--PAGE_BREAK--
2.3 Анализ выручки от реализации и объемов реализации
За анализируемый период выручка на предприятия поступала от продажи:
— плитка тротуарная вибропрессованная (типа «Прямоугольник») П.21.11.6-М-а;
— плитка тротуарная вибропрессованная (типа «Прямоугольник») П.21.11.8-М-а;
— плитка тротуарная вибропрессованная (типа «Катушка») 1Ф20.16.8-М-а;
— плитка тротуарная вибропрессованная (типа «Волна») 1Ф20.17.8-М.
Проанализируем абсолютные показатели выручки ООО «Плитка» за 2007-2009 гг. Как видно из таблицы 2.2, выручка от реализации в 2006 году была наибольшей, составляла 1118 млн. р. Низкая конкуренция, относительная новизна продукта, а так же объемные заказы в 2007 году положительно сказались на выручке. Однако в 2008, из-за появления сильных конкурентов, а так же не своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке, впоследствии снижение объема произведенной продукции отрицательно сказались на конечном результате. Выручка за 2008 год составила 348 млн. р. Это на 770 млн. р. меньше предыдущего года, т.е. падение составило 68,87%. Но не смотря на изменившуюся ситуацию на рынке ООО «Плитка» в 2009 году снова вышла на хорошие показатели выручки — 995 млн. р. Это обусловлено заменой оборудования на более современное, что позволило с одной стороны повысить качество продукции и увеличить объемы продаж, а с другой сократить материальные расходы. В результате рост прибыли 2009 относительно 2008 составил 185,92%.
Динамика объема производства и объема реализации показана на (рис. 2.2)
Рисунок 2.2 — Динамика производства и реализации ООО «Плитка» за период 2007-2009г.
Анализ данных предприятия позволяет в первую очередь увидеть что ООО «Плитка» на конец отчетного периода имеет запасы готовой продукции, это видно из того соотношения, что объем производства превышает объем реализации на 21,6 млн. р. в 2007 году, процент нереализованной продукции составил 2,4% от произведенной продукции. Это относительно не большой процент. Однако в 2008 году процент не реализованной продукции вырос до 15,2%. Такая тенденция роста складских запасов негативно сказывается на развитии организации. Увеличение процента не реализованной продукции в 2008 году можно объяснить, высокой конкуренцией и мероприятиями по модернизации оборудования. К концу 2009 года процент нереализованной продукции достиг 20,5%. Подведя итог можно сделать вывод, что ООО «Плитка» необходимо серьезное внимания обратить на сбыт готовой продукции, а так же работу отдела маркетинга. Возможно, стоит рассмотреть проведения маркетинговых мероприятий направленных на увеличение спроса на продукцию предприятия.
2.4 Анализ себестоимости продукции
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость работ, услуг. От значения данного показателя зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Полная себестоимость к концу 2007 года составила 1091 млн. р. Высокий рост себестоимости в 2007 году обусловлен значительным количеством расходов не связанных с производством, а так же больших объемах производства. В 2008 году из-за сильного снижения объема производства и сокращении прочих расходов, себестоимость снизилась до 295 млн. р., что составило 84% от выручки от реализации. К концу 2009 года в связи с мероприятиями по модернизации оборудования и увеличением объемов производимого товара себестоимость составила 791 млн. р., однако, не смотря на рост объема производства, доля себестоимости снизилась до 79% от выручки от реализации. Исходя из перечисленных данных, можно сделать следующий вывод: поскольку основной составляющей себестоимости являются затраты на материалы, замена оборудования положительно сказалась снижении себестоимости продукции. В свою очередь снижение себестоимости значительно влияет на чистую прибыль.
Рассмотрим поэлементную структуру себестоимости ООО «Плитка» за 2007-2009 гг. на (рис. 2.3)
Рисунок 2.3 — Поэлементная структура себестоимости ООО «Плитка» за 2007-2009 гг.
На (рис. 2.3) видно, что в структуре себестоимости 2007-2008 гг. значительных изменений не произошло. Т.к. к концу 2009 года были проведены мероприятия по совершенствованию производства, доля материальных затрат снизилась до 37%. Замена оборудования отразилась на амортизации и в 2009 году она составила 10% от общей себестоимости. Рост доли заработной платы до 31%, характеризуется набором более квалифицированных кадров, а так же внедрением сдельно-премиальной оплаты труда. Так же в 2009 существенно сократилась доля прочих затрат до 9% от общей себестоимости. Это было достигнуто с помощью тщательного анализа и сокращением расходов не связанных с производством.
Так же из таблицы 2.2 мы можем более детально увидеть динамику сокращения материалоемкости производства. К концу 2007 года материалоемкость составляла 0,4 р. /р., однако уже 2008 году она снизилась до 0,36 р. /р. Благодаря мероприятиям по модернизации оборудования, в 2009 был достигнут показатель материалоемкости 0,29 р. /р.
2.5 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
Показатели конкурентоспособности продукции отображены в виде блок-схемы на (рис.2.4).
Рисунок 2.4 Показатели конкурентоспособности продукции
Оценка конкурентоспособности тротуарной плитки производится по техническим параметрам (водопоглощение, предел прочности при изгибе, твердость поверхности (по Моосу), отклонение от номинальных размеров (по длине и ширине, толщине), косоугольность, кривизна лицевой поверхности, разнотолщинность, термическая стойкость, степень износостойкости, морозостойкость и др.) и экономическому параметру (цена).
Для оценки конкурентоспособности плитки сопоставляют параметры ООО «Плитка» и производителей-конкурентов АО «Стройка», ОАО «Стройматериалы».
Источником информации для анализа конкурентоспособности тротуарной плитки послужили рекламные каталоги производителей ООО «Плитка», АО «Стройка», ОАО «Стройматериалы» производят тротуарную плитку по ГОСТУ 6141-90.
Определим показатель конкурентоспособности продукции ООО «Плитка» Для оценки используем данные, представленные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Показатель конкурентоспособности продукции
ООО «Плитка»
ООО «Плитка»
АО «Стройка»
ОАО «Стройматериалы»"
bi
Технические параметры:
Водопоглощение,%
16
18
16
0,175
Предел прочности при изгибе
15
15
25
0,175
Твердость поверхности
5
5
5
0,175
Отклонение от номинальных размеров
по длине и ширине,%
0,8
0,5
0,35
0,3
Термическая стойкость
150
150
150
0,175
Экономические параметры:
Цена, у. е.
4,04
3,26
4,89
1
Для расчета показателя конкурентоспособности по техническим показателям определим, что по показателям предел прочности при изгибе, твердость поверхности и термическая стойкость большему значению соответствует более высокий уровень качества товара, по остальным показателям наблюдается обратная зависимость, т.е. более высокое их значение соответствует более низкому качеству товара. В последнем столбце таблицы находятся коэффициенты весомости таблице 2.3.
Пусть в качестве базы сравнения выступает АО «Стройка», тогда показатель конкурентоспособности по техническим показателям равен:
В данном случае единственным экономическим показателем является цена товара.
Показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам:
Значит показатель общей конкурентоспособности:
K = T / Э = 0,909/1,239 = 0,734.
Поскольку расчетное значение показателя конкурентоспособности меньше 1, то продукция ООО «Плитка» не является конкурентоспособной по сравнению с продукцией, выпускаемой АО «Стройка».
Сравним продукцию ООО «Плитка» с продукцией ОАО «Стройматериалы». Рассчитаем показатель общей конкурентоспособности аналогичным образом. Показатель конкурентоспособности по техническим параметрам:
Показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам:
Таким образом, показатель общей конкурентоспособности:
K = 0,761/0,826 = 0,921.
Этот показатель также меньше 1, что говорит о низкой конкурентоспособности продукции ООО «Плитка» Не смотря на более низкую цену товара по сравнению с ОАО «Стройматериалы», показатель конкурентоспособности по техническим параметрам оказался более низким, чем экономический показатель.
ООО «Плитка» необходимо провести мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности продукции.
Анализ отступления от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию.
В зависимости от действующих на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как предприятию, цехом, участком, рабочим местом, так и по конкретным изделиям и причинам.
Основными причинами брака могут быть:
— недостаточный уровень модификации рабочих;
— работа на неисправном оборудовании;
— использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники;
— отступления от технологического процесса;
— использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами;
— несовершенство упаковки, маркировки, нарушение условий хранения, перевозки, погрузки.
Повышение качества продукции и ее конкурентоспособности признаны стратегической задачей предприятия. Разработана политика руководства в области качества. Определены и основные задачи в области качества:
1. Создание у потребителей продукции восприятия ООО «Плитка» как производителя высококачественной напольной плитки;
2. Достижение уровня качества ведущих зарубежных фирм на базе дальнейших разработок, поэтапного технического перевооружения и освоения передовых технологий, внедрения современного технологического, контрольно-измерительного и испытательного оборудования;
3. Предложение потребителю новой продукции, обеспечивающей ее позиционирование в одном ряду со всемирно известными марками зарубежных производителей;
4. Предупреждение и предотвращение выпуска продукции неудовлетворительного качества на всех этапах от разработки до эксплуатации;
5. Расширение рынков сбыта и увеличение объемов реализации.
3. Повышение конкурентоспособности продукцииООО «Плитка»
Рассмотрим направления повышения уровня качества продукции ООО «Плитка». При опросе покупателей, их попросили оценить различные параметры производителей тротуарной плитки, с которыми они работают, по пятибалльной шкале, где 5 означает, что покупатель полностью удовлетворен этим параметром, а 1 — совершенно не удовлетворен. Оценка качественных параметров тротуарной плитки, присутствующей на рынке представлена в таблице 3.1
Таблица 3.1— Оценка качественных параметров тротуарной плитки
Оценка параметров обслуживания продавцами тротуарной плитки присутствующей на рынке представлена в таблице 3.2
Таблица3.2 — Оценка параметров обслуживания продавцами тротуарной плитки присутствующей на рынке
Строительные компании обычно сами обеспечивают доставку плитки (91,5%), 5,7% прибегают к услугам транспортных компаний. Лишь для 1,2% компаний приобретенная плитка доставляется непосредственно предприятием-изготовителем. Многие покупатели отмечают, что тротуарной плиткине всегда четко выдерживает график доставки, и что товар, который им бы хотелось купить, иногда отсутствует. Все это негативно сказывается на общем отношении к компании ООО «Плитка»
Анализ таблицы 3.1 позволил сделать следующие выводы. Оценка характеристиктротуарной плитки, строительными компаниями ООО «Плитка» несколько ниже, чем оценка продукции прочих изготовителей.
Что касается общей оценки рынка плитки, то строительные компании отметили недостаточно широкий ассортимент расцветок и размеров(31%); нехватку высококачественной отечественной продукции (35%); сезонную нехватку товара (11%), высокие цены (8%). Однако, 12% компаний из числа всех опрошенных полагают, что ситуация стала лучше, чем раньше, и достаточно стабильна. В результате чего прочные позиции в различных сегментах рынка заняли конкуренты: в сегменте дешевой продукции (до 10 у. е. за м2) невысокого качества наибольшим спросом пользуется продукция в силу причин, указанных ранее, на рынке создался дефицит плитки производства ОАО «Стройматериалы», в сегменте качественной умеренно высокой стоимости (10-15 у. е. за м2), в сегменте высококачественной по высокой цене (15-20 у. е. за м2). Практически вся продукция ООО «Плитка» относится к сегменту качественной продукции по средней и умеренно высокой цене (10-15 у. е. за м2).
Использование качественного сырья и невысокая цена должны стать основными мыслями в проводимых рекламных мероприятиях. При реализации данной стратегии необходимо проводить следующие мероприятия:
— собирать и обрабатывать данные по производству и реализации продукции по видам;
— отслеживать динамику сбыта по целевым сегментам;
— отслеживать действия конкурентов по продвижению продукции, собирать информацию об объемах производства, реконструкции, ценовой политике и т.д.;
— обеспечивать обратную связь с торговыми предприятиями, выявлять вкусы и предпочтения потребителей;
планировать и реализовать мероприятия по продвижению продукции ООО «Плитка».
Для повышения конкурентоспособности продукции ООО «Плитка» также необходимо проводить активную рекламную деятельность, которая включает следующие мероприятия:
— реклама в периодических изданиях (газетах, журналах, каталогах);
— изготовление печатной и сувенирной рекламной продукции (буклеты, ручки, блокноты, пакеты);
— реклама в средствах массовой информации (давалась реклама на радио, телевидении);
— реклама на местах продаж.
В таблице 3.3 приведен план маркетинговой деятельности ООО «Плитка» на 2010 год.
Таблица 3.3 — План основных мероприятий ООО «Плитка» на 2010 год
продолжение
--PAGE_BREAK--