Введение
Безработица является одной изнемногих тем, которая касается любого из нас. Через некоторое время вопрос оприеме на работу будет стоять и передо мной, поэтому я решила выбрать именнобезработицу. Более глубокая проработка данной темы позволит выяснить, что же действительнопроисходит с занятостью в России и как можно избежать безработицы в нашенестабильное время.
Наиболее угрожающим фактором ростабезработицы и массового высвобождения людей из производства является развалмежхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных исверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальныхэкономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукциисопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест иработающих. Перестройка системы управления и политического устройства обществасопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратахгосударственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицысреди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию внизовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Необходимоучитывать и специфику безработицы в России в региональном и отраслевомаспектах, причины и особенности которой выявлены слабо. Это особо важно,учитывая историческое, геополитическое, национальное своеобразие России, атакже масштабность проводимых преобразований. Реформирование общества,направленное на развитие рыночных отношений в социально-трудовой сфере,обусловило, с одной стороны, появление новых для нашей действительностиявлений, в частности, массовой безработицы, а с другой — наполнение новымсодержанием уже имеющихся процессов в сфере труда и занятости.
Таким образом, актуальность темызаключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках,которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствийбезработицы — нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно,невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребностив рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов кней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров иуслуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигатьсявперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге эторассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемовувеличения валового национального продукта.
В данной курсовой работе я предлагаюрассмотреть причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики. Изучитьпонятие безработицы, причины ее возникновения. Социально-экономическиепоследствия. А самое главное – это методы борьбы с бичом современности. Ясчитаю, данная тема особенно актуальна в сложившейся экономической ситуации,когда во времена кризиса число безработных увеличилось в несколько раз по всемумиру.
1. Основные понятия, характеристики ивиды безработицы/> 1.1 Понятие и характеристики безработицы,ее виды
Развитие экономики характеризуетсятем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всегорабочая сила. Поддержание занятости — важнейшая цель экономической политики.Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количествобезработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализмене существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономикаможет быть сбалансирована при значительном уровне безработицы. [11]
Рынок труда (рабочей силы) — важная имногоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. Нарынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия еенайма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможностьполучения образования, профессионального роста, гарантия занятости...[1]
Рынок труда отражает некоторыетенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественномразделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Неполная занятость — это такоеположение, при котором выполняемая работа не требует полного использованияквалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует егоожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь,выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.[1]
В экономической и социальнойлитературе для определения понятия “безработица” используются различныетермины:
Безработица — это социальноэкономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активногонаселения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду сзанятыми формируют рабочую силу страны.[1]
Безработица – явление в экономике,при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не можетприменить свою рабочую силу.
К безработному по определению МОТ [2]относится индивид, который:
1) не имеет работы в данный момент;
2) предпринимает конкретные и активныепопытки найти работу;
3) в данный момент готов приступить кработе.
В реальной экономической жизнибезработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Кбезработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятыена момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попыткинайти работу в течении предыдущих четырех недель и зарегистрированные на биржетруда.
Виды безработицы:
Современная западная экономическаянаука выделяет четыре формы безработицы.
Фрикционная: безработица связана споисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы всвязи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства иличтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работувследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьивременно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу.Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя измесяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица означаетнеповоротливость рынка труда: система распространения информации о претендентахна рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическоеперемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящегорабочего места требует определенного времени и усилий. Фрикционная безработицаявляется даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия трудаи находить более высокую заработную плату. Это означает более рациональное распределениетрудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объём реального производства дляэкономики в целом.
Определение «фрикционная» точноотражает суть явления: рынок труда не мгновенно устанавливает соответствиемежду работниками и рабочими местами;
Такой тип безработицы может бытьотнесен к добровольной. Фрикционная безработица считается хотя и неизбежным, новсе же приемлемым следствием здоровой экономики.
Фрикционная безработица незаметнопереходит во вторую категорию, которая называется структурной. Экономистыиспользуют термин «структурный» в значении «составной».
Структурная безработица: связана сизменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостьюопределенного времени для установления соответствия между структурой рабочейсилы, определенными качествами работников и свободными местами с определеннымипрофессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос наодни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняетсягеографическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональныхкомпьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд напредприятиях по производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос натруд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары,спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать вдругих. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, тоструктурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, переменыместа жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвигипроисходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы,то структурная безработица носит устойчивый характер.
Структурные безработные испытывают трудностив получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточнойквалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности,возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости средиструктурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Циклическая безработица: вызываетсяспадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуетсянедостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услугиуменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Спад – этоциклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряютрабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдетоживление деловой активности.
Безработица ожидания: является результатомжесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. Вравновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивая спрос ипредложение. Однако в действительности заработная плата не является стольгибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение трудапревышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всемипретендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальнойзаработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышаетуровень безработицы.
Полная занятость: не означаетабсолютное отсутствие безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурнуюбезработицу неизбежной; следовательно, полная занятость определяются какзанятость, охватывающая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровеньбезработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурнойбезработицы. Это естественный уровень безработицы. Он устанавливается, когдачисло ищущих работу равно числу свободных мест.
Большой интерес представляетклассификация форм безработицы по различным критериям которую мы подробнорассмотрим далее в таблице 1 – формы и характеристика безработицы.[3] В нейотчетливо видны: причины возникновения безработицы; продолжительностьбезработицы; внешние формы проявления безработицы. Рассмотрим ее подробнее.
Таблица 1 – формы и характеристикабезработицыКритерии классификации
Форма безработицы
Характеристика
Причины возникновения
безработицы
Фрикционная
Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр.
Институциональная
Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы Добровольная Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать
Структурная
Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства
Технологическая
Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования
Конверсионная
Разновидность структурной безработицы связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии
Циклическая
Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом
Региональная
Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств
Экономическая
Вызывается конъюнктурой рынка, пора_жет_ем части товаропроизводителей в конкурентной борьбе
Сезонная
Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях Маргинальная Безработица среди слабо защищенных слоев населения Продолжительность безработицы Краткосрочная До 4 месяцев Продолжительная 4—8 месяцев Длительная 8—18 месяцев Застойная Более 18 месяцев Внешняя форма проявления безработицы Открытая Включает всех незанятых граждан, ищущих работу Скрытая Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»
Логическим же продолжениемпредложенной классификации форм безработицы является ее структуризация последующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социальнымпризнакам:
· по полу, свыделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин;
· по возрасту, свыделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;
· по социальнымгруппам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);
· по уровнюобразования;
· попрофессиональным и стажевым группам;
· по уровню доходови обеспеченности;
· по причинамувольнения;
· по ментальнымгруппам.
При решении проблем безработицысчитается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня)безработицы– оптимального для экономики резерва рабочей силы способногодостаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения взависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.
Абсолютное отсутствие безработицысчитается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурнаябезработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровеньбезработицы. Естественный уровень безработицы в экономически развитых странах с1980-х гг. оценивают в 7%.
Безработица влечет за собой серьезныеэкономические и социальные издержки. Среди экономических последствийбезработицы можно назвать следующие:
• недовыпуск продукции,недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость междууровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безработицынад естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% отпотенциального;
• значительное снижение уровня жизнилюдей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основнымисточником средств существования;
• снижение уровня заработной платызанятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
• увеличение налоговой нагрузки назанятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий икомпенсаций и т.д.
Помимо экономических издержекбезработица имеет и значительные социальные и психологические последствия,зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные срединих следующие:
• усиление политическойнестабильности и социальной напряженности в обществе;
• обострение криминогенной ситуации,рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлениисовершается неработающими лицами;
• повышение числа самоубийств,психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, вцелом объема девиантного поведения;
• деформация личности безработного иего социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии увынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков;обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальныхсвязей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер.Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовойактивностью, вялостью поведения, что требует значительных усилий пореабилитации безработных.
Экономические исоциально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, чтоэто достаточно опасное для общества и для личности явление, требующеепроведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидациюпоследствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемогороста сверх минимально допустимого уровня.
1.2 Социально-экономические последствиябезработицы
Социальныепоследствия:
Безработица ставит людей внестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономическийуклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образжизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушаетнеобходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальнымфактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группытрудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.
Безработица, как социальное явление,приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерастив хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороныгосударства, быть остановленным.
Можно предложить развернутуюклассификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы,рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния насистему:
Таблица 2 – социальные плюсы и минусыбезработицыОтрицательные Положительные Обострение криминогенной ситуации Повышение социальной ценности рабочего места Усиление социальной напряженности Увеличение личного свободного времени Рост количества физических и душевных заболеваний Возрастание свободы выбора места работы Увеличение социальной дифференциации Увеличение социальной значимости и ценности труда Снижение трудовой активности
Кризисное положение граждан,оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкогодушевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что этакатегория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты,изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастаетнеобходимость приспособления человека к существенно изменившимсясоциально-экономическим условиям.
Безработные в большинстве своемлишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можновыделить следующие особенности социального статуса безработных:
· Безработныепредставляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброспозиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные послоевой идентификации значительно интегрированнее.
· Самооценки безработныхсвидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить омаргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы изанятого и незанятого населения.
Особое место в развитии деструктивныхпроцессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимаютбезработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность дляконструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшееразмывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированныеработники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанныхсо стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики,политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этомуэталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп,испытывающих тяготы последствий кризиса.
Безработица – опасное и вполитическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самыемассовые в истории человечества политические режимы (примером может служитьприход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Экономические последствия:
Реформирование трудовой сферы происходит медленно ипротиворечиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинстванаселения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что запореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Уже к началу 90-х годов миллионыграждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались зачертой бедности.
Происходит отставание объема ВНП посравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своихпотенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержекбезработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификацияработников.
Известный исследовательмакроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнембезработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратнопотерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает:если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%,то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.
Например, если в начале фактическийВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%,то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.
Закон Оукена выражает ключевуювзаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость междукраткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.
Несмотря,что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этогоне достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.
Попризнанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблемастран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовойбезработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, смонополизацией.
Можнопредложить развернутую классификацию наиболее значимых экономическихпоследствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного иположительного влияния на систему:
Таблица 3 – экономические плюсы иминусы безработицы Отрицательные Положительные Обесценение последствий обучения Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики Сокращение производства Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду Затраты на помощь безработным Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования Утрата квалификации Стимулирование роста интенсивности и производительности труда Снижение жизненного уровня Недопроизводство национального дохода Снижение налоговых поступлений
Одно из главных негативныхпоследствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и,соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянииудовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и можетработать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальнаявозможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешаетобществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальныхвозможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темповэкономического роста, отставание объемов увеличения валового национальногопродукта.
Повышение или снижение экономическойактивности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровнябезработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другомподъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятковлет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так,когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производствоработает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некотороевремя начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельностии рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап –оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до еемаксимального значения.
2. Государственное регулированиезанятости
2.1Государственная политика по регулированию труда
Последствия безработицы негативны дляразвития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтомуразрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничениюбезработицы[10]:
1. политикагосударства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих местчерез использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготноекредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новыхрабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
2. стимулированиесамозанятости населения, особенно женщин;
3. расширение форм,сфер и условий профессиональной подготовки работников;
4. разрешениетрудовой эмиграции;
5. активноеприменение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких формзанятости и др.
В целях увеличения занятостинаселения совершенствуется нормативная база по содействию безработным ворганизации предпринимательской деятельности.
Постановлением Министерства труда РФот 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «Осодействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельнойзанятости».
В настоящее время безработный,изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучениеосновам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссудысоответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фондазанятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплатпо регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печатии иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы делаетзадачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы сбезработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходитсяиспользовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы можетбыть снижен за счет:
· улучшенияинформационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняюторганизации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателейинформацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
· устраненияфакторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, преждевсего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищногостроительства;
в) отмена административных преграддля переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной безработицыболее всего способствуют программы профессионального переобучения ипереквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочаясила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задачадостигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочихместах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку нарабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной,молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказаласьустаревшей.
Наиболее трудно бороться сциклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективнымиявляются следующие меры:
Создание условий для роста спроса натовары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации нарынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в томслучае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворениянадо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
· стимулированиероста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и,соответственно, — занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций вреконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людиже претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числесвободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более тоговысвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести,например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам,еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упраздненииорганов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволялиуйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилымслужащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство вэтом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочнаяпенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способможет использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечетсущественное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для ростасамозанятости.[4] Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогаютоткрыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, дажеесли им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодыхработников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочетбрать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) исамым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификациии отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могутиспользоваться различные методы:
1. экономическоестимулирование молодежной занятости;
2. созданиеспециальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
3. создание центровобучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболеевелики.
Список программ сокращениябезработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все этипрограммы не могут полностью ликвидировать или существенно сократитьциклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшенииэкономической ситуации в стране.
Что же должно предприниматьгосударство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего,политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающийхарактер и включать комплекс мер государственного регулирования,предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
· Перераспределениеимеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполныйрабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получитьналоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
· Бюджетноесубсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силына действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государствомзарплаты дополнительно нанятых рабочих.
· Снижениефактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного закономпенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие службпереподготовки кадров и повышения квалификации.
· Предоставлениерабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой винтересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
· Переход ксозданию системы социального партнерства, в том числе создание механизмавыработки трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюзы – государство) сцелью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налогна средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его насубсидирование занятости.
· Расширениезанятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции вреконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметьтрудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает созданиеновых рабочих мест.
· Значительносократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в обороннойпромышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличениязанятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом врегулировании рынка труда.
В отношении безработицы государство располагаеттремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит воказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическаяполитика предполагаетиспользование денежно- кредитных и бюджетно – налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направленана создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройствуи т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государствовоздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы:активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительныхрабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во – первых, кейнсианская макроэкономическаяполитика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета.Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которыевключают: организацию системы образования и производственно – технического обучениякадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевойи региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счетроста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальномхозяйстве, строительстве, ремонтно – восстановительных работах; создание рабочихмест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестированиенаиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения нарынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитиимелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политиказанятости включает создание системы социального страхование и материальной помощибезработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий побезработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направленана обеспечение безработному прожиточного минимума.
2.2 Положениео федеральной службе занятости РФ
1.Федеральная служба занятости России является центральным органом федеральнойисполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению государственнойполитики занятости населения Российской Федерации.
Федеральнаяслужба занятости России осуществляет свою деятельность во взаимодействии сцентральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительнойвласти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономныхобразований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, общественными объединениями.
Федеральнаяслужба занятости России осуществляет общее организационное и методическоеруководство деятельностью органов занятости республик в составе Российской Федерации,краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга иобразует с ними организационно самостоятельную государственную службу занятостинаселения на территории Российской Федерации.
2.Федеральная служба занятости России руководствуется в своей деятельности КонституциейРоссийской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съездов народныхдепутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениямиПравительства Российской Федерации, другими нормативными актами, а также настоящимПоложением.
3.Федеральная служба занятости России является юридическим лицом, имеетсамостоятельный баланс, расчетный и иные счета, в числе валютные в учреждениях банков,печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своимнаименованием, а также соответствующие печати и штампы.
МестонахождениеФедеральной службы занятости России — г. Москва.
Финансированиеаппарата Федеральной службы занятости России осуществляется за счет средств республиканскогобюджета, направляемых на содержание центральных органов федеральнойисполнительной власти Российской Федерации.
4. Основными задачами Федеральной службызанятости России являются:
разработкав пределах своей компетенции с участием других центральных органов федеральной исполнительнойвласти, органов представительной и исполнительной власти республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы иСанкт-Петербурга предложений по проведению государственной политики занятостинаселения;
обеспечениереализации органами государственной службы занятости мероприятий в области занятости,направленных на сокращение периода поиска гражданами работы, содействие втрудоустройстве безработных и иных лиц, ищущих работу, развитиепрофессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки незанятогонаселения, самостоятельной занятости, оказание услуг работодателям по подбору кадровдля заполнения вакансий, предотвращение длительной безработицы, оказаниесоциальной помощи безработным;
подготовкапредложений по совершенствованию законодательства в области занятостинаселения, страхования на случай потери работы;
координациясовместно с другими центральными органами федеральной исполнительной власти РоссийскойФедерации деятельности по вопросам занятости населения с учетом иныхнаправлений экономической и социальной политики;
участие в определенииминимальных и обязательных для всех республик в составе Российской Федерации, краев,областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга нормативов социальнойподдержки граждан в области занятости населения;
осуществлениеконтроля за формированием и расходованием средств Государственного фонда занятостинаселения Российской Федерации в соответствии с утвержденным бюджетом;
участие вконтроле за реализацией законодательства о занятости населения и соблюдениемустановленных социальных гарантий;
осуществлениемеждународных связей по проблемам занятости населения.
5. Федеральная служба занятости населенияв соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
а) в области анализа и прогнозированиярынка труда, разработки программ занятости населения;
б) в области организациипрофессионального обучения и консультирования незанятого населения;
в) в области финансированиядеятельности государственной службы занятости;
г) в области научных исследований иинформации;
д) в области межгосударственного имеждународного сотрудничества;
6. Федеральной службе занятости Россиипредоставляется право:
издавать приказы и давать указания в пределахсвоих полномочий, обязательные для исполнения органами государственной службызанятости;
участвовать в разработке решений омерах финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой, региональной политики, влияющихна состояние занятости населения Российской Федерации;
участвовать в работе консультативныхорганов, формируемых из представителей объединений профсоюзов, объединенийработодателей и органов государственного управления;
организовывать проведение благотворительныхакций и программ, связанных с содействием занятости и социальной поддержкой гражданна рынке труда.
7. Федеральную службу занятости России возглавляетруководитель, назначаемый Президентом Российской Федерации.
8. В Федеральной службе занятости Россииобразуется коллегия в составе руководителя (председатель коллегии), заместителейруководителя по должности, руководящих работников Службы, министерств, государственныхкомитетов и других центральных органов федеральной исполнительной власти, предприятий,научно-исследовательских и других организаций.
Членыколлегии федеральной службы занятости России, кроме лиц, входящих в ее составпо должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегиярассматривает важнейшие вопросы, входящие в компетенцию Федеральной службызанятости России. Решения коллегии реализуются, как правило, приказамируководителя.
10. При Федеральнойслужбе занятости России создается консультативный общественный совет по проблемамзанятости населения.
Составсовета и положение о нем утверждаются руководителем Федеральной службызанятости России.
3. Анализ уровня безработицы в РФ
В этой главе мы сравним показателибезработицы по разным регионам РФ за несколько месяцев 2008 года с 2009 годом.
К концу февраля 2009 года в органахгосударственной службы занятости состояло на учете 67,8 тыс. не занятыхтрудовой деятельностью граждан, из них 22,7 тыс. человек имели статусбезработного.[6]
В таблице №4 мы будем рассматриватьизменения по регионам на 1.02.2008 год с 1.02.2009 годом. И сравним показатели за январь, февраль,март 2009 года между собой.
Динамика показателей зарегистрированных безработных порегионам РФ февраль 2008 года отличается от показателей февраля 2009 года [6] ивыглядит следующим образом:
Списочная численность граждан,зарегистрированных в органах службы занятости населения в качестве обратившихсяза содействием в поиске подходящей работы в феврале 2008 года составила 24728человек, что на 9868 меньше чем в аналогичном периоде 2009 года. [9]
Если сравнить по первым месяцам 2009года, то вырисовывается следующая картина:
Разница между январем и февралем составляет9116 человек плюсом, а между февралем и мартом 12791человек. Анализируя данныецифры мы с уверенностью можем сказать, что безработица в 2008 году ваналогичном месяце была значительно меньше, чем в 2009 году. Если же судить оданных за январь, февраль и март 2009 года, то прогнозы не утешительны. Аименно у нас на руках живые цифры, по различным городам, которые с каждыммесяцем растут и число безработных увеличивается на глазах.