Реферат по предмету "Экономика"


по Экономическому анализу предприятия

--PAGE_BREAK--Таблица 2

Данные для заполнения строки 1 таблицы 2 взяты из Отчета о прибылях и убытках исходного задания, данные для заполнения строки 2 взяты из таблицы  (стр. 35).

Материалоемкость реализованной продукции определяется по формуле:



Значит, сумма материальных затрат на одну единицу выпущенной продукции в отчетном году составила 0,4 и она увеличиась по сравнению с предыдущим, в котором она равнялась 0,3571.

Материалоотдача определяется по формуле:



Значит, в отчетном году производство продукции на один рубль материальных затрат уменьшилось по сравнению с предыдущим с 2,8 до 2,5 единиц.

Степень влияния отдельных факторов на изменение объема продаж произвожу с помощью метода цепных подстановок, используя формулы:

 тыс. рублей

 тыс. рублей

 тыс. рублей

Влияние на объем продаж изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:

 тыс. рублей

То есть за отчетный период стоимость материалов выросла на 167252 тыс. рублей, что привело к увеличению объема продаж на 468306 тыс. рублей

Влияние на объем продаж изменения материалоемкости продаж:

 тыс. рублей

За отчетный период материалоемкость увеличилась на 0,0429, что привело к уменьшению объема продаж на 292186 тыс. рублей.

Рассматривая полученные в данном задании показатели, можно сделать следующие выводы:

-         в отчетном периоде увеличилась стоимость материалов  в себестоимости продаж, что повлияло на увеличение объема продаж на 468306 тыс. рублей. Это не является благоприятным фактором, так как говорит о том, что увеличилась стоимость изделия и за счет этого получен дополнительный доход;

-     увеличение материалоемкости реализованной продукции на 0,0429 пунктов говорит о том, что произошло не экономное использование материальных ресурсов, за счет чего произошло уменьшение объема продаж на 292186 тыс. рублей.

Данному предприятию можно порекомендовать направить свои усилия на снижение стоимости материальных ресурсов в себестоимости продукции, более экономно использовать имеющиеся запасы в процессе производства продукции, продолжать рассматривать и разрабатывать дальнейшие пути по снижению материалоемкости продукции (рассматривать новые, более экономические модели, находить аналогичные, не уступающие по качеству и свойствам но более экономичные материалы для производства).

 
Задание 3.

Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж. Полученные результаты обобщите в таблице 3 и дайте их интерпретацию.

Таблица 3


Заполняя таблицу 3, используются значения из бухгалтерской отчетности (“Отчет о прибылях и убытках”, “Бухгалтерский баланс”), из вспомогательной таблицы 21 “Задания к курсовой работе и методических указаний по её выполнению” и из таблицы 1 (задание 1), рассмотренной выше.

Объем продаж находится в прямой зависимости от первоначальной стоимости производственных основных средств и фондоотдачи производственных основных средств:



Тогда фондоотдача основных производственных средств находится по формуле:



Отклонение рассмотренных показателей находится как разница между значением показателя в отчетном году и значением показателя в прошлом году.

Из полученных значений, представленных в таблице 3 видно:

-         за отчетный период увеличился объем продаж на 176120 тыс. рублей;

-         снизилась среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств на 269400 тыс. рублей, что говорит о том, что предприятие не улучшает свою материально – техническую базу. Анализируя форму №5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” видно, что это уменьшение произошло за счет уменьшения вложений предприятия в здания (с 649600 тыс. рублей в прошлом году до 385100 тыс. рублей в отчетном году);

-         увеличился объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб., стоимости активной части основных средств за 1 машиночас работы оборудования на 0,00013 ед/час, что может объясниться рациональным использованием основными фондами;

-         коэффициент сменности работы оборудования за отчетный период уменьшился с 1,4 до 1,7,  что может повлиять на уменьшение простоев работы оборудования и его рационального использования;

-         средняя продолжительность смены за отчетный период увеличилась на 0,1 часа(8-7,9 часа);

-         количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии увеличилось на 5 дней.

Определим, как повлияли различные факторы на изменение объёма продаж. Зависимость объема продаж от других факторов можно выразить через двухфакторную мультипликативную модель:



Используя способ цепных подстановок, определяем, как влияют стоимость основных производственных фондов и фондоотдача на объем продаж:



Определяем влияние факторов:

-         влияние изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств:

тыс. рублей

-         влияние изменения фондоотдачи:

 тыс. рублей

Проверка: -580435+756555=176120=, то есть вычисления произведены правильно. Из полученных вычислений видно, что уменьшение среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств привело к уменьшению объема продаж на 580435 тыс. рублей, а увеличение  фондоотдачи привело к увеличению объема продаж на 756555 тыс. рублей, то есть более рациональное использование предприятием основных производственных фондов  привело к положительному результату, выраженному в увеличении объема продаж.

Посмотрим, как повлияли на изменение объема продаж изменение следующих факторов: количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, коэффициента сменности, средней продолжительности смены, выпуск продукции за машиночас.

Влияние факторов на объем продаж определяем, используя абсолютных разниц:

— изменение количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии

 тыс. руб.

-         изменение коэффициента сменности:

тыс. руб.

-         изменение средней продолжительности смены:

тыс. руб.

                — изменение объема продаж, приходящийся на 1 тыс.руб., стоимости активной части основных средств за 1 машиночас работы оборудовании:

тыс. руб.

Проверка: -580435+34913+266582+26295+328765=176120 тыс. рублей, то есть расчеты произведены правильно.

Из произведенных вычислений видно, что увеличение коэффициента сменности на 0,3 пунктов привело к увеличению объема продаж на 266582 тыс. рублей, средняя продолжительность смены за отчетный период изменилась на 0,1, то объем продаж увеличился на 26295, увеличение выпуска продукции за машиночас на 0,00013 тыс. рублей привело к увеличению объема продаж на 328765 тыс. рублей.

Проведя анализ использования основных средств предприятию можно порекомендовать увеличить вложения в новое оборудования и его модернизацию. Уменьшение вложений за отчетный период в активную часть производственных основных фондов (-269500 тыс. рублей), являясь отрицательным моментом в развитии предприятия привело к увеличению выработки продукции за машиночас (на что, возможно, повлияло увеличение количества работающих). Возможно, руководителям предприятия следует задуматься о повышении квалификации работающих, обучении их новым приемам работы. На изменение выработки оборудования окажут влияние процессы модернизации оборудования, то есть замена старого оборудования, повышение и внедрение мероприятий, по совершенствованию технологий и организации производства. Немаловажное значение имеют и социальные факторы.
Задание 4.

Определите комплексный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты определения обобщите в таблице 4. В доказательство правильности выбранной методики определения комплексного резерва увеличения 0объема продаж приведите логику своих рассуждений.

Таблица 4

Определение комплексного резерва увеличения объема продаж (тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема реализации продукции, выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплексном использовании имеющихся резервов и улучшения их использования

1

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

959104,5

0,9714

1,25

2

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

710000

1,0618

1,12

3

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

1599031

1,6042

0,7412

4

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшей оплаты труда

-

1,0482

1,5391

5

Итого комплексный резерв

710000

1,2901



Увеличение объема продаж можно добиться за счет лучшего использования ресурсного потенциала предприятия. Для этого необходимо задействовать имеющиеся трудовые, материальные ресурсы и ресурсы за счет лучшего использования основных производственных средств. Определим размер этих ресурсов, выявленный в процессе анализа.

Резерв за счет лучшего использования трудовых ресурсов. Он рассчитан в задании 1 и равен 959104,5 тыс. рублей.

Резерв за счет лучшего использования основных производственных средств образуется за счет сокращения потерь рабочего времени, ввода в действие нового оборудования, повышения среднечасовой выработки. Он определяется как сумма резервов:

-резерв за счет изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части основных производственных фондов:

 тыс.руб.

-резерв за счет увеличения фондоотдачи:

 тыс.руб.

Итого: 842476+756555=1599031 тыс. руб.

Резерв за счет лучшего использования материальных ресурсов определяется как сумма резервов (для поиска резервов используется мультипликативная двухфакторная модель: V=МЗ*Мо):

-         резерв за счет увеличения стоимости материалов в себестоимости продаж:

тыс. руб.

тыс. руб.

Итого: 418084+291916=710000 тыс. руб.

Комплексный резерв равен наименьшему из полученных по факторным моделям резерву (так как максимальный резерв, установленный по одной из групп не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены и освоены резервы по другим группам).- резерву увеличения объема реализации объема продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов и равен 710000 тыс. рублей.

Экстенсивные или интенсивные резервы увеличения объема продаж при комплексном использовании имеющихся резервов, определяем по формулам:

-         резервы за счет лучшего использования трудовых ресурсов:

Экстенсивный темп роста по численности (на основании данных Таблицы 1):



Интенсивный темп роста по выработке (на основании данных Таблицы 1):



-         резервы за счет лучшего использования материальных ресурсов:

Экстенсивный темп роста по материальным затратам (на основании данных Таблицы 2):



Интенсивный темп роста по материалоотдаче (на основании данных Таблицы 2):



-         резерв за счет лучшего использования основных производственных фондов:

Экстенсивный темп роста по стоимости основных производственных фондов (на основании Таблицы 3):



Интенсивный темп роста по фонодоотдаче (на основании данных Таблицы 3):



-         резервы за счет увеличения оплаты труда:

Экстенсивный темп роста по затратам на оплату труда (по данным “Приложения к бухгалтерскому балансу” форма №1, таблица “Расходы по обычным видам деятельности”):

, где ОТ – оплата труда

Интенсивный темп роста по прибыли от продаж (на основании данных формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”):

, где ПП- прибыль от продаж

Итого комплексный экстенсивный резерв:



Итого комплексный интенсивный резерв:



Итого комплексный резерв:

Р=Ри*Рэ=1,0853*0,9604=1,0423

Из полученных вычислений можно сделать вывод: так как полученный комплексный резерв больше 1, то предприятие использует свои ресурсы интенсивно. Экстенсивно предприятие использует только численность работающих.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Задание 5.

Определите влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), её структуры и цен на неё. В тексте к таблице представьте и объясните расчет степени влияния каждого фактора, сделайте выводы о возможности увеличения выпуска продукции.

Таблица 5

РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ НА ВЫРУЧКУ ОТ ПРОДАЖ КОЛИЧЕСТВА, СТРУКТУРЫ И ЦЕН РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ

Виды продукции

Количество реализованной продукции, шт.

Цена единицы продукции, тыс. руб.

Выручка за предыдущий год, тыс. руб.

Расчётный показатель выручки за отчетный год, тыс. руб.

Выручка за отчетный год, тыс. руб.

предыдущий год

отчетный год

предыдущий год

отчетный год

По структуре прошлого и в ценах прошлого года

По структуре отчётного и в ценах прошлого года

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

Изделие А

4500

4300

178,20

178,50

801900

860082,0

766260,0

767550

Изделие В

4450

4900

99,66

101,30

443490

475664,3

488334,0

496370

Изделие С

6900

7800

146,50

149,80

1010850

1084192,4

1142700,0

1168440

Итого

15850

17000

-

-

2256240

2419938,7

2397294,00

2432360



Виды продукции

Структура реализованной продукции, шт.

Влияние на прирост объёма продаж, тыс. руб.

Прирост объёма продаж, тыс. руб.

предыдущий год

отчетный год

количества реализованной продукции

структуры реализованной продукции

цен на реализованную продукцию

Б

1

2

3

4

5

6

Изделие А

0,284

0,253

58182,0

-93822,0

1290,0

-34350,0

Изделие В

0,281

0,288

32174,3

12669,7

8036,0

52880,0

Изделие С

0,435

0,459

73342,4

58507,6

25740,0

157590,0

Итого

1,000

1,000

163698,7

-22644,7

35066,0

176120



 Исходные данные для заполнения таблицы 5 берём из исходного задания к курсовой работе.

Для того, чтобы определить расчетные показатели выручки за отчетный год по структуре прошлого и в ценах прошлого года, необходимо определить удельный вес продукции в общем объеме выпуска по формуле:


Найденные удельные веса продукции различных видов представлены в Таблице 5а.

Проверка:

  

   

То есть вычисления произведены правильно.

Расчетные показатели выручки за отчетный год определяем, используя многофакторную мультипликативную модель:

ВПизд=Vвп общ*Уд изд*Цизд

Тогда выручка за отчетный год по структуре прошлого и в ценах прошлого года будет равна по каждому изделию:

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

Выручка за отчетный год по структуре отчетного и в ценах прошлого года:

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

Определяем влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции, её структуры и цен на неё, используя мультипликативную факторную модель методом цепных подстановок:

-         влияние изменения объема выпуска:

Изделие А:

 тыс. руб.

Изделие В:

 тыс. руб.

Изделие С:

 тыс. руб.

-         влияние изменения структуры:

Изделие А:

 тыс. руб.

Изделие В:

 тыс. руб.

Изделие С:

 тыс. руб.

-         влияние изменения цены на продукцию:

Изделие А:

 тыс. руб.

Изделие В:

 тыс. руб.

Изделие С:

 тыс. руб.

Проверим правильность произведенных расчетов:

Изделие А: 58182-93822+1290 = -34350 тыс. руб.

Изделие В: 32174,3+12669,7+8036= 52880 тыс. руб.

Изделие С: 73342,4+58507,6+25740 = 157590 тыс. руб.

Следовательно вычисления произведены правильно.

Из произведенных вычислений видно, что увеличение количества проданной продукции привело к увеличению выручки на 163698,7

Влияние изменения структуры в целом принесло отрицательный эффект, так как убыток, полученная от изделия А (-93822 тыс. рублей) перекрыл прибыль, полученными от изделий В (12669,7 тыс. рублей) и от изделия С  (58507,6 тыс. рублей).

Увеличение цен на проданную продукцию привело к увеличению полученной прибыли. Причем, чем больше увеличилась цена, тем выше полученная прибыль ( у изделия А цена увеличилась на 0,3 тыс. рублей и прибыль за счет этого увеличилась на 1290 тыс. рублей).

Из полученных вычислений видно, что в целом все произведенные изменения (изменение структуры продаж, увеличение цены, изменение объема выпуска) привело к положительному эффекту (так, например изменение цен на продукцию привело к увеличению выручки от продаж на 35066 тыс. рублей). То есть предприятие произвело правильные действия, которые позволили повысить прибыль. Можно также сделать вывод: так как все изменения, связанные с увеличением объема продаж привели к положительному результату (в целом выручка от продаж под влиянием увеличения количества увеличилась на 163698,7 тыс. рублей), то предприятие должно увеличивать выпуск изделий, что приведет к росту производства и увеличению количества рабочих мест.
Задание 6.

Используя информацию отчета по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и результаты маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, Dи E(Приложение 4), разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Расчеты обобщим в таблице 6.

Таблица 6

Расчет объема продаж на следующий год с учетом спроса на продукцию

№ п/п

Наименование изделий

Планируется продать в следующем году

Расчетные показатели себестоимости продукции, планируемого объема продаж, прибыли и рентабельности

Кол-во, шт.

Цена, тыс. руб.

Стоимость объема продаж будущего года, тыс. руб.

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

Себестоимость объема продаж будущего года, тыс. руб.

Планируемая прибыль от продаж на будущий год, тыс. руб

Рента-бельность (коэффициент)

А

Б

4

5

6

7

8

9

10

1

Изделие А

4500

181,6

817200

166

747000

70200

8,59

2

Изделие В

5250

102

535500

97,5

511875

23625

4,41

3

Изделие С

8000

151,2

1209600

134

1072000

137600

11,38

4

Изделие D

 

96



88





 

5

Изделие Е

800

98

78400

89

71200

7200

9,18

 

Итого

18550

 

2640700

 

2402075

238625

9,04



Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный год берем из таблицы 20 исходного задания.

Так как сопоставление спроса с возможностью организации выпуска изделия Е не выявило соответствующих условий, то изделие Е не включаем в планируемый бизнес-план продаж.

Стоимость объема продаж будущего года определяем по формуле:

Vпл=К*Ц

Себестоимость объема продаж будущего года определяем по формуле:

Sпл=К*Sед

Планируемая прибыль от продаж определяется по формуле:

Пр=Vпл – Sпл

Рентабельность изделий:

Rизд = Пр / Sпл

Расчет по представленным выше формулам для каждого вида изделия приведены в таблице 6. Из полученных данных видно, что наибольшей рентабельностью обладает изделие С –11,38, то есть на каждый рубль, потраченный на производство данного изделия приходится наибольшее количество прибыли – 11,38 рублей. Изделия А и В,Eтакже являясь рентабельными,  приносят прибыль: изделие А – 8.59 рубля, изделие В – 4,41 рубля,  изделие E-9.18 рубля.

Поскольку предприятие не  имеет соответствующих условий для выпуска изделия «D», то рассчитать его рентабельность не возможно.
Задание 7.

На основании данных отчета по форме № 2 “Отчет о прибылях и убытках” определите точку безубыточности и зону финансовой устойчивости по данным отчета за прошлый и отчетный годы, точку продаж продукции, обеспеченной спросом, на основании данных изучения спроса на продукцию в регионе её продажи. Сделайте выводы на основании произведенных расчетов.

Таблица 7

Определение точки безубыточности и зоны финансовой устойчивости



Исходные данные для заполнения таблицы 7 берем из формы №2 “Отчета о прибылях и убытках”.

Для того, чтобы определить точку безубыточности производства (безубыточный объем продаж), воспользуемся формулой:

Nкрит=Sпост/dвал,

где dвал=MD/ N

Запас финансовой прочности определяем по формуле:

ЗФП=N-Nкрит

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж:

D зфп=ЗФП/N

Данные, полученные в результате расчетов, представлены в таблице 7.

         Таким образом, точка безубыточности на предприятии ОАО «Агат» в отчетном году составила 1632800 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 799560тыс.рублей.

Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. В рассматриваемом предприятии данный уровень равен 48.97%, т.е.  не соответствует нормативному показателю. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Задание 8.

Рассмотрите и дайте характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат, объясните возможные причины её изменения в зависимости от трансформации производственной программы.
Таблица 8

Сопоставление затрат на реализацию продукции в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы.



Исходные данные для заполнения таблицы №8 берем из формы №5 “приложения к бухгалтерскому балансу”.

Из полученных вычислений видно, что затраты на производство продукции возросли на 219317 тыс. рублей. Проанализируем, за счет каких статей произошли эти изменения:

-             возросли материальные затраты с 805800 тыс. руб. до 973052 тыс. руб., хотя их доля в общей структуре затрат уменьшилась. Эти затраты имеют наибольший удельный вес в структуре, то есть предприятие является материалоемким, зависимым от наличия в запасе материалов и их качества. Увеличение их доли в общей структуре затрат с одновременным сохранением  объема выпускаемой продукции может говорить о том, что предприятие менее рационально использовает имеющиеся материальные ресурсы, что подтверждается данными, представленными в задании 2 (увеличение материалоемкости с 0,3571 пунктов до 0,4000).

-             возросли затраты на оплату труда на 114945 тыс. руб. и отчисления на социальные страхования. Они также являются существенной статьёй затрат, но анализируя их долю в общей структуре видно, что она увеличилась на 2,99% по затратам на оплату труда и на 0,76% по отчислениям на социальные нужды. Это говорит о том, что предприятие стало более менее рационально использовать труд своих работников, не повышая их квалификацию, производительность труда, что подтверждается данными, представленными в предыдущем задании 1 (уменьшение среднечасовой выработки продукции одного работника с 0,2 до 0,17 пунктов).

-             уменьшилась сумма затрат по статье “Амортизация” с 185471 тыс. руб. до 160624 тыс. руб. Увеличение доли заработной платы и увеличение доли амортизации в данном случае не свидетельствуют о повышении техни­ческого уровня предприятия, росте производительности труда. Удель­ный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия, если увеличение доли амортизации не связано с инфляцией.
Задание 10.

Охарактеризуйте динамику себестоимости реализованной продукции. Выявите влияние на её изменение структуры реализованной продукции, себестоимости отдельных её видов и цен на неё. Сформируйте систему индексов, необходимых для выявления влияния структуры выпускаемой продукции, уровня себестоимости отдельных видов продукции и цен на неё.
Результаты расчетов приведены в таблице 10.

Исходные данные для заполнения таблицы 10 берем из таблицы 9 исходного задания. Формулы, по которым производится расчет, приведены в столбце 3 таблицы 10.

Влияние факторов на изменение затрат на 1 рубль продаж определяем, используя способ цепных подстановок. Тогда:

-         Влияние изменения объема и структуры реализованной продукции определяется по формуле:



Изделие А: 0,9131-0,9146=-0,0015

Изделие В: 0,9441-0,9597=-0,0155

Изделие С: 0,8433-0,8623=-0,0190

Для всех изделий: 0,8859-0,9000=-0,0141

-         Влияние уровня себестоимости отдельных видов изделий:



Изделие А: 0,9939-0,9131=0,0808

Изделие В: 1,0030-0,9441=0,0589

Изделие С: 0,8739-0,8433=0,0306

Для всех изделий: 0,9385-0,8859=0,0527

-         Влияние изменения цен на продукцию:



Изделие А: 0,9922-0,9939=-0,0017

Изделие В: 0,9808-1,0030=-0,0162

Изделие С: 0,8546-0,8739=-0,0193

Для всех изделий: 0,9250-0,9385=-0,0135

Общее влияние всех факторов:

ΔI = ΔIQ + ΔIP + ΔIZ =-0,0414+0,0527-0,0135 = 0,0250

Таким образом, себестоимость реализованной продукции в отчетном году увеличилась  на 0,025% за счет изменения цен в сторону снижения (на 1,35%) и изменения себестоимости продукции в целом по предприятию в сторону увеличения (на 5,27 %).



--PAGE_BREAK--
Задание 11.

Определите степень влияния отдельных факторов на основные виды используемых в производстве материалов, а также резервы их снижения.
Исходные данные берем из таблицы 8 исходного задания.

Результаты расчетов представлены в таблице 11.

Отклонение количества израсходованного материала, себестоимость его заготовления по каждому виду находится как разница между значениями за отчетный год и прошлый годы.

Для того, чтобы определить степень влияния отдельных факторов на используемые в производстве материалы используем двухфакторную мультипликативную модель.

МЗ=К*Ц

Используя метод цепных подстановок определим, как повлияло на стоимость израсходованных материалов изменение цены и количества израсходованных материалов. Для этого необходимо определить промежуточные значения стоимости израсходованных материалов в отчетном году по ценам предыдущего года для каждого вида материалов:



Полученные значение представлены в таблице 11.

Тогда влияние изменения количества израсходованных материалов определим по формуле для каждого вида материалов:



Влияние изменения себестоимости заготовления материалов определим для каждого вида материалов по формуле:



Полученные значения по этим формулам представлены в таблице 11.



--PAGE_BREAK--


Исходные данные для заполнения таблицы 12 берем из задания 1 и из формы №5 “Приложение к бухгалтерскому балансу ”.

Фонд оплаты труда находится в прямой зависимости от численности рабочих и их среднегодовой заработной платы и описывается двухфакторной мультипликативной моделью:

ФОТ=Ч*ЗПср.г.

А также эту модель можно представить в виде:

ФОТ=Ч*Д*П*ЗПср.г.,

То есть фонд оплаты труда находится в прямой зависимости от численности работников (Ч), количества отработанных дней (Д), средней продолжительности рабочего дня в часах (П), среднечасовой заработной платы на одного работника (ЗПср.г.).

Среднегодовая заработная плата одного работника находится по формуле:

ЗПср.г.=ФОТ/Ч

За рассматриваемый период произошло увеличение фонда оплаты труда на 1164 тыс. рублей. Посмотрим, как повлияли факторы на это увеличение. Используем для этого метод цепных подстановок:

 тыс. рублей

 тыс. рублей

 тыс. рублей

Степень влияния изменения численности рабочих:

тыс. рублей

Степень влияния изменения среднегодовой заработной платы на одного рабочего:

тыс. рублей

Проверка: 100035+14910=114945 тыс. рублей, вычисления произведены правильно.

Из полученных вычислений видно, что увеличение численности работников на 1350 человек привело к увеличению фонда оплаты труда на 100035 тыс. рублей, а увеличение среднегодовой заработной платы одного работника на 2,04 тыс. рублей привело к увеличению фонда оплаты труда на 14910 тыс. рублей.

В отчетном периоде мы наблюдаем увеличение среднегодовой заработной платы одного рабочего, так как за отчетный период количество отработанных дней увеличилось на 5 дней(задание 1), средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 0,1.

Резерв снижения фонда оплаты труда может заключаться в более интенсивном использовании работы оборудования, использовании труда более высококвалифицированных работников, замена ручного труда на автоматизированный.
Задание 13.

Дайте оценку и произведите анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов.

Таблица 13

Состав, структура и динамика доходов и расходов.



Данные для заполнения таблицы 13 берем из формы №2 “Отчета о прибылях и убытках” исходного задания.

Проводя анализ таблицы 13 видим, что в отчетном и в прошлом годах наибольший вес в доходах предприятия составляет выручка от продаж (96%  в прошлом году и 98% в отчетном году). Но по сравнению с прошлым годом её удельный вес в общей структуре доходов уменьшился. Сумма выручки от обычных видов деятельности выросла на 176120 тыс. рублей, что в общей сумме изменения доходов составила 133,68%.

За прошлый и за отчетный год предприятие не получало доходов, связанных с участием в других организациях (предприятие имеет долгосрочные вклады в уставные капиталы других организаций, но за рассматриваемый период доходы от этого вида деятельности не поступали). Не получала также прибыли с ценных бумаг (что подтверждается отсутствием в форме №5 статей, связанных с ценными бумагами), проценты за предоставление в пользование денежных средств организации, проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Предприятие получило операционный доход, связанный с предоставление во временное пользование активов организации, поступления от продажи основных средств и других активов организации. Удельный вес этих доходов составляет в отчетном и прошлом году значительную часть (1,23% в прошлом году и 0,78% в отчетном году), причем произошел снижение этого вида доходов с 28870 тыс. рублей до 19340 тыс. рублей и в общей сумме получения дополнительных доходов их удельный вес: -17,98% (-9530 тыс. рублей).

 Внереализационные доходы, связанные с курсовыми разницами, поступившими штрафами, пенями за нарушение договоров, поступления в возмещение причиненных организации убытков в прошлом году составляли 25600 тыс. рублей (1,09% в общем составе доходов), в отчетном году их сумма уменьшилась до 14445 тыс. рублей (на 11155 тыс. рублей).

Всего за рассматриваемый период организация увеличила свои доходы на 131750 тыс. рублей ( с 2350250 до 2482000 тыс. рублей).

В составе расходов составляет наиболее значительный вес себестоимость продукции. По сравнению с прошлым годом эта статья расходов увеличилась на 219317 тыс. рублей (с 2030616 тыс. рублей до 2249933 тыс. рублей), но снизился её удельный вес в общей структуре расходов с 89,67% до 92,37%. Увеличение затрат, связанных  с основным видом деятельности можно характеризовать по разному: если увеличение этой статьи произошло за счет увеличения себестоимости изделий, то это является отрицательным моментом в деятельности организации.

Снизились за рассматриваемый период управленческие расходы с 67800 тыс. рублей до 56860 тыс. рублей. Это положительно характеризует работу предприятия, если это увеличение направлено, например, на разработку и анализ будущих направлений развития предприятия, поиск и анализ прошлых ошибок, в будущем могут привести к доходам от обычных видов деятельности.

Снизились за рассматриваемый период коммерческие расходы с 80200 тыс. рублей до 65600 тыс. рублей.

Уменьшились операционные расходы с 12630 тыс. рублей до 9118 тыс. рублей, удельный вес в общей структуре расходов  не изменился по сравнению с прошлом годом и составил 0,37.

 Внереализационные расходы за рассматриваемый период уменьшились с 20602 тыс. рублей до 13460 тыс. рублей (соответственно уменьшилась их доля с 0,61 до 0,55%). Видимо, предприятие в отчетном периоде сократило дополнительные расходы, связанные с уплатой штрафов, пеней за нарушение договоров или понесло потери, связанные с курсовыми разницами.

Уменьшился налог на прибыль с 27075 до 14594 тыс. рублей. Его удельный вес в прошлом году составлял 1,2 % в прошлом году и 0,6 %  в отчетном году.

В общем расходы предприятия за рассматриваемый период увеличились на 171272 тыс. рублей (с 2264513 тыс. рублей до 2435785 тыс. рублей). Их рост, больше роста прибыли роста прибыли (46215 тыс. рублей) позволил предприятию получить рост убытка в 39522 тыс. рублей (46215-85737=-39522).

Предприятие в будущем может получить более высокую прибыль, если оно снизит себестоимость изделий, уменьшит внереализационные и операционные расходы.
Задание 14.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Существуют следующие показатели прибыли:

— валовая (маржинальная) прибыль — разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

— прибыль от реализации продукции, товаров, услуг — разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

— общийфинансовый результат до налогообложения — финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

— чистая прибыль – та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

          Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

          Существуют следующие показатели рентабельности:

— рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации (без налогов). Рентабельность продаж исчисляется для всей проданной продукции или для отдельных изделий. Показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

— рентабельность активов – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости активов предприятия. Имеет важное значение для обобщающей оценки эффективности использования вложенных в предприятие средств.

— рентабельность собственного капитала исчисляется путем отношения чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала организации. Позволяет определить эффективность использования инвестированных собственниками средств в предприятие и сравнить ее с альтернативными источниками получения дохода. В странах с развитой рыночной экономикой рентабельность собственного капитала служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже.

— рентабельность доходов – это отношение чистой (нераспределенной) прибыли к общей величине доходов.

— рентабельность расходов исчисляется путем отношения чистой (нераспределенной) прибыли к сумме расходов предприятия.



Задание 15.

Проанализируйте динамику балансовой прибыли предприятия. Укажите возможные причины изменения каждой составной части данного показателя.
Таблица 14

Анализ балансовой прибыли предприятия



Исходные данные для заполнения таблицы 14 берем из формы №2 “Отчета о прибылях и убытках”. Операционную прибыль (убыток) определяем как разницу между операционными доходами и расходами. Внереализационную прибыль (убыток) определяем как разницу между внереализационными доходами и расходами.

Финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности предприятия.

Проведя анализ балансовой прибыли предприятия можно сказать:

-             валовая прибыль предприятия снизилась на 43197 тыс. рублей (с 225624 до 182427 тыс. рублей). Она показывает, что уменьшился доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и обеспечивающий прибыль предприятию;

-             прибыль от продаж уменьшилась на 17657 тыс. рублей (с 77624 до 59967 тыс. рублей), хотя её доля в общей структуре прибыли увеличилась с 90,54% до 129,76% за счет увеличения доли операционной прибыли. Увеличение прибыли от продаж произошло из-за увеличения цен на конечные изделия (что подтверждается предыдущими заданиями), объема продаж, изменения структуры продаж;

-             операционная прибыль, будучи прибылью в прошлом году (30190 тыс. рублей) снизилась на 30333 тыс. рублей и получился убыток в 143 тыс. рублей.

-             прибыль от внереализационных доходов   в размере 4998 тыс. руб, сократилась на 4013 тыс.руб. и составила 985 тыс.руб.

-              прибыль до налогообложения за отчетный период уменьшилась на 52003 тыс. рублей (с 112812 тыс. рублей до 60809 тыс. рублей). Этот вид прибыли, показывая результаты работы предприятия, наиболее интересен для государства, так как он показывает сумму, из которой государство получит налоги;

-             чистая прибыль организации, полученная после вычетов налогов снизилась на 39522 тыс. рублей. Её уменьшение произошло за счет уменьшения прибыли от продаж и операционной прибыли. Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия. Она характеризует реальный прирост собственного капитала организации. Отрицательный финансовый результат в данном случае свидетельствует об неэффективном и нецелесообразном использовании активов организации, её основного и оборотного капитала.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Задание 16.

Проанализируйте  характер изменений прибыли от продаж за отчетный период. Определите степень влияния различных факторов на изменение прибыли от продаж. Рассчитайте резерв увеличения данного показателя. В ходе анализа полученных результатов выделите прибыль высокого качества, объясните, чем следует руководствоваться при диагностике качества прибыли.
Таблица 15

Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж



Исходные данные для заполнения таблица 15 берем из формы №2 “Отчета о прибылях и убытках” исходного задания и таблицы 10 задания 10.

Рост прибыли от продаж произошел за счет разных факторов:

-         увеличение объема продаж и структуры проданной продукции привело к росту выручки от продаж с 2256240 тыс. рублей до 2397297 тыс. рублей (рост на 141057 тыс. рублей). Но изменение объема продаж и структуры продаж привело к росту себестоимости проданной продукции на 124130 тыс. рублей (2154746-2030616 = 124130 тыс. рублей), что в итоге привело к росту  прибыли от продаж на 16927 тыс. рублей. Эта часть прибыли является прибылью высокого качества;

-         рост цен на продаваемую продукцию привел к росту выручки от продаж на 35063 тыс. рублей (2432360-2397297=35063 тыс. рублей), увеличению себестоимости проданной продукции на 95187 тыс. рублей (2249933-2154746=95187 тыс. рублей). Что в итоге привело к уменьшению  прибыли от продаж на 60124 тыс. рублей. Эта часть прибыли является прибылью низкого качества.

В общем можно сказать, что предприятие за отчетный период получило уменьшение прибыли низкого качества, сформированной за счет роста цен на продаваемую продукцию, что не очень положительно характеризует работу предприятия и пути его развития.

Определим резервы роста прибыли:

-                       резерв за счет увеличения объема реализации равен произведению изменения количества реализованной продукции, умноженной на прибыль на единицу продукции. Используя данные таблицы 10 получаем:

изменения количества реализованной продукции: 17000-15850=1150 единицы

прибыль на 1 единицу продукции: 182427/17000=10,731 тыс. рублей

итого резерв за счет увеличения объема реализации:

1150*10,731=12340,65 тыс. рублей

Положительный знак полученного резерва говорит о том, что предприятие использовало резервы, связанные с увеличением объема реализации и получило дополнительную прибыль.

-                       Резерв роста прибыли за счет снижения себестоимости продукции определяем для каждого вида изделия как произведение изменения себестоимости изделия и объема продаж.

Изделие А: (177,11-162,98)*4300=60759 тыс. рублей

Изделие В: (99,96-95,64)*4900=21168 тыс. рублей

Изделие С: (128,02-126,32)*7800= 13260 тыс. рублей

Итого: 60759+21168+13260=95187тыс. рублей

-                       Резерв роста прибыли за счет повышения цен для каждого вида изделия определяется как произведение изменения цены на объем продаж:

Изделие А: (178,5-178,2)*4300=1290 тыс. рублей

Изделие В: (101,3-99,66)*4900=8033,06 тыс. рублей

Изделие С: (149,8-146,5)*7800= 25740 тыс. рублей

Итого: 1290+8033,06+25740=35063,06 тыс. рублей

Итого общий резерв роста выручки от продаж составляет: 12340,65+95187+35063,06 = 142590,7

Задание 17.

Исходя из показателей отчета по форме №2 “Отчет о прибылях и убытках” рассчитайте коэффициенты эксплуатационных затрат и рентабельности производственной деятельности.
Коэффициент рентабельности производственной деятельности определяется как:



Он показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализации:





В рассматриваемом периоде произошло уменьшение данного показателя, то есть предприятие стало получать меньшую прибыль с каждого рубля реализации в 2 раза (0,038/0,019=2).

Коэффициент эксплуатационных затрат показывает какое количество затрат имеет предприятие на каждый рубль реализации и равен:







Из полученных вычислений мы видим, что за отчетный период количество затрат на каждый рубль реализованной продукции увеличилось, что привело к уменьшению чистой прибыли (что также подтверждается снижением рентабельности производственной деятельности).




Задание 18.

Определите рентабельность производственной деятельности и факторов, повлекших за собой динамику рентабельности. Каким способом трансформации алгоритма можно доказать, что именно эти факторы влияют на рентабельность.

Таблица 16

Анализ рентабельности производственной деятельности



Исходные данные для заполнения таблицы 16 берем из формы №2 “Отчета о прибылях и убытках”.

Рентабельность производственной деятельности Rпр.д. показывает, сколько рублей валовой прибыли приходится на 1 рубль затраченных на производство средств.



Результаты произведенных вычислений представлены в таблице 16.

За отчетный период данный коэффициент уменьшился, что говорит о снижении прибыли, приносимой в результате затраченных на производство продукции средств. Данный показатель позволяет прогнозировать изменение финансовых результатов в зависимости от изменения факторов производства и внешней среды (например, цен на сырье и материалы, услуги). Так, на данном предприятии за отчетный период увеличилась себестоимость продукции на 219317 тыс. рублей. То есть руководству предприятия для того, чтобы добиться ещё более лучшего результата, необходимо принимать меры к снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли.

Оборачиваемость инвестиций – это коэффициент, который показывает оборачиваемость затрат на производство и реализацию продукции и определяется как:



Доходность инвестиций – это коэффициент, который показывает, какая часть валовой прибыли приходится на 1 рубль выручки от продаж и находится как:



Рентабельность производственной деятельности находится в прямой зависимости от этих двух коэффициентов и определяется как:



Определим, как повлияли изменения этих факторов на рост рентабельности производственной деятельности. Используем для этого способ цепных подстановок:







Влияние оборачиваемости инвестиций:



Влияние изменения доходности инвестиций:



Проверка: -0,0099-0,0527=-0,0626

Из полученных вычислений видно, что снижение оборачиваемости инвестиционного капитала на 0,07096 пунктов привело к уменьшению рентабельности производственной деятельности на 0,00985 пунктов. Уменьшение доходности инвестиций на 0,04003 пунктов привело к снижению рентабельности производственной деятельности на 0,0527 пункта.



Задание 19.

Определите рентабельность активов и факторов, повлиявших на её изменение. Проанализируйте степень влияния каждого из них и сделайте выводы относительно возможностей повышения её величины.
Таблица 17

Анализ рентабельности активов и факторов, влияющих на неё

№ п/п

Показатель

Усл.

Обоз.

Отчетный год

Предыдущий год

Изменение (+,-)

1

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

П

60 809

112 812

-52 003

2

Активы, тыс. руб.

А

1846200

1625000

221 200

3

Рентабельность активов, коэф.



0,0329

0,0694

-0,0365

4

Выручка от продаж, тыс. руб.  



2432360

2256240

176 120

5

Рентабельность продаж, коэф.

Rпр

0,0250

0,0500

-0,0250

6

Доходы, тыс. руб.  



2482000

2350250

131 750

7

Доля выручки от продаж на 1 руб. доходов, коэф.

D

0,9800

0,9600

0,0200

8

Доля доходов на 1 руб. активов, коэф.

B

1,3444

1,4463

-0,1019

 

Влияние факторов:



X

X

-0,0365

9

Доля выручки от продаж на 1 руб. доходов, коэф.



X

X

0,0014

10

Доля доходов на 1 руб. активов, коэф.



X

X

-0,0050

11

Рентабельность продаж, коэф.



X

X

-0,0329



Рентабельность активов, показывающая как предприятие использует свои активы, какая прибыль получена с каждого рубля активов, определяется по формуле:



Все расчеты приведены в таблице 17.

За отчетный период этот показатель уменьшился с 0,0694 до 0,0329, то есть предприятие стало хуже использовать имеющиеся в его распоряжении средства и получать больше прибыли с одного рубля активов.

Определим, как повлияли на изменение рентабельности активов такие факторы, как: доля выручки от продаж на 1 рубль доходов, доля доходов на 1 рубль активов, рентабельность продаж. Для этого, используя метод расширения, построим трехфакторную модель рентабельности активов:

,

где ВП – выручка от продаж,

Дох – всего доходов,

  — доля выручки от продаж на 1 рубль доходов. Показывает количество выручки от продаж, приходящийся на 1 рубль доходов. За отчетный период значение этого показателя уменьшилось с 0,98 до 0,96.

  — доля доходов на 1 рубль активов. Показывает количество доходов, приходящийся на 1 рубль активов. За отчетный период этот показатель увеличился с 1,4032 до 1,4463, то есть увеличилась сумма доходов, полученная от использование активов.

   — рентабельность продаж. Показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Характеризует эффективность продаж организации и зависимость её от ценовой политики и показателя объема продаж. За отчетный период значение этого коэффициента увеличилось с 0,025 до 0,0,5.

Определи, как влияет изменение этих факторов на рентабельность продаж, используя метод абсолютных разниц:

Влияние изменения доли выручки от продаж на 1 рубль доходов:



Влияние изменения доли доходов на 1 рубль активов:



Влияние изменения рентабельности продаж:



Проверка: 0,0014+(-0,0050)+(-0,0329)=-0,0365

Проведя расчеты влияние факторов, можно сказать, что увеличение доли выручки от продаж на 1 рубль доходов привело к увеличению рентабельности активов на 0,0014 пунктов, уменьшение доли доходов на 1 рубль активов привело к уменьшению рентабельности активов на 0,0050, а уменьшение  рентабельности продаж привело к уменьшению рентабельности активов на 0,0329.


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Задание 20.

Определите динамику рентабельности собственного капитала и факторов, повлиявших на нё. Оцените характер данного влияния. Докажите, что рассмотренные факторы действительно влияют на рентабельность собственного капитала.

Таблица 18

Анализ рентабельности собственного капитала

Исходные данные для заполнения таблицы 18 берем из формы №1 “Бухгалтерский баланс” и формы №2 “Отчета о прибылях и убытках” исходного задания.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственниками капитала и сравнить с возможным получением прибыли от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Определяется как:



В данном случае, произведя расчеты, мы видим, что значение этого показателя уменьшилось на 37,95%. То есть собственник с каждого вложенного в производство рубля получил в отчетном году меньше прибыли, чем в прошлом на 0,3795 рубля. Это отрицательно характеризует финансовое состояние предприятия, так как уменьшает количество инвесторов, желающих вкладывать свои средства в развитие производства.

Определим, как повлияли на изменение рентабельности собственного капитала такие факторы как: финансовый рычаг, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент оборачиваемости и рентабельность продаж. Для этого воспользуемся методом расширения исходной модели:



где ВП – выручка от продаж,

ЗК – заемный капитал,

ОА – оборотные активы,

  — финансовый рычаг. Этот коэффициент характеризует, сколько заемных средств приходится на 1 рубль собственных. Чем этот коэффициент выше, тем больше займов у организации и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству (должен быть

  — коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность организации при условии реализации всех запасов и возврата дебиторской задолженности (норма от 1 до 2). В прошлом  (0,6136) и в отчетном годах (0,7092) он находился не в пределах нормы, то есть предприятие не является платежеспособным.

  — коэффициент оборачиваемости. Он характеризует эффективность использования оборотных активов, показывает количество оборотов, совершенных в течение отчетного периода оборотным капиталом в процессе производственной, сбытовой и заготовительной деятельности. Коб. в прошлом (2,4428) и в отчетном (2,0178) годах уменьшился на 0,425,44289-16,1355)нению с прошлым.

  — рентабельность продаж. Этот коэффициент характеризует эффективность продаж организации и зависимость её от ценовой политики и показателя объема продаж. Rпр. за отчетный период снизилась с 1,9% до 3,8%, то есть предприятие за отчетный период получило меньше прибыли на 1 рубль объема продаж, чем в прошлом.

Используя метод абсолютных разниц определим их влияние на изменение рентабельности собственного капитала.

Влияние изменения финансового рычага:

%

Влияние изменения коэффициента текущей ликвидности:

%

Влияние изменения коэффициента оборачиваемости:

%

Влияние изменения рентабельности продаж:

%

Проверка: -3,4+10,3-13,29-31,55 = -37,95%

Из полученных расчетов видно, что уменьшение значения финансового рычага привело к уменьшению рентабельности собственного капитала на 3,4%. Рост коэффициента текущей ликвидности (0,0956) позволило  увеличить Rс.к. на 10,3%. Снижение коэффициента оборачиваемости (0,425) позволил уменьшить рентабельность собственного капитала на 13,29%. Снижение рентабельности продаж уменьшил рентабельность собственного капитала на 31,55%.
Задание 21.

Определите экономический эффект операционного, финансового и операционно-финансового левериджа. Сделайте выводы об эффективности произведенных затрат и использования заемных средств.
Операционный (производственный) рычаг показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства. Определим операционный рычаг по формуле:

Упроизв.л. = ΔТP/ΔТQ

где: ΔТP– темп изменения прибыли от продаж, %

       ΔТQ– темп изменения объема реализации, %

ΔТP= ΔP/P= (59967-77624)/77624*100 = -22,75%

ΔТQ= ΔQ/Q= (2432360-2256240)/2256240*100= 7,81 %

Упроизв.л. = -22,75/7,81 = -2,91

          Теперь определим финансовый рычаг по формуле:

Уфин.л. = ΔТЧР /ΔТР

где: ΔТЧР – темп изменения чистой прибыли,%

ΔТЧР = ΔЧP/ЧP= (46215-85737)/85737*100= -46,08 %

Уфин.л. = -46,08/7,81 = -5,9

Финансовый рычаг характеризует относительное изменение чистой прибыли при изменении прибыли от продаж.

          Производственный и финансовый левериджи обобщаются категорией производственно-финансовый левериджа:

Упроизв-фин.л. = Упроизв.л. * Уфин.л.

Упроизв-фин.л. = -2,91*(-5,9 )= 17,17
Задание № 22

Платежеспособностьпредприятия – это способность своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства по платежам перед бюджетом, банками, поставщиками и другими юридическими и физическими лицами в рамках осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности. Предприятие считается платежеспособным, если соблюдается следующее условие:

ОА ≥ КО

где: ОА – оборотные активы (раздел IIбаланса);

        КО- краткосрочные обязательства (раздел Vбаланса).

Для ОАО «Агат» данное неравенство на начало и на конец отчетного года не выполняется:

927231

          Это означает то, что предприятие нельзя считать достаточно платежеспособным.

          На практике платежеспособность предприятия выражается через ликвидность его баланса – способность активов предприятия трансформироваться в денежную форму без потери своей балансовой стоимости. Основная часть оценки ликвидности баланса – установить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок трансформации которых в денежные средства (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).

          Для осуществления анализа активы и пассивы баланса классифицируются по следующим признакам:

— по степени убывания ликвидности (актив);

— по степени срочности оплаты обязательств (пассив).

          Для определения ликвидности баланса группы актива и пассива сравниваются между собой. Условия абсолютной ликвидности следующие:

А1 ≥ П1

А2 ≥ П2

А3 ≥ П3

А4 ≤ П4

где: А1 – наиболее ликвидные активы (как правило деньги);

       А2 – быстро реализуемые активы (теоретически все, что можно реализовать менее чем за год, практически – в течение одного операционного цикла);

       А3 – медленно реализуемые активы;

       А4 – трудно реализуемые активы (внеоборотные активы);

       П1 – наиболее срочные обязательства;

       П2 – краткосрочные пассивы;

       П3 – среднесрочные и долгосрочные пассивы;

       П4 – постоянные (устойчивые) пассивы (собственный капитал).

Обязательным условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит балансирующий характер – его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств. Теоретически дефицит средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой. Однако на практике менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные средства. Поэтому если любое из неравенств имеет знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.

Определим ликвидность ОАО «Агат» с помощью формы № 1 на конец отчетного года:

А1 = 542316    ≥   П1 = 634450 (не выполняется)

А2= 583694+68412 = 652106     ≥   П2= 853272 (не выполняется)

А3= 426370+89 = 426459    ≥   П3= 212000

А4= 640745  ≤   П4= 146478(не выполняется)

Первое и второе неравенство не соблюдаются, т.е. наиболее ликвидные и быстро реализуемые активы значительно меньше наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов соответственно. Третье неравенство соблюдается – медленно реализуемые активы больше долгосрочных обязательств. Таким образом, недостаток ликвидности по первой и второй группам компенсируется избытком ликвидности по третьей группе. Последнее неравенство не выполняется, т.е. величина собственного капитала меньше стоимости труднореализуемых активов.          Очевидно, что баланс предприятия недостаточно ликвиден.
Задание № 22

Такой показатель как соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности.

Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.

При значительных различиях в оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности продолжительность финансового цикла может принимать отрицательное значение и означает  финансирование его деятельности преимущественно за счет кредиторов. Однако при этом существенно возрастает риск потери ликвидности. В общем приближении считается, что размеры дебиторской и кредиторской задолженности должны быть сопоставимы, т.е. его значение должно быть приблизительно равным единице.

Определяем соотношение дебиторской (ДЗ) и кредиторской (КЗ) задолженности:

Прошлого года:

Отчетного года:

Данный коэффициент отражает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской задолженностью, характеризует зависимость организации от кредиторов и дебиторов. В данном случае мы видим, что как в отчетном – 0,92, так и в предыдущем годах – 0,9 этот коэффициент не превышал единицы, значит в случае необходимости расплаты с кредиторами дебиторской задолженности не хвати, придется вовлекать  собственные средства. Также, видя, уменьшение размера дебиторской задолженности, можно сказать, что степень защиты организации от инфляции снизилась, так как количество средств, невозвращенных дебиторами, увеличилось с 490887 тыс. рублей до 583694 тыс. рублей, то есть увеличилось количество средств, невозвращенных организации, теряющих свою ценность из-за инфляции.

.
Задание № 23

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет рассчитать следующие абсолютные показатели ликвидности:

— текущая ликвидность – характеризует платежеспособность предприятия на ближайший период времени:

ТЛ = (А1+ А2) – (П1+ П2) = (542316+652106) – (634450+853272) =  -293300 тыс.руб. – в ближайшее время предприятие не сможет покрыть расходы в ближайшее время, не используя при этом  заемных средств.

— перспективная ликвидность – свидетельствует о платежеспособности предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей:

ПЛ = А3– П3= 426459-212000 = 214459 тыс.руб. медленно реализуемые активы позволят погасить задолженность.

         Так же рассчитаем относительные показатели ликвидности:

— коэффициент абсолютной ликвидности – показывает какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время:

КАЛ= (ДС + КФВ)/КО

где: ДС – денежные средства;

       КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

       КО – краткосрочные обязательства.

КАЛ= (126890+68412)/1487722 = 0,1313 (рекомендуемое значение 0,15-0,2). Низкое значение указывает на низкую платежеспособность в ближайшее время.

— коэффициент текущей ликвидности – показывает прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами:

КТЛ= (ДС + КФВ + ДЗ)/КО

где: ДЗ – дебиторская задолженность.

КТЛ= (126890+68412+583694)/ 1487722  = 0,5236 (рекомендуемое значение 0,5-0,8). Предприятие не может своевременно погашать кредиторскую задолженность

— коэффициент общей ликвидности – показывает достаточность оборотных средств у предприятия для покрытия своих краткосрочных обязательств:

КОЛ= ОА/КО

КОЛ= 1205455/1487722= 0,810 (рекомендуемое значение 1-2). Т.е. оборотных средств у предприятия не достаточно для покрытия краткосрочных обязательств.

Финансовая устойчивостьпредприятия характеризует его способность осуществлять хозяйственную деятельность преимущественно за счет собственных средств, при сохранении платежеспособности. Относительная степень финансовой устойчивости предприятия определяется посредством системы коэффициентов, характеризующих структуру источников средств предприятия, используемых при формировании запасов, и степень его зависимости от внешних источников финансирования.

1. Коэффициент автономии дает наглядное представление о доле собственных источников средств, участвующих в процессе формирования активов предприятия. Чем ближе его значение к 1, тем предприятие более независимо.

Кавт = СК/ВБ = 146478/1846200 = 0,079

Где ВБ – валюта баланса

Значение очень низкое, что говорит о том, что предприятие имеет сильную зависимость от кредиторов. В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия. Напротив, использование заемных средств, свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их. (Норма ≥ 0,5).

2. Коэффициент финансовой устойчивости можно применять в качестве дополнения к коэффициенту автономии, путем прибавления к собственному капиталу средств долгосрочного кредитования. Организация получив долгосрочный кредит может заняться реструктуризацией производства, обновить внеоборотные активы.

Кфу = (СК + ДКЗ)/ВБ = (146478+212000)/1846200 = 0,1942

Полностью располагая этими средствами, организация рассматривает их в данном периоде в качестве собственного капитала. Тем не менее величина низкая (Норма ≥0,7).

3. Коэффициент финансового левериджа характеризует отношение между заемными и собственными средствами предприятия.

КФЛ = ЗК/СК = 1699722/146478 = 11,60

Данный коэффициент показывает риск потери финансовой устойчивости предприятия. При превышении им значения 1 можно говорить о том, что предприятие теряет свою финансовую независимость, что подтверждает значение коэффициента автономии.

4. Коэффициент финансовой маневренности показывает долю собственных оборотных средств в собственном капитале.

Км = СОС/СК = 195302/146478 = 1,33  (Рекомендуемое значение =>0,5). В нашем примере у предприятия достаточно возможностей финансового маневра, поскольку большая часть собственных средств вложена в наиболее мобильные активы.

Финансовое положение ОАО «Агат»  нельзя назвать устойчивым. У предприятия слишком мало значение собственного капитала, при этом нет достаточной возможности расплатиться с первостепенными обязательствами, с кредиторами в срок, используя собственные активы.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інструкція з організації охорони життя і здоровя дітей у дошкільних навчальних закладах
Реферат Артмир по Достоевскому
Реферат "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание)
Реферат "Три злодейства Германна" - А.С. Пушкин "Пиковая дама"
Реферат "Я лучшей доли не искал…"
Реферат Повышение эффективности маркетинговой деятель¬ности компании Loreal на российском рынке косметиче¬ских средств (инновационный аспект)
Реферат Технология ремонта шатуна автомобиля ВАЗ-2108
Реферат Кризис инфекционного подхода
Реферат Защита информации в персональных компьютерах
Реферат Реклама и паблик рилейшнз
Реферат А.А.Блок Любовь
Реферат Time Of Change Essay Research Paper The
Реферат Методы паблик рилейшнз
Реферат Теоретические нормативные и практические аспекты учетной политики на предприятии
Реферат Recycling Essay Research Paper RECYCLING Recycling