Введение
Продовольственная безопасностьстраны — неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечениянаселения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу,решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственнойбезопасности является приоритетным направлением государственной политики, так какохватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографическихи экологических факторов.
Степень продовольственнойбезопасности государства зависит от базового потенциала сельскохозяйственного производства.Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна бытьнаправлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованиемстратегии аграрного протекционизма.
Сегодня в странах с развитойрыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработкарассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показательнациональной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется. Проблема продовольственнойбезопасности для современного российского общества является одной из важнейших.Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства.Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственнойбезопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный закон«О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственнуюбезопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственнаянезависимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населенияв количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев,то для того, чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России,80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрнымсектором. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашейстраной продовольственной безопасности.
1. Понятие, уровень и критериибезопасности
Среди различных видов безопасностиобъектов социальной природы особое место занимает национальная безопасность государства,под которой понимается состояние страны, когда отсутствуют или устранены внешниеи внутренние угрозы национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечиваетсяреализация ее важных интересов. Другими словами, национальная безопасность естьзащищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальныхценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различныхпо своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.).
Роль продовольственной безопасностисвязана с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельностичеловека. Уровень питания населения характеризует уровень ее экономического развитияв целом, поскольку, как известно, производство продуктов питания было, есть и будетсамым первым условием непосредственных производителей и всякого производства вообще,а уровень обеспечения населения продовольствием рассматривается как важнейший фактори определяющий критерий уровня социальной жизни, жизнеспособности экономическойструктуры и государственного устройства страны.
Недостаточность продовольствиявозникает по причине стихийных бедствий, вызванных природными явлениями, войнами,различного рода экономическими кризисами в государстве, радикальными изменениямиобщественного строя и т. п. В связи с этим как для отдельного человека, так и отдельногогосударства и мира в целом возникает проблема стабильного обеспечения продовольствиеми продовольственной безопасности. Важность проблемы продовольственной безопасностив системе национальной безопасности заключается и в том, что она тесно связана сэкологической безопасностью. Сельскохозяйственная деятельность оказывает определяющеевоздействие на ухудшение экологической ситуации в мире, что, с одной стороны, препятствуетросту производства сельскохозяйственной продукции как сырья для продовольствия,с другой — ведет к производству продукции, загрязненной различными токсическимивеществами. В XX веке с развитием межгосударственной торговли продовольствие сталоиспользоваться как оружие для политического давления одних стран на другие.
Таким образом, продовольственнаябезопасность является важнейшим элементом не только экономической безопасности государства,но и его политической и экологической безопасности, определяя ведущую роль продовольственнойбезопасности в национальной безопасности. Проблема продовольственной безопасностинаселения стала предметом активного рассмотрения мировым сообществом с середины70-х годов ХХ века.
Продовольственная безопасность — состояние экономики, прикотором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируетсяобеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктамв качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социальногоразвития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населениястраны.
Продовольственная безопасностьдля Российской Федерации является одной из центральных проблем в системе национальнойбезопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна нев состоянии избежать зависимости от других государств.
Критерии продовольственнойбезопасности:
Для оценки состояния продовольственнойбезопасности используется следующая система показателей: 1) в сфере потребления: — уровень экономической доступности основных пищевых продуктов;- уровень физическойдоступности основных пищевых продуктов;- уровень располагаемых ресурсов домашниххозяйств по группам населения; — уровень потребления основных видов продовольствияв расчете на душу населения, в том числе за счет отечественного производства;- потреблениепищевых продуктов по отдельным группам населения;- доля населения, для которогопотребление основных пищевых продуктов ниже рациональных норм;- объемы адреснойпомощи населению;- удельный вес импортных и отечественных пищевых продуктов, выявленныхкак не соответствующих требованиям технических регламентов и иным положениям законодательстваРоссийской Федерации; — суточная калорийность питания человека;- количество белков,жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;-продовольственная инфляция.2) в сфере производства и национальной конкурентоспособности: — объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствияв расчете на душу населения;- удельный вес продовольственной продукции отечественногопроизводства в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующихпродуктов;- уровень поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольствия в рублях на рубль реализованной продукции;- продуктивность используемыхв сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов;- состояние плодородияпочв земель сельскохозяйственного назначения.3) в сфере организации и управления:-объемы государственных резервов основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции,сырья и продовольствия в соответствии с установленными действующими нормативнымиактами;- текущий уровень запасов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырьяи продовольствия;- доля импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья ипродовольствия.Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасностииспользуется следующий критерий — удельный вес отечественной сельскохозяйственнойи рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннегорынка, %: по зерну не менее – 95; по сахару не менее – 80; по растительному маслуне менее – 80; по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) не менее – 85; по молокуи молокопродуктам (в пересчете на молоко) не менее – 90; по рыбе и рыбопродуктамне менее – 80; по картофелю не менее – 95; по соли пищевой не менее – 85.Порядок установленияколичественных и качественных значений критериев для других показателей оценки состоянияпродовольственной безопасности определяются Правительством Российской Федерации.
Обеспечение продовольственнойбезопасности является приоритетным направлением государственной политики, так какохватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографическихи экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловыепроблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, объективные тенденцииразвития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественногорынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положенияи платежеспособности потребителей в различных регионах России.
2. Экономическая безопасность,экономический ущерб
Экономическая безопасность– важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая её способностьподдерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, обеспечивать ресурсамиразвитие народного хозяйства, а также последовательно реализовывать национально-государственныеинтересы. Экономическая безопасность включена в систему национальной безопасностивместе с такими её слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержаниесоциального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь всё взаимосвязано,и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабойи неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективнойэкономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчёркивая такую взаимосвязь,необходимо одновременно учитывать и то, что решающая, базисная роль в ней принадлежитэкономической безопасности. Экономическая безопасность – это такое состояние экономики,при котором обеспечиваются: устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворениеобщественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересовна национальном и международном уровнях [1].
Осмысление богатейшего отечественногои зарубежного опыта позволяет выделить три важнейших компонента экономической безопасности:
экономическая независимость;
стабильность и устойчивостьнациональной экономики;
способность к саморазвитиюи прогрессу.
Исходя из этого, следует согласитьсяс таким определением категории «экономической безопасности» как «совокупностьусловий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильностьи устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»[2].
Продовольственная безопасность– это совокупность экономических отношений в обществе, возникающих по поводу обеспечениявсех его членов продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству.При таком подходе становится возможным перевести решение проблемы на уровень государства,целью которой является обеспечение всем гражданам постоянного доступа к достаточномуколичеству продуктов питания. Эта политика, как нам представляется, должна опиратьсяв основном на четыре принципа: 1) наличие, 2) стабильность, 3) эффективность использования,4) доступность, под которыми подразумевается, что:
продукты питания должны иметьсяв наличии в результате местного производства, использования запасов или импорта;
наличие продуктов должно бытьстабильным. Люди имеют ежедневные потребности, которые не должны страдать от внезапнопроизошедших или значительных перемен;
продукты питания должны соответствующимобразом перерабатываться, храниться и консервироваться, потребители должны бытьуверены в том, что потребляемые ими продукты приемлемого качества и безопасны дляздоровья, питание должно быть сбалансированным;
продукты питания должны бытьдоступны как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательнойспособности. Четыре упомянутых выше принципа универсальны для всех времен и всехстран.
Обеспечение продовольственнойбезопасности страны сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить.К ним относятся:- макроэкономические риски, вызванные ухудшением конъюнктуры мировыхцен на отдельные товары российского экспорта и повышением цен на импортное продовольствие;-природные и техногенные риски;- технологические риски;- агроэкологические риски;-социальные риски, обусловленные разрывом между уровнем жизни на селе и в городе;-торгово-экономические риски;- политические риски.
Обеспечение национальной продовольственнойбезопасности связано с преодолением влияния негативных факторов, которые формируютугрозы продовольственной безопасности, ведущие к уменьшению количества, отсутствиюили ухудшению пищевой и энергетической ценности основных видов пищевых продуктов.К ним относятся:- значительное превышение пороговой величины насыщения внутреннегорынка импортной продукцией;- низкий уровень платежеспособного спроса населения напищевые продукты;- ценовые диспропорции на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции,сырья и продовольствия;- нарушение стабильности финансово-кредитной системы;- недостаточныйуровень развития инфраструктуры внутреннего рынка;- моральное и физическое старениематериально-технической базы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;-отставание в инновационной сфере;- сокращение национальных генетических ресурсов;-возможное расширение производства биотоплива из сельскохозяйственной продукции исырья;- дефицит квалифицированных кадров.
3. Продовольственная зависимостьи продовольственная независимость
Обострение ценовых диспропорциймежду промышленностью и сельским хозяйством, отказот разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практическиполное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания — все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием.Но это не означает проведение курса на полную изоляцию страны от мирового рынка.Мировая практика выработала ряд важных и надежных подходов к решению данной проблемы,среди них — гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулированиесоотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания покрывать экспортом такжепродуктов питания, производство которых более эффективно.
Сейчас создается угроза потерипродовольственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, еслиопасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные мерыпо ее отражению.
Продукты питания в жизнедеятельностичеловека, а если говорить в мировом масштабе — человечества, играют особую роль.Эксперты считают, что уже при жизни нынешнего поколения продовольственная проблемаможет перерасти в глубокий международный кризис.
Сегодня более половины населенияживет за чертой бедности. Положение России не только сложное, но и опасное. В ходереформ сельское хозяйство получило удар, сравнимый по результатам с ядерной войной.Особенно пострадала основа всего сельского хозяйства — утрачивается плодородие почвы,не получающей удобрений. Вырезана половина поголовья крупного рогатого скота, птицыи почти все овцы, свиньи. Капиталовложения в село уменьшились примерно в 200 раз.Из-за рубежа завозят до 40 процентов продовольствия. Это статистические данные,а фактически бывает и больше. То есть это показатель того, что мы уже на грани потерипродовольственной безопасности[3]. Безморозный период у нас 120-130 дней. Учитываяпериод вегетации разных культур, хлеборобам приходится с огромными усилиями укладыватьсяв эти сроки выращивания. На период уборки у нас приходится максимум дождей, срокирастягиваются, из-за чего теряется до четверти урожая. За годы «реформирования»сельскохозяйственного производства посевные сократились на такую площадь, котораяэквивалентна посевным площадям Великобритании, Италии, Германии, Дании, вместе взятым,то есть на 30 миллионов гектаров. Если бы с тех площадей получать не четыре-пятьтонн зерна, как в Европе или Америке, а всего хотя бы по одной тонне, то нам быне пришлось закупать в Канаде и Штатах те 15 миллионов тонн зерна, на которые мыпочти ежегодно расходуем два миллиарда долларов. К этому следует добавить, что нашиполя предельно поражены сорняками, болезнями и вредителями сельскохозяйственныхрастений, что запущена мелиорация. Правительство каждую весну и лето вымаливаету нефтяных магнатов горючее на проведение посевной и уборочной, В результате бесхозяйственностисредняя урожайность скатилась до 11 центнеров зерна с гектара. Именно сельское хозяйство- та отрасль, с помощью которой экономика страны может в кратчайшие сроки добитьсярывка вперед. Но так получилось, что в последние годы поддержали не отечественныхкрестьян, а фермеров Запада и Америки. Что же это все означает? Очень многое. Специалистыпо аграрным вопросам полагают, что при такой ситуации наши сограждане очень скоромогут остаться вообще без хлеба и других продуктов питания. А закупать тракторыили комбайны сельскому производителю в принципе не по карману. И не так уж важно,что производимая в нашей стране техника, по мнению осведомленных людей, в отдельныхслучаях низкого качества. Намного важнее то, что согласно официальной статистикеза последние восемь лет цены на сельскохозяйственную продукцию выросли всего в 1500раз, а на технику — в 15 тысяч раз. Таких сумасшедших денег нет в хозяйствах [6].Есть только один путь борьбы с неурожаями — срочно запустить конвейеры тракторныхи комбайновых заводов. По расчетам специалистов, техника окупит себя за счет экономиив первый же год на производстве зерна и продуктов животноводства. АПК нуждаетсяв государственном регулировании системы краткосрочных и долгосрочных кредитов, вбыстрейшем формировании государственного сельхозбанка. Очень важно дальнейшее развитиелизинга в приобретении техники. Министерство финансов сетует, что многие суммы невозвращаются в бюджет. Может быть, на стартовом этапе это и так, но они возвращаются,по сути, бесценным даром для людей — продовольствием. В наших природных условияхдолжна быть эффективная система страхования. Основным должен стать единый земельныйналог согласно кадастровой оценке земли. Импорт и экспорт сельскохозяйственной продукцииобязан учитывать в первую очередь интересы аграрного рынка стран СНГ. Он долженвключать оптовые универсальные рынки — торговые дома, ярмарки, аукционы. Под некоторыепроекты можно и необходимо привлекать иностранных инвесторов. Интересы АПК настоятельнонуждаются в повышении качества отечественной техники. Назрела необходимость восстановлениясвязей и поставок техники из стран СНГ.
Сельское хозяйство Россииспецифическое. Надо учитывать климатические, природные условия нашего производства.Наш урожай зерна с гектара вбирает в себя гораздо больше машинного и человеческоготруда, чем такой же урожай в Соединенных Штатах Америки. Гораздо дороже нам обходятсясодержание и развитие животноводства, равно как и многие социальные условия длялюдей. Отечественное сельское хозяйство следует рассматривать не только с экономическойточки зрения, а с национальной безопасности. Страна должна иметь свою надежную продовольственнуюбезопасность[4].
Продовольственнаянезависимость страны – снабжение основной части населения продуктами питанияза счет внутреннего производства. Есть опасения, что после либерализации аграрногорынка страны и сокращения государственной поддержки сельскохозяйственных производителейдоля импортного продовольствия на внутреннем рынке существенно увеличится. Этотаспект продовольственной безопасности в связи с грядущим вступлением России в ВТОзвучит особенно остро.
По мнению большинства экспертов,для достижения продовольственной независимости страны доля импортного продовольствияне должна превышать 20% от общего объема продовольственной продукции.
В России порог продовольственнойбезопасности существенно превышен, и угроза потери Россией продовольственной независимостивыглядит достаточно реальной, особенно с учетом возможных негативных последствийпосле присоединения страны к ВТО. Страна завозит из-за границы треть всего необходимогопродовольствия, а в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах – до 70%.
Таким образом, проблема продовольственнойбезопасности России, несмотря на кажущееся относительное благополучие, стоит достаточноостро. А присоединение к ВТО может ухудшить ситуацию, особенно в вопросе продовольственнойнезависимости страны. Приход дешевого и не всегда качественного импортного продовольствияна внутренний рынок может ослабить позиции российских сельскохозяйственных производителей,а затем вызвать рост цен на продовольствие, что неблагоприятно скажется на доходахкак городских, так и сельских жителей и ухудшит ситуацию с экономической доступностьюпродовольствия. Необходима эффективная государственная политика по смягчению возможныхнегативных последствий [5].
4. Стратегия продовольственнойбезопасности
Продовольственная безопасностьРоссийской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальнойбезопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственностии суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условиемреализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российскихграждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Национальные интересы государствана долгосрочную перспективу заключаются в повышении конкурентоспособности национальнойэкономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которойнаправлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерскихотношений в условиях многополярного мира.
Стратегической целью продовольственнойбезопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственнойпродукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее – рыбная продукция)и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства,а также наличие необходимых резервов и запасов.
Основными задачами обеспеченияпродовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условийявляются:
— своевременное прогнозирование,выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности,минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспеченияграждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
— устойчивое развитие отечественногопроизводства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственнойнезависимости страны;
— достижение и поддержаниефизической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасныхпищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленнымрациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здоровогообраза жизни;
— обеспечение безопасностипищевых продуктов.
Продовольственная независимостьРоссийской Федерации – устойчивое отечественное производство пищевых продуктов вобъемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарныхресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.
Исходя из требований продовольственнойнезависимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского,лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющуюроль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйствои пищевая промышленность.
Укрепление и развитие сотрудничествас международными и региональными организациями, налаживание механизмов межгосударственныхдиалогов и развитие отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросампродовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики РоссийскойФедерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.
Вступление во Всемирную торговуюорганизацию на условиях, отвечающих национальным интересам Российской Федерации,также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны. Мерыи механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежноепредотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должныразрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономическогоразвития страны.
Правительство Российской Федерацииобеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видовсельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.
В целях повышения доступностипищевых продуктов для всех групп населения необходимо принять следующие решения:
— о формировании механизмовоказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяетим обеспечить полноценное питание;
— об утверждении системы взаимосвязанныхпоказателей, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов, в том числе продуктов,произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инженерно-модифицированныхорганизмов;
— о разработке унифицированныхтребований, предъявляемых на пищевых предприятиях к системам контроля и гармонизированныхс рекомендациями международных
— организаций, переходе пищевойиндустрии на комплексную систему контроля безопасности.
В сфере производства и оборотасельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия предстоит осуществить меры,направленные на:
— оптимизацию межотраслевыхэкономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства,привлечение инвестиций и
— внедрение инноваций в сельскоми рыбном хозяйстве;
— стабилизацию ценовой ситуациии формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основныевиды продукции;
— совершенствование системыподдержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителейкраткосрочных и инвестиционных кредитов;
— создание условий для реализациипотенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственнойспециализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формированииперспективной системы расселения;
— стимулирование развитияинтеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственнойи рыбной продукции, сырья и продовольствия;
— ускоренное развитие инфраструктурывнутреннего рынка;
— разработку и реализациюпрограмм технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающихповышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве,пищевой промышленности;
— формирование общего продовольственногорынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза государств-членовЕвразийского экономического сообщества;
— совершенствование государственнойторговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции,сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающиерасширение спроса на продукцию отечественного производства.
В области организации и управленияобеспечением продовольственной безопасности необходимо:
— совершенствовать нормативнуюправовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов,исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;
— осуществлять мониторинг,прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности;
— оценивать устойчивость экономикистраны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатическогохарактера;
— оценивать устойчивость продовольственногоснабжения городов и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов;
— сформировать государственныеинформационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Список литературы
1.Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект, 1998. – 750 с.
2.Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). – М.: ИНФРА,1999. – 309 с.
Используемые материалы:
3. Корбут А.В. Продовольственнаябезопасность населения России: состояние, тенденции и проблемы: www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf182-26/vestniksf182-26010.htm
4 Крылатых Э.Н., СтроковаО.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. Москва, 2002 г .
5. Серова Е.В. К вопросу опродовольственной безопасности России. www.iet.ru/personal/agro/PRODSAF1.htm
6. Статистические сборникиГоскомстата.