Реферат по предмету "Экономика"


Приватизация в Республике Беларусь

Содержание
Введение
1    Приватизация в Республике Беларусь
1.1 Необходимость разгосударствленияи приватизации
1.2  Сущность, направления, цели и задачи
1.3  Принципы приватизации в республике Беларусь
1.4 Разгосударствлениеи приватизация в Республике Беларусь в период 2006–2008 г.
1.5  Органы, объекты, и субъекты приватизации
1.6Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации
2    Опыт приватизации за рубежом
2.1  Методы приватизации
2.2  Проблемы приватизации
3 Возможностьи перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Введение
Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается отадминистративно-командной, требует специальной экономической подготовки нетолько персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёвнаселения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет дляспециалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросытрансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениямипереходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий.Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширениеммасштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Актуальность проблемы приватизации заключается в том, чтотрансформация административно-командной экономики в рыночную требует особогопереходного периода, что обусловлено принципиальными различиями двух экономическихсистем.
Административно-командная экономика — такая экономическая система,в которой баланс между производством и потреблением поддерживается путемраспределения и перераспределения всех товаров. Распределительный механизмпорожден чрезмерной централизацией не только ресурсов, но и власти, чтообусловлено монополией государственной собственности.
Исторический опыт стран с административно-командной экономикойпоказывает, что она способна давать положительные результаты в экстремальныхусловиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т. е. возможности расширятьпроизводство за счет использования дополнительных материальных и трудовыхресурсов. Экстенсивное развитие позволяет какое-то время обеспечивать полнуюзанятость, относительно стабильные цены и уровень жизни населения. Однакораспределительная система лишила административно-командную экономику стимулов кразвитию, технологическому совершенствованию, повышению качества продукции.
Отсутствие внутренних побудительных мотивов к развитию являетсяглавным недостатком административно-командной экономики, который предопределилотставание темпов экономического роста и уровня жизни населения государств стакой экономической системой от стран с развитой рыночной экономикой. Поэтомуэкономические реформы, осуществляемые в странах с административно-команднойэкономикой, были направлены на повышение заинтересованности хозяйствующихсубъектов в развитии производства и роста его эффективности. Однако онипроводились при сохранении монополии государственной собственности и поэтомусущественных результатов не достигли.
Объективно присущая экономическому развитию необходимостьповышения уровня жизни населения потребовала коренных преобразований и переходак рыночной экономике.
Важнейшими элементами рыночного механизма являются конкуренциямежду хозяйственно самостоятельными производителями и акционерная формахозяйствования.
В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию,удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована.Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического иорганизационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития иобновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этойоснове акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы вповышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, чтообеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждаетпроизводителей систематически совершенствовать производство в соответствии спостоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического иорганизационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует каксаморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствованиепроизводства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокийуровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.
Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимымэтапом для перехода к рыночной экономике. В связи с этим, целью данной работыбудет рассмотреть возможность применения в нашей стране зарубежного опытаприватизации и возможно предложить новые подходы для процесса разгосударствления.

1 Приватизация в Республике Беларусь
 
1.1 Сущность, направления, цели и задачи разгосударствления экономики
Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависитот степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, котораяобеспечивается в процессе разгосударствления экономики.
Разгосударствление экономики представляет собой передачугосударством функций непосредственного руководства производственно-коммерческойдеятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам).При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.
Разгосударствление экономики осуществляется в двух направлениях:путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношенийсобственности и путем разгосударствления собственности. Сущность первогонаправления состоит в передаче органами государственного управления основныхуправленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяетсяих самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственногозаказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, становления арендныхотношений и т. д.
При всей важности этого направления разгосударствления экономикионо недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений — отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственностипредопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственнуюсамостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствленияэкономики является разгосударствление собственности.
Разгосударствление собственности — разрушение монополиигосударственной собственности, осуществляемое как путем создания новыхпредприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путемреформирования государственных и арендных предприятий.
В результате разгосударствления и приватизации государственнаясобственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля внациональной экономике, что позволяет включить в экономические отношениянегосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную намногообразии форм собственности.
В государствах с административно-командной экономикойразгосударствление и приватизация осуществляются в условиях монополиигосударственной собственности. Отсутствие частного капитала сдерживаетформирование спроса на приватизируемые предприятия, население отрицательноотносится к развитию частной собственности и приватизации.
Особенности переходного периода предопределяют своеобразие целей изадач разгосударствления и приватизации
В странах с административно-командной экономикой в период переходак рынку разгосударствление и приватизация проводятся для достижения двуединойцели: создания благоприятных условий для становления и эффективностифункционирования рыночной экономики и повышения эффективности хозяйствованияприватизированных предприятий.
Для достижения этой цели в процессе разгосударствления экономики необходиморешить следующие задачи:
¨        сформировать экономику, основанную на многообразии форм собственности,что служит условием организации товарно-денежных отношений, при которых врезультате купли-продажи осуществляется смена собственника на продукт. Вусловиях монополии государственной собственности в коммерческих сделках пореализации средств производства государство выступает одновременно и в ролипродавца, и в роли покупателя. Следовательно, акт купли-продажи является формальным:интересы продавца и покупателя совпадают, ибо это один и тот же собственник.Однако одним из движущих мотивов рыночных отношений является несовпадение интересовпродавца и покупателя. Наряду с конкуренцией это вынуждает товаропроизводителейпостоянно совершенствовать продукцию и снижать издержки производства; создатьусловия для полной хозяйственной самостоятельности и адекватной ей экономическойответственности вплоть до банкротства. Только при этом возникают условия,обеспечивающие действенность рыночного механизма. Относительнаясамостоятельность государственных предприятий ограничивает их экономическуюответственность, а банкротство государственных предприятий не допускается, таккак государство покрывает их убытки и оказывает различного рода финансовуюпомощь. Полная хозяйственная самостоятельность и адекватная ей экономическаяответственность обеспечиваются, с одной стороны, правом частной собственности,а с другой — ограничением сфер влияния государства напроизводственно-хозяйственную деятельность. Усиление экономическойответственности товаропроизводителей создает побудительные мотивы киспользованию инноваций и повышению на этой основе эффективности хозяйствования;
¨        обеспечить конкурентную среду и активную конкуренцию, что возможнопри многообразии форм собственности и большом количестве экономически обособленныххозяйствующих субъектов. В условиях монополии государственной собственностиподлинная конкуренция между двумя предприятиями, принадлежащими одномусобственнику, невозможна. Государство всегда может перераспределить доходыхорошо работающего предприятия в пользу малорентабельного или убыточного;
¨        создать основы для экономической свободы граждан. Это достигается,прежде всего, предоставлением им права собственности, возможности открыть частноепредприятие, выступить учредителем акционерного общества или приобрести акциина рынке ценных бумаг Имея в собственности предприятия, доли или паи в ихимуществе, акции, граждане становятся богаче, что предопределяет ихнезависимость;
¨        разграничить функции государственного регулирования инепосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью.Хозяйствующие субъекты, основанные на негосударственной форме собственности,самостоятельно принимают управленческие решения, что повышает их своевременность,обоснованность и качество, а следовательно, и эффективность хозяйствования;
¨        сократить государственные расходы на поддержку низкорентабельных иубыточных предприятий, что позволит использовать высвободившиеся средства нарешение общенациональных социальных вопросов и проблем.
Одним из основных направлений разгосударствления экономикиявляется приватизация.
1.2 Принципы приватизации в Республике Беларусь
Приватизация — процесс приобретения физическими и юридическимилицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результатеоно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжениягосударственной собственностью, а государственные органы — право непосредственногоуправления ею. Приватизированные предприятия становятся либо частными, либофункционируют на основе коллективной собственности.
В зависимости от объекта различают приватизацию предприятий,приватизацию акций, паев, долей и приватизацию имущества.
Задача формирования многообразия форм собственности и активной конкурентнойсреды предопределяет необходимость приватизации большинства государственныхпредприятий, что придает ей в период перехода к рынку всеобъемлющий характер. Вэтих условиях эффективность приватизации во многом зависит от концепции еереализации. В период перехода к рынку приватизация может осуществлятьсяспособами безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам,продажи объектов, принадлежащих государству, другим собственникам либо путемсочетания этих двух способов.
Безвозмездная передача государственной собственности всемгражданам представляется социально справедливой: собственниками станут все.Однако в результате распределения государственного имущества средимногочисленных собственников затрудняется формирование реального хозяина,заинтересованного в инвестировании, развитии и совершенствовании производства.
Экономически более целесообразна возмездная приватизация, так какприобретение государственного имущества за счет собственных средств формируетреального хозяина, экономически предопределяет хозяйственную самостоятельностьи реальную ответственность. Вместе с тем исключительно возмездная приватизацияне может быть принята с позиций социальной справедливости, так какгосударственная собственность, созданная трудом всех граждан РеспубликиБеларусь, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальнымкапиталом. Кроме того, отсутствие у населения финансовых ресурсов, необходимыхдля выкупа государственного имущества, предопределяет длительные срокивозмездной приватизации. Поэтому концепция приватизации в нашей республике, каки в других государствах, переходящих от административно-командной к рыночнойэкономике, предусматривает наряду с возмездной и безвозмездную передачугосударственного имущества гражданам.
Сочетание платности и безвозмездной передачи государственной собственностипозволяет, с одной стороны, обеспечить социальную справедливость, а с другой — создать экономические условия для формирования реального собственника путемплатного приобретения государственного имущества. Кроме того, передача частигосударственного имущества безвозмездно позволяет сократить разрыв междуплатежеспособным спросом населения и предложением государственного имуществадля приватизации, что служит предпосылкой проведения ее в короткие сроки.
Практически сочетание возмездного и безвозмездного способовприватизации реализуется следующим образом (рис. 1.1).
/>

                             Государственное имущество
                                             100 %
/>

Остаетсягосударственным                        Подлежит приватизации/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                                                          Безвозмездно               Возмездно
                                                                50%                              50%
Рис. 1.1 Схема распределения государственного имущества в процессеприватизации в Республике Беларусь
Для обеспечения независимости и суверенитета, решения другихобщенациональных социально-экономических задач в государственной собственностив результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственногоимущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни издоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и другихвеществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства,затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности и т. д. Переченьтаких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.
Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50%возмездно и 50 — безвозмездно.
Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует ДекретПрезидента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) «Оразгосударствлении и приватизации государственной собственности в РеспубликеБеларусь» и базируется на следующих принципах.
1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизацииозначает; что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации,передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другаяпродается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной формесобственности.
2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственнойсобственности вытекает из общенародного характера государственной собственностии практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков«Имущество» на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудовогостажа.
3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизациипредполагает использование различных способов, методов и процедур приприватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает изотраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемыеобъекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностьюпродукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д. Этифакторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшиепредприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерныеобщества, каждое из которых различается составом акционеров, и т. д.Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектовприватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяетосуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективнымспособом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия приодновременном соблюдении интересов продавца (государства).
4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации междуорганами государственной власти и управления различных уровней предопределяетсяделением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, атакже масштабами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственнойсобственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основеразграничения их компетенций.
В соответствии с этим принципом приватизация объектовреспубликанской собственности осуществляется Министерством по управлениюгосударственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, ареформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органывласти.
5.Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовыхколлективов приватизируемых предприятий обеспечивает защиту прав и интересовнаемных работников при смене собственника в результате приватизации и касаетсяпрежде всего трудовых отношений.
Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии:
деятельность предприятия не может быть приостановлена на периодподготовки и осуществления приватизации;
до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающимиз трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации этиобязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истеченияранее установленного срока действия трудовых отношений. После этоговзаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующимзаконодательством.
6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государстваозначает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороныгосударства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия,подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов,определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизациипозволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересытрудящихся.
7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагаетосвещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярноеознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии попреобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставлениевозможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизацииобращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности нетолько позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, нои обеспечить контроль за ее ходом.
8. Постепенность и поэтапность означает, что реформированиегосударственной собственности осуществляется не разово, а в течениеопределенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципаобусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количествапредприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
9. Соблюдение законности в правовом государстве являетсяобязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает впроцессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждани государства в целом.

1.3 Разгосударствление и приватизация в период 1991—2008 гг.
Масштабы государственной собственности предопределяют длительныйпериод ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г и продолжается по настоящее время. В процессе разгосударствления и приватизации можно выделитьтри этапа.
Первый этап (1991—1994 гг.) начался после принятия Верховным СоветомРеспублики Беларусь Постановления «Об основных концептуальных положенияхразгосударствления и приватизации в Республике Беларусь» и осуществлялсяпри отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативномобеспечении. В этот период безвозмездная (чековая) приватизация не применялась.Государственные и арендные предприятия приватизировались преимущественно ихтрудовыми коллективами на платной основе. При этом часть государственногоимущества, прежде всего основные фонды, амортизированные более чем на 70 %,передавались новому собственнику безвозмездно.
Для выкупа не только арендных, но и государственных предприятий трудовыеколлективы использовали собственные средства этих предприятий и прежде всегочистую прибыль. Условия разгосударствления и приватизации обусловили достаточновысокие их темпы. В этот период было приватизировано 251 предприятие (табл.1.2), в том числе 51 — республиканской собственности, что составляет 20,3 %.Среди них минское швейное производственное объединение «Комсомолка»(ОАО «Мiлавiца»), завод «Дормаш» (концерн «Амкадор»)и др.

Таблица 1.1
Масштабы приватизации в Республике БеларусьГоды Приватизированные предприятия Численность работающих на приватизированных предприятиях Численность работающих, приходящихся на одно приватизированное предприятие количество % человек % 1991 61 3,6 23263 5,6 /> 1994 190 11,3 47197 11,3 248 Итого 1 этап 251 14,9 70460 16,9 280 1995 244 14,6 128 066 30,7 525 2000 632 37,8 141460 33,9 224 Итого 2 этап 876 52,4 269 526 64,6 308 2000 468 28,0 74411 17,8 159 2008 79 4,7 2944 0,7 37 Итого 3 этап 547 32,7 77355 18,5 141 Всего 1674 100,0 417341 100,0 249
Второй этап (1995—2000 гг.) реформирования связан с принятием в 1993 г. Закона «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», дляпрактической реализации которого Мингосимуществом был разработан пакетнормативно-методических документов. Этот этап характеризуется осуществлениемпринципов чековой приватизации, что позволило сократить разрыв междуплатежеспособным спросом населения и предложением основных фондов. В результатев приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но идругие субъекты, в том числе широкие слои населения.
В этот период были отменены такие льготы, как безвозмезднаяпередача амортизированных более чем на 70 % основных фондов и использование длявыкупа чистой прибыли государственных предприятий. Высокие темпы инфляцииобусловливали необходимость многократной переоценки основных фондов, что вело кчрезмерному росту оценочной стоимости приватизированных предприятий, котораянередко значительно превышала реальную.
Вместе с тем законодательное и нормативно-методическое обеспечениеи активная политика государства в вопросах реформирования собственности обусловилиприватизацию в этот период 876 предприятий, из них 324, или 37 %,республиканской собственности.
Третий этап (начался в 2000 г) характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикойгосударства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок. В период2000 — начала 2008г. было приватизировано только 547 предприятий, чтосоставляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедлениятемпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 %предприятий, в то время как в России — 55%, в Литве — 57%, в Латвии — 46%.Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собственностисвидетельствует об их высокой эффективности.
Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес вструктуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результатеих удельный вес составляет 29,2%, что объясняется не только их небольшимиразмерами, но и высокой доходностью коммерческой деятельности по сравнению сдругими сферами вложения капитала.
Значительный удельный вес в структуре приватизированных занимаютпредприятия бытового обслуживания. В целом предприятия коммунальнойсобственности составляют 54% в общем количестве приватизированных.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.