Предметомбухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельностьорганизации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных иразнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:
объекты,обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
объекты,составляющие хозяйственную деятельность организации.
Кпервой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй — хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных средстворганизации включаются:
основныесредства — здания, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь идр.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время(более года), не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что ипозволяет включать их стоимость в себестоимость продукции, работ, услугчастями, в течение нормативного срока их полезного использования путемначисления износа (амортизации) по разработанным нормам. Стоимость основныхсредств установлена в размере, превышающем 100 минимальных месячных размеровоплаты труда, определяемой Правительством РФ;
нематериальныеактивы — объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостнуюоценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей,водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иныеимущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальнуюсобственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят своюпервоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их полезногоиспользования путем начисления амортизации по самостоятельно установленныморганизацией нормам;
материально-производственныезапасы (МПЗ) — сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другиеиспользуются в одном акте производства, поэтому всю свою стоимость сразупередают на изготовленную из них продукцию. Эта особенность требует со стороныорганизации постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. Кданной группе относятся также остатки незавершенного производства в цехах,стоимость готовой продукции, товаров и малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы;
денежныесредства — сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободныеденежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах — в банке,аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательныесертификаты, векселя) и прочие денежные средства;
средствав расчетах (нам должны) — дебиторская задолженность за товары и услуги,продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетнымилицами и др.
Отвлеченныесредства возможны в случае получения организацией прибыли как финансовогорезультата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи от прибыли в бюджетили внебюджетные фонды.
Всеперечисленные виды хозяйственных средств организации составят актив баланса.
Источники собственных средств (пассивбаланса).
Уставный(складочный) капитал- совокупность в денежном выражении вкладов учредителей(собственников), акционеров в имущество (стоимость основных средств,нематериальных активов, МПЗ и денежных средств), полученных при созданииорганизации для обеспечения ее уставной деятельности в размерах, определенныхучредительными документами.
Прибыль- сумма превышения доходов над расходами организации, полученных с начала годадо отчетного периода, от реализации продукции, работ, услуг, материальныхценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов надрасходами.
Добавочныйкапитал как источник собственных средств образуется за счет переоценки основныхсредств в сторону увеличения их стоимости или по договору дарения различныхактивов от юридических и физических лиц или в результате приватизации, а такжеза счет разницы от продажи собственных акций (превышения продажной цены надноминальной стоимостью акций — эмиссионный доход).
Резервныйкапитал создается за счет прибыли организации и предназначен для покрытиянепредвиденных потерь и убытков или выплат дивидендов учредителям, имеющимпривилегированные акции, при недостаточности для этих целей прибыли.
Нераспределеннаяприбыль — прибыль предшествующих лет после уплаты налогов, оставленнаясобственниками для развития организации; является источником выплатыдивидендов, средств капитальных и финансовых вложений организаций.
Специальныефонды предназначены для создания источников, обеспечивающих расширениепроизводственных площадей, обновление основных средств (фонд накопления) илисоздающих базу для материального поощрения сотрудников, их отдыха (фондсоциальной сферы и фонд потребления).
Ониобразуются за счет прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельностии остающейся в распоряжении организации.
Резервыи финансирование. Резервы необходимы организации для покрытия расходов иплатежей (резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по сомнительнымдолгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.
Финансирование- это средства, полученные от других юридических лиц на выполнениеопределенного вида работ. Возврату не подлежат.
Кредиты и другие заемные средства — обязательства организации.
Кредитыбанка — суммы полученных краткосрочных и долгосрочных ссуд банка на различныецели (приобретение оборудования, материалов, выдачу заработной платы) собязательным возвратом и за определенную плату.
Заемныесредства — суммы, полученные в долг от юридических или физических лиц наразличные цели, по наиболее выгодной процентной ставке.
Расчетыи прочая кредиторская задолженность (мы должны) -суммы задолженностипоставщикам за товары и услуги, по выданным векселям, по авансам полученным, пооплате труда, по расчетам с бюджетом и организациями страхования и др.
Процессыпроизводственной (хозяйственной) деятельности организации:
Приобретениеи заготовление материальных ценностей – приобретаются товарно-материальныеценности различного вида, необходимые для осуществления производственных ихозяйственных нужд, и товары для реализации.
Производство– выполняется основная задача организации – изготавливается продукция,оказываются услуги, выполняется работа.
Реализация– осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями,начисляется выручка по отгруженной продукции, выполненным работам и оказаннымуслугам в размере договорной цены, в результате чего возникает дебиторскаязадолженность покупателей. По истечение срока ее оплаты средства от покупателейзачисляются на расчетный счет.
Методомбухгалтерского учета называется совокупность способов, с помощью которыхреализуется функции бух.учета. Метод включает в себя отдельные элементы, изкоторых главными являются:
1.Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощьюдокументов в момент и в местах их совершения. Документация явл. одной изосновных отличительных особенностей бух.учета, т.к. позволяет осуществлятьсплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условиемотражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете являетсяоформление их первичными документами, обладающими определеннымихарактеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям(они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). При организацииучета с помощью вычислительных машин роль первичных документов выполняютмашинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.), удостоверяющиефакт выполнения хозяйственной операции. От качества первичных документов взначительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета.
2.Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества внатуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с цельюобеспечения достоверности показателей -бухгалтерского учета и сохранностиимущества предприятия.
Инвентаризацииподлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства,расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товарыторговых предприятий и др.
Инвентаризацияпроводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, потребованию аудиторов, следственных органов и т. п.
3.Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информацииоб имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещениюи источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, какправило, на 1-е число месяца.
Средствапредприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двухгруппировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает,другая — из каких источников они возникли.
Обечасти бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно ито же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой — поисточникам его образования.
Такимобразом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственныхсредств и их использованием на предприятии.
4.Система счетов и двойная запись — прием, который означает, что группировкаимущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерскомучете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических ианалитических) с применением метода двойной записи.
Счет- это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется,накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках егообразования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерскогоучета, счета имеют важное значение для систематизации и группировкихозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойнаязапись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерскогоучета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операциязаписывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах .
5.Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имуществапредприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имуществапредприятия и его источников имеют важнейшее значение для построения всейсистемы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты,выраженные в денежном измерении.
Вцелях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в баланседолжна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигаетсясоблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующиминормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основныесредства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточнойстоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости ихприобретения и заготовления; готовая продукция — по фактической производственнойстоимости и т. д.
6.Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчислениесебестоимости продукции (работ, услуг) — способ определения фактических затратпредприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг,).
7.Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему показателей,характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельностьпредприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовомположении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности,составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Показателиотчетности используются для анализа финансового состояния предприятия,подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, дляоценки положения предприятия на рынке.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.shpori4all.
narod.ru/