Реферат по предмету "Экономика"


Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития

Министерствосельского хозяйства Российской Федерации
Нижегородскаягосударственная Сельскохозяйственная Академия
Кафедраэкономической теории

Курсоваяработа
Тема:Предпринимательство в экономике современной России: виды,организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития

НижнийНовгород
2008 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Сущность предпринимательства
1.1 Этапы развитияпредпринимательства в России
1.2 Экономические и социологическиетеории предпринимательства
Глава 2. Виды и организационно-правовыеформы предпринимательства.
2.1 Виды предпринимательства
2.2 Организационно-правовые формыпредпринимательства
Глава 3. Проблемы и перспективыразвития
3.1 Причины возникновения проблем
3.2 Пути решения проблемпредпринимательства
Заключение

Введение
Переход к рыночнымотношениям в отечественной экономике определяет необходимостьорганизационно-экономических новаций во всех областях хозяйственнойдеятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ,способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнениюпотребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,формирование широкого круга собственников является развитие малых формпроизводства.
Опыт ведущих странсовременного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любойнациональной экономике высокоразвитого и эффективного малогопредпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществитьбез соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именноон является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое исоциальное развитие.
Предпринимательствозанимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, преждевсего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оноспособствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связии направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно,воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивныхчерт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом,предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшимобразом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния итенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей сдругими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретновидеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Основная цель даннойработы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в Россиина современном этапе его развития, выявить его специфические особенности иобозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малымбизнесом.

Глава 1.Сущностьпредпринимательства
Предпринимательство — одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономикипредпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющуючасть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появилисьмиллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией загосударством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешлив частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляетмалый и средний бизнес.
Главной задачейпредпринимателя является управление предприятием, которое включает в себярациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационнойоснове и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результатысвоей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает нетолько деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественномхозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущиепредпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условийсоставляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являютсяэкономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свободаявляется определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателяналичие экономической свободы — это не только возможность заниматься тем илииным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но иморально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности.
Личная заинтересованностьвыступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий дляприсвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода являетсяопределяющим условием предпринимательской среды.

1.1 Этапыразвития предпринимательства в России
Современный этапроссийского предпринимательского движения начинается с перестройки нашегообщества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-тилет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российскогопредпринимательства.
В рассматриваемый период,особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения поотношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправиесо всеми другими формами собственности и декларирует свободупредпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов,закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характеренплюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурныйпроцесс их развития.
Верховный Совет СССР иРоссийской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов ипостановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего,отметим принятие в декабре 1990 г. закона «Особенности в РСФСР».Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду сгосударственной, муниципальной и собственностью общественных организаций(объединений).
В течение 1991 года былиприняты и ряд других важных законов, определявших не только общие правапредпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российскогопредпринимательства. К ним относятся закон «О приватизации государственныхи муниципальных предприятий в РСФСР» установивший организационно-правовыеосновы преобразования отношений собственности на средства производства в целяхсоздания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.
Приняты также законы«Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об ограничениимонополистической деятельности», «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» и многие другие.
Таким образом, быласформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развитияпредпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысилиактивность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. Кмаю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ иобществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченнойответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 годапревысило 1300. Следует более подробно рассказать о товарных и фондовыхбиржах.
Еще недавно вопрос обиржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть обществакатегорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностяхсоздания бирж.
1990 год принесреволюционные изменения в этой области. Вопрос о биржах вышел за рамкитеоретических дискуссий и приобрел практическую значимость.
19 мая 1990г. былазарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) — рынок, накотором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам.Сделки на товарных биржах осуществляются только массово — однородные товары,как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на биржепродавец может вступать без реального товара, а покупатель — без наличныхденег.
Через несколько месяцеввозникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года былообъявлено о создании в Москве двух фондовых бирж — Московской центральнойфондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ).Фондовая биржа — это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являютсяпредметами купли-продажи по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже.На 29 ноября 1991г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своемсуществовании заявили 80 бирж.
Однако надо отметить, чтосоздаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде.Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.
В январе 1992 года былсделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике — освобождение цен набольшинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондоваясистема распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременнос приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфереуслуг и др.
Освобождение цен вусловиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело крезкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практикедалеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и безтого скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством,устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатнополучили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалосьвкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началасьнеконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более разниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частнымибанками, мафиозными группами, иностранцами.
 
1.2 Экономическиеи социологические теории предпринимательства
Первым, кто стал изучатьпредпринимателя как ключевую фигуру социально-экономической системы, являетсяР. Кантильон, который фактически положил начало научному исследованиюпредпринимательской тематики и заложил фундаментальные основы для последующихтеоретических исследований в этом направлении.
Важное место в созданиитеории предпринимательства сыграл Адам Смит, который полагал, чтосбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом,способным к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесьявляется свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурамитакой конкуренции.
Следующей крупной фигуройв процессе изучения предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению,предприниматель — промышленник, активный, образованный, талантливыйизобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которыхумножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественноэти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.
С точки зрения К. Маркса,необходимо противопоставлять не предпринимателя и инвестора, а различные роли,в которых капиталист выступает в производственном процессе. Предпринимательодновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е.реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управленияпредприятием.
Социологические подходы кпониманию предпринимательства берут свое начало от работ М. Вебера и В. Зомбарта.Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, вкоторой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера опредпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его«идеальный тип».
По мнению В. Зомбарта,предприниматель оценивается по своему успеху. Иметь успех, значит опередитьдругих, стать больше, чем другие. Предпринимателя характеризует постоянноестремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. Вдиссертации эти положения подвергаются детальному анализу.
Одним из видных ученых,занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й.Шумпетер. Он полагал, что предприниматель — это «революционер в экономике иневольный зачинатель социальной и политической революции», «бытьпредпринимателем — значит делать не то, что делают другие… значит делать нетак, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играетне столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моментыдействительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти водиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяетпонятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».
Еще один ученый, Р.Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс созданиячего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — человек, которыйзатрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый,психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворениедостигнутым.
Исследованияпредпринимательства в современной России опираются на основные достижениямировой экономической и социологической мысли. Акцент в изучении современногороссийского предпринимательства во многом переносится в областьсоциально-философских и социологических исследований. Особое место здесьпринадлежит экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскуюдеятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характери вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.
Ныне наименееразработанными проблемами при анализе предпринимательства являются: отсутствиеединой трактовки базовых понятий этого феномена; недостаточная изученностькрупного предпринимательства; сравнительная редкость качественного изучениясоциально-экономической структуры, функций предпринимательского слоя вроссийском обществе, его отношений с работниками наемного труда, бюрократией,элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все сказанное позволяетпродолжить и углубить анализ социальной природы предпринимательства.

Глава 2 Видыи формы предпринимательства
В наше время существуетмножество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуетсясвоими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типамипредпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство можетосуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. Всоответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство.Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, ноосновные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другомслучае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход,стремление к максимизации прибыли.
Государственноепредпринимательство — это форма осуществления экономической активности от именипредприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управленияили органами местного самоуправления, причем собственность такого родапредприятий — это обособленная часть государственного или муниципальногоимущества, бюджетных средств и других источников.
Частноепредпринимательство — форма осуществления экономической активности от именипредприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственноепредпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, иосновная причина этого заключается в том, что предпринимательские функциивсегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функцииисполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которыезанимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе заосуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формальноисполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирногобанка, проведенные в 76 странах мира. Вместе с этим можно вести речь околлективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечномсчете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важнадругая классификация — в зависимости от функций, которые предпринимательпринимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
Предпринимательствобывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает какдинамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способностьчутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственнуюдеятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего напотребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.
2.1 Виды предпринимательства
Два слова“предпринимательство” и “рынок” связаны неразрывными узами. Самое краткое иёмкое определение рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободногопредпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика всегдахарактеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство — по сутиодно и то же.
Предпринимательскаядеятельность — это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного иинициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями,использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя,предприниматель действует на благо общества.
Предпринимательствов разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержаниюопераций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладываетзначительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предпринимательпроизводит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары иуслуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретатьготовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель можеттолько соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемыефакторы предпринимательства.
В зависимостиот содержания и направленности предпринимательской деятельности, объектаприложения капитала и получения конкретных результатов, связипредпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственногопроцесса, различают следующие виды предпринимательства:
-производственное,
-коммерческо-торговое,
-финансово-кредитное,
-посредническое,
-страховое.
1. Производственноепредпринимательство
Предпринимательствоназывается производственным, если сам предприниматель непосредственным образом,используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию,товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующейреализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
Производственноепредпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственнойпродукции производственно-технического назначения, потребительских товаров,строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные ибытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.В широком смысле слова производственное предпринимательство есть созданиелюбого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностьюбыть проданным или обмененным на другие товары.
В Россиипроизводственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, таккак структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий дляразвития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализациипроизведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы ипошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства.Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностьюнекоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнемквалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием болеедоступных и легких источников дохода.
Между тем,именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете,оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так чтотяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор напроизводственное предпринимательство.
2. Коммерческое(торговое) предпринимательство.
Производственныйбизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товарынадо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развиваетсякоммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
Принципорганизации торгового предпринимательства несколько отличается отпроизводственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роликоммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц,потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства являетсянепосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителямитоваров, работ, услуг.
Коммерческоепредпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственнымобразом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар.Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежныеоперации купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те жефакторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньшихмасштабах.
Коммерческоепредпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цененамного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомуюприбыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике еереализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних имировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливостиумирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, «челнокам»удается «купить подешевле — продать подороже». За этой видимойлегкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей,затраченный для достижения успеха.
Сфераофициального коммерческого предпринимательства — магазины, рынки, биржи,выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учрежденияторговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятийзначительно возросла материальная база личного и коммерческогопредпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческоедело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
Для успешногозанятия торговым предпринимательством необходимо досконально знатьнеудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагаясоответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство болеемобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретнымипотребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должныбыть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос напродаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкаязакупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместитьторговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательствосвязано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговлипромышленными товарами длительного пользования.
3. Финансово-кредитноепредпринимательство.
Финансовоепредпринимательство — это особая форма коммерческого предпринимательства, вкотором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности,национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации идр.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностраннойвалюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный кругопераций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видовденежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценныебумаги.
Сутьфинансовой предпринимательской операции состоит в том, что предпринимательприобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежныхсредств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежнуюсумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаютсязатем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченнуюпервоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуетсяпредпринимательская прибыль.
В случаекредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады,выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процентавместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем вдолг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратомвклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов подочередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитнымпроцентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Дляорганизации финансово-кредитного предпринимательства образуетсяспециализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитныекомпании (фирмы0, валютные биржи и другие специализированные организации.Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитныхорганизаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальнымизаконами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. Всоответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность нарынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками.Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя нарынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальныеобразования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги.
4. Посредническоепредпринимательство
Посредничествомназывают предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и непродает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессетоварного обмена, в товарно- денежных операциях.
Посредник — это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителяили потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вестипредпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени(по поручению) производителей или потребителей. В качестве посредническихпредпринимательских организаций на рынке выступают оптовыеснабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, вкакой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническаяпредпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтомупредприниматель — посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитываястепень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача ипредмет предпринимательской деятельности посредника — соединить две заинтересованныево взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, чтопосредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказаниеподобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
5. Страховоепредпринимательство.
Страховоепредпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии сзаконодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба врезультате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья,жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договорастрахования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховойвзнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так каквероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся частьвзносов образует предпринимательский доход.
Страховоепредпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. Вто же время организация страховой предпринимательской деятельности даетопределенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическимлицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности,что являются одним из условий развития в стране цивилизованногопредпринимательства.
 
2.2 Организационно правовыеформы предпринимательства
В настоящее время всоответствии с гражданским законодательством наиболее распространеннымиорганизационно-правовыми формами предпринимательства являются:
-Индивидуальныйпредприниматель без образования юридического лица
-Общество с ограниченнойответственностью (ООО)
-Закрытое акционерноеобщество (ЗАО)
— Производственныйкооператив
— Полное товарищество
— Коммандитное товарищество
Индивидуальныйпредприниматель без образования юридического лица как субъектпредпринимательства имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это то, что онобладает всеми гражданскими правами. Это и открытие расчетного и валютного счетовв банке, экспорт и импорт товаров и услуг как субъекта внешнеэкономическойдеятельности, заключение любых договоров с любыми компаниями и лицами и т. п.При этом, имея в виду, что денежные средства — это личная собственностьпредпринимателя, налоговая инспекция не может снять без решения суда и,соответственно, без ведома предпринимателя денежные средства с его расчетногосчета. Немаловажным является и то, что регистрация индивидуальногопредпринимателя проходит значительно проще и быстрее, чем регистрацияюридических лиц, так как не требуется составлять устав, учредительный договор,подыскивать юридический адрес. Другим значительным преимуществом являетсяупрощенная система учета и отчетности индивидуального предпринимателя. Она вдостаточной мере проста и доступна практически для любого человека. Кроме того,индивидуальный предприниматель не уплачивает некоторые налоги, например налогна добавленную стоимость. Как всегда наряду с преимуществами существуют инедостатки, к которым можно отнести невозможность иметь штат сотрудников потрудовому договору, однако договоры подряда на выполнение работ заключать можнои с гражданами. Как недостаток можно отметить и то, что индивидуальныйпредприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, однакотем, на которое может быть наложено взыскание. Следует оговориться, что любоеизъятие может проводиться только по решению суда.
Как видно преимуществзначительно больше, чем недостатков, поэтому такая форма предпринимательствадостаточно привлекательна. Обществом с ограниченной ответственностью признаетсяучрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставныйкапитал которого разделен на доли определенных учредительными документамиразмеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут рискубытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных имивкладов.
Общество с ограниченнойответственностью это такая же организационно-правовая форма, как и общество сограниченной ответственностью. Зарегистрированные с таким названиеморганизационно-правовой формы компании подлежат перерегистрации (приведениюучредительных документов в соответствие ГК РФ и Закона об обществах сограниченной ответственностью) в срок до 1 июля 1999г.
Акционерным обществомпризнается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен наопределенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участниковобщества (акционеров) по отношению к обществу. Открытые акционерные общества(ОАО) чаще создаются для того, чтобы привлечь как можно большее количестводенег акционеров для организации предпринимательской деятельности путем выпускаакций в свободную продажу. Выпустив определенное количество акций пономинальной стоимости (т.е. по той, которая указывается на самой акции) и,продав их акционерам, компания вкладывает вырученные средства впредпринимательскую деятельность, которая, в свою очередь, приносит прибыль.Прибыль распределяется между акционерами согласно количеству акций у каждогоакционера и в объеме, принятом решением общего собрания акционеров. Акцииоткрытого акционерного общества могут быть свободно проданы акционером по цене,которая может отличаться от номинальной в ту или другую сторону. Акции открытыхакционерных обществ могут иметь котировки стоимости (периодически определяемаяцена акции) на фондовой бирже (специальное учреждение, созданное для куплипродажи акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг).
Закрытое акционерноеобщество не может выпустить свои акции в свободную продажу. Акции закрытогоакционерного общества могут быть проданы гражданам, не являющимся акционерами,в случае если проводится дополнительная эмиссия акций или в случае желанияодного из акционеров продать свои акции, при условии, что желающих приобрестиих среди других акционеров нет (отказ от преимущественного права покупкиакций).
Закрытое акционерноеобщество (ЗАО) может иметь в составе акционеров до 50 человек. По достиженииэтой цифры закрытое акционерное общество должно быть перерегистрировано воткрытое. До вступления в силу Закона РФ № 208 «Об акционерныхобществах» акционерные общества имели название организационно-правовойформы в виде АОЗТ — акционерное общества закрытого типа и АООТ — акционерноеобщество открытого типа. При приведении учредительных документов акционерныхобществ в соответствии действующим Гражданскому кодексу и Закону об акционерныхобществах у большинства акционерных обществ изменилось названиеорганизационно-правовой формы с АООТ и АОЗТ на ОАО и ЗАО. Различие Закрытогоакционерного общества и Общества с ограниченной ответственностью состоит в том,что участники (хозяева) Общества с ограниченной ответственностью имеют право надолю имущества, принадлежащего Обществу, пропорционально их вкладам в уставныйкапитал, акционеры Закрытого акционерного общества являются покупателямиопределенного количества акций. Таким образом, при выходе из Общества сограниченной ответственностью участник может отчуждать свою долю имуществаОбщества физически, а при выходе из Акционерного общества, акционер может толькопродать свои акции, причем если акционерное общество закрытое, топреимущественное право покупки акций имеют остальные акционеры. Извышеизложенного следует, что закрытое акционерное общество более устойчиваяорганизационно-правовая форма, чем Общество с ограниченной ответственностью,так как при выходе участника (акционера) имущество акционерного общества(оборудование материалы, и т.д.) не подлежит отчуждению.
Полным товариществомпризнается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии сзаключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени товарищества и несут ответственность по его обязательствампринадлежащим им имуществом. Ответственность участников по обязательствамполного товарищества наступает после того, как исчерпывается возможностьответственности самого товарищества своим (складочным, наработанным и т.д.)имуществом. Если этого имущества недостаточно, ответственность пообязательствам возлагается на участников полного товарищества. В случае если убольшинства участников недостаточно имущества, то обязательства покрывают теучастники, у которых имущества достаточно.
Товариществом на вере(коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду сучастниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскуюдеятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом(полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностьютоварищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия восуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Ответственностьучастников (полных товарищей) коммандитного товарищества аналогичнаответственности участников в полном товариществе, ответственность же вкладчиков(коммандитистов) выражается только в риске потери вклада. При распределенииприбыли коммандитного товарищества коммандитисты имеют право на процентприбыли, оговоренный для коммандитистов в учредительном договоре, в то же времядля полных товарищей распределение прибыли производится по решению общегособрания. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденноеодним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен надоли определенных учредительными документами размеров; участники такогообщества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствамсвоим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов,определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного изучастников его ответственность по обязательствам общества распределяется междуостальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядокраспределения ответственности не предусмотрен учредительными документамиобщества. Участники общества с дополнительной ответственностью несутответственность по обязательствам общества не только в размере внесенных в егоуставный капитал вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всехкратном размере к стоимости их вкладов.
Производственнымкооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основечленства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности(производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и инойпродукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание другихуслуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении егочленами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительнымидокументами производственного кооператива может быть предусмотрено участие вего деятельности юридических лиц. Производственный кооператив являетсякоммерческой организацией. Имущество производственного кооператива составляетсяиз паёв его членов. Пай может быть внесен как в виде денежной суммы, так ипутем передачи имущества или имущественных прав (например, права на аренду).Решением собрания из имущества производственного кооператива может бытьвыделена неделимая собственность, которая в случае выхода члена из кооперативане подлежит разделу и отчуждению. Положение о неделимой собственности должнобыть оговорено в уставе производственного кооператива.
Распределение доходов отпроизводственно-хозяйственной деятельности в производственном кооперативеосуществляется пропорционально трудовому участию его членов, а не в зависимостиот членских паев.

Глава 3.Проблемы и перспективы развития
В современной Россиисделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночныхотношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаютсяпредпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический исоциальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашегообщества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономикипока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП,тогда как в странах — членах Европейского Союза — не менее 30.
Развитиепредпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается смногочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
·         отсутствиедейственных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспеченияразвития малого предпринимательства
·         пробелы вдействующем законодательстве, особенно налоговом
·         нехватка ресурсов,прежде всего финансовых
·         сложность доступак деловой информации — сведения о продукте, конкуренте и т.п.
·         неурегулированниевопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе
·         отсутствиеположительного имиджа отечественного предпринимателя
·         нестабильность экономическойситуации в стране
·         недобросовестностькрупного бизнеса
·         доступ ккредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%)
·         правовая неграмотностьсамих предпринимателей
·         отсутствие явногоразвития производства
·         высокая планка единогосоциального налога (26%)
·         недостаточностькадрового потенциала
·         длительноеоформление документации, особенно на землю
Это, прежде всего, — проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности,сложность и запутанность регионального законодательства, высокиеадминистративные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм,недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный иместный бюджеты.
Предприниматели отмечаюттакже проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанностьналоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующегопредприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификациюпродукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получилинаименование «административные барьеры».
3.1 Причинывозникновения проблем
Возрождениепредпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей ипротиворечий.
Во-первых, медленно изачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства.Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихии непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной частиконечного результата деятельности.
Во-вторых, свободехозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольнаяорганизация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением,поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались какмонополии.
В-третьих, товарно-денежныйобмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений,а так же высокими темпами инфляции.
Кризис в России, какайсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительстводного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивоеразвитие экономики страны. Основными признаками этого явились политическийкризис государственной системы в предперестрочный период. Длительное подавлениеинициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всехотношениях.
Предпринимательский духдолжен пронизать, прежде всего, всю организационно — экономическую системурегионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководителирегиональных администраций должны обучиться предпринимательству.
Ошибки предпринимателя всвоей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени егосамого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.
В нашей стране рольбизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решитьтакие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
·       значительно и безсущественных капитальных вложений расширить производство многих потребительскихтоваров и услуг с использованием местных источников сырья;
·       создать условиядля трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
·       ускоритьнаучно-технический прогресс;
·       составитьпозитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельностималый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозятего развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малоепредпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властныеструктуры не могут не поддержать предпринимателей.
В реформированиироссийской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли насебя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующийсегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполнезакономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частныхсубъектов малого предпринимательства в общем количестве частных,государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малыепредприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14%числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству.Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутреннихвозможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильноросла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомый факт, особенно на фонепродолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. Поофициальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в Россиинасчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн.человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости — 13,8млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническаядеятельность, а в региональной структуре Центральный экономический район сядром в Москве.
В развитии малогопредпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции,выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числамалых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП былхарактерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых присреднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

3.2.Пути решения проблем предпринимательства
Очевидно, что всесторонняяподдержка производства и предприятий-производителей является самой важнойзадачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своихвозможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику вотношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению иразвитию на территории города и области.
К видам и формам поддержки предприятий-производителейотносят:
А) организационную помощь в скороми эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителямиво властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренцииза пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
Б) Экономическую поддержкупредприятий-производителей, которая включает в себя:
Поддержку существующих производств.В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.
·       Налоговыеосвобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная формаподдержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная суммабудет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов(программ), признанных таковыми властью.
·       Налоговыельготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налогна прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленнаяскидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (наоснове четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращениемрасходов на систему социальной поддержки безработных.
·       Налоговыйкредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям«перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупканового оборудования, расширение производства, запуск нового производства.Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетамипо планируемому расширению налогооблагаемой базы.
Вновь создаваемые производственныепредприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, наимущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений.
Если предприятие создается напроизводственной базе и с участием старого производственного предприятия вкачестве соучредителя, то:
·       староепредприятие не может полностью войти в состав нового (например, простоперерегистрировавшись),
·       переданныеновому предприятию производственные мощности не могут превышать третипроизводственных мощностей старого предприятия;
·       на базе одногостарого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихсяпредоставленным освобождением.
Новое производственное предприятие,чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либоприобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строитьпроизводство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частностиздания, сооружения), где предполагается развернуть производство.
в) Информационную поддержкупредприятий-производителей.
1.        Сведения опроизводственных предприятиях города:
·       основные данныео предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактическийадрес, состав руководства, телефоны служб),
·       данные ономенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,
·       данные обосновных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания исооружения, социальная сфера и т.д.),
·       сведения овременно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду,проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемоепредприятие),
·       сведения опромышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду,в лизинг.
2.        сведения огосударственных или муниципальных ресурсах:
·       сведения омуниципальном и областном заказах,
·       сведения обобъемах и видах выпущенных ценных бумаг,
·       утвержденный натекущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов ислужб,
·       утвержденный нагод объем зачетов.
Механизм реализации данныхпредложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализаАдминистрации области (отделом по малому предпринимательству):
1.        Группировкапредприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);
2.        Нормативно-правовоеобеспечение:
·         разработатьположение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;
3.        формированиепроизводственной инфраструктуры:
·         имущественнаяподдержка малых предприятий: аренда на льготных условиях производственныхплощадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;
4.        Информационно-консультационноеобеспечение:
·         развитие единойсистемы информационного обеспечения на территории области;
·         обеспечение МПвысококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектампредпринимательской деятельности;
·         проведениеаналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.
Итак, развитие предпринимательскойдеятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий рядспецифических особенностей, которые необходимо учитывать.

Заключение
Итак, предпринимательствоявляется стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началахчастной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, как мыувидели, — центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он — главноедействующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества.
В современных условияхпредпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночнойэкономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы. Напути эффективной предпринимательской деятельности стоит множество правовых,организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологическихпрепон, что связано, в первую очередь, с переходным характером общественногоразвития и что, в конечном счете, тормозит становление и функционированиегражданского общества в России.
Возможные направленияпреодоления препятствий:
·         укрепление стабильностиэкономического развития
·         совершенствованиеправового воздействия и повышения правовой культуры населения
·         созданиесовременного законодательства о предпринимательстве неукоснительное выполнениезаконов и иных правовых актов
·         активизациядеятельности самих предпринимателей и ряд других.
Однако, несмотря ни начто российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировойарене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, таккак по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережаютзападных коллег.
Сейчас отпредпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должныпродолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственномобогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :