1. Введение
2. Основная часть
2.1. Краткаяорганизационно-правовая и экономическая характеристика АО ''ЮНОНА''
2.2. Принципы формированияприбыли в торговле
2.3. Расчет и оценкакоэффициентов рентабельности
2.4. Факторы, влияющие наприбыль
2.5. Экономическоеобоснование прибыли
3. Заключительная часть
1. Введение
В условиях рыночной экономики возрастает значениекоммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли дляудовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственногоразвития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара ивозможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должныобязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможностьполучения оптимального уровня и массы прибыли.
Прибыль в торговле является денежным выражениемстоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работниковторговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарногообращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работниковдругих отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства,транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары,тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибыль измеряетсясуммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей,характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия, Отношениеприбыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельностиреализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность являетсяважнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в которомобобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров,использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов.Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственнойдеятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшегофункционирования.
Прибыль представляетсобой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток,возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучениядоходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров,снижением покупательского спроса.
В упрощенном видеприбыль — это разность между валовым доходом и издержками обращенияпредприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), онаотражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, какизвестно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.
Часть затратпредприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержкиобращения.
Все затратыпредприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые наприбыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуютсовокупность действительных расходов торгового предприятия. Экономические издержкипо количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкамприбыль может быть экономической. Бухгалтерская (валовая) прибыль — эторазность между валовым доходом и издержками обращения. Экономическая прибыль —это разность между валовым доходом и экономическими издержками; Экономическаяприбыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составеиздержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальнойэкономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательскийдоход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия(предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).
В процессе анализарезультатов работы торгового предприятия применяются различные значенияприбыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализацииосновных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистаяприбыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемаяприбыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибылиопределяются их экономическим содержанием и положениями законодательства оналогообложении прибыли предприятий.
Прибыль (убыток) отреализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализациитоваров (без учета налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.
При определенииприбыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (превышение)между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной)стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, которыйисчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие«остаточная стоимость имущества» рассматривается применительно косновным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстро изнашивающимсяпредметам, а первоначальная стоимость — для прочего имущества.
В состав доходов(расходов) от вне реализационных операций включаются: доходы, получаемые отдолевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества варенду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,принадлежащим
предприятию, а также другие доходы (расходы)от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уплаченные)в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовыерезультаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог,прочие налога).
В зарубежнойпрактике доход, полученный в виде дивидендов (процентов) на вложенный в банккапитал, называется доходом на капитал и не является прибылью в сугубоэкономическом смысле слова.
Валовая (балансовая)прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельностипредприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров,основных фондов, иного имущества и доходов от вне реализационных операций,уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значениюбалансовая и валовая прибыль тождественны.
Валовая прибыль снаибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видовхозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражаетэкономическую категорию «прибавочная стоимость», котораясоответственно и подлежит распределению между предприятием и государственнымбюджетом.
Чистая прибыль — этота часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятияпосле уплаты в бюджет налога на прибыль.
В экономическойлитературе, особенно зарубежной, чистую прибыль рассматривают какэкономическую ренту. Однако понятие экономической ренты больше присущетворческой деятельности, где проявляется особый талант (музыкальный,спортивный и т.д.), а не предпринимательской и тем более не коммерческойдеятельности. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкоеразграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (коммерческой)деятельностью. Предприниматели и коммерсанты изыскивают прибыль путемвыявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) иэкономии расходов.
Главное препятствие,с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностеймаксимизации прибыли, — это рост расходов, связанных с увеличением налоговыхплатежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды,т.е. налогового бремени.
2. Основная часть
2.1. Краткаяорганизационно-правовая
и экономическаяхарактеристика АО “ЮНОНА”
Акционерное ОбществоОткрытого Типа создано путем преобразования из арендного предприятия «Детскиймир» на основании закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в РСФСР» и Указа Президента РФ № 1230 от 14.10.92 года.
Учредителями Обществаявляются члены трудового коллектива.
Общество являетсяправопреемником прав и обязанностей арендного предприятия «Детский мир». Обществоявляется юридическим лицом и действует на основании устава и законодательстваРФ.
Основной цельюОбщества является получение прибыли.
Общество осуществляетследующие виды деятельности:
- торговую,торгово-посредническую, закупочную, сбытовую;
- организацию ипроведение выставок, выставок-продаж, ярмарок;
- производство товаровнародного потребления;
- оказание услуг всфере снабжения и обслуживания.
Общество имеетгражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любыхвидов деятельности, не запрещенных законом.
Общество являетсяюридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое наего самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами всчет оплаты акций.
Общество может отсвоего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественныеправа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Уставнойкапитал общества состовляет 75 000 рублей. Он состовляется из номинальнойстоимости 75 000 акций номинальной стоимостью 1 рубль.
Прибыль(доход) остающийся у общества, после оплаты налогов, иных платежей и сборов вбюджет и внебюджетные фонды, поступают в полное его распоряжение и используетсяобществом самостоятельно.
Дляобеспечения обязательств общества, его производственного и социального развитияза счет прибыли (дохода), остающиеся после уплаты налогов, платежей и сборов, ипрочих поступлений образуются соответствующие целевые фонды.
В обществесоздается резервный фонд 15 процентов уставного капитала общества. Онобразуется в результате обязательных ежегодных исчислений. Размер исчислений неможет быть менее 5 процентов от чистой прибыли. Резервный фонд обдществапредназначен для покрытия его убытков, для погашения облигаций общества ивыкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.
Обществоможет быть реорганизовано по решению общего собрания акционеров. Реорганизацияобщества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения,выделения и преобразования в иную организационно—правовую форму в порядкепредусмотренным федеральным законом „ Об Акционерных Обществах“.
Обществоможет быть ликвидировано по решению суда. Ликвидация несет за собой егопрекращение без перехода прав и обязанностей.
В случаедобровольной ликвидации общества, совет директоров ликвидируемого обществавыносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества иназначении ликвидационной комиссии.
2.2. Принципыформирования прибыли в торговле
Рассмотрим понятие, ипорядок формирования налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль — этосумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектомналогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличеннаяв соответствии с положениями действующего законодательства.
При исчисленииналогооблагаемой прибыли из валовой прибыли торгового предприятия исключаются:доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
дивиденды по акциям,проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;
доходы, подлежащиеналогообложению по особым ставкам (доходы от аренды, проката видео- и аудиокассети записи на них);
прибыль отпосреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится кпосреднической деятельности).
Указанные суммы неисключаются из валовой прибыли потому, что такие доходы облагаются налогом поустановленным ставкам у источника их выплаты.
Для акционерныхобществ и обществ с ограниченной ответственностью предусмотрено уменьшениеваловой прибыли на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичныефонды; В соответствии с новым Законом РФ «Об акционерных обществах»льгота по прибыли, направляемой на создание резервного фонда, не может бытьбольше обязательного минимального размера, равного 15 % уставного капитала, ивыше 50 % прибыли, подлежащей налогообложению.
Законом РФ «Оналоге на прибыль предприятий и организаций» для предприятий установленыльготы, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой прибыли. Эти льготыпредоставляются всем предприятиям, если средства были направлены на:финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственногоназначения (при условии полного использования сумм начисленного износаосновных фондов); благотворительные цели (3 % суммы налогооблагаемой прибыли);в российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития(до 10 %); погашение кредитов банков, полученных на финансирование капитальныхвложений; выплаты дивидендов работникам, инвестировавшим их внутри предприятияна техническое перевооружение, реконструкцию, строительство объектов производственнойи социальной инфраструктуры; проведение других мероприятий, определяемых взаконодательном порядке.
При этом суммарныйразмер льгот, исключаемых из налогооблагаемой прибыли, не может превышать 50 %фактической суммы налога, исчисленной без учета этих льгот.
Для арендныхторговых предприятий, созданных на основе аренды имущества государственныхпредприятий, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы (завычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), посколькуарендная плата подлежит взносу в бюджет в установленном порядке.
Наиболее сложнаяпроблема, которую решает предприятие при определении размера причитающегося к уплатеналога на прибыль, — это определение для целей налогообложения доходов ирасходов, полученных и произведенных по всем видам деятельности. Правила бухгалтерскогоучета доходов, расходов и прибыли и отражения этих показателей в финансовойотчетности (форма № 2) отвечают интересам налоговых органов. Налоговоезаконодательство является определяющим в вопросах регулирования бухгалтерскогоучета прибыли, и поэтому в отчетности не отражаются важнейшие экономическиепоказатели, которые нужны торговому предприятию, а именно: рентабельность основныхфондов (величина прибыли на 1 м торговой площади), рентабельность капитала(величина прибыли на 1 тыс. руб. капитала), величина прибыли на 1 тыс. руб.издержек обращения (или 1 тыс. руб. совокупных экономических издержек) и т.п.Расчеты этих показателей рассматриваются ниже.
Действующая внастоящее время финансовая отчетность не позволяет выявить, сколько былозатрачено средств на осуществление хозяйственной деятельностии,следовательно, насколько прибыльной она является. Для получения такойинформации необходимо сделать определенные корректировки в части определения фактическихзатрат, так как к издержкам обращения приплюсовываются затраты, относимые наприбыль.
В зарубежных странахс рыночной экономикой расходы, которые у нас покрываются за счет прибыли, остающейсяв распоряжении предприятия, включаются в совокупные затраты. Книмможно отнести, например, премии, выплачиваемыеиз фонда потребления,расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки,сверхнормативные командировочные, представительские расходы и др.
Представляетсяцелесообразным проводить экономический расчет по каждой коммерческой сделке,чтобы получить представление о соотношении между затратами на приобретение,доставку, хранение товаров и выручкой отих продажи. Коммерческая сделкасчитается выгодной, если она сможет обеспечить чистую прибыль в размере неменее 20—30 % затрат. Такое жесткое требование обусловлено высокой степеньюриска, характерного для коммерческой сделки.
Назовем условия ростаприбыли в торговле: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческогохарактера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихсяповышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумноеиспользование средств, получаемых отэкономии затрат. При этомнеобходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать ценутоваров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары врасчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличитьприбыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильностиумеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичьускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала).По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-товремя, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала,что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов запредоставляемые кредиты, ссуды.
Прибыль и убыткипредставляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов иреально осуществленными затратами и полученными доходами. Причем эта разницаможет быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности.
Итак, из вышесказанного следует, что прибыль в торговле выполняет следующие основныефункции:
является мериломоценки деятельности предприятия;
используется в качествеисточника материального поощрения труда работников;
выступает источникомвознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;
является источникомсамофинансирования развития предприятия;
служит источникомпополнения государственного бюджета. В зарубежной практике прибыль — многозначныйтермин рыночной экономики. Применяется несколько способов калькулированиявеличины прибыли, весьма различных по своим задачам и методам расчета. Прибыльот обычной торговой деятельности определяется как разница между выручкой отпродаж и произведенными затратами, к которым, помимо затрат на закупки товаров,относят расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, расходы поуправлению, денежным операциям и налоговые платежи. «Прибыль — это чистыйдоход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционныхвозможностей». Такое более широкое и емкое понятие прибыли даетсяпрофессором Сиэтлского университета Полом Хейне (США).
Термин«инвестиции» чрезвычайно распространен за рубежом. Подинвестиционными возможностями понимаются возможности вложения средств дополучения результата деятельности. На предприятиях инвестиционные средстванаходят выражение в капитальных вложениях. Инвестиционные расходы (затраты)связаны с приобретением новых машин, сооружений, технологического оборудования,транспортных средств, что позволяет увеличивать размер основного капитала(основных средств), который в будущем должен обеспечивать прибыль. В рыночнойэкономике источниками инвестирования, помимо собственного основного капитала,являются банковские кредиты, частный капитал, средства одних предприятий,вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо прямые ссуды, либоприобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Благодаря расширениюинвестиционных возможностей ускоряются темпы экономического роста фирмы. Принедостаточном инвестировании темпы старения техники, оборудования обгоняюттемпыих замены новыми, более производительными видами. Следовательно,вкладывая средства в основной капитал, фирма предусматривает получениеопределенного дохода от него в будущем за счет повышения производительноститруда работников. Инвестиции и рост производительности труда необходимы,чтобы выдержать конкуренцию в условиях рынка. Доходы от инвестиций — этобудущая прибыль.
«Под прибыльюпонимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирмобязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когдапредельный доход равен предельным издержкам»'. Правило максимизацииприбыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара,чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Как известно,издержки фирмы подразделяются на постоянные и переменные. Предельные издержкипредставляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждойдополнительной единицей выпуска, реализации продукции.
Фирмы, как правило,решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которыевплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание.Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизацииприбыли одно из первостепенных значений.
Фирмы, обладающиезначительным объемом собственного капитала, могут получать дополнительный доходв виде процентов на собственный капитал. В этом случае налогооблагаемая прибыльувеличивается на сумму полученных процентных выплат на собственный капитал,что отражается в отчете по прибыли, В зарубежной практике применяется термин«издержки утраченных возможностей», «упущенная (недополученная)прибыль (выгоды)». Под издержками утраченных возможностей понимаютсяиздержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения приналичии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций приотказе от другого возможного способа". В учебной литературе по рыночнойэкономике и предпринимательству они называются неявными или имплицитнымииздержками. В совокупности с явными издержками, которые отражаются в бухгалтерскомучете, они образуют экономические издержки. Соответственно издержкам и прибыльназывают бухгалтерской и экономической.
2.3. Расчет и оценкакоэффициентов
рентабельности
Как я уже отмечал, прибыль — это конечный финансовыйрезультат деятельности предприятия. При рыночной экономике результатыдеятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых являетсярентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателейфункционирования торгового предприятия. »При расчете рентабельности могут бытьиспользованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общуюэкономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны егодеятельности.
Нормой прибылисчитается показатель рентабельности, исчисленный процентным отношением суммычистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.
Расчет общейэкономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняетсяпо формуле
Ро = (П / Т)* 100,
где Ро — общаяэкономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;
П — сумма прибыли(валовой или чистой);
Т — объемтоварооборота (без НДС).
Данная формуларасчета применима и для определения прибыльности капитала (вложенных средств)торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показателькапитала. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судитьо финансовом результате деятельности торгового предприятия.
Этот показатель имеетважное значение в зарубежной практике. Так, в США Министерство торговли ежегоднопубликует данные о средних показателях чистой рентабельности продаж по каждойотрасли и крупным торговым фирмам, компаниям. Положение фирмы на внутреннемрынке определяется на основе данного показателя, который свидетельствует остепени прочности ее финансового состояния.
Оценка чистойрентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяетрешение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ееценных бумаг.
В зарубежной практикепоказатель рентабельности товарооборота называют коммерческой маржей. Выражаетсяона в процентах, и ее величина колеблется от 5 до 30 % в зависимости отхарактера и объема деятельности торговой фирмы.
Число оборотовкапитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капиталапредприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборотана 1 тыс. руб. вложенного капитала!
Этот показатель можновоспринимать как Оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколькораз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.
Регулирование общейэкономической рентабельности сводится к воздействию на оба составляющих ее показателя— рентабельность продаж и оборачиваемость капитала;
Для характеристикиэффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственномкапитале (собственных средств) по соотношению прибыли (П) и средней величинысобственного капитала (Кс):
Рк = П/Кс.
Показательрентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеровторгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акцийакционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяетинвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другиеценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (числолет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерноеторговое предприятие (1/Рк).
Рентабельностьпроизводственных фондов торгового предприятия определяется по соотношениюсуммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальныхоборотных средств, умноженному на 100:
Рф = [П: (ОФ + МС)•100],
где Рф —рентабельность основных фондов, %;
П — сумма прибыли(валовой или чистой);
ОФ — средняястоимость основных средств (фондов);
МС — средняястоимость материальных оборотных средств.
Если торговоепредприятие работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в арендунекоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондовцелесообразно исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основныхсредств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путемвычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондовстоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с показателямитоварооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности(коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговаяплощадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенныйаспект результатов деятельности торгового предприятия.
Уровеньрентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров ксумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение илисокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или ростприбыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговойсделки по товарам.
Рентабельность,рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников,характеризует эффективность
использования рабочейсилы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника.Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли поотношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательныхотчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд,фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельностиотражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб.средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньшечисленность персонала предприятия, тем, естественно, больше прибыли приходитсяна одного работника, что свидетельствует о повышении эффективностииспользования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: сменьшей численностью работников — больший эффект. Кроме того, имеется возможностьопределить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельностипредприятия от результата труда каждого, работника.
Отношение прибыли отреализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия характеризуетразмер полученной прибыли в расчете на 1 м площади магазина. Этот показательсвидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основногокапитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использованиеторговой площади позволяет повысить размер прибыли.
Изучение системыпоказателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется проводить в динамикеи, если возможно, в — сравнении с показателями других аналогичных торговыхпредприятий.
2.4.Факторы, влияющие на прибыль
Выявление факторов,влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ееформирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственнойдеятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величинаи относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию,изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования,кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложенияпредприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары иуслуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживаниеиндексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы,пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимостиот темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и,следовательно, к снижению объема продажи товаров.
Внутренние условия деятельности предприятиятакже влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением)количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда исоциальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение)валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности,исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне илиизмениться незначительно.
Прибыль является синтетическим показателем, ееисследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупностьфакторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую изнескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависитформирование валовой прибыли, относятся валовой доход от торговой деятельности,прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдодоходов и расходов по вне реализационным операциям. Другую подсистему образуютвзаимовлияющие факторы. На формирование прибыли от реализации товаров влияют теже факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объем и уровеньприбыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валовогодохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения.
На практике валовая (балансовая) прибыль восновном создается за счет прибыли от реализации товаров, но она может бытьувеличена (уменьшена) на величину выявленного положительного (отрицательного)сальдо по внереализационным операциям. На валовую прибыль может повлиятьфинансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль(убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной(рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок,вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости ипонесенных расходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества,над суммой выручки от их реализации, то соответственно на величину этогопревышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальнуюстоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валоваяприбыль увеличивается на эту разницу.
Прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль — от суммызатрат, относимых на прибыль.
Основными взаимовлияющими факторами являются:объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержкиобращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала),фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численностьработников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы,которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли,но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходовпредприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль,которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающихвеличину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия задопущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистемувзаимовлияющих факторов на отдельные элементы — показатели, можно выявитьстепень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов иприемов экономико-математического анализа. Сначала определяется степеньзависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их комплексноевлияние.
Для выявления степени воздействия того илииного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применить метод комплексногоанализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом всовокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующиересурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленногопотребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформируются череззатраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.
При использовании метода комплексного анализаисходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора долженвызвать адекватный рост другого.
Развитие торгового предприятия возможно приследующих необходимых условиях:
Тп > Тт > Ти >Тф > Тр
где Тп — темп роста прибыли;
Тт — темп роста товарооборота;
Ти — темп роста издержек обращения;
Тф — темп роста фондовооруженностиработников;
Тр — темп роста численности работников.
Коэффициенты роста того или иного показателяисчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитиеторгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота иприбыли, но и повышением производительности труда торговых работников,увеличением капитала.
Результаты факторного анализа служат экономическойосновой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выборнаиболее рационального пути дальнейшего развития торгового предприятия. Поотношению валовой и чистой прибыли ко всем затратам, т.е. экономическимиздержкам, можно определить, насколько валовой доход покрывает расходыпредприятия, т.е. эффективность осуществления затрат.
Снижение издержек обращения в розничнойторговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с нимиотчислений на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежнойпрактике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через такназываемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретаютакции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие дивиденды.Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убыткафирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры,снижением спроса населения, сокращением производства товаров и т.п.
Предполагается, что отдача от увеличениязатрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма распределяетту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводитее на банковские счета работников. Средства, зачисленные на банковские счетаработников, образуют кредитный фонд, который фирма пускает в оборот, что вопределенной мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаютсязатраты на выплату процентов по банковским кредитам.
Величина прибыли в торговле зависит отобъемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при продажетоваров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валовогодохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношенияспроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах натовары объем спроса на них больше, а при высоких — меньше, посколькусуществуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж нормаприбыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется илиснижается, что зависит от группы товаров.
Различная степень покупательского спроса нате или иные товары определяет дифференциацию объемов их продажи, что в своюочередь приводит к коммерческому риску, проистекающему из-за сокращенияжизненного цикла товаров. Продолжительность пребывания товара на рынке сейчасзначительно сократилась в связи с постоянным обновлением потребительскихсвойств изделий. В настоящее время из пяти выходящих на рынок новинок четыревскоре снимаются с производства, так как не находят спроса у потребителей.
Объектом налогообложения предприятия помимоприбыли являются расходы на оплату труда работников, поэтому прибыль и численностьработников — взаимовлияющие факторы. Чем больше численность занятых, тем большерасходы на оплату труда и соответственно больше налогов, исчисляемых отфактического фонда оплаты труда, уплачивает предприятие. В конечном счете этоприводит к росту финансовых затрат (издержек обращения и расходов, относимыхна чистую прибыль) и к уменьшению прибыли (валовой и чистой).
2.5. Экономическоеобоснование прибыли
Снижение издержек обращения в розничнойторговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с нимиотчислений на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежнойпрактике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через такназываемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретаютакции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие дивиденды.Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убыткафирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры,снижением спроса населения, сокращением производства товаров и т.п.
Предполагается, что отдача от увеличениязатрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма распределяетту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводитее на банковские счета работников. Средства, зачисленные на банковские счетаработников, образуют кредитный фонд, который фирма пускает в оборот, что вопределенной мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаютсязатраты на выплату процентов по банковским кредитам.
Величина прибыли в торговле зависит отобъемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при продажетоваров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валовогодохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношенияспроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах натовары объем спроса на них больше, а при высоких — меньше, посколькусуществуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж нормаприбыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется илиснижается, что зависит от группы товаров.
Различнаястепень покупательского спроса на те или иные товары определяет дифференциациюобъемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску,проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительностьпребывания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постояннымобновлением потребительских свойств изделий. В настоящее время из пятивыходящих на рынок новинок четыре вскоре снимаются с производства, так как ненаходят спроса у потребителей.
Объектомналогообложения предприятия помимо прибыли являются расходы на оплату трудаработников, поэтому прибыль и численность работников — взаимовлияющие факторы.Чем больше численность занятых, тем больше расходы на оплату труда и соответственнобольше налогов, исчисляемых от фактического фонда оплаты труда, уплачиваетпредприятие. В конечном счете это приводит к росту финансовых затрат (издержекобращения и расходов, относимых на чистую прибыль) и к уменьшению прибыли(валовой и чистой).
Распределениеприбыли основывается на соблюдении трех принципов: обеспечение материальнойзаинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьшихзатратах; накопление собственного капитала; выполнение обязательств передгосударственным бюджетом. Под распределением прибыли понимается порядок ее направления,определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибылиизымается в форме налогов (38—45% валовой прибыли), которые государствонаправляет на пополнение доходов бюджета.
Законом РФ «О налоге на прибыльпредприятий и организаций» предоставляется право предприятиям направлятьчасть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственногои социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных наэти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль,исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза.
3. Заключительнаячасть
Существуют такие условия роста прибыли в торговлекак: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческогохарактера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышеннымспросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумное использованиесредств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегиюкоммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшениемспроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к ростуобъема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясьна сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии,можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств(собственного оборотного капитала). По второму варианту возможно замораживаниесобственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимостьпривлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затратна уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.
Фирмы, как правило, решают задачумаксимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную незанимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы,выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизацииприбыли одно из первостепенных значений.
Фирмы, обладающие значительным объемом собственногокапитала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственныйкапитал. В этом случае налогооблагаемая прибыль увеличивается на суммуполученных процентных выплат на собственный капитал, что отражается в отчетепо прибыли, В зарубежной практике применяется термин «издержки утраченныхвозможностей», «упущенная (недополученная) прибыль (выгоды)».Под издержками утраченных возможностей понимаются издержки и потери дохода,которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному изспособов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможногоспособа". В учебной литературе по рыночной экономике и предпринимательствуони называются неявными издержками. В совокупности с явными издержками,которые отражаются в бухгалтерском учете, они образуют экономические издержки.Соответственно издержкам и прибыль называют бухгалтерской и экономической.
Список используемойлитературы
1. Аванесов Ю.А. и др. «Экономика предприятия торговли и сферы услуг».- М.: ВУЗ-Маркетинг, 1996 год.
2. Гребнев Г.А. и др.«Экономика торгового предприятия».- М.: «Экономика», 1996 год.
3. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. «Финансы предприятий».- М.: ИНФРА – М, 1997 год.
4. Баканов М.И., ШереметА.Д. «Теория экономического анализа».- М.: Финансы и статистика, 1995 год.
5. Бланк А.И. «Торговыйменеджмент».- г. Киев.: «УФИМБ», 1997 год.