Реферат по предмету "Экономика"


Принципы формирования прибыли в торговле

1.  Введение
2.  Основная часть
2.1.   Краткаяорганизационно-правовая и экономическая характеристика АО ''ЮНОНА''
2.2.   Принципы формированияприбыли в торговле
2.3.   Расчет и оценкакоэффициентов рентабельности
2.4.   Факторы, влияющие наприбыль
2.5.   Экономическоеобоснование прибыли
3.  Заключительная часть
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение
 
В условиях рыночной экономики возрастает значениекоммерче­ской деятельности с целью получения максимальной прибыли дляудовлетворения материальных и социальных потребностей работ­ников и производственногоразвития предприятия. При определе­нии объема закупки того или иного товара ивозможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должныобязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. воз­можностьполучения оптимального уровня и массы прибыли.
Прибыль в торговле является денежным выражениемстоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работни­ковторговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарногообращения, а также части прибавочного продукта, со­зданного трудом работниковдругих отраслей народного хозяйства (про­мышленности, сельского хозяйства,транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары,тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибыль измеряетсясуммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей,характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия, Отношениеприбыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рен­табельностиреализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность являетсяважнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в которомобобщается состояние до­ходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров,использова­ния основных средств, рабочей силы, собственного и заемного ка­питалов.Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльно­сти хозяйственнойдеятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшегофункционирования.
Прибыль представляетсобой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.Однако финансовым ре­зультатом может выступать не только прибыль, но и убыток,воз­никший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или не­дополучениядоходов от реализации товаров в связи с уменьшени­ем объема поставок товаров,снижением покупательского спроса.
В упрощенном видеприбыль — это разность между валовым дохо­дом и издержками обращенияпредприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), онаотражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, какизвестно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.
Часть затратпредприятие осуществляет за счет прибыли, и поэ­тому не включает их в издержкиобращения.
Все затратыпредприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые наприбыль, в сумме образуют экономи­ческие издержки, поскольку они характеризуютсовокупность дейст­вительных расходов торгового предприятия. Экономические издержкипо количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкамприбыль может быть экономической. Бухгалтерская (ва­ловая) прибыль — эторазность между валовым доходом и издержка­ми обращения. Экономическая прибыль —это разность между вало­вым доходом и экономическими издержками; Экономическаяприбыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составеиздержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальнойэкономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательскийдоход, который свиде­тельствует об окупаемости расходов торгового предприятия(предпри­нимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).
В процессе анализарезультатов работы торгового предприятия при­меняются различные значенияприбыли: прибыль (убыток) от реализа­ции товаров; прибыль от реализацииосновных фондов и иного имуще­ства; валовая (балансовая) прибыль; чистаяприбыль (прибыль, остаю­щаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемаяприбыль; при­быль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибылиопределяются их экономическим содержанием и положениями законо­дательства оналогообложении прибыли предприятий.
Прибыль (убыток) отреализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализациитоваров (без учета налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.
При определенииприбыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (превышение)между продаж­ной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (пер­воначальной)стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, которыйисчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие«остаточная стоимость иму­щества» рассматривается применительно косновным фондам, немате­риальным активам, малоценным и быстро изнашивающимсяпредме­там, а первоначальная стоимость — для прочего имущества.
В состав доходов(расходов) от вне реализационных операций включаются: доходы, получаемые отдолевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества варенду, дивиденды (про­центы) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,принадлежащим
 предприятию, а также другие доходы (расходы)от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уп­лаченные)в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В со­ставе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовыерезультаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог,прочие налога).
В зарубежнойпрактике доход, полученный в виде дивидендов (про­центов) на вложенный в банккапитал, называется доходом на капитал и не является прибылью в сугубоэкономическом смысле слова.
Валовая (балансовая)прибыль характеризует конечный финансо­вый результат хозяйственной деятельностипредприятия и представ­ляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров,основных фондов, иного имущества и доходов от вне реализационных операций,уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономиче­скому значениюбалансовая и валовая прибыль тождественны.
Валовая прибыль снаибольшей полнотой и объективностью показы­вает результаты всех видовхозяйственной деятельности предприятия.  Именно прибыль на практике отражаетэкономическую категорию «прибавочная стоимость», котораясоответственно и подлежит распре­делению между предприятием и государственнымбюджетом.
Чистая прибыль — этота часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятияпосле уплаты в бюд­жет налога на прибыль.
В экономическойлитературе, особенно зарубежной, чистую при­быль рассматривают какэкономическую ренту. Однако понятие эко­номической ренты больше присущетворческой деятельности, где про­является особый талант (музыкальный,спортивный и т.д.), а не пред­принимательской и тем более не коммерческойдеятельности. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкоеразграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (ком­мерческой)деятельностью. Предприниматели и коммерсанты изыски­вают прибыль путемвыявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) иэкономии расходов.
Главное препятствие,с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностеймаксимизации прибыли, — это рост расходов, связанных с увеличением налоговыхплатежей в бюд­жет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды,т.е. налогового бремени.
 
2. Основная часть
2.1. Краткаяорганизационно-правовая
 и экономическаяхарактеристика АО “ЮНОНА”
 
Акционерное ОбществоОткрытого Типа создано путем преобразования из арендного предприятия «Детскиймир» на основании закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в РСФСР» и Указа Президента РФ № 1230 от 14.10.92 года.
Учредителями Обществаявляются члены трудового коллектива.
Общество являетсяправопреемником прав и обязанностей арендного предприятия «Детский мир». Обществоявляется юридическим лицом и действует на основании устава и законодательстваРФ.
Основной цельюОбщества является получение прибыли.
Общество осуществляетследующие виды деятельности:
-    торговую,торгово-посредническую, закупочную, сбытовую;
-    организацию ипроведение выставок, выставок-продаж, ярмарок;
-    производство товаровнародного потребления;
-    оказание услуг всфере снабжения и обслуживания.
Общество имеетгражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любыхвидов деятельности, не запрещенных законом.
Общество являетсяюридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое наего самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами всчет оплаты акций.
Общество может отсвоего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественныеправа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Уставнойкапитал общества состовляет 75 000 рублей. Он состовляется из номинальнойстоимости 75 000 акций номинальной стоимостью 1 рубль.
Прибыль(доход) остающийся у общества, после оплаты налогов, иных платежей и сборов вбюджет и внебюджетные фонды, поступают в полное его распоряжение и используетсяобществом самостоятельно.
Дляобеспечения обязательств общества, его производственного и социального развитияза счет прибыли (дохода), остающиеся после уплаты налогов, платежей и сборов, ипрочих поступлений образуются соответствующие целевые фонды.
В обществесоздается резервный фонд 15 процентов уставного капитала общества. Онобразуется в результате обязательных ежегодных исчислений. Размер исчислений неможет быть менее 5 процентов от чистой прибыли. Резервный фонд обдществапредназначен для покрытия его убытков, для погашения облигаций общества ивыкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.
Обществоможет быть реорганизовано по решению общего собрания акционеров. Реорганизацияобщества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения,выделения и преобразования в иную организационно—правовую форму в порядкепредусмотренным федеральным законом „ Об Акционерных Обществах“.
Обществоможет быть ликвидировано по решению суда. Ликвидация несет за собой егопрекращение без перехода прав и обязанностей.
В случаедобровольной ликвидации общества, совет директоров ликвидируемого обществавыносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества иназначении ликвидационной комиссии. 
 
 
2.2. Принципыформирования прибыли в торговле
 
Рассмотрим понятие, ипорядок формирования налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль — этосумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектомналогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличен­наяв соответствии с положениями действующего законодательства.
При исчисленииналогооблагаемой прибыли из валовой прибыли торгового предприятия исключаются:доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
дивиденды по акциям,проценты по облигациям и другим цен­ным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;
доходы, подлежащиеналогообложению по особым ставкам (до­ходы от аренды, проката видео- и аудиокассети записи на них);
прибыль отпосреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится кпосреднической деятельности).
Указанные суммы неисключаются из валовой прибыли потому, что такие доходы облагаются налогом поустановленным ставкам у источника их выплаты.
Для акционерныхобществ и обществ с ограниченной ответст­венностью предусмотрено уменьшениеваловой прибыли на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичныефонды; В соответствии с новым Законом РФ «Об акционерных обществах»льгота по прибыли, направляемой на создание резервного фонда, не может бытьбольше обязательного минимального размера, рав­ного 15 % уставного капитала, ивыше 50 % прибыли, подлежа­щей налогообложению.
Законом РФ «Оналоге на прибыль предприятий и организаций» для предприятий установленыльготы, предусматривающие умень­шение налогооблагаемой прибыли. Эти льготыпредоставляются всем предприятиям, если средства были направлены на:финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственногоназначения (при условии полного использова­ния сумм начисленного износаосновных фондов); благотворительные цели (3 % суммы налогооблагаемой прибыли);в российские фонды фундаментальных исследований и техноло­гического развития(до 10 %); погашение кредитов банков, полученных на финансирование ка­питальныхвложений; выплаты дивидендов работникам, инвестировавшим их внутри предприятияна техническое перевооружение, реконструкцию, строи­тельство объектов производственнойи социальной инфраструктуры; проведение других мероприятий, определяемых взаконодатель­ном порядке.
При этом суммарныйразмер льгот, исключаемых из налогооб­лагаемой прибыли, не может превышать 50 %фактической суммы налога, исчисленной без учета этих льгот.
 Для арендныхторговых предприятий, созданных на основе аренды имущества государственныхпредприятий, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы (завычетом амортизацион­ных отчислений, входящих в состав этой суммы), посколькуарендная плата подлежит взносу в бюджет в установленном порядке.
Наиболее сложнаяпроблема, которую решает предприятие при определении размера причитающегося к уплатеналога на прибыль, — это определение для целей налогообложения доходов ирасходов, полученных и произведенных по всем видам деятельности. Прави­ла бухгалтерскогоучета доходов, расходов и прибыли и отражения этих показателей в финансовойотчетности (форма № 2) отвечают интересам налоговых органов. Налоговоезаконодательство является определяющим в вопросах регулирования бухгалтерскогоучета прибыли, и поэтому в отчет­ности не отражаются важнейшие экономическиепоказатели, кото­рые нужны торговому предприятию, а именно: рентабельность ос­новныхфондов (величина прибыли на 1 м торговой площади), рентабельность капитала(величина прибыли на 1 тыс. руб. капи­тала), величина прибыли на 1 тыс. руб.издержек обращения (или 1 тыс. руб. совокупных экономических издержек) и т.п.Расчеты этих показателей рассматриваются ниже.
Действующая внастоящее время финансовая отчетность не по­зволяет выявить, сколько былозатрачено средств на осуществление хозяйственной деятельностии,следовательно, насколько прибыль­ной она является. Для получения такойинформации необходимо сделать определенные корректировки в части определения факти­ческихзатрат, так как к издержкам обращения приплюсовываются затраты, относимые наприбыль.
В зарубежных странахс рыночной экономикой расходы, кото­рые у нас покрываются за счет прибыли, остающейсяв распоряже­нии предприятия, включаются в совокупные затраты. Книмможно отнести, например, премии, выплачиваемыеиз фонда потребления,расходы по процентам за кредит сверх установленной законода­тельством ставки,сверхнормативные командировочные, представи­тельские расходы и др.
Представляетсяцелесообразным проводить экономический рас­чет по каждой коммерческой сделке,чтобы получить представле­ние о соотношении между затратами на приобретение,доставку, хранение товаров и выручкой отих продажи. Коммерческая сделкасчитается выгодной, если она сможет обеспечить чистую прибыль в размере неменее 20—30 % затрат. Такое жесткое требование обусловлено высокой степеньюриска, характерного для коммерче­ской сделки.
Назовем условия ростаприбыли в торговле: расширение ассор­тимента товаров; внедрение инноваций коммерческогохарактера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихсяповышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим рис­ком; разумноеиспользование средств, получаемых отэкономии затрат. При этомнеобходимо выбрать стратегию коммерческой дея­тельности: либо снижать ценутоваров в соответствии с уменьше­нием спроса на имеющиеся в наличии товары врасчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличитьприбыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильностиумеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кро­ме того, достичьускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала).По второму варианту возмож­но замораживание собственного капитала на какое-товремя, в ре­зультате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала,что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов запредоставляемые кредиты, ссуды.
Прибыль и убыткипредставляют собой разницу между предва­рительной оценкой затрат и доходов иреально осуществленными затратами и полученными доходами. Причем эта разницаможет быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности.
Итак, из вышесказанного следует, что прибыль в торговле вы­полняет следующие основныефункции:
является мериломоценки деятельности предприятия;
используется в качествеисточника материального поощрения труда работников;
выступает источникомвознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;
является источникомсамофинансирования развития предприятия;
служит источникомпополнения государственного бюджета. В зарубежной практике прибыль — многозначныйтермин ры­ночной экономики. Применяется несколько способов калькулирова­ниявеличины прибыли, весьма различных по своим задачам и ме­тодам расчета. Прибыльот обычной торговой деятельности опреде­ляется как разница между выручкой отпродаж и произведенными затратами, к которым, помимо затрат на закупки товаров,относят расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, расходы поуправлению, денежным операциям и налоговые плате­жи. «Прибыль — это чистыйдоход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционныхвозможностей». Такое более ши­рокое и емкое понятие прибыли даетсяпрофессором Сиэтлского университета Полом Хейне (США).
Термин«инвестиции» чрезвычайно распространен за рубежом. Подинвестиционными возможностями понимаются возможности вложения средств дополучения результата деятельности. На предприятиях инвестиционные средстванаходят выражение в капиталь­ных вложениях. Инвестиционные расходы (затраты)связаны с приобретением новых машин, сооружений, технологического обо­рудования,транспортных средств, что позволяет увеличивать раз­мер основного капитала(основных средств), который в будущем должен обеспечивать прибыль. В рыночнойэкономике источниками инвестирования, помимо собственного основного капитала,являют­ся банковские кредиты, частный капитал, средства одних предпри­ятий,вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо пря­мые ссуды, либоприобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Благодаря расширениюинвестиционных воз­можностей ускоряются темпы экономического роста фирмы. Принедостаточном инвестировании темпы старения техники, оборудо­вания обгоняюттемпыих замены новыми, более производительны­ми видами. Следовательно,вкладывая средства в основной капи­тал, фирма предусматривает получениеопределенного дохода от него в будущем за счет повышения производительноститруда ра­ботников. Инвестиции и рост производительности труда необходи­мы,чтобы выдержать конкуренцию в условиях рынка. Доходы от инвестиций — этобудущая прибыль.
«Под прибыльюпонимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирмобязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когдапре­дельный доход равен предельным издержкам»'. Правило максими­зацииприбыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара,чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Как известно,издержки фирмы подразде­ляются на постоянные и переменные. Предельные издержкипред­ставляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждойдополнительной единицей выпуска, реализации продук­ции.
Фирмы, как правило,решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которыевплотную не занима­ются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание.Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долго­временной максимизацииприбыли одно из первостепенных значе­ний.
Фирмы, обладающиезначительным объемом собственного капи­тала, могут получать дополнительный доходв виде процентов на собственный капитал. В этом случае налогооблагаемая прибыльувеличивается на сумму полученных процентных выплат на собст­венный капитал,что отражается в отчете по прибыли, В зарубеж­ной практике применяется термин«издержки утраченных возмож­ностей», «упущенная (недополученная)прибыль (выгоды)». Под издержками утраченных возможностей понимаютсяиздержки и по­тери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения приналичии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций приотказе от другого возможного способа". В учебной литературе по рыночнойэкономике и предпринимательству они называются неявными или имплицитнымииздержками. В сово­купности с явными издержками, которые отражаются в бухгал­терскомучете, они образуют экономические издержки. Соот­ветственно издержкам и прибыльназывают бухгалтерской и экономической.
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Расчет и оценкакоэффициентов
рентабельности
 
Как я уже отмечал, прибыль — это конечный финансовыйре­зультат деятельности предприятия. При рыночной экономике ре­зультатыдеятельности оцениваются системой показателей, основ­ным среди которых являетсярентабельность, определяемая как от­ношение прибыли к одному из показателейфункционирования торгового предприятия. »При расчете рентабельности могут бытьис­пользованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общуюэкономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны егодеятельности.
Нормой прибылисчитается показатель рентабельности, исчис­ленный процентным отношением суммычистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.
Расчет общейэкономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняетсяпо формуле
Ро = (П / Т)* 100,
где Ро — общаяэкономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;
П — сумма прибыли(валовой или чистой);
Т — объемтоварооборота (без НДС).
Данная формуларасчета применима и для определения при­быльности капитала (вложенных средств)торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показателькапитала. По соотношению чистой прибыли и това­рооборота можно более точно судитьо финансовом результате дея­тельности торгового предприятия.
Этот показатель имеетважное значение в зарубежной практике. Так, в США Министерство торговли ежегоднопубликует данные о средних показателях чистой рентабельности продаж по каждойот­расли и крупным торговым фирмам, компаниям. Положение фир­мы на внутреннемрынке определяется на основе данного показате­ля, который свидетельствует остепени прочности ее финансового состояния.
Оценка чистойрентабельности продаж имеет долгосрочный ха­рактер, поскольку определяетрешение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ееценных бу­маг.
В зарубежной практикепоказатель рентабельности товарооборо­та называют коммерческой маржей. Выражаетсяона в процентах, и ее величина колеблется от 5 до 30 % в зависимости отхарактера и объема деятельности торговой фирмы.
Число оборотовкапитала (Ок) отражает отношение товарообо­рота к величине капиталапредприятия. На основе этого показате­ля можно определить сумму товарооборотана 1 тыс. руб. вложен­ного капитала!
Этот показатель можновосприни­мать как Оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколькораз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.
Регулирование общейэкономической рентабельности сводится к воздействию на оба составляющих ее показателя— рентабельность продаж и оборачиваемость капитала;
Для характеристикиэффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственномкапитале (соб­ственных средств) по соотношению прибыли (П) и средней величи­нысобственного капитала (Кс):
Рк = П/Кс.
Показательрентабельности собственного капитала (Рк) име­ет важное значение для акционеровторгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акцийакционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позво­ляетинвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другиеценные бумаги. На основе данного пока­зателя можно определить период (числолет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерноеторговое предприятие (1/Рк).
Рентабельностьпроизводственных фондов торгового предпри­ятия определяется по соотношениюсуммы прибыли (валовой, чис­той) и средней стоимости основных и материальныхоборотных средств, умноженному на 100:
Рф = [П: (ОФ + МС)•100],
где Рф —рентабельность основных фондов, %;
П — сумма прибыли(валовой или чистой);
ОФ — средняястоимость основных средств (фондов);
МС — средняястоимость материальных оборотных средств.
Если торговоепредприятие работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в арендунекоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондовцелесообразно исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основныхсредств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путемвычи­тания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондовстоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с показателямитоварооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности(коэффици­ентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговаяплощадь, численность персонала, каждый из которых под­черкивает определенныйаспект результатов деятельности торгово­го предприятия.
Уровеньрентабельности, исчисленный отношением суммы при­были от реализации товаров ксумме издержек обращения, показы­вает эффективность текущих затрат. Увеличение илисокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или ростприбыли. Этот показатель рентабельности определяет эффек­тивность торговойсделки по товарам.
Рентабельность,рассчитанная по отношению к численности за­нятых на предприятии работников,характеризует эффективность
использования рабочейсилы и показывает размер полученной при­были в расчете на одного работника.Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли поотношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обя­зательныхотчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд,фонд занятости, фонд медицин­ского страхования). Данный показатель рентабельностиотражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб.средств, израсходованных на оплату труда и социаль­ные нужды. Чем меньшечисленность персонала предприятия, тем, естественно, больше прибыли приходитсяна одного работника, что свидетельствует о повышении эффективностииспользования рабо­чей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: сменьшей численностью работников — больший эффект. Кроме того, имеется возможностьопределить зависимость достигнутых результатов хо­зяйственной деятельностипредприятия от результата труда каждо­го, работника.
Отношение прибыли отреализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия характеризуетразмер полученной прибыли в расчете на 1 м площади магазина. Этот показательсвидетельствует об эффективности использования торговых площа­дей и основногокапитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использованиеторговой площади позволяет повысить размер прибыли.
Изучение системыпоказателей рентабельности торгового пред­приятия рекомендуется проводить в динамикеи, если возможно, в — сравнении с показателями других аналогичных торговыхпредприятий.
 
 
2.4.Факторы, влияющие на прибыль
Выявление факторов,влияющих на прибыль, предполагает изу­чение экономических условий ееформирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственнойдеятельности торго­вого предприятия существенно изменяются абсолютная величинаи относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию,изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразо­вания,кредитования, импортирования товаров народного потребле­ния, налогообложенияпредприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары иуслуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживаниеиндексации реальных доходов населения (размера минимальной заработ­ной платы,пенсии, стипендии, различных денежных выплат соци­ального назначения) в зависимостиот темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и,следовательно, к сни­жению объема продажи товаров.
Внутренние условия деятельности предприятиятакже влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокра­щением)количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда исоциальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение)валовой прибыли и соответст­венно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности,исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне илиизмениться незначительно.
Прибыль является синтетическим показателем, ееисследования должны носить системный характер. Это означает, что совокуп­ностьфакторов, влияющих на прибыль, представляет собой систе­му, состоящую изнескольких элементов. К подсистеме образую­щих факторов, от которых зависитформирование валовой прибы­ли, относятся валовой доход от торговой деятельности,прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, саль­додоходов и расходов по вне реализационным операциям. Другую подсистему образуютвзаимовлияющие факторы. На формирование прибыли от реализации товаров влияют теже факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объем и уровеньприбыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валовогодохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения.
На практике валовая (балансовая) прибыль восновном создает­ся за счет прибыли от реализации товаров, но она может бытьуве­личена (уменьшена) на величину выявленного положительного (отрицательного)сальдо по внереализационным операциям. На ва­ловую прибыль может повлиятьфинансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль(убыток) от реали­зации основных фондов представляет собой разность между про­дажной(рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок,вызванных инфляцией. Если вы­явлено превышение первоначальной стоимости ипонесенных рас­ходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества,над суммой выручки от их реализации, то соответственно на вели­чину этогопревышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальнуюстоимость и расходы по вы­бытию основных фондов и иного имущества, валоваяприбыль уве­личивается на эту разницу.
Прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль — от суммызатрат, относимых на прибыль.
Основными взаимовлияющими факторами являются:объем про­дажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержкиобращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотно­го капитала),фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численностьработников. К подсистеме взаимовлияю­щих факторов можно отнести элементы,которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли,но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходовпредприятия, не учитываемых в издержках обра­щения, но относимых на прибыль,которая остается в распоряже­нии предприятия. Одним из факторов, снижающихвеличину эко­номической прибыли, является изъятие средств у предприятия задопущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистемувзаимовлияющих факторов на отдельные элементы — показатели, можно выявитьстепень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов иприемов экономико-ма­тематического анализа. Сначала определяется степеньзависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их комплексноевлияние.
Для выявления степени воздействия того илииного взаимовлия­ющего фактора на величину прибыли можно применить метод ком­плексногоанализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом всовокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующиересурсы, затраты и ко­нечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленногопотребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформиру­ются череззатраты в конечные результаты хозяйственной деятель­ности.
При использовании метода комплексного анализаисходят из то­го, что рост значения любого взаимовлияющего фактора долженвызвать адекватный рост другого.
Развитие торгового предприятия возможно приследующих необ­ходимых условиях:
Тп > Тт > Ти >Тф > Тр
 
где Тп — темп роста прибыли;
Тт — темп роста товарооборота;
Ти — темп роста издержек обращения;
Тф — темп роста фондовооруженностиработников;
Тр — темп роста численности работников.
Коэффициенты роста того или иного показателяисчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитиеторгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота иприбыли, но и повышением производительности труда торговых работников,увеличением капитала.
Результаты факторного анализа служат экономическойосновой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выборнаиболее рационального пути дальнейшего развития торго­вого предприятия. Поотношению валовой и чистой прибыли ко всем затратам, т.е. экономическимиздержкам, можно определить, насколько валовой доход покрывает расходыпредприятия, т.е. эф­фективность осуществления затрат.
Снижение издержек обращения в розничнойторговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с нимиотчисле­ний на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежнойпрактике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через такназываемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретаютакции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие диви­денды.Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убыткафирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры,снижением спроса населе­ния, сокращением производства товаров и т.п.
Предполагается, что отдача от увеличениязатрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма рас­пределяетту или иную часть прибыли не в форме наличных вы­плат, а в форме акций или переводитее на банковские счета ра­ботников. Средства, зачисленные на банковские счетаработников, образуют кредитный фонд, который фирма пускает в оборот, что вопределенной мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаютсязатраты на выплату процентов по банковским кредитам.
Величина прибыли в торговле зависит отобъемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при прода­жетоваров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валовогодохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношенияспроса и предложе­ния на рынке выступают розничные цены. При низких ценах натовары объем спроса на них больше, а при высоких — меньше, по­сколькусуществуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж нормаприбыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется илиснижается, что зависит от группы товаров.
Различная степень покупательского спроса нате или иные това­ры определяет дифференциацию объемов их продажи, что в своюочередь приводит к коммерческому риску, проистекающему из-за сокращенияжизненного цикла товаров. Продолжительность пребы­вания товара на рынке сейчасзначительно сократилась в связи с постоянным обновлением потребительскихсвойств изделий. В на­стоящее время из пяти выходящих на рынок новинок четыревско­ре снимаются с производства, так как не находят спроса у потреби­телей.
Объектом налогообложения предприятия помимоприбыли явля­ются расходы на оплату труда работников, поэтому прибыль и чис­ленностьработников — взаимовлияющие факторы. Чем больше численность занятых, тем большерасходы на оплату труда и соот­ветственно больше налогов, исчисляемых отфактического фонда оплаты труда, уплачивает предприятие. В конечном счете этопри­водит к росту финансовых затрат (издержек обращения и расходов, относимыхна чистую прибыль) и к уменьшению прибыли (валовой и чистой).
 
 
 
 
 
 
 
 
2.5. Экономическоеобоснование прибыли
 
Снижение издержек обращения в розничнойторговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с нимиотчисле­ний на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежнойпрактике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через такназываемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретаютакции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие диви­денды.Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убыткафирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры,снижением спроса населе­ния, сокращением производства товаров и т.п.
Предполагается, что отдача от увеличениязатрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма рас­пределяетту или иную часть прибыли не в форме наличных вы­плат, а в форме акций или переводитее на банковские счета ра­ботников. Средства, зачисленные на банковские счетаработников, образуют кредитный фонд, который фирма пускает в оборот, что вопределенной мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаютсязатраты на выплату процентов по банковским кредитам.
Величина прибыли в торговле зависит отобъемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при прода­жетоваров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валовогодохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношенияспроса и предложе­ния на рынке выступают розничные цены. При низких ценах натовары объем спроса на них больше, а при высоких — меньше, по­сколькусуществуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж нормаприбыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется илиснижается, что зависит от группы товаров.
Различнаястепень покупательского спроса на те или иные това­ры определяет дифференциациюобъемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску,проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительностьпребы­вания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постояннымобновлением потребительских свойств изделий. В на­стоящее время из пятивыходящих на рынок новинок четыре вско­ре снимаются с производства, так как ненаходят спроса у потреби­телей.
Объектомналогообложения предприятия помимо прибыли явля­ются расходы на оплату трудаработников, поэтому прибыль и чис­ленность работников — взаимовлияющие факторы.Чем больше численность занятых, тем больше расходы на оплату труда и соот­ветственнобольше налогов, исчисляемых от фактического фонда оплаты труда, уплачиваетпредприятие. В конечном счете это при­водит к росту финансовых затрат (издержекобращения и расходов, относимых на чистую прибыль) и к уменьшению прибыли(валовой и чистой).
Распределениеприбыли основывается на соблюдении трех прин­ципов: обеспечение материальнойзаинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьшихзатратах; на­копление собственного капитала; выполнение обязательств передгосударственным бюджетом. Под распределением прибыли понима­ется порядок ее направления,определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибылиизымается в форме налогов (38—45% валовой прибыли), которые государствонаправляет на пополнение доходов бюджета.
Законом РФ «О налоге на прибыльпредприятий и организаций» предоставляется право предприятиям направлятьчасть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производст­венногои социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных наэти цели. Это позволяет уменьшить факти­ческую сумму налога на прибыль,исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза.
 
 
 
3. Заключительнаячасть
 
Существуют такие  условия роста прибыли в торговлекак: расширение ассор­тимента товаров; внедрение инноваций коммерческогохарактера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышеннымспросом; отсутствие страха перед коммерческим рис­ком; разумное использованиесредств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегиюкоммерческой дея­тельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьше­ниемспроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к ростуобъема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясьна сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии,можно, кро­ме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств(собственного оборотного капитала). По второму варианту возмож­но замораживаниесобственного капитала на какое-то время, в ре­зультате может возникнуть необходимостьпривлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затратна уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.
Фирмы, как правило, решают задачумаксимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную незанима­ются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы,выживающие в конкурентных условиях, придают долго­временной максимизацииприбыли одно из первостепенных значе­ний.
Фирмы, обладающие значительным объемом собственногокапи­тала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственныйкапитал. В этом случае налогооблагаемая прибыль увеличивается на суммуполученных процентных выплат на собст­венный капитал, что отражается в отчетепо прибыли, В зарубеж­ной практике применяется термин «издержки утраченныхвозмож­ностей», «упущенная (недополученная) прибыль (выгоды)».Под издержками утраченных возможностей понимаются издержки и по­тери дохода,которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному изспособов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможногоспособа". В учебной литературе по рыночной экономике и предпринимательствуони называются неявными издержками. В сово­купности с явными издержками,которые отражаются в бухгал­терском учете, они образуют экономические издержки.Соот­ветственно издержкам и прибыль называют бухгалтерской и экономической.
 
 
Список используемойлитературы
 
1.  Аванесов Ю.А. и др. «Экономика предприятия торговли и сферы услуг».- М.: ВУЗ-Маркетинг, 1996 год.
2.  Гребнев Г.А. и др.«Экономика торгового предприятия».- М.: «Экономика», 1996 год.
3.  Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. «Финансы предприятий».- М.: ИНФРА – М, 1997 год.
4.  Баканов М.И., ШереметА.Д. «Теория экономического анализа».- М.: Финансы и статистика, 1995 год.
5.  Бланк А.И. «Торговыйменеджмент».- г. Киев.: «УФИМБ», 1997 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансово хозяйственной деятельности фирмы Лойтер 2
Реферат 1. Организация системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организациях торговли Особенности формирования учетной политики в отношении товаров для целей бухгалтерского и налогового учета, возможность их сближения
Реферат Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 9
Реферат Анализ заработной платы районной государственной администрации
Реферат Тинторетто
Реферат 6. По приведенным фрагментам определите автора и название произведения. Какие приемы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведенных отрывках? Дополните полученный список, назвав еще несколько приемов
Реферат Храм Воскресения Словущего Коломна
Реферат Анализ результатов деятельности РУП РСТ Уд ПРБ
Реферат Анализ производства и реализации
Реферат Анализ деятельности предприятия 3
Реферат История газетной рекламы
Реферат Лао-Цзы
Реферат Анализ результатов деятельности РУП РСТ Уд ПРБ 9
Реферат Анализ результатов деятельности РУП РСТ Уд ПРБ 3
Реферат Анализ хозяйственной деятельности 13