Реферат по предмету "Экономика"


Порядок составления представления бухгалтерской отчетности организацией

--PAGE_BREAK-- Исследование проводилось на основании изучения законодательной и нормативной базы с использованием справочной правовой системы Консультант Плюс, а также учебно-методических изданий таких авторов как Кондраков Н.П., Астахов, В.П. Работа построена таким образом, что первая глава носит теоретический характер, вторая – методический, третья – методический. В первой главе рассмотрим понятие бухгалтерской отчетности, ее требования и нормативные документы. Во второй главе изучим процедуру составления и представления бухгалтерской отчетности. В третьей – формирования основных форм бухгалтерской отчетности на примере предприятия.
1  ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
1.1 Виды и состав отчетности
Состав, а также требования к содержанию и порядку представления бухгалтерской отчетности определены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н.

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, объективно отражающих результаты хозяйственной деятельности организации, а также ее имущественное и финансовое положение  за конкретный период. Бухгалтерская отчетность завершает всю учетную работу, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам [17, с.151].

 Она включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для последующего планирования.

Данные отчетности используются для экономического анализа внутри организации и для оценки эффективности деятельности предприятия внешними пользователями.

Бухгалтерскую отчетность классифицируют по видам, периодам составления и степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность делят на:

-                  бухгалтерскую

-                  статистическую

-                  оперативную

Бухгалтерскаяотчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности предприятия по стоимостным показателям. Составляется она по данным бухгалтерского учета.       Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета. Она отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эта информация используется для оперативного контроля и управления снабжением, производством и реализацией продукции.

По периодичности различают:

-       годовую отчетность

-       внутригодовую

Последняя включает в себя отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие.

Внутригодовую статистическую отчетность называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую – периодической бухгалтерской. Понятно, что годовая отчетность – это отчеты за год.

По степени обобщения данных различают:

-       отчеты первичные (составляют организации)

-       сводные или консолидированные, которые составляют вышестоящие организации на основании первичных отчетных документов.

В соответствии с пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13 января 2000г. №4н, бухгалтерская отчетность включает:

-         Бухгалтерский баланс — форма №1;

-         Отчет о прибылях и убытках — форма №2.

В состав годовой бухгалтерской отчетности дополнительно включаются:

-       Отчет об изменении капитала — форма №3;

-       Отчет о движении денежных средств — форма №4;

-       Приложение к бухгалтерскому балансу — форма №5;

-       пояснительная записка;

-         аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Малые предприятия имеют право представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме бухгалтерского учета. В состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании». Пояснительная записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Требования к бухгалтерской отчетности В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. В основу оценки статей бухгалтерской отчетности должны быть положены требования, предусмотренные Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и ПБУ 4/99 «Учетная политика организации»: -       достоверность -       нейтральность -       целостность -       последовательность -       сопоставимость и др. Требование достоверностиозначает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Нейтральностьозначает, что при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Содержание отчетности не может целиком и полностью подчиняться интересам какого-то одного пользователя. Бухгалтерская информация должна быть объективной по содержанию и независимой от интересов пользователей по форме. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Требования целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность организации данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных организацией как юридическим лицам, так и показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс. Под отдельным балансом понимают систему показателей, формируемую подразделением организации и отражающую его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе для составления сводной бухгалтерской отчетности. Требование последовательности закрепляет в практике состояние бухгалтерской отчетности необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому. В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по каждому конкретному показателю минимум за два года — за предыдущий и за отчетный. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» предусмотрено: если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин (в том числе предусмотренных ПБУ), то данные предшествующего периода подлежат корректировке по установленным правилам. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку. Требования отчетного периода устанавливает, что для всех организаций отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября)  — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Требование оформления определяет, что бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных надлежаще оформленными документами. Для подтверждения достоверности годовой бухгалтерский отчетности перед ее составлением в организации обязательно проводят полную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, осуществляют выверку всех расчетов, закрывают все счета бухгалтерского учета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный период.  Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством РФ. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к прошлому (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.     продолжение
--PAGE_BREAK-- Итак, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др. Далее в данной курсовой работе необходимо рассмотреть нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета.

2.3 Нормативные документы о бухгалтерской отчетности

При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н
(ред. от 26.03.2007) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598);

Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» (ред. от 18.09.2006);

          Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении  положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.1999 N 1791);

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении  положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.1999 N 1790);

Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н (ред. от 30.12.1999) «Об утверждении  положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673);

Приказ Минфина РФ от 2.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Кроме того, организация должна руководствоваться:

-       Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н);

-       нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);

-       другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).
Таким образом, для того, чтобы правильно составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования  действующего законодательства. Итак, в данной главе мы раскрыли сущность и значение бухгалтерской отчетности, ее требования, далее мы изучим процедуру ее составления.
 
2 СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 2.1 Процедура составления бухгалтерской отчетности
Помимо допущений и требований в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности зафиксирован ряд правил, соблюдение которых необходимо при составлении бухгалтерской отчетности.

Первое, не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Так, нельзя производить зачет сумм дебиторской и кредиторской задолженности, учтенной на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», сумм штрафных санкций, подлежащих уплате и получению.

Второе, бухгалтерский баланс включает числовые показатели в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин. Так, основные средства, нематериальные активы и доходные вложения в материальные ценности показываются по остаточной стоимости (первоначальная (восстановительная) стоимость за минусом сумм начисленных соответствующих амортизационных отчислений). Дебиторская задолженность показывается за минусом сумм начисленных резервов по сомнительным долгам.

Третье, статьи бухгалтерской отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств, иными словами, учетные данные корректируются в соответствии с выявленными, суммами излишков и недостач ценностей, проверенными расчетами. Это одно из важнейших условий соблюдения требования достоверности.

Показатели бухгалтерской отчетности формируются в системе бухгалтерского учета.

Цикл учетной работыза любой месяц в межотчетном периоде можно разделить на три этапа:

1) обработка первичных документов (реестров первичных документов), представляемых материально ответственными лицами, составление накопительных и группировочных ведомостей;

2) систематизация первичных документов в учетных регистрах;

3) формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров. Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки), а в необходимых случаях и показатели регистров аналитического учета используются для составления  бухгалтерской отчетности.

Процедура составления бухгалтерской отчетности

включает:

1) проверку записей на счетах бухгалтерского учета и исправление ошибок;

2) уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и пассивов;

3) отражение финансового результата деятельности организации;

4) заполнение форм бухгалтерской отчетности.

Для проверки полноты и правильности записейпо счетам бухгалтерского учета используются различные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации формы бухгалтерского учета.

Обычно проверку записей на счетах бухгалтерского учета проводят

по следующим направлениям:

-       сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основаниям для записей;

-       сравнивают между собой обороты и остатки по всем синтетическим счетам (суммарно);

-       сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

-       При составлении бухгалтерского отчета должно быть обеспечено:

-       полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

-       полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

-       регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

-       правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать подготовительная работа, которую ведут по заранее составленному специальному графику. Важный этап подготовительной работы – закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. Но до этого должны быть сделаны все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, включая результаты инвентаризации, проверена их правильность.

Закрывая счета, следует иметь в виду, что современные производства находятся в сложных и многообразных связях с другими подразделениями предприятия. При взаимном использовании продукции и услуг цехами и участками невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Часть затрат по некоторым объектам калькуляции приходится отражать в плановой оценке. Именно по этой причине особенно важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

На практике закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное число потребителей и минимальные встречные затраты, а заканчивают закрытие счетами с минимальным числом потребителей и максимальным числом встречных затрат. Делают это так. Вначале исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Затем распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 31 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство»; списывают затраты со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности организации и закрывают счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», распределяют прибыль и закрывают счет 80 «Прибыли и убытки».

Отражение финансового результата деятельности организации

при составлении годовой бухгалтерской отчетности включает:

-       закрытие субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи» (90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы»), на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»;

-       закрытие субсчетов, открытых к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы»), на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

-       начисление налога на прибыль, а также сумм причитающихся налоговых санкций;

-       списание чистой прибыли (убытка) на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Процедура заполнения форм бухгалтерской отчетностипредставляет собой перенос сгруппированных по элементам отчетности данных из бухгалтерских регистров в соответствующие разделы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности. Основным учетным регистром, на основании которого заполняются отчетные формы, является Главная книга. Некоторые показатели форм бухгалтерской отчетности определяются по данным аналитического учета. Важным контрольным моментом при заполнении форм бухгалтерской отчетности является взаимоувязка показателей форм отчетности, под которой понимается сопоставление показателей, демонстрирующих оценку одних и тех же элементов финансового положения организации в разных формах бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс – это собранные в определенном порядке и обобщенные сведения о средствах предприятия и их источниках на конкретный момент времени.

В балансе отражают результаты хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, кредиторами, другими предприятиями и организациями, покупателями и продавцами, взаимоотношения с рабочими, служащими и учредителями.

Баланс позволяет судить о деятельности предприятия, его обеспеченности собственными средствами, о фактическом наличии основных средств и запасах материальных ценностей.

В то же время баланс как бы подводит итог деятельности предприятия за определенный календарный период.

Баланс составляют на конец отчетного периода. Это значит, что в балансе представлено состояние дел на предприятии в конкретный момент, а не дана картина деятельности в течение месяца. Например, в течение месяца в кассе совершались различные операции с наличными деньгами: их получали, тратили, снова получали, а на момент составления баланса в кассе не оказалось ничего. В балансе будет отражено отсутствие денег, а все, что происходило с наличностью в течение этого месяца, останется за пределами баланса.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для создаваевых организаций считается период с момента их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября можно считать первым отчетным годом период с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Показатели вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. Причины изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года следует объяснить.

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и  помарок.

Изменения в отчетности, относящиеся к текущему и к прошлому году (после ее утверждения), производят в отчетности, которая составляется за отчетный период. Исправления ошибок подтверждают подписью лиц, которые вносили исправления, указывается дата исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия. В организации, в которой бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Коротко остановимся на остальных составляющих бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятель­ности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период. Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности. Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

В статье «Выручка (Нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязатель­ных платежей)»  указывается поступившая на счета предприятия в банках либо в кассу выручка от реализации готовой продукции (работ), услуг, от продажи това­ров, за вычетом стоимости акцизов, налога на добавленную стоимость и дру­гих обязательных платежей.

Показатель  «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» со­держит информацию о сумме расходов, понесенных предприятием на производство продукции (работ, услуг) без учета сумм, отраженных по статье «Управленческие расходы».

По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты по сбыту, учиты­ваемые на счете 43 «Коммерческие расходы» и относящиеся к реализованной про­дукции (работам, услугам).

По статье «Управленческие расходы» отражаются суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с установленным порядком и списы­ваемые с него при определении финансовых результатов непосредственно на дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

По статьям «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» отражаются суммы, причитающихся в соответствии с договорами к получению дивидендов (подлежащих к уплате процентов) по облигациям, депозитам и т.д.

При финансовых вложениях в ценные бумаги других организаций доходы, полу­чаемые предприятием по акциям, отражаются в статье «Доходы от участия в других организациях».

По статьям «Прочие операционные доходы» (строка 090) и «Прочие операцион­ные расходы» (строка 100) отражаются данные по операциям, связанным с движе­нием имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, цен­ных бумаг и т.п.).

По статьям «Прочие внереализационные доходы» (строка 120) и «Прочие вне­реализационные расходы» (строка 130) показываются результаты от операций, не нашедших отражения в предыдущих статьях формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

По статье «Налог на прибыль» (строка 150) показывается отраженная в бухгал­терском учете сумма налога на прибыль (доход), исчисленная предприятием в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, подлежащая перечислению (перечисленная) в бюджет за счет прибыли в порядке ее распределения и учтенная на счете 81 «Использование прибыли».

В отчете о движении капитала(форма №3) содержится информация об изменениях собственных средств, целевых поступлений и оценочных резервах. Так, в разделе “Собственный капитал” отражают данные о движении уставного (складочного) капитала организации, уставного фонда унитарного предприятия, добавочного капитала, резервного капитала, фондов организации, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевых финансирования и поступлений.

В отчете о движении денежных средствприводят информацию о приходе, расходе и остатках на счетах бухгалтерского учета 50, 51, 52 и 55 в рублях. При наличии денежных средств в иностранной валюте сначала составляют расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета пересчитывают по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируют.

В форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» дается характеристика заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений, имущества, социальных показателей и др.

Таким образом, главным источником информации об имущественном положении организации является бухгалтерский баланс.  Полную и достоверную информацию о деятельности организации дают показатели отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Важно отметить, что форма № 2 является основным источником информации о доходности предприятия. Информацию об источниках формирования собственного капитала за отчетный период и причинах его изменения предоставляют показатели отчета об изменении капитала (форма № 3). Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» дополняет основные формы отчетности и поясняет изменения, произошедшие с денежными средствами организации за отчетный период.

Теперь перейдем к рассмотрению порядка представления бухгалтерской отчетности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Порядок представления бухгалтерской отчетности
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организации или собственникам имущества и территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять госимуществом. Всем другим органам исполнительной власти, а также банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ [3, ст.15].

Предприятия обязаны сдать квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством.

Годовая бухгалтерская отчетность перед тем должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.

Датой сдачи бухгалтерской отчетности считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий день, сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с нею и получать копии с возмещением расходов на копирование. Это заинтересованные пользователи.

Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ представляют сводную квартальную бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых на них возложены обязанности регулирования их деятельности, не позднее 45 дней по истечении отчетного периода, а годовую – не позднее 25 апреля следующего за отчетным года Минэкономики РФ, Минфину РФ и Госкомстату РФ.

Если у предприятия есть дочерние организации и общества, кроме собственного бухгалтерского отчета они составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов этих предприятий, находящихся как на территории РФ, так и за ее пределами.

Организация, имеющая дочерние и зависимые общества, должна представлять консолидированную годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 25 апреля следующего за отчетным годом в порядке, установленном законодательством РФ.

Для унитарного предприятия, имеющего дочерние предприятия, сроки составления и представления годового бухгалтерского отчета устанавливает государственный орган или орган местного управления, уполномоченный на его создание, в пределах сроков, установленных для министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти (45 дней по квартальной отчетности и 25 апреля следующего за отчетным годом).

Заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности

— юридические и физические лица,  имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

       Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, на основе которой возможно распоряжаться инвестициями; о способности организации выплачивать дивиденды;

2) работники и их представители (профсоюзы и др.) заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

3) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;

4) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

5) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

6) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения;

7) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

         К внутренним пользователям относятся высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления политики дивидендов. Они также составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой организацией или её приобретения, структурной реорганизации.

Таким образом, тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации.

Далее перейдем непосредственно к вопросам обработки бухгалтерской информации и подготовке финансовой отчетности на примере ООО «Русский характер».

    продолжение
--PAGE_BREAK--3 ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ООО «Русский характер»


3.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

ООО «Русский характер» — производственное предприятие, которое занимается лесозаготовками, лесопилением, деревообработкой. Основным видом деятельности является производство строительных материалов из древесины. Конечной продукцией являются пиломатериалы, производство срубов, половой рейки, евровагонки, оконных и дверных блоков и др., которые предприятие реализует как на внутреннем, так и на внешних рынках.

  Целью деятельности ООО «Русский характер» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке и, соответственно получение прибыли в процессе этой деятельности.

Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.

Возглавляет ООО «Русский характер» директор. Согласно уставу общества, он назначается на должность общим собранием участников общества.

Штат бухгалтерии насчитывает три специалиста:

а) возглавляется главным бухгалтером, на которого возложено руководство и контроль за работой бухгалтерии, разработка учетной политики предприятия и т.д.;

б) бухгалтера расчетной группы: осуществляет работу с банком, ведение расчетных операций, бухгалтер по расчетам с персоналом: начисляет заработную плату, отчисления ЕСН; ведет налоговые карточки по ЕСН, НДФЛ, предоставляет сведения о начисленных доходах;

в) бухгалтер материальной группы: обрабатывает первичную документацию по движению материальных ценностей, проверяет и обрабатывает отчеты материально ответственных лиц.

Среднесписочная численность работников ООО «Русский характер» составила 36 человека, в том числе:

— управленческий персонал – 3 чел.

— специалисты – 8 чел.

— производственные рабочие – 20 чел.

— обслуживающий персонал 5 чел.

В соответствии с организационной структурой на предприятии разработано и утверждено штатное расписание, в котором указан перечень должностей, количество штатных единиц, установленные должностные оклады. Фактически данные документ является сметой расходов на оплату труда, так как в нем содержатся сведения о фонде оплаты труда.

Цены на производимую продукцию ООО «Русский характер» аналогичны ценам конкурирующих фирм. ООО «Русский характер» собственным транспортом доставляет свою продукцию покупателям. Кроме того, занимается рекламой своей продукции. Для чего арендовало рекламные стенды, заказывало объявления по радио и телевидению.

Были у фирмы расходы по торговой деятельности. Это аренда магазина, зарплата продавцов, амортизация торгового оборудования и кассового аппарата, и т.д.
  
3.2Формирование бухгалтерского баланса

Рассмотрим формирование бухгалтерского баланса на примере предприятия ООО «Русский характер».

Данные оборотно — сальдовой ведомости по итогам работы за 2008 г. представлены в таблице:

                                                                                                      Таблица 1

Оборотно-сальдовая ведомость за 2008 г.

Счет

Наименование

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

 Дебет 

Кредит

Дебет

Кредит

 Дебет 

Кредит

01

Основные средства

343 400

 

112 000

120 000

335 400



01/1

Основные средства, субсчет «Выбытие»



 

120 000

120 000





02

Амортизация основных средств

 

105 200

96 000

36 100

 

45 300

04

Нематериальные активы

90 000

 

50 000

 

140 000



05

Амортизация нематериальных активов



26 000

 

9 300

 

35 300

08

Вложения во внеоборотные активы





162 000

162 000





09

Отложенные налоговые активы





9 096

1 516

7 580



10/1

Материалы, субсчет «Сырье и материалы»

176 000

 

1 185 750

1 100 720

261 030



10/3

Материалы, субсчет «Топливо»

42 500

 

900 600

926 300

16 800



10/9

Материалы, субсчет «Инвентарь и хоз.принадлежности»

36 400

 

143 000

152 600

26 800



19

НДС по приобретенным ценностям





429 543

429 543





20

Основное производство

68 100

 

12 352 325

12 290 100

130 325



26

Общехозяйственные расходы





1 382 700

1 382 700





43

Готовая продукция

196 935

 

12 290 100

12 310 035

177 000



44

Расходы на продажу





1 140 900

1 140 900





50

Касса

16 790

 

8 112 160

8 095 360

33 590



51

Расчетный счет

776 590

 

22 992 200

22 238 300

1 530 490



60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

108 200

493 500

2 361 613

2 815 893

107 050

446 630

Продолжение таблицы 1

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

379 800

232 100

19 609 890        

19 109 000   

686 690

38 100

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам





3 511 220

3 511 220





68

Расчеты по налогам и сборам



114 200

4 086 881

4 404 628

 

431 947

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению



67 375

2 150 685

2 174 900

 

91 590

70

Расчеты с персоналом по оплате труда



529 140

8 573 360

8 365 000

 

320 780

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами



38 900

2 001 100

2 103 505

 

141 305

80

Уставный капитал



100 000

 

 

 

100 000

82

Резервный капитал



13 100

 

 

 

13 100

83

Добавочный капитал



173 300

 

 

 

173 300

84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)



320 000

 

1 287 203

 

1 607 203

97

Расходы будущих периодов

4 300

 

56 000

42 300

18 000



98

Доходы будущих периодов



26 200

 

 

 

26 200

99

Прибыли и убытки





1 789 855

1 789 855





Всего:

2107815

2107815

106 118 978

106118978    

3390155

3390155



Заполнение бухгалтерского баланса начинается с графы 3 «На начало отчетного года», в которую переносятся показатели графы 4 «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса ООО «Русский характер» за 2007 г.

Заполнение графы 4 бухгалтерского баланса начинается с раздела «Актив», подраздела I «Внеоборотные активы».

Стоимость нематериальных активов на конец 2008 г. в организации составила: 140 000 руб. (дебетовое сальдо по счету 04 «Нематериальные активы»), сумма начисленной амортизации (кредитовое сальдо по счету 05 «Амортизация нематериальных активов») – 35 300 руб. По строке 110

 «Нематериальные активы» ООО «Русский характер» отражает 104 700 руб. (140 000 руб.– 35 300 руб.).

Первоначальная стоимость основных средств на конец отчетного периода составила 335 400 руб. (дебетовое сальдо по счету 01 «Основные средства»), сумма начисленной амортизации (кредитовое сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств») – 45 300 руб. Показатель для строки 120 «Основные средства» составит 290 100 руб. (335 400 руб. -41 300 руб.).

В организации отсутствует незавершенное строительство (дебетовое сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке»), и доходные вложения в материальные ценности ( счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»), поэтому в строках 130 «Незавершенное строительство» и 135 «Доходные вложения в материальные ценности» ставится прочерк.

Долгосрочные финансовые вложения в организации отсутствуют, поэтому по строке 140 также ставится прочерк.

В 2008 году по решению комиссии организации было принято решение ликвидировать объект в ходе его физического износа первоначальной стоимостью 120 000 руб., срок полезного использования 60 мес. Объект эксплуатировался с 1 октября 2004 г. по 1 октября 2008 г. расходы по ликвидации и демонтажу составили 13 900 руб. В результате бал получен убыток в сумме 37 000 руб. Поскольку объект эксплуатировался в течении 48 месяцев, то для целей налогообложения убыток равномерно признается в течении 12 месяцев в сумме 3158,33 (37 900,00 руб./ 12 мес.).

Рассмотрим журнал хозяйственных операций:

                                                                                                        Таблица 2



№ п/п

Название хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В октябре 2008 г.

1

Отражен отложенный налоговый актив

09 «Отложенные налоговые активы»

68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

9 096,00 (37 900 * 24%)

В течении 12 месяцев, начина с ноября 2008 г.

2

Погашен отложенный налоговый актив

68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

09 «Отложенные налоговые активы»

758,00 (9 096/

12 мес.)

Следовательно, дебетовое сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы» составляет 7 580 руб. (9 096 руб. – 1 516 руб.(758 руб.* 2 мес.)). Этот показатель отражается по строке 145 «Отложенные налоговые активы» баланса.

По строке 150 «Прочие внеоборотные активы» ставится прочерк.

По строке 190 «Итого по разделу I» отражается стоимость всех внеоборотных активов организации: 104 700 руб. + 290 100 руб. + 7 580 руб. = 402 380 руб.

Затем заполняется раздел II «Оборотные активы».

По строке 211 «сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражается дебетовое сальдо по счету 10 «Материалы» в сумме 304 630 руб. (261 030 руб. + 16 800 руб. +26 800 руб.).

По строке 212 «животные на выращивании и откорме» ставится прочерк.

По строке 213 «затраты в незавершенном производстве» отражается дебетовое сальдо по счету 20 «Основное производство» в сумме 130 325 руб.

По строке 214 «готовая продукция и товары для перепродажи» отражается дебетовое сальдо по счету 43 «Готовая продукция» в сумме 177 000 руб.

По строке 215 «товары отгруженные» ставится прочерк.

По строке 216 «Расходы будущих периодов» отражается сальдо счета 97 «Расходы будущих периодов» в сумме 18 000 руб.

По строке 217 «Прочие запасы и затраты» ставится прочерк.

Таким образом, строка 210 «Запасы» отражает стоимость материально-производственных запасов и расходов в незавершенном производстве ООО «Альфа»:

304 630 руб. + 130 325 руб. + 177 000 руб. + 18 000 руб. = 629 955 руб.

Дебетовый остаток по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отсутствует, поэтому по строке 220 баланса ставится прочерк.

Долгосрочная дебиторская задолженность в организации отсутствует, в строке 230 баланса также ставится прочерк.

Краткосрочная дебиторская задолженность на конец отчетного периода складывается из суммы выданных поставщикам авансов (дебетовое сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») – 107 050 руб., и не оплаченной покупателями продукции (дебетовое сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») — 686 690 руб.

Показатель по строке 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) составляет 793 740 руб. (107 050 руб. + 686 690 руб.).

Расшифровка дебиторской задолженности покупателей отдельно указывается по строке 241 «в том числе покупатели и заказчики» в сумме 686 690 руб.

Краткосрочные финансовые вложения у ООО «Русский характер»отсутствуют, поэтому по строке 250 баланса ставится прочерк.

Показатель строки 260 «Денежные средства» организации равняется сумме остатка денежных средств на расчетном счете и в кассе – 1 564 080 руб. (1 530 490 руб. + 33 590 руб.).

Прочие оборотные активы отсутствуют, поэтому по строке 270 баланса ставится прочерк.

Сумма показателей раздела II «Оборотные активы» отражается по строке 290 «Итого по разделу II»:

629 955 руб. + 793 740 руб. + 1 564 080 руб. = 2 987 775 руб.

Теперь определим общую величину актива баланса, которая равняется сумме внеоборотных и оборотных активов: 402 380 руб. + 2 987 775 руб. = 3 390 155 руб. Эта величина отражается по строке 300 «БАЛАНС».

Затем заполняется раздел «Пассив», подраздел III «Капитал и резервы».

По строке 410 «Уставный капитал» отражается величина уставного капитала ООО «Русский характер»(кредитовое сальдо по счету 80 «Уставный капитал») в сумме 100 000 руб.

Сальдо по счету 81 «Собственные акции (доли)» в организации отсутствует, поэтому строка 411 пассива баланса не заполняется.

По строке 420 «Добавочный капитал» отражается величина кредитового остатка по счету 83 «Добавочный капитал» — 173 300 руб.

Величина резервного капитала ООО «Русский характер» согласно учредительным документам составляет 13 100 руб. Общества с ограниченной ответственностью имеют право создавать резервный фонд, если это предусмотрено учредительными документами, но не обязаны это делать (ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому величина резервного капитала отражается по строке 430 и 432 пассива баланса.

По состоянию на 31 декабря 2008 г. нераспределенная прибыль ООО «Альфа» (кредитовое сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)») составила 1 607 203 руб. Данный показатель отражается по строке 470 пассива баланса.

Итоговая величина раздела III «Капитал и резервы» отражается по строке 490 в сумме 1 893 603 руб. (100 000 руб. + 173 300 руб. + 13 100 руб. + 1 607 203 руб.).

Долгосрочные обязательства в организации отсутствуют, поэтому раздел IV «Долгосрочные обязательства» не заполняется, в строках 510, 515, 520, 590 ставятся прочерки.

Затем заполняется раздел V «Краткосрочные обязательства».

В 2008 году ООО «Русский характер» взял и погасил краткосрочный кредит на сумму 3 500 000 руб., сальдо по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитами займам» отсутствует, следовательно, в строке 610 «Займы и кредиты» ставится прочерк.

По строке 621 «поставщики и подрядчики» отражается кредитовый остаток по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в сумме 446 630 руб.

По строке 622 «задолженность перед персоналом организации» отражается сумма начисленной, но не выплаченной заработной платы (кредитовое сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») в сумме 320 780 руб.

По строке 623 «задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма не перечисленных в бюджет взносов на обязательное пенсионное страхование и на социальное страхование от несчастных случаев на производстве (кредитовое сальдо счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в части расчетов с ФСС и ПФР по отчислениям на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и на обязательное пенсионное страхование) в сумме 42 272 руб.

По строке 624 «задолженность по налогам и сборам» отражается сумма не перечисленного в бюджет налога на имущество, НДС, налога на прибыль и ЕСН (кредитовое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в части начисления ЕСН) в сумме 481 265 руб. (431 947 руб.+49 318 руб.).

По строке 625 «Прочие кредиторы» отражается сумма перечисленного аванса покупателями и прочими дебиторами (кредитовое сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в сумме 179 405 руб. (38 100 руб. + 141 305 руб.)

Таким образом, величина кредиторской задолженности, отражаемой по строке 620 равна:

446 630 руб. + 320 780 руб. + 42 272 руб. + 481 265 руб. + 179 405 руб. = 1 470 352 руб.

Задолженность перед учредителями по выплате доходов отсутствует, поэтому в строке 630 пассива баланса ставится прочерк.

По строке 640 «Доходы будущих периодов» отражается величина остатка по счету 98 «Доходы будущих периодов» в сумме 26 200 руб.

В 2008 году резерв предстоящих расходов не создавался, поэтому по строке 650 пассива баланса ставится прочерк.

Прочие краткосрочные обязательства в организации отсутствуют, в строке 660 также ставится прочерк.

Таким образом, строка 690 «Итого по разделу V» равняется сумме всех краткосрочных обязательств организации:

1 470 352 руб. + 26 200 руб. = 1 496 552 руб.

Теперь определим общую величину пассива баланса, которая равняется сумме III и V раздела баланса: 1 893 603 руб. + 1 496 552руб. = 3 390 155руб. Эта величина отражается по строке 700 «БАЛАНС» и равна показателю строки 300 актива баланса.

Кроме того, часть ценностей ООО «Русский характер»числится на забалансовых счетах и отражается в балансе в «Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах».

На забалансовом счете 010 отражена стоимость арендованных основных средств в сумме 35 000 руб. Данная величина отражается по строке 910 «Арендованные основные средства».

В 2008 г. организация приняла на ответственное хранение товарно-материальные ценности в сумме 28 000 руб. По строке 920 отражается сальдо по счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

 По строке 940 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» отражена сумма списанной на прочие расходы дебиторской задолженности покупателей с истекшим сроком исковой давности в размере 70 000 руб. В 2008 году задолженность не была погашена, поэтому ООО «Альфа» продолжает ее учитывать на забалансовом счете.

На основании данных расчетов формируем бухгалтерский баланс (Приложение 1)    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы управления инвестиционными проектами
Реферат Понятие и состав административного правонарушения (контрольная по дисциплине Основы российского законодательства)
Реферат Значение химии в создании новых материалов, красителей и волокон
Реферат Лизинговые отношения в России
Реферат Greek Gods And Goddesses Essay Research Paper
Реферат 1. Условие возникновения, становления опыта и его актуальность
Реферат Особливості експертизи кисломолочних сирів, порядок та правила перепуску їх через митний кордон України (за матеріалами магазину "Вибір" м. Рівне)
Реферат Влияние уровня притязаний на уровень удовлетворенности отношениями с противоположным полом
Реферат Французская модель публичного управления. Исторический аспект
Реферат Маркетинговая логистика как фактор повышения конкурентоспособности
Реферат Случай Опальные рассказы
Реферат Поняття інвестицій та інвестиційної діяльності в Україні. Роль іноземних інвестицій в економі
Реферат Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР с интеллектуальной недостаточностью
Реферат Изучение ассортимента и качества кальмаров
Реферат Автоматизована система керування заводу по виготовленню цегли