Предприятие как особый вид оценки
Проблема оценки стоимостидействующего бизнеса для его владельцев, потенциальных инвесторов, страховыхорганизаций и других субъектов предпринимательской деятельности в условияхрыночной экономики возникает достаточно часто.
Оценка справедливойрыночной стоимости бизнеса имеет большое значение для потенциального покупателяили продавца компании при определении обоснованной цены сделки, для кредитора — при принятии решения предоставлении кредита компании, для страховой компании — при определении размеров страховой суммы и страхового возмещения, дляинвесторов — при определении текущей и будущей стоимости бизнеса. Если однакомпания стремится приобрести другую, то ей может потребоваться оценкастоимости бизнеса, принадлежащего последней.
Оценка бизнеса такжеможет проводиться в целях оптимизации налогообложения, вывода предприятия изсостояния банкротства, формирования и проведении антикризисной политики попредотвращению банкротства.
При этом, оценщик впроцессе изучения оцениваемого бизнеса, может высказать свои рекомендации отом, как сбалансировать структуру активов предприятия, навести порядок вначислениях амортизации и оптимизировать структуру затрат предприятия. В итоге,проведение оценки стоимости бизнеса предприятия может способствоватьоптимизации системы управления предприятием и внедрению современных методовфинансового менеджмента.
Оценку бизнесапредприятия проводят и в других случаях:
· Приреструктуризации предприятия.
· При ликвидациипредприятия, слияние, поглощение либо выделении самостоятельных предприятий изсостава холдинга.
· При определениистоимости акций в случае купли-продажи акций предприятия на фондовом рынке иливыкупа их у акционеров.
· При определениикредитоспособности предприятия и стоимости его бизнеса при кредитовании. Вданном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов вбухгалтерском учете может резко отличаться от их рыночной стоимости;
· При необходимостиобосновать то или иное управленческое решение.
Оценка предприятия(бизнеса) представляет собой упорядоченный целенаправленный процесс определениястоимости бизнеса на определенную дату в условиях конкретного рынка. Цельюэтого процесса является расчет в денежном выражении стоимости, которая можетбыть наиболее вероятной ценой продажи оцениваемого бизнеса на открытом рынке вусловия конкуренции.
В соответствии с российскимии международными стандартами, при оценке рыночной стоимости различных объектов,и, в частности, действующего бизнеса, рекомендуется использовать три основныхподхода (совокупности методов оценки). Эти подходы называются соответственно затратный,доходный и рыночный.
Суть затратногоподхода состоит в оценке стоимости бизнеса с точки зрения издержек на егосоздание при условии, что предприятие является действующим. Затратный подходнаиболее подходит для оценки бизнеса для целей имущественного или подоходногоналогообложения, страхования, проведения технико-экономического анализа.
Однако, в большинствеслучаев, заказчик оценки бывает заинтересован определить будущие преимущества ивыгоды от владения оцениваемым бизнесом. Например, при определении инвестиционнойпривлекательности предприятия, инвестора, прежде всего, интересуют будущиедоходы от владения бизнесом данного предприятия. Здесь на помощь приходитдоходный подход. Суть доходного подхода к оценке стоимости бизнесазаключается в определении величины будущих доходов, которые будет получатьсобственник бизнеса, с учетом риска их неполучения. Оценка компании(предприятия) доходным подходом предполагает составление прогноза будущихдоходов от функционирования бизнеса и их приведение к стоимости на датупроведения оценки. Доходный подход всегда применяется для оценки инвестиционнойпривлекательности бизнеса, определяемой для конкретного инвестора, с учетом егоиндивидуальных требований к доходности, рискам, масштабам инвестиций и пр.
Наконец, суть сравнительногоподхода к оценке бизнеса состоит в сопоставлении стоимости оцениваемогопредприятия со стоимостью других (аналогичных) предприятий. В рамках этогоподхода, оценщик проводит сравнения оцениваемого предприятия с аналогичнымипредприятиями, чьи акции или доли в уставном капитале недавно были реализованына открытом рынке. Данные о рыночных сделках по компаниям, долям в уставномкапитале компаний или акциям служат источником объективной информации длярасчета справедливой рыночной стоимости бизнеса. Этот подход можно использоватьи для оценки бизнеса предприятия, акции которого не участвуют в открытойпродаже на фондовом рынке, при условии сравнения его с аналогичными по своейпроизводственной деятельности предприятиями, акции которых участвуют в биржевыхоперациях.
Очевидно, что комплекснаяоценка бизнеса предприятия должна осуществляться как с учетом результатовзатратного подхода, так и с учетом результатов, полученных с помощью доходногои сравнительного подходов. Другими словами, для получения точной и обоснованнойвеличины рыночной стоимости бизнеса, необходимо провести комплексноеисследование, базирующееся на одновременном использовании трех подходов коценке, что позволит устранить односторонность оценок, полученных с применениемразных оценочных подходов.
Особенностьюсравнительного подхода к оценке предприятий является ориентация его наиспользование рыночных цен на аналогичные предприятия (их части) и нафактически достигнутые результаты деятельности оцениваемого предприятия. Этообеспечивает существенные преимущества сравнительного подхода по отношению кдругим подходам. Они заключаются в следующем.
Оценка предприятияориентируется на фактические цены купли-продажи, сложившиеся на рынке, т. е.цена определяется рынком, а не корректностью выполненных расчетов, как прииспользовании доходного и затратного подходов.
Основой оценки являетсятекущая информация, которая отражает фактически достигнутые результаты.Естественно, что такая информация является более достоверной, чем используемыев доходном подходе прогнозы.
Существеннымпреимуществом выступает также учет в стоимости фактических соотношений междуспросом и предложением на аналогичные объекты, что повышает обоснованностьоценки, поскольку в ней присутствует отражение текущей рыночной ситуации.
Наряду с приведеннымибесспорными достоинствами, сравнительный подход имеет ряд недостатков.
Прежде всего, дляиспользования этого подхода необходим активно функционирующий рынок предприятий- только в этом случае, возможен выбор достаточно представительных аналогов.Кроме того, рынок должен быть прозрачным, т. е. необходимая для оценкипредприятий (их частей) информация должна быть доступной. Пока не выполняютсяэти два условия, оценка с использованием сравнительного подхода ограничена вприменении.
Сравнительный подход коценке предприятий реализуется с помощью следующих методов:
— метод отраслевыхсоотношений;
— метод рынка капиталов;
— метод сделок (продаж).
Метод отраслевыхсоотношений
Метод отраслевыхсоотношений основывается на существовании зависимости между стоимостьюпредприятия и определенными показателями его деятельности. Такая зависимостьустанавливается по результатам корреляционно-регрессионного анализа на базестатистических данных о продажах предприятий различных отраслей.
Поскольку этот методоперирует соотношениями в стоимости в целом по отраслям, постольку для оценкиконкретных предприятий он используется только в качестве ориентировочного.
В своем наиболееобобщенном виде метод используется в “золотом правиле оценки”: стоимостьпредприятия равна четырехкратной величине годовой прибыли до налогообложения.
В настоящее время впрактике оценки метод отраслевых соотношений не используется в связи сотсутствием активных торгов и необходимой информации. Последняя, кроме того,должна отражать достаточно длительную ретроспективу сделок.
Методы рынка капиталови сделок
Метод рынка капиталовосновывается на ценах, складывающихся на акции предприятий, аналогичныхоцениваемому на фондовом рынке. Поскольку базой оценки является стоимость однойакции, постольку в «чистом» виде метод используется для оценки миноритарныхпакетов акций, т.е. тех, которые не обеспечивают контроль. Хотя существуютспособы, позволяющие перейти от оценки миноритарного пакета к контрольному илистоимости всего предприятия.
Метод сделок (продаж)предполагает использование цен приобретения контрольных пакетов акций илипредприятий целиком. Он также дает возможность перехода от стоимости всегопредприятия (контрольного пакета акций) к стоимости миноритарного пакета.
Технологии примененияуказанных методов совпадают. Отличие заключается в том, что при оценке методомрынка капиталов в качестве исходной информации выступает цена одной акции, апри оценке методом сделок — цена контрольного пакета (всего предприятия).Методы предполагают выбор объектов-аналогов, расчет соотношения между иенойаналогов и каким-либо финансовым показателем их деятельности (мультипликатор),определение стоимости.
Таким образом, оценкапредприятий этими методами осуществляется в следующей последовательности:
— выборпредприятий-аналогов;
— выбор и расчетоценочных мультипликаторов;
— применение оценочныхмультипликаторов к оцениваемому объекту.
Выбор предприятийаналогов осуществляется путем трехшаговой итерации. Первоначально выделяетсямаксимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым. Критериямисопоставимости на этом этапе являются наиболее общие: сфера деятельности,укрупненная номенклатура выпускаемой продукции, размер активов. Затемосуществляется уменьшение числа предприятий, попавших в первоначальную выборку.Это вызвано тем, что сбор более полной информации, необходимой для расчетаоценочных мультипликаторов, вызывает определенные трудности, связанные снежеланием предприятий ее предоставлять, недостоверностью и плохим качествоминформации. На заключительном этапе составляется окончательный списокпредприятий-аналогов. Он составляется на основе дополнительной достовернойинформации, полученной с применением ужесточенных критериев.
Критериями сопоставимостивыступают следующие:
— сфера деятельности;
— масштаб предприятий;
— финансовое положение;
— качество менеджмента.
Сфера деятельности.Предприятия должны быть сопоставимы по отраслевой принадлежности, а также пономенклатуре выпускаемой продукции (выполняемым работам, оказываемым услугам).При оценке сферы деятельности в ходе подбора аналогов должны быть учтеныследующие факторы:
— уровень диверсификациипродуктов, географических рынков, потребителей;
— стадия экономическогоразвития;
— зависимость от фактороввнешней среды.
Необходимость исследованияуровня диверсификации продуктов, географических рынков, потребителей связана стем, что компании, имеющие различную степень диверсификации, не сопоставимымежду собой — всегда в более выгодном положении находятся предприятия, широкодиверсифицирующие свою продукцию.
Оценка стадийэкономического развития предлагает подбор аналогов оцениваемому объекту исходяиз одинаковости стадий жизненного цикла предприятий (зарождения, роста,стабильности, спада). Естественно, что сравнение предприятий, находящихся наразличных стадиях цикла, даст некорректный результат. В рамках оценки стадийэкономического развития осуществляется прогноз перспектив будущего роста.
Зависимость от фактороввнешней среды. Анализ этого фактора предусматривает оценку характеристик внешнейсреды для выбранных аналогов по следующим параметрам.
Масштаб предприятий.
Предприятия-аналогисопоставляются с оцениваемым по:
— объемам выпускаемойпродукции;
— численности работающих;
— величине активов;
— размерам прибыли.
Финансовое положение. Оценкафинансового положения имеет целью выявить сопоставимые с финансовой точкизрения предприятия, В ходе оценки используются показатели:
— имущественногосостояния;
— финансовых результатов;
— ликвидности;
— деловой активности;
— платежеспособности;
— рентабельности.
Целями оценки предприятиямогут быть:
· Повышениеэффективности управления предприятием;
· Обоснованиеинвестиционного решения;
· Разработка планаразвития (бизнес-план);
· Реструктуризацияпредприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
· Определениетекущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной или полнойпокупки или продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ ит.д.;
· Определениестоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаяхпроведения различного рода операций с ними;
· Определениекредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
· Определениерыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
· Налогообложениепредприятия (при определении налогооблагаемой базы необходимо провестиобъективную оценку предприятия);
· Переоценкаактивов предприятия для целей бухгалтерского учета;
· Внесение вуставной капитал имущественных вкладов учредителей;
· Выкуп акций уакционеров;
· Обжалованиесудебного решения об изъятии собственности,
· Определениевеличины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
· Эмиссии ценныхбумаг.
Оценка предприятиядовольно сложный процесс, при котором очень важным моментом является сбор и анализинформации о предприятии, при этом в первую очередь проводится анализ следующейинформации:
· анализорганизационно-правовой формы предприятия, целостный имущественный комплекскоторого оценивается;
· анализ рынкапродукции (товаров, работ, услуг) целостного имущественного комплекса в объеме,достаточном для формирования представления об объеме и сегментации такогорынка, текущей доли рынка продукции (товаров, работ, услуг) целостногоимущественного комплекса, перспектив деятельности предприятия, целостныйимущественный комплекс которого оценивается, на соответствующем рынке дляоценки корректности предположений, сделанных во время подготовки прогнозадеятельности оцениваемого целостного имущественного комплекса;
· анализ рынка сырья и основныхматериалов, которые используются в деятельности предприятия, целостныйимущественный комплекс которого оценивается, в случае когда предположениеотносительно перспектив развития рынка сырья и основных материалов являетсясоставляющей прогноза деятельности такого имущественного комплекса;
· анализ правовых принциповосуществления хозяйственной деятельности предприятия, целостный имущественныйкомплекс которого оценивается, в частности лицензирование, квотирование,применение механизмов ценообразования на рынке соответствующей продукции(товаров, работ, услуг), наличие государственной поддержки или ограничений,антимонопольные и экологические требования, система налогообложения;
· анализ его финансово хозяйственнойдеятельности, имущественного и финансового состояния на дату оценки и запериод, который предшествует этой дате;
· подготовку обоснованных прогнозудеятельности предприятия, целостный имущественный комплекс которогооценивается, по основным показателям производства и реализации продукции,финансового и имущественного состояния и прогноза потребности такогопредприятия, в инвестициях с определением источников финансирования.
Полученные выводы зарезультатами проведенных анализов возлагаются в основу предположений, которыеиспользуются во время проведения оценки.
Перечень документов иинформации, необходимых для оценки оценки предприятия:
· Копии учредительных документов.
· Копии проспектов эмиссии, отчетов обитогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ).
· Виды деятельности и организационнаяструктура компании.
· Копии договоров аренды на недвижимоеимущество (если есть).
· Данные бухгалтерской отчетности запоследние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов);
· бухгалтерский баланс
· отчет о прибылях и убытках
· Последнее заключение аудитора (еслипроводилась аудиторская проверка).
· Ведомость основных фондов.
· Инвентарные списки имущества.
· Данные о всех активах (недвижимости,запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.).
· Расшифровка кредиторскойзадолженности.
· Расшифровка дебиторскойзадолженности: по срокам образования; по видам дебиторской задолженности; долясомнительной задолженности.
· Информация о наличии дочернихкомпаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
· План развития предприятия наближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам,необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли — по годам.
Данный переченьдокументов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширенпосле детального ознакомления оценщика с заданием на оценку предприятия.