Реферат по предмету "Экономика"


Прибыль как результат деятельности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава1. Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
1.1. Экономическаясущность прибыли
1.2. Особенностиформирования прибыли в современных условиях
1.3. Факторы роста прибыли. Планирование прибыли
Глава2. Анализ прибыли предприятия ОАО «НефАЗ»
2.1. Краткаяхарактеристика предприятия ОАО «НефАЗ»
2.2. Анализсостава и динамики показателей прибыли
2.3. Факторныйанализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности
2.4. Анализзатрат, произведенных организацией
2.5. Анализпоказателей рентабельности
Глава3. Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия
3.1. Мероприятияпо повышению прибыли предприятия
3.2. Совершенствованиеуправления прибылью в условиях рыночной экономики
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
 Рыночная экономика определяетконкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстроереагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивогофинансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствиис изменением конъюнктуры рынка.
В условиях рыночнойэкономики предприятие самостоятельно рынком товаров, работ и услуг. Получениеприбыли и ее наращивание является экономическим условием успешногофункционирования предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом. Прибыль выступаетважнейшим фактором стимулирования предпринимательской и производственнойдеятельности, финансовой основой ее расширения, удовлетворения социальных иматериальных потребностей трудового коллектива отдельного предприятия и всегонаселения страны отрасли до государства в целом. Этим и определяется актуальностьпроблемы увеличения прибыли предприятия в современных рыночных условиях.
Одной из основных задачпо максимизации прибыли является овладение современными методами эффективного управленияприбылью, в том числе ее планирования, формирования и распределения, в процессепроизводственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, что предусматриваетпостроение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспеченияэтого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использованиеэффективных методов ее анализа, планирования и распределения.
Чтобы обеспечить высокую экономическуюэффективность производства, нужна государственная экономическая политика, котораясодействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельностии ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).
В настоящее время естьтенденция в рыночной экономике к стабильности. Поэтому тема, связанная споиском путей максимизации прибыли в условиях рынка, является крайнеактуальной.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение политики управления формированием прибылипредприятия. На основании этого поставлены следующие задачи:
рассмотрениетеоретических основ формирования прибыли предприятия;
анализ прибылипредприятия ОАО «НефАЗ» за 2003-2005 гг.;
определение путеймаксимизации прибыли ОАО «НефАЗ».
Объектом исследованияявляется ОАО «НефАЗ» – одно из немногих на сегодня динамично развивающихсяпредприятий в городе Нефтекамске, платежеспособный спрос на продукцию которогов целом возрастает.
Методологической итеоретической основой исследования являлись труды ведущих российских ученых вобласти финансового менеджмента таких как А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, В.В.Ковалева, Е.С. Стояновой, И.А. Бланка, А.Т. Гиляровской, М.И. Баканова, М.Н.Крейниной.
Информационной базой дляпроведения анализа является бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о прибылях иубытках (ф. № 2).

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическаясущность прибыли
Прибыль — наиболеепростая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Еёпростота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силойэкономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельностипредпринимателей в этой экономике, определённым гарантом прогрессаэкономической системы, а отсутствие прибыли — яркое доказательство регресса исоциальной напряжённости.
 Как активный иуниверсальный рычаг государственного влияния, регулирования экономическихпроцессов и общественно-экономических интересов прибыль очень чувствительна кбольшому количеству внутренних и внешних факторов влияния, а также к бюджетной,налоговой, ценовой, инвестиционной и кредитной политике органов законодательнойи исполнительной власти.
Существенное значениеимеют внутренние факторы, которые непосредственно зависят от организациифункционирования предпринимательских структур, форм собственности и отраслевойпринадлежности. Позитивное взаимодействие одних факторов может бытьнейтрализовано влиянием других. Прибыль является источником финансовых ресурсовна микро- и макроуровнях и потому отображает противоречия междугосударственными интересами, которые направлены на успешное решениефискально-распределительных вопросов, и развитием производственной сферы,прежде всего непосредственных субъектов хозяйствования и конкретных граждан.
Понятие прибыли вэкономической системе существует в связи с наличием товарно-денежных отношений,появлением и развитием института собственности, особенно частной. Первыеопределения прибыли совпадали со значением валового дохода, который делился натри категории: доходы от капитала, земли и труда. Считалось, что каждый извидов дохода является обязательным вознаграждением для получателя за оказанные имуслуги в народном хозяйстве. Это хорошо понимали ещё основатели классическойшколы А. Смит, Дж. Ст. Милль, которые принимали во внимание исторический июридический факт владения тем или иным капитальным имуществом, землёй иликапиталом (средствами производства, материальными, денежными средствами) какоснову решения вопроса о происхождении прибыли.
А. Смит и Д. Рикардовыделили понятие прибыли в отдельную экономическую категорию, которуюисследовали в тесной взаимосвязи с процессом накопления капитала, с факторамиувеличения общественного богатства.
В разное время А. Смиттрактовал прибыль как:
1) закономерный результатпродуктивности капитала;
2) вознаграждениекапиталисту за его деятельность и риск;
3) отчисления из частинеоплаченного труда наёмного работника.
Объяснение источниковвозникновения прибыли, которое делал А. Смит, получило развитие в различныхнаправлениях дальнейших теорий прибыли.
В работах некоторыхтеоретиков того времени господствовали и такие варианты трактовки прибыли каквознаграждение за сохранение капитала (теория сдержанности) страховой премии зариск, которому подвержена любая деятельность предпринимателя, а также какрезультатов проявления законов стоимости и процесса обмена, возникающегоблагодаря увеличению капитала со временем.
Прибыль по К. Марксу — это превращенная форма прибавочной стоимости, результат отношения междунеобходимым и прибавочным рабочим временем.
Опираясь на достиженияклассической школы, под влиянием теории продуктивности капитала, а такжеконцепции предельной полезности на рубеже 19-20 в.в. сформироваласьнеоклассическая теория прибыли. Она имела двойное толкование. С одной стороныДж. Б. Кларк, Л. Вальрас считали, что прибыль — это вознаграждение, цена одногоотдельного фактора производства — капитала, без учёта вознаграждения за вседругие факторы — землю, труд. С другой стороны прибыль рассматривалась каккомплексный доход предпринимателя от всех факторов производства (А. Маршалл).
 Дж. М. Кейнс рассматривал прибыль в системе макроэкономических показателейрегулирования социально-экономических процессов в государстве с помощьюэффективного спроса. Взгляды Т. Веблена, Дж. Гобсона, Г. Минза, А. Берли и Р.Гордона на происхождение и экономическую природу прибыли определилиинституционально-социологическое направление теории доходов предпринимательскихструктур. С. Ф. Покропивный рассматривал прибыль как ту часть выручки, котораяостаётся после возмещения всех затрат на производственную и коммерческуюдеятельность предприятия. Некоторые учёные считают, что такое понимание прибылиограничивается только количественным определением категории и не раскрывает еёэкономической природы. Поэтому М. Я. Коробов определяет прибыль как единуюформу денежных накоплений предприятия любой формы собственности.
Под прибылью российскийэкономист Д. С. Моляков понимает денежное воплощение части стоимостиприбавочного продукта. А. М. Поддерёгин определяет прибыль как часть зановосозданной стоимости, произведенной и реализованной, готовой к распределению.Таким образом, выделяется важность процесса реализации произведенного продукта.
В публикациях последнихлет И. А. Бланк одним из первых использует понятие соотношения риска и дохода всвоём определении прибыли. На взгляд учёного, прибыль — это выраженный вденежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал,характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательскойдеятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом исовокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
Роль прибыли какпоказателя наиболее полно отражающего эффективность производства, объём икачество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости, оказывающего стимулирующее воздействие на укреплениекоммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой формесобственности, достаточно многогранна и трудно переоценить её значение вусловиях рыночной экономики. Во-первых, прибыль предприятия является главнойцелью предпринимательской деятельности.
Во-вторых, прибыль предприятиясоздаёт базу экономического развития государства в целом.
В-третьих, прибыльпредприятия является критерием эффективности конкретной производственной(операционной) деятельности.
В-четвертых, прибыльявляется основным внутренним источником формирования финансовых ресурсовпредприятия, обеспечивающих его развитие.
В-пятых, прибыль являетсяглавным источником возрастания рыночной стоимости предприятия.
Ко всему вышесказанному ороли прибыли можно добавить, что она является важнейшим источником удовлетворениясоциальных потребностей общества. И наконец, прибыль является основным защитныммеханизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства.
Как уже было сказано,прибыль играет важнейшую роль в деятельности, осуществляемой хозяйствующимисубъектами и ничуть не менее значимы функции, присущие прибыли, которыевыражаются в следующем:
1) прибыль какэкономический показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйствования;
2) стимулирующая функция,проявляющаяся в процессе распределения и использования прибыли;
3) прибыль как один изосновных источников формирования финансовых ресурсов предприятия;
4) воспроизводственнаяфункция прибыли, заключающаяся в определении возможностей предпринимательскихструктур удовлетворять потребности расширенного производства и прежде всегоосуществлять капиталовложения-затраты, направляемые на строительство новыхпроизводственных объектов, приобретение и наладку оборудования для производствановой продукции, затраты на проведение НИОКР.
Итак, прибыль как стоимостнаякатегория испытывает воздействие различных факторов, носящих регулярный ислучайный характер. Устранение негативного влияния этих факторов осуществляетсяс помощью управления. Сохранение при этом прибылью своей качественнойопределимости свидетельствует о том, что её можно рассматривать как управляемыйобъект, который может подвергаться планированию и прогнозированию, учёту ианализу, регулированию и контролю.
Рассмотрение свойств иособенностей прибыли с позиций общей теории управления позволяет определить еёкак сложный и динамичный объект управления, обладающий следующими основнымисвойствами: целостностью и целевой направленностью, сложностью, динамичностью инепрерывностью развития, способностью взаимодействовать с другимиэкономическими категориями и системами, гибкостью и некоторой неопределённостьюповедения в перспективе.
1.2. Особенностиформирования прибыли в современных условиях
 Значительная рольприбыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников иперсонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятияуправленческих решений по всем основным аспектам её формирования, распределенияи использования на предприятии.
Обеспечение эффективногоуправления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу,основными из которых являются:
1) Интегрированность собщей системой управления предприятия. В какой бы сфере деятельностипредприятия не принималось управленческое решение оно прямо или косвеннооказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано сразличными видами функционального менеджмента. Это определяет необходимостьорганической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управленияпредприятием.
2) Комплексный характерформирования управленческих решений. Все управленческие решения в областиформирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны иоказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управленияприбылью. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплекснаясистема действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческихрешений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования ииспользования прибыли по предприятию в целом.
3) Высокий динамизмуправления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в областиформирования и использования прибыли, разработанные и реализованные напредприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторноиспользованы на последующих этапах его деятельности. Поэтому системе управленияприбылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение фактороввнешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управленияпроизводством, финансового состояния и других параметров функционированияпредприятия.
4) Многовариантностьподходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этоготребования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфереформирования, распределения и использования прибыли должна учитыватьальтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектовуправленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системекритериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система такихкритериев устанавливается самим предприятием.
5) Ориентированность настратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались теили иные проекты управленческих решений и текущем периоде, они должны бытьотклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной цельюдеятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития,подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли впредстоящем периоде.
С учетом содержанияпроцесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируется егоцель. Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизацииблагосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.
1.3.Факторы роста прибыли. Планирование прибыли
На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. Посути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни изних оказывают прямое влияние. А другие оказывают косвенноевлияние, через какие-либо показатели.
В процессе планированияприбыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается(табл. 1).
Таблица 1
Факторы,ведущие к изменению прибылиФактор Пояснение 1 2 Пояснение При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции Рост цен В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора Снижение себестоимости Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции «жизненного цикла» продукции
В период высоких темповинфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедлениеинфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничиливозможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этогофактора. На очередь приходит метод снижения затрат.
В практикепредпринимательской деятельности применяются различные способы снижениясебестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономиятопливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение долиамортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административныхрасходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеетпредел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То жеотносится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможносвести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать несможет и продукция реализовываться не будет.
В современном рыночномхозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким,как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержкамипредприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта формауправления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативнореагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек ипередать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Онинесут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечитьвыполнение запланированных показателей .
Учет по центрамответственности базируется на принципе бюджетирования. Всесторонний (полный)бюджет – это сочетание финансового и производственного планов, выраженных вчисловых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджетыиспользуются для планирования, опенки исполнения, координации и установлениякоммуникаций.
На основе бюджетированияразрабатываются компьютерно-ориенти-рованные модели финансового планированияприбыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходныхданных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязьорганизационного, производственного и финансового планирования.
Первый этап планирования– организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования,изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим факторомявляется наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции илипроизводственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объемепродаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.
Второй этап –производственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственнойпрограммы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент,номенклатура, сроки изготовления, комплектация. Разработка производственнойпрограммы осуществляется с учетом уже имеющихся запасов готовой продукции наскладе, на ответственном хранении и в товарах отгруженных. Одновременно рассчитываютсяразмеры страховых запасов готовой продукции на конец года в целях обеспечениянепрерывности отгрузки продукции.
Третий этап связан совторым и включает в себя планирование издержек производства (производственнойсебестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, атакже производственных накладных расходов. На производственную себестоимостьвлияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходовбудущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и напроизводственную себестоимость следующих плановых периодов.
Четвертый этап –планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разницамежду планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В своюочередь, полная себестоимость складывается из производственной себестоимости,административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяютсяна основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечениепроизводственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализациипродукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции,рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции отпродавца к покупателю.
Пятый этап –проектирование балансовой прибыли. Под балансовой прибылью понимаетсяфинансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной,инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается изприбыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусомоперационных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельностьпредприятия обусловлена приобретением, строительством и продажей основныхсредств и других внеоборотных активов. В результате такого рода операционныхдоходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшаетприбыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных ивнереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободныхденежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендовакционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовойдеятельности – доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличениюили уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности– наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозовслужат изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализпредыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.
Результаты прогнозныхрасчетов переносятся в проект «Отчета о прибылях и убытках». Затем можетформироваться прогнозный баланс и финансовый план. Затем может формироватьсяпрогнозный баланс и финансовый план.
К факторам роста прибылиследует отнести обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции .
Прибыль в рыночнойэкономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так ивыпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции «жизненногоцикла» продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненногоцикла: проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, врезультате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечениивремени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбыи, под давлением снижающейся рентабельности, выпуск ее сокращается илипрекращается (см.рис 1).
/>
Рис. 1. График зависимости уровня прибыли отжизненного цикла продукции
Длясохранения уровня прибыли на предприятии важно определить момент началапроектирования и запуска в производство новойпродукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции занимает определенное время, в течениекоторого предприятие несет убытки(0; t1).Затем с момента запуска продукции в производство (t1) убытки начинаютснижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности (t2). При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижениядоли постоянных расходов (t2; t4).При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется инекоторое время остается на неизменномуровне (t4; t7). Такоеположение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе напродукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путемснижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться (t7; t9) .
При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состояниидалее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены,поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Дляподдержания эффективности предприятию нужно снижать издержкипропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции,спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая этот фактор, предприятиядолжны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли (t3), чтобы к моменту начала снижениярентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точкибезубыточности (t6).
Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровеньрентабельности и даже при благоприятной конъюнктуре повыситьего (t7; t8).
Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования идругие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительныхзатрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровеньрентабельности начнет снижаться или по крайней мере сразу же, кактолько такая тенденция наметится. Более того, на гребне спросаулучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение ценына него, и соответственно, прибыли.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗУПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НЕФАЗ»
 
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «НефАЗ»
Открытое акционерное общество«Нефтекамский автозавод» (сокращенное – ОАО «НефАЗ») зарегистрировано ПостановлениемГлавы администрации г. Нефтекамска за № 915 от 24.06.99 г. Местонахождение ОАО «НефАЗ»– 452950, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, Янаульское шоссе, 3. ОАО «НефАЗ»входит в состав ОАО «КамАЗ». Строительство завода начато по Постановлению СоветаМинистров СССР от 17 декабря 1970 года за № 1000 и Приказа Минавтопрома № 4 от 08января 1971 года. В 1977 году Президиумом Совета Министров СССР совместно с Минавтопромомбыло принято решение о создании на Нефтекамском заводе автосамосвалов производствапо выпуску 6,0 тыс. вахтовых автомобилей, прицепов – цистерн и полуприцепов –цистерн для перевозки нефтепродуктов в количестве 16,1 тыс. шт. в год. Завод располагаетсобственной железнодорожной веткой, связанной с железнодорожной линией Казань –Екатеринбург на расстоянии 13 км от нее. Электроснабжение завода производится отЛЭП – 110 Карманово – автозавод протяженностью 28 км через понижающую подстанцию.Теплоснабжение осуществляется от заводской котельной. Топливо – газ от ООО «Башкиргаз».Водоснабжение хозяйственно – питьевой водой производится от городского коммунальноговодопровода. Завод располагает пластинчатыми механизированными конвейерами: -конвейерпо сборке автосамосвалов на шасси КамАЗ, пропускная способность до 40,0 тыс. шт.в год длина конвейера — метров;
конвейер по сборке полуприцепов– цистерн и автоцистерн пропускная способность до 8,0 тыс. шт. в год, длина конвейера– 90 метров;
конвейер по сборке вахтовыхавтобусов на шасси Урал, КамАЗ, ГАЗ, пропускная способность до 6,0 тыс. шт. в год,длина – 84 метра.
В структуре ОАО «НефАЗ» — пять производств:
по выпускуавтомобилей-самосвалов;
по выпуску вахтовыхавтобусов;
по выпуску автоцистерн,прицепов и полуприцепов-цистерн;
по выпуску прицеповполуприцепов общетранспортного назначения;
по выпуску пассажирскихавтобусов.
Завод располагает квалификационнымикадрами, рабочими, ИТР, конструкторской и технологической службой. Завод имеет всоставе станкоинструментальное производство, позволяющее изготовить сложную технологическуюоснастку, в том числе штамповую оснастку.
/>Основной целью деятельности Общества являетсяполучение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах иуслугах, производимых обществом.Уставной капитал ОАО «НефАЗ» состоит из номинальной стоимости акцийОбщества, приобретённых акционерами, и составляет 5 907 571 рублей.
/>/>/>Во главе ОАО «НефАЗ» стоит Совет директоров из 7 человек. Вего составе 3 представителя Республики Башкортостан и города Нефтекамск, 3представителя ОАО «КамАЗ» и генеральный директор ОАО «НефАЗ».
Основные акционеры ОАО«НефАЗ» – государство в лице Госкомсобственности РБ (37% акций) и ОАО «КамАЗ»,у которого 36% акций завода. Остальные акционеры — юридические и физическиелица, пакеты акций которых не превышает 2%.
/>/>/>/>Общество является правопреемникомНефтекамского завода автосамосвалов. Общество является юридическим лицом и имеет в собственностиобособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может отсвоего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные иличные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком всуде и арбитражном суде. Основными видами деятельности ОАО «НефАЗ» являются:
производство автомобилейна шасси КамАЗ;
производство вахтовыхавтобусов на шасси КамАЗ;
производствополуприцепов-цистерн, прицепов-цистерн, автоцистерн ёмкостью от 7 до 35 м3;
производство пассажирскихавтобусов;
производствоавтомобильных прицепов и полуприцепов грузоподъёмностью от 7 до 20 тонн и выше;
производство сельскохозяйственнойтехники;
производство различныхтоваров народного потребления.
Кроме этого ОАО «НефАЗ»:оказывает услуги и выполняет работы в области бытового обслуживания,общественного питания и торговли; содействует развитию народных промыслов;проводит ярмарки, аукционы, конкурсы, выставки; осуществляет закупочнуюдеятельность: оптовой, розничной, комиссионной и коммерческой торговли.Осуществляет ремонт сосудов работающих под высоким давлением, монтаж ипуско-наладку лифтов, ремонт, техническое обслуживание и техническоеосвидетельствование грузовых и пассажирских лифтов, монтаж пуско-наладку итехническое освидетельствование кранов, ремонт металлоконструкцийгрузоподъёмных кранов, монтаж и пуско-наладку технологического оборудованиямашиностроительных предприятий, изготовление запасных частей и деталей коборудованию машиностроительных заводов и сельхозпредприятий. Производиткапитальный ремонт, продажу и покупку чёрного и цветного литья, чёрного ицветного металлолома, ремонт гидро-пневмо-смазочной аппаратуры к оборудованию,серийное и несерийное повторяющееся изготовление съёмных грузозахватныхприспособлений и тары, ремонт, градуировка и обслуживание контрольно-кассовыхаппаратов. Так же предприятие осуществляет медицинское, аптечное и сервисноеобслуживание, оказывает маркетинговые товарообменные и посреднические услуги, втом числе в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельностьна рынке ценных бумаг, экспортно-импортные операции по закреплённойноменклатуре товаров и услуг. Занимается производством изделий станкостроения,проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением,капитальным ремонтом объектов промышленного и гражданского назначения, проводитработы по неразрушающему методу контроля объектов, подведомственныхГосгортехнадзору РФ.
Основные экономическиепоказатели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основныефинансово-экономические показатели работы ОАО «Нефтекамский автозавод»№ Показатели Ед. изм. Отчетный период 2003 г. 2004 г. 2005 г. 1 2 3 4 5 6 1 Объем производства товарной продукции тыс. руб. 2211834 2652510 3275528 2 Объем реализации продукции тыс. руб. 2260846 2629717 3256457 3 Среднесписочная численность работников чел. 6283 6543 7594 4 Среднемесячная зарплата промперсонала на конец отчетного периода руб. 4345 4966 5820 5 Чистая прибыль тыс. руб. 7224 7246 7269 6 Рентабельность % 6,2 5,2 5,1
Как видно из таблицы 2,объем выпущенной продукции в 2005 году по сравнению с 2003 годом вырос на 48 %(3275528/2211834*100-100), а объем реализации на 44 %(3256457/2260846*100-100). При этом среднесписочная численность персонала в2005 году по сравнению с 2003 годом выросла на 21%, а среднемесячная зарплатана 55 %.
2.2.Анализ состава и динамики показателей прибыли
Необходимым элементомфинансового анализа является исследование результатов финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия, которые характеризуются суммой прибыли или убытка.
Прибыль — это стандартуспешной работы предприятия. Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой,сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создаетфинансовую базу для экономического развития предприятия. За счет прибылипогашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами.Прибыль является основным источником формирования доходов федерального,республиканского и местного бюджетов.
Таким образом, в ростесуммы прибыли заинтересованы каждый субъект хозяйствования и государство.Изменение прибыли происходит за счет внутренних и внешних факторов, например,инфляции, объема производства, качества и конкурентоспособности продукции,ассортимента, уровня затрат и др. Поэтому необходимо проводить систематическийанализ формирования, распределения и использования прибыли.
Информация, содержащаясяв отчетной форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», позволяет проанализироватьфинансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия,установить структуру прибыли и динамику показателей.
Результаты анализаиспользуются для принятия экономических решений, направленных на эффективноеиспользование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснованиеперспективы развития предприятия и т. д.
Данные для оценкидинамики показателей прибыли за отчетный и предыдущий периоды приводятся втаблице 3.
По данным таблицы 3видно, что сумма прибыли до налогообложения в 2004 году по сравнению с 2003 г.уменьшилась на 17055 тыс. руб., или на 42,18 %, а в 2005 г. по сравнению с 2004г. увеличилась на 3565 т.р., что составило 15,25 %. Это привело к соответствующемуувеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В динамике финансовыхрезультатов можно отметить следующие положительные изменения. Чистая прибыльрастет быстрее, чем прибыль от продажи и прибыль до налогообложения.
Таблица 3
Анализ динамикифинансовых результатов деятельности предприятия, тыс.руб.Показатели 2003 2004 2005 Изменение (+,-) 2004 к 2003 2005 к 2004 Т.р. % Т.р. % 1. Прибыль (убыток) от продажи продукции 134668 129482 160686 -5186 96,15 +31204 120,09 2. Проценты к получению 31 72 787 +41 232,25 +715 1093,5 3. Проценты к уплате 12687 42553 73607 +29866 335,41 +31054 172,98 4. Доходы от участия в других организациях - - - - - - - 5. Прочие операционные доходы 57950 527071 885180 +469121 909,53 +358109 167,94 6. Прочие операционные расходы 68590 546131 906790 +477541 796,22 +360659 166,04 7. Внереализационные доходы 7420 27317 56282 +19897 368,15 +28965 206,03 8. Внереализационные расходы 78355 71876 95591 -6479 91,73 +23715 132,99 9. Прибыль (убыток) до налогообложения 40437 23382 26947 -17055 57,82 +3565 115,24 10. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 33213 15753 13488 -17460 47,43 -2265 85,62 11. Прибыль (убыток) от обычной деятельности 7224 7629 7269 +405 105,61 -360 95,28 12. Чрезвычайные доходы 13. Чрезвычайные расходы - 383 - +383 14. Чистая прибыль (не-распределенная прибыль (убы-ток) отчетного периода) 7224 7246 7269 +22 100,30 +23 100,32
Прирост общей суммыприбыли в 2005 г. обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 31204тыс. руб., или на 20,09 %, а также снижением суммы налога на прибыль на 2265тыс.руб., или на 14,38 %, увеличением прочих операционных доходов в 2004 г. на469121 тыс.руб. и в 2005 г. на 358109 тыс. руб. и внереализационных доходов на19897 тыс. руб. и 28965 тыс.руб. соответственно.
Вместе с тем динамикафинансовых результатов включает и негативные изменения. В 2004 году посравнению с 2003 годом произошло увеличение прочих операционных расходов на47754 тыс. руб., или на 696,22 %, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом на360659 тыс. руб., или на 66,04 %. Также в 2005 г. по сравнению с 2004 г.увеличились внереализационные расходы на 23715 тыс. руб., или на 32,99 %, хотяв 2004 году они уменьшились на 6479 тыс.руб.
Рассмотрим влияние факторовна относительное изменение суммы налогооблагаемой прибыли за 2004 – 2005 г. Дляэтого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величинуприбыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличениюприбыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот, если фактор влияетна величину прибыли отрицательно, то характеризуется отрицательным значениемпоказателя.
 1. Влияние увеличениясуммы прибыли от продаж на величину налогооблагаемой прибыли: +301204 / 23382 •100 = + 133,45 %.
2. Влияние увеличенияпрочих операционных доходов на величину налогооблагаемой прибыли: +358109 /23382 • 100 = +1531,55 %.
3. Влияние увеличенияпрочих операционных расходов на величину налогооблагаемой прибыли: 360659/23382 • 100 = — 1542,46%.
4. Влияние увеличениявнереализационных доходов на величину налогооблагаемой прибыли: +28965 / 23382• 100 = + 123,88 %.
5. Влияние увеличениявнереализационных расходов на величину налогооблагаемой прибыли: +23715 / 23382• 100 = — 101,42 %.
6. Влияние увеличенияпроцентов к получению на величину налогооблагаемой прибыли: +715 / 23382 • 100= + 3,05 %.
7. Влияние увеличенияпроцентов к уплате на величину налогооблагаемой прибыли: +31054 / 23382 • 100 =- 132,81 %.
8. Сводка факторов:133,45 + 1531,55 – 1542,46 + 123,88 – 101,42 + 3,05 – 132,81 = 15,24 %.
Результаты факторногоанализа показали, что наибольшее влияние на прирост налогооблагаемой прибылиоказало увеличение прибыли от продаж (133,45 %). Увеличение прочих операционныхдоходов, внереализационных доходов и процентов к получению также способствовалоувеличению прибыли. Отрицательное влияние на величину прибыли вызваноувеличением прочих операционных расходов, внереализационных расходов ипроцентов к уплате. Следовательно, сокращение расходов и увеличение доходов —это резервы роста прибыли предприятия.
Изменения в структуреприбыли отчетного периода характеризуются данными таблицы 2, в которойприводятся отдельные показатели из формы № 2, отражающие определенныефинансовые результаты.
Таблица 4
Структурапоказателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия,тыс.руб.Показатели 2003 2004 2005 Отклонения т.р. % т.р. % т.р. % 2004 к 2003
2005
к 2004 1. Прибыль до налогообложения 40437 100 23382 100 26947 100 - - 1.1. Прибыль от продажи продукции 134668 333,03 129482 553,76 160686 596,30 +220,73 +42,54 1.2. Прочие операционные доходы 57950 143,21 527071 2254,17 885180 3284,89 +2110,86 +1030,72 1.3. Внереали-зационные доходы 7420 -18,35 27317 116,83 56282 208,86 +98,48 +92,03 1.4. Прочие операционные расходы 68590 169,62 546131 23,36 906790 3365,09 -146,26 +3341,73 1.5. Внереали-зационные расходы 78355 193,77 71876 307,40 35591 354,74 +113,63 +47,34 1.6. Проценты к получению 31 0,08 72 0,31 787 2,92 +0,23 +2,61 1.7. Проценты к уплате 12687 31,37 42553 181,99 73607 273,15 +150,62 +91,16 2. Чистая прибыль 7224 -17,88 7246 30,99 7269 26,98 +13,13 -4,01
Из данных таблицыследует, что по всем показателям, характеризующим финансовые результаты,произошли структурные изменения.
В 2004 году по сравнениюс 2003 годом увеличилась доля прибыли от продажи продукции на 220,73 %, а в 2005г. по сравнению с 2004 г. на 42,54 % от прочих операционных и внереализационныхдоходов, а также от процентов к получению. Отрицательной оценки заслуживаетувеличение доли прочих операционных и внереализационных расходов и уменьшение вобороте доли чистой прибыли. Хотя надо заметить, что в 2004 г. доля прочихоперационных расходов и чистой прибыли были увеличены.
Сальдо прочих операционныхдоходов и расходов имеет отрицательное значение: в 2003 г. — 10640 тыс. руб., в2004 г. — 19060 тыс. руб., в 2005 г. – 21610 тыс.руб., доля их соответственносоставила 26,31 % (10640 / 40437 • 100), 81,51 % (19060 / 23382 • 100) и 80,195 (21610 / 26947• 100), то есть удельный вес отрицательного фактора в 2004 годупо сравнению с 2003 г. увеличился на 55,2 %, а в 2005 г. по сравнению с 2004 г.снизился на 1,32 %.
Превышение расходов отвнереализационных операций над доходами составило: в 2003 г. — 70935 тыс. руб.,в 2004 г. — 44559 тыс. руб., в 2005 г. – 39309 тыс.руб., доля отрицательногосальдо в 2004 году по сравнению с 2003 г. увеличился с 175,42 % (70935 / 40437• 100) до 190,57 5 (44559 / 23382 • 100), а в 2005 г. снизилась до 145,88 %(39309 / 26947 • 100).
Рассмотрим влияниеструктурных изменений на уровень налогооблагаемой прибыли, используя факторныйанализ удельных показателей.
Сумма налогооблагаемойприбыли сформирована в 2005 году за счет:
• прибыли от продажи(596,30 %);
• внереализационныхдоходов (208,9 %);
• прочих операционныхдоходов (32184,9 %);
процентов к получению (3%).
Суммарное влияние этихфакторов на величину прибыли: (596,30 + +208,86 + 3284,89 + 2,92) = +4093,1 %.
Отрицательное влияние наразмер прибыли оказали прочие операционные расходы (3365,1 %),внереализационные расходы (354,8 %) и проценты к уплате (273,2 %).
Суммарное влияниеотрицательных факторов на величину прибыли: (3365,1 + 354,8 + 273,2) = — 3993,1%.
Общее влияниеположительных и отрицательных факторов на величину прибыли: (4093,1 – 3993,1) =100%.
Таким образом, суммаположительных факторов (4093,1%) превысила сумму отрицательных факторов (3993,1%), что привело в конечном итоге к росту налогооблагаемой прибыли.
 
2.3.Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовойпрочности
Особое внимание впроцессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить нанаиболее значимую и существенную статью их формирования — прибыль (убыток) отпродаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшуюсоставляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своемуобъему превышающую ее (см. таблицу 3). Данные этой аналитической таблицыпоказывают, что если в 2004 году прибыль от продаж составляла 553,77 % отприбыли до налогообложения, а в сравнении с чистой прибылью — 1786,94 %, то в2005 году — соответственно 596,30 % и 2210,56 %, т.е. прибыль доналогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли отпродаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют наизменение ее величины. Поэтому рекомендуется проводить анализ прибыли отреализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, учитывая ееизменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либоотрицательное влияние. В связи с процессом постоянного развития аналитическихвозможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях иубытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли отпродаж под влиянием следующих факторов: объема выручки (нетто) от реализациитоваров, продукции (работ, услуг); структуры реализации; себестоимостипроданных товаров, продукции; коммерческих расходов; управленческих расходов;цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг). Для проведения факторногоанализа используем форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и необходимуюинформацию табл. 3, исходные данные которых позволяют рассчитать влияниевышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции(работ, услуг).
Таблица 5
Исходныеданные для проведения факторного анализа прибыли от продаж за 2004-2005 гг.Показатель
Преды-дущий год
(2004) Реализация отч. года по ценам и расходам пред. года
Отчет-ный год
(2005) А 1 2 3 1. Выручка от продаж, тыс.руб. N 2643174 2970121 3297067 2. Себестоимость проданных товаров, тыс.руб. S пер 2243215 2559382 2875546 3. Коммерческие расходы, тыс.руб. КР 89276 77872 66468 4. Управленческие расходы, тыс.руб. УР 181201 187881 194367 5. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. Р 129482 144986 160686 6. Темп роста выручки от продаж, расчитанный в ценах предыдущего года, % 2643174 2970121 113
 
Методика расчета влиянияфакторов на прирост прибыли от продаж.
Расчет прироста прибылиот продаж (∆Р): 160686 – 129482 = +31204 т.р.
Расчет темпа роста объемапродаж в сопоставимых ценах:
2970121 / 2643174 * 100 =113 %, тогда темп прироста объема продаж составил 13 %.
Расчет прироста прибыли всвязи с увеличением объема продаж на 13% (113 – 100):
 ∆Р (N) = (+13 * 129482) / 100 = +16832,7т.р.
 Итак, влияние первогофактора изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил + 16832,7т.р.
Расчет изменения себестоимостипродукции: 2875546 – 2559382 = +316164 т.р. Это означает, что прибыль от продажуменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости товаров, т.е. ∆Р(S) составит -316164 т.р.
Расчет изменениякоммерческих расходов при неизменном объеме продаж: 66468 – 77872 = -11404 т.р.Этот фактор (третий) увеличил прибыль от продаж на 11404 т.р., т.е. ∆Р(КР) составил +11404 т.р.
Расчет измененияуправленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме продаж: 194367– 187881 = +6486 т.р. За счет увеличения управленческих расходов прибыль отпродаж уменьшилась на 6468 т.р., т.е. ∆Р (УР) составил -6486 т.р.
Расчет влияния наизменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию (пятый фактор). Сравнимдва объема продаж отчетного года, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетногогодов: 3297067 – 2970121 = +326946 т.р. Это свидетельствует о том, чтопродавали продукцию по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль ∆Р(Ц) на сумму +326946 т.р.
Расчет влияния измененияструктурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшенияпродаж более рентабельных товаров) на изменение прибыли от продаж (шестойфактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике: 144986 – (129482 *1,13) = 144986 – 146314,7 = -1328,7 т.р. Расчеты показывают, что в организацииуменьшилась прибыль от продаж на 1328,7 т.р. в связи с изменением структурыпродаж, в частности, за счет увеличения объема продаж нерентабельных товаров ∆Р(стр) на сумму -1328,7 т.р.
Для проверки правильностивыполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли отпродаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде посравнению с предыдущим годом:
31204 т.р. = +16832,7 +(-316164) + (+11404) + (-6486) + (+326946) + (-1328,7) = 31204 т.р.
Факторный анализизменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет влиянияследующих факторов: изменения объема продаж (+16832,7,7 тыс. руб.), уменьшениякоммерческих расходов (11404 т.р.) и роста цен на товары (работы, услуги)(+326946 тыс. руб.). Остальные факторы — увеличение себестоимости продаж,управленческих расходов, а также изменение структуры продаж — привели кпонижению прибыли от продаж на общую сумму 323978,7 тыс. руб. [(-316164 +(-6486) + (-1328,7)].
Обобщим результатыфакторного анализа прибыли от продаж в табличной форме (табл. 6).
Таблица 6
Расчет влиянияфакторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг)Факторы изменения прибыли от продаж Порядок расчета по данным табл. 3 Результаты расчета, тыс. руб. Оценка влияния фактора на из-менение прибыли от продаж, тыс. руб. (+, — ) А 1 2 3
А. Общее изменение (±) прибыли от продаж
В том числе за счет факторов: п. 5, гр. 3 — п. 5, гр. 1 160686 – 129482 = =+31204 -
1. Изменения объема продаж
2. Изменение себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг)
3. Изменение коммерческих расходов
4. Изменение управленче-ских расходов
5. Изменение цен на проданные товары, продукцию (работы, услуги)
6. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж
п. 5, гр. 1 х Прирост продаж, %
–––––––––––––––
100
п. 2, гр. 3 — п. 2, гр. 2
п. 3, гр. 3 — п. 3, гр. 2
 п. 4, гр. 3 — п. 4, гр. 2
 п. 1, гр. 3 — п. 1, гр. 2
п. 5, гр. 2 — п. 1, гр. 1 х х 113: 100
+13 * 129482
––––––––––– = 100
16832,7
 
2875546 – 2559382 = =+316164
66468 – 77872 = -11404
194367 – 187881 = +6486
3297067 – 2970121 = =+326946
144986–(129482 * 1,13) = =-1328,7
+16832,7
— 316164
+11404
-6486
+326946
-1328,7 Б. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж В гр. 3, табл. 4 сложить рассчитанные результаты влияния факторов
+16832,7+(-16164) +(+11404)+
(-6486) +(+326946)+(-1328,7) = + 31204
Приведенные расчетынаглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервамиувеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет сниженияпроизводственной себестоимости реализации, управленческих расходов, а также засчет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товарови изделий.
Используя данные ф. № 2«Отчет о прибылях и убытках» — табл.1, можно рассчитать ряд показателей оценкикачественного уровня достижения определенных финансовых результатов (деятельностихозяйствующих субъектов, в частности таких, как: маржинальный доход,обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.; точкакритического объема продаж (r),тыс. руб.; запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб.
Оптимальное значениеэтого показателя — свыше 60% от объема продаж.
Порядок исчисленияназванных показателей представлен в табл. 7.
Таблица 7
Расчет показателейоценки качественного уровня достижения финансовых результатовПоказатели Код строки ф.2 Сумма, тыс.руб. Отклонения 2003 2004 2005 2004 к 2003 2005 к 2004 1. Выручка от продаж, N 010 2274391 2643174 3297067 +368783 +653893 2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, Sпер 020 1987477 2243215 2875546 +255738 +632331 3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 — п. 2) 029 286914 399959 421521 +113045 +21562
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, Л
(п. 3: п. 1) - 0,87 0,85 0,87 -0,02 +0,02 5. Постоянные и условно-постоянные затраты, Sпост 030+040 152246 270477 260835 +118231 -9642
6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности)
(п. 5: п. 4), г - 174996 318209 299810 +143213 -18399 7. Запас финансовой прочности (п. 1 — п. 6) - 2099395 2324465 2967257 +225570 +672292 8. То же, % к объему продаж (п. 7: п. 1) - 92,3 88,0 90,0 -2,3 +2,0 9. Прибыль (убыток) от продаж 050 134668 129482 160686 -5186 +31204 10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП (п. 9: п. 7) - 6,4 5,6 5,4 -0,8 -0,2
Данные табл. 7свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в 2004 году посравнению с 2003 годом возросла на 39,4 % (399959 / 286914 * 100), в 2005 годупо сравнению с 2004 годом — на 105,4 % (421521 / 399959 * 100). А выручка отпродаж в 2004 г. – на 16 %, в 2005 г. – 24,7%. Критическая точка объема продаж,или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности), в 2003году составляла 174996 тыс. руб., в 2004 году — 318209 тыс. руб. Значит, объемпродаж, превышающий этот порог, был безубыточен и рентабелен. А в 2005 годуобъем продаж был убыточен, так как порог рентабельности составил 299810тыс.руб.
Запас финансовойпрочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил 92,3%, 88%и 90%. В 2004 году по сравнению с 2003 годом ЗФП несколько уменьшился — на 2,3пункта, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 2 пункта. ЗФПоставался на высоком уровне, был выше нормативного значения (нормативноезначение находится в пределах 60—70%). Достигнутый в 2004 году процент ЗФПдостаточно высок. Его следует поддерживать на этом уровне на случайхозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.
2.4.Анализ затрат, произведенных организацией
Одним из основныхфакторов, влияющих на прибыль предприятия, являются затраты.
Затраты — это выраженнаяв денежном измерении стоимость ресурсов (материальных, трудовых, финансовых),использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. Понятие«затраты» шире, чем понятие «себестоимость», которая представляет собой затратына простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя. Затратыувеличивают стоимость определенного вида активов (например, незавершенногопроизводства).
Себестоимостьреализованной продукции — это выраженные в денежном измерении затратыпредприятия на изготовление продукции, отгруженной (реализованной) покупателю вданном учетном периоде. Себестоимость реализованной продукции — это часть(доля) себестоимости изготовленной продукции. Различают общую себестоимостьпродукции и себестоимость единицы продукции. Расходы на реализованную продукциюи себестоимость реализованной продукции — понятия синонимы.
Расходы — это частьзатрат, понесенных предприятием на изготовление продукции, реализованной вданном учетном периоде. Момент перехода затрат в состояние расходовопределяется моментом отгрузки продукции.
В соответствии со ст. 252НК РФ, расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления инаправлений деятельности организации, признаваемые для целей налогообложения,подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, ивнереализационные расходы.
Анализ динамики затрат поосновным экономическим элементам проводят на основании данных формы № 5бухгалтерской отчетности. В этой форме отражены затраты, произведенныеорганизацией в отчетном и прошлом периодах. Для анализа затрат, сгруппированныхпо другим классификационным признакам, необходимо располагать даннымианалитического и синтетического учета.
Используя данные таблицы8, следует отметить, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом затратыпредприятия возросли на 359620 тыс. руб., или на 16,69 %, а в 2005 году посравнению с 2004 годом – на 703942 тыс.руб., или на 28 %. Абсолютное повышениезатрат произошло почти по всем экономическим элементам. Наибольший темп роста в2004 году отмечен по прочим затратам и затратам на оплату труда, а в 2005 году– по материальным затратам, амортизации и отчислениям на социальные нужды. Хотяв 2005 году произошло уменьшение прочих затрат на 37,7 %.
Определенные структурныеизменения в 2004 году произошли по материальным затратам, отчислениям насоциальные нужды и амортизации. Несмотря на абсолютный прирост материальныхзатрат, доля их сократилась на 4,79 процентных пункта, но тем не менее онипродолжают занимать наибольший удельный вес в общей сумме затрат предприятия.Преобладание материальных затрат над иными затратами указывает наматериалоемкий характер производства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.