Реферат по предмету "Экономика"


Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
ПензенскийГосударственный Университет
Кафедра«Государственное и муниципальное управление»
Курсоваяработа
подисциплине
«Прогнозированиеи программирование социально-экономического развития»
натему:
«Прогнозированиеи программирование социально-экономического развития региона
(напримере Пензенской области).
Выполнил: ст. гр. 04ЭГ2
Горохов А.А.
Проверила: к.с.н.,
Ретинская В.Н.
Пенза
2008

Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико-методологическиеосновы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономическогоразвития субъекта РФ.
1.1 Понятие, виды иорганизация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технологияпрогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи иструктура региональных программ социально-экономического развития
Глава 2 Анализсоциально-экономического развития и индикативного планирования экономикиПензенской области.
2.1 Среднесрочноепрогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010года)
2.2 Система индикативногоуправления экономикой Пензенской области
Заключение
Список использованных источниковинформации

Введение
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело кповышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектамисамостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных ииных решений.
Обострениепроблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостьюустранения неоправданной неравномерности социально-экономического положениярегионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологическогоравновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечениезанятости населения и т.д.
Поэтомув современных условиях большое значение придается актуальности изучения ииспользования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономическиепроцессы в регионе, таких как: прогнозирование и программированиесоциально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ).Использование органами исполнительной власти элементов стратегическогопланирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной,инвестиционной, промышленной и другой политики.
Цель курсовойработы: определение теоретико-методологических основ организации системыпрогнозирования и программирования регионального социально-экономическогоразвития.
К основнымзадачам исследования можно отнести:
·    определениетеоретических основ организации системы прогнозирования и программированиясоциально-экономического развития региона;
·    рассмотрениетехнологии прогнозирования регионального развития;
·    анализсреднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;
·    характеристикапоказателей индикативного управления экономикой Пензенской области.
Для решенияпоставленных задач были использованы следующие методы: анализнормативно-правовых актов, касающихся тематике курсовой работы,сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряддругих.
Предметкурсовой работы – это исследование сущности, структуры и технологиипрогнозирования и программирования социально-экономического развития нарегиональном уровне, а также механизмы индикативного управления экономикойПензенской области.
Объектомвыступают территориальная социально-экономическая система, функционирующая науровне субъекта РФ, население региона, а также отдельные производственныекомплексы и отрасли.
При написаниикурсовой работы была использована нормативно-правовая, научная и периодическаялитература. Был проведен анализ различных точек зрения по проблематике даннойкурсовой работы. Так, например, Житкова Е.Л., Митрофанова И.В. в своих работахрассматривают и анализируют социально-экономическое прогнозирование ипрограммирование региона.

Глава1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования ипрограммирования социально-экономического развития субъекта РФ
 
1.1Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономическогоразвития региона
Важнейшей функциейорганов исполнительной власти субъектов РФ является разработканаучно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономическогоразвития региона. На их основе определяются цели социально-экономическогоразвития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитиирегионального хозяйственного комплекса.
Подпрогнозированием социально-экономического развития (далее СЭР) регионапонимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы,составная часть государственного регулирования экономики, призванная определитьнаправления развития регионального комплекса и его структурных составляющих.Результаты используются региональными органами государственной власти дляобоснования целей и задач СЭР, выработки соответствующей региональной политики [8,230].
В настоящеевремя прогнозирование СЭР субъекта Федерации включает:
1.        разработку вариантов СЭР региона сучетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических,экономических и других факторов;
2.        предоставлениематериалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;
3.        уточнениепотребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ,поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственныхрегиональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.
Прогноз СЭР являетсянеобходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальныхуправленческих решений, в том числе и в сфере комплексного СЭР территории.Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемогопериода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.
С цельюразработки прогнозов СЭР проводится комплексный анализ ситуации в регионе последующим направлениям [4, 57]:
·           демографическаяситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);
·           природнаясреда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенныйсостав, растительный и животный мир);
·           социальнаясфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровеньпреступности);
·           региональныефинансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояниехозяйствующих субъектов);
·           уровеньжизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум,потребительская корзина);
·           производственнаясфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);
·           экология(объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).
В теории прогнозированиясуществует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Однаконаиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являтьсяклассификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точкизрения этого критерия прогнозы СЭР делятся на долгосрочные, среднесрочные икраткосрочные [5, 378].
1.        Долгосрочные прогнозы СЭРразрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочныхпрогнозов СЭР региона, а также концепции и программ СЭР. При долгосрочномсоциально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать одиннабор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах,полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале,научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторыуже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозовСЭР региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.
2.        Среднесрочные прогнозы СЭРразрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании напервый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и другихагентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население).Данные прогнозов СЭР региона на среднесрочную перспективу подлежат опубликованиюв печати.
3.        Краткосрочные прогнозы СЭРразрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данныетаких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. Припостроении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели,характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группамхозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес,предпринимательский сектор, население. Данные прогнозов СЭР региона на краткосрочнуюперспективу подлежат опубликованию в печати.
В Пензенскойобласти руководство прогнозированием СЭР осуществляется Правительством области.Именно Правительство в лице своих структурных подразделений составляет прогнозыСЭР региона, а затем вносит их на рассмотрение Законодательного СобранияПензенской области, где они проходят утверждение. Исполнение прогнозов такжевозложено на высший исполнительный орган власти Пензенской области.
Организационная системарегионального прогнозирования включает различных участников в лице министерств,управлений, научных учреждений и т. д. Основными участниками этой системыявляются Министерство финансов Пензенской области, Управление экономикиПензенской области и Управление инвестиционного развития и туризма Пензенскойобласти. Центральное место в этой системе отводится Управлению экономикиПензенской области, которое в целом разрабатывает комплекснуюсоциально-экономическую политику в регионе, а также занимается прогнозированиеммакроэкономической ситуации в регионе, основных показателей уровня жизнинаселения, рынка труда и др.
Впрогнозировании и планировании по своим направлениям деятельности участвуютдругие органы исполнительной власти Пензенской области. Так, Министерствофинансов Пензенской области разрабатывает и исполняет региональный бюджет натри года; реализует на территории региона финансовую и денежно-кредитнуюполитику. Управление инвестиционного развития и туризма Пензенской области даетоценку инвестиционной привлекательности региона, разрабатывает инвестиционные иинновационные проекты, а также реализует инвестиционную политику на территорииПензенской области.
Всейнеобходимой информацией различные органы власти Пензенской области обеспечиваетПензенский комитет статистики, который создает информационный массив дляразработки прогнозов СЭР региона. Он также занимается статистическиммониторингом итогов СЭР региона, что позволяет оценивать качество прогнозовсостоявшимися событиями.
Кроме того, ворганизационную структуру регионального прогнозирования входят различныенаучно-исследовательские учреждения и организации.

1.2Технология прогнозирования регионального социально-экономического развитиясубъекта РФ
Анализ практического опытаадминистраций субъектов Федерации показывает, что при прогнозированиирегионального развития большинство органов управления в регионах используюттрадиционные методики, основанные на трех подходах.
1.        Трендовыйподход. В его основе лежит метод экстраполяции данных, то есть прогнозируемыепоказатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее повыявленной закономерности развития. Метод экстраполяции эффективен длякраткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко иустойчиво. В долгосрочной же перспективе результаты прогнозирования с применениемэтого подхода оказываются противоречивыми. Это порождает необходимость ихсогласования, что выполняется чаще всего только по отношению к верхнему уровнюпоказателей путем более или менее механической подгонки. Поскольку показателидругих уровней остаются при этом без изменения, то противоречивость неустраняется, а как бы «ретушируется». И что хуже всего, любое изменение всценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой инеформализованной процедуры.
2.Составление общего списка прогнозируемых параметров, выписывание отношений ипричинно-следственных связей между ними. Для реализации этого подхода напрактике необходимо ввести субъекты региона как действующих агентов исформировать их стратегию поведения на региональном рынке. Задав сценарнотраектории экзогенных параметров полученной модели, можно рассчитать эволюциюэндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственныхсвязей. Главное преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том,что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей,характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения егосубъектов, приведших к этому состоянию. Еще один важный аргумент – априорнаясбалансированность получаемого прогноза в отличие от трендового прогнозированияпо отдельным показателям или их группам.
3. Подход,основанный на теории общего равновесия. Согласно теории равновесия,экономические агенты (производители и потребители), действуя в эгоистическихинтересах, составляют индивидуальные планы производства и потребленияпродукции. Этот процесс описывается моделями поведения, характер которыхзависит от технологии производства, системы предпочтений и системы цен. Еслитехнология и система предпочтений фиксированы, то существенной оказываетсятолько система цен. Однако применение методов теории общего равновесия дляанализа и прогнозирования региональной социально-экономической ситуациизатрудняется из-за следующих причин:
·         дляусловий быстро меняющегося общества теория общего равновесия в лучшем случаеможет дать только дрейфующую асимптоту, к которой стремятся экономическиепроцессы;
·         методытеории общего равновесия не обеспечены в достаточной степени региональнойсоциально-экономической статистикой;
·         теорияобщего равновесия применима по отношению к мелким производителям и потребителямв условиях совершенной конкуренции, когда ни один из экономических агентов не всостоянии самостоятельно влиять на систему цен и воспринимает ее как заданную,что не соответствует ситуации в России [16, 57-58].
Однако насовременном этапе развития регионального прогнозирования вышеперечисленныеметодики уже устарели и не отвечают быстро меняющейся социально-экономическойситуации в регионах. Пять лет назад в Самарской области была разработана иуспешна внедрена технология ситуационного прогнозирования, которая сейчасиспользуется при прогнозировании СЭР практически во всех субъектах Федерации.
В основу этойтехнологии положена концепция, согласно которой прогноз есть результат эволюцииисходного состояния балансовой имитационной модели деятельности региона назаданную перспективу при задаваемых сценарных условиях. При этом прогнозноесостояние является следствием интерференции поведения субъектов региона нагоризонте прогнозирования. В процессе прогнозирования исходная база данныхпереносится в точку прогнозирования через модель причинно-следственных связей.
Общая системаситуационного прогнозирования СЭР региона включает в себя построениеопределенных прогнозных моделей, в которых отражаются основные экзогенные иэндогенные параметры социально-экономической системы региона [16, 64-67].
1.        Модель сферы производства товаров и рыночных услугописывает процессы производства и потребления в следующих отраслях региональнойэкономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте,связи, торговли и других отраслях рыночных услуг. Производственные возможностикаждой отрасли задаются производственной функцией, показывающей зависимость еевыпуска от основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов, а также состоянияпроизводственной инфраструктуры и экономической стратегии производителей.Данная модель описывается следующей зависимостью[16, 58]:
dA1 (t) / dt = D1 (t) – R1 (t), где (1)
D1 (t) –текущие доходы;
R1 (t) –текущие расходы;
dA1 (t) –состояние моделируемого объекта в определенный момент времени.
2.        Модель движения региональных финансовых ресурсовописывает процессы образования, распределения и использования бюджетных ивнебюджетных средств. Выражая экономические и социальные связи и отношения вденежной форме, эта модель является базисом для объединения в одно целоечастных модели, описывающих вполне определенные виды деятельности. В этоймодели отображаются различные аспекты формирования и использования региональныхфинансовых ресурсов включением в их состав показателей баланса средствхозяйствующих субъектов, государственного бюджета, государственных внебюджетныхфондов и средств населения региона.
3.        Модель потребительского рынка представляет собой системубалансовых и эконометрических уравнений, имитирующих поведение субъектовпотребительского рынка: населения, производителей, региональных и федеральныхторговых организаций и внешних экспортеров. При моделировании используетсясвойство двунаправленности отношений, согласно которому акты взаимодействиямежду субъектами рынка рассматриваются с точки зрения как движения доходов иплатежных средств, так и реальных потоков товаров и услуг.
4.        Модель демографии реализует сдвиг возрастов в темпеимитации с учетом естественного движения населения и миграционных процессов.При этом рассчитываются: численность населения (мужского и женскогосоответственно), численность пенсионеров и молодежи, численностьтрудоспособного населения, сальдо миграции.
5.        Модель сферы нерыночных услуг представляется в видеследующей математической зависимости [16, 59]:
dA2 (t) / dt = D2 (t) – R2 (t), где (2)
D2 (t) –текущие доходы;
R2 (t) –текущие расходы;
dA2 (t) –состояние моделируемого объекта в определенный момент времени.
Доходы складываются из средств местного и федерального бюджетов,внебюджетных фондов, средств предприятий. Расходы включают следующие статьи:оплата труда, промежуточное потребление, капитальные расходы.
6.        Модель рынка трудовых ресурсов описывает движениезанятого населения. В ней оцениваются потенциальные трудовые ресурсы сферыпроизводства товаров и рыночных услуг и сферы нерыночных услуг и рассчитываетсязанятость населения в этих сферах. При этом учитывается спрос на трудовыересурсы и инерционность перехода населения из одной категории в другую.Оценивается текущая безработица.
После того, как все модели построены и количественно описаны, выполняется«прогон» общей модели региона на глубину прогнозируемого периода по заданномусценарию и выдаются результаты прогнозирования в виде пакета прогнозныхдокументов по всем показателям СЭР.
Достоверность прогнозов с помощью технологии ситуационногопрогнозирования зависит от следующих факторов: ошибки в исходных данных, ошибкипри задании сценария, грубости модели. Ошибки первого рода вызваны объективнымипричинами; их удается существенно уменьшить за счет верификации и коррекцииисходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели.Ошибки в сценарных параметрах носят субъективный характер и целиком зависят отпрофессионализма лиц осуществляющих прогнозирование. Влияние этих ошибок напрогноз – самое существенное, особенно в годы высокой инфляции и паденияпроизводства.
В настоящее время проводится дальнейшее развитие технологии ситуационногопрогнозирования. В частности, разрабатывается модель товарно-сырьевых рынков,уточняется модель финансовой системы. Большое внимание уделяется формированиюболее адекватной модели распределения доходов между накоплением и потреблениемв секторе производства товаров и рыночных услуг, разрабатываетсяметодологическая база для формирования и отработки рациональных стратегийрегионального управления бюджетными и внебюджетными фондами денежных средств.
Конкретизация региональной экономической и инвестиционной политики требуетперехода на уровень предприятий и отдельных территорий. Именно в этомнаправлении, по нашему мнению, будет осуществляться развитие ситуационногопрогнозирования в будущем.
1.3Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Программно-целевой методуправления развитием территории относится к категориипроблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременныхпроблем, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования иразвития программируемой системы, что требует принятия специальных программныхмер, концентрации усилий, мобилизации ресурсных возможностей региона.
Использование программно-целевогометода применительно к региональным системам исходит из необходимости приданиякак можно более высокого уровня конкретности, количественной определенностипостановке программных целей в качественной формулировке, не обладающих четкимчисловым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой целевыеориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программныхдействий.
Подпрограммой СЭР региона понимается комплекс научно-исследовательских иопытно-конструкторских, производственных, социально-экономических,организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективноерешение задач в области государственного, экономического, экологического,социального и культурного развития субъекта РФ [13, 42].
Региональное программирование является важным инструментомнепосредственного государственного воздействия на рыночную экономику той илииной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования ицеленаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного итерриториального управления служит одним из важных средств активного влияния государствана социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных,слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешнорешать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь —выравнивания региональных уровней СЭР.
Новая сущность программ СЭР региона состоит в том, что онивоплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строгоцеленаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется накоммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализациипрограмм, а также методы управления ими отличаются от прежних.
К основным задачам региональных программ СЭР можно отнестиследующие [10, 124]:
·    выравниваниемежрегиональных различий по показателям СЭР;
·    формированиеоптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
·    максимальнополное и эффективное использование различных ресурсов региона;
·    охранаокружающей среды;
·    формированиерыночной и социальной инфраструктуры региона;
·    духовноевозрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизацияобщественно-политической и правовой обстановки
·    сбалансированное(бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.
Состав иструктура региональной программы СЭР региона представляют перечень ивзаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональнуюхарактеристики принятого к реализации программного проекта [10, 138-139].
Раздел 1.Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий длярегиона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программнойоснове.
Раздел 2. Оценкаприродных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионеразличных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможностииспользование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона,рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ееоздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению напрограммной основе.
Раздел 3.Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Здесьхарактеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе,выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 4.Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих(1 – 3) разделах СЭР региона и оценка природных ресурсов и рынка труда,позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых передрегионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию СЭР регионана перспективу.
Раздел 5.Основные целевые подпрограммы. В разделе выделяются основные для регионацелевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому,функциональному и проблемному признаку.
В каждой изэтих программ определяются цели и задачи, описываются конкретные результаты,которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных впространстве и во времени этапов ее выполнения.
Раздел 6.Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный комплексмер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативныхвариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел 7.Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат. Из общегообъема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственныхисточников.
Раздел 8.Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всехорганизаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования поорганизации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельнымитерриториями РФ, зарубежными государствами.
Раздел 9.Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономическойэффективности программы. Каждое программное задание и программа в целомоцениваются системой количественных и качественных показателей, из которыхиспользуются следующие:
·     показателицелей программы;
·     показателиэффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так исравнительными);
·     специфическиепоказатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости отхарактера и особенностей каждой программы;
·     показателивыполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
·     показатели(финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых длявыполнения заданий программы.
Помимо названных вышепоказателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ,отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые дляэффективного управления программой.
Раздел 10.Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемаяорганизационно-функциональная структура управления формируется с учетомспецифики программы и региона.
Разделыпрограммы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируют в целомна весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программпервоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая – по болеепродолжительным срокам.

Глава2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планированияэкономики Пензенской области
 
2.1Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенскойобласти (до 2010 года)
Разработка любогосоциально-экономического прогноза территории начинается с анализа текущейситуации в регионе и данных за отчетный период. Оценка социально-экономическогоположения Пензенской области осуществляется в рамках следующих блоков [2].
1. Природно-ресурсный потенциал.
Природные условия области довольноразнообразны. Равнинный, слегка всхолмленный рельеф создает благоприятныеусловия для хозяйственной деятельности человека. Черноземные почвы,преобладающие на территории области (68% земельной площади). Естественнаярастительность сохранилась примерно на 1/3 площади. Смешанные ишироколиственные леса занимают 20% территории.
На территории Пензенской областирасположены запасы мела, тугоплавких глин, стекольных песков, минеральныхпигментов, фосфоритов, черного (мореного) дуба. Однако область не располагаетзапасами полезных ископаемых, которые способны повлиять на экономическуюобстановку в регионе.
Область расположена на пересеченииосновных железнодорожных, автомобильных и воздушных сообщений СреднегоПоволжья. В регионе сформировалась мощная транспортная инфраструктура. Потерритории пролегают крупнейшие железные дороги страны — Куйбышевская иЮго-Восточная, частично Московская. Они связывают Пензу с Центром и ЮгомРоссии, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном,Средней Азией, Дальним Востоком. Функционируют железнодорожные вокзалы в г.Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке и других городах.
Сеть автомобильных дорог областипревышает 9523 км. Важнейшие из них: Москва — Челябинск, Волгоград — НижнийНовгород, Пенза — Тамбов. Плотность автомобильных дорог общего пользования ствердым покрытием составляет 151 км на 1000 кв. км территории, их удельный вес- 99,95 процента [2].
2.  Демографический потенциал.
В Пензенской области проживает 1422,7тыс. человек, или 1% от общероссийской численности (44-е — в России), изкоторых 65,6% — горожане, 34,4% — жители села. Численность населения, занятогов экономике, 645 тыс. человек, или 45,3% от населения области. На 1000 человекнаселения Пензенской области приходятся 298 пенсионеров (29,7% всего населенияобласти) [2].
В области смертность превосходитрождаемость в 2 раза (по данным 2006 года). Естественный прирост населения всреднем за 2002 — 2006 годы составил 9,3 человека на тысячу населения [2].
3.  Производственный потенциал.
На территории области зарегистрированыболее 24 тыс. ед. хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Пензенская область имеетпромышленно-аграрный профиль. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объемВРП, являются: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, надолю которых приходится более 60% произведенного ВРП.
Промышленность области на 1 января 2007года представлена следующими отраслями: машиностроение и металлообработка(33,1% в общей структуре промышленного производства), пищевая (около 27%),мукомольно-крупяная и комбикормовая (более 5%), легкая (около 4%), лесная,деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 15%),промышленность строительных материалов (10%), электроэнергетика (более 16%),предприятий прочих отраслей промышленности — около 10% [2].
Однако состояниепромышленно-производственных фондов характеризуется высокой степенью их износа,особенно основного технологического оборудования. Так, по данным органовстатистики наиболее высокая степень износа сложилась на предприятиях легкойпромышленности (56,3%), электроэнергетики (53,6%), машиностроения (51,3%),промышленности строительных материалов (54,4%). Меньший процент износапромышленно-производственных фондов — на предприятиях лесной,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (28,7%) и пищевой промышленности(27,3%).
Сложившееся положение свидетельствует обограниченных возможностях производственного потенциала значительного числапредприятий в части осуществления расширенного воспроизводстваконкурентоспособной продукции
4.  Сельское хозяйство.
Агропромышленный комплекс Пензенскойобласти включает 560 сельскохозяйственных предприятия, 1877 крестьянских(фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 145 тыс. гектаров земли, или 4,6%от общей площади сельхозугодий [2].
Сельское хозяйство по объему валовойпродукции является второй составляющей товарного производства области. Доляагропромышленного комплекса в ВРП области — 14,1%.
5.  Инвестиционный климат.
Геополитическое положение областиблагоприятное, благодаря соседству с регионами, устойчивыми в политическомотношении, со сходным этническим и религиозным составом населения, удаленностиот внешних границ.
В связи с относительно небольшимиразмерами территории и высокой обеспеченностью транспортными путями областьхарактеризуется проницаемостью пространства для инвестиционных вложений.
В Пензенской области сложилсяблагоприятный инвестиционный климат. Регион обладает высоким уровнемполитической, экономической и социальной стабильности. В декабре 2004 годакрупнейшее рейтинговое Агентство «Эксперт РА» присвоило Пензенской области 1место в рейтинге российских регионов в номинации «За обеспечение высокогоуровня общественной безопасности».
Положительными составляющимиинвестиционного имиджа Пензенской области являются:
— выгодное географическое положение;
— благоприятная экологическая ситуация;
— высокий уровень развития малогобизнеса;
— интеллектуальный и кадровый потенциал;
— благоприятный социальный и культурныйклимат, туристический потенциал;
— стабильная общественно-политическаяситуация;
— низкий уровень криминальных рисков.
6.  Малый бизнес.
В малом бизнесе трудятся около 77,0тысяч человек. Объем производства работ (услуг) за 2006 год по сравнению с 2005годом в фактических ценах увеличился в 1,9 раза [2].
В Пензенской области реализуется «Программаразвития и поддержки малого предпринимательства и крестьянско-фермерскиххозяйств на 2008 — 2010 годы».
Во всех муниципальных образованияхсельских районов Пензенской области созданы агентства по развитию малогопредпринимательства и личных подсобных хозяйств.
Агентства организуют работу по оказаниюпредпринимателям помощи в получении субсидий при реализации инвестиционныхпроектов на приобретение необходимых: оборудования, сельхозтехники, прицепныхагрегатов, запасных частей, КРС, племенных животных, кормов, семян и т.д.
После анализа и оценки текущейсоциально-экономической ситуации в регионе необходимо сформировать сценарныеусловия прогноза, которые формулируют перечень основных предпосылок,определяющих характер перспективного СЭР, и описывают причинно-следственныесвязи между ними и объектом социально-экономического прогнозирования.
Сценарные условия – это системаобоснованных, непротиворечивых предположений, факторов и ограничений, на основекоторых разрабатываются прогнозы [18, 72].
Сценарные условия содержат оценкусоциально-экономического потенциала развития объекта прогнозирования с учетомвнешних и внутренних условий и факторов.
Основными принципами разработкисценарных условий прогноза являются: комплексность (системный подход),адекватность и достоверность информационной базы, использование апробированныхметодов прогнозирования.
К основным внешним факторам, которыеформируются вне региональной системы, наибольшее влияние на развитие Пензенскойобласти оказывают следующие:
·            темпы роста мировой экономики;
·            геополитические изменения (включая порядок и условия вступленияРоссии в ВТО и возможные изменения торговых и политических отношений между Россиейи некоторыми зарубежными государствами);
·            темпы роста российской экономики;
·            уровень инфляции;
·            федеральные социальные и экономические программы (в т.ч.приоритетные национальные проекты);
·            порядок и условия реформирования естественных монополий и динамикароста тарифов на их услуги и продукцию;
·            изменения в сфере межбюджетных отношений.
Внутренние же факторы формируются иреализуются внутри социально-экономической системы Пензенской области. Средиосновных внутренних факторов развития пензенского региона, определяющихперспективы его развития на среднесрочный период, необходимо отметитьследующие:
·    изменения демографического и трудового потенциалов с учетоммиграционных процессов (численность и качественные показатели населения итрудовых ресурсов, а также уровень безработицы);
·    изменения социального потенциала, в том числе социальнойинфраструктуры (уровень жизни населения, дифференциация доходов, структурадоходов и расходов населения, характеристика развития систем здравоохранения,образования и культуры, физическое и духовное состояние населения, уровеньличной и общественной безопасности);
·    динамика производственного потенциала (состояние производственныхфондов, квалификация работников, технологическая оснащенность и специализацияпроизводства, конкурентоспособность продукции);
·    динамика инфраструктурного потенциала (энергетика и инженерныекоммуникации, транспорт, связь, сфера услуг, банковская система);
·    динамика научно-технического и технологического потенциала(ресурсная и кадровая база сферы НИОКР, результаты научной и изобретательскойдеятельности, масштабы применения прогрессивных наукоемких технологий ирезультатов инновационной деятельности);
·    изменения структуры экономики (соотношение долей отраслей вформировании валового регионального продукта, доходов бюджета, обеспечениизанятости населения, использовании инвестиций) [15, 26-27].
Важное значение для прогнозированияимеют ограничения, стоящие на пути развития Пензенской области. Учет имеющихсяограничений способствует повышению точности прогнозирования. Подобныеограничения можно разделить на несколько групп в зависимости от характера иобласти их проявления.
Условия-ограничения на реализацию путейдостижения целей включают в социальной сфере (недопущение значительного ростабезработицы, снижения уровня жизни основной массы населения, ростасоциально-необоснованной дифференциации населения в доходах и имуществе), всфере прав человека и безопасности граждан (обеспечение социальной и правовойбезопасности граждан и областного сообщества), в сфере экономики (обеспечениесохранения основных элементов производственного и технологического потенциала,необходимых для жизнеобеспечения населения, экономического роста).
Кроме вышеуказанных, к числуусловий-ограничений при разработке прогноза могут быть отнесены также земельные(территориальные), демографические, материальные, финансовые и другие.
Поскольку в рыночных условияхсоциально-экономическая ситуация меняется резко и подвержена значительнымколебаниям то необходимо разрабатывать прогноз СЭР территории в трех вариантах(пессимистическом, среднем и оптимистическом) [2].
1. Пессимистический (неблагоприятный)вариант.
Исходит из осложнения внешних условий,оказывающих влияние на развитие Пензенской области, и некоторого ухудшениясуществующей в Пензенской области структуры экономики, крайне медленных темповпроведения институциональных преобразований.
В экономической жизни страны иПензенской области происходит ухудшение тенденций развития. Темпы инфляциисоставляют 9% — 11% в год и выше [2]. Резкое снижение объемов валютной выручкироссийских экспортеров приведет к прекращению роста реального курса рубля.Произойдет значительное сокращение объемов импорта.
Рост тарифов на продукцию и услугисубъектов естественных монополий приведет к снижению уровняконкурентоспособности пензенских предприятий на внешнем рынке. В результатеэтого снизятся объемы экспортных заказов, выполняемых пензенскимипредприятиями. Опасения резкого роста недовольства населения отсутствиемувеличения реальных доходов могут заставить органы власти снизить темпыпроведения институциональных реформ. В связи с этим экономические и социальныереформы будут осуществляться крайне медленными темпами, а по отдельнымнаправлениям почти не продвигаться, заметных структурных сдвигов в экономике непроизойдет. Валовой региональный продукт будет расти невысокими темпами (всреднем на 6,3% в год). Эффективность использования природно-ресурсногопотенциала (земли и иных объектов природопользования) ухудшится.
Таблица 1 — Показатели прогнозасоциально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Пессимистическийвариант)Наименование показателя Единица измерения
2006
(отчетный)
2007
(отчетный)
2008
(прогнозный)
2009
(прогнозный)
2010
(прогнозный) Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1435,4 1428,5 1420,7 Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 859,5 843,2 830 Численность экономическиактивного населения тыс. чел. 738,8 729,3 720 709,6 696,8 Темпы роста ВРП % 105,6 106,3 105,2 104,1 103,8 Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году % 109,3 111,2 110,1 109,2 108,2 Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 5000 4673 4000
Среднемесячная
начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. Руб. 5790 6500 7000 6689 6000
2. Средний (промежуточный) вариант.
Предусматривает сохранение в мировойэкономике тенденций, сформировавшихся в последние годы: невысокие темпы роста(3 — 4% в год), снижение мировых цен на нефть и газ. Российская Федерацияпродолжает интегрироваться в мировую экономику, вступив в ВТО на условияхсохранения (на переходный период) отдельных национальных преимуществ.
Все вышеперечисленное будетспособствовать структурной перестройке и экономическому росту в стране иПензенской области. Однако показатели этого роста будут невысокими.Среднегодовые темпы инфляции составят 5 — 6%, реальный курс рубля будет расти впределах 2 — 3% в среднем в год.
Реальные тарифы (без учета инфляции) науслуги естественных монополий будут расти в пределах 10 — 15% в 2006 — 2010годах.
Для Пензенской области подобные внешниеусловия будут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация не будет способствоватьросту инвестиций, в том числе иностранных. Основными российскими конкурентамиПензенской области на рынке капиталов останутся регионы-доноры. Из-за ростатарифов на энергоресурсы произойдет снижение уровня конкурентоспособностипензенских производителей на международных рынках. Пензенская область будетразвиваться во многом за счет эффективного использования внутренних ресурсов (восновном аграрный сектор экономики). Структурная перестройка экономики будетпроходить медленными темпами.
Таблица 2 — Показатели прогнозасоциально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Среднийвариант)Наименование показателя Единица измерения
2006
(отчетный)
2007
(отчетный)
2008
(прогнозный)
2009
(прогнозный)
2010
(прогнозный) Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1435,4 1430,9 1426,7 Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 859,5 850,8 845,7 Численность экономическиактивного населения тыс. чел. 738,8 729,3 726,8 720,6 719,6 Темпы роста ВРП % 105,6 106,3 106,2 106,8 107,1 Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году % 109,3 111,2 111,9 112,1 112,9 Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 6000 6450 6780 Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. Руб. 5790 6500 7000 7489 7780
3. Оптимистический (благоприятный)вариант.
Предусматривает наличие комбинацииблагоприятных внешних и внутренних условий развития Пензенской области. В сферевнешних международных условий, оказывающих влияние на развитие Пензенскойобласти, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по рядуфакторов произойдет существенное улучшение качественных и количественныхпоказателей. Темпы роста мировой экономики превысят 4% в среднегодовомисчислении.
Процессы интеграции России в мировуюэкономическую систему, включая вступление в ВТО, будут сопровождатьсяпреобладанием позитивных результатов. Интеграция будет происходить на выгодныхдля России условиях. В течение переходного периода будут сохраненыгосударственная поддержка сельского хозяйства, защитные меры по отношению кавиа-, авто-, а также ряду иных отечественных производителей промышленнойпродукции с высокой степенью добавленной стоимости, защита рынка банковскихуслуг от конкуренции иностранных кредитных организаций, сохранение относительнонизких внутренних цен на газ и электроэнергию. Кроме этого, будут решеныпроблемы снятия международных ограничений и доступа российских товаров намеждународные рынки, открыты новые перспективные транспортно-транзитныекоридоры, проходящие через территорию России, в том числе через Пензенскуюобласть.
В части внутренних (российских) условийтакже будет складываться благоприятная ситуация. В России будут успешноосуществлены реформы социального сектора, жилищно-коммунального хозяйства имуниципальная реформа. Продолжится осуществление взвешенной финансовой икредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притокуинвестиций, в том числе за счет стабилизационного фонда.
Таблица 3 — Показатели прогнозасоциально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Оптимистическийвариант)Наименование показателя Единица измерения
2006
(отчетный)
2007
(отчетный)
2008
(прогнозный)
2009
(прогнозный)
2010
(прогнозный) Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1438,9 1435,5 1433,7 Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 862,9 860,2 858,6 Численность экономически активного населения тыс. чел. 738,8 729,3 726,8 724,3 721,8 Темпы роста ВРП % 105,6 106,3 106,9 107 107,7 Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году % 109,3 111,2 112,3 113 113,6 Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 6300 6900 7550 Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. Руб. 5790 6500 7000 7600 8000
Таким образом, детально разработанныйпрогноз позволяет сформировать концепцию СЭР области, выделить приоритетныецели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области дляпотенциальных инвесторов.

2.2Система индикативного управления экономикой Пензенской области
Наиболеераспространенной формой планирования развития территории является индикативноепланирование. В научной литературе существует два различных подхода ктолкованию данного понятия.
С точкизрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, вкотором отражаются направления деятельности всех экономических агентовопределенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование какпроцесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей –индикаторов, характеризующих СЭР территории.
Основныепризнаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:
·    индикативныйплан формируется в результате сознательной, координирующей деятельностигосударства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);
·    еслидаже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в немдолжен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всегообщества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;
·    целиплана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобыобеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;
·    пландолжен быть сбалансирован по всем ресурсам.
Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – этомеханизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериевоценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектовуправления [7, 88].
В качестве субъектов этой системы выступают исполнительные органыгосударственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления вчасти переданных им государственных полномочий и использования местнымибюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов.Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, видыдеятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных имгосударственных полномочий и предприятия.
Система индикативного управления базируется на следующих положениях [7,89].
1.                                 Государственное управление осуществляется в объемефункций государственного управления.
2. Ответственность зареализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственнойвласти, из которых один является центром ответственности (координация действий,методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом),другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение частифункции).
3. В качестве критериев оценкирезультата реализации функции государственного управления используются специальноразработанные индикаторы.
4. СИУЭР осуществляется с применением методов (инструментов, механизмов)управления – способов воздействия управляющего субъекта на управляемый объект –с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов в результатевоздействия на процесс.
Объем функций органов исполнительной власти по реализации этой системыутверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенскойобласти с участием различных региональных социально-экономических институтов.
Оценка реализации функцииосуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются на основереального и прогнозируемого состояния объекта управления. Индикатор,установленный «в точках» рассогласования реального и прогнозируемого состоянияобъекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемыхуправленческих воздействий.
Эти индикаторы используются для [1]:
·         оценки реального социально-экономического положенияПензенской области;
·         оценки эффективности осуществления муниципальнымиобразованьями переданных им государственных полномочий и использованияфинансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;
·         задания уровня социального благополучия (пороговых значений)в составе государственного заказа на управление;
·         контроля за достижением запланированных результатов;
·         принятия регулирующих воздействий;
·         оценки деятельности исполнительных органовгосударственной власти;
·         оценки социально-экономического положения хозяйствующихсубъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, долягосударственной собственности Пензенской области в уставном капитале которыхсоставляет более 25 процентов.
В составе СИУЭР ежегодно формируется [1]:
1.        доклады о результатах и основных направленияхдеятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы;
2.        региональные целевые программы и федеральные целевыепрограммы, в реализации которых участвует Пензенская область, ведомственныецелевые программы (далее – целевые программы);
3.        государственный заказ на управление;
4.        соглашения между исполнительными органамигосударственной власти Пензенской области и органами местного самоуправлениямуниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использованияместными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальныхрасходов;
5.        государственный заказ на поставку продукции (работ,услуг) для государственных нужд на планируемый год;
6.        региональная инвестиционная программа на три и одинпланируемые годы;
7.        нормативная бюджетная потребность на объем услугнаселению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год;
8.        проект бюджета Пензенской области на планируемый год.
Управление финансированиемзатрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению в рамкахгосударственных социальных гарантий, государственного заказа на поставкупродукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерствофинансов Пензенской области.
Нормативной правовой и методической основой реализации СИУЭР Пензенскойобласти являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления ПравительстваРФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области,методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области.

Заключение
Анализсоциально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональныхпрогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общейстратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной властии управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, приреализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъектаФедерации.
Разрабатываемыеи утверждаемые комплексные прогнозы и программы СЭР региона являются исходнойпредпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана. Для эффективнойреализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживаниесистемы государственного регулирования на основе усиления экономических функцийгосударства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием ипрограммированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимочетко разграничить функции всех уровней управления.
Несмотря наположительные моменты, связанные с применением на региональном уровне различныхметодов прогнозирования и программирования СЭР, на наш взгляд, отсутствуетчетко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. Внастоящее время не разработаны конкретные критерии эффективности того или иногопрогноза или программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.

Списокиспользованных источников информации
1.  Постановление Правительства Пензенской области от 11января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области»// СПС «Гарант», 22.03.08.
2.  Распоряжение Правительства Пензенской области от 1февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях стратегического развитияПензенской области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант», 22.03.08.
3.  Белкина Т.Д. Диагностика городского развития черезсистему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. — 2007.- № 2. — С. 40-45.
4.  Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование вусловиях рынка. – М., 2005.
5.  Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России иЕвропейского союза. – М.: Экономика, 2000.
6.  Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документсистемы стратегического планирования комплексного развития города. //Социально-гуманитарное знание.- 2006. — № 4. – С. 37-42.
7.  Житкова Е.Л. Планирование развития территории. //Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 3. — С. 87-91.
8.  Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М.,2007.
9.  Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика иэкономика. – Ростов-на-Дону, 2006.
10.     Котилко В.В. Региональная экономическая политика:учебное пособие. — М–, 2002.
11.     Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник для вузов,2-е изд., перераб. И доп. – М., 2003.
12.     Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.,2006.
13.     Махотаева М. Целевое управление социально-экономическимисистемами. // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 4. — С. 66-78.
14.     Митрофанова И.В. Программно-целевое управлениесоциально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. — 2006. — № 2. — С. 36-50.
15.     Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственныймеханизм. – М., 2000.
16.     Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развитиярегионов России. – СПб, 2003.
17.     Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономическихбалансов для прогнозирования экономики региона. // Проблемы прогнозирования. — 2003. — № 4. — С. 23-36.
18.     Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А. Технология прогнозированиярегионального развития: опыт разработки и использования. // Проблемыпрогнозирования. — 2007. — № 2. — С. 56-69.
19.     Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. –Новосибирск, 2001.
20.     Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособностирегиона. // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 1. — С. 64-76.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.