МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедраэкономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Предпринимательствов Беларуси: состояние и перспективы развития.
Студент
ФФБД, 2 курс, РФФ-2
О.Н.Франович
Руководитель
доктор экон. наук,
профессор
В.А.ВоробьевМинск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8
1.1 Понятие и признаки, видыпредпринимательства..........................................8
1.2 Экономическая природа предпринимательства...........................................10
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства.......................13
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................15
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства............................................................................................18
Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства вРеспублике
Беларусь..................................................................................................................27
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ насовременном этапе………………………………………………………………………………27
3.2 Перспективы развития предпринимательства в РеспубликеБеларусь..................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованнойлитературы...................................................................38
Введение
Предпринимательство –одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночнойэкономики предпринимательство получило широкое распространение и составляетподавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларусипоявились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией загосударством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешлив частное владение.
Историяпредпринимательства уходит в глубь веков. На Белорусской земле она начиналась вXIX в. Именно тогда возникли первыеторговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратитьсяк хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, тоособый интерес вызывает широкое развитие в начале XX в. кооперативного движения как одной из формпредпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже,чем в ведущих странах Запада. Однако оно приобрело необычайную широту, охватилов начале ХХ столетия различные сферы деятельности.
К началу1917 г. в России в кооперативах участвовало около 84 млн. человек, или половинанаселения страны. На 1 января 1917 г. в России функционировало 47187кооперативов, в том числе 16055 кредитных товариществ, 20000 потребительскихобществ, 8132 сельскохозяйственных общества, 3000 маслодельных артелей.
Особенновелика была роль малого и среднего бизнеса в период НЭПа. В 1925 г. впромышленности действовало 1882408 мелких, частных и кустарных ремесленныхпредприятий. На них приходилось 19% промышленного производства страны, в томчисле 32% выпуска потребительских промышленных товаров. На частную торговлюприходилось 25% всего товарооборота России и более 50% розничной торговли, вкоторой было сосредоточено около 60% всех финансовых ресурсов частного сектора.
Такаямногоукладность экономики обусловливала развитие конкуренции и оказывалаблаготворное влияние на уровень потребительских цен. НЭП не только позволилликвидировать дефицит, но и оказал большое оздоравливающее влияние наэкономику.
Впоследующие годы развитие предпринимательства было приостановлено. Возрождениеего в нашей стране началось с принятия в 1986 г. постановления бывшего союзногоправительства «О создании кооперативов по заготовке и переработкевторичных ресурсов и отходов производства». Затем Верховным Советом СССРбыли приняты законы СССР: в 1987 г. — «Об индивидуальной трудовойдеятельности», 1988 г. — «О кооперации», в 1990 г. — «Опредприятиях», «О предпринимательской деятельности».
В развитых странах рыночной экономикиконец 60-х — начало 70-х гг. ознаменовались расцветом малого бизнеса, которыйпродолжает укреплять свои позиции и поныне. Доля мелких и средних предприятий вобщем числе фирм колеблется от 95% в ФРГ до 99% в Японии. В этом секторе занято45 – 75 % всех наемных рабочих, поскольку предпринимательство в развитыхстранах выступает как особый, новаторский, антибюрократический стильхозяйствования. В основе его лежит постоянный поиск новых возможностей,ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решенияпоставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.Предпринимательство ассоциируется на Западе с понятиями «динамизм»,«инициатива», «смелость». [5: с. 9 – 10]
Переход к рыночным отношениямобусловил необходимость коренного преобразования производства, производственнойи социальной инфраструктур, сферы торговли, финансовой и инновационнойдеятельности, а также всей системы подготовки кадров. В новых условиях возрослапотребность в специалистах, способных осуществлять индивидуальную иколлективную деятельность, работать по контракту в предпринимательскихструктурах и в сферах, связанных с бизнесом и особенно с самым распространеннымв рыночной экономике малым бизнесом. Именно малый и средний бизнес составляютосновную часть белорусского предпринимательства.
Основной задачей предпринимателяявляется управление предприятием, которое включает в себя рациональноеиспользование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе ихозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своейдеятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественныхпотребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегиималого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность малых компанийоказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малогобизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейсяэкономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развитиярыночных отношений, именно создание и развитие сектора малогопредпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества,обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночнойэкономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательстворазвивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные,научно-технические проблемы.
Анализ экономической литературы и фактическихстатистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательствасвидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитойрыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая.При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре игосударственной поддержке, малое предпринимательство является важным факторомрешения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитиемалого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формированиеконкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворениюпотребностей населения и общества;
● расширениеассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь кудовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышениюкачества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
● приближениепроизводства товаров и услуг к конкретным потребителям;
● содействиеструктурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономикегибкость, мобильность, маневренность;
● привлечениеличных средств населения на развитие производства. Партнеры в малыхпредприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чемв крупных;
● созданиедополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
● способствованиеболее эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию ихталантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
● вовлечение втрудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупноепроизводство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды,учащиеся);
● формированиесоциального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
● активизациянаучно-технического прогресса;
● освоение ииспользование местных источников сырья и отходов крупных производств;
● содействиекрупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий иоснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
● освобождениегосударства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды ивыкупа.
Все эти и другие экономические исоциальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разрядважнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформированияэкономики Беларуси.
Все вышесказанное подтверждаетактуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовойработы.
Глава 1.Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Понятие и признаки,виды предпринимательства
В соответствии с ЗакономРеспублики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» подпредпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельностьграждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемаяот своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или отимени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). [1:ст. 1]
Субъектамипредпринимательства являются:
● физические лица,не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актамиРеспублики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства впределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательствомРеспублики Беларусь;
● группы граждан(партнеров) – коллективы предпринимателей. [1: ст. 2]
Вышеназванный Закон такжеопределяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаютсяследующие формы предпринимательской деятельности:
● частноепредпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основесвоей собственности или на основе имущества, полученного и используемого назаконном основании;
● коллективноепредпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективнойсобственности или на основе имущества, полученного и используемого на законномосновании.
Предпринимательство можетосуществляться без образования юридического лица и с образованием юридическоголица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. [1: ст. 3]
Критерием отнесенияпредприятий к субъектам малого предпринимательства является численностьработающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262«О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что ксубъектам малого предпринимательства относятся юридические лица ипредприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридическоголица, со среднесписочной численностью работников:
в промышленности и натранспорте – до 100 человек;
в сельском хозяйстве инаучно-технической сфере – до 60 человек;
в строительстве и оптовойторговле – до 50 человек;
в других отрасляхпроизводственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения ирозничной торговле – до 30 человек;
в других отрасляхнепроизводственной сферы – до 25 человек. [2: п. 2]
Различают следующие видыпредпринимательства в малом бизнесе:
● по направленностидеятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
● посодержанию функциональной ориентации предпринимателей: управлениепроизводством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
● почислу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
● посложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующееспециальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
● поотраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное,сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.[5: с. 8]
1.2 Экономическая природапредпринимательства
Исследованиепредпринимательства нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическаяцензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом такназываемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако ив эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работысодержали или откровенную апологетику советской экономической системы, илипопытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадровпредприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшейадминистративной системы с рынком, предпринимательством. [7: с. 95]
Предпринимательствослужит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность еготрактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономическойкатегории, обусловлена его природой и признаками как специфического видахозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать напотенциальный источник выгоды.
Предпринимательство — этоинициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поискнаилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с цельюизвлечения дохода и приумножения собственности.
По своей экономическойприроде предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и являетсяего продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется встремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам посебе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становитсятаковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, апроизводство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующихсубъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходнымпунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новыхвозможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обменапредприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременнои мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясьв процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает своюдеятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворенияобщественных потребностей, обмен обусловливает общественный характерпредпринимательской деятельности.
Экономическая природапредпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу,коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства,новаторство.
Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь топроизводство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новыхвозможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя.Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемыхсамим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгодеучастников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не собманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворенияобщественных потребностей.
Наиболееполно предпринимательство как экономическая категория проявляется вмногообразии его форм собственности. По формам собственности различаютследующие виды предпринимательства:
●единоличное владение;
●партнерство (товарищество);
●корпорация (акционерное общество);
●кооперативы;
●государственные предприятия.
Единоличноевладение основано на собственности одного лица или семьи. Его признаки:
●неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);
●ограниченные возможности (размер капитала);
●максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовыватьэкономическое поведение).
Партнерствобазируется на собственности нескольких человек или семей. Его основныепризнаки:
●неограниченная ответственность;
●ограниченные возможности;
●гибкость.
Корпорация- объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения — выпуск акций. Признаки:
●ограниченная ответственность (акционерным капиталом);
●широкие возможности в связи с привлечением капитала других юридических ифизических лиц;
●длительность функционирования;
●ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).
Кооператив- предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц напаевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности.Его основными признаками являются:
●хозяйственная самостоятельность и самофинансирование;
●материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
●право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между егочленами;
●при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля вимуществе.
Государственныйсектор в экономике представлен предприятиями, находящимися либо полностью всобственности государства, либо под его контролем, через владение контрольнымпакетом акций.
Рассмотренныеформы предпринимательства не исчерпывают всего их реально существующегомногообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получилираспространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанныетоварищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе чертыполного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевоетоварищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза — специальноесоглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров иуслуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие — вбольшинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью иличастично распоряжается правительство. [6: с. 60 — 61]
1.3 Необходимые условиядля развития предпринимательства
Развитиепредпринимательства предполагает ряд условий.
●Обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Это — свобода использоватьпринадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользованиеимущество; свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков ипотребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплатыналогов, и решать иные производственные вопросы.
●Развитие рыночных отношений. Предпринимательство — это рыночно конкурентный типхозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственнуюсамостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие особого родасознания.
●Установление прав собственности на средства производства и произведеннойпродукции. Собственность выступает как форма присвоения материальных благ и,прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность насредства производства теряет смысл вне собственности на продукт. Присвоениесредств производства и продукта осуществляется в процессе владения,распоряжения и использования.
● Наличиемногообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процессформирования многоукладной экономики – это процесс, основанный на множествеформ собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.
● Наличиеэкономически обоснованного и самостоятельного субъекта хозяйствования.Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какуюпродукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Государство недолжно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, апотребителям — покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения республикисчитают, что цены должны устанавливаться государством и жестко имконтролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только намодные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то,чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % — засвободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.
● Утверждениеопределенной экономической среды. Экономическая обстановка определяет наличие идоступность факторов производства, свободного денежного капитала. Сэкономической средой связаны социально-культурная, технологическая,институциональная среда. Последнее характеризуется наличием разнообразныхинститутов и структур, с помощью которых предприниматель устанавливает деловыеконтакты (банки, юридические и аудиторские фирмы, рекламные агентства,транспортные агентства и учебные заведения). Огромное число белорусских гражданприходит к пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет длясебя их хозяйственные и правовые преимущества.
● Применениеподходящих методов менеджмента, в частности методов нахождения решений,стратегических альтернатив, а также мероприятий организационного характера икультурного воздействия. С их помощью должна усиливаться способностьпредприятия реагировать на предвиденные и непредвиденные осложнения.
● Использованиеметодов маркетинга — координация, управление в сфере организации производства исбыта продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителейс тем, чтобы оперативно ориентировать производство на их удовлетворение. [6: с.58 — 59]
1.4 Преимущества инедостатки малого бизнеса
Технический прогресс,наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многомопределяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпывнедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрениеизобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценоваяконкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, чтопотребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность длягосударства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это исоставляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Малый бизнес сталнаиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира.Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательнуюсреду для роста национальной экономики. Достоинство данной формыпредпринимательства состоит в следующем:
● Малые предприятия,работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок,противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономическиепреимущества их основываются на лучшем использовании местных условий всочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
● Труд на мелкихпредприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен,чего нельзя сказать о труде канцелярском.
● При небольшойчисленности работников легчевыявляются способности каждого из них.
● Независимостьдействий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.
● Шансы на быстрыйматериальный успех.
● Возможностьсовмещения нескольких профессий.
●Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменениеассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без большихосложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянноукрепляет и расширяет свои позиции. [5: с. 6, 75]
Частный предприниматель –сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частнымпредпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и этодает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируяпредпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малогопредпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства.В их числе:
● неравномерностьразвития малых предприятий по регионам республики;
● неразвитость их вмалых городах, сельской местности и в инновационной сфере;
● увеличение долиубыточных предприятий;
● затрудненныйдоступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствиедейственных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
● наличие большогоколичества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющихорганизацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числеограничений на стадии «вхождения» малых предприятий в рынок,связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиеническойрегистрацией, а также в период функционирования и «выхода» из рынка;
● нестабильность инесовершенство действующего законодательства;
● сложнаяэкономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровеньпроцентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
● отсутствиереально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий вприоритетных сферах экономики. [10]
Сложившаяся экономическаяситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всемнаправлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставятмногие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередьоказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовыхуслуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которыхпостоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сферемалого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы кпредпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Для успешного развитиямалого бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направленияхлиберализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы,приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей. [5:с. 76]
Глава 2. Системагосударственной поддержки и регулирования предпринимательства
Предпринимательство,учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании иподдержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую средуфункционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятиязаконодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскуюдеятельность.
Всоответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в РеспубликеБеларусь» в Республике Беларусь гарантируется:
●право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью,создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельностиимущество;
●защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих всоответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;
●научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
●страхование предпринимательского риска;
●запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельностьпредпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев,предусмотренных в контракте (договоре).
Дляповышения эффективности и широкого распространения предпринимательскойдеятельности государство создает информационные, консультационные,исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды. [1:ст. 11]
Законом РеспубликиБеларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII«О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь»определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержкамалого предпринимательства, а именно:
●формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, втом числе содействие организации и деятельности центров поддержкипредпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационныхцентров и торгово-промышленных палат;
●создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства кфинансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также кнаучно-техническим разработкам и технологиям;
●введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетностидля субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,сертификации выпускаемой ими продукции;
●поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малогопредпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых,научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
●организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей,специалистов и персонала для малого предпринимательства;
●реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми ибезопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
●организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Центральныеорганы управления, местные исполнительные и распорядительные органы всоответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственнойподдержки малого предпринимательства:
●разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства огосударственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состоянияфинансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства иэффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозыразвития и предложения по приоритетный направлениям и формам государственнойподдержки малого предпринимательства;
●организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержкималого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятостинаселения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;
●обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализацииважнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставкахпродукции и выполнении работ для государственных нужд;
●создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малогопредпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделенияцентральных органов управления, местных исполнительных и распорядительныхорганов;
●готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательстваналоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского иместных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки. [3:ст. 5]
Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 19.07.2007г. № 262 «О государственной поддержке малогопредпринимательства» определено, что в целях развития предпринимательскойдеятельности, насыщения потребительского рынка отечественной продукцией, атакже создания новых рабочих мест необходимо:
● разрабатывать иутверждать годовые программы государственной поддержки малогопредпринимательства, учитывая при их подготовке решение вопросов содействиязанятости населения, миграционной политики, экологических задач;
● предусматривать впроекте республиканского бюджета отдельной строкой расходы на финансированиепрограмм государственной поддержки малого предпринимательства;
● предусмотреть впроекте Налогового кодекса Республики Беларусь систему льготногоналогообложения субъектов малого предпринимательства;
● образовывать вустановленном порядке фонды неэффективно используемых производственных зданий,сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся вгосударственной собственности, для сдачи этих объектов в аренду субъектаммалого предпринимательства на конкурсной основе или через аукционы;
● созданиеБелорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;
● создание программподдержки малого предпринимательства;
и др. [2: п. 3]
Программыподдержки малого предпринимательства включают в себя:
●меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малогопредпринимательства на республиканском и местном уровнях;
●перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетныевиды деятельности субъектов малого предпринимательства;
●меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержкималого предпринимательства;
●меры, направляемые на решение вопросов занятости населения путем вовлечения впредпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в томчисле безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенныхв запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;
●предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств изсоответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;
●меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатовнаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, атакже инновационных программ;
●меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малогопредпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективноиспользуемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а такженерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственнойсобственности;
●меры по обеспечению субъектов малого предпринимательства возможностью дляпервоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенныхв указанные объекты средств;
●меры по формированию многопрофильных исследовательских программ по развитиюпредпринимательских структур.
Финансовое обеспечениепрограмм поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счетсредств республиканского и местных бюджетов, а также средств Белорусского фондафинансовой поддержки предпринимательства. [3: ст. 6]
Белорусский фондфинансовой поддержки предпринимательства выполняет следующие задачи:
●предоставление финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации,разукрупнении монопольных экономических структур и отдельных предприятий,перепрофилировании производства с целью развития конкуренции и насыщениятоварных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;
●финансирование мероприятий по информационному обслуживанию субъектов малогопредпринимательства, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадровв области развития конкуренции, предпринимательства и защиты прав потребителей;
●финансирование научных исследований, научно-практических конференций,симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностьюфондов;
●проведение мероприятий, направленных на привлечение средств отечественных ииностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организацияконкурсов, выставок, аукционов, лотерей, совершение операций с ценными бумагамив порядке, установленном действующим законодательством;
●организация сбора, обработки нормативно-правовой, патентно-лицензионной и инойинформации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства,изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, предоставлениеконсультационной и организационно-методической помощи при разработке программ ипроектов;
●осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участиев международных программах и проектах;
●компенсация организациям, учреждениям и предприятиям льгот, предоставляемых имисубъектам малого предпринимательства. [3: ст. 7]
Основнымизадачами центров поддержки предпринимательства являются оказание содействиясубъектам малого предпринимательства в получении финансовых иматериально-технических ресурсов, информационных, методических иконсультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных объектовквалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении ихдеятельности.
Центрыподдержки предпринимательства пользуются правом первоочередного получениявысвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготныхкредитов Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в течениепервых двух лет функционирования, а также ассигнований из республиканскогобюджета, предусмотренных в государственных программах республики для решенияконкретных социально-экономических задач. [3: ст. 8]
Инкубатороммалого предпринимательства является организация, которая создается на основелюбых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и наопределенное время специально оборудованные под офисы и производство помещениясубъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целяхоказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела иприобретения ими финансовой самостоятельности.
Инновационныйцентр представляет собой специализированный инкубатор малогопредпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства даетсявозможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества,которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.
Основнойзадачей инкубаторов малого предпринимательства и инновационных центров являетсяоказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательствауслуг как общего характера, включающих в себя помощь в секретарскомобслуживании, электронной обработке текстов, использовании телефонной ифаксимильной связи, предоставлении информации, проведении консультацийэкспертов, так и специализированного финансового и коммерческого характера. [3:ст. 9]
Такжезаконом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685-XII «О государственной поддержке предпринимательства вРеспублике Беларусь» предусмотрена поддержка субъектов малогопредпринимательства в обеспечении условий производства,производственно-техническая поддержка, поддержка в сфере подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в информационнойсфере.
Всоответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. N 262«О государственной поддержке малого предпринимательства» и ЗакономРеспублики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Республике Беларусь» на основе анализасовременного состояния развития малого предпринимательства разработанаПрограмма государственной поддержки малого предпринимательства в РеспубликеБеларусь на 2007 год, предусматривающая реализацию основных направленийгосударственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных вКомплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого исреднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденномпостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. N1029. Целью данной Программы является дальнейшее развитие малогопредпринимательства, содействие в увеличении его доли в общем объеме выручки,полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, количествасубъектов малого предпринимательства, а также в создании новых рабочих мест. Нафинансирование мероприятий Программы предусмотрено из средств республиканскогобюджета 206,4 млн. рублей, на деятельность Белорусского фонда финансовойподдержки предпринимателей – 192, из средств местных бюджетов – 1972, другихисточников – 1000998 млн. рублей, из которых 1 трнл. рублей – средства банков.[4]
Врезультате реализации мероприятий данной Программы планируется:
●довести в 2007 году долю малого предпринимательства в общем объеме выручки,полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 22,8процента;
●увеличить количество юридических лиц — субъектов малого предпринимательства до34 тыс., а общее число занятых в сфере малого предпринимательства, включаячисленность индивидуальных предпринимателей, до 15,3 процента от общейчисленности экономически активного населения. [4]
Большое вниманиеуделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпускгазет и журналов, таких как «Налоговый курьер предпринимателя»,«Индивидуальный предприниматель», «Экономика Беларуси» идр., регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и нателевидении.
Освоены и новые формы иметоды работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятсяежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговыхинспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительныхи контролирующих органов.
В целяхстимулирования мотивации предпринимательского труда организован и с 1997 годаежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодноопределяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможностьповысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смыслеслова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.
Глава 3. Практическиеаспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ насовременном этапе
Формирование нынешнейструктуры предпринимательства в Беларуси началось с появления первыхкооперативов. В 90-е годы бизнес и предпринмательство стали новойсоциально-экономической реальностью.
Частный белорусскийбизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем былозанято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями онпредставляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественномпитании работало 13,6 тыс предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности– 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве – 3,9 тыс предприятий (11,9%). [9: с. 34]
В 2005 году на долю малогопредпринимательства приходилось около 8,1% от общего объема ВВП. Наблюдаетсянебольшая положительная тенденция. Так, в 1 квартале 2006 года доля малогопредпринимательства в объеме ВВП уже составляла около 9%. Малые предприятия вБеларуси играют возрастающую роль. В 1 квартале 2006 года их число составило32,4 тыс. В торговле и общественном питании работало 13,2 тыс. (40,8% их общегочисла), в промышленности – 7,6 тыс. (23,5%).[10]
Списочная численностьработников малых предприятий в целом по республике составила 399,1 тыс.человек, в том числе на предприятиях промышленности – 156,4 тыс. человек, вторговле и общественном питании – 104,5 тыс. человек, в строительстве – 59,3тыс. человек. Удельный вес работающих на малых предприятиях в общей численностиработающих в организациях всех отраслей экономики соcтавил 11,3%.[10]
За 1 квартал 2006г.Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малымипредприятиями, соcтавила 7,8 трлн.рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания – 3,7 трлн.рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности – 1,6 трлн. рублей(20,1%). [10]
К концу 3 квартала 2006года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численностьзанятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года исоставила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленныепредприятия – 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; напредприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве –16,1%, на транспорте – 7,8%. [11]
По состоянию на01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс.человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговыхпоступлений от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей.[11]
Несмотря на определенныеуспехи, данный сектор, однако, не оказывает серьезного влияния на развитиеэкономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельскойместности. Малое предпринимательство наиболее развито в г. Минске и областныхгородах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20%индивидуальных предпринимателей. В малых городах (с численностью менее 20 тыс.человек) и средних городах (с численностью от 20 до 50 тыс.) по состоянию на 1января 2006г. Число малых предприятий составляло 2208 ед., а работающихиндивидуальных предпринимателей – 29730 человек. Таким образом, в малых исредних городах доля малых предприятий в общем их числе по республике составила6,7%, работающих индивидуальных предпринимателей – соответственно 16,7%. [11]
В настоящее время однимиз сдерживающих факторов ускоренного развития предпринимательства в РеспубликеБеларусь является наличие большого количества административных и иныхограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществлениепредпринимательской деятельности. В их числе: ограничения на стадии вхождениясубъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождениемрегистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации и другие,а также в период функционирования и прекращения деятельности; отсутствиереально действующих механизмов стимулирования развития малогопредпринимательства в приоритетных сферах экономики.
В связи с этимпринимаются меры по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросысовершения административных процедур. Декретом Президента Республики Беларусьот 10.04.2006г. № 6 «О внесениях дополнений и изменений в ДекретПрезидента Республики Беларусь от 1 марта 1999г. № 11» внесены изменения вПоложение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности)субъектов хозяйствования, в частности:
● срокгосударственной регистрации сокращен с 30 до 20 дней. При этом данный срок неможет продлеваться даже в том случае, если регистрирующему органу необходимополучить дополнительные сведения о собственниках имущества регистрируемыхорганизаций или лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальныхпредпринимателей;
● упрощенапроцедура обращения: один из учредителей может быть уполномочен представлять врегистрирующем органе интересы всех учредителей уже в том случае, если ихбольше трех. От юридического лица, выступающего в качестве учредителя, более нетребуется представлять в регистрирующий орган нотариально засвидетельствованныекопии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
● в практику работырегистрирующих органов внедрен принцип «одного окна». В соответствиис ним на основании решения о государственной регистрации в течение 10 рабочихдней выдаются не только свидетельство о государственной регистрации, но иразрешение на право изготовления печатей и документы, подтверждающие постановкуна учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фондасоциальной защиты населения, а также в организациях, осуществляющихобязательное страхование.
В целях подготовкипредложений о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросысовершаемых государственными органами и организациями административных процедурв отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 30 ноября 2006г.Принято распоряжение № 135р «О создании рабочей группы для упрощенияадминистративных процедур».
Деятельность рабочейгруппы предполагает проведение с участием заинтересованных органовгосударственного управления анализа административных процедур в сферахправоотношений, в которых подобные процедуры подлежат упрощению и оптимизации.Данный анализ ориентирован на определение степени необходимости и достаточностигосударственного регулирования, сокращение сроков осуществления указанныхпроцедур, реализации принципа «одного окна», а также на иные факторы,подтверждающие необходимость совершенствования этой системы. [11]
Итогом проведенной работыдолжно стать принятие мер по совершенствованию законодательства, регулирующеговопросы совершения административных процедур, что в перспективе должнопоспособствовать устойчивому развитию малых предприятий, повышениюэффективности функционирования данной сферы.
3.2 Перспективы развития предпринимательства вРеспублике Беларусь
Выступая на второмВсебелорусском собрании, Президент отметил, что создание благоприятных условийдля развития малого и среднего предпринимательства – это вопрос не толькоэкономический, но и политический. «Если мы не разовьем достаточно обширныйслой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности,традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимыйопыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночныхотношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство невыживет». [8]
Необходимость развитиямалого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого ростаэкономики определена Программой социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на 2006 – 2010 гг. Сохранение наметившейся динамики этого процессаобеспечит выполнение предусмотренных указанной Программой показателей, в томчисле доведение доли данного сектора экономики в общем объеме ВВП до 20 – 22 %.[12]
В Беларуси доля малогопредпринимательства в ВВП увеличится с 9 % в настоящее время до 20-22 % в 2010г. Об этом сообщил и.о. премьер-министра Беларуси Сергей Сидорский, выступаяперед депутатами белорусского парламента. «Говорят, что малоепредпринимательство в Беларуси не развивается – это неправда! Каждый год мыприбавляем в развитии малого и среднего бизнеса. Спокойно, но прибавляем.Правительство на сегодняшний день настроено активно работать спредпринимателями и малым бизнесом в части увеличения производстванационального продукта. Эти отрасли экономики мы будем поддерживать.»
В 1 квартале 2007 годапродолжилось увеличение численности индивидуальных предпринимателей. На01.04.2007г. общее число плательщиков, находящихся на учете в налоговыхинспекциях, составило 197,6 тыс. человек, т.е. возросло за рассматриваемыйпериод по сравнению с аналогичным прошлого года на 19,6 тыс. человек. Суммауплаченных индивидуальными предпринимателями налогов и сборов за 1 квартал 2007года равнялась 172,4 млрд. рублей, т.е. возросла по сравнению с аналогичным периодомпрошлого года на 21 млрд. рублей, или на 14%. [12]
Что же было предпринято встране для развития малого и среднего бизнеса?
В Кодексе обадминистративных правонарушениях, вступившем в силу с 1 марта 2007г.,объединены ранее регулировавшиеся множеством законодательных актов нарушения вобласти предпринимательской деятельности. Это позволит снизить административныеиздержки субъектов малого и среднего бизнеса по соблюдению действующегозаконодательства в рамках осуществления хозяйственной деятельности, в частностиоптимизировать затраты на специализированную юридическую помощь в условияхотносительно высокой их доли в себестоимости продукции, особенно в торговойотрасли.
Принятие Положения обупрощенной системе налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от09.03.2007г. № 119) направлено на стимулирование ее применения субъектамималого бизнеса. Особенное внимание уделено организациям и индивидуальнымпредпринимателям (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) всельских населенных пунктах, агрогородках, поселках городского типа и городахрайонного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек и др. Для нихпредусмотрена ставка налога в размерах 5 и 3 % соответственно для субъектов,уплачивающих и не уплачивающих НДС.
В условиях сложнойдемографической ситуации, внедрения сельскохозяйственных технологий, приводящихк высвобождению рабочей силы, а также снижения емкости потребительского рынкаважно выявить перспективные направления развития производств, требующих поддержки,в том числе со стороны государства. Перспективное направление – производствотоваров и услуг на ресурсной базе села, в первую очередь в сфере переработки исбыта сельхозпродукции на рынки большей покупательной способности.
Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 29.12.2006г. № 760 ограничивает численность наемныхработников индивидуальных предпринимателей тремя близкими родственниками, чтодля сохранения динамики развития субъектов малого бизнеса предполагает учетряда обстоятельств. В условиях увеличения концентрации рынка необходимоорганизовать с наименьшими потерями и финансовыми затратами процесс созданияиндивидуальными предпринимателями юридических лиц. Отвлечение факторовпроизводства для прохождения разрешительных процедур не должно сказаться наросте экономики. Организационные мероприятия по перерегистрации действующихсубъектов хозяйствования должны быть проведены с учетом этого обстоятельства,задействованием необходимых ресурсов со стороны органов государственногоуправления. [12]
Реализация намечаемыхмероприятий в перспективе позволит превратить созидательный потенциалпредпринимательства в активно формирующееся звено экономики; реализоватьпредпосылки для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорениявыхода на зарубежные рынки и в конечном счете будет содействовать существенномуувеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономическихпараметров.
Заключение
Несмотря на то, что встране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства,из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайнемало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса пока остаетсятолько на бумаге.
Применение упрощеннойсистемы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулированиямалого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Таким образом, можно сказать, что малоепредпринимательство развивается не благодаря, а «вопреки» заботамгосударства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формированиеВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, какзанятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего”класса.
С целью существенногоповышения вклада малых предприятий в развитие экономики страны за счет болееширокого использования их потенциала в сферах производства и оказания услуг,активизации инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности, а такжестимулирования развития предпринимательства в малых городских поселениях исельской местности необходимы:
● созданиеорганизационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному иустойчивому развитию данного сектора экономики;
● формированиерациональной структуры предпринимательского сектора путем обеспечения егопреимущественного развития в отраслях и регионах, где потенциал данного сектораиспользуется в недостаточной степени;
● совершенствованиенормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности,ликвидации, обращения субъектов хозяйственной деятельности в государственныеорганы (упрощение порядка прохождения документов, реализация на практикепринципа «одного окна» и др.), а также минимизация нормативныхограничений, сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства;
● созданиеблагоприятных условий для доступа малых предприятий к кредитно-финансовымресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощениепроцедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов,обеспечение компенсации банкам за счет средств местных бюджетов разницы междурыночной и льготной процентными савками по выдаваемым кредитам, создание вобластях сети организаций, оказывающих финансовую поддержку;
● развитиеинфраструктуры поддержки малых предприятий и повышение эффективности еефункционирования;
● организациявзаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развитиякооперационных связей;
● обеспечение вболее широких масштабах имущественной поддержки малых предприятий (передача вдолгосрочную аренду, продажа, в том числе в рассрочку, или передача вбезвозмездное пользование зданий, сооружений и помещений, находящихся вкоммунальной собственности, малым предприятиям);
● обеспечениеускоренного развития малых предприятий в городах районного подчинения, поселкахгородского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках, предусматривающеерасширение перечня видов деятельности, осуществляемой малыми предприятиями;
● активизацияотношений партнерства между государством и общественными объединениями(организациями) предпринимателей;
● разработкапроектов нормативных правовых актов, направленных на упрощение налогообложениядля субъектов малого предпринимательства, лицензирования отдельных видовдеятельности (сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, а такжелицензионных требований и условий); на развитие инновационной деятельностималых предприятий, упорядочение разрешительной системы осуществления хозяйственнойдеятельности субъектами малого предпринимательства путем установления общегоперечня видов разрешений и органов, их выдающих, запрета на выдачу разрешений,не входящих в указанный перечень; стимулирование деятельности субъектовпредпринимательства по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг)в малых городах и сельских населенных пунктах;
● внесениеизменений в законодательство, предусматривающих возможность размещенияпроизводств (оказания услуг производственного характера) в отдельно стоящихчастных жилых домах в сельских населенных пунктах в целях развития надомногопроизводства и услуг с привлечением к осуществлению данной деятельностинезанятого сельского населения. [10]
Необходимо отметить такжеи то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу,но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовыеаспекты не реализуются. Если затронуть проблему финансирования, то ееразрешение находится на низкой стадии. И как следствие — высокая криминализациямалого бизнеса.
Кардинальное же изменениеситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровняналогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельнымобеспечением правоохранительными органами достаточных гарантий безопасности ведениямалого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет изтени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговыепоступления от субъектов малого предпринимательства.
Подводя итог, можносказать, что предпринимательство в Беларуси – уже реальность, от его развития,от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитиевсей Беларуси в целом.
Список использованнойлитературы
1. ЗаконРеспублики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве в РеспубликеБеларусь».
2. Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. №262 «О государственной поддержке малого предпринимательства».
3. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-ХIII «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Республике Беларусь».
4. Программа государственной поддержки малогопредпринимательства в Республике Беларусь на 2007 год, утвержденнаяПостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 264.
5. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малыйбизнес: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. 266с.
6. Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебн.пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. ред. М.И.Плотницкого. Мн.:«Интерпрессервис», «Мисанта», 2003. 192с.
7. БалашевичМ.И. Малый бизнес — отечественный и зарубежный опыт — Мн.: Экоперспектива,2001, 224с.
8. Лихачевский А. Предпринимательство становится реальнойсилой экономики // Экономика Беларуси. 2006. №3. с. 86-89.
9. Вотльтер Ф., Слонимский А.Н., Смолбоун Д. Региональнаяспецифика развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2006. №6. с. 34.
10. Материал подготовлен учеными ГНУ «НИЭИ МинэкономикиРБ». Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2006 года:Развитие малых предприятий // Экономический бюллетень НИЭИ Министерстваэкономики РБ. 2006. №8. с. 44-46.
11. Материал подготовлен учеными ГНУ «НИЭИ МинэкономикиРБ». Социально-экономическое развитие РБ во второй половине 2006 года:Развитие и поддержка предпринимательства // Экономический бюллетень НИЭИМинистерства экономики РБ. 2007. №2. с. 40-42.
12. Материал подготовлен учеными ГНУ «НИЭИ МинэкономикиРБ». Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2007 года:Развитие малых и средних предприятий // Экономический бюллетень НИЭИМинистерства экономики РБ. 2007. №5. с. 33-35.