Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет
Кафедра информационных систем в экономике именеджменте
_______________________________________________________________
Курсовой проект
по курсу “Теория систем и системный анализ”
“Проектирование и корректировка организационнойструктуры предприятия ”.
Выполнила студентка гр.20710_________________К.НАСТЯ
Проверил______________________________Кукушкин А.В.
Санкт-Петербург
19991.Введение
В данном курсовом проекте произведена разработка, анализ и оценка структуры основных целей и функцийсистемы управления предприятия, занимающегося производством и сборкойжелезобетонных и металлических конструкций, используемых в строительстве.
В основе проведеннойработы лежит теория систем и системный анализ. Структуризация и анализпроведены с использованием различных методик и моделей системного анализа,применяемых при проектировании и организации функционирования системуправления предприятиями и организациями. На основе обобщенной структуры целей и функций произведено распределение основных функций по структурнымподразделениям организационной структуры, а также даны выводы и рекомендации поее усовершенствованию.
Для обеспечения полнотыанализа целей и функций использована автоматизированная диалоговая процедура анализа целей и функций (АДПАЦФ).
2.Описание предприятия.В качестве исследуемого объекта выступает производственноепредприятие “ЮКОН” , которое является самостоятельным хозяйственным субъектом,действует на основе хозрасчета и осуществляет следующие виды
производственных работ:
— производство железобетонных конструкций;
— производствометаллических конструкций;
— cборка.
Дляосуществления производства и выпуска продукции предприятию необходимоосуществлять следующие виды деятельности:
- Обеспечениематериально-технического снабжения;
- Управление финансами;
- Обеспечение необходимых условийтруда;
- Обеспечение и ремонт помещений;
- Управление персоналом иобеспечение трудовыми ресурсами.
Также предприятию необходимо заключать договора с поставщиками и заказчиками,искать потенциальных покупателей, а следовательно для этого нужно активнозаниматься рекламной деятельностью и проводить маркетинговые исследования.
Дляувеличения прибылей фирме необходимо повышать конкурентоспособность продукции ирасширять производство, поэтому следует поводить анализ деятельностиконкурентов и заниматься поиском потенциальных инвесторов.
Осуществляя свою деятельность предприятие должно подчиняться действующемузаконодательству, взаимодействовать с городскими структурами, в т.ч. сгосударственными регулирующими органами.
3. Выбор методик структуризации целей и функций и ихкраткая
характеристика.
3.1 Методика Уемова-Кошарского, базирующаяся на двойственном определении системы
Методика, разработанная Б.Д.Кошарским применительнок формированию структур целей и функций автоматизированных системуправления определяет дваспособа представления системы управления:
п р о ц е д у р н о е – соответствует структуризации системы по циклууправления: прогнозирование, планирование, организация, управление, учет и т.п.
ф а к т о р н о е – при котором выделены такиефакторы, как основное производство, вспомогательное производство, основные иоборотные фонды, трудовые ресурсы, материально-техническое обеспечение, финансыи т.д.
Б.Д.Кошарский показал, что в отдельности каждый изэтих способов представления системы дает неполное описание системы управления,и для выявления системных особенностей предприятия необходимо один способописания дополнить другим, двойственным ему. Такое требование на практикереализуется путем формирования и анализа матрицы “цикл управления — объектуправления” (таблица1), после оценки которой формируютсядвойственные структуры и осуществляется выбор из них наилучшей.
3.2 Методика Перегудова-Сагатовского, основанная наконцепции системы,
учитывающей среду и целеполагание.
В основе данной методики лежит определение системы В.Н.Сагатовского, в котором учитываются понятия цели Z,среды SR и интервала времени Т, периода существованиясистемы, влияющего на процесс целеобразования:
S =
Основные признаки структуризации и соответствующие имэтапы, которые реализуют данную концепцию системы, выглядят следующим образом:
Уровень1.Формулировка глобальной цели системы.
Цельверхнего уровня в наиболее общей, качественной и удобной для декомпозиции формедолжна описывать конечный продукт, для получения которого существует илисоздается данная система. Вследствие того, что функционирование и деятельностьфирмы зависит от системы организационного управления, глобальной целью фирмыявляется повышение
эффективностиуправления выпуском продукции.
Уровень2.Декомпозиция по признаку “Пространство инициирования целей”.
Наэтом уровне формируются подцели исследуемой системы, инициируемые требованиямии потребностями систем окружающей среды, с которыми взаимодействует система всвязи с производством ее конечного продукта. При этом все системы, оказывающиевлияние на формулировки подцелей исследуемой системы, делятся на четыре класса:
- вышестоящие системы, формирующие главные требования к конечномупродукту, инициирующие цели и функции предприятия.
- нижестоящие или подведомственные системы,обеспечивающиедеятельность рассматриваемой системы организационного управления материалами,кадровыми, трудовыми, финансовыми и денежными ресурсами.
- актуальная среда-системы, находящиеся в равноправных отношениях спроектируемой СОУ, либо как потребители, либо как участники производственногопроцесса.
- собственно система, подцели которой инициируются собственнымипотребностями, мотивами, постоянно возникающими в развивающейся системе. Это цели,функции и задачи, направленные на совершенствование процессауправления(внедрение новых методов, технологий, усовершенствованиеорганизационной структуры, процесса управления).
/> В дальнейшем д.т.н. профессор СПбГТУ
В.Г.Колосов предложилидею выделения сред:
- дружественной (поставщики, потребители,
аналогичные предприятия, с которыми
сотрудничает предприятие).
/> - конкурентной (предприятия, выпускающие
конкурентную продукцию или поставляющие
ее на рынок из других стран или регионов).
- безразличной (предприятия, которые на данном
этапеявляются нейтральными, но могут стать либо партнерами, либо конкурентами).
3.3 Методика,базирующаяся на концепции деятельности.
В данной структуре концепция деятельностиявляется основой формированияструктуры целей, т.е. используется на верхнихуровнях структуры.
В методике предусмотрено дваосновных этапа:
- формирование первоначальноговарианта структуры целей и функций;
- оценка, анализпорвоначальной структуры и ее корректировка
В соответствии с принятой вметодике концепцией деятельности
используются признаки “сферыдеятельности”, “структура деятельности”.
Признак структуризации “сферыдеятельности” используется обычно на верхнем уровне структуры.
Приисследовании и усовершенствовании системы управления фирмы “ЮКОН” выделяем двеосновные сферы деятельности:
- сферууправления собственно производством;
- сферуорганизационного управления;
4. Алгоритм выполнения работы
/>