
- искажении реальной оценки основных фондов вследствие существующегопорядка их бухгалтерского учета и т.п.
Для того чтобы сделать однозначные выводы о причинах измененияданной пропорции в структуре активов, необходимо провести детальный анализразделов и отдельных статей активов баланса, а также, при необходимости,запросить у предприятия дополнительную информацию.
Учитывая то, что удельный вес основных средств может изменяться ивследствие воздействия внешних факторов, необходимо обратить особое внимание наизменение абсолютных показателей за отчетный период, которое отражает движениеосновных средств.
Наличие в составе активов предприятия нематериальных активовкосвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную, таккак оно вкладывает средства в патенты, лицензии, другую интеллектуальнуюсобственность, хотя подобные вложения требуют дополнительной (вне рамок этогоанализа) оценки их экономической эффективности.
Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает наинвестиционную направленность вложений предприятия, но в ходе дальнейшегоанализа необходимо изучить портфель инвестиционных ценных бумаг предприятия идать оценку их ликвидности, а также эффективности отвлечения средствпредприятия на данные вложения.
При анализе первого раздела актива баланса следует также обратитьвнимание на тенденции изменения статьи «Незавершенное строительство» (стр. 130),так как при определенных условиях увеличение ее доли может негативно сказатьсяна результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Скорость оборота текущих активов предприятия – одна изкачественных характеристик проводимой финансовой политики: чем выше скоростьоборота, тем эффективнее выбранная стратегия, поэтому абсолютный иотносительный рост оборотных средств может свидетельствовать не только орасширении производства или действии фактора инфляции, но и о замедлении ихоборота, что объективно вызывает потребность в увеличении их массы.
Для определения тенденции оборачиваемости средств рассчитываетсякоэффициент оборачиваемости:
/>, (3)
При изучении структуры запасов и затрат основное вниманиецелесообразно уделить выявлению тенденций изменения таких элементов текущихактивов, как сырье, материалы и другие аналогичные ценности, затраты внезавершенном производстве, готовая продукция и товары для продажи.
Увеличение удельного веса запасов может означать:
- наращивание производственного потенциала предприятия;
- стремление за счет вложений в производственные запасы защититьденежные активы предприятия от обесценения под воздействием инфляции;
- нерациональность выбранной хозяйственной стратегии, вследствиекоторой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чьяликвидность может быть невысокой.
Таким образом, хотя тенденция к росту запасов может привести кувеличению на некотором отрезке времени значения коэффициентов текущейликвидности, необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение засчет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что вконечном итоге приводит к росту кредиторской задолженности и ухудшениюфинансового состояния предприятия.
Большое внимание при исследовании тенденций изменения структурыоборотных средств предприятия следует уделить дебиторской задолженности (стр. 230,240). Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары,работы, услуги и по векселям могут свидетельствовать о том, что данноепредприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своейпродукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своегодохода. В то же время, в том случае, когда платежи предприятию задерживаются,оно вынуждено брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности,увеличивая собственную кредиторскую задолженность.
Поскольку денежные средства (стр. 260) и краткосрочныефинансовые вложения (стр. 250) – наиболее легко реализуемые активы, тоувеличение их доли в условиях низких темпов инфляции (3–8% годовых) иэффективно функционирующего рынка ценных бумаг может рассматриваться какположительная тенденция.
Необходимым элементом анализа (четвертый этап) выступаетисследование результатов финансовой деятельности и направлений использованияполученной прибыли. Исходная для анализа информация содержится в отчете оприбылях и убытках (форма №2).
В том случае, если предприятие убыточно, можно сделать вывод оботсутствии источника пополнения собственных средств для ведения им нормальнойхозяйственной деятельности. Если же хозяйственная деятельность предприятиясопровождалась получением прибыли, следует оценить те пропорции, в которыхприбыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды и надругие цели. В условиях неплатежеспособности предприятия прибыль целесообразнорассматривать как потенциальный резерв собственных средств, которые приизменении соотношений в распределении прибыли можно направить на пополнениеоборотных активов.
2. Анализ потенциального банкротства ОАО «Живая вода»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Живаявода»
Акционерное общество «Живая вода», в дальнейшем именуемое«общество», (зарегистрированное ранее как АООТ «Оренбургвинводпром») являетсяоткрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действуетна основании устава и законодательства Российской Федерации.
Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Место нахождения общества: г. Оренбург, ул. Чичерина, 22.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- оказание консультативных услуг по вопросам управлениякоммерческой деятельностью;
- производство и реализация безалкогольных напитков и минеральнойводы;
- разработка и внедрение эффективных видов техники и технологий;
- разработка и организация производства высококачественных ивысокорентабельных товаров народного потребления;
- разработка коммерческих и финансовых проектов;
- торгово-закупочная деятельность с открытием магазинов и торговыхточек любого типа;
- оптовая, розничная и комиссионная торговля;
- операции с недвижимостью;
- закупка, хранение, переработка и реализация любых видов продукции;
- производство и реализация продовольственных товаров;
- организация общественного питания с правом открытия кафе,столовых, баров, ресторанов и т.д.;
- сбор, переработка вторичного сырья, оборотной тары и деловыхотходов;
- рекламных, информационные, консультативные, маркетинговые услуги;
- маркетинговые, лизинговые, инжиниринговые, консультативные,научно-информационные, учебно-методические и другие услуги;
- биржевая, коммерческая, посредническая деятельность;
- автотранспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов,экспедиционному обслуживанию, погрузо-разгрузочным и такелажным работам, услугипо хранению грузов;
- снабженческо-сбытовая деятельность.
Уставный капитал общества составляет 35 миллионов рублей.
Уставный капитал общества разделен на 32500000 штук обыкновенныхименных акции номинальной стоимостью 1 рубль каждая и 2500000 штукпривилегированных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Сфера деятельности компании «Живая вода» охватывает нескольконаправлений – производство, торговля, сфера услуг.
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Живая вода»является производство экологически чистой питьевой воды и на её основебезалкогольных напитков, на уровне мировых стандартов.
В 2007 году доля компании на рынке безалкогольных напитков неизменилась и составила 36,4%, а в сегменте негазированной питьевой воды дляофисного и домашнего употребления доля рынка выросла с 90% до 95%.
Основные экономические показатели предприятия представлены втаблице 4.
Таблица 4 – Основные экономические показатели ОАО «Живаявода» за 2005–2007 гг.Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Тпр., %
2006 к
2005
Тпр., %
2007 к 2006 Товарооборот, млн. л 38,5 42,7 43,3 10,9 1,41 Товарооборот, млн. руб. 177,6 213,9 225 20,4 5,2 Выручка от реализации работ (услуг), тыс. руб. 38145 55903 61077 46,6 9,3 Себестоимость, тыс. руб. 33409 28819 27765 -13,4 -3,7 Чистая прибыль, тыс. руб. 30 1979 159 649,7 -92 Рентабельность продаж, % 0,08 3,5 0,3 440 -92,6
Данные таблицы 4 отражают умеренно-негативную динамику показателейпредприятия за последние 3 года.
В 2006 году произошел резкий взлет основных показателей, а затемпо итогам 2007 года их значительное снижение.
Так в 2006 году чистая прибыль выросла почти на 650% по отношениюк 2005 году, а затем в 2007 упала на 92% по сравнению с 2006 годом. Подобнуюдинамику демонстрировал показатель рентабельности продаж, взлетев на 440% в2006 году и снизившись в 2007 на 92,3%. При том, что себестоимостьнезначительно снижалась в 2006 и 2007 гг. на 13,4% и 3,7% соответственно.
Выручка за рассматриваемый период увеличилась на 46,6% в 2006 годупо сравнению с 2005 годом, рост в 2007 году составил 9,3% по отношению к 2006году.
Средняя цена реализации мелкотарной продукции составила 9,3руб./бут. (в 2006 году 8,8 руб./бут.). Средняя цена реализации воды 19 лсоставила 75 руб./бут. (в 2006 году 74,6 руб./бут.)
В 2007 году продолжил свое развитие проект продажи охлажденныхнапитков с использованием современных аппаратов «пост-микс», поставленныхизвестной европейской компанией. В городе было установлено 20 аппаратов и запериод с апреля по сентябрь было реализовано более 14,5 тыс. л сироповнапитков.
В 2007 году начато производство новых напитков:
- напитки с содержанием сока(серия «Сочный лимонад»);
- холодные чаи со вкусом персика, лимона и малины (серия «Ice Tea»);
- напитки на травах (серия «Fito Life»);
- новые функциональные напитки (серия «VITACODE»);
- начато производство воды высшее категории «Aqua Life» как в мелкойтаре (0,5 л и 2,0 л), так и в бутылях емкостью 18,9 л.
В 2007 году были разработаны условия производства и рецептурыновых федеральных брендов:
- питьевая вода «ViaQuia» и «Argantelle»;
- сладкие напитки «Mirabel».
2.2 Анализ потенциального банкротства предприятия по моделиАльтмана
Произведем расчет показателей двухфакторной модели Альтмана. Результатырасчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет показателей двухфакторной модели Альтмана наоснове бухгалтерской отчетностиПоказатели На начало 2007 года На конец 2007 года /> /> 1 Текущие активы, тыс. руб. 87401 91334 /> 2 Заемные средства, тыс. руб. 168516 173939 /> 3 Текущие (краткосрочные) обязательства, тыс. руб. 105963 155771 /> 4 Валюта баланса, тыс. руб. 255412 260430 />
6 /> (стр. 1 / стр. 3) 0,83 0,59 />
7 /> (стр. 2 / стр. 4) 0,66 0,67 />
8 Z-счёт Альтмана
/> -1,24 -0,98 />
Расчет двухфакторной модели Альтмана говорит о том, что у ОАО «Живаявода» вероятность банкротства невелика, Z-счет Альтмана на начало 2007 годаравен -1,24, на конец года -0,98, так как показатель меньше нуля.
Значение Z2-счета Альтмана увеличилось к концу года на26 пунктов. Увеличение вызвано в первую очередь значительным ростомкраткосрочной задолженности и незначительным увеличением активов. Данноеобстоятельство демонстрирует негативную динамику в текущем финансовом состояниикомпании, поэтому необходимо провести более тщательный анализ вероятностибанкротства с использованием пятифакторной модели Альтмана.
В таблице 6 представлен алгоритм расчета показателей пятифакторноймодели Альтмана на основе российской бухгалтерской отчетности.
Таблица 6 – Алгоритм расчета показателей пятифакторной моделиАльтмана на основе бухгалтерской отчетностиПоказатели На начало 2007 года На конец 2007 года /> /> 1 Оборотный капитал, тыс. руб. 87401 91334
2 Валюта баланса, тыс. руб. 255412 260430
3 К1 (стр. 1 / стр. 2) 0,34 0,35
4 Резервный капитал, тыс. руб. - -
5 Резервы предстоящих расходов, тыс. руб. - -
6 Доходы будущих периодов, тыс. руб. - - /> 7 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 1979 159 /> 8 К2 ((стр. 4 + стр. 5+стр. 6 + стр. 7)/стр. 2) 0,001 0,0006
9 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 27084 33312
10 К3 (стр. 9 / стр. 2) 0,11 0,13
11 Уставный капитал, тыс. руб. 35000 35000
12 Долгосрочные обязательства, тыс. руб. 62553 18168 />
Краткосрочные обязательства, в т.ч.
13 Займы и кредиты, тыс. руб. 83606 117498
14 Кредиторская задолженность, тыс. руб. 22357 38273
15 Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов, тыс. руб. - -
16 Прочие краткосрочные обязательства, тыс. руб. - -
17 К4 (стр. 11)/(стр. 12 + стр. 13+стр. 14 + стр. 15+стр. 16) 0,21 0,2
18 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 55903 61077
19 К5 (стр. 18 / стр. 2) 0,22 0,24
/> 1,12 1,21 />
Расчет пятифакторной модели Альтмана говорит о том, что вероятностьбанкротства очень велика.
Показатель Z5 к концу года увеличился на9 пунктов, что указывает на незначительное улучшение финансового состояния.
Полученные результаты, характеризующие очень высокую степеньвероятности банкротства, обусловлены негативной динамикой по части заёмных ресурсови отсутствием «подушки безопасности», обеспечивающих достаточный уровеньтекущей ликвидности.
Краткосрочная задолженность к концу года значительно выросла, в товремя как долгосрочная снизилась.
Отсутствие резервов по капиталу и расходам, с учетом высокой доликраткосрочных обязательств, характеризует положение предприятия, как близкое кбанкротству.
3. Пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Живая вода»
Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод о том, чтопредприятие находится в нестабильном и опасном положении, близким к банкротству.
Основные финансовые показатели, то «взлетают», то «приземляются»,дестабилизируя деятельность компании.
Резкое сокращение чистой прибыли, при значительном росте выручки иумеренным снижением себестоимости позволяют улучшить финансовую устойчивостьпредприятия, благодаря разумной политике по части заемных ресурсов.
Основные мероприятия должны быть направлены на реструктуризациюзадолженности, т.е. необходимо проводить мероприятия по уничтожение негативнойтенденции в плане роста краткосрочных обязательств.
Необходимо снизить краткосрочную задолженность за счет перевода еёв разряд долгосрочной, путем дополнительных гарантий и переговоров скредиторами.
Вероятность банкротства предприятия очень велика. Z-счетпятифакторной модели Альтмана показал незначительное увеличение в конце 2007года, по сравнению с началом года.
Дебиторская задолженность демонстрирует умеренную динамику роста,поэтому все риски возможно банкротства сводятся к значительной доликраткосрочных обязательств.
Учитывая специфику деятельности ОАО «Живая вода» представимследующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.
Рекомендации сводятся к трем простым истинам:
1) стабилизировать финансовый риск;
2) не дать «заморозить» капитал в дебиторской задолженности;
3) свести до оптимального минимума вложения в неликвид.
Так как предприятие находится в устойчивом финансовом состоянии ипоказывает внушительную прибыль – это позволит оптимизировать структуру балансабез особых проблем. В данной ситуации можно обойтись увеличением долисобственного капитала в общей его структуре. Сформировать резерв в виденераспределенной прибыли, который обеспечит устойчивость предприятия в ситуациивысокой степени неопределенности, вызванных проявлением кризисных явлений намакроэкономическом уровне. Так же за счет прибыли можно оптимизироватьоборотный капитал.
Для снижения дебиторской задолженности можно использоватьразличные инструменты, в том числе факторинг.
Высокая степень финансового риска приводит к необходимости поискапутей ее искусственного снижения.
Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объемапотерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболеераспространенными являются:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- самострахование;
- страхование;
- страхование от валютных рисков;
- хеджирование;
- приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
- учет и оценка доли использования специфических фондов компании вее общих фондах и др.
Конечно не стоит останавливаться на оптимизации структуры капиталаза счет прибыли, которая перекрывает в случае необходимости все слабые места,особенно пристально стоит отнестись к общей модели повышения эффективностибизнеса, за счет снижения затрат, увеличения продаж и как, следствие обеспечитьрост той самой прибыли.
Рекомендации по управлению финансовой устойчивостью предприятиянеобходимо согласовать с учетом отраслевой специфики торговой организации. Таккак элементы отраслевой специфики и факторы влияют на ликвидность,рентабельность, оборачиваемость, финансовую устойчивость. Поэтому приведенныениже предложения по совершенствованию существующих и разработке новых методовпо управлению ликвидностью, рентабельностью, оборачиваемостью и финансовойустойчивостью учитывают сферу деятельности ОАО «Живая вода».
Прежде всего, необходимо разработать и построить эффективнуюсистему управления запасами, основанные на оптимальном размере заказа сустановленной периодичностью и в расчете на каждый месяц года. Данная системуправления запасами, должна иметь двухуровневую складскую систему:распределительный центр или центральный склад – это основной склад компании (1уровень), снабжающий все ее отделения основные склады и магазины (2 уровень). Взависимости от того, на какой склад производится заказ, рассчитываетсяоптимальный размер заказа.
Модель оптимального размера заказа на основе установленнойпериодичности основана на выявленной закономерности, что в розничных магазинахструктура продаж по части неалкогольных напитков приходящихся на каждый деньнедели повторяется. Следовательно, можно сделать вывод, что доля продаж каждогомесяца в году также одинакова. К тому же от времени года зависит объем продажтого или иного продукта. Например, летом лидером продаж среди прохладительныхнапитков являются напитки с большим весом, зимой же наоборот – напитки сбольшим весом. Такую же зависимость можно проследить и для холодного чая,прохладительных и неалкогольных напитков, практически для всех групп товаров.Следовательно, на каждый конкретный месяц и день недели необходим свойоптимальный объем заказа и запаса. На основе этого можно предложитьиспользовать корректировочные коэффициенты, которые показывают долю каждого днянедели, месяца в общей структуре продаж за аналогичный период. Чтобырассчитать, оптимальный объем заказа необходимо среднегодовой объем продаж внатуральных единицах скорректировать на корректировочный коэффициент месяца,сумму корректировочных коэффициентов дней недели и разделить данноепроизведение на количество данных дней недели в месяце (например, количествопонедельников). Было определено, что страховой запас на складах 1 уровня нетребуется, так как уже существует определенный резерв товара на складах 2уровня. Даже если товар закончился на центральном складе, это не значит, чтопродажи данного товара прекратились, так как этот товар еще есть на складах 2уровня. Таким образом, резервный запас – это запас товаров на складах 2 уровня.Резервный запас отличается от страхового запаса тем, что его уровень постоянноменяется. Страховой же запас подразумевает снижение уровня запаса в редкихслучаях. Величина страхового запаса определяется:
- в виде процента от спроса во время выполнения заказа;
- на основе дневного потребления;
- экспертным путем;
- на основе среднего отклонения.
Поддержание страхового запаса какого-либо товара требуетопределенных затрат. Для некоторых товаров предоставляемая страховым запасомгарантия не стоит этих затрат. К таким товарам относятся товары с небольшимисроками хранения от 24 часов до нескольких дней, элитная продукция высокойстоимостью и низкой оборачиваемостью:
- напитки, позиционируемые, как энергетические;
- напитки, основанные на травяных настойках и т.д.
Представленную модель необходимо применять в тех случаях, когдаточно известно, что поставка происходит несколько раз в неделю или месяц поопределенным дням. В данной системе заказы делаются в строго определенноевремя. Объем заказа рассчитывается при условии стабильности системы. В случаевозникновения отклонений в работе системы, например задержке в поставкиследующий размер заказа корректируется. Модель с установленной периодичностьюзаказа товаров не требует регулярного контроля количества запаса, учитываетсезонные колебания продаж, проста и понятна. На практике использование данноймодели эффективно, если отсутствует систематические сбои в поставке иреализации товаров.
Методика расчета оптимального размера заказа в расчете на каждыймесяц года дополнена определением корректировочных коэффициентов месяца. Прииспользовании данной методики оформление заказа производится при достижениизапасом порогового уровня. Величина порогового уровня зависит от того на складпервого или второго уровня происходит заказ. При заказе на склад 1 уровнястраховой запас не требуется.
Недостатком данной модели управления запасами является постоянныйучет запасов на складе. В случае значительных колебаний спроса исистематических перебоях в поставках, наиболее эффективной является модельоптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года. Надо отметить, чтопри использовании данной модели управления запасами их общий уровень нескольковыше. Однако, использование данной системы позволяет избежать сбоев в реализациипродукции.
Применение модели оптимального размера заказа в расчете на каждыймесяц года позволит не создавать неликвидные товарные запасы. Отсутствиенеликвидных запасов, в свою очередь, повышает, ликвидность, оборачиваемость,рентабельность (высвобождающиеся средства могут приносить дополнительныйдоход), следовательно, финансовую устойчивость предприятия.
Повысить уровень финансовой устойчивости можно за счётсбалансированного ценообразования, позволяющим не только увеличитьрентабельность предприятия, но и оборачиваемость. Суть сбалансированной системыторговой наценки заключается не только в выборе товаров – «убыточных лидеровпродаж», на которые устанавливается минимальная наценка, но и определение такихноменклатурных позиций, на которые наценка максимальна. Можно дать рекомендациипо выбору товаров, на которые устанавливается минимальная и максимальнаянаценка. К «убыточным лидерам продаж» можно отнести:
- напитки, пользующиеся устойчивым, повышенным спросом напредприятиях розничной торговли;
- напитки повседневного спроса.
К номенклатурным позициям, на которые наценка максимальна можноотнести:
- напитки премиум класса (элитные товары);
- напитки, которые пользуются устойчивым, но относительно не высокимспросом;
- напитки, основные покупатели которых, как правило, не обращают вниманиена цену.
Дополнительную прибыль можно получить за счет следующихоперационных способов:
- более активного использования грузового транспорта, дляосуществления перевозок грузов сторонних заказчиков;
- освободившиеся пространства складов, в результате внедренияпредложенной модели, сдавать в аренду;
- доход от оказания маркетинговых услуг;
- производство напитков под частные торговые марки розничных сетей;
- сдача в аренду торговых площадей для проведения промо-акций,дегустаций, розыгрышей призов и т.д.;
- организация подразделения на имеющихся ресурсах дляоказания качественных мувинг-услуг физическим и юридическим лицам;
- продажа эфирного времени на внутреннем радио для рекламы товаров,продающихся в магазине;
- продажа места в корпоративной газете для рекламы товаров,продающихся в магазине;
Таким образом, реализация представленных рекомендаций позволит:
- максимально снизить негативное воздействие внутренних факторов,влияющих на финансовую устойчивость, поскольку полученная структура затратбудет наиболее эффективна для получения максимальной прибыли, потребность восновных средствах оптимальна;
- иметь оптимальные значения размеров страховых и сезонных запасов,ассортимента продукции, необходимые для достижения поставленных результатов;
- исключить низкую ликвидность активов, поскольку их структураопределяется на основе модели по оптимизации деятельности, которая формирует активыс учетом их максимальной прибыльности, а модель по оптимизации финансовойустойчивости формирует оптимальную структуру капитала под эти активы;
- исключить чрезмерно высокую долю заемных средств, высокий удельныйвес краткосрочных источников привлечения заемного капитала, необоснованный ростдебиторской задолженности, негативно влияющий на финансовую устойчивость;
- сформировать оптимальную структуру капитала под существующиеактивы;
- избежать перерасхода инвестиционных ресурсов, поскольку ониформируются исключительно под потребности расширения торговой сети дляобеспечения максимальной прибыли.
Заключение
Исследования зарубежных ученых в области предсказания банкротствапредприятий позволяют сделать вывод о том, что из множества финансовых показателейможно выбрать лишь несколько полезных и более точно предсказывающихбанкротство.
Наибольшую известность в области прогнозирования угрозыбанкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана.Он разработал на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методикурасчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделитьхозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.
Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественныхпредприятий требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса(например, структуру капитала в различных отраслях) и экономическую ситуацию встране. В связи с этим возникает необходимость в разработке отечественныхмоделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей имакроэкономической ситуации.
В целях реализации законодательства Российской Федерации онесостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики,направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий инегативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидациейпредприятий-банкротов. Правительство РФ приняло постановление от 20 мая 1994 г.№498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности(банкротстве) предприятий». В постановлении утверждена система критериев дляопределения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособныхпредприятий.
Решения, принимаемые в соответствии с указанной системойкритериев, служат основанием для подготовки предложений по оказанию финансовойподдержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также примененияиных установленных действующим законодательством полномочий уполномоченныхорганов.
Система критериев для определения неудовлетворительной структурыбаланса включает следующие финансовые показатели, рассчитанные на основанииданных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия:
- коэффициент текущей ликвидности, который характеризуетобщую обеспеченность предприятия оборотными средствами для веденияхозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательствпредприятия;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами, которыйопределяет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых дляего финансовой устойчивости;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, которыйхарактеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить(утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода.
В ходе анализа финансового состояния неплатежеспособногопредприятия выявляются причины ухудшения его финансового состояния.Исследование баланса предприятия дает возможность оценить динамику измененияотдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направленияизменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные саналитическими показателями других предприятий отрасли. Можно выделитьследующие этапы анализа.
1. Анализ динамики валюты баланса.
2. Анализ структуры пассивов предприятия.
2.1. Анализ источников собственных средств.
2.2. Исследование структуры краткосрочной кредиторскойзадолженности.
3. Анализ структуры активов предприятия.
3.1. Анализ основных средств и прочих внеоборотных активов.
3.2. Анализ структуры оборотных средств.
4. Анализ результатов финансовой деятельности.
Акционерное общество «Живая вода», в дальнейшем именуемое«общество», (зарегистрированное ранее как АООТ «Оренбургвинводпром») являетсяоткрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действуетна основании устава и законодательства Российской Федерации.
Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Место нахождения общества: г. Оренбург, ул. Чичерина,22.
Сфера деятельности компании «Живая вода» охватывает нескольконаправлений – производство, торговля, сфера услуг.
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Живая вода»является производство экологически чистой питьевой воды и на её основебезалкогольных напитков, на уровне мировых стандартов.
В 2007 году доля компании на рынке безалкогольных напитков неизменилась и составила 36,4%, а в сегменте негазированной питьевой воды дляофисного и домашнего употребления доля рынка выросла с 90% до 95%.
Основные финансово-экономические показатели компании отражаютумеренно-негативную динамику показателей предприятия за последние 3 года.
В 2006 году произошел резкий взлет основных показателей, а затемпо итогам 2007 года их значительное снижение.
Так в 2006 году чистая прибыль выросла почти на 650% по отношениюк 2005 году, а затем в 2007 упала на 92% по сравнению с 2006 годом. Подобнуюдинамику демонстрировал показатель рентабельности продаж, взлетев на 440% в2006 году и снизившись в 2007 на 92,3%. При том, что себестоимостьнезначительно снижалась в 2006 и 2007 гг. на 13,4% и 3,7% соответственно.
Выручка за рассматриваемый период увеличилась на 46,6% в 2006 годупо сравнению с 2005 годом, рост в 2007 году составил 9,3% по отношению к 2006году.
Проведенные расчеты вероятности банкротства предприятия по двух- ипяти факторной модели, указывают на то, что существует высокая степеньвероятности банкротства.
Резкое сокращение чистой прибыли, при значительном росте выручки иумеренным снижением себестоимости позволяют улучшить финансовую устойчивостьпредприятия, благодаря разумной политике по части заемных ресурсов.
Основные мероприятия должны быть направлены на реструктуризациюзадолженности, т.е. необходимо проводить мероприятия по уничтожение негативнойтенденции в плане роста краткосрочных обязательств.
Необходимо снизить краткосрочную задолженность за счет перевода еёв разряд долгосрочной, путем дополнительных гарантий и переговоров скредиторами.
Вероятность банкротства предприятия очень велика. Z-счетпятифакторной модели Альтмана показал незначительное увеличение в конце 2007года, по сравнению с началом года.
Учитывая специфику деятельности ОАО «Живая вода» представимследующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.
Рекомендации сводятся к трем простым истинам:
1) стабилизировать финансовый риск;
2) не дать «заморозить» капитал в дебиторской задолженности;
3) свести до оптимального минимума вложения в неликвид.
Реализация представленных рекомендаций позволит:
- максимально снизить негативное воздействие внутренних факторов,влияющих на финансовую устойчивость, поскольку полученная структура затратбудет наиболее эффективна для получения максимальной прибыли, потребность восновных средствах оптимальна;
- иметь оптимальные значения размеров страховых и сезонных запасов,ассортимента продукции, необходимые для достижения поставленных результатов;
- исключить низкую ликвидность активов, поскольку их структураопределяется на основе модели по оптимизации деятельности, которая формируетактивы с учетом их максимальной прибыльности, а модель по оптимизациифинансовой устойчивости формирует оптимальную структуру капитала под эти активы;
- исключить чрезмерно высокую долю заемных средств, высокий удельныйвес краткосрочных источников привлечения заемного капитала, необоснованный ростдебиторской задолженности, негативно влияющий на финансовую устойчивость;
- сформировать оптимальную структуру капитала под существующиеактивы;
- избежать перерасхода инвестиционных ресурсов, поскольку ониформируются исключительно под потребности расширения торговой сети дляобеспечения максимальной прибыли.
Списокиспользованных источников
1 Волков, О.И. Экономикапредприятия [Текст]: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – Москва:ИНФРА-М, 2008. – 280 с.
2 Грибов, В.Д. Экономикапредприятия [Текст]: учебник + практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.
3 Жиделева, В.В. Экономикапредприятия [Текст]: учеб. пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 133 с.
4 Зайцев, Н.Л. Экономикапромышленного предприятия [Текст]: учебник для вузов / Н.Л. Зайцев. –6-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 414 с.
5 Кокурин, Д.И. Анализмакроэкономической среды предприятий / Кокурин Д.И., Сураев А.В. //Финансовый бизнес. – 2006. – №3. – С. 28–30.
6 Кузьмичева, М.Б. Распределительныйцентр – главное звено в цепи поставок продукции / М.Б. Кузьмичева //Мясная индустрия. – 2007. – №3. – c. 16–20
7 Кучеренко, С.А. Прогнозированиебанкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием методовдискриминантного анализа / С.А. Кучеренко // Экономический анализ:теория и практика. – 2008. – №12. – c. 73–75
8 Савицкая, Г.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. –4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 512 с.
9 Скляренко, В.К. Экономикапредприятия [Текст]: учебник для вузов / В.К. Скляренко, В.М. Прудников.– Москва: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.
11 Торговая сеть:широкие функции распределительного центра // Современная торговля. – 2006.– №7. – С. 87–90
12 Уткин, Э.А. Финансовыйменеджмент [Текст]: учеб. для вузов / Э.А. Уткин. – М.: Зерцало, 2001. – 272 с.
13 Федорова Г.В. Учети анализ банкротств: учеб. пособие / Г.В. Федорова 2-е изд. стер. – М.:Омега-Л, 2008. – 248 с.
14 Чуев, И.Н. Экономикапредприятия [Текст]: учебник для вузов / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. –5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 416 с.
15 Шеремет, А.Д. Комплексныйанализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / А.Д. Шеремет. – изд.доп. и испр. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
16 Щерба, С.П. Расследованиенезаконных банкротств и неправомерных действий при банкротстве [Текст] / С.П. Щерба,П.Е. Власов. – Москва: Юрлитинформ, 2005. – 184 с.
17 Экономикапредприятия (фирмы) [Текст]: учебник для вузов / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. –3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 604 с.
18 Экономикапредприятия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, – 5-еизд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2008. – 767 с.
19 Яковлев, И.Г. Торговыесети: политика, стратегия и тактика / Игорь Яковлев // Экономическиестратегии. – 2005. – №7. – c. 126–131.