Реферат по предмету "Экономика"


Политика дорогих и дешевых денег в современной рыночной экономике

--PAGE_BREAK--
1.4.         Инструменты денежно – кредитной политики
Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной  политики,  с помощью которой центральный банк осуществляет  свою политику по отношению  к коммерческим банкам. К ним  относятся  в  первую  очередь  изменение  ставки рефинансирования,  изменение  норм  обязательных   резервов,   операции   на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а  также  некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Тремя основными  наиболее  эффективными  средствами  осуществления  денежно-кредитной политики являются:

·        операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;

·        политика учетной  ставки  (дисконтная  политика),  т.е.  регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

·        изменение норматива обязательных резервов. [14, с.450]

      В  настоящее  время  в   мировой   экономической   практике   основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или  продажи на открытом  рынке  государственных  ценных  бумаг  центральный  банк  может осуществлять либо вливание резервов в кредитную  систему  государства,  либо изымать их оттуда.
Операции на открытом рынке

Операции  на  открытом  рынке  проводятся  центральным  банком  обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова:

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы  в  обращении,  и  центральный  банк  ставит   задачу  по ограничению  или  ликвидации  этого  излишка.  В   этом   случае центральный банк  начинает  активно  предлагать  государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам  или  населению,  которые покупают  правительственные  ценные  бумаги  через   специальных дилеров.  Поскольку  предложение  государственных  ценных  бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные  ставки  по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население  (через  дилеров)  и  банки  начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете к сокращению банковских  резервов.  Что,  в  свою очередь,  уменьшает  предложение  денег  в   пропорции,   равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

Предположим теперь, что на денежном рынке — недостаток денежных средств в обращении. В этом  случае  центральный  банк  проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно:  центральный  банк  начинает  скупать  правительственные ценные бумаги у банков и  населения по выгодному для них  курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на  государственные   ценные бумаги. В  результате  их  рыночная  цена  возрастает,  а  процентная ставка по ним падает, что делает казначейские  ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные  ценные  бумаги,  что  приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и  (с  учетом мультипликационного эффекта)  -  к  увеличению  денежного  предложения. При этом процентная ставка падает.
Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования

  Ставка рефинансирования — это процент, под  который  центральный  банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым  коммерческим  банкам,  выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка -  процент  (дисконт)  по которому  центральный  банк  учитывает  векселя  коммерческих  банков,   что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Учетную ставку (ставку  рефинансирования)  устанавливает  центральный  банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми.  При  получении кредита коммерческими банками  увеличиваются  резервы  коммерческих  банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. [4, с.617]

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы  невыгодными.  Более  того,  некоторые  коммерческие  банки,   имеющие заемные  резервы,  пытаются  возвратить  их,  т.к.  они   становятся   очень дорогими. Сокращение  банковских  резервов  приводит  к  мультипликационному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов  монетарной  политики  -  политика  учетных  ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место  после  политики центрального банка  на  открытом  рынке  (а  в  некоторых  странах  является главным инструментом управления предложения денег)  и  проводится  обычно  в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Так при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного  предложения  центральный  банк  устанавливает  высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс  продажи коммерческими банками  государственных  ценных  бумаг,  т.к.  им  становится невыгодно восполнять  резервы  займами  у  центрального  банка,  и  повышает эффективность  операций  на  открытом  рынке.  И,   наоборот,   при   покупке центральным  банком  государственных  ценных   бумаг   на   открытом   рынке центральный банк резко  понижает  учетную  ставку  (ниже  доходности  ценных бумаг). В этой ситуации  коммерческим  банкам  выгодно  занимать  резервы  у центрального  банка  и  направлять  имеющиеся  средства  на  покупку   более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика  центрального банка становится более эффективной.
Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков

Механизм  действия  этого   инструмента   денежно-кредитной   политики заключается в следующем:

·        если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то  это приводит к сокращению свободных резервов  банков,  которые  они  могут использовать для  проведения  ссудных  операций.  Соответственно,  это    вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

·        при    уменьшении    нормы    обязательных    резервов    происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот  инструмент  монетарной  политики  является,  по  мнению  специалистов, занимающихся  данной  проблемой,  наиболее  мощным,  но  достаточно  грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской  системы.  Даже  незначительное изменение  нормы  обязательных  резервов   способно   вызвать   значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные  изменения  в кредитной политике коммерческих банков.

  Большинство  экономистов  рассматривают  кредитно-денежную   политику   в качестве  неотъемлемой   части   национальной   стабилизационной   политики.

Выделяют две разновидности кредитно-денежной политики:

1)                              Мягкая кредитно-денежная политика  или  политика  «дешевых  денег»  ЦБ направлена на стимулирование экономики через  рост  денежной  массы  и снижение процентных ставок.

2)                             Жесткая кредитно-денежная политика или  политика  «дорогих  денег»  носит ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной  массы и может быть использована в качестве противодействия инфляции. [14, с.452]

К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести:

·        быстроту  и  гибкость   (предложение   денег   можно   изменять   без законодательных процедур);

·        независимость  от  политического  давления  (существует  закон о  ЦБ, определяющий его функции и полномочия);

·        «мягкость», определенная «деликатность» в реализации основных задач в сравнении с официальной политикой.
Некоторые иные методы регулирования денежно-кредитной сферы

Помимо экономических методов,  посредством  которых  центральный  банк проводит денежно -  кредитную  политику,  им  могут  использоваться  в  этой области и административные методы воздействия.

К ним  относится,  например,  использование  количественных  кредитных ограничений.  Этот  метод  кредитного   регулирования   представляет   собой количественное  ограничение  суммы   выданных   кредитов.   В   отличие   от рассмотренных  выше  методов  регулирования,  ограничение  кредита  является прямым  методом  воздействия  на  деятельность   банков.   Также   кредитные ограничения  приводят  к   тому,   что   предприятия-заемщики   попадают   в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в  первую  очередь своим традиционным клиентам, как правило,  крупным  предприятиям.  Мелкие  и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно  отметить,  что  добиваясь   при   помощи   указанной   политики сдерживания банковской  деятельности  и  умеренного  роста  денежной  массы, государство  способствует  снижению  деловой   активности.   Поэтому   метод количественных ограничений стал использоваться не так активно,  как  раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также  центральный  банк  может  устанавливать   различные   нормативы (коэффициенты),  которые  коммерческие   банки   обязаны   поддерживать   на необходимом  уровне.  К  ним  относятся  нормативы  достаточности   капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы  максимального размера  риска  на  одного  заемщика  и  некоторые  дополняющие   нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для  выполнения  коммерческими  банками.

Также центральный банк может устанавливать  необязательные,  так  называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При  нарушении  коммерческими  банками  банковского  законодательства, правил  совершения  банковских  операций,  других  серьезных  недостатках  в работе, что ведет к  ущемлению  прав  их  акционеров,  вкладчиков,  клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры  административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия  со  стороны центрального банка по отношению  к  коммерческим  банкам  не  должно  носить систематического  характера,   а   применяться   в   порядке   исключительно вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных инструментов  денежной   политики, государство   также    иногда    использует    второстепенное    селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского  кредита  и увещеваний.

Дабы избежать  излишней  спекуляции  на  фондовой  бирже,  государство устанавливает предписываемую законом  «маржу»,  т.е.  процент  от  продажной цены  ценной  бумаги,   который  должен  быть  оплачен  при   покупке   либо наличными, либо  ценными бумагами, в то время  как  на  другую  часть  может быть выписана долговая расписка.  Маржу  повышают  при  желании   ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

  Если государство  хочет  не допустить увеличения  денежной  массы,  то оно   может   всеми   возможными   средствами   отбивать    желание    брать потребительский  кредит:  повысит  ставку процента  по  нему  или  предпишет делать беспроцентный  вклад  в  центральный  банк  при   покупке   кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка  может  влиять  на  банки  путем словесного убеждения. Могут  быть  политические  заявления,  общие  решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается  к  чувству общественного  долга  банкиров.   В   общей   форме   могут   быть   сделаны предупреждения  относительно   доступности   кредита   в   будущем.   Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь  банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
Часть 2. Функцииденег в современной рыночной экономике
2.1.Деньги как мера стоимости
Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров в терминах, известных каждому участнику товарообмена, – в национальных или интернациональных денежных единицах. В функции меры стоимости деньги измеряют стоимость, или общественную ценность товаров, а цены товаров получают свое денежное выражение. Существует два основных подхода к выполнению деньгами функции меры стоимости.

Деньги в данной функции используются для контроля за мерой труда и потребления через сопоставление плановых и фактических затрат труда (живого и овеществленного), финансовой и хозяйственной деятельностью организаций независимо от формы собственности. Во всех случаях, когда учитываются затраты труда, составляются, планируются стоимостные показатели, деньги выполняют функцию меры стоимости. Особенность выполнения деньгами рассматриваемой функции состоит в том, что деньги используются идеально. Формирование цен товаров происходит вследствие их приравнивания друг к другу в ходе развития обмена. Два условия обеспечивают возможность выполнения деньгами функции меры стоимости:

1) процесс ценообразования должен носить рыночный характер;

2) сами деньги должны быть достаточно устойчивыми.

В России наблюдается явление, получившее название долларизации экономики, для которого характерно следующее: ряд функций денег выполняет не законное платежное средство – рубль, а иностранная денежная единица – доллар. В условиях долларизации российской экономики цены в условных единицах (своеобразный псевдоним доллара) устанавливаются на товары и услуги с длительными сроками поставки, дорогостоящие товары и импортные товары. В связи с наблюдающимся падением курса доллара к евро условные единицы стали и псевдонимом евро.

Подводя итог тому, что было сказано о первой функции денег, можно с уверенностью отметить следующее:

– несмотря на происходящие существенные изменения в экономическом развитии стран, смену общественного строя, моделей экономического развития, модификацию форм и видов денег, функция денег как меры стоимости, несомненно, сохраняется и имеет первостепенное значение как для выполнения деньгами прочих функций, так и для функционирования экономической системы в целом;

– функция денег как меры стоимости эволюционирует одновременно с эволюцией форм и видов денег, выступая сегодня, скорее, как функция счетных денег, масштаб цен;

– в связи с эволюцией форм и видов денег функция денег как меры стоимости в своем первоначальном виде в большей степени отражает товарное происхождение денег, помогая раскрыть специфику денег как экономической категории; – роль денег в функции меры стоимости (масштаба цен, счетных денег) проявляется, прежде всего, в результатах их участия в процессе установления цены товара. Применение денег позволяет сопоставить выручку от реализации продукции (отдельных ее видов) с издержками на ее производство, сопоставить выгодность изготовления каждого вида продукции. Тем самым деньги используются для контроля за мерой труда и потребления через сопоставление плановых и фактических затрат труда (живого и овеществленного), контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий и организаций независимо от формы собственности. Поэтому механизм ценообразования в условиях рынка должен давать возможность снижать издержки производства и повышать его эффективность.
2.2.Деньги как средство обращения
Данная функция денег трактуется однозначно практически всеми экономическими школами. Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Процесс купли-продажи характеризуется одновременным и разнонаправленным движением экономических благ и денег. Эту функцию выполняют реальные деньги, но не обязательно полноценные.

Деньги в функции средства обращения можно представить как деньги в цепочке Т – Д – Т (товар – деньги – товар). Цепочка сделок может быть достаточно длинной. При этом деньги, будучи обменены на товары, обеспечивают их обращение, делают возможным переход прав собственности на товар от одного лица к другому. И наоборот, отсутствие денег или их «выпадение» из данной цепочки прерывает нормальный процесс обращения товаров.

Чтобы функционировать в качестве средства обращения, деньги должны отвечать следующим условиям:

1) пользоваться всеобщим признанием в качестве денег;

2) быть санкционированными государством на выполнение этой функции, поскольку только государство может обязать других субъектов экономики принимать определенные знаки в качестве денег.

При всей важности этих двух условий основополагающим является первое, т. е. желание продавца отдать свой товар за деньги. Без этого постоянное обращение товаров невозможно – оно будет прерываться.

Если государство принимает решение о прекращении хождения тех или иных купюр и монет в качестве денег, они из собственно денег превращаются в фантики.

В качестве средства обращения деньги:

– опосредуют движение товаров и услуг;

– преодолевают индивидуальные количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру;

– сокращают издержки обращения.

Самой ранней формой обмена одного продукта труда на другой был бартер, или непосредственный обмен одной вещи на другую, одной услуги на другую. Деньги как таковые отсутствовали, т. е. деньги не вызывают, а лишь облегчают обмен одних благ на другие. Замена товарного обмена на товарно-денежный обмен приводит к сокращению издержек обращения и к рационализации обмена.

В процессе товарно-денежного обращения покупатель контролирует уровень цен и качество потребляемых товаров и услуг, что вынуждает производителей искать резервы снижения издержек и повышения качества производимой продукции. В итоге это также направлено на повышение эффективности производства. И наоборот, деформация в выполнении деньгами функции средства обращения, «натурализация» экономических отношений между хозяйствующими субъектами приводят к расширению «теневой» экономики.

В свою очередь, расширение «теневой» экономики означает рост недоимок платежей в бюджет и как следствие – увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и по социальным выплатам. В рамках макроэкономики происходит падение совокупного спроса, что сдерживает развитие национальной экономики.
2.3.Деньги как средство накопления
Функция денег как средства накопления в условиях золотомонетного обращения реализуется в качестве средства образования сокровищ. Однако в настоящее время ни в одной стране нет «золотого регулятора» денежного обращения. Происходит накопление знаков стоимости, не разменных на золото. Эти денежные знаки выполняют функцию накопления или сохранения стоимости (сбережения).

Средство сохранения стоимости (средство накопления) – способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки. Эта функция денег является следствием их абсолютной ликвидности. Абсолютная ликвидность денег означает, что с помощью денег их владелец может в любой момент выполнить любое обязательство, быстро и без потерь обменять деньги на товары и услуги, поскольку они всегда могут быть использованы в качестве средства обращения и платежа и имеют фиксированную номинальную стоимость. [6, с.573]

Когда речь идет о средстве сохранения стоимости (средстве сбережения), это означает, что покупательная способность денег станет в будущем по крайней мере не меньше сегодняшней.

Существуют объективные причины роста сбережений населения и соответственно использования денег в качестве средства сохранения стоимости:

– рост денежных доходов;

– изменение структуры потребительского спроса в пользу увеличения потребления товаров длительного пользования;

– стремление гарантировать привычный уровень жизни после выхода на пенсию, в случае потери трудоспособности;

– необходимость ликвидации противоречия между уровнем потребления и доходом молодежи.

Когда речь идет о средстве накопления, это означает, что покупательная способность денег станет в будущем выше сегодняшней. Экономические субъекты накапливают деньги:

– для осуществления инвестиций;

– для получения соответствующего дохода;

– для сезонных и других закупок с фиксированными сроками проведения.

Основным условием выполнения деньгами функции средства накопления является стабильность их покупательной способности, т.е. способности денег обмениваться на товары и услуги. Стабильная покупательная способность определенного количества денег означает возможность их владельца приобретать неизменный набор товаров и услуг. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться.

При неполном выполнении национальной валютой функции средства накопления происходит скупка свободно конвертируемой валюты, в которой население делает свои сбережения. Эти сбережения осуществляются, скорее, не в целях роста доходности, а как гарантии сохранения сбережений.

Выполняя функцию средства накопления, деньги опосредуют формирование, распределение и перераспределение национального дохода, используются при накоплении, в том числе амортизационных отчислений предприятий, средств государственных и местных бюджетов, денежных средств личного сектора. Деньги в функции накопления влияют на объем и структуру платежеспособного спроса и его размещение по группам субъектов экономики. Деформация в выполнении деньгами данной функции связана с инфляцией, когда покупательная способность денежной единицы снижается.
2.4.Функция денег как средство платежа
На базе функционирования денег как средства платежа возникают следующие виды денежных обязательств, погашение которых связано с функцией денег как средства платежа:

– обязательства, возникающие в связи с использованием кредита;

– обязательства по оплате труда, выплате пенсий и других пособий государством или негосударственными структурами по отношению к населению;

– различные долговые финансовые обязательства (например, уплата налогов);

– страховые обязательства;

– обязательства, вытекающие из решений административно-судебных органов.

Особенностью выполнения деньгами данной функции является то, что: или движение стоимости является самостоятельным и непосредственно не связано с одновременным движением товара, или движение денег оторвано от движения товара; при этом:

– происходит несовпадение по времени и в пространстве движения денег и движения товаров;

– используются наличные или безналичные деньги;

– деньги должны быть реальными (исключение – идеальные деньги в случае зачета взаимных требований);

– эту функцию могут выполнять знаки стоимости, т. е. неполноценные деньги.

Деньги в данной функции используются для погашения разного рода денежных обязательств, контроля за распределением валового-внутреннего продукта. Контроль проводят финансовые органы и кредитные организации в процессе финансирования и кредитования экономики, расчетно-кассового обслуживания предприятий. Сбои в выполнении деньгами данной функции приводят к нарастанию неплатежей в экономике, которое может вызвать так называемый платежный кризис.

При несоблюдении условий выполнения деньгами функции средства обращения и производной от нее функции платежа в экономике могут появиться так называемые суррогатные деньги. Суррогатными деньгами называют заменители денег, официально обращающихся на территории данной страны. Объективно возможность появления суррогатных денег связана с тем, что деньги в функции средства обращения выступают «мимолетным посредником обмена», поэтому появляется возможность замены реальных денег их суррогатами. При отсутствии официальных денег (или их неспособности выполнять свои функции) в оборот могут поступать самые разнообразные деньги-заменители. Суррогатными деньгами могут быть ценные бумаги (прежде всего векселя), золото, иностранные валюты и даже разного рода талоны – главное, чтобы их принимали партнеры по обмену.

Отдельные субъекты экономических отношений могут быть готовы принять в уплату причитающегося долга различные денежные знаки, но законные платежные средства – это денежные знаки, которые они обязаны по закону принимать в уплату.
2.5.Функция мировых денег
Главная особенность мировых денег состоит в том, что свои функции они выполняют вне единого национального хозяйственного пространства и за пределами юрисдикции какого-то одного государства.

При использовании полноценных денег в условиях золотомонетного обращения данную функцию могли выполнять любые национальные валюты, разменные на золото. При переходе к неполноценным деньгам функцию мировых денег выполняют отдельные свободно конвертируемые, а также коллективные валюты (международные единицы типа СДР, евро и т. п.).

При использовании отдельных свободно конвертируемых валют в качестве мировых денег фактически возникает вопрос о международном признании той или иной национальной денежной единицы. Под признанием в данном случае следует понимать не какой-то международный договор, а реальную готовность субъектов мировой экономики (иностранных фирм, банков, государств) принимать эти деньги в качестве расчетного, платежного средства и официального резервного актива. С появлением евро начался процесс оттеснения доллара в международных валютных резервах, расчетах и платежах, но процесс этот будет длительным. При этом нельзя исключать вероятность появления «азиатского евро» в Евро-Азиатском экономическом союзе и международной региональной валюты в рамках СНГ.

Деньги в данной функции используются для определения выгодности операций по экспорту и импорту товаров, денежных расчетов по таким операциям, расчетов по кредитным и иным нетоварным операциям. Для характеристики роли денег во внешнеэкономических отношениях важно также то, что в торговом балансе операции по экспорту и импорту сопоставляются в денежном выражении.

На роль денег во внешнеэкономических взаимоотношениях страны влияет курс национальной валюты к валютам других стран. Взаимосвязь функций денег наиболее наглядно проявляется в интегральных функциях денег как средства платежа и мировых денег. Так, функционирование денег как средства платежа предполагает:

– выполнение деньгами функции меры стоимости, масштаба цен, счетных денег – до вступления товара в оборот должна быть определена его цена;

– выполнение деньгами функции средства накопления (сбережения), например первоначальное накопление средств у кредитора;

– использование денег как средства обращения, например в случае расходования денег страховой компанией после получения страхового платежа.

Функция денег как мировых денег предполагает также тесное переплетение всех остальных функций денег:

– мировые деньги используются в качестве меры стоимости, масштаба цен, счетных денег при определении цен товаров и проведении сделок на международных товарных и валютных рынках. Здесь используются понятия «валюта цены (сделки)» и «валюта платежа» – наименования денежной единицы, в которой должно быть погашено обязательство импортера по внешнеторговому контракту или заемщика по международному кредиту. Валюта сделки и валюта платежа могут быть согласованы между субъектами платежных отношений и зафиксированы в виде международной денежной единицы.

Функцию меры стоимости мировые деньги выполняют и при определении пропорции обмена одной валюты на другую или цены валюты, выраженной в другой валюте (валютного курса);

– в качестве официального резервного актива мировые деньги выполняют функцию средства накопления.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Часть 3.  Политика «дорогих» и «дешевых» денег в современных условиях
Управление процентными ставками является сравнительно новым инструментом денежной политики. В новейшей истории российские денежные власти проводили активную процентную политику лишь в 1997–1998 годах, стремительно расширяя рынок государственных заимствований. Тогда, несмотря на возросшие сбережения населения и снижавшуюся инфляцию, все закончилось системным финансовым кризисом.

В нынешнем столетии денежные власти фактически устранились от проведения процентной политики, в максимально либеральном стиле сконцентрировавшись на борьбе с избыточной ликвидностью. Низкие процентные ставки и значительный объем доступных финансовых ресурсов обеспечивались поступлением нефтяных доходов и привлечением внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате росли производство, доходы и потребление населения, но импорт и внешний долг увеличивались быстрее, что ухудшило положение России в контексте мирового финансового кризиса. В конечном итоге «тихая гавань» оказалась в большей степени подверженной «глобальному шторму», чем прочие «жертвы» мирового кризиса. [2]

Сегодня, отстаивая, видимо, либеральную экономическую модель, Банк России процентной политикой пытается решить весьма противоречивые задачи. С одной стороны, целям стабилизации курса рубля и снижению инфляции отвечает жесткая денежная политика, предполагающая положительные реальные процентные ставки и ограничительный рост денежного предложения. С другой стороны, поддержка реального сектора национальной экономики требует масштабной финансовой помощи, в том числе привлечения доступных кредитов со сравнительно низкими процентными ставками. В настоящий момент существует значительное число предприятий (представляющих стратегический интерес, системо­образующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле и прочие), которые испытывают производственный шок, вызванный падением спроса, удорожанием комплектующих, недоступностью банковского кредита. Результат подобного «шока» не заставил себя ждать — в январе текущего года выпуск обрабатывающей промышленности снизился на четверть.

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям. Очевидно, что с учетом сложившейся структуры российской экономики, структурных проблем, а также ухудшения глобальной конъюнктуры использование чисто рыночных механизмов неизбежно сопровождается издержками, потерями и новыми угрозами. Выбор одного из направлений процентной политики осложняется сопоставлениями «pro» и «contra» в его проведении — фактически происходит выбор одного из имеющихся «плохих» решений. Улучшение вариантов решения возможно лишь административным регулированием (коль скоро речь идет о распределении государственных сбережений) и активной работой государства на микроуровне с представителями бизнеса.

Необходим, таким образом, поиск некоего комбинированного варианта: либо жесткой денежной политики совместно с выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием; либо масштабной поддержки реального сектора, сопровождаемой усилением валютного регулирования и контроля за использованием государственных средств.

Денежная политика
Девальвация рубля (с августа 2008 года курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является уже свершившимся фактом. Несмотря на все обсуждаемые плюсы и минусы снижения курса рубля, оно уже принципиально изменило валюту сбережений населения и предприятий, вызвало рост цен на внутреннем рынке и удерживает девальвационные и инфляционные ожидания на высоком уровне. Все усилия российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся на протяжении пяти лет, в итоге оказались перечеркнуты двухмесячной девальвацией. Возможность возврата к прежней ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России, проведение которой в значительной степени осложняется финансовым кризисом и спадом в реальном секторе национальной экономики.

В самом общем виде процентная политика разделяется на рестриктивную (предполагающую ограничение предложения денег и повышение стоимости финансовых ресурсов) и экспансионистскую (направленную на расширение денежного предложения и предполагающую низкие процентные ставки). Условно, политика «дешевых» или «дорогих» денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. Четкое определение указанных типов денежной политики отсутствует. Полагаем, что для российской экономики, развитие которой в последние двадцать лет характеризовалось высокой инфляцией, условное разделение на «дорогие» и «дешевые» деньги может быть произведено на основе реальных процентных ставок. [10]

За последние двенадцать лет политика «дорогих» денег проводилась лишь в 1997 году — первой половине 1998 года. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом — доходность ГКО. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения (правда, известен и итог той политики — системный финансовый кризис).

Напротив, в 2000-х годах проводилась политика «дешевых» денег. Эта политика реализовывалась за счет притока в страну нефтяных средств и привлечения внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика «дешевых» денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:

·                    преодоление экономического спада;

·                    удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);

·                    стабилизация курса рубля и платежного баланса;

·                    поддержка уровня жизни населения;

·                    ограничение безработицы;

·                    стабилизация состояния банковской системы;

·                    поддержка минимального уровня кредитования реального сектора. [11]

Перечисленные задачи представляются достаточно противоречивыми с точки зрения выработки денежной и экономической политики в целом. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются:

·                    В денежной политике — произошедшая в последние месяцы смена инструментария. В течение нескольких лет, предшествовавших финансовому кризису, ЦБ РФ практически не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования.

·                    В экономической политике — обострение «кадрового кризиса». Любое принятие решений по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и проч. связано как с нехваткой квалифицированных кадров, так и с «человеческим фактором». В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной деятельности.

Поэтому чисто рыночные механизмы неизбежно сопровождаются издержками, потерями и новыми угрозами. Вот почему выбор одного из направлений процентной политики — это фактически выбор одного из «плохих» решений.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налоговый учет российских организаций
Реферат Характер и его формирование. Характер и личность
Реферат Влияние нефтегазового комплекса на формирование эколого экономической ситуации в Западно Сибирском
Реферат Алюминий и основные его соединения
Реферат «Использование коммуникационных ресурсов интернет в образовательном процессе»
Реферат Русская консервативная журналистика при Николае II
Реферат Pythagorean Theorem Essay Research Paper The Pythagorean
Реферат Современные информационные технологии в образовании
Реферат Барьеры коммуникации
Реферат Системы и методы инвестиционного анализа
Реферат Structure In Lady With A Pet Dog
Реферат Религиозные верования в Эстонии обычаи традиции
Реферат Використання комп'ютерної техніки в суспільстві, роль програмного забезпечення
Реферат Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека
Реферат Citystates In Lower Mesopotamia Essay Research Paper