1.Теоретический вопрос. Олигополия и ее место в современной экономике
Олигополия является достаточно распространенной, наиболеесложной и наименее предугадываемой структурой. Небольшое число конкурирующихмежду собой фирм и большое количество потребителей делает возможным дляолигополистов явно или неявно согласовывать свои действия и выступать какединая монополия[1]. Особенностью олигополииесть то, что каждый производитель должен принимать решение с учетом возможнойответной реакции со стороны конкурентов.
Слово«олигос» в переводе с греческого означает мало. Олигополия являетсяпреимущественной современной рыночной структурой[2]. Она характеризуется тем,что только несколько фирм (до 10-15) производят всю или значительную частьпродукции, на рынке присутствует большое количество потребителей.
Еслифирмы отрасли производят стандартную продукцию, отрасль называют чистойолигополией (производство стали, алюминия, меди, цемента, топлива, газетнойбумаги, взрывчатых веществ и т.п.)
Еслинесколько фирм доминируют на рынке дифференцированной продукции, отрасльназывают дифференцированной олигополией (производства автомобилей, зубнойпасты, сигарет, телевизоров, электроприборов, компьютеров, холодильников,кондиционеров, прохладительных напитков, пива, мыла и т.п.)
Естественнаяолигополия имеет место, когда несколько фирм могут поставлять продукцию длявсего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множествафирм.
Типичныечерты олигополистического рынка[3]:
ü всего несколько фирм обеспечиваютвесь рынок.
ü продукт может быть какдифференцированный, так и стандартизированный;
ü по крайней мере, некоторые фирмы волиполистической отрасли владеют большими долями рынка. Т.е. некоторые фирмы нарынке способны влиять на цену, варьируя наличием товара на рынке.
ü существуют определенные барьерывхождения в отрасль.
ü фирмы отрасли сознают своювзаимозависимость.
Важнейшаяособенность олигополии – это стратегическое поведение продавцов:фирма-олигополист должна разрабатывать стратегию своих действий на рынке сучетом потенциальных встречных действий своих конкурентов.
Какпоказывает практика, в краткосрочном периоде фирмы-олигополисты стремятсядержать цену товара постоянной, изменяя при этом объем выпуска. Фирмыраспределяют свои капитальные ресурсы (FС) таким образом, чтобы они делились насамостоятельно функционирующие звенья, которые способны выпускать конечнуюпродукцию. Тогда кривая средних переменных издержек олигополиста имеетгоризонтальный отрезок, где значения средних переменных издержек совпадают созначением предельных издержек (рис. 1).
Учитываяопыт деятельности за последнее время, фирма прогнозирует возможный спрос напродукцию, и определяет будущую кривую спроса (рис. 2).
/>АVC, МС
АVС
МС
АVС
МС
МС = АVС
Q1 Q2 Q
Рис. 1. Кривые средних переменных и предельныхиздержек олигополиста
/>
Р Р
Р*
АVС
Е
М D1 D* D2
MR
Q* Q Q1 Q* Q2 Q
Рис. 2. Определение будущего спроса олигополистом
Посколькув пределах Q1Q2 значения МС и АVС не изменяются, то наизменение спроса фирма реагирует не изменением цены, которая определяется наоснове равенства МС = МR, а изменением объема производства.
Олигополистическаявзаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новыйуровень, превращая конкуренцию в бесконечную борьбу «всех против всех». В этомслучае возможны различные решения конкурентов: они могут совместно добиватьсянекоторых целей, превращаясь в отрасль, на подобие монополии, или же боротьсяодин с другим до полного уничтожения.
Последнийвариант чаще осуществляется в форме ценовой войны Ценовая война – это циклпостепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов солигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы. Оно будетпродолжаться, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. Цена фактическистанет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическаяприбыль в результате войны станет равной нулю. От подобного результата ввыигрыше остаются потребителя. Обычно ценовые войны длятся недолго[4].Чаше конкурентная борьба между олигополистами приводит к принятию ими решения,основанных на учете возможного поведения своих соперников. Это в свою, очередь,определяет специфику кривой спроса на продукцию олигополистов.
В России отчетливоолигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветнаяметаллургия, т.е. почти все отрасли, на которые опирается отечественнаяэкономика. Концентрация производства в руках ведущих фирм здесь колеблется от51 до 62 %. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии имашиностроения ( производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическаяпромышленность и др.).
Большая доля в выпускепродукции обеспечивает фирмам — олигополистам значительную степень контроля надрынком. Уже каждая из фирм достаточно велика, чтобы оказывать влияние наположение в отрасли. А если несколько олигополистов начнут проводить общуюполитику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которойобладает монополия.
2.Тестовые задания
Закон Оукенахарактеризует взаимосвязь:
A. абсолютного отставанияВВП и разности естественного и фактического уровней безработицы;
B. относительногоотставания ВВП и отношения фактического и естественного уровней безработицы;
C. абсолютного отставанияВВП и отношения естественного и фактического уровней безработицы;
D. относительногоотставания ВВП и разности фактического и естественного уровней безработицы.
Ответ: правильный ответ –В, Закон Оукена — закон, в соответствии с которым при небольшом ежегодном ростереального ВНП (не превышающем 2,5%) уровень безработицы сохраняется практическипостоянным, а при более глубоком изменении ВНП 2% его изменений порождают сдвигбезработицы в обратную сторону на 1%.
Одним из экономическихпоследствий безработицы является невыпущенная продукция. Когда экономика не всостоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет иможет работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валовогонационального продукта (ВНП). Американский экономист А. Оукен (в другойтранскрипции — Окунь) математически выразил отношение между уровнем безработицыи отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена,показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественныйуровень на 1 %, то отставание объема ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1:2,5,или 2:5, т. е. отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяетвычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Потенциальный ВВП естьВВП:
A. при полной занятости;
B. в отсутствиебезработицы;
C. в отсутствие незанятыхтрудоспособных граждан;
D. в отсутствие свободныхвакансий в экономике.
Ответ: правильный ответ –А. Потенциальный ВВП — это тенденция реального ВВП на длительных временныхинтервалах, представляющая собой долгосрочные производственные возможностиэкономики или максимальный объем выпуска, который экономика может обеспечитьпри стабильных ценах. Потенциальный выпуск иногда также называют уровнемвыпуска при высокой занятости. Когда экономика полностью использует свойпотенциал, уровень безработицы низок, а уровень производства высок. ПотенциальныйВВП – это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражатьпотенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности экономикипомогут быть на много выше реальных.
Слесарь уволен посокращению штатов, тогда:
A. уровень занятостиуменьшился;
B. численностьбезработных не увеличилась;
C. численностьэкономически активного населения сократилась;
D. уровень безработицыувеличился.
Ответ: D. Показывает процентное отношениечисла безработных к общей численности трудоспособного населения. Безработицаопределяется как уровень трудоспособного населения 18 лет, не имеющих работы иищущих ее в рассматриваемый период, т.е. уровень безработицы — это долябезработных в рабочей силе в целом. Необходимо учитывать, что безработица — естественное и непреодолимое явление. Существует естественный уровеньбезработицы, который равен 3-5%. Безработица — важный индикатор с точки зренияподтверждения тенденций в производстве и вообще состояния делового цикла.
В модель кругооборотавключены два типа рынков…
A. рынок продуктов иуслуг и рынок ресурсов
B. реальный и денежный
C. денежный рынок и рынокресурсов
Ответ: А. Моделькругооборота доходов и расходов наиболее наглядно можно показать на схеме, вкоторой показано взаимодействие рынка ресурсов, рынка продуктов, домохозяйств,фирм (предприятий) и правительства. Цены, уплачиваемые за использование земли,труда, капитала и предпринимательские способности устанавливаются на ресурсномрынке. Цены на готовые изделия и услуги определяются на рынке продуктов.Рассмотрим эти типы рынков.
Ресурсный рынок – этодомохозяйства, которые непосредственно или косвенно (через находящиеся в ихсобственности корпорации) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляютэти ресурсы предприятиям. Предприятия предъявляют спрос на ресурсы, с помощьюкоторых производят товары и услуги. В результате взаимодействия спроса ипредложения на огромное множество людских и материальных ресурсовустанавливается цена на каждый из них. Платежи, которые производят предприятия,покупая ресурсы, представляют собой издержки или расходы этих предприятий, иодновременно они образуют доходы – потоки заработной платы, ренты, процентов иприбылей в домохозяйства, поставляющие ресурсы.
Обратимся к рынкупродуктов. Денежный доход, получаемый домохозяйствами от продажи ресурсов, кактаковой не имеет реальной ценности. Потребители не могут ни есть, ни надеватьна себя монеты и бумажные деньги. В процессе расходования денежного доходадомохозяйства выражают свой спрос на многочисленные товары и услуги.Одновременно предприятия присоединяют приобретенные ими ресурсы дляпроизводства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. Взаимноевоздействие этих решений о спросе и предложении и определяет цены продуктов.Заметим, что с точки зрения предприятий, поток потребительских расходов натовары и услуги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих товаров иуслуг. Обратим внимание на тот факт, что и домохозяйства и предприятиявыступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположнойстороне.
Списокиспользуемойлитературы
1. Волконский В.А.,Корягина Т.И. О роли олигополии в современной экономике // Банковское дело. —2009. — 2, с. 6-10
2. Левина Е.А.Микроэкономика: задачи и решения. 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 491 с.
3. Микроэкономика.Теория и российская практика. 8-е изд., стер. //Под ред. Грязновой А.Г.,Юданова А.Ю.– М.: КноРус,2010. – 624 с.
4. Новикова И.В.Микроэкономика. Учебник для вузов – М.: Тетрасистемс, 2010. – 448 с.
5. Тарануха, Ю.В.Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. –М.: «Дело и Сервис», 2009. – 640 с.