--PAGE_BREAK--Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
5. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
6. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
7. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
8. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
9. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
10. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
Безработица в России — данные статистики
В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.
Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.
По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опоросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.
При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.
Кто является безработным
Начнем с выяснения ключевого понятия — «безработный». По определению Международной организации труда, безработный- это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
Чтобы определить количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда).
Сначала все лица подразделяются на две группы:
Экономически неактивное население- жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.); отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода). Экономически активное население — часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения — доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле
где Уа — уровень экономически активного населения;
Н — численность населения;
Эа — численность экономически активного населения.
В нашей стране в 1998г. уровень экономически-активного населения составил 50% (экономически активными были 72 млн человек).
В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:
Занятые — лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые: работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени); трудятся без оплаты на семейных предприятиях. Безработные — лица 16 лет и старше, которые: не имеют работу (доходного занятия); занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.); готовы приступить к работе; обучаются по направлению государственной службы занятости.
На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле
В 28 индустриально развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития уровень безработицы повысился с 1,1% в 1984–1994гг. до 7,5% в 1996г., а затем стал немного снижаться до 7,1% в начале 1998г.
В СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против «тунеядства». С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.
Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономическою кризиса численность безработных в России в последние годы значительно возросла: с 3,8 млн. человек в 1992 г. до 8,9 млн… человек в 1999 г. (что составляет 12,3% от экономически активного населения).
Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.
продолжение
--PAGE_BREAK--